Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии: 28. Законы восприятия в гештальтпсихологии

28. Законы восприятия в гештальтпсихологии

Гештальт-психология оперирует пятью базисными принципами: 

 принцип фигуры и фона;

принцип дифференциации, определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и «гештальтом», формируемым в сознании;

принцип замыкания, согласно которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных — по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску ряда букв;

принцип хорошей формы, по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной

принцип изоморфизма, согласно которому между нейрофизиологическим процессом и строением воспринимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность

По сравнению с предшествующими школами, гештальт-психология стала существенным шагом в сторону объективизации представлений о восприятии. Представители этой школы, выступая против концепции эмпатии или «вчувствования», перенесли акцент с сознания воспринимающего субъекта на свойства самого воспринимаемого объекта.

Гештальт-психология особенно внимательна к искусству, и в ее рамках выработана гипотеза, согласно которой художественная форма воплощает в себе наиболее фундаментальные структуры человеческих эмоций, что и определяет ее базисную функцию — «опознание» этой структуры.

 

Принципы гештальта 2

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

«Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем 
гештальт
» 

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутогопсихологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона.  Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений!

 

Принципы гештальта 3 

Гештальт-психология —  К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как

фактор близости

фактор сходства

фактор хорошего продолжения

фактор общей судьбы

В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух» и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт (М.

Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения». Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу «New Look».

 

Принципы гештальта 4 Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого.

Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

1. принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. 2. 

закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью.
Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом». Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана 
теория цикла контакта
, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии. Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий:

  1. ощущение  На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение.

    Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания).

  2. осознавание  Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

  3. энергию  Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

  4. действие  На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

  5. контакт  В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

  6. разрешение  Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов

Общая характеристика гештальтпсихологии



1.2 Общая характеристика гештальтпсихологии

 Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеория возникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Человек может осознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, и для психологии личности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.

 

 

 

 

2. Основные идеи и факты гештальт-психологии

2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки

 

Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые привели его к обоснованию положений новой психологической школы.

В 1910 году в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне он встречается с Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой, которые становятся вначале испытуемыми в опытах Вертгеймера по исследованию восприятия, а затем его друзьями и коллегами, в содружестве с которыми были разработаны основные положения нового психологического направления – гештальт-психологии. Перейдя в Берлинский университет, Вертгеймер занимается преподавательской и исследовательской деятельностью, уделяя значительное внимание исследованию мышления и обоснованию основных принципов гештальт-психологии, которые излагаются в основанном им (совместно с Келером и Коффкой) журнале “Психологическое исследование”. В 1933 году ему, как и Левину, Келеру и Коффке пришлось уехать из фашистской Германии. После эмиграции в США он работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, однако создать новое объединение единомышленников ему не удалось.

Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия.

Остановимся подробнее на этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.

Данные, полученные в этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы нового подхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймер обосновывал совместно с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левиным.

Таким образом в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальт-психологии, Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.”

Исследования восприятия, а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальт-психологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем “полем” действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и дает возможность соотнести и структурировать между собой отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношения образов предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения — ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Считая перцептивные процессы врожденными, и объясняя их особенностями организации коры головного мозга, Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическим гештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся психические образы. Таким образом вводилась необходимая объективность, которая превращала психологию в объяснительную науку.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.

Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:

1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения — инсайт.

5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.

Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.

Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Изучением его развития занимался главным образом К. Коффка, который стремился соединить генетическую психологию и гештальт-психологию. Он, также как и Вертгеймер, окончил Берлинский университет, а затем работал под руководством Штумпфа, написав докторскую диссертацию о восприятии музыкального ритма (1909).

Гештальт-принципы восприятия: определение и примеры

Вы когда-нибудь слышали фразу «Целое больше, чем сумма его частей»? Хотя эта цитата приписывается великому греческому философу Аристотелю, она также является основой гештальт-психологии.

Гештальт-психология, основанная известными психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой, особенно заметна в теме восприятия.

