основные виды и как повысить
Человек – существо эмоциональное, это означает, что внутри каждого из нас происходит постоянный непрерывный эмоциональный процесс, который и называют настроением. Оно может быть веселым, романтичным, раздраженным, сонным или равнодушным. Чтобы понять, какое бывает настроение и с чем это связано, нужно заглянуть в себя. За редким исключением болезненного состояния, наше настроение находится в наших руках!
Настроение или эмоции?
Несмотря на то, что и настроение, и эмоции являются эмоциональными процессами, их следует различать. Наши эмоции носят кратковременный и скоротечный характер. В таких случаях мы часто говорим: попал под горячую руку, наговорил сгоряча и т.д. Эмоции всегда более выражены: понять, что незнакомый нам человек находится в гневе, не составит для нас труда. Однако, эмоции – плохие или хорошие, быстро проходят, и даже самый разгневанный человек быстро успокаивается, а любая эйфория сменяется умеренной радостью.
Настроение же длится намного дольше: меланхоличное настроение может преобладать неделями, а то и годами.
утомленностью, хроническим стрессом на работе, но его причиной никак не может быть сломанный ноготь или пролитый кофе.
Виды настроения
- Положительное настроение – это наиболее естественное состояние для людей. При этом, человек не испытывает эйфории или ликования, но общий фон настроения – приподнятый.
- Отрицательное настроение – не является типичным для человека. Более того, продолжительное негативное настроение относят к болезненному состоянию и лечат медикаментозными методами. Депрессия – очень плохое настроение, которое затянулось по времени. При этом жизнь воспринимается как мучение, боль, а окружающий мир воспринимается через призму негативизма.
- Нейтральное настроение – не означает, что у человека нет настроения, просто такие люди (интроверты) предпочитают держать свои эмоции внутри себя, не показывая их внешне.
Секреты настроения
Помимо этого, на наше настроение оказывают влияние различные гормоны и ферменты. Резкие перепады настроения у женщин могут быть связаны с физиологическими процессами, происходящими в организме. Причиной может оказаться беременность, предменструальный синдром или гормональный сбой.
Как повысить себе настроение?
- Первым делом следует убедиться, что вы не истощены физически и морально. Проконтролируйте, сколько времени вы тратите на сон, отдых и работу. В этом вопросе не должно быть дисбаланса. Также уделите внимание своему питанию – зачастую причиной подавленного настроения может оказаться нехватка того или иного витамина, микро и макроэлементов.
- Позвольте себе расслабиться и получить удовольствие: сходите в кино, устройте СЕБЕ романтический ужин, съешьте лишнюю дольку шоколада, в которой так давно себе отказывали.
- Узнайте свое хобби или увлечение, ведь у каждого человека есть занятие, которое ему по душе. Если вы еще не знаете, какое у вас хобби – экспериментируйте! Начните вышивать, вязать, рисовать картины, выпекать торты или играть в шахматы. Занимаясь любимым делом, вы скорее восстановите силы после трудового дня и зарядитесь позитивом.
- Если долго улыбаться, вам рано или поздно, станет весело. Начните улыбаться, даже через силу. Впрочем, можно помочь себе в этом просмотром веселой комедии, юмористической передачи или чтением анекдотов.
- Переключите свое внимание на близких вам людей. Сделайте сюрприз для ребенка, мужа, подруги. Принося радость другим, мы заряжаемся положительными эмоциями, ведь когда дорогие нам люди счастливы – мы радуемся вместе с ними.
- Устройте посиделки с подругой. Зачастую, именно близкая подруга является лучшим психологом, которой можно излить свою душу, не боясь получить порицание в ответ. Не зря говорят: одна голова хорошо, а две лучше! Воспользуйтесь мудростью предков и разделите бремя своих проблем с другими: даже если проблемы не исчезнут полностью, они станут заметно легче.
Видео по теме
ru» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Какое бывает настроение | Дошкольное образование
Автор: Ситкевич Светлана Ивановна
Организация: МБДОУ «Малыш»
Населенный пункт: Липецкая область, с. Тростное
Повторить геометрическую фигуру – круг, и цвет –желтый. Учить рисовать, правильно распределяя, части лица – глаза, нос, губы.
Снятие психо-эмоционального напряжение, вырабатывание положительных эмоций. Создать у детей радостное настроение.
Организационный момент.
Упражнение «Приветствие».
Цель: способствовать сплочению детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, создать положительный эмоциональный настрой.
Педагог вместе с детьми встает в круг.
Воспитатель: «Мы дружно за руки возьмемся (пауза) и друг другу улыбнемся (все улыбаются), скажем: «Здравствуйте!».
Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение? ( Ответ)
— А когда у вас бывает хорошее настроение?
Дети.-(Ничего не болит,играют, веселятся, никто никого не обижает)
А какое сегодня настроение у меня?
Почему вы так решили? ( я улыбаюсь, потому что у вас хорошее настроение, потому что у нас много гостей, потому что светит солнышко)
Педагог. — Ребята! А какое ещё бывает настроение ? ( плохое)
Педагог.
