Духовный мир личности (10 класс)
Наслаждайтесь радостью окончания учебного года весь следующий! Получите доступ к материалами на весь год со скидкой 90% (только до 1 июня)
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Выбрать материалы
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тест для проверки домашнего заданияВопрос 1
Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире называется
Варианты ответов
- мышлением
- мировоззрением
- менталитетом
Вопрос 2
Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно
Варианты ответов
- научное мировоззрение
- религиозное мировоззрение
- обыденное мировоззрение
- официальная доктрина
Вопрос 3
Источниками этого типа мировоззрения являются Библия, или Талмуд, или Коран
Варианты ответов
- научное мировоззрение
- религиозное мировоззрение
- обыденное мировоззрение
- официальная доктрина
Вопрос 4
Какое утверждение верно:
Варианты ответов
- убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
- убеждения присущи человеку с религиозным типом мировоззрения
- убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
Вопрос 5
Высший уровень отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий человеку как социальному существу, называется
Варианты ответов
- сознанием
- мировоззрением
- психикой
- мыслью
Вопрос 6
Одним из видов элитарного искусства является (-ются)
Варианты ответов
- народная музыка
- анекдоты советского периода
- городской фольклор
- «артхаусное» кино
Вопрос 7
Какой признак не характеризует научное мировоззрение
Варианты ответов
- стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
- прочная обоснованность достижениями науки
- реальность содержащихся целей и идеалов
Пройти тест
Сохранить у себя:
© 2019, Шеладонова Нина Александровна 259
«Духовный мир личности» — Философия, Прочее
Перед вами вопросы теста, правильный ответ только 1. Время на прохождение теста не ограничено, правильные ответы будут отображаться после нажатия на кнопку результатов (внизу).
ФилософияПрочее 0 664
Результаты авторизованых пользователей
Название теста | Дата | Результат | Пользователь |
---|---|---|---|
Литература / Тест с ответами: “История болезни” М.Зощенко | 05-26-2023 10:30:29 am | 18/20 | Goggle Yaijypaylitse |
Русский язык / Тест с ответами: “Прямая и косвенная речь” | 05-26-2023 08:52:10 am | 9/20 | Дима Волобоев |
Разное / Итоговый тест с ответами по ИЗО для 2 класса | 05-26-2023 08:36:07 am | 20/20 | Nina Davidova |
Литература / Тест с ответами: “Олеся” А.И.Куприн | 05-26-2023 07:50:09 am | 15/20 | Анастасия Алексеева |
Право / Тест с ответами: “Противодействие терроризму в Российской Федерации” | 05-26-2023 05:59:19 am | 11/20 | Анна Белова |
Все результаты
#1.
Антропоцентризм — этоA. теория, согласно которой сознание человека определяет материальную действительность
A. теория, согласно которой сознание человека определяет материальную действительностьB. мировоззрение, в основе которого лежит смысл человеческой сущности
B. мировоззрение, в основе которого лежит смысл человеческой сущностиC. концепция, утверждающая совершенство человека
C. концепция, утверждающая совершенство человека#2. Функцией мировоззрения может являться
A. получения знаний о достижении наилучшего социального статуса
A. получения знаний о достижении наилучшего социального статусаB. прагматизация подходов к взаимоотношениям людей
B. прагматизация подходов к взаимоотношениям людейC. предоставление ориентиров для деятельности
C. предоставление ориентиров для деятельности#3. Каковы преимущества научного мировоззрения
A. прочная обоснованность, реальность целей и идеалов
A. прочная обоснованность, реальность целей и идеаловB. информация, подкрепленная словами ученых
C. объективные ответы на все экзистенциальные вопросы
C. объективные ответы на все экзистенциальные вопросы#4. Источниками житейского мировоззрения являются
A. доводы философии
A. доводы философииB. аргументы науки
B. аргументы наукиC. практический жизненный опыт
C. практический жизненный опыт#5. Источниками этого типа мировоззрения является Талмуд
A. научное мировоззрение
A. научное мировоззрениеB. официальная доктрина
B. официальная доктринаC. религиозное мировоззрение
C. религиозное мировоззрение#6. К контркультуре не относятся
A. движение панков
A. движение панковB. городской фольклор
B. городской фольклорC. уголовная субкультура
C. уголовная субкультура#7. Какой признак не характеризует религиозное мировоззрение
A. имеет тесную связь с мировым культурным наследием
A. имеет тесную связь с мировым культурным наследиемB. опирается на жизненный опыт человека
B. опирается на жизненный опыт человекаC. стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
C. стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей#8. Течение, которое противостоит традиционной культуре, отрицает ее, называется