  • Мы поможем вам определить конструкты в гештальт-психологии.
  • Затем мы определим правила восприятия.
  • Наконец, мы применим эти правила в соответствующих примерах.

Гештальт-принципы восприятия в психологии

Давайте сначала определим и опишем теории G эштальт-психологии и почему они важны для психологических объяснений восприятия.

Словарь психологии APA определяет восприятие как «осознание объектов, отношений и событий с помощью органов чувств». Благодаря этому процессу может происходить организация и интерпретация сенсорной информации (2013).

В психологии зрительное восприятие раздражителей можно отнести к так называемому среднему зрению . Это когда человек переходит от видения компонентов линий, краев и объектов к основному восприятию изображения. Тогда возникает вопрос, как мы можем объяснить это явление?

Определение гештальт-принципов восприятия

Для объяснения этого процесса применяются теории и принципы гештальт-психологии. Как упоминалось ранее, основные G эштальт-теория восприятия – это понимание того, что «целое больше, чем сумма его частей». С точки зрения визуального восприятия это означает, что можно сделать вывод о «целом» изображении или объекте, прежде чем учитывать каждую отдельную «часть», из которой он состоит.

Вопреки многим заблуждениям, термин «Гештальт» не является именем основателя этой теории восприятия. Это просто термин, используемый как ярлык для самой психологической теории.

Чтобы представить вещи в перспективе, подумайте о времени, когда вы видели форму чего-то в природе. Большой ковш среди звезд, облако в форме сердца или даже фигура животного из камней. Все это примеры гештальт-теории восприятия.

Что такое гештальт-принципы восприятия?

Теперь, когда мы обсудили определение восприятия и гештальт-психологию, мы перечислим сами принципы. Всего девять G estalt правила восприятия . Все они описывают порядок, в котором мы обрабатываем визуальную информацию.

Хорошее продолжение

Это первое гештальт-правило восприятия. Как следует из названия, это правило говорит о том, что люди часто воспринимают выровненные изображения как гладкие, завершенные и непрерывные по контуру ( APA , 2013). Другими словами, перекрывающиеся линии и фигуры будут восприниматься как завершенные и неразрывные, независимо от невозможности подтвердить скрытую область объекта.

При применении этого закона человек, воспринимающий форму «x», увидит две пересекающиеся прямые линии. Это показывает хорошее продолжение, потому что вы будете воспринимать это изображение как два целых ключа, перекрывающихся, несмотря на то, что вы не сможете подтвердить, отображает ли изображение ключа внизу непрерывную и непрерывную форму.

Фг. 1 Перекрещенные ключи, символизирующие принцип хорошего продолжения, Wikimedia commons

Закрытие

Подобно ранее упомянутому правилу, закон закрытия усиливает обычное восприятие полных форм и изображений, даже если они неполные, отсутствуют компоненты или содержат пробелы.

Фг. 2 Закрытие, Wikimedia commons

Что вы видите на этом изображении? Большинство людей видят прямоугольник и круг. На самом деле отображается группа линий с пробелами, которые мы воспринимаем как прямоугольник и квадрат.

Этот закон присутствует не только в конструкциях зрения, но и применительно к восприятию звуков. Точно так же, как мы можем воспринимать неполные фигуры как единое целое, используя этот закон, мы также можем завершить предложение, автоматически заполняя слова!

Сегментация текстуры

Третий принцип восприятия гласит, что человек воспринимает формы или группы в зависимости от текстуры . Другими словами, изображение с различной текстурой или рисунком воспринимается отдельными «областями» в пределах всего изображения.

Фг. 3 Текстура, Wikimedia commons

Как вы можете видеть, на этом изображении вязания крючком есть четкая разница в текстурах вязания. Это позволяет воспринимать форму благодаря четким областям текстуры.

Сходство

Гештальт закон подобия так же прост, как кажется. При просмотре объектов или изображений, которые имеют отдельные компоненты со сходством между собой, человек будет воспринимать их в группах на основе этих характеристик.