( дети поссорятся, подерутся, отнимут игрушку)
Педагог. А что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось?
Дети – ( Пожалеть, погладить по голове, сказать ребенку хорошие, добрые слова, рассмешить, обнять, поцеловать, сделать смешную рожицу и т.д.).
Педагог -А какие слова можно сказать другу?
Дети — (Давай дружить. Не грусти. Не расстраивайся, все будет хорошо)
Молодцы ребятки!
Игровое упражнение «Соедини
Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с ребёнком, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.
Воспитатель: Встаньте в круг, ручки в стороны, ладошки друг другу покажите, соедините ваши ладошки все вместе. Чувствуете тепло ладошек друг друга? Вам приятно так стоять? (ответы детей) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом, то солнышко появится. Повторяйте шепотом волшебные слова: «Поднимись, поднимись, над нами окажись!» (дети произносят слова).
Откройте глазки, ручки опустите. Вот мы и увидели волшебное солнышко. Садитесь тихонечко на стульчики.
2. Основная часть.
Педагог обыгрывает появление игрушки- солнышка!.
Солнышко здоровается с детьми:
— Здравствуйте дети. Я очень радо вас видеть.
Воспитатель: Детки, что это с солнышком, оно загрустило, заскучало.
— Почему солнышко грустное как вы думаете?
-Что можно сделать для него, чтобы оно стало радостным?
Ответы
Хорошо. А я предлагаю, давайте вместе развеселим солнышко.
Сюрпризный момент. Рассматривание двух сундучков .
Воспитатель: Посмотрите, у солнышка есть два волшебных сундучка, в них живут герои сказок (воспитатель показывает два сундучка, затем показывает на сундучок, на котором изображена веселая пиктограмма) Скажите, сундучки одинаковые или разные? Верно, заметили, они разные. Один сундучок веселый а другой грустный. (воспитатель показывает на сундучок, спрашивает одного из детей, дети называют). . И в этом сундучке должны жить веселые герои сказок. В этом сундучке живут грустные герои сказок.
Игра «Разложи картинки по сундучкам».
Цель: активизировать интерес к занятию, развитие умения определять эмоцию радости и грусти по пиктограмме, умение сравнивать, развивать речь.
Педагог.- Давайте с сундучками поиграем, показывает несколько картинок в руке.
Воспитатель: Но вот случилась беда, подул сильный ветер и сундучки упали, сказки из них высыпались и все перепутались. Вот видите картинки с изображением, у которых разное настроение, и вы должны догадаться у кого какое настроение ( педагог раздает каждому ребенку по 1 картинки- одну с грустным эпизодом,или с веселым, дети рассматривают). На одних картинках нарисованы грустные герои, на других веселые
— Ребята! Поможем солнышку правильно разложить картинки по сундучкам?
Воспитатель: А сейчас, тот, кого я назову, пойдет и положит свои картинки, веселые в один сундучок, а грустные в другой.
(Воспитатель первым вызывает ребенка, который наверняка правильно справиться с заданием, задает вопросы)
Создание ситуации успеха (авансирование успеха):
— Я знаю, вы сможете правильно найти. Опустите картинку.
Стёпа, я знаю, ты справишься с этим заданием, ничего страшного нет.
— Скажите, что зайчик чувствует? Он веселый или грустный? (ответы детей) Верно зайчику плохо, обидно, что лиса его из дома выгнала. Он печальный, несчастный.
(На этих картинках нарисована сказка. (Показывает картинки к сказке «Курочка Ряба».) Какая? Посмотрите, курочка Ряба снесла яичко — не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка. (Дети выполняют задание. ) Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (Дети отвечают.) Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки.
Педагог. (Педагог показывает картинки ) А куда надо положить эту картинку, а эту? (Дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией.)
Когда дети кладут картинки, воспитатель берет игрушку солнышко и от его имени говорит:
— Спасибо ребятки, вы мне очень помогли, а то я бы сама никогда не справилась.
— Какие молодцы! Как хорошо у Вас всё получилось!
Игровое упражнение- покажи мимикой.
Цель: развивать умение распознать эмоцианальное состояние героя стихотворения и передать его(радость, грусть), используя мимику,
способствовать расслаблению мышц лица.
А сейчас Мы немного отдохнем, а я для Вас прочту стихотворение. Вы внимательно слушайте и показывайте то, про что я буду читать:
« Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит…
А смеется малыш –
Что ручей журчит…
А уж слёзы текут –
Будто дождик льёт…
Улыбнётся малыш –
Будто солнце взойдёт!
Вот какой малыш,
Радостный и грустный!»
-Молодцы ребята повеселили солнышко!
.
А давайте с вами поиграем в интересную игру «Хорошее настроение».
Звучит весёлая музыка.
Цель- снятие излишней агрессивности у детей, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, тактильной чувствительности, формирование положительного психологического микроклимата в группе, создать положительный эмоциональный настрой.
Воспитатель: Поиграем с солнышком? Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (воспитатель берет лист цветной бумаги и сжимает ее в комок) вот так, и подбросим его вверх. Берите листочки и бросайте.
- Воспитатель может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.
