Какой метод является основным в когнитивной психологии: Основные положения в когнитивной психологии

что изучает, методы исследования, её применение, представители

Содержание:

  • Что такое когнитивная психология
    • История создания
  • Что изучает когнитивная психология
    • Память
    • Мышление
    • Внимание
    • Эмоции
    • Способность принимать решения
  • Основные идеи когнитивной психологии
  • Представители учения
  • Применение когнитивной психологии в современном мире

Содержание

  • Что такое когнитивная психология
    • История создания
  • Что изучает когнитивная психология
    • Память
    • Мышление
    • Внимание
    • Эмоции
    • Способность принимать решения
  • Основные идеи когнитивной психологии
  • Представители учения
  • Применение когнитивной психологии в современном мире

Что такое когнитивная психология

Когниция (cognitio) буквально переводится с латинского языка как знание, познание. Поэтому термин «когнитивный» употребляется в значении познавательный.

Когнитивная психология — научная ветвь, занимающаяся человеческим сознанием и его познавательными процессами. Направление изучает содержание и механизмы познания. Исследует характеристику методов переработки информации в знания.

Поиск результатов в этой области обычно связан с вопросами изучения познавательных процессов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • памяти;
  • чувств;
  • внимания;
  • воображения;
  • логического мышления;
  • представления информации;
  • способности к выбору решения.

Отрасль считается молодой: характер исследований сформировался в 1960-х гг. Выводы, сделанные в ходе исследований познавательных процессов, применяются в социальной и педагогической психологии, психолингвистике, теории искусственного интеллекта.

История создания

История возникновения связана с исследованиями американских ученых, которые занимались человеческим сознанием. Итоги первого этапа подвел американский психолог У. Найссер в монографии «Когнитивная психология». В своем труде основоположник направления говорит о том, что процессы познания проявляются в любом акте человеческой деятельности. Познание — основной фактор развития личности, через него человек воспринимает окружающий мир, формирует целостные образы, вырабатывает стимулы поведения.

Что изучает когнитивная психология

Память

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Память означает воспроизведение прошлого опыта, ведущий компонент познавательной деятельности человека. Обладает широким практическим применением в реальной жизни и деятельности. Это основное свойство нервной системы позволяет индивиду хранить информацию о внешнем мире и реакциях организма, а также многократно ее использовать. Психология процессов базируется на припоминании, воспоминании, воспроизведении.

Мышление

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.

Мышление прочно связывается с познавательным процессом. Оно влияет на формирование понятий, принятие решений, закрепление реакций. Развивается с помощью внутренней речи, ставя процесс в зависимость от языка, потому что язык и мысль неразрывны.

Наука выделяет 3 формы мышления:

  • наглядно-действенный тип — производство и организация деятельности;
  • наглядно-образный вид — обобщает мысли в образы;
  • форма отвлеченного мышления — связана с абстрактными рассуждениями.

Когнитивная психология выделяет сознательное и бессознательное мышление.

Внимание

Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Особенный интерес для психологов представляет процесс обработки и анализа мозгом конкретных стимулов, поступающих из внешней среды. В связи с этим изучается способность человека испытывать ощущения, чувства, но одновременно фокусироваться на определенной задаче.

К свойствам внимания относятся:

  • устойчивость — способность фиксировать внимание на выполнении задачи;
  • концентрированность — уровень сосредоточенности на конкретном объекте;
  • распределенность — умение распределять внимание;
  • избирательность — навык концентрации на сути и одновременно умение отфильтровывать несущественный материал.

Эмоции

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Ч. Дарвин считал, что эмоции позволяют человеку определить значимость каких-либо условий для удовлетворения личных потребностей. Первичные эмоции таким образом поддерживают жизненный процесс. Когнитивные теории эмоций связывают их природу с механизмами мышления.

Известна теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

, который указывал на значительную роль психологических факторов. Положительные эмоции в этом случае связываются с ожидаемыми результатами, которые трансформируются в реальность. Деятельность согласуется с заданным планом.

Способность принимать решения

Принятие решений связывается с определением способов достижения цели. Стоящая задача трактуется как некая трудность, решаемая в ходе мышления. Решение основывается на изучении, анализе и выборе оптимального варианта реакции. Суть состоит в преодолении препятствия и в выборе лучшего средства для достижения цели.

Способность принимать решения связана с определенным алгоритмом, имеющим этапы:

  • распознание задачи;
  • определение и оценка ресурсов;
  • нахождение успешной стратегии;
  • организация информации для решения;
  • задействование интеллектуальных и физических возможностей;
  • отслеживание прогресса: умение отказаться от первоначального решения и выбрать иное;
  • оценка результата.

Основные идеи когнитивной психологии

Базовые научные предположения строятся на том, что все собранные человеческие знания трансформируются в схемы, сохраняющиеся в память. Однако процесс познания от этого не становится статичным. Человек получает новые знания, поэтому

познавательная деятельность происходит беспрерывно.

Сохраненные в памяти шаблоны отыскиваются при необходимости и используются. Так закрепляется опыт применения накопленных знаний. Совокупность полученных познаний подлежит постоянному обновлению. Основной задачей когнитивной психологии в связи с этим становится поиск результативных методик работы психики для получения и обработки информации.

Итак, основополагающие идеи когнитивной психологии:

  • Основная цель исследований сосредоточена на содержании и принципах действия познавательных процессов: памяти, речи, мышления, воображения. Дополнительно когнитивная психология затрагивает эмоциональную сторону развития личности, потому что без нее создание поведенческих схем невозможно.
  • Научные положения занимаются искусственным интеллектом, трактуют познавательные процессы с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческим мозгом и компьютером, находя общее в механизмах получения, сохранения, обработки информации.
  • Третий аспект связан с теорией поэтапной обработки информации: работа проводится в несколько этапов. Значительная часть процесса происходит бессознательно.
  • Человеческая психика имеет емкость, пределы. Наука ищет категории, которые позволят эффективно хранить и обрабатывать полученную информацию.
  • Следующая идея связана с понятием обработки данных. Любая информация закрепляется как особый код, который закрепляется и направляется в отдельную ячейку.
  • Последняя рассмотренная идея находит отражение в изысканиях, связанных с хронометрическими средствами. Внимание ученых занимает время, которое человек посвящает поискам решения поставленной задачи.

Представители учения

Ученые XX века проявляли повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Эпоха отличалась бурным развитием технологий и вычислительных машин. Писались научные работы, проводились исследования. К числу основоположников науки причисляют психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Однако ощутимому прогрессу способствовала встреча в 1956 году.

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте состоялось собрание специальной группы Института электрической и электронной инженерии, занимающейся информационной теорией. Встреча стала мощным толчком в развитии рассматриваемого раздела психологии. С этим моментом связана история становления течения.

Среди ученых, стоящих у истоков возникновения когнитивной психологии, выделяется американский психолог Джордж Миллер. Вместе с коллегой Джеромом Брунером  ученый создал исследовательский центр при Гарвардском университете.

Сотрудники центра занимались следующими вопросами:

  • спецификой человеческого языка;
  • особенностями памяти;
  • процессами восприятия;
  • особенностями мыслительного процесса и человеческим развитием.

Развитие направления плотно связывается с подходом Дж. Келли, который в своих работах описывает ключевые принципы деятельности личных конструкторов. Ученый вывел основной постулат теории: абсолютно все личностные процессы направлены так, чтобы обеспечить человеку умение прогнозировать предполагаемые события. Позиция Дж. Келли состояла в том, что человек выделяется не только количеством имеющихся конструкторов, но и их распределением в структуре психики.

Велико влияние еще одного психолога, работающего в рассматриваемой области. Им стал швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя отдался увлечению психоанализом. Он провел ряд любопытных экспериментов, в ходе которых устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

В 1925 году Ж. Пиаже пришел к открытию детского эгоцентризма, утверждая, что до определенного возраста дети сосредоточены исключительно на себе и личных внутренних переживаниях. Излагая свой рассказ о внутренних волнениях, ребенок совершенно не нуждается в обратной связи.

Важную роль в развитии когнитивной психологии сыграл Герберт Саймон, который работал над построением теории управленческих решений. Американский ученый находил неподдельный интерес в исследовании процессов принятия решений и организации поведения.

Применение когнитивной психологии в современном мире

Когнитивная психология — значительная область в современной психологии как в науке. В качестве точного метода исследований используется лабораторный эксперимент. Он проводится в искусственных условиях и отличается от картины реальной жизни. Ключевым результатом считается отсутствие дисгармоничного состояния. Совместно с лабораторными экспериментами используется тестирование, опрос, наблюдение, корреляционное исследование.

Подобные факторы создают и фиксируют условия, в которых выполняется деятельность испытуемого. Экспериментатор предлагает условия и задачи, а затем отмечает результаты, делает выводы. Так лабораторные эксперименты раскрывают особенности испытуемого.

Методы когнитивной психологии применяются в практической работе психологов, занятых методологией направления. А так же к ним прибегают специалисты когнитивно-поведенческой психотерапии. Внутренние психические процессы расшифровываются с помощью правил и алгоритмов, применяемых в моделях обработки информации и формах искусственного интеллекта.

Современное направление объединяет различные концепции, объясняющие поведение человека. Широкомасштабные исследования затрагивают проблемы психологии развития когнитивных структур, языка и речи, разработки теорий человеческого и искусственного интеллекта. Конечной целью исследований становится решение вопросов, связанных со свойствами человеческой психики.

Когнитивная психология и нейробиология активно прогрессируют. Зачастую параллельно друг с другом. Это связано с тем, что обе науки занимаются схожими областями исследований человеческого мозга.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.42 (Голосов: 12)

Поиск по содержимому

Предмет и методы исследования когнитивной психологии

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей и педагогической психологии

Специальность: Психолог

 

 

 

                                                                  Контрольная работа

По предмету: Общая психология

Тема: Предмет и методы исследования когнитивной психологии.

 

 

 

                                                                                              Выполнила: студентка I курса

Глушкова А.В.

    Проверил: кандидат психологических  наук,

                                                                  доцент Демидов Александр Александрович

 

                                    

 

                                                     Москва 2013

Содержание:

           Введение

     1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.

2. Основные научные теории когнитивной психологии

     Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние  годы неуклонно растет интерес к  изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся  к теории познания, рассматривались  в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.

В настоящее  время изучаются более сложные  когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.

Термин «познание» стал употребляться  не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и  для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений.

Естественный  подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических  и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.

В настоящее  время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.

 Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. 

 

 

1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.

 

В 1967 г. появилась  книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.

Попытки описать  работу мозга и ее психические  проявления с помощью различных  технических или физических аналогий были характерны практически для  всех психологических концепций, пытавшихся найти механизмы психической  деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи  искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды Павлова были непосредственно  связаны с представлением о работе мозга как коммутаторной телефонной станции. Энергетизм З. Фрейда подразумевал аналогию с электрическими процессами. А. А. Ухтомский полагал, что иррадиация возбуждения в коре головного  мозга подобна распространению  радиоволн, которые принимаются  там, где в данный момент включен  приемник. Гештальт-психологи видели единство феноменального поля сознания с реальными физическими полями наподобие электромагнитного. Поэтому неудивительно, что в когнитивной психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой ЭВМ. Важно отметить существенное отличие компьютерной метафоры от других предшествовавших ей технических аналогий, с помощью которых исследователи описывали механизмы психической деятельности.

У истоков возникновения  компьютерной метафоры, которую приняли  специалисты в области когнитивной  психологии, лежит когнитивная метафора, которую приняли специалисты  в области вычислительной техники, информатики, искусственного интеллекта. Они обратились к развиваемым  в современной психологии представлениям о системе субъективного опыта  человека, о способах репрезентации  и хранения знаний в этой системе.

В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно интерпретировать в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. М. Н. Раговин рассматривает когнитивную психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.

 

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в  памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.

Результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить  на ряд этапов, каждый из которых  представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками  означают путь прохождения информации от входа до выхода модели. В результате преобразований информации формируются  «внутренние репрезентации» воспринимаемых объектов, событий и т. д.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических  предпосылок. Во-первых, это представление  о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через  ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емкости системы переработки  информации. Именно ограниченность способности  человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в  области исследований структурной  организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для  когнитивного подхода. В когнитивной  психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной  аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней  памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.

Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении  вербальных и образных компонентов  в процессах запоминания и  мышления. Интенсивно разрабатываются  также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Благодаря когнитивной  психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими  периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в  развитие психологической науки  определяется тем, что она расширила  сферу исследований, открыла много  новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно  расширила диапазон применяемых  методических средств.

С позиций когнитивной  психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый  материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в  существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

Методы исследования в  когнитивной науке: 
1.бихевиоральные эксперименты 
2. картирование головного мозга 
3. компьютерное моделирование 
4 нейробиологические методы 
и другие научные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные научные теории когнитивной психологии.

Теория структурного баланса  Ф. Хайдера. Основное положение: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Основная схема теории: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект),  Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет когнитивное поле, и задача психолога в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома  распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает,  у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение. П.Линдсей и Д.Норман рассматривали человека как преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий. Основная задача – описать, как происходит процесс решения задач. Идея о «состоянии осведомлённости» => решение задач – это уменьшение разрыва м/у предыдущим и последующим «состоянием осведомлённости». Этот переход осуществляется через операторы (алгоритмы решения и с другой стороны – эвристические приёмы). Саймон считал, что человек – решатель задач. Идеи: человек, как поведенческая система, прост как муравей; кажущаяся сложность лишь отражает сложность окр.среды. В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии полурярны символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности. В социальной психологии всё большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.  

 

    1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. 
    2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение — Владос, 1994.
    3. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
    4.  

    Методы исследования когнитивной психологии

    Опубликовано АвторBalaji Niwlikar2 Комментарии

    Ниже приведены лучшие методы изучения когнитивной психологии.

    1. Натуралистическое наблюдение
    2. Самоанализ или самоотчет
    3. Эксперименты или лабораторные/ контролируемые наблюдения
    4. Квазиэксперименты
    5. Нейропсихологические инструменты

    Давайте посмотрим Методы детального изучения когнитивной психологии,

    Содержание

    • 1 Натуралистическое наблюдение –
    • 2 2. Самоанализ или самоотчет
    • 3 3. Эксперименты или лабораторное/контролируемое наблюдение
    • 4 4. Квазиэксперименты
    • 5 5. Нейропсихологические методы
    • 6 Литература

    Натуралистическое наблюдение

    Наблюдение означает наблюдение, контроль, тщательное изучение, обследование или осмотр. Лучший способ что-то изучить — это понаблюдать за тем, как они ведут себя (есть, спать, ходить, думать и т. д.) в их обычной среде.

    • Подробное исследование когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях.
    • Наблюдатель, наблюдающий за людьми в знакомых повседневных ситуациях, занимающихся своими познавательными делами.
    • Пример. Как снять деньги с банкомата (банкомата).
    • Наиболее уместно использовать для выявления проблем, вопросов или явлений, представляющих интерес для изучения с помощью других методов исследования. ◦
    • Положительный аспект-
      • Экологическая достоверность .
      • Относительно легко,
      • Не требует много ресурсов для выполнения,
      • Не требует, чтобы другие люди официально добровольно участвовали в исследовании.
    • Отрицательный Аспект-
      • Отсутствие экспериментального контроля.
      • Предвзятость наблюдателя .- чтобы устранить ее, мы можем использовать – Слепые наблюдатели : Люди, которые не знают, в чем состоит исследовательский вопрос: Таким образом, у них не будет предвзятых представлений о том, что они «должны» видеть.

    Эффект наблюдателя – люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально. Таким образом, Observer должен быть скрыт.

    2. Самоанализ или Самоотчет
    • Вильгельм Вундт.
    • Наблюдатель наблюдает за своими собственными психическими процессами.
    • Самоотчеты — Собственный отчет человека о когнитивных процессах.
    • Например, участников могут попросить решить сложные арифметические задачи без бумаги и карандаша и при этом «думать вслух».
    • Положительные аспекты самоанализа-
      • лучшее понимание опыта и факторов, которые на него повлияли,
      • , что дает более богатую и полную картину, чем может увидеть посторонний.
    • Негат Пять аспектов самоанализа-
      • Предвзятость в отношении собственного познания.
      • Социальная желательность хорошо выглядеть.

    3.

