Какие бывают эмоциональные состояния: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — Гипертекстовый словарь методических терминов

Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему работы «Уголков настроения»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Введение

С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребенка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя.

Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.

Обоснованием необходимости воспитания чувств у ребенка служит прежде всего необходимость формирования гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития.

Недооценка этого, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка как мотивы и эмоции.

Краткая справка.

  • Эмоции – очень важный показатель развития личности и потому – является ключом к разгадке неосознаваемых мотивов.
  • Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка.
  • Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них.
  • Эмоциональные состояния бывают как типичные, так и случайные.
  • При этом все они носят преходящий характер.
  • Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя и не всегда ясно осознаваемы.
  • Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
  • Они обнаруживаются в различных настроениях.

Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.

Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.

Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встает на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, управляя развитием чувств детей, он сможет добиться гораздо бóльших успехов в их воспитании.

Следует учесть, что только при благоприятных условиях развития можно говорить, что устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных – у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.д.). При неблагоприятном для ребенка психологическом климате, вызывающем тяжелые переживания, часто дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи и т. д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

Следует заметить, что эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

При внимательном отношении к детям можно заметить, что немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т.

д. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитатели и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и настроения.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Так, бывает, что детей, устраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными; тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т.п., но при этом не пытаются расшифровать поведение ребенка и часто оставляют его в покое.

Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.

Именно этой цели и служат «Уголки настроения», которые введены в практику работы дошкольных учреждений.

При организации работы в этом направлении возникает ряд вопросов, которые нуждаются в детализации, переоценке и систематизации.

Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

Варианты названий и оформления календарей настроения.

При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»

  • Календарь настроения
  • Эмоциональная расческа
  • Часики настроения
  • Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
  • Эмоциональная корзина и т. д.

Основные требования к уголкам настроения.

  1. Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
  2. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
  3. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
  4. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
  5. Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:*
  • Красный

 

счастье

 

счастливое

 

 

  • Синий

 

грусть

 

грустное

 

(обязательное)

  • Желтый

 

веселье

 

веселое

 

(обязательное)

  • Зеленый

 

радость

 

радостное

 

 

  • Серый

 

спокойствие

 

спокойное

 

(обязательное)

  • Коричневый

 

обида

 

обиженное

 

 

  • Черный

 

злость, гнев

 

злое, гневное

 

(обязательное)

  1. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  2. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь (Приложение 1).
  3. Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
  4. Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам). (Приложение 2)

ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками:

  • синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
  • зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
  • красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
  • желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
  • коричневый – напряженность, тревожность;
  • черный – стресс;
  • серый (нулевой) – напряженность, огорчение.

* В данной методической разработке использованы рекомендации по цветовым предпочтениям дошкольников Велиевой С. В. («Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»)

Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.

Задачи:

  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цветы – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).

Задачи:

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).

Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.

В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает Уголки настроений с целью определения достоверности демонстрируемых данных.

В конце месяца табель-календари передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.

В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.

С детьми, определяющими свое настроение как негативное, проводятся беседы и работа по формированию позитивного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального фона ребенка.

* ПРИМЕЧАНИЕ: В приложении 2 представлены варианты оформления Уголков настроения. Однако, предпочтительно, чтобы в каждой группе ДОУ были разработаны свои варианты оформления на основе предложенных выше рекомендаций.

Шкала эмоциональных тонов: как ее применять?

Фото с сайта tumenpro.ru

Вы хотели бы лучше понимать себя и окружающих? Прогнозировать поведение людей и эффективнее с ними взаимодействовать? Нанимать продуктивных сотрудников и продавать больше клиентам? Тогда вам будет интересен инструмент, который называется Шкалой эмоциональных тонов. Подробнее о нем рассказала исполнительный директор компании «Высоцкий консалтинг» Екатерина Покало.

— Эмоциональный тон — это эмоциональное состояние человека. Оно может быть моментальным (мгновенная реакция на только что произошедшее), хроническим (в котором человек находится большую часть времени) или социальным (приемлемое поведение «на людях»). Пример последнего — когда продавец элитного автодома будет улыбаться клиенту, даже если тот своим поведением его раздражает.