- — Ребята, Вам понравилось играть? Какое теперь у Вас настроение? (радостное, весёлое).
- Обращается к солнышку и спрашивает какое настроение у солнышка?(повернуть солнышко той стороной где улыбка)
- А теперь успокойтесь, сядьте на ковёр.
- Ребята , а вот к нам в гости пришла улыбка. Посмотрите какая она?
Что у неё есть? (глазки, ротик, нос)Сколько глаз у нашей улыбки? Какого она цвета?(жёлтого)
- она формы?- круглой. На что она похожа?(на солнышко) .
Давайте нарисуем каждый свою улыбку. Дети садятся за столы.
Какое весёлое настроение вы нарисовали!
Подарить свои улыбки солнышку.
Воспитатель: Солнышку с вами было очень хорошо, весело, ему понравилось играть и с… (называет всех детей ласково). И солнышко тоже хочет вам на память сделать очень приятный подарок
Рисование воспитателем солнышка на ладошках детей.
Цель: развивать тактильную чувствительность, вызвать у детей эмоциональную удовлетворенность.
(воспитатель берет в руки карандаш и рисует солнышко с улыбкой у каждого ребенка на ладошке) Что ты чувствуешь, когда солнышко рисует у тебя на ладошке? Тебе приятно?
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Нам удалось развеселить солнышко? Те, кому занятие понравилось — поднимите свои ручки с солнышками. Умнички. Опустите ручки. Поднимите ручки с солнышками, кому понравилось с солнышком играть? (дети поднимают). Кому не понравилось играть с солнышком- поднимите руки. Солнышку нашему стало очень весело, но ему пора уходить.
Давайте покажем ему, как мы всегда прощаемся после занятия друг с другом. Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Все, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали
И ладошкой помахали.
До свидания солнышко!
Воспитатель. -Ребятки, а вы знаете что хорошее настроение можно подарить?Не верите? Фокус Физкультминутка: «Сердце на память».
Воспитатель: Найдите своё сердце, положите на него руку и в тишине послушайте, как оно бьётся, почувствуйте его тепло. А теперь другой рукой накройте первую, чтобы сохранить тепло в руке. Давайте повернёмся, подарим гостям тепло наших сердец и хорошее настроение на память. А теперь улыбнитесь и подарите своё настроение гостям.
Дети улыбаются гостям и машут руками с солнышком на ладонях.
Ну вот видите я вас не обманула и у наших гостей тоже стало радостное и хорошее настроение. Фокус удался.
Опубликовано: 14.11.2019Расстройства настроения | Психическое здоровье подростков и подростков
Что такое расстройства настроения?
Расстройства настроения — это термин, используемый для описания проблем психического здоровья в эмоциональном состоянии человека, и включает как биполярные, так и депрессивные расстройства. Некоторые расстройства настроения являются хроническими, и их необходимо лечить на протяжении всей жизни.
Типы расстройств настроения
Расстройства настроения включают:
- Большая депрессия. Двухнедельный период депрессивного или раздражительного настроения или заметное снижение интереса или удовольствия от обычной деятельности наряду с другими признаками расстройства настроения.
- Дистимическое расстройство (дистимия). Хроническое, субфебрильное, депрессивное или раздражительное настроение в течение как минимум одного года.
- Биполярное расстройство. Не менее одного эпизода подавленного или раздражительного настроения и не менее одного периода маниакального (стойко-повышенного) настроения.
- Расстройство настроения из-за общего состояния здоровья. Многие медицинские заболевания (включая рак, травмы, инфекции и хронические заболевания) могут вызывать симптомы депрессии.
- Расстройство настроения, вызванное употреблением психоактивных веществ. Симптомы депрессии, вызванные воздействием лекарств, злоупотреблением наркотиками, воздействием токсинов или другими формами лечения.
Что вызывает расстройства настроения?
Скорее всего, расстройства настроения вызваны химическим дисбалансом в головном мозге. Задействованы семейный анамнез и генетика, поскольку подростки, у которых есть родители с расстройствами настроения, имеют более 50-процентную вероятность того, что у них самих будет расстройство настроения. История травмы или жестокого обращения также может быть фактором в развитии расстройства настроения.У кого бывают расстройства настроения?
Расстройства настроения более интенсивны и с ними труднее справиться, чем с нормальными чувствами грусти, беспокойства или волнения. Когда родители разводятся, любимый человек умирает, случается расставание с девушкой или парнем или оценки не такие, какими хочет их видеть подросток, справиться с давлением может быть сложно. Эти жизненные события и стресс могут вызвать чувство грусти, депрессии, расстройства настроения или затруднить управление настроением.Каковы признаки расстройств настроения?
Ниже приведены наиболее распространенные признаки расстройств настроения. Каждый подросток может испытывать признаки по-разному.