    Эксперименты или лаборатория/контролируемое наблюдение
    • Несколько раз наблюдать за поведением человека/животного в естественной среде нецелесообразно.
    • Когда исследователям нужен больший контроль над переменными.
    • Полностью контролируемая Независимая переменная.
    • Случайные задания выборки.
    • Например, Реакция младенцев на зеркало.
    • Положительные аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
      • Небольшое влияние на сеттинг.
      • Чтобы стандартизировать настройку для всех участников,
      • Исследователь пытается направить поведение определенным образом.
    • Отрицательный Аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
      • Субъект или образец могут иметь эффект наблюдателя.

    4.

    Квазиэксперименты
    • Когда исследователь не может контролировать Независимая переменная.
    • Когда Исследователь не может назначить образец случайным образом.
    • , но исследователь каким-то образом будет контролировать большинство переменных, играющих роль в эксперименте.
    • Например, экспериментаторы не могут назначить участникам другой пол, этническую принадлежность, возраст или уровень образования.

    5. Нейропсихологические методы

     Они полезны для изучения повреждений головного мозга, заболеваний головного мозга и тяжелых психических заболеваний.

    • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает активность мозга
    • Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — показывает, где возбуждаются нейроны.
    • Магнитно-резонансная томография (МРТ) — показывает серое вещество, белое вещество и спинномозговую жидкость.
    • Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
    • Батарея нейропсихологических тестов ® (NAB ® ) Роберта А. Стерн и Трэвиса Уайта для оценки широкого спектра когнитивных навыков и функций Возрастной диапазон: 18–97 лет; Время: 3 часа 40 минут для всех пяти модулей

    Ссылки

    • Филип Д. Харви, Клиническое применение нейропсихологической оценки.
    • Галлоти, К. М. (2004). Когнитивная психология в лаборатории и вне ее. США: Томсон Уодсворт.
    • Матлин, М. (1994). Познание. Бангалор: паб Harcourt Brace
    • Штернберг, Р. Дж. (2007). Когнитивная психология. Австралия: Томсон Уодсворт.
    • Солсо, Р.Л. (2004). Когнитивная психология (6-е изд.). Дели: образование Пирсон.

    Подробнее о Введении в когнитивную психологию читайте здесь.

    Что такое когнитивная психология и общие подходы к изучению человеческого познания в COMP6044

    Область применения когнитивной психологии

    Когнитивная психология обычно считается частью психологии, но специализируется на изучении внутренних психических процессов восприятия, памяти и принятия решений. В книге «Принципы когнитивной психологии» это описано как:

    «исследование основных внутренних психологических процессов, которые участвуют в осмыслении окружающей среды и принятии решения о том, какое действие может быть уместным».

    Проблемы изучения когнитивной психологии

    Когнитивную психологию сложно изучать не потому, что она требует интеллектуальных усилий, а потому, что предмет изучения невидим для человеческого глаза. Кроме того, процессы, происходящие в нашем мозгу, не всегда ясны.

    Например, когда-то считалось, что мыслительный процесс работает последовательно. Другими словами, считалось, что мы обрабатываем информацию по одному и эти процессы никогда не происходят параллельно. Эта идея, однако, не может объяснить, как человек может работать в режиме многозадачности. Теперь это заменено теорией параллельной обработки.

    Точно так же считалось, что стимул всегда вызывает реакцию. Согласно этой теории, кусок материала для чтения может быть формой стимула, который, в свою очередь, вызывает некоторую реакцию или действие, которые можно измерить. Эта концептуальная структура называется обработкой сверху вниз. Тем не менее, было разработано и показано множество экспериментов, и люди пропускают прочитанные утверждения из-за того, что мозг не реагирует чисто и просто на стимул. Наоборот, у нас есть собственное восприятие и ожидания, которые могут мешать тому, как мы обрабатываем информацию о стимуле. Нам дали пример утверждения, в котором говорится: «Париж весной». С помощью подобных экспериментов с повторяемыми результатами и наблюдениями было показано, что многие люди читают это высказывание как «Париж весной». Тот факт, что слово «the» повторяется, часто упускается из виду. Это пример восходящей обработки мозга. Другими словами, мозг не только реагирует на стимул как на независимый триггер реакции, но и восприятие и ожидание также играют свою роль.

    В целом, в этих вводных главах содержится сильный посыл о том, что основная проблема когнитивной психологии состоит в том, чтобы определить точный процесс, используемый мозгом. В инженерных терминах можно описать ситуацию как исследование черного ящика, где входы и выходы можно контролировать, измеряя, но открывать черный ящик запрещено. Или, возможно, в математических терминах можно описать ситуацию как исследование функционального ящика, где снова можно измерить входы и выходы, но точная математическая функция ящика неизвестна. В обеих аналогиях мы видим несколько возможностей, и теории могут быть разработаны для любого заданного набора входов и выходов. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что предлагаемый процесс представляет собой то, как функционирует мозг. В лучшем случае мы приходим к концептуальной модели, которая помогает нашему пониманию.

    Четыре основных метода исследования в когнитивной психологии

    Учитывая, что мы изучаем черный ящик, который мы не можем открыть, возникает следующий логический вопрос: как его изучать? Казалось бы, в области когнитивной психологии существует четыре основных способа изучения познания: А) экспериментально, Б) путем сравнения пациентов с повреждением мозга, В) путем разработки вычислительных моделей и Г) путем сканирования мозга.

    Эксперимент

    Из всех методов экспериментальные методы легче всего понять. Они обычно проводятся в контролируемой среде, которая поддается научным исследованиям данных. Однако этот тип подходов обычно подвергается сомнению по двум причинам: а) как объяснялось ранее, они могут предоставить только косвенные данные о вовлеченных внутренних процессах, и б) учитывая контекст контролируемой среды, которая является в высшей степени искусственной, часто трудно чтобы оправдать или поверить, что испытуемые будут вести себя точно так же в реальной жизни.

    Сравнение

    Интересен метод сравнения. По сути, когнитивные психологи ищут пациентов с поврежденным мозгом и сравнивают, что они могут или не могут делать с другими пациентами. Например, если у них есть пациенты, которые очень хорошо говорят, но не слышат, они могут сделать вывод, что процессы, связанные с речью, не зависят от процессов, связанных со слухом. Этот метод наиболее убедителен, когда встречаются пациенты с противоположной матрицей навыков. Например, если группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей А, но не с задачей В, а другая группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей В, но не с задачей А, мы можем с уверенностью заключить, что процессы, вовлеченные в задачу А или В, полностью независимы друг от друга.

    Однако этот метод имеет свои ограничения. Например, там, где пациенты могут выполнить часть задания, мы можем все же сделать вывод? Кроме того, эта проблема заключается в том, что есть только один или два мозга, которые способствуют определенной функции. Однако чаще всего, если задача не является исключительно простой, будут задействованы различные функции мозга. Возьмем в качестве примера совпадающие фигуры. Маленьким детям часто дают игрушки, которые требуют от них распознавания различных форм. Это очень простая задача сама по себе. Однако он включает в себя долговременную память (запоминание данной инструкции), кратковременную память (то, что их глаза только что видели), принятие решений и двигательные навыки. Часто очень трудно выделить эти процессы как полностью независимые друг от друга.

    вычислительные модели

    вычислительные модели тесно связаны с отраслью компьютерных наук, называемой искусственным интеллектом. Используя информацию, собранную с помощью предыдущих методов, программисты строят вычислительные модели для представления когнитивных процессов. Хотя он не может гарантировать точное представление вовлеченного когнитивного процесса, он позволяет систематически исследовать процессы. Обычно задействованные программисты используют так называемые сети соединений, в которых есть входные каналы, блоки обработки и выходные каналы. В отличие от компьютерных сетей, в которых память находится в определенном месте, в сетях связи в психологии воспоминания распределены по сети.

    сканирование мозга

    Наконец, последний подход использует современные технологии сканирования мозга, чтобы установить, где и когда происходят когнитивные процессы в мозге. Этот метод исследования оказался очень полезным в тех областях, где процессоры функционируют незаметным образом. Однако он был менее успешным в когнитивных функциях более высокого порядка, таких как рассуждение и принятие решений, или там, где когнитивные функции и процессы действительно перекрываются.

    Отражение

    Было очень интересно прочитать вводные главы моей первой книги по когнитивной психологии.

Добавить комментарий