Екатерина Покало
Исполнительный директор компании «Высоцкий консалтинг»

Но иногда бывает так, что человек «застревает» в каком-то определенном эмоциональном состоянии, и это становится проблемой. Все варианты эмоций можно расположить на своеобразной шкале, на вершине которой — так называемые высокие тона, а внизу — низкие:

4,0 — энтузиазм
3,5 — интерес
3,0 — консерватизм
2,5 — скука
2,0 — антагонизм
1,5 — гнев
1,2 — отсутствие сочувствия
1,1 — скрытая враждебность
1,0 — страх
0,9 — сочувствие
0,8 — задабривание
0,5 — горе
0,05 — апатия

Чем выше эмоциональный тон, тем больше правильных решений принимает человек, тем более здраво он мыслит и тем выше его потенциальная успешность.

Также нужно четко понимать, что комфортно сотрудничать и работать смогут только достаточно близкие по уровню тона люди. Так, если нужна продуктивная, инициативная команда — стоит подбирать коллектив из людей с высокими эмоциональными тонами.

Можно «поднимать» по тону и уже имеющихся сотрудников, но это непростая работа, да еще нужно оценить ее целесообразность.

Вообще, правильным подходом будет общаться с людьми на полтона-тон выше собственного. Если взять еще выше, то возникнет недопонимание, и эффективного разговора и подъема по шкале не произойдет. Представьте, что с горюющим человеком мы начали общаться с энтузиазмом. Он просто не поймет вас, в его глазах вы будете выглядеть странными. А вот погасить скукой гнев можно эффективно.

Давайте разберемся, как же определить эмоциональный тон сотрудника и как с ним работать дальше.

Эмоциональные тона

Конечно, лучше избегать общения с людьми низких тонов. Но иногда это сделать просто невозможно, поэтому главный принцип взаимодействия — постараться «перетащить» человека на тон выше.

Апатия. Человек в хронической апатии полностью безразличен к происходящему, все кажется ему безнадежным. Он может работать, быть руководителем, но при этом находиться в самом низу шкалы эмоциональных тонов.

Фото с сайта million-wallpapers.ru

Эти люди крайне непродуктивны, безответственны, полностью отстранены от реальности и могут причинить вред себе и ущерб другим (отпилить палец болгаркой, оставить включенными электроприборы). Они не ценят собственность, их имущество обычно находится в плохом состоянии.

Решение. Такого человека нужно максимально перетащить в тон горя — говорить, как мы понимаем, что ситуация может вызывать только огорчение, что все действительно ужасно. Дать возможность ему просто «выплакаться».

Горе. Человек в хроническом горе — застрявший в своей реальной или вымышленной потере. Просит о помощи, взывает к жалости, может осознанно лгать, чтобы получить поддержку. Если вы находите и устраняете причину горя — он тут же находит другую. Плохо на работе, плохо в семье, в мире кошмар творится.

Это вечные нытики, все время говорящие о проблемах, трагедиях, болезнях, но ничего не делающие, чтобы что-то изменить.

Решение. В этой ситуации необходимо сочувствовать человеку и говорить, что в произошедшем нет его вины, так сложились обстоятельства. И тут же «тащить» в страх: «А ты не боишься, что если так и дальше будешь сидеть, то вообще все потеряешь?» Пугать не конкретными людьми, а обстоятельствами, событиями.

Задабривание. Это тон людей, которые льстят начальникам и дают взятки. Надо понимать разницу между заботой и задабриванием: первая нацелена на истинную помощь, второе — на остановку человека и сохранение контроля над ним в попытках купить его благосклонность. Но чем больше мы даем человеку незаслуженных благ, тем более несчастным он себя чувствует, как бы парадоксально это ни звучало. Человек счастлив, когда понимает, что он способен чего-то добиться сам и когда ощущает баланс между тем, что он дает и что получает.

В моей практике был случай, когда перспективный сотрудник, получивший авансом от владельца очень высокую зарплату и оплату кредита на квартиру, не только не стал деятельнее и лояльнее, но и, наоборот, начал критиковать своего руководителя, пытаясь оправдать чрезмерные блага в свой адрес. Именно по этой причине распространено асоциальное поведение у здоровых людей, живущих на пособие и гуманитарную помощь. Казалось бы, люди в хроническом задабривании — идеальные сотрудники, готовые работать почти даром. Но они расточительны, дают необоснованные скидки, раздают незаслуженные премии и т.д.

Сочувствие. Это люди, которые слишком сочувствуют всем окружающим, мол, «ему так не повезло». Как сотрудник человек в хроническом сочувствии может держать непродуктивных людей из жалости, защищать некомпетентных, «ведь у нее больной муж и трое детей». Он легко подвержен влиянию и является самой доверчивой жертвой мошенничества.