- Потеря интереса к обычной деятельности
- Нарушения сна
- Изменения аппетита или веса
- Пониженная энергия
- Грусть
- Чувство беспокойства
- Чувство безнадежности или беспомощности
- Низкая самооценка
- Чувство неполноценности или бесполезности
- Трудности с концентрацией внимания
- Снижение способности принимать решения
- Чувство желания умереть
- Суицидальные мысли или попытки
При расстройствах настроения эти ощущения кажутся более интенсивными, чем естественные колебания настроения подростка. Также вызывает беспокойство, если эти чувства продолжаются в течение определенного периода времени или мешают подростку интересоваться общением с друзьями или участием в повседневных делах дома или в школе. Любой подросток, выражающий мысли о самоубийстве, должен быть немедленно обследован.
Другие признаки возможных расстройств настроения включают:
- Трудности в школе
- Постоянный гнев
- Мятежные действия
- Проблемы с семьей
- Трудности с друзьями и сверстниками
- Импульсивное, потенциально опасное поведение
Признаки расстройств настроения могут напоминать другие заболевания или психические расстройства. Симптомы могут отличаться у детей младшего возраста и могут рассматриваться как раздражительность. Маленькие дети могут изменить то, как они взаимодействуют, уйти в себя или начать действовать поведенчески. Некоторые могут иметь сильную гиперактивность и импульсивность. Всегда консультируйтесь с врачом вашего ребенка или специалистом в области психического здоровья для постановки диагноза.
Как диагностируются расстройства настроения?
Психиатр, прошедший обучение в области детской и подростковой психиатрии, или другой специалист в области психического здоровья может диагностировать расстройство настроения после всестороннего психиатрического обследования. Важно помнить, что расстройство настроения — это настоящая болезнь, и обращение за медицинской помощью сразу же после появления симптомов является ключом к выздоровлению и лечению расстройства.Лечение расстройств настроения
Конкретное лечение будет определено лечащим врачом вашего ребенка или квалифицированным специалистом в области психического здоровья на основании:
- Возраст вашего ребенка, общее состояние здоровья и история болезни
- Тяжесть симптомов у вашего ребенка
- Тип расстройства настроения
- Толерантность вашего ребенка к определенным лекарствам, процедурам или терапии
- Ожидания в отношении течения расстройства настроения
Расстройства настроения можно эффективно лечить. Лечение всегда должно основываться на всестороннем обследовании подростка и его семьи. Рекомендации по лечению могут включать индивидуальную терапию для подростка, семейную терапию и иногда консультации со школой подростка. Некоторым подросткам также может помочь лечение антидепрессантами и/или стабилизаторами настроения. Родители играют важную вспомогательную роль в любом процессе лечения.
Профилактика аффективных расстройств
Профилактические меры по снижению частоты аффективных расстройств у подростков в настоящее время неизвестны. Однако раннее выявление и вмешательство могут уменьшить тяжесть симптомов, ускорить нормальный рост и развитие ребенка или подростка и улучшить качество жизни.
Последнее обновление 03/2021
Рассмотрено Кришондой Аллен, практикующей медсестрой
Кто лечит это
Эксперты в области психиатрии и психологии готовы помочь. Чтобы получить дополнительную информацию или записаться на прием, свяжитесь с нами.
Психиатрия
513-636-4124
Узнать больше о психиатрии
Психология
513-636-8107
Узнать больше о психологии 9 0005
Различные типы расстройств настроения
Настроение — это общее чувство, которое может быть продолжительным по сравнению с эмоциями, которые могут быть мимолетными и кратковременными.
В то время как периоды различных настроений — это нормально, аффективные расстройства характеризуются эмоциональными крайностями и трудностями в регулировании настроения.
Хотя настроения могут быть временными, когда они сохраняются до предела и вызывают значительную дисфункцию, они могут вызывать долгосрочные нарушения.
Расстройства настроения могут существенно влиять на человека, вызывая разрушительные и длительные сдвиги в его эмоциональном состоянии, приводя к ощущению сильной печали, безнадежности, раздражительности или неконтролируемой эйфории, тем самым влияя на их общее благополучие, отношения и повседневную деятельность.
Содержание
Что такое расстройство настроения?
Расстройства настроения — это общий термин, используемый для обозначения состояний, при которых расстройство настроения является основным признаком. Общие расстройства настроения включают различные типы депрессивных и биполярных расстройств.
Установлено, что около 20% населения в любой момент времени страдают расстройствами настроения. В частности, считается, что в США, например, 17% населения борются с депрессией в течение жизни, а биполярные расстройства затрагивают 1% населения в целом.
Хотя частота биполярных расстройств значительно ниже, многие исследователи согласны с тем, что многие случаи маниакального настроения (описывающие эмоциональные «кайфы» биполярного расстройства) часто остаются незамеченными или не считаются проблемными, а это означает, что многие люди могут остаться недиагностированными.
Типы аффективных расстройствТипы аффективных расстройств
Большое депрессивное расстройство
Большое депрессивное расстройство характеризуется длительными и постоянными периодами крайней грусти.
Хотя переживание грусти или горя во время травмирующих жизненных событий является нормальным, если эта депрессия продолжается даже после того, как события закончились, или нет очевидной причины для грусти, это может быть классифицировано как клиническая или большая депрессия.
Это очень распространенное психическое расстройство, которое сопровождается различными физическими, когнитивными и эмоциональными симптомами.