A. контркультурой
A. контркультуройB. фольклором
B. фольклоромC. субкультурой
C. субкультурой#9. К контркультуре относятся
A. философские трактаты
A. философские трактатыB. былины
B. былиныC. хиппи
C. хиппи#10. Источниками этого типа мировоззрения является Библия
A. религиозное мировоззрение
A. религиозное мировоззрениеB. научное мировоззрение
B. научное мировоззрениеC. обыденное мировоззрение
C. обыденное мировоззрение#11.
К массовой культуре в настоящее время можно отнестиA. движение панков
A. движение панковB. поп-музыку
B. поп-музыкуC. философские трактаты
C. философские трактаты#12. Источниками этого типа мировоззрения является Коран
A. религиозное мировоззрение
A. религиозное мировоззрениеB. обыденное мировоззрение
B. обыденное мировоззрениеC. официальная доктрина
C. официальная доктрина#13. Мировоззрение не отражает взгляд человека на
B. мировоззрение является совокупностью всех взглядов человека
B. мировоззрение является совокупностью всех взглядов человекаC. самого себя, религию и политику
C. самого себя, религию и политику#14. К контркультуре относятся
A. движение панков
A. движение панковB. философские трактаты
B. философские трактатыC. городской фольклор
C. городской фольклор#15. Какой признак не характеризует обыденное мировоззрение
A. недостаточно использует опыт других людей
A. недостаточно использует опыт других людейB. формируется стихийно
B. формируется стихийноC. имеет тесную связь с мировым культурным наследием
C. имеет тесную связь с мировым культурным наследием#16. Одним из видов элитарного искусства является (-ются)
A. народная музыка
A. народная музыкаB. «артхаусное» кино
B. «артхаусное» киноC. городской фольклор
C. городской фольклор#17. Что подразумевается под термином «духовность»
A. осознание нематериальных первооснов бытия
A. осознание нематериальных первооснов бытияB. умение играть на духовых инструментах
B. умение играть на духовых инструментахC. практическое стремление к нравственным идеалам и помыслам
C. практическое стремление к нравственным идеалам и помыслам#18.
К контркультуре относятсяA. уголовная субкультура
A. уголовная субкультураB. городской фольклор
B. городской фольклорC. былины
C. былины#19. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется
A. долгом
A. долгомB. убеждением
B. убеждениемC. верой
C. верой#20. Какой признак не характеризует научное мировоззрение
A. прочная обоснованность достижениями науки
A. прочная обоснованность достижениями наукиB. стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
B. стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целейC. реальность содержащихся целей и идеалов
C. реальность содержащихся целей и идеаловПоказать результаты
Оцените тест после прохождения!
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Что такое планета? | Планеты — Исследование Солнечной системы НАСА
Что такое планета?
ВведениеНа этот, казалось бы, простой вопрос нет простого ответа. Всем известно, что Земля, Марс и Юпитер — планеты. Но и Плутон, и Церера когда-то считались планетами, пока новые открытия не вызвали научные дебаты о том, как лучше всего их описать, — бурные дебаты, которые продолжаются и по сей день. Самое последнее определение планеты было принято Международным астрономическим союзом в 2006 году. В нем говорится, что планета должна делать три вещи:
- Он должен вращаться вокруг звезды (в нашем космическом соседстве, Солнца).
- Он должен быть достаточно большим, чтобы иметь достаточную гравитацию, чтобы принять сферическую форму.
- Он должен быть достаточно большим, чтобы его гравитация смыла любые другие объекты аналогичного размера вблизи его орбиты вокруг Солнца.
Дискуссии — и дебаты — будут продолжаться, поскольку наш взгляд на космос продолжает расширяться.