Страх. Люди в классическом состоянии страха постоянно напуганы, везде видят опасности. В Африке вирус Эбола — он в Беларуси паникует. В его речи много фраз наподобие «осторожность не помешает», «не стоит рисковать», «всякое может случиться». Его внимание рассеяно: выключил ли утюг дома, закрыл ли машину.

Поэтому он допускает много ошибок, препятствует всему новому («как бы чего не вышло»): «Сейчас опасно выходить на этот рынок», «Слишком рискованно», «Нас могут привлечь к ответственности»… Постоянно откладывает или вовсе сам никогда не принимает решений. Часто обманывает и изворачивается.

Зато это просто находка для внимательного продавца, который продаст ему все через идею безопасности. 

Решение. Человек в страхе поднимется, если польстить ему, сказать, что все вокруг с виду такие хорошие, а по факту им наплевать на его проблемы. Но ни в коем случае нельзя искать конкретных врагов.

Враждебность. Следующий тон — самый опасный и вредоносный. Скрытая враждебность, когда человек часто кажется приятным, но на деле боится вступить в прямое противостояние и пакостит исподтишка.

Фото с сайта hotel-discount.com

Тон неприятен тем, что зачастую это достаточно победная стратегия, приносящая определенные достижения в жизни. Лицемерные личности, предатели, улыбающиеся в глаза и всаживающие нож в спину. Общение с ними выводит из душевного равновесия и заставляет сомневаться в себе и своих способностях. Эти люди искажают правду, радостно передают плохие новости и разносят сплетни. Часто выдают себя за экспертов, будучи дилетантами, присваивают чужие достижения и интеллектуальную собственность.

Решение. Лучший совет в отношении людей в хронической скрытой враждебности — свести общение с ними к минимуму или вообще убрать из своего окружения. Обычно они создают впечатление трудолюбивых и милых людей, командных игроков, но по факту расстраивают команду и всегда находят виновных в своих ошибках. Настраивают людей друг против друга и критикуют компанию. Нарушают договоренности. Если это временное падение, то пытаемся вывести человек в гнев, провоцируя его, развивая тему «людей, которые только притворяются хорошими и заинтересованными помочь».

Отсутствие сочувствия. Люди этого тона сразу производят неприятное впечатление хамов и грубиянов. Однако иногда в них ошибочно видят «правдоруба» и выдвигают на высокие должности. Безжалостно растопчут на своем пути кого угодно, равнодушно отнесутся к чужим проблемам, «это только ваши сложности».

Такие сотрудники расстраивают других, создают конфликтные ситуации с клиентами, могут быть неэтичны в вопросах собственности.

Гнев. Сразу рисуется картина: человек в гневе — босс, который держит в страхе весь персонал офиса. Вечный «плохой полицейский». Все не правы, всех наказать, всех уволить. Есть только одна правильная точка зрения — его. Опирается на послушание через угрозы и наказания, кажется, что он — человек действия, жесткий и решительный руководитель, который наведет порядок.

У него редко задерживаются способные и перспективные люди, обычно остаются сотрудники в хронически низких тонах. Создает много шума и видимости руководства, но из-за всеобщего страха в компании очень мало что происходит. В том, что не получилось, человек в гневе винит бездарное окружение.

Решение. С человеком в тоне гнева можно «посердиться» совместно, чтобы он почувствовал союзника, но опять же — без конкретных имен. А потом пойти на уловку и сказать ему, чтобы он не делал того, что нам от него на самом деле нужно (не звони, не ремонтируй и т.д.).

Антагонизм. Это граница между низкими и высокими тонами. Тут уже человек принимает разумные решения большую часть времени. Люди в антагонизме — это прямые, честные и бестактные критиканы. Но в то же время они достаточно продуктивны. Постоянно готовы к ссоре, но уже не просто кричат, что все не правы, а аргументируют это.

Фото с сайта kremlinpress.com

Решение. Тут нужно направить эту неуемную энергию в правильное русло: найти фирму-конкурента или коллегу-мастера, с которыми такой человек будет вечно соревноваться. Иногда они вырастают в начальников, так как могут достигать неплохих результатов в подобных состязаниях. С человеком в антагонизме можно работать, используя тона скуки: не спорить и сказать, что он прав, теперь все нормально, и проблемы будут решены.