Биполярное расстройство I типа
Это расстройство, ранее известное как «маниакально-депрессивный психоз», характеризуется экстремальными эмоциональными подъемами и экстремальными эмоциональными спадами, которые могут длиться несколько недель или дольше.
Экстремальные состояния называются манией и сопровождаются эйфорическим и/или раздражительным настроением и повышенной энергией или активностью. Человек, страдающий манией, может проявлять чрезмерную активность и высокий уровень энергии. Они могут чувствовать себя очень счастливыми, самодовольными, иметь скачущие мысли, быть необычайно разговорчивыми и легко взволнованными.
Крайне низкие уровни биполярного расстройства I типа являются симптомами депрессии. Они могут чувствовать грусть, безнадежность, вялость, испытывать трудности с концентрацией внимания, чувствовать себя бесполезными и терять интерес к повседневным делам.
Биполярное расстройство I типа считается наиболее тяжелой формой биполярного расстройства, поскольку маниакальные эпизоды могут вызвать нарушение повседневной жизни, например, повлиять на работу и отношения. Тот, кто переживает маниакальный эпизод, может с большей вероятностью вести себя рискованно, что может пагубно сказаться на его благополучии и безопасности.
Биполярное расстройство II типа
Это расстройство вызывает циклы депрессии, сходные с таковыми при биполярном расстройстве I типа.
Лица с биполярным расстройством II типа также страдают гипоманией, менее тяжелой формой мании.
Гипоманиакальные периоды не такие интенсивные или разрушительные, как маниакальные эпизоды, и люди, как правило, способны справляться с повседневными задачами, несмотря на эти эпизоды.
Сезонное аффективное расстройство (САР)
САР — это тип депрессии, который возникает только в определенное время года. Как правило, симптомы депрессии у многих людей начинаются поздней осенью или в начале зимы, реже весной или летом у других.
Симптомы САР напоминают симптомы глубокой депрессии, хотя САР отличается тем, что человек обычно начинает чувствовать себя лучше после окончания сезона.
Циклотимическое расстройство
Это расстройство иногда определяют как более легкую форму биполярного расстройства. Это вызывает эмоциональные взлеты и падения, которые, как считается, менее экстремальны, чем у людей, страдающих биполярным расстройством I или II.
Лица с циклотимическим расстройством испытывают постоянные нерегулярные перепады настроения в течение продолжительных периодов времени. Изменения настроения могут происходить внезапно, в любое время, только с короткими периодами базового настроения.
Деструктивное расстройство с нарушением регуляции настроения
Это новый тип депрессивного расстройства, добавленный в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5).
Это обычно диагностируется у детей, которые проявляют постоянную раздражительность и гнев с частыми эпизодами крайних вспышек гнева без какой-либо видимой причины.
Этот диагноз часто ставится, когда симптомы не соответствуют возрасту развития ребенка.
Персистирующее депрессивное расстройство
Это расстройство ранее было известно как дистимическое расстройство, менее тяжелая форма большой депрессии.
Этот тип депрессивного расстройства является длительным, длится не менее двух лет у отдельных лиц, и симптомы депрессии иногда ослабевают в течение этого времени.
Предменструальное дисфорическое расстройство
Характеризуется изменениями настроения и раздражительностью в предменструальный период женского цикла.
Они часто испытывают резкие перепады настроения, безнадежность, гнев, тревогу или напряжение. Как только у человека начинается менструация, симптомы обычно прекращаются.
Признаки
Ниже приведены некоторые из распространенных симптомов, которые могут возникнуть у человека, страдающего депрессивным настроением:
Потеря интереса к деятельности, которая когда-то доставляла удовольствие
Увеличение или снижение аппетита
Проблемы со сном или сон больше обычного
Чувство усталости
Легко расстроиться или много плакать
Чувство изоляции
Чувство безнадежности и бесполезности
Чувство вины
Чувство раздражения
Физические симптомы, такие как головная боль или боль в животе
Низкая самооценка
Уход с общественных мероприятий, друзей или семьи
Суицидальные мысли
Трудно справляться с повседневными задачами и требованиями жизни
Ниже приведены некоторые распространенные симптомы маниакальных или гипоманиакальных эпизодов:
Чувство чрезвычайной энергии или приподнятого настроения
Быстрая речь
Быстрое движение
Возбуждение, беспокойство или раздражительность
Рискованное поведение
Попытка заниматься многими делами одновременно
Гоночные мысли
Чувство на грани
Грандиозность
Часто при депрессивных чувствах этому обычно предшествует ряд бесполезных самоутверждений и мыслей. Обычно у этих мыслей есть закономерность, и они называются бесполезными стилями мышления.
Люди склонны использовать эти стили мышления как автоматическую привычку, о которой они могут не знать.
Если кто-то постоянно использует некоторые из стилей мышления, он часто может причинить себе сильный эмоциональный стресс.
Ментальный фильтр – сюда входит сосредоточение внимания только на одной части ситуации, обычно негативной, и игнорирование остальных, которые могут быть более позитивными.
Катастрофизация – люди могут раздуть что-то непропорциональное. Ситуации представляются более ужасными и катастрофическими, чем они есть на самом деле.