Научный процессНаучный процесс
Наука — это динамический процесс вопросов, выдвижения гипотез, открытий и изменения предыдущих идей на основе полученных знаний. Научные идеи развиваются посредством рассуждений и проверяются наблюдениями. Ученые оценивают и подвергают сомнению работу друг друга в критическом процессе, называемом экспертной оценкой.
Наше понимание Вселенной и нашего места в ней со временем изменилось. Новая информация может заставить нас переосмыслить то, что мы знаем, и переоценить то, как мы классифицируем объекты, чтобы лучше их понять. Новые идеи и точки зрения могут возникнуть, если подвергнуть сомнению теорию или увидеть, где классификация не работает.
Эволюционирующее определение Эволюционное определениеОпределение термина «планета» важно, потому что такие определения отражают наше понимание происхождения, архитектуры и эволюции нашей Солнечной системы. За историческое время объекты, отнесенные к категории планет, изменились. Древние греки считали земные Луну и Солнце планетами наряду с Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Земля не считалась планетой, а скорее считалась центральным объектом, вокруг которого вращаются все другие небесные объекты. Первая известная модель, в которой Солнце помещалось в центр известной вселенной, а Земля вращалась вокруг него, была представлена Аристархом Самосским в третьем веке до нашей эры, но она не была общепринятой. Только в 16 веке эта идея была возрождена Николаем Коперником.
К 17 веку астрономы (с помощью изобретения телескопа) поняли, что Солнце — это небесный объект, вокруг которого вращаются все планеты, включая Землю, и что Луна — это не планета, а спутник (луна ) Земли. Уран был добавлен в качестве планеты в 1781 году, а Нептун был открыт в 1846 году.
Церера была открыта между Марсом и Юпитером в 1801 году и первоначально считалась планетой. Но поскольку впоследствии в том же регионе было обнаружено гораздо больше объектов, стало понятно, что Церера была первым из класса подобных объектов, которые в конечном итоге были названы астероидами (звездообразными) или малыми планетами.
Плутон, открытый в 1930 году, был идентифицирован как девятая планета. Но Плутон намного меньше Меркурия и даже меньше некоторых спутников планет. Он не похож ни на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс), ни на газовые гиганты (Юпитер, Сатурн), ни на ледяные гиганты (Уран, Нептун). Харон, ее огромный спутник, почти вдвое меньше Плутона и находится на той же орбите, что и Плутон. Хотя Плутон сохранял свой планетарный статус в течение 1980-х годов, в 1990-х все начало меняться с некоторыми новыми открытиями.
Технические достижения в области телескопов позволили улучшить наблюдения и улучшить обнаружение очень маленьких и очень удаленных объектов. В начале 1990-х астрономы начали находить множество ледяных миров, вращающихся вокруг Солнца в области в форме пончика, называемой поясом Койпера, за орбитой Нептуна — в царстве Плутона. С открытием пояса Койпера и его тысяч ледяных тел (известных как объекты пояса Койпера или ОПК; также называемые транснептунами) было предложено считать Плутон самым большим ОПК, а не планетой.
Дебаты о планетах Дебаты о планетахЗатем, в 2005 году, группа астрономов объявила, что они нашли десятую планету — это был КВО, по размеру похожий на Плутон. Люди начали задаваться вопросом, что на самом деле означает планетарность. Что такое планета? Внезапно ответ на этот вопрос не казался таким уж само собой разумеющимся, и, как оказалось, по этому поводу существует множество разногласий.
Международный астрономический союз (МАС), всемирная организация астрономов, взялся за классификацию недавно обнаруженного КБО (позже названного Эридой). В 2006 году МАС принял резолюцию, которая определила планету и ввела новую категорию — карликовая планета. Эрида, Церера, Плутон и еще две недавно открытые ОПК, Хаумеа и Макемаке, являются карликовыми планетами, признанными МАС. В Солнечной системе может быть еще 100 карликовых планет и еще сотни в поясе Койпера и за его пределами.
Новое определение планеты Новое определение планетыВот текст Резолюции МАС B5: Определение планеты в Солнечной системе:
Современные наблюдения меняют наше понимание планетных систем, и это важно, чтобы наша номенклатура объектов отражала наше текущее понимание. Это относится, в частности, к обозначению «планеты». Слово «планета» первоначально описывало «странников», которые были известны только как движущиеся огни в небе. Недавние открытия привели нас к созданию нового определения, которое мы можем дать, используя доступную в настоящее время научную информацию.