Скука. Люди в хронической скуке — приспособленцы. Могут неплохо выполнять рутинную работу, но на прорыв в каком-то деле с ними точно рассчитывать не стоит. Они спокойны и безынициативны, не провоцируют конфликты. Кстати, такие сотрудники отлично справляются с недовольными клиентами в гневе.

Их устраивает нынешнее положение дел, они не амбициозны и редко делают что-то выдающееся.

Решение. В работе с ними необходимо постоянно говорить, что все в порядке, но при этом давать маленькие, легко достижимые, требующие небольших усилий цели. Как только такого человека зацепило ваше предложение, он сказал «Да, но…» — уже можно общаться как с человеком в тоне консерватизма.

Консерватизм. Тон профессионалов, людей, знающих «что почем». Это уравновешенные, терпеливые люди, которые предпочитают стабильность и проверенные успешные действия. Осторожно относятся к кардинальным изменениям и новым идеям, тщательно все взвешивают. Обычно это люди этичные, честные, неконфликтные, согласные с тем, что у других может быть иная точка зрения.

Если вы хотите, чтобы кто-то придумал смелую и креативную рекламную кампанию — это не к ним. Но лучшего бухгалтера или преподвателя не найти. Это ответственные люди, которые будут перепроверять все данные и делать свою работу качественно. Они умеют планировать, настойчивы и последовательны, обычно имеют высокий уровень мотивации и лояльны.

Решение. Задача руководителей — обеспечить такого сотрудника ясной целью и убедить, что риски невелики, а результат стоит усилий.

Интерес и энтузиазм. Тона вершины шкалы. Это не означает, что люди, которые находятся в тонах интереса или энтузиазма, постоянно и безгранично счастливы. Они испытывают все варианты эмоций, но достаточно быстро возвращаются в привычное для себя оптимистичное состояние. Здесь человек наиболее здраво размышляет, принимает правильные решения. Он конструктивен, готов брать ответственность, воодушевлять других, менять их точку зрения. Не унижает других и сам имеет развитое чувство собственного достоинства. Обычно у него хорошие отношения с окружающими. Все это делает его потенциально очень перспективным сотрудником. Но необходимо предусмотреть возможность карьерного роста такого человека и дать ему возможность большой игры, чтобы он задержался в компании.

Как пользоваться эмоциональными тонами в работе

Если вы научитесь быстро определять уровень собственного тона и тона окружающих, то сможете жить и работать эффективнее, так как люди с низкими тонами не будут вас и других сотрудников «тянуть» за собой.

Фото с сайта ks-region69.com

Определяется тон по особенностям общения. Так, например, люди откликаются на темы, более близкие для них. Поговорите и отметьте, на что человек реагирует с большим интересом — на плохие или хорошие новости, на грязные сплетни или истории успеха коллег; предлагает ли решения или концентрируется на проблемах, опасностях и неудачах.

Люди в высоких тонах обычно отвечают быстро и внятно на поставленные вопросы, в низких — зачастую медлят с ответом, ищут подвох, им сложно внятно выразить мысли и пр. О тоне отчасти говорит отношение человека к собственности (запущенность или чрезмерная озабоченность — признак низких тонов). При этом не нужно ходить к нему домой, чтобы это определить: посмотрите на одежду, мобильный телефон, компьютер и т. д.

Когда заходишь в офис компании, можно практически сразу определить тон руководства. Если стоит звенящая тишина, ходят угрюмые сотрудники, пререкаясь и игнорируя друг друга — руководитель тиран. Если все пьют кофе, непрерывно выходят покурить и посплетничать — слабый руководитель, который находится в тонах сочувствия или задабривания. Кстати, наименее эффективно люди работают у руководителей в хроническом гневе и скрытой враждебности.

При работе с клиентами также важно понимать тон собеседника и управлять им. Так, хорошие продажи совершаются, когда покупатель находится в тоне интереса. Можно склонить человека к покупке и в других тонах, например, в страхе. Но если все попытки продавца поднять клиента по уровню тона тщетны, то и не нужно делать продажу, этот клиент все равно останется недовольным и придет через несколько дней с возвратом или жалобой.

Запомните главное — испытывать разные эмоции абсолютно нормально. Важно не застревать внизу, ведь успех и победы, разумность и правильные решения ваши и вашей команды напрямую связаны с эмоциональным состоянием. Обучение, новые знания, путешествия, общение с природой, правильное позитивное окружение всегда помогают подняться по тону.

Эмоциональные состояния: места и пространства аффективного управления

Какова политическая привлекательность, ценность и актуальность эмоций в современной культуре управления? Что значит управлять более гуманно? С появлением эмоционального поворота в географии человечества в последнее десятилетие представление о том, что наши эмоции имеют значение для понимания множества социальных практик, пространственных образований и аспектов повседневной жизни, больше не считается спорным. В этой книге последние разработки в области географии эмоций обсуждаются с проблемами социальной политики и современными проблемами управления. Он устанавливает интеллектуальную сцену для исследования географических измерений эмоциональных состояний гражданина, политика и государственного служащего, а также освещает новые исследования эмоциональных форм управления, которые теперь характеризуют общественную жизнь.

Международный ряд эмпирических полевых исследований используется для изучения вопросов регулирования, модификации, управления и потенциального манипулирования эмоциональными аффектами, профессиональной и личной идентичностью и политическими технологиями. Участники предоставляют анализ роли эмоциональных затруднений в стратегии политики, реализации политики, предоставлении услуг, гражданстве и участии, а также рассматривают эмоциональную природу самого исследовательского процесса. Он будет интересен исследователям и студентам в области социальной политики, гуманитарной географии, политики и смежных дисциплин.

1. Введение: управление с чувством

Джессика Пикетт, Элеонора Джапп и Фиона М. Смит

 

ЧАСТЬ I. Подход к эмоциональному управлению: феминизм и гендерный труд

2. Рациональность, ответственность и гнев: оспариваемая политика управления эмоциями

Джанет Ньюман

 

3. Рефрейминг совместного производства: гендер, отношения академического труда и университета

Брайони Энрайт, Кери Фейсер и Венди Ларнер

 

ЧАСТЬ II: Эмоции при формировании государственной политики

    4. Архитектура выбора как новое управление: пример голландского рынка жилья

    Кейли ван Орсхот, Менно Фенгер и Марк ван Твист

       

      5. Осознанное управление: формирование эмоционального взаимодействия политиков с изменением поведения

      Джессика Пикетт, Рэйчел Хауэлл, Рэйчел Лилли, Рис Джонс и Марк Уайтхед

         

        6. Сентиментальный государственный служащий

        Рози Андерсон

         

        ЧАСТЬ III: Эмоции на государственной службе

        7. Поведенчески, эмоционально и социально «проблемные» учащиеся: исследование эмоционального управления как форма практики исключения

        Дженнифер Ли, Луиза Холт и Софи Боулби

           

          8. «Поддержка людей»: регулирование, социальная практика и эмоции

          Рэйчел Добсон

             

            9. Асимметрия страха: контуры паранойи в управлении через школьную инспекцию

            Джон Кларк

             

            10. Тревожные чувства в семейной политике и вмешательствах

            9 0002 Элеонора Джапп

             

            ЧАСТЬ IV: Эмоции гражданства и участия

               

              11. Роль мультикультурных фантазий в реализации государства: Английская национальная служба здравоохранения (NHS) как аффективное образование

              Шона Хантер

                 

                12. Чьи чувства учитываются? Политика перформанса, эмоции и государственный иммиграционный контроль

                Кирстен Форкерт, Эмма Джексон и Ханна Джонс

                   

                  13. Управление через гражданскую гордость: гордость и политика местного самоуправления

                  Том Коллинз

                   

                  14. Эмоциональное путешествие к активной гражданской позиции

                  Марк Гриффитс

                     

                    15. Реляционные пространства наставничества с молодыми людьми «группы риска»

                    Фиона М. Смит, Матей Блазек, Донна Мари Браун и Лоррейн ван Блерк

                     

                    9 0002 Послесловие: взгляд за пределы нашего эмоционального настоящего

                      Элизабет А. Гаген

                      Биография

                      Элеонора Джапп — преподаватель социальной политики в Кентском университете, Великобритания.

                      Джессика Пикетт — старший преподаватель гуманитарной географии Бирмингемского университета, Великобритания.

                      Фиона М. Смит — преподаватель гуманитарной географии в Университете Данди, Великобритания.

                      3 действия, которые вы можете предпринять сейчас, чтобы изменить свое эмоциональное состояние

                      Несколько недель назад мне пришлось говорить пять раз за один день. Я знал, что это потребует от меня много умственных и эмоциональных усилий. Моя цель всегда выкладываться на 110 процентов. Я хочу, чтобы на столе ничего не осталось, когда я закончу.