Черно-белое мышление – видеть только одну крайность или другую. Человек с таким стилем мышления может рассматривать вещи только как правильные или неправильные, хорошие или плохие, без серых зон между ними.
Чрезмерное обобщение – человек может взять один пример из прошлого или настоящего и применить его ко всем текущим или будущим ситуациям. Например, они могут сказать: «Я никогда…» или «Все…».
Поспешные выводы – люди, которые делают поспешные выводы, склонны предполагать, что знают, о чем думает другой человек (чтение мыслей), и склонны предсказывать, что произойдет в будущем (прогностическое мышление).
Персонализация — при таком стиле мышления люди склонны винить себя во всем, что идет не так или может пойти не так. Они могут взять на себя 100% ответственность за возникновение внешних событий, над которыми они на самом деле не властны.
Обязанность и обязанность – хотя и не всегда бесполезные, в зависимости от ситуации фразы «Я должен…» или «Я должен…» могут оказать необоснованное давление на человека.
Навешивание ярлыков — здесь человек делает глобальные заявления о себе и других, основываясь на своем поведении в конкретных ситуациях (например, «я глуп», «я ничего не стою»). Они могут использовать этот ярлык, даже если есть много других примеров, которые не соответствуют этому ярлыку.
Эмоциональное мышление – здесь люди основывают свое видение ситуаций или самих себя на своих чувствах. Например, единственным доказательством того, что произойдет что-то плохое, является тревога.
Преувеличение и преуменьшение – люди часто могут преувеличивать положительные качества других и преуменьшать свои собственные положительные качества. Они могут объяснять свои положительные качества или успех, как будто они не важны.
Причины и факторы риска
Хотя прямая причина развития аффективного расстройства неизвестна, существуют некоторые возможные способствующие факторы, которые могут сыграть свою роль.
Часто считается, что причиной аффективных расстройств является сочетание биологических, генетических, психологических факторов и факторов окружающей среды.
Генетические факторы
Было обнаружено, что расстройства настроения передаются по наследству и могут иметь генетический компонент. Если у кого-то есть близкий член семьи, например родитель, с расстройством настроения, это может повысить вероятность того, что у него также разовьется расстройство настроения.
Однако отчасти это может быть фактором окружающей среды, потому что, если кто-то растет в семье с кем-то с расстройством настроения, это может повысить вероятность того, что эти черты будут переданы или вызовут системные проблемы в семье.
Факторы окружающей среды
Точно так же факторы окружающей среды, такие как значительный жизненный стресс, могут способствовать развитию расстройства настроения, особенно депрессивного расстройства.
Хотя стрессовое жизненное событие вряд ли вызовет биполярное расстройство, оно может спровоцировать маниакальный или депрессивный эпизод у человека с ранее существовавшим заболеванием.
Сопутствующая патология
Кроме того, если у человека в анамнезе ранее диагностировали аффективное расстройство, вполне вероятно, что он подвергается риску развития другого аффективного расстройства.
Биохимические факторы
Химический состав мозга также может играть важную роль в возникновении расстройств настроения. Ключевым химическим веществом, по-видимому, является нейротрансмиттер норэпинефрин, который обычно усиливает возбуждение и концентрацию внимания.
Считается, что уровень норэпинефрина резко снижен у лиц с депрессией, но значительно повышен во время маниакальных эпизодов. Кроме того, считается, что уровень серотонина, нейротрансмиттера, отвечающего за чувство благополучия и счастья, значительно снижен у людей с депрессией.
Известно, что лекарства, влияющие на уровни норадреналина и серотонина в головном мозге, оказывают положительное влияние на улучшение симптомов аффективных расстройств, что свидетельствует о том, что химия мозга играет большую роль в этих расстройствах.
Однако при биполярном расстройстве первой линией лечения обычно являются стабилизаторы настроения, поскольку антидепрессанты могут спровоцировать манию.
Биологические факторы
Другим возможным фактором, участвующим в развитии аффективных расстройств, являются различия в структуре мозга у людей с аффективными расстройствами. Имеются убедительные доказательства того, что миндалевидное тело и медиальные области префронтальной коры участвуют в реакции на эмоции и расстройства настроения (Price & Drevets, 2010).
С этими областями тесно связана сеть областей центральной орбитальной коры, которая соединяется с несколькими сенсорными областями коры и, по-видимому, имеет решающее значение для оценки возражений и ожидания вознаграждения.
У людей, страдающих депрессией, обнаруживаются аномалии в этой сети во время функциональных МРТ-исследований, включающих задания на вознаграждение и эмоциональную обработку (Murray et al., 2010).
Кроме того, объем миндалины кажется аномально меньшим у людей с биполярным расстройством, которые не принимают лекарства, но больше у людей с биполярным расстройством, которые получают лечение, стабилизирующее настроение.
Более того, депрессивные люди склонны демонстрировать преувеличенную реакцию миндалины, когда им показывают грустные слова, грустные лица и испуганные лица, но притупленную реакцию на счастливые лица (Victor et al., 2010). Это говорит о том, что миндалевидное тело может играть большую роль в расстройствах настроения.