Поэтому МАС решает, что планеты и другие тела, за исключением спутников, в нашей Солнечной системе должны быть разделены на три отдельные категории следующим образом:
- Планета — это небесное тело, которое (а) находится на орбите вокруг Солнца, (b) имеет достаточную массу, чтобы его собственная гравитация могла преодолеть силы твердого тела, так что он принял гидростатически равновесную (почти круглую) форму, и (c) очистил окрестности вокруг своей орбиты.
- «Карликовая планета» — это небесное тело, которое (а) находится на орбите вокруг Солнца, (б) имеет достаточную массу, чтобы его собственная гравитация преодолевала силы твердого тела, так что оно принимает форму гидростатического равновесия (почти круглую), (c) не очистил окрестности своей орбиты и (d) не является спутником.
- Все другие объекты, кроме спутников, вращающихся вокруг Солнца, должны совместно именоваться «Малые тела Солнечной системы».
Споры и открытия — продолжение
Споры и открытия — продолжениеАстрономы и ученые-планетологи не единогласно согласились с этими определениями. Некоторым казалось, что схема классификации была разработана для ограничения количества планет; для других он был неполным, а условия неясными. Некоторые астрономы утверждали, что местоположение (контекст) важно, особенно для понимания формирования и эволюции Солнечной системы.
Одна из идей состоит в том, чтобы просто определить планету как естественный объект в космосе, достаточно массивный, чтобы гравитация сделала его приблизительно сферическим. Но некоторые ученые возражали, что это простое определение не учитывает, какая степень измеримой округлости нужна, чтобы объект считался круглым. На самом деле часто бывает трудно точно определить форму некоторых удаленных объектов. Другие утверждают, что местонахождение объекта или то, из чего он сделан, не имеет значения, и не следует беспокоиться о динамике; то есть, сметает ли объект или рассеивает своих непосредственных соседей или удерживает их на стабильных орбитах. Оживленные дебаты о планете продолжаются.
По мере углубления и расширения наших знаний вселенная становится все более сложной и интригующей. Исследователи обнаружили сотни внесолнечных планет или экзопланет, которые находятся за пределами нашей Солнечной системы; только в Галактике Млечный Путь могут быть миллиарды экзопланет, и некоторые из них могут быть обитаемыми (иметь условия, благоприятные для жизни). Можно ли применить наши определения планеты к этим недавно обнаруженным объектам, еще неизвестно.
Наука и культура — PMC
Западная наука могла бы кое-что узнать из того, как наука делается в других культурах
То, что мы сегодня понимаем под «современной наукой», на самом деле не так уж и современно, а родилось почти полтысячелетия назад, во времена Ренессанса в Европе. Но даже если мы думаем о великих мыслителях эпохи Возрождения, таких как Галилео Галилей, Леонардо да Винчи или сэр Исаак Ньютон, как о первых «настоящих ученых», мы не должны забывать, что все цивилизации на протяжении всей истории создавали и накапливали знания для понимания и объяснения мир, процесс, который часто сопровождался или стимулировался технологическим развитием. Действительно, взрыв знаний в эпоху Возрождения был вызван возродившимся интересом к трудам греческих, римских и арабских философов и ученых — слово «Возрождение» подразумевает возобновление интереса к классической культуре и знаниям. Но независимо от различных культур и цивилизаций, оказавших влияние на науку, всех ученых объединяет то, что они изучают природные явления с помощью соответствующего набора правил, чтобы делать обобщения и прогнозы о природе.
наука является частью культуры, и то, как… наука делается, во многом зависит от культуры, в которой она практикуется
Однако большинство современных исследований окружающего нас мира носят эмпирический характер, и ясно, что нужно понять гораздо больше, чем что изучается учеными. Понимание сложных систем остается главной задачей будущего, и сегодня ни один ученый не может утверждать, что у нас есть подходящие методы для достижения этой цели. Таким образом, мы не можем обсуждать будущее науки, не принимая во внимание философские проблемы, порожденные изучением сложности. Современная или западная наука, возможно, не лучшим образом подходит для выполнения этой задачи, поскольку ее взгляд на мир слишком ограничен характерным для нее эмпирическим и аналитическим подходом, который в прошлом сделал ее столь успешной. Поэтому мы должны помнить о вкладе других цивилизаций в понимание природы — в частности, о восприятии мира в таких областях, как Азия и Африка, или среди коренных жителей Австралии и Южной Америки. Такие традиционные или местные знания в настоящее время все чаще используются не только с целью поиска новых лекарств, но и для выведения новых концепций, которые могут помочь нам примирить эмпиризм и науку.