                      Фото любезно предоставлено ©iStockphoto.com/dtimiraos

                      Но по какой-то причине в то утро я проснулся в дурном настроении. Я не знаю почему. Это была одна из тех вещей, которые я не мог объяснить. Но мне это не нравилось, и я знал, что мне нужно стать лучше, если я собираюсь достичь своей цели.

                      Было время, когда я думал, что не могу изменить свое отношение. Я рассматривал себя как жертву таинственных сил, которые сформировали мое эмоциональное состояние. Мне никогда не приходило в голову, что я могу переключить его — почти мгновенно.

                      Но, как я узнал с тех пор, у нас больше контроля, чем мы думаем. Более того, Тони Роббинс научил меня применять этот принцип к своему эмоциональному состоянию. Без сомнения, это самый важный жизненный навык, который я приобрел.

                      Позвольте мне уточнить.

                      Вы можете мгновенно изменить свое отношение, выполнив следующие три действия:

                      1. Сместите свой умственный фокус. Здесь все начинается. Я могу выбирать, о чем думать. Например, я могу думать, Аргх, сегодня я должен говорить пять раз. Или, я думаю, Вау, сегодня я могу говорить пять раз. Это настолько важно, что я буквально записал сценарий, который читаю перед тем, как говорить. Вот как я заливаю насос:
                        • Я здесь не случайно. Бог послал меня. Этим людям. Именно в это время.
                        • Это потому, что у Него есть цель; поэтому у меня есть цель быть здесь.
                        • Через Христа я могу все. Он дал мне все ресурсы, необходимые для успеха.
                        • У меня есть энергия, страсть и идея, чтобы оказать огромное влияние — сейчас и в вечности.
                        • То, чем я хочу поделиться сегодня, жизненно важно. Это важно. Им и их близким.
                        • Те, кто услышат это, изменятся навсегда. Через много лет они оглянутся на сегодняшний день и скажут: «Все началось здесь».
                        • По милости Божией я готов. Я сильный. Я энергичен. Я выдающийся. Мое сердце широко открыто. Я подключусь и изменю ситуацию!
                      2. Измени позу. Знаете ли вы, что каждая эмоция имеет физические атрибуты? Например, если я скажу вам: «Веди себя так, как будто у тебя депрессия», ты, скорее всего, опустишь плечи, наклонишь голову и потрешь лицо. Вы бы нахмурились, и ваше дыхание могло бы замедлиться.

                        Если я скажу вам: «Веди себя так, как будто ты выиграл в лотерею», ты, скорее всего, будешь прыгать вверх-вниз, вскидывать руки вверх и кричать от радости. Вы бы улыбнулись, и ваше дыхание могло бы ускориться.

                        Эмоция вызывает действие или действие вызывает эмоцию? Правда в том, что это не имеет значения. Если вы улыбнетесь, например, и задержите ее на несколько секунд, это изменит вашу биохимию.

                        В статье, опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology, группа психологов из Университета Кларка в Вустере, штат Массачусетс, показала, что если люди просто помещают свои лицевые мышцы в конфигурацию, типичную для данной эмоции, создается ощущение, что выражения представляют. (см. эту статью в New York Times и этот в Scientific American .)

                      3. Следи за своим языком. Наши слова важнее, чем мы думаем. Они отражают наше мышление. Но иногда они влияют и на наше мышление.

                        Слова обладают огромной силой. Царь Соломон напоминает нам: «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:21).

                        Но мы редко применяем эти слова к языку, которым пользуемся, разговаривая сами с собой. Например, вы спрашиваете кого-то: «Как дела?» Они отвечают: «Ну, я выживаю». Как ни странно, эти слова формируют их реальность или, по крайней мере, их восприятие ее. В итоге они едва успевают.

                        И наоборот, у меня есть друг, который всегда отвечает: «Отлично!» Это тоже формирует его реальность. Кажется, у него всегда все хорошо. Я знаю, что у него есть проблемы, но его слова придают ему силы и дают ресурсы, необходимые для их преодоления.

                      Честно говоря, эта формула работает для меня каждый раз — почти как рецепт. Если я преднамеренно предприму эти три действия, мое эмоциональное состояние изменится.

                      Хорошая новость заключается в том, что это дает мне — и вам — контроль. И часто это определяет разницу между успехом и неудачей.

                      Есть сомнения? Примите семидневный вызов.

                    Добавить комментарий