Факторы риска
Другие возможные факторы риска могут включать злоупотребление психоактивными веществами и некоторые лекарства, повышающие вероятность развития аффективного расстройства.
Депрессия чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин, что может означать, что она чаще встречается у женщин. Тем не менее, многие считают, что это может быть чаще диагностировано у женщин, потому что они, как правило, обращаются за помощью чаще, чем мужчины.
В исследовании 2020 года было обнаружено, что депрессия становится все более распространенной среди подростков в США в период с 2011 по 2018 год. Было высказано предположение, что рост использования социальных сетей и технологий может быть фактором риска, объясняющим этот значительный рост депрессии.
Было обнаружено, что активные пользователи технологий в два раза чаще впадали в депрессию или имели плохое самочувствие по сравнению с теми, кто мало использовал технологии.
Хотя технологии в большинстве случаев не являются причиной депрессии, увеличение времени, затрачиваемого на технологии, может способствовать внезапному обострению депрессии (Twenge, 2020).
Порочный круг депрессии
У людей с депрессивными расстройствами симптомы могут изменить жизнь, распорядок дня и поведение человека. Часто именно эти изменения усугубляют депрессию и мешают человеку выздороветь.
Порочный круг депрессииНапример, отсутствие мотивации или энергии в результате депрессии может привести к тому, что человек откажется от своей обычной деятельности, пренебрегая своими повседневными задачами и оставляя принятие решений другим.
Они могут обнаружить, что, если они меньше занимаются своими обычными делами, они могут реже видеться со своими друзьями и семьей. Из-за снижения активности и отсутствия встреч с близкими они могут попасть в порочный круг депрессии.
Снижение активности и пренебрежение обязанностями и повседневными задачами может вызвать чувство вины, безнадежности и неэффективности. В конечном итоге это может привести к более сильным депрессивным чувствам, что будет означать снижение энергии, снижение вовлеченности в деятельность и так далее.
Таким образом, депрессия будет только ухудшаться, если люди застряли в этом цикле.
Когда обращаться за помощью
Важно обратиться за помощью при возможном расстройстве настроения, потому что оно вряд ли пройдет само по себе. Расстройство может со временем ухудшиться, поэтому обращение за помощью до того, как расстройство станет более серьезным, может облегчить его лечение.
Часто люди с биполярным расстройством чаще обращаются за помощью, когда они переживают депрессивный эпизод, чем когда они испытывают манию или гипоманию.
Многие люди могут обнаружить, что им нравится чрезвычайно приподнятое настроение, которое возникает при биполярном расстройстве, и поэтому они с меньшей вероятностью будут обращаться за помощью по этому поводу или даже признают, что их чувства являются частью расстройства.
Если кто-то подозревает, что у него может быть биполярное расстройство, может быть полезно вести дневник настроения, чтобы он мог отслеживать свои чувства и видеть, замечают ли они какие-либо необычные закономерности в своем настроении, эмоциях и поведении.
Если какие-либо из испытываемых симптомов кажутся непропорциональными или мешают жизни, особенно если возникают суицидальные мысли, следует как можно скорее обратиться за помощью.
Важно поговорить с врачом, если человек чувствует, что его эмоции мешают его работе, отношениям, социальной деятельности или любым другим сферам его жизни.
Также важно обратиться за помощью, если у человека есть проблемы с алкоголем или наркотиками, поскольку многие люди часто полагаются на вещества, чтобы справиться со своими симптомами.
Лечение аффективных расстройств
Если кто-то борется с аффективным расстройством, существуют способы справиться с симптомами. Ниже будут рассмотрены некоторые из этих вариантов управления.
Важно обсудить возможные варианты с врачом или специалистом в области психического здоровья, если расстройство настроения значительно ухудшает вашу повседневную деятельность.
Лекарства
Большинство лекарств от расстройств настроения действуют на повышение уровня серотонина или норадреналина. При депрессивных расстройствах обычно назначают антидепрессанты для повышения уровня этих нейротрансмиттеров.
Часто антидепрессанты могут помочь изменить уровень энергии, улучшить сон, и они доказали свою эффективность в улучшении настроения. Хотя установлено, что разные типы антидепрессантов работают одинаково хорошо, некоторые из них могут быть более эффективными в зависимости от человека.
Если вам прописали антидепрессанты, важно принимать их в соответствии с предписаниями и продолжать их прием, даже когда начинаете чувствовать себя лучше. Люди обычно сообщают о значительном улучшении после приема лекарства в течение 4-6 недель.
Тем, кто страдает манией при биполярном расстройстве, в первую очередь часто назначают литий, стабилизатор настроения. Стабилизаторы настроения — это лекарства, которые помогают регулировать перепады настроения, возникающие при биполярном расстройстве, путем снижения аномальной активности мозга.
Обычно они помогают защитить кого-то от экстремальных подъемов маниакального эпизода и тяжелых спадов депрессивного эпизода. Нейролептики, ранее известные как транквилизаторы, обычно используются для лечения психозов, но их также можно использовать для лечения биполярного расстройства и депрессии.