Фг. 4 Сходство, Wikimedia commons

Близость

Принцип близости восприятия отличается от других законов тем, что он основан на близости или близости шт. Используя этот закон, близость компонентов изображения воспринимается как связанная друг с другом. Этот закон настолько заметен в зрительном восприятии, что превосходит другие эффекты группировки восприятия, такие как форма и цвет (Vinney, 2021).

Общая область

Правило общей области очень похоже на «близость» в том, что элемент, который кажется в той же области, что и один другой, воспринимается группами.

Один простой визуальный пример общей области может быть ежедневной коробочкой для таблеток. Поскольку элементы сгруппированы вместе в каждом контейнере, вы будете визуально воспринимать элементы как разделенные на группы.

Связность

Это правило применяется, когда кто-то воспринимает независимые элементы в визуальном образе как связанные. Один из ярких примеров этого принципа восприятия можно увидеть в обычной игре «соедини точки».

Параллельность

Согласно закону параллелизма предметы, расположенные параллельно друг другу, воспринимаются в ассоциации друг с другом, или группируются. Компоненты в поле зрения, которые параллельны, воспринимаются как более связанные, чем элементы, расположенные параллельно друг другу.0055, а не параллельно.

Подумайте, как мы воспринимаем железнодорожные пути!

Симметрия

Визуальное изображение, отображающее характеристики симметрии, воспринимается как единая структура.

Фг. 5 Симметрия, показанная бабочкой, Wikimedia commons

Важность гештальт-принципов восприятия

Все эти правила могут показаться очевидными и довольно простыми. Однако каждый из них важен для того, как мы воспринимаем мир вокруг нас. Представьте себе попытку систематизировать всю визуальную информацию, которую мы видим в повседневной жизни, без этих простых автоматических правил восприятия. Было бы значительно опаснее водить машину, ходить пешком или просто выживать, не имея возможности быстро делать выводы о формах, линиях, краях и объектах.

Представьте, что вы едете по шоссе. Вам нужно перестроиться; когда вы смотрите, чтобы увидеть, вы видите переднее крыло автомобиля. Вам не нужно видеть остальную часть автомобиля, и вы знаете, что у вас пока недостаточно места для перестроения. Поскольку вы видели части автомобиля, вы использовали la w хорошего продолжения и избежали аварии.

Это всего лишь один важный пример того, как G эштальт-принципы восприятия позволяют нам безопасно и быстро систематизировать всю визуальную информацию и стимулы.

Гештальт-принципы восприятия.

Ключевые выводы
  • Эштальт-теорию восприятия G можно в общих чертах сформулировать как «целое больше, чем сумма его частей».
    • Восприятие гештальт-теории утверждает, что можно сделать вывод о «целом» изображении или объекте, прежде чем учитывать каждую отдельную «часть», из которой он состоит.
  • Хорошее продолжение — это когда перекрывающиеся линии и фигуры будут восприниматься как завершенные и неразрывные.
  • Закон замкнутости усиливает обычное восприятие полных форм и образов даже в том случае, если они неполны.
  • Правило подобия восприятия гласит, что объекты или изображения, которые имеют различные компоненты со сходством между собой, будут восприниматься группами на основе этих характеристик.
  • Близость — это когда человек воспринимает близость компонентов изображения как связанных друг с другом.

Гештальт-психология

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, которая была предложена чехословацким психологом Максом Вертгеймером , в 20-м веке, Законы гештальта обеспечивают основу для современного изучения восприятия . Согласно школе гештальт-психологии , целое больше, чем его части.

Гештальт-психология рассматривает как человеческое восприятие, так и человеческое поведение в целом. Разбираясь в окружающем мире, 9Законы гештальта 0017 подчеркивают, что люди не просто концентрируются на каждом маленьком компоненте. Скорее, человеческий разум с большей вероятностью будет рассматривать визуальные объекты как компоненты более сложных систем.

Курт Коффка и Вольфганг Кёлер являются соучредителями гештальт-психологии. Макс Вертхаймер, , также известен разработкой прибора для обнаружения лжи, который использовался в залах суда. Макс был учеником Кристиана фон Эренфельса, австрийского философа. Кристиан фон Эренфельс был связан со школой Брентано.

