Какие бывают виды семей обществознание: Виды семей — урок. Обществознание, 6 класс.

6 класс. Обществознание. Семья. — Семья.

Семья.

Закрепление изученного материала

Семья – это

Комментарии преподавателя

«Семья – это та первичная среда, где человек должен

учиться творить добро»

(Я.Л. Сухомлинский)

На наших уроках мы уже не раз упоминали, что человек – это существо биосоциальное, то есть у него есть биологическая и социальная составляющая. Причем когда мы говорим о социуме, то имеем в виду, как правило, всех людей, объединенных какими-то признаками. Но, помимо того, что мы живем в обществе, мы живем еще и локальными маленькими группами. Эти группы имеют очень большое значение в нашей жизни, потому что это узкий круг близких или родных нам людей, которые составляют наше постоянное окружение. Эти узкие группы называются семьями. Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (рис.

1).

Рис. 1. Семья (Источник)

В семью, как правило, входят родители, бабушки и дедушки и, соответственно, дети. Это стандартный образ семьи, хотя, конечно, это явление гораздо более разнообразно, и семья может насчитывать большее количество членов.

У семьи есть несколько задач, для решения которых она и создается. Одной из самых важных задач семьи является ведение совместного хозяйства. Члены семьи объединяют свои усилия по решению каких-то важных хозяйственных задач. Они объединяют свои материальные возможности, потому что вместе жить легче, дешевле и комфортнее, чем поодиночке. Также они объединяют и свои физические возможности, так как совместно люди имеют большую силу. В семье объединяются и интеллектуальные возможности ее членов, так как один человек, как правило, имеет всего одну точку зрения касательно какого-то вопроса, а сообща можно рассматривать проблему с разных сторон, находить оптимальное решение вопроса.

Семья состоит либо из кровных родственников, либо из близких людей. Кровным родствомназывается связь между родителями и их детьми. Кровные родственники — лица, имеющие одного общего предка. Это, в соответствии с п. 2 статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры. Например, ваши папа и мама не являются друг для друга кровными родственниками, потому что они создали семью, не будучи людьми родными, образно выражаясь, в их жилах течет «разная кровь». Они стали родными, уже живя в семье, потому что до этого они принадлежали другим семьям. Папа и мама между собой являются близкими родственниками.

Близкие родственники не имеют общих предков, но являются членами одной семьи (рис. 2). Запомните это различие, так как в дальнейшем в курсе обществознания вы будете изучать право, в том числе и Семейный кодекс.
Там это различие имеет существенное значение, так как влияет на решение многих юридических проблем, связанных с семьей.

Рис. 2. Близкие родственники (Источник)

Если же уйти от юридической стороны вопроса, то мы должны на первое место ставить чувства людей, потому что, создавая семью, мы, прежде всего, ориентируемся на то, как мы друг к другу относимся. Странной или даже невозможной была бы ситуация, если бы люди не любили друг друга или даже испытывали по отношению друг к другу негативные эмоции и вдруг стали бы совместно жить. Вряд ли такие люди смогли бы найти общие интересы, а их жизнь обогатилась бы от совместного проживания. При этом, конечно, семья – это неоднородное понятие. С одной стороны, мужчина и женщина вступают в брак и создают семью. У них рождаются дети, они могут жить совместно со своими родителями, и тогда получается, что у них формируется та самая классическая семья, о которой мы уже упоминали несколько выше.

Но возможны и другие варианты семьи. Например, между собой объединяются сестры, которые живут со своим племянником или своими родителями. Тогда семья создается не на основании брака, а на основании именно кровного родства, и смысл данной семьи в том, чтобы поддерживать отношения друг с другом, вести совместное хозяйство, быть с родными людьми рядом, потому что так каждому человеку легче.

Это естественное желание человека облегчить себе жизнь, в том числе эмоционально, создав нормальную эмоциональную среду, на самом деле является, в том числе, и государственной задачей. Дело в том, что семья – это основа любого общества, именно с семьи начинается формирование общества в целом. Главная задача семьи заключается в том, чтобы не остановился род человеческий, чтобы люди продолжали рождаться. Поэтому брак между мужчиной и женщиной совершенно обязателен. Но для государства важно вообще, чтобы люди жили семейно, потому что, создав эти маленькие ячейки, будто соты в улье, мы формируем нормальные отношения для всего общества в целом.

Как правило, конституции всех стран берут под свою защиту институт брака и семьи. Такие пункты есть и в российской Конституции, то есть у нас семья находится под защитой государства.

Каким же образом осуществляется подобного рода защита? Прежде всего, существуют различного рода программы по защите молодых семей. Понятно, что, вступая в брак, люди тут же сталкиваются с огромным количеством чисто бытовых материальных проблем. Молодой семье нужно жилье, основные предметы бытового обихода, которые требуют значительных материальных вложений, с которыми семья не всегда успевает справиться. Тогда государство, которое взяло на себя ответственность за молодые семьи, пытается с помощью материальной поддержки стимулировать их создание. Помимо этого государство берет на себя заботу и о тех детях, которые воспитываются без родителей. Есть такая федеральная программа, «Дети России», суть которой заключается в том, чтобы создать наиболее комфортную среду для тех детей, которые воспитываются одни.