Открыть в отдельном окне
Этот глобус, основанный на карте мира начала девятого века, был заказан Калифом аль-Мамуном в Багдаде. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.
В эпоху Возрождения европейские ученые и философы бросили вызов давним убеждениям и разработали новую натурфилософию. Наука и искусство действительно процветали в Европе, и этому способствовали различные позитивные события, происходившие в то время. Самое главное, новая философия положила начало процессу, который в конечном итоге привел к независимости научной мысли и теорий от мифов, религии и теологии. Во-вторых, взаимодействие между различными европейскими культурами стимулировало творчество посредством новых способов мышления и новых парадигм наблюдения за природой. Наконец, что не менее важно, основание научных академий, в частности Accademia dei Lincei, Королевского общества и Академии наук, а также учреждение университетов по всей Западной Европе способствовало научному прогрессу посредством распространения новых знаний.
Но основы современной науки были заложены задолго до этого времени, особенно под влиянием исламской цивилизации. Мусульмане были ведущими учеными между седьмым и пятнадцатым веками и были наследниками научных традиций Греции, Индии и Персии. После присвоения и ассимиляции они опирались на эти открытия и развили истинно исламскую науку, которая привела к мировым знаниям во всех областях науки, включая медицину. Эта деятельность была космополитической, в ней участвовали арабы, персы, выходцы из Центральной Азии, христиане и евреи, а позже в нее вошли индийцы и турки. Передача знаний исламской науки на Запад по различным каналам проложила путь Возрождению и научной революции в Европе. Общественность на Западе, как правило, не знает об этом важном вкладе в современную науку и культуру Средневековья. Исламская цивилизация является частью нашего собственного наследия, и великие исламские ученые, чьи работы были переведены на латынь, такие как Джабир ибн Хайан (Гебер), Ибн Сина (Авиценна), ар-Рази (Разес), Ибн аль-Хайтам (Адхазин) и аль-Хуорезми, столь же важны, как и любой великий европейский ученый. Рисунки в этой статье иллюстрируют некоторые замечательные продукты исламской науки.
Открыть в отдельном окне
Копия астролаборатории, построенной в 984 году нашей эры великим персидским астрономом и математиком аль-Худжанди. Оригинал выставлен в Национальном музее Катара. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.
Ученые эпохи Возрождения, опиравшиеся на эти знания, а также все их предшественники и коллеги из других цивилизаций, хотели понять и описать причины и следствия явлений, наблюдаемых ими в природе. Действительно, Аристотель и Платон, вероятно, были первыми, кто заявил, что наше понимание мира природы основано на наборе априорных убеждений, а именно относительно идеальных объектов или универсальных ценностей, которые позволяют нам воображать и описывать окружающий мир. Религиозные люди верят, что эти универсальные ценности диктует Бог; агностики и атеисты считают, что универсальные ценности присущи «человеческому разуму». Эти трансцендентные ценности являются источником человеческих верований, которые направляют человечество к социальным и этическим правилам и к наблюдению за природой (Iaccarino, 2001a; Stent, 1974). Другими словами, наука глубоко укоренена в метафизике, и между религией и наукой нет конфликта. Более того, хотя язык науки часто является специализированным и, следовательно, недоступным для неспециалистов, наука и культура не являются разными сущностями: наука является частью культуры, и то, как осуществляется наука, во многом зависит от культуры, в которой она практикуется.