Основатели гештальта

Законы гештальта повлияли на то, как люди анализируют человеческое восприятие и ощущения. Это также улучшает понимание того, как их когнитивные процессы влияют на то, как они демонстрируют социальное поведение.

психологов законов гештальта применили теоретические основы, объясняющие психологическое исследование Асастратегии. Открытие Вертгеймером фи-феномена — один из таких вкладов. Наряду с открытием феноменов восприятия некоторые из достижений гештальт-психологии включают: (а) отдельную методологию и теоретическую основу (б) теорию памяти (в) набор принципов восприятия, (г) известный набор решений проблем, основанный на информация и (д) перцептивные законы группировки.

 

Каковы принципы гештальт-психологии?

Согласно принципам когнитивной психологии, когда люди видят окружающий их мир, их разум прилагает усилия, чтобы осмыслить то, что они видят. Гештальт-принципы обеспечивают различные способы восприятия этого порядка их разумом.

Школа Гештальтпсихология объясняет, когда и как человеческий разум рассматривает различные визуальные элементы как компоненты большего целого. Ниже приведены десять Принципы гештальт-психологии.

Простота

Простота указывает на то, что когда люди видят что-то в первый раз, их разум пытается представить это самым простым образом. Например, фотография человека состоит из множества фотографий, простота заключается в том, чтобы сразу увидеть человека, а не отдельные изображения меньшего размера, которые представляют собой изображения людей.

Фигурка-фон

Фигурка-фон организация демонстрирует, как человеческое сознание пытается определить, какая часть изображения является фоном, а какая — объектом. При реализации в дизайне организация фигура-фон может быть полезным инструментом для создания визуального интереса, волнения и напряжения.

Близость

Близость означает, что люди воспринимают вещи, которые находятся близко друг к другу, как составные части группы. Согласно принципу Gestalt Psychology, близость — полезный способ развития визуального восприятия и визуального порядка.

Вертхаймер заметил, что быстрая последовательность событий развивает восприятие иллюзии движения. Например, восприятие движущихся изображений или фильмов. На самом деле фильмы — это быстрая последовательность неподвижных картинок, которые приводят к плавному восприятию визуальных стимулов. Его также называют феноменом phi .

Сходство

В соответствии с психологическим принципом Гештальт сходные визуальные объекты рассматриваются друг с другом как одна группа. Например, если есть шесть кошек разных пород и шесть собак разных пород, то они будут сгруппированы вместе как собаки и кошки.

Общая судьба

Принцип общей судьбы связан с восприятием движения и движущихся объектов. Он показывает, как люди воспринимают движущиеся предметы. Когда вещи движутся в одном направлении, кажется, что они находятся в одной группе. Пример общей судьбы — стая птиц, летящих вместе. Когда много птиц летит в разные стороны, никто не называет их группой. Однако когда птицы летят в одном направлении, они попадают в одну и ту же группу птиц.

Симметрия

Когда люди что-то видят, их разум ищет примеры симметрии. Симметрия развивает чувство порядка и гармонии, которые являются естественными желаниями людей. В основном люди предпочитают симметричные вещи. Им кажется, что люди с симметричными телами и лицами выглядят красивее. Точно так же симметричные конструкции кажутся более гармоничными.

Закрытие

Это радостный принцип психологии, поскольку он касается концепции, согласно которой разум людей желает завершить то, что они видят. Некоторые компании используют этот принцип в своих логотипах для создания ярких изображений из очень малого. Примером замыкания в логотипе является логотип FedEx с пробелом между X и E, образующим стрелку. Однажды заметив это, человек уже никогда не сможет игнорировать это. Закрытие полезно, поскольку оно требует от человека заполнения пробела, что обычно делает логотип более запоминающимся и впечатляющим.

Общая область

В соответствии с принципом психологии общей области элементы, расположенные в одном месте, считаются вместе. Некоторыми примерами общего региона являются домашняя страница Facebook и фотографии птиц, летящих вместе. Общая область похожа на принцип близости, но применима к массивным группам предметов.