Самой комфортной средой в таком случае может быть приемная семья. Именно этого пытается добиться государство, хотя и здесь существует много нерешенных проблем. Важно знать, что государство как механизм, который управляет обществом, должно возлагать на себя обязанность по заботе об этом обществе. Забота о семье – это первостепенная работа государства (рис. 3).

 

Рис. 3. Государственная поддержка семей (Источник)

Ситуаций, которые приводят к тому, что дети оказываются на попечении государства, может быть великое множество. Одна из таких ситуаций складывается тогда, когда родители не могут или не желают добросовестно исполнять свои родительские обязанности. Существует перечень необходимых условий, которые обязан выполнять каждый родитель. Быть родителем – не только право, но и серьезное обязательство по заботе за другим человеком. В нашей стране при рождении каждому ребенку дается право быть гражданином РФ, он полноценный человек, и о нем нужно заботиться, как и о взрослом.

К сожалению, не все родители в состоянии с этим справиться. Их дети голодны, плохо одеты, воспитываются в ненадлежащих условиях, иногда в их доме даже антисанитария. Тогда государство берет на себя ответственность в том, чтобы либо направить таких родителей «на путь истинный», либо взять на себя заботу об этих детях. Увы, иногда взрослым людям нужно сначала воспитать себя, и только потом они смогут воспитать из ребенка достойного гражданина нашей страны.

Рождаясь, вы уже имеете достаточно большое количество прав, поэтому ни в коем случае детей нельзя называть людьми бесправными. Действительно, сейчас вас со всех сторон опекают взрослые, при этом иногда их опека носит ультимативный, повелительный характер. Вам может показаться, что именно наставления взрослых являются для вас жизнеопределяющими. Раз на взрослых людях лежит ответственность за тебя, соответственно, они и должны определять, что ты будешь делать и какие рамки ты не должен переступать.

Но у каждого из вас есть значительные права, которые зафиксированы как в Конституции РФ, так и в Семейном кодексе, который представляет собой свод законов.

Условно права детей можно разделить на две группы: социальные и имущественные. У каждого из вас есть право на совместное проживание с родителями, никто просто так не вправе вас отторгнуть от вашей семьи, потому что это часть вашей жизни, гарантированная государством. Если же ситуация в семье сложная и по каким-то причинам семья распалась, ребенок имеет полное право знать всю информацию о своих родителях. Это обязательное право, которое должно соблюдаться. Ребенок имеет в такой ситуации право жить с обоими родителями, постоянно либо поочередно, причем форма этого проживания должна определяться судом (рис. 4). Когда ребенок достигает 10 лет, он сам имеет право решать, с кем он хочет жить – с папой или с мамой. Это социальные права ребенка.

Рис. 4. Ребенок имеет право жить с любым из родителей постоянно либо поочередно (Источник)

К имущественным правам относится право обладания собственностью, которая находится в совместном владении семьей. Допустим, вы живете с родителями в квартире или в частном доме, это – совместная собственность вашей семьи. Вам кажется, что раз папа и мама купили эту квартиру или построили этот дом, значит, он принадлежит только им, а вы не имеете к нему отношения. Это не так. Дети имеют право на часть собственности наравне с родителями, потому что если родители взяли на себя ответственность по воспитанию детей, значит, в том числе, они ответственны и имущественно. Поэтому вы также имеете право на эту собственность.

Таким образом, мы видим, что семья – это один из важнейших институтов общественной жизни. Мы определили, что семьи бывают разные по составу и содержанию, но в любом случае семья – это та обязательная ячейка, без которой нормальное общество функционировать не может. Семья может быть большой или маленькой, дружной или не очень, но семья у человека должна быть. Каждый должен понимать, что рядом с ним есть близкие и родные люди, потому что только так человек осознает себя как не одинокое существо, брошенное в этом огромном мире страстей и желаний.

Мы уже упоминали в уроке о программе «Дети России», затронув достаточно острую тему детей, находящихся на государственном попечении. Конечно, самым лучшим вариантом будет, если все эти дети попадут в семьи, то есть будут усыновлены. Усыновление – это переход прав и обязанностей от биологических родителей ребенка к усыновителям. Это всегда лучше, так как, если люди по каким-то причинам не имеют собственных детей и берут на себя ответственность по воспитанию чужих детей, вполне возможно, что они станут не просто хорошими, а самыми лучшими родителями. Эти люди давно мечтали о ребенке, получили возможность его воспитывать, они сполна исполнят свой долг. Но, к сожалению, иногда получается так, что усыновленные дети попадают в не самую комфортную среду. За последние несколько лет мы все были свидетелями очень громких и неприятных скандалов, когда дети, усыновленные в другие страны, прежде всего США, оказывались в семьях, которые относились к этим детям недобросовестно. Самыми вопиющими случаями были случаи, когда российские дети погибали по вине родителей. Конечно, это страшные, из ряда вон выходящие случаи. Был также случай, когда приемные родители посадили усыновленного ребенка на самолет и отправили обратно в Россию вместе со всеми документами. Эти люди повели себя с ребенком, как с вещью. Так не должно быть ни в коем случае. Здесь прямая ответственность государства, ведь оно взяло на себя обязанности по попечительству над данными детьми. Оно и должно внимательно следить за тем, кому передает на попечение русских детей. Эти дети и так испытывают много бед и страданий, так как лишены нормальных человеческих отношений. Если детей отдают на усыновление родителям, это должны быть очень надежные люди, чтобы никогда трагических случаев с ними не происходило (рис. 5).

Рис. 5. Социальная реклама. «Усыновляя, вы получаете больше, чем когда-либо могли дать» (Источник)

Защита и помощь молодым семьям в РФ в настоящее время является приоритетом. Об этом неоднократно говорил Президент нашего государства, и, следовательно, это руководство к действию для чиновников. У нас приняты достаточно эффективные и действующие программы для поддержки рождаемости. Вы наверняка слышали, что в России некоторое время назад была очень серьезная демографическая ситуация, а именно проблемы с ростом численности населения. У нас в стране наблюдался не рост численности населения, а убыль, то есть россиян становилось все меньше и меньше. Это происходило потому, что люди в России не очень охотно создавали семьи. Экономическая жизнь была сложной, люди всякий раз задумывались: а стоит ли рождать второго или третьего ребенка в семье? Это экономически серьезно бьет по бюджету семьи, значит, нужно планировать. В нашем государстве была принята программа материнского капитала. Государство выплачивает значительную сумму средств на второго, третьего и последующих детей.

Для многодетных семей существуют значительные льготы: им предоставляется жилье, автотранспорт, материальная поддержка. Но помощи одного только государства, конечно же, недостаточно. Большую роль в данном случае будут играть общественные организации, то есть люди, для того чтобы наша с вами Родина была многочисленной, должны сами образовывать некоторые организации для помощи многодетным семьям. Во-первых, это позволит создать здоровую атмосферу в России, атмосферу неравнодушия друг к другу. Во-вторых, мы, возможно, действительно сможем облегчить жизнь многодетных семей, где проблемы многократно увеличиваются (рис. 6). Но это нормальный, естественный путь здоровой нации.

Рис. 6. Поддержка многодетных семей – государственный приоритет (Источник)

В ходе урока мы говорили о том, что некоторые семьи в России, к сожалению, являются неблагополучными. Некоторые взрослые люди неправильно понимают, что значит «быть родителем». Самым страшным и неприятным наказанием для таких людей может стать лишение родительских прав. Существует соответствующая законодательная процедура. Существуют государственные инспектора по защите прав ребенка, они отслеживают ситуацию в таких семьях, регулярно их посещают. Государственные чиновники следят за тем, посещают ли дети школу, тепло ли они одеты, регулярно ли они питаются, содержат ли их в чистоте. Если эти требования не выполняются, может начаться процедура по лишению родительских прав. Конечно, это тяжелая процедура и для родителей, и для ребенка. Государство идет на такой шаг только в самом крайнем случае. Именно поэтому такие ситуации нужно предотвращать всеми силами. Взрослые должны задумываться над тем, как им воспитывать своих детей. Парадоксально, но иногда дети оказываются значительно более «взрослыми» людьми, нежели их родители.

На следующем уроке мы более подробно рассмотрим вопрос, какими бывают семьи, что означает «неполная семья». Также мы рассмотрим, кто такой «глава семьи», что входит в его обязанности.

 

Домашнее задание

  1. Выполните задания на страницах 73–74. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. – Просвещение.
  2. Объясните, почему некоторых родителей лишают их родительских прав. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы избежать такой ситуации?
  3. Какие вы знаете пословицы и поговорки о семье? Как вы понимаете их значение? Напишите сочинение, озаглавив его одной из понравившихся вам пословиц.
Источник
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/6-klass
презентация отсюда 

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/01/16/prezentatsiya-k-uroku-obshchestvoznan…

Урок по обществознанию в 5 классе «Семья и семейные отношения»

Разработка урока по обществознанию 5 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ ЗСОШ № 2:

Исецких С.А.

Тема урока: «Семья и семейные отношения»

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семьясчастливая семьясемейные ценности.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семьяпоколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека,

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытие нового знания.

Учебное оборудование: учебник, компьютер, проектор, маршрутные листы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Поднимите руки у кого хорошее настроение.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II.Постановка темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы опять будем работать по маршрутным листам (приложение 1). Они лежат у каждого на парте. Но прежде чем начать с ними работать найдите на партах листочки с ребусами. У каждого ряда свой ребус. Попробуйте его разгадать. Работа в парах.

(дети разгадывают ребусы)

Учитель: Итак, что у вас получилось? (учащиеся отвечают — семья)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения» (слайд 1)

Учитель: Запишите тему в свои маршрутные листы.

III. Актуализация знаний.

На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? Сформулируйте цель и задачи урока

Сегодня на уроке мы узнаем: (слайд 2)

1. Зачем люди создают семьи.

2. Какие бывают семьи.

3. Если семья не выполняет свои обязанности.

Что еще мы узнаем давайте определим при помощи маршрутного листа. Найдите на МЛ понятия, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и понятия, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак «+» в колонку той темы, для которой сведения будут правильными.

(работа по МЛ)

сведения

«Отрочество – особая пора жизни», «Загадка человека»

«Семья и семейные отношения»

Отрок

семья

Подросток

брак

Наследственность

Речь

Двухпоколенные семьи

Дети-маугли

Трехпоколенные семьи

Конституция

Полные семьи

Рыцари

Неполные семьи

Семейный кодекс

Учитель: Какие понятия вам незнакомы? С этими понятиями мы познакомимся сегодня на уроке. Таким образом, сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как семья, брак, двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Вопрос классу — Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)

— Радость что вас ждут.

— Облегчение: «Ну, вот я и дома»

— Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

— Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».

Учитель: Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

Вопросы классу:

— Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? (отв. детей)

— Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?(отв.детей)

— А что обозначает слово семья? (на доске – ватман. На нем в виде желтого кружка прикрепляется слово семья)

— Откройте словари в своих учебниках на стр. 126 и прочитайте определение этого слова. (работа со словарем)

Ответы детей – «Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).

Работа по слайду презентации.

(Слайд 3)

Учитель: Чем связаны друг с другом члены семьи? (ответы учеников)

Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Они ведут общее хозяйство, владеют общим имуществом.

Кто является членами семьи? Помогут ответить вам на этот вопрос загадки. Давайте их отгадаем. А ответы изобразим в виде лучиков солнышка. Будем составлять кластер.

(Дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучике солнца записывает ответ)

1.Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша… (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная… (бабушка)

4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я — старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков – гора,

Брату кто она?. .. (сестра)

6. Он — мужчина, и он – сед,

Папе — папа, мне он — …(дед)

Учитель: Молодцы. Посмотрите какое солнышко у нас получилось. Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми? (Ученики: Они семья.)

Учитель: Попробуйте назвать главную особенность семьи.

Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет ее членов.

(Слайд 4)

Учитель: Ребята, а как образуется семья? (ответы учеников)

Учитель: Когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках.

Учитель: В чем главное предназначение семьи? (ответы учеников)

Учитель: Семья – обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые поколения, развивалось общество.

Вы правы, поэтому государство заботиться о благополучии семей. Что государство делает для благополучия семей? Помогает приобрести жилье, строит детские сады, школы, больницы, стадионы, театры и многое другое. Семьи у которых двое и более детей, имеют право на материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий, в качестве прибавки к пенсии матери. Большое внимание уделяется многодетным семьям (льготы, помощь). В России действует специальная программа «Дети России» — особая забота о детях – сиротах, детях – инвалидах, детях Чернобыля. В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав. Разработан специальный Семейный кодекс РФ. К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей.

Работа по учебнику: Откройте учебники на стр. 28. Прочитайте пункт «Если семья не выполняет своих обязанностей» и приготовьтесь отвечать на вопросы, записанные в маршрутном листе:

  1. Приведите примеры семей, которые не выполняют своих обязанностей.

  2. Что нарушает такая семья?

Конституцию – основной закон государства.

Показ Конституции.

3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?

  • право ребенка жить и воспитываться в семье

  • Право знать своих родителей, право на их заботу о себе

  • Право на совместное с ними проживание

  • Право общаться с обоими родителями, другими родственниками

  • Право на имущество

4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности?

их суд может лишить родительских прав.

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

— Какие два главных документа защищают семью?

(Семейный кодекс РФ и Конституция РФ.)

— Давайте поместим их на нашем кластере (на кластер прикрепляется 2 облачка – Семейный кодекс и Конституция) и запишем в МЛ.

Физминутка

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я —             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

Учитель: А все ли семьи одинаковые?

Бывают разные типы семей: (слайд 5)

Семьи, в которых живут родители и их дети, называют двухпоколенными.

Если вместе живут родители, дети, родители родителей (бабушки-дедушки), семьи называют трёхпоколенными.

А теперь сами ответьте на вопрос : «Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки?» (четырехпоколенные)

В жизни бывает так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это вовсе не означает, что эта семья хуже полной.

  • Если в семье отсутствует один из родителей называют неполными

  • Если в семье два родителя такие семьи называют полными

— Девочки из вашего класса на этой неделе провели небольшое исследование. И вот что они выяснили. Выступление девочек с анкетами:

В нашей школе во всех пятых классах– ___________детей

Из них -______ девочек,__________ — мальчиков.

Неполные семьи – ____________

С семье только мама – ______________

В семье только папа — _________________

Неблагополучные семьи –_______________

Всего родителей во всей школе –_____________

Многодетных семей — ________________-

Вывод: Даже на примере нашей школы можно сделать вывод, что семьи бывают разные.

Найдите на МЛ схему «Типы семей» и заполните пропуски.

Т ипы семей

_______________ _______________ ____________ _________________

Дети заполняют схему.

Учитель: А сейчас мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».

Начнем закладывать дом с кирпичиков, на которых вы напишите самые важные на ваш взгляд слова, которые характеризуют семью.

Помогут вам в этом слова, записанные на листочках и размещенные по классу:

  • Традиции

  • Сотрудничество

  • Дружба

  • Труд

  • Здоровье

  • Красота

  • Понимание

  • Уважение

  • Любовь

  • Счастье

Ребенок читает стихотворение:

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

-Учитель: Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

V. Закрепление.

Найдите на МЛ пункт «Закрепление» и выполните задания.

Заполни пропуски в тексте:

Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.

Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.

Трёхпоколенная семья состоит из

_______________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.

Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).

(проверка заданий на МЛ)

VI.Рефлексия

Ребята, изменилось ли ваше настроение в ходе урока. Отметьте его на МЛ.

Давайте составим синквейн по теме урока

Семья

Существительное

Прилагательное прилагательное

Глагол глагол глагол

Фраза из четырех слов

(проверка синквейнов)

VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите? (Слайд 6)

Оценивание работы на уроке.

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.

Приложение 1

Маршрутный лист

Тема урока______________________________________________.

  1. Настроение:

Начало урока


Конец урока


  1. Соотнесите сведения, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и сведения, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы для которой сведения будут правильными.

(работа по МЛ)

сведения

«Отрочество – особая пора жизни», «Загадка человека»

«Семья и семейные отношения»

Отрок

семья

Подросток

брак

Наследственность

Речь

Двухпоколенные семьи

Дети-маугли

Трехпоколенные семьи

Конституция

Полные семьи

Рыцари

Неполные семьи

Семейный кодекс

  1. Главная особенность семьи – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные документы о семье — ________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Типы семей

_______________ _______________ ____________ _________________

6.Закрепление.

Заполни пропуски в тексте:

Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.

Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.

Трёхпоколенная семья состоит из

_____________________________________________________________________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.

Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).

7. Рефлексия

Составить синквейн — «Семья»

Существительное

Прилагательное , прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Фраза из четырех слов

Эволюция структуры американской семьи

 | 11 мин Чтение

Основная культура Америки развивается, чтобы отражать преобладающие ценности дня, включая социальные системы, такие как семья. По данным Калифорнийского криобанка, вместо того, чтобы быть единым целым, семейный институт находится в постоянном развитии. Сегодня действительно нет единого определения американской семьи. С домохозяйствами с одним родителем, различной структурой семьи и меньшим количеством детей современная семья не поддается категоризации. Но эти самые недавние изменения принесли с собой основанный на ностальгии миф о том, что развод, насилие в семье и одинокое родительство — явления недавние. Когда Insider подробно изучил историю американской семьи, стало очевидно, что это не так. Постоянные изменения и адаптация — единственные темы, которые остаются неизменными для семей на протяжении всей истории Америки. На самом деле недавние изменения в семейной жизни являются лишь последними в серии преобразований семейных ролей, функций и динамики, которые произошли с течением времени.

Узнайте больше об онлайн-степенях CSP Global в области семейных наук >

Краткая история семьи до 20 века

Когда была основана Америка, семья определялась как муж, жена, биологические дети и расширенная семья (к сожалению, рабы не считались частью какой-либо семьи). Это означало, что большинство людей, которые могли жениться на законных основаниях, вступали в брак, а затем оставались в браке до самой смерти. Согласно Insider, в 19-м и начале 20-го веков люди часто вступали в брак, чтобы получить права собственности или сменить социальный класс. Все изменилось в 1800-х годах, когда идеи любви и романтики стали главной причиной брака. Развод был редкостью; Сборник историй сообщает, что «процесс развода был очень дорогим, и судья никогда бы не разрешил его, если только это не было последним средством. Если два человека были несчастны в браке, они иногда решали тихо расстаться в зрелом , ответственным образом, но по закону они все еще были женаты и никогда не могли вступить в повторный брак с кем-либо еще, если только их первый муж или жена не умерли». Поскольку эта структура была настолько доминирующей, она сыграла решающую роль в создании и воспроизведении культурных ролей мужчин и женщин. Роль жен заключалась в том, чтобы помогать своим мужьям по дому, как в ведении домашнего хозяйства, так и в воспитании детей.

Жены не имели юридического статуса при условии, называемом прикрытием; ThoughtCo объясняет, что «по закону при заключении брака муж и жена рассматривались как одно целое. В сущности, отдельное юридическое существование жены исчезло в том, что касается прав собственности и некоторых других прав». Мужья, напротив, были менеджерами и кормильцами в семье. Они контролировали финансы и имели высшую власть как в глазах общества, так и в глазах закона. Это означало, что «муж не мог даровать своей жене что-либо, например имущество, и не мог заключать с ней юридические соглашения после брака, потому что это было бы все равно, что подарить что-то самому себе или заключить договор с самим собой».

Как правило, совместное проживание или рождение детей вне брака было противозаконным. Однако к 19 веку укрытие перестало быть проблемой, и эти жесткие юридические границы были ослаблены, а гражданский брак был широко признан приемлемым союзом.

Правительство и семья

Согласно книге Ширли А. Хилл «Семьи: взгляд на социальный класс» , XIX век принес ряд важных изменений в семью. В первой половине века замужние женщины получили права собственности благодаря Закону о собственности замужних женщин, который начал приниматься в 1839 году.. К началу 20 века в большинстве штатов замужним женщинам разрешалось «владеть имуществом, предъявлять иски и предъявлять иски, заключать контракты и контролировать распоряжение имуществом после ее смерти». Однако в это время роль женщины в семье по-прежнему определяла ее муж.

Получите степень в области семейных наук, теперь онлайн.


Онлайн-степень CSP GLOBal одобрена Национальным советом по семейным отношениям (NCFR)

Просмотреть все степени в области социальных наук >

Еще одним важным событием стало государственное регулирование некоторых аспектов детства, таких как детский труд и школьное образование. Чтобы улучшить благосостояние детей, «реформаторы настаивали на принятии законов об обязательном посещении школы, ограничениях детского труда, детских площадках… и пенсиях для вдов, чтобы дети из бедных семей могли оставаться со своими матерями». Несмотря на эти правовые изменения, семья стала еще более важным источником счастья и удовлетворения. «Семья-компаньон рассматривалась как более изолированная и более важная единица — основное внимание эмоциональной жизни». Появились новые представления о браке, основанные на выборе, товарищеских отношениях и романтической любви. Это, в свою очередь, вызвало всплеск числа разводов, который утроился между 1860 и 1919 годами.10.

Депрессия и война

Стабильность семей была испытана Великой депрессией, поскольку безработица и более низкая заработная плата вынуждали американцев откладывать вступление в брак и рождение детей. Количество разводов за это время упало, потому что это было дорого и мало кто мог себе это позволить. Однако к 1940 году почти 2 миллиона супружеских пар жили раздельно. Некоторые семьи приспособились к экономическому спаду, «вернувшись к кооперативному семейному хозяйству. Многие дети работали неполный рабочий день, а многие жены дополняли семейный доход».

Когда закончилась Депрессия и началась Вторая мировая война, семьи столкнулись с новыми проблемами: нехваткой жилья, отсутствием школ и длительной разлукой. Женщины в одиночку вели домашнее хозяйство и воспитывали детей, а некоторые пошли работать на военную промышленность. Результатом охваченного войной состояния общества стало то, что «тысячи молодых людей стали беспризорными детьми, а уровень преступности среди несовершеннолетних, незамужней беременности и прогулов вырос».

Семейные структуры в послевоенном мире40-х, 1950-е годы ознаменовались стремительным переходом к новому типу домашнего хозяйства. Insider сообщает, что «идея ядерной всеамериканской семьи была создана в 1950-х годах и делала упор на семейную единицу и брак». В этот период было меньше браков, больше детей и меньше разводов.

Средний возраст вступления женщин в брак составлял 20 лет, количество разводов стабилизировалось, а рождаемость удвоилась. Однако идеальные образы семейной жизни, появлявшиеся на телевидении, не передают всей картины: «Только 60 процентов детей провели свое детство в семье, где мужчина-кормилица, женщина-домохозяйка».

Эта «демократизация семейных идеалов» отражала своеобразное общество и экономику, которые были вызваны реакцией против депрессии и войны и усугублялись ростом доходов и снижением цен. Экономический бум, последовавший за Второй мировой войной, привел к значительному экономическому росту, особенно в производстве и потребительских товарах; около 13 миллионов новых домов было построено в 1950-х годах. Семьи переезжали в пригороды, потому что могли себе это позволить, и семья становилась «убежищем в бессердечном мире», а также «альтернативным миром удовлетворения и близости» для взрослых и детей, переживших разрушительное военное время. На самом деле, именно здесь берет свое начало концепция сплоченных семей, какой мы ее знаем. Домашнее сдерживание как образ жизни подкреплялось американской молодежью, которая хотела иметь длительные и более крепкие отношения, чем их родители. Солдаты и военнослужащие, вернувшиеся с войны, стремились выйти замуж и воспитать детей.

Идиллия 50-х

Стандартная структура семьи в послевоенной Америке состояла из мужчины-кормильца, его жены, которая занималась домашними делами и присматривала за детьми, и самих детей. Семьи вместе ели, гуляли и жили в общительных районах. Родители уделяли пристальное внимание воспитанию своих детей, а отношения с проживанием были неслыханными — на самом деле, девочки оставались в доме своих родителей до замужества и обычно не посещали колледж. Дети впервые стали эмоциональными, а не экономическими активами, близкими родителям и центром семьи. Из-за этого родители изучали развитие детей и работали над социализацией своих детей, чтобы они стали успешными взрослыми. Детство стало отдельным периодом жизни. Однако молодые девушки должны были быть домохозяйками, а не образованными профессионалами.

В целом структура семьи в 50-х была основана на одной главной потребности: безопасной жизни. Экономическая и глобальная нестабильность начала 20 века породила потребность в четко определенных семейных ячейках. Это привело к идеологии, восхваляющей экономический прогресс и социальный порядок, результатом чего стали более молодые браки, которые продлились дольше, больше детей, меньше разводов и больше нуклеарных семей.

Современная семья

Нуклеарная семья 50-х годов олицетворяла собой экономически стабильную семейную ячейку. Идея среднего класса, патриархальной семьи, ориентированной на ребенка, просуществовала недолго. Вот почему современная семья в большинстве случаев мало похожа на эту «идеальную» ячейку. Многие из изменений, которые были частью этого перехода, являются прямым результатом расширения роли женщин в обществе, как с точки зрения работы, так и образования. Рост постиндустриальной экономики, основанной на информации и услугах, привел к тому, что больше замужних женщин вышли на работу. Уже в 1960 лет около трети женщин среднего класса работали либо неполный рабочий день, либо полный рабочий день. С 60-х годов семьи также стали меньше, менее стабильными и более разнообразными. Все больше взрослых, будь то молодые или пожилые, также живут вне семьи. Сегодня семья, состоящая из мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки, составляет лишь небольшой процент американских домохозяйств. Значительное большинство американцев (62 процента) рассматривают идею брака как «брак, в котором муж и жена работают и разделяют заботу о детях и домашние обязанности». Семьи с двумя кормильцами также гораздо более распространены. В 2008 году Бюро трудовой статистики США сообщило, что женщины составляют почти 50 процентов оплачиваемой рабочей силы, что ставит их в равное положение с мужчинами, когда речь идет о работе вне дома. Кроме того, нормой стали неполные семьи, возглавляемые матерями, семьи, образованные в результате повторного брака, и семьи с пустым гнездом.

Наряду с этими сдвигами произошло снижение количества браков и рождаемости, а также рост числа разводов. Уровень рождаемости в Америке вдвое меньше, чем в 1960 году, и достиг самого низкого уровня в 2012 году. Кроме того, число совместно проживающих пар увеличилось с менее чем полумиллиона в 1960 году до 4,9 миллиона по данным переписи 2000 года. Согласно опросу американского сообщества 2005 года, более 50% домохозяйств в Америке в течение этого года возглавлял не состоящий в браке человек. А к 2007 году почти 40 процентов детей родились от незамужних взрослых матерей. Одна из причин такого развития событий заключается в том, что брак был перепозиционирован как «краеугольный камень в краеугольном камне, из основополагающего акта раннего взросления в венчающее событие более поздней взрослой жизни». Это рассматривается как событие, которое должно произойти после окончания колледжа и начала карьеры.

Дальнейшие изменения в супружеской семье

Ряд исторических факторов способствовал изменениям в том, как американцы воспринимают структуру семьи и участвуют в ней. По данным Американской ассоциации юристов, в 1965 году Верховный суд расширил конституционную защиту «различных форм репродуктивной свободы» в своем постановлении по делу Грисволд против Коннектикута . Были также медицинские достижения в области контрацепции, в том числе изобретение противозачаточных таблеток в 1960 году. В результате способы воспитания детей в семьях стали более разнообразными, чем когда-либо прежде. Развод также изменился в 60-х годах. В 1969, Калифорния стала первым штатом, принявшим развод без вины, что позволило сторонам расторгнуть брак просто в случае выявления непримиримых разногласий. В течение 16 лет все остальные штаты последовали этому примеру.

В число этих тенденций входит расширение прав, предоставляемых однополым парам. С исчезновением барьеров для союзов лесбиянок и геев и усилением правовой защиты все больше представителей ЛГБТК живут открыто. Однополые браки были легализованы в 2015 году; Однако для некоторых юридических целей эти отношения все еще не рассматриваются как браки. Тем не менее, в целом семьи более разнообразны в расовом, этническом, религиозном и стилистическом отношении. Однако все эти изменения не означают, что семья является умирающим институтом. Около 90 процентов американцев все еще женятся и рожают детей, а те, кто разводится, обычно женятся повторно.

Роль семейной науки

Многие, кто интересуется развитием и культурой семьи, выбирают карьеру в семейной науке. С акцентом на актуальные проблемы и навыки для успешной жизни в современном обществе, эта прикладная наука постоянно развивается, так же как и семейные единицы, которые являются областью ее изучения. Это дисциплина, включающая вклад из смежных академических областей, таких как право, социология, психология, антропология, здравоохранение и многое другое. Из-за этого профессионалы в этой области практикуют в различных контекстах, в том числе:

  • Образование
  • Исследования
  • Работа с общественностью
  • Социальные службы
  • Питание

Область семейной науки играет важную роль в изучении последствий современного глобального общества. Хотя сегодняшние семьи имеют мало общего с семьями прошлых десятилетий и столетий, специалисты в области семейных наук имеют четкое представление о том, как подходить к сложностям постоянно развивающегося учреждения. И эти навыки будут становиться все более ценными по мере того, как семьи будут продолжать развиваться.

Степени по семейным наукам в CSP Global

CSP Global предлагает онлайн-программы на получение степени по семейным наукам как для бакалавриата, так и для выпускников. Всестороннее образование, которое студенты получают в рамках этих программ, позволяет им стать практиками в этой динамичной и междисциплинарной области. Поскольку обе программы CSP Global по семейным наукам одобрены Национальным советом по семейным отношениям (NCFR), студенты также готовятся к широкому спектру карьеры в области семейных наук после окончания учебы.

Рекомендуемые товары

Посмотреть все

СЕМЬЯ — СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение семьи

Семья может показаться простым понятием, но простого определения семьи не существует. В самом общем виде семья — это группа людей, которые связаны юридическими или генетическими узами, но для многих людей семья означает гораздо больше, и даже простая идея генетических связей может быть сложнее, чем кажется. (Майнц, 2005)

Основное определение семьи

В самом простом определении группа людей, связанных юридическими или кровными узами, является семьей.

·         Юридические облигации:  Семьи юридически связаны браками, усыновлением и опекой , включая права, обязанности и обязательства этих юридических договоров. Юридические связи могут быть изменены, расширены или расторгнуты для изменения состава семьи.

·         Кровные узы:  Люди, связанные прямым родством через общего предка, являются частью семьи. Сюда входят как близкие, так и дальние родственники, такие как братья и сестры, родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники и двоюродные братья. Изучение генеалогического древа или генеалогических записей может выявить семейные кровные узы.

Несмотря на кажущуюся простоту этого определения семьи, идея семьи выходит далеко за рамки просто законных или кровных отношений для многих людей.

Типы семей

Существует множество различных типов семей, каждый из которых одинаково жизнеспособн в качестве поддерживающей и заботливой единицы.

·         Нуклеарная семья:  Также называемая супружеской семьей, это родители и их дети, проживающие в одном месте или имеющие самые тесные связи.

·         Расширенная семья:  К этому типу семьи относятся все близкие родственники, такие как бабушки и дедушки, тети, дяди и двоюродные братья. В расширенном семейном домохозяйстве эти родственники обычно живут вместе и все выполняют повседневные домашние обязанности. Этот тип семьи также называется совместной семьей или семьей, состоящей из нескольких поколений, в зависимости от того, какие члены включены.

·         Комплексная семья:  Этот тип расширенной семьи состоит из трех или более взрослых и их детей. Этот тип семьи может быть сформирован путем развода и повторного брака, или он может быть сформирован путем полигамии в обществах, где такая практика приемлема. Некоторые семьи могут быть сложными даже без формальных юридических связей между взрослыми.

·         Приемная семья:  Это семья, в которой взрослые развелись и вступили в повторный брак, объединив детей из других союзов, чтобы сформировать новую нуклеарную семью. Дети могут происходить от нескольких разных родителей или быть на одной или обеих сторонах нового союза.

·         Традиционная семья:  Это семейная единица, определяемая в классическом смысле, когда отец работает вне дома, чтобы поддерживать членов семьи в финансовом отношении, в то время как мать остается дома и занимается домашними делами и воспитанием детей. Это строгое определение семьи все реже встречается в современном обществе.

·         Приемная семья:  Этот тип семьи имеет юридические, но не генетические связи. Два родителя могут усыновить ребенка, с которым они не связаны кровным родством, или один родитель может усыновить ребенка другого родителя. Приемные семьи также могут быть определены в эмоциональном или духовном смысле, где нет формальных юридических уз.

·         Приемная семья:  Приемная семья включает одного или нескольких взрослых родителей, которые служат временными опекунами для одного или нескольких детей, с которыми они могут быть или не быть биологически связанными. Со временем могут быть приняты более официальные меры, и приемные дети могут быть усыновлены на законных основаниях.

Определение вашей семьи

Хотя прямые юридические и генетические отношения, которые вы разделяете с другими людьми, могут помочь вам определить свое определение семьи, семейные отношения — это нечто большее, чем эти основные понятия.

Добавить комментарий