Наука оказывает все более сильное влияние на европейскую культуру. В девятнадцатом веке модным словом для науки был «порядок». Ученые обнаружили, что движение звезд предсказуемо и что все земные и небесные явления следуют одним и тем же научным законам, как часовой механизм. Согласно галилейскому видению, они верили, что книга природы написана на языке математики, а буквы представлены геометрическими объектами. Миссия науки заключалась в том, чтобы открыть законы природы и тем самым объяснить все природные явления. Эта вера в науку породила философское движение, называемое позитивизмом, которое привело к повсеместному доверию к науке и технике и повлияло на социальную теорию. Даже после того, как позитивизм исчез, дарвиновская теория эволюции по-прежнему влияла на социальные явления, в первую очередь на евгенику и расизм. Вера в возможности, предлагаемые научным прогрессом, до сих пор формирует убеждения и действия людей; на самом деле такие выражения, как «это было научно продемонстрировано», часто используются, чтобы прервать дискуссию.
Работа ученых подразумевает, что они бросают вызов принятым объяснениям фактов и предлагают новые и оригинальные способы их интерпретации. Оригинальность, независимость мысли и инакомыслие являются характеристиками научной культуры и, следовательно, бросают вызов устоявшимся культурным ценностям. Гарантиями независимости являются свобода исследования, свобода мысли, свобода слова, терпимость и готовность разрешать споры на основе доказательств. Эти ценности не важны для самой науки, но оказали сильное влияние на развитие современных демократических и свободных обществ. Успехи науки и использование научных знаний глубоко изменили повседневную жизнь, главным образом в развитых странах. Ожидаемая продолжительность жизни резко увеличилась, и для многих болезней доступны лекарства; производительность сельского хозяйства увеличилась в соответствии с демографическими изменениями; технологии освободили человечество от тяжелого труда. Новые методы коммуникации, обработки информации и вычислений принесли беспрецедентные возможности и проблемы (Iaccarino, 2000, 2001b). Эти открытия или изобретения радикально изменили наш способ описания мира природы и повлияли на нашу повседневную жизнь. Сегодня даже организация самого общества во многом обязана научному мышлению (UNESCO/ISCU, 19).99).
Большая часть этого прогресса произошла в Европе, а затем в Северной Америке, и эти континенты по-прежнему являются основными игроками в науке. показывает, что за последнее десятилетие три четверти мировых научных публикаций пришли из Западной Европы и Северной Америки; а если принять присуждение Нобелевских премий по науке за показатель научного совершенства, то мы можем увидеть из того, что более 90% лауреатов по естественным наукам тоже из западных стран, несмотря на то, что в них проживает только 10% населения мира. Небольшое количество нобелевских лауреатов из остального мира отражает различия в культуре и типе предлагаемого образования, а также более низкий уровень финансовой поддержки науки.
Таблица 1
Мировые научные публикации
1997 г. (%) | Изменение после 1990 г. (%) | |
---|---|---|
Западная Европа | 37,5 | 110 |
Северная Америка | 36,6 | 92 |
Индустриальная Азия | 10,8 | 126 |
Бывший Советский Союз | 90 134 3,754 | |
Океания | 2,8 | 107 |
Китай | 2,0 | 170 |
1,9 | 89 | |
Латинская Америка | 1,8 | 136 |
Южная и Восточная Средиземноморье | 1,9 | 120 |
Африка к югу от Сахары | 0,7 | 72 |
Остальная Азия | 0,5 | 98 |
Открыть в отдельном окне
Источник: Indicateurs 2000, Observatoire des Sciences et des Techniques, Париж (www. obs-ost.fr/en/)
Таблица 2 901 17
лауреатов Нобелевской премии по природным наук (1901–1998 гг.) по географическим регионам
Регион | Количество лауреатов | В процентах |
---|---|---|
Западный Европа | 230 | 50,0 |
Северная Америка | 200 | 43,0 |
Восточная Европа | 13 | 2,8 |
Азия | 9 | 1,9 |
Австралазия | 4 | 0,8 |
Латинская Америка | 3 | 0,6 |
Африка | 1 | 0,2 |
Арабский регион | 9013 4 00,0 |
Открыть в отдельном окне
Правительства развитых стран считают науку и технологии необходимыми для экономического прогресса и военной мощи и поэтому выделяют большие финансовые ресурсы на образование и исследования. В свою очередь, стимулирующая культурная среда, отчасти благодаря высокому уровню образования, привлекает инвестиции в частные исследования, тем самым усиливая общественную приверженность науке. Справедливо сказать, что в последние несколько столетий наука оказала сильное влияние на культурные ценности во всем мире, но не всегда положительное. В развивающихся странах научное образование основано на западных концепциях и культуре, и его преподают те, для кого наука часто не связана с их культурой. Это приводит к тому, что учащиеся отрицают достоверность и авторитетность знаний, переданных им их родителями, бабушками и дедушками, и создает напряженность в некоторых обществах. Даже в развитых странах общее образование является недавней тенденцией. В 1913, Дж. Маккин Кеттел, вице-президент Американской ассоциации содействия развитию науки, заявил, что: «Нет ни одного мулата, который сделал бы заслуживающую похвалы научную работу» (Cattell, 1914). Его замечание отражает культурное отношение на рубеже ХХ века в США, которое лишило чернокожих соответствующего образования и, как следствие, сделало их менее заинтересованными в научной карьере. Точно так же многим странам потребовалось столько же времени, чтобы предоставить женщинам те же права, что и мужчинам, и тем самым дать им возможность участвовать в научной деятельности.