Связность элементов

В соответствии с принципом связности элементов элементы, соединенные зрительным восприятием (например, линия или прямоугольник), рассматриваются как группа. Примером связанности элементов является раздел «Навигация» — в областях навигации используется набор линий или блоков для визуального отделения навигации от остального макета.

 

Гештальт перцептивная организация

Как языковая обработка объясняется в гештальт-теории психологии ?

Гештальт-теория обработки языка подчеркивает важность контекста и восприятия в овладении языком. Согласно этой теории, люди изучают язык, воспринимая паттерны и организуя их в значимые целостности. Этот процесс включает в себя использование как восходящей, так и нисходящей обработки, при этом существующие знания и опыт человека влияют на его восприятие и интерпретацию языка. Гештальт-теория обработки языка также подчеркивает роль невербальной коммуникации и контекста в понимании и воспроизведении языка.

Гештальт-обработка языка (GLP) — это своего рода языковое развитие, которое начинается с целой заученной фразы и продолжается до одного слова.

В основном слово является основной единицей языка. Когнитивная психология считает, что люди строят язык слово за словом, чтобы сконструировать их значение. Для процессоров гештальт-языка «фрагмент» языка является базовой единицей языка, а не словом.

Например, процессоры гештальт-языка могут рассматривать фразу «она опоздает» как единый фрагмент. Процессоры гештальт-языка не идентифицировали бы слова «она», «будет», «будет», «поздно», создавая фразу, но воспринимали бы ее как единое целое. Можно назвать эти фрагменты сценариями или гештальтами. Некоторые могут также назвать это «отсроченной эхолалией».

Гештальт-обработка языка часто используется как регулярная часть языкового развития. У каждого ребенка есть какие-то гештальты, даже если большинство детей начинают говорить слово за словом. Например, «добро пожаловать» воспринимается большинством людей как гештальт. Они не беспокоятся о том, чтобы сложить вместе «вы», «есть», «добро пожаловать» — они воспринимают только целое.

Не забывайте, сценарий (гештальт) может иметь значение, отличное от того, что он говорит буквально. — Ты опоздаешь? может иметь значение «Я не опоздал!» потому что чаще всего ребенок слышит этот вопрос, когда кто-то опаздывает. можно увидеть процессоров языка гештальт как эксперты метафоры. Они понимают связь между двумя сценариями и переводят язык из одной ситуации в другую.

В гештальт-языковых процессорах развитие языка происходит на предсказуемых стадиях. Эти этапы в конечном итоге приводят к гибкому, оригинальному языку. В 1983 году доктор Барри Призан упомянул эти этапы в своей публикации. Позже, в 2012 году, Мардж Блан написала книгу о развитии гештальт-языка, в которой она резюмировала эти этапы в рамках, называемых 9.0017 Приобретение естественного языка (NLA).

Обработка гештальт-языка

Каковы этапы развития гештальт-языка?

Ниже приведены этапы развития гештальт-языка .

Стадия 1. Отсроченная эхолалия

На стадии Отсроченная эхолалия дети пишут полные гештальты, используя интонационно определенные языковые цепочки и/или гештальты из отдельных слов, которые могут быть или не быть понятными и иметь точное значение. Дети берут эти сценарии из книг, СМИ или людей. Здесь можно выявить детей на начальных этапах развития гештальт-языка. Например: Ребенок: «В конце этой сказки есть фея!»

Стадия 2. Этап урезания или смешивания и сопоставления (частичные гештальты )

На этапе урезания дети разбивают более крупные гештальты стадии 1 на более мелкие фрагменты. Дети также смешивают и сопоставляют куски/части гештальтов в частично уникальные высказывания. Это также этап, на котором ребенок может «урезать» более крупный гештальт. Например: «В конце этой истории есть фея» до «В конце есть фея!»

Этап 3. Комбинации из одного и двух слов

На этапе 3 ребенок разбивает сценарии на части, состоящие из одного слова, и/или составляет новые комбинации существительных. Этот этап наступает, когда ребенок в конечном итоге способен распознавать слова как отдельные смысловые единицы и начинает использовать язык, созданный им самим. На этом этапе порядок слов или грамматика не имеют значения. Например: Ребенок: «Фея» (существительное из одного слова), «Добрая фея» (сочетание существительное + прилагательное), «волшебная простыня» (сочетание существительное + существительное).

Этапы 4–6. Новые фразы или предложения с простой грамматикой, сложной и более сложной грамматикой

На этапах 4–6 ребенок соединяет отдельные слова, чтобы составить новые предложения или фразы. Дети на стадии 4 используют простую грамматику. Дети на этапах 5-6 начинают использовать сложную и продвинутую грамматику. Например: «Фея помогла бедному ребенку» (Этап 4), «Фея не может исчезнуть» (Этап 5), «Разве она не должна была уже вернуться в сказочную страну?» (Этап 6).

Некоторые дети могут общаться, используя комбинацию этих этапов, а некоторые дети говорят на одном этапе почти каждый раз, когда они общаются. Для составления домашних планов или определения целей терапии важно выяснить, на каком этапе ребенок использует структуру NLA (освоение естественного языка).

Этапы развития гештальт-языка

 

В чем разница между структурализмом и теорией гештальта?

Структурализм рассматривает разум как взаимодействие различных компонентов разума и стремится дать оценку этим частям. Простыми словами, все переживания человека создают его сознание. С другой стороны, Гештальт-психология утверждает, что разум независим от компонентов, он работает как единое целое.

Структурализм и гештальт-теория — это два разных подхода к пониманию разума. Это означает, что ум нельзя понять, разбивая его на отдельные компоненты, а скорее изучая весь опыт. В то время как структурализм фокусируется на частях, составляющих целое, гештальт-теория фокусируется на целом, которое больше, чем сумма его частей.

Визуальное восприятие является ключевым аспектом гештальт-теории. В отличие от структурализма, который разбивает визуальное восприятие на отдельные компоненты, гештальт-теория подчеркивает важность общего визуального опыта.

Согласно теории гештальта, наш мозг организует визуальную информацию в виде паттернов и целых, а не просто воспринимает отдельные элементы. Этот подход к визуальному восприятию оказал влияние на такие области, как искусство, дизайн и психология. Изучая способы, которыми наш мозг организует визуальную информацию, мы можем глубже понять, как мы воспринимаем окружающий мир.

Организация восприятия является ключевой концепцией гештальт-теории. Это относится к тому, как наш мозг автоматически организует визуальную информацию в осмысленные паттерны и целостные структуры. Этот процесс происходит без сознательных усилий и позволяет нам быстро и эффективно осмысливать окружающий мир.

Согласно гештальт-теории, организация восприятия основана на ряде фундаментальных принципов, таких как близость, подобие и замкнутость. Изучая эти принципы, мы можем получить представление о том, как наш мозг создает смысл из визуальной информации, и как мы можем использовать эти знания, чтобы улучшить наше понимание искусства, дизайна и других визуальных дисциплин.

 

 

Почему гештальт-теорию критиковали?

Критика Гештальт-теории привела к последующему упадку гештальт-теории в середине 20 го века. В основном считалось, что эта теория была слишком описательной. Кроме того, его критиковали за то, что он не мог провести различие между мыслью и восприятием. Эти недостатки привели к росту неудовлетворенности гештальт-психологией в середине 1900-х годов и привели к ее последующему упадку.

Упадок гештальт-теории проложил путь к подъему когнитивной психологии, которая сосредоточилась на психических процессах, таких как память, восприятие и решение проблем. В отличие от теории гештальта, когнитивная психология стремилась объяснить поведение с точки зрения внутренних психических процессов. Это смещение фокуса привело к большей научной строгости и экспериментальной проверке гипотез, что в конечном итоге привело к лучшему пониманию человеческого познания и восприятия.

Добавить комментарий