Они могут быть особенно полезны людям с биполярным расстройством, страдающим манией или смешанными эпизодами. Их также иногда можно использовать для лечения депрессии, если симптомы не контролируются одним антидепрессантом.
Психотерапия
Хотя лекарства сами по себе могут помочь облегчить некоторые симптомы аффективных расстройств, медицинские работники часто рекомендуют сочетание лекарств и психотерапии для более эффективного лечения.
Популярным видом психотерапии, доказавшей свою эффективность для многих, является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ включает в себя работу с терапевтом для выявления негативных мыслей и поведения, а затем работу над преобразованием этих мыслей и поведения в более полезные и здоровые.
Это может включать в себя борьбу с некоторыми бесполезными моделями мышления и распознавание случаев, когда эти модели возникают в повседневных ситуациях. Было показано, что эта терапия особенно эффективна для людей с депрессией.
Терапия стимуляции мозга
Терапия стимуляции мозга, называемая электросудорожной терапией (ЭСТ), используется для лечения тяжелой депрессии или биполярного расстройства, когда лекарства или психотерапия не дали результатов.
Во время этой процедуры электрический ток проходит через мозг через электроды, прикрепленные к коже головы или лбу. Лечение обычно проводится в течение 2 или 3 сеансов в неделю, обычно для достижения наибольшей эффективности требуется от 6 до 12 сеансов.
Повторяющаяся транскраниальная магнитная стимуляция (rTMS) — это еще один вид лечения, в котором используются неинвазивные магнитные катушки для воздействия короткими электромагнитными импульсами на определенные нервные клетки головного мозга.
Эта процедура используется для лечения большой депрессии у тех, кто не реагирует хотя бы на один антидепрессант, и доказала свою эффективность в улучшении симптомов.
Светотерапия
При сезонном аффективном расстройстве широко распространена светотерапия, которая доказала свою эффективность в уменьшении некоторых переживаемых депрессивных ощущений.
Светотерапия предполагает использование света, например светового короба, который дополняет естественный солнечный свет ярким искусственным светом. Обычно рекомендуется использовать свет по утрам в течение примерно 20-60 минут последовательно для наибольшей эффективности.
Образ жизни
Помимо лекарств и терапевтических методов лечения аффективных расстройств, есть некоторые изменения образа жизни, которые люди могут внести, чтобы уменьшить симптомы или предотвратить начало аффективных расстройств. Некоторые из этих изменений образа жизни включают:
Поддержание постоянного графика сна и обеспечение достаточного количества сна.
Ведение дневника настроения, чтобы отмечать, когда человек приближается к маниакальному или депрессивному эпизоду.
Отказ от употребления алкоголя и наркотиков.
Здоровое и сбалансированное питание.
Регулярные физические упражнения, особенно аэробные.
Занятия йогой, осознанностью, медитацией или другими методами релаксации для снижения стресса.
Поддержание сети поддержки с доверенными друзьями, семьей или группами поддержки.
Вам нужна психиатрическая помощь?
США
Свяжитесь с Национальной линией спасения от самоубийств, чтобы получить поддержку и помощь от обученного консультанта. Если вам или вашему близкому угрожает непосредственная опасность: https://suicidepreventionlifeline.org/
1-800-273-8255
UK
Свяжитесь с Samaritans для получения поддержки и помощи у обученного консультанта: https:/ /www.samaritans.org/; электронная почта [email protected] .
Доступно 24 часа в сутки, 365 дней в году (звонок по этому номеру БЕСПЛАТНЫЙ):
116-123
Переосмысление психических заболеваний: rethink.org
0300 5000 927
9 0005
Похожие статьи
Депрессия: насколько эффективны антидепрессанты? Институт качества и эффективности в здравоохранении, Национальный центр биотехнологической информации, Национальная медицинская библиотека США. 12 января 2017 г.
Маркен, П.А., и Манро, Дж.С. (2000). Выбор селективного ингибитора обратного захвата серотонина: клинически важные отличительные признаки. Журнал первичной медицинской помощи, журнал клинической психиатрии, 2(6), 205.
Ресурсы самопомощи при биполярном расстройстве или маниакальной депрессии
Национальный институт психического здоровья. Биполярное расстройство. Обновлено в январе 2020 г.
Виета, Э., и Санчес-Морено, Дж. (2008). Острое и длительное лечение мании. Диалоги в клинической неврологии, 10(2), 165.
Ссылки
Диссоциативные расстройства. (05 июля 2021 г.). 2021 Traumadissociation.com. Получено 5 июля с http://traumadissociation.com/dissociative.
Диссоциативное расстройство личности. (05 июля 2021 г.). Traumadissociation.com, дата обращения 5 июля 2021 г., ч. 9.0005
Мюррей, Э. А., Уайз, С. П., и Древец, В. К. (2011). Локализация дисфункции при большом депрессивном расстройстве: префронтальная кора и миндалина. Биологическая психиатрия, 69(12), e43–e54.
Натан, П., Рис, К., Лим, Л., и Коррейя, Х. (2003). Вернулся из Блюза. Перт, Западная Австралия: Центр клинических вмешательств
Прайс, Дж. Л., и Древетс, В.