Но что мы подразумеваем под «современной наукой»? Основной характеристикой этого подхода является понимание природы путем анализа каждого явления в соответствии с заранее определенным набором правил. Научная работа может быть описательной, как в случае космологии, палеонтологии или анатомии. Эти описания затем приводят к теориям или парадигмам, согласно Куну (1970), которые интерпретируют причины и следствия событий и могут быть проверены с помощью экспериментов. Когда эти эксперименты доказывают, что теория неверна, выдвигаются и проверяются новые гипотезы. Цитируя Бертольда Брехта в его пьесе о Галилее: «Цель науки не в том, чтобы открыть дверь к бесконечной мудрости, а в том, чтобы положить предел бесконечным заблуждениям».
Еще одной характеристикой науки является то, что она опирается на прошлое, так что она постепенна. По мере того как каждая научная дисциплина описывает определенную область на основе набора установленных правил — например, описание биологии на анатомическом, гистологическом, клеточном или биохимическом уровне — каждый тип описания со временем становится все более и более полным. Подходит ли она к концу, как заявил Гюнтер Стент в отношении молекулярной биологии в 1968 г. (Stent, 1968)? Стент начал свою научную карьеру, когда многие люди в рамках виталистических теорий считали, что невозможно интерпретировать наследование генетических признаков в химических терминах. Выяснение генетического кода было для него победой, но в то же время и завершением испытания. Заявление Стента огорчило многих ученых того времени, считавших, что молекулярная биология еще жива, и мы действительно впоследствии стали свидетелями огромного количества новых открытий и новых знаний в этой области. Однако правда, что после 1968 работа по выяснению генетического кода сводилась только к выяснению деталей. Я считаю, что конкретные виды научного описания действительно подходят к концу, как и в случае с анатомией, которую много лет назад активно изучали, а сегодня эти знания в основном получают по учебникам.
Открыть в отдельном окне
Эти чрезвычайно точные «Весы мудрости» были построены в Институте истории арабо-исламских наук по описанию Абдаррахманала-Хазини из Хорасана в Северо-Восточной Персии, который усовершенствовал и описал их в первая половина двенадцатого века. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.
Ученые добились больших успехов в изучении конкретных аспектов мира природы, поддающихся наблюдению и экспериментированию, поскольку были доступны необходимые теоретические и технические инструменты; это верно для микробиологии и открытия возбудителей инфекционных болезней в конце девятнадцатого века и для открытия витаминов в первые десятилетия двадцатого века. Ученые работают с простыми системами, которые обычно представляют собой идеализированные или примитивные модели реальной ситуации. Они также работают на определенном уровне анализа; например, физика элементарных частиц не способствует толкованию механизма мышечного сокращения. Говоря словами Альберта Сент-Дьёрдьи: «В поисках тайны жизни я начал свои исследования в области гистологии. Неудовлетворенный информацией, которую могла дать мне клеточная морфология о жизни, я обратился к физиологии. Найдя физиологию слишком сложной, я занялся фармакологией. По-прежнему находя ситуацию слишком сложной, я обратился к бактериологии. Но бактерии были даже слишком сложны, поэтому я опустился на молекулярный уровень, изучая химию и физическую химию. После двадцати лет работы я пришел к выводу, что для понимания жизни мы должны спуститься на электронный уровень и в мир волновой механики. Но электроны — это просто электроны, в них вообще нет жизни. Очевидно, в пути я потерял жизнь; он вытек между моими пальцами».
Сент-Дьёрдьи описывает сегодняшние проблемы науки: неспособность интегрировать результаты и концепции, полученные из разных подходов и уровней анализа. Редукционистский подход большинства ученых состоит в том, чтобы игнорировать избранные факты и предлагать модель, основанную на том, что они считают ключевыми наблюдениями, что, безусловно, полезно, когда модель может быть проверена экспериментально. Биологические явления изучаются на разных уровнях организации, и теории, сформулированные на каждом уровне, могут объяснить лишь определенный набор фактов. При переходе от простого уровня к более сложному появляются новые модели поведения. Другими словами, целое больше, чем сумма частей, или отличается от суммы частей. Например, свойства белка отличаются от суммы свойств каждой аминокислоты, из которой он состоит. Свойства биологических структур, состоящих из макромолекул, удерживаемых вместе за счет нековалентных взаимодействий, отличаются от суммы свойств каждой макромолекулы. Изучение таких сложных систем в биологии или других дисциплинах остается серьезной задачей на будущее и может потребовать изменения подхода.
В этом стремлении нам может оказаться полезным сравнить западную науку с традиционными знаниями. В то время как западная наука отдает предпочтение редукционистским, механистическим и количественным методам, традиционные знания рассматривают природные явления с глобальной точки зрения. Эти наблюдения строго связаны с местной культурой и господствующей философией. В доколониальной Африке специалисты хорошо знали особенности местного климата и почвы, могли дать квалифицированный совет, где и когда выращивать урожай. Они хорошо знали тропическую флору и кустарники пустыни и разработали сложную систему классификации растений по семействам и группам на основе их культурных и ритуальных свойств. Ученые майя в Южной Америке разработали очень сложный календарь, наблюдая за Солнцем и звездами. Американские индейцы и австралийские аборигены накопили огромное количество биологических знаний, основанных на их наблюдениях за природой. Медицинские теории йоруба Нигерии включали концепцию невидимых сущностей, вызывающих инфекционные заболевания, аналогичные бактериям западной медицины. Наука и технологии в Африке когда-то были весьма развиты, сравнимы с европейским уровнем того времени, в области медицины и ветеринарии, сельского хозяйства, консервирования пищевых продуктов, ферментации, металлургии и приготовления мыла и косметики (Mazrui & Ade Ajayi, 19). 98). Культуры всех регионов мира разработали сложный взгляд на природу, уходящий корнями в их философию, что привело к их пониманию и объяснению мира природы. Традиционные знания неевропейских культур являются выражением специфических способов жизни в мире, специфических отношений между обществом и культурой, а также специфического подхода к получению и построению знаний. Эти знания обеспечивают большую часть населения мира основным средством удовлетворения своих основных потребностей. Но колонизация европейцами уничтожила большую часть этих местных знаний и заменила их европейской образовательной и политической системой, которая впоследствии обесценила то, что от нее осталось. Постепенно важность и влияние традиционных знаний уменьшились из-за успехов современной науки и техники и сопутствующей им экономической мощи. По этим причинам системы знаний других культур о наблюдении за природой практически утеряны для западного мира.
Открыть в отдельном окне
Аппарат для дистилляции розовой воды. Реплика, построенная Институтом истории арабо-исламских наук по описанию врача аз-Захрави конца десятого века в мусульманской Испании. Изображение предоставлено Фуатом Сезгином, Институт истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета, Германия.
Это большая потеря для современной науки. Хотя она заняла доминирующее положение, существуют и другие системы знаний, и мы должны признать, что наше понимание науки является одной из многих систем знаний (Nakashima, 2000). Традиционные знания не делят наблюдения на разные дисциплины в той же степени, что и наука, и этот более синтетический и целостный подход может помочь в разработке новых парадигм наблюдения и изучения сложных явлений. Большинство наших наблюдений за миром природы носят эмпирический характер, и ученые предлагают научное объяснение лишь части из них. Традиционное знание незападных культур помещает эмпирические наблюдения в другой, более широкий контекст. Таким образом, во всех культурах мы пытаемся согласовать эмпирические наблюдения, чтобы описать природу и иметь возможность интерпретировать и предсказывать ее.