Картина мира определение: КАРТИНА МИРА | это… Что такое КАРТИНА МИРА?

Картина мира: суть явления, источники формирования и характер влияния на человека

Какие очки сейчас на вас надеты? Кто-то ответит: «Я не ношу очки!» и будет не совсем прав. Речь идет о метафорических очках, которыми являются индивидуальные картины мира каждого из нас. Мы принимаем решения, как действовать и оцениваем мир через линзы этих очков.

Картины мира людей влияют на то, какие фильмы снимают и каким интеллектуальным идеям учат в школах. Их столкновение сказывается на мировой экономике. Даже мышление, которое можно развить с помощью специальных тренировок в онлайн-программе «Когнитивистика», приобретает структуру благодаря сформированной картине мира. В статье мы расскажем, в чем заключается суть этого понятия, как складывается и влияет на человека его картина мира.

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

  • это физиологически невозможно;
  • чувства каждого человека развиты в разной степени и используются по-разному;
  • человек «фильтрует» поступающие данные из мира, создавая весьма избирательную внутреннюю версию реальности.

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Система индивидуальных теорий о мире и том, как он работает, формируется под влиянием множества факторов: унаследованных характеристик человека, его фонового опыта и жизненных ситуаций, ценностей и привычек, религии, культурной среды и многого другого. Все это влияет на самые фундаментальные убеждения и представления о реальности. Также картина мира отражается на том, как человек отвечает на «главные вопросы» бытия:

  1. Космологический вопрос о происхождении, значении и цели Вселенной: «Как и зачем всё появилось?»
  2. Метафизический вопрос о высшей природе реальности: «Что реально?»
  3. Антропологический вопрос о происхождении, предназначении и судьбе человека: «Кто я? Почему я здесь? Куда я иду?»
  4. Теологический вопрос о существовании, природе и делах Бога: «Кто такой Бог, и если он есть, то какой он?»
  5. Эпистемологический вопрос о возможности, источниках, сущности и цели познания: «Что есть правда?»
  6. Этический вопрос об объективном моральном порядке, о том, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно: «Кем я должен быть? Что я должен делать? Как мне жить?»
  7. Эстетический вопрос о красоте и ее выражении через человеческое воображение, артистизм и творчество: «Что есть красота и искусство? Какую роль они играют в жизни и культуре?»
  8. Вопрос о значении и цели человеческой истории: «Является ли история цикличной и бесконечно повторяющейся или она линейна и обладает началом, серединой, концом?»

Сила людей в их способности приобретать и использовать знания о мире. Философ-аналитик Николас Решер писал: «Мы не многочисленны и не плодовиты, как муравьи или термиты, не жестоки и не агрессивны, как акулы. Являясь слабыми и ранимыми существами, мы вынуждены продвигаться по пути эволюции с помощью своих умственных способностей». Это приводит к практической необходимости приобретать больше знаний для понимания особенностей мира, формировать и улучшать собственную картину мира.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Формирование картины мира

Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т. е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

1

Язык

Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

Например, многие языки описывают пространственную ориентацию такими словами как «левый» и «правый», «передний» и «задний», однако в языке австралийских аборигенов тайоре используются только стороны света («север», «юг» и т.д.) Таким образом, говорящие на этих языках всегда осмысливают местоположение исключительно с помощью точек компаса.

Восприятие запаха также зависит от языка. Например, носители джахаи – языка, распространенного в некоторых частях Малайзии, гораздо лучше распознают ароматы, чем носители западных языков. В отличие от англоговорящих людей, которые описывают запахи сравнениями (например, «пахнет корицей»), в джахаи есть набор абстрактных слов для обозначения ароматов. Например, слово «crŋir» используют для жареных блюд, «pʔih» – для предметов, имеющих сырой и кровавый аромат, а «plʔeŋ» – для тех, что имеют запах мяса, который привлекает тигров.

Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

2

Религия

Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

3

Наука

Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

4

Культура

Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

5

Семья

Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

6

Жизненный опыт

По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Помочь критически осознавать идеи, которые формируют вашу картину мира, призвана онлайн-программа «Когнитивистика». Занимаясь по 20 минут в день в течение 2 месяцев, вы освоите конкретные модели и алгоритмы мышления, научитесь рационально рассуждать и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

Ключевые слова:1Когнитивистика

12 Понятие «картина мира». Философская, религиозная, научная, обыденная картины мира.

О понятии «картина мира»

Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир — это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т.

е. все то, что существует вокруг нас. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова. — М.: Изд-во Проспект, 2004.- С.18.

Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

В современной философской и специально-научной литературе он применяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи.

В нашей философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. Там же. — С.22. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.

Картина мира — это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры (Приложение).

Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник / И.Т.Фролов. — М.: Культурная революция, 2007. — С.26. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «картина мира» занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие / В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев. — Красноярск: Краснояр.гос.ун-т, 2002. — С.112-113.

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность — это мир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть». Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепция Вселенной — знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия — совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).
Философский подход к человеку и космосу.
Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир — человек.

У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии

Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1).

Рисунок 1 — Схема взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

В структуру картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) — представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) — совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1): Андрейченко Г.В. Философия / Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — С.103-104.

1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Таблица 1 — Картины мира

Виды картины мира

Проблемы картины мира

Идеи картины мира

Религиозная картина мира

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

Философская картина мира

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

— материализм

— идеализм

дуализм, плюрализм

диалектика, синергетика

метафизика, эклектика, редукцио-низм, радикализм, механицизм и др.

Научная картина мира

Синтез и обобщение разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало — ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира — это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство — как способ упорядочения внешних восприятий, время — как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии, философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной — планеты, звезды, жизнь — возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной» Там же. — С.105. и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» — глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.

На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы — неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философской картины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается философская картины мира.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «человек — мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире — от нас и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

Общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях — заблуждениях и религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю — дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;

сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Центральный пункт любой религиозной картины мира — образ Бога или богов, представление о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозных размышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки — изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля).

Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т. п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

На протяжении всей истории религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все три картины, создав учение о стадиях развития человечества. Он выделил три стадии духа, через которые должно пройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную.

Огромное практическое значение науки в 20 века сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука — развивающаяся и подвижная система знания.

Во второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания. Этому должен способствовать методологический и мировоззренческий плюрализм, основанный на принципах лингвистической дополнительности и лингвистической относительности.

Вместо картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира, который противостоит «мирам» объективных наук и порождающим их научным интересам. На данный момент одновременно сосуществует множество различных картин мира. Кроме того, возникают понятийные проблемы — большое количество информации в образах, мы приписываем им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшем будущем могут появиться новые картины мира.

Заключение

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания. Для верующего мир — воплощение божественной гармонии, для ученого — система логически взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. Исходя из этого, различают религиозную, философскую и научную картину мира. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного — вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивное постижение.

Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро — обесчеловеченная реальность. Исключительное — именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.

Философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. В отличие от религиозной картины мира, философская картина мира всегда опирается на научную картину мира как надежный фундамент

определение мира+изображение в The Free Dictionary

Мир+изображение — определение мира+изображение в The Free Dictionary Мир+картинка — определение мира+картинка в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

мир картина

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:


Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Самые красивые пляжи мира
  • Самый опасный в мире
  • Самые опасные места мира
  • Самая опасная дорога в мире
  • Самая этичная компания в мире
  • самое дорогое лекарство в мире
  • Самый известный пляж в мире
  • Самые пригодные для жизни города мира
  • Самые пригодные для жизни города мира
  • Мир в огне
  • Всемирная ассоциация птицеводов
  • Самый маленький в мире музей авиации
  • Самая маленькая в мире политическая викторина
  • Самая маленькая в мире политическая викторина
  • самая маленькая скрипка в мире
  • Самый сильный человек в мире
  • Самый сильный человек в мире
  • Самая сильная в мире лига определения тегов
  • Сильнейшая командная лига мира
  • Самая сильная женщина в мире
  • Самый высокий термометр в мире
  • Самые маленькие супергерои в мире
  • Самая крутая грязь в мире
  • Конкурс самых уродливых собак в мире
  • Взгляд на мир
  • Уорлдс Вью, Ньянга
  • Уорлдс Вью, Ньянга
  • Самые дикие полицейские видео в мире
  • Худший водитель в мире
  • Худший турист в мире
  • мир+картина
  • Мир, Древность
  • Мир, держись (Дети неба)
  • мир, рок
  • Вокруг света
  • победитель мира
  • победитель мира
  • чемпионы мира
  • чемпионы мира
  • лучший в мире
  • Всемирно-британская федерация боевых искусств
  • Всемирная проверка
  • мирового класса
  • мирового класса
  • первоклассный ввод в эксплуатацию
  • Информационная стратегия мирового уровня для маркетинга, основанного на данных
  • Учебный дизайн и оценка мирового класса
  • Зал отдыха мирового класса
  • производство мирового класса
  • всемирно известный
  • World-Information. Org
  • Мировая линия
  • Мировая линия
  • Мировая линия
  • Создание мира
  • Мировая сеть In-Process Metric
  • всемирно известный
  • потрясающие мир
  • потрясающая мир
  • потрясающие мир
  • потрясающие мир
Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Изображение Определение и значение | Словарь.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Основные определенияСинонимыПримерыБританскийИдиомы и фразы

9001 1 [ pik-cher ]

См. синонимы к: picturepicturedpicturespicturing на Thesaurus.com


сущ.

  1. визуальное представление человека, объекта или сцены в виде картины, рисунка, фотографии и т. д.: Я ношу в бумажнике фотографию своего внука.

  2. любое видимое изображение, каким бы способом оно ни было получено: изображение, отраженное в луже воды.

  1. мысленный образ: четкая картина того, как он выглядел в тот день.

  2. конкретный образ или реальность, изображенные в отчете или описании; описание; версия.

  3. картина, как в театральном представлении.

    • фильм: Он подписал контракт на три фильма, чтобы сыграть главную роль в новой франшизе.

    • изображений, Старое использование. кино коллективно, как искусство; cinema: Итак, вы хотите сниматься?

  4. человек, вещь, группа или сцена, которые по красоте, изяществу внешности и т. д. напоминают произведение изобразительного искусства: Она была картиной в своем новом синем платье.

  5. образ или совершенное подобие кого-то другого: Он является изображением своего отца.

  6. видимое или конкретное воплощение некоторого качества или состояния: образ здоровья.

  7. ситуация или стечение обстоятельств: экономическая картина.

  8. изображение на мониторе компьютера, экране телевизора или киноэкране.

глагол (используется с объектом), изображать, изображать.

  1. для изображения в изображении или живописи, например, в виде картины или рисунка.

  2. для формирования ментальной картины; представьте: он не мог представить себя делающим такую ​​вещь.

  1. для изображения словами; опишите графически: Он так живо представлял себе Рим, что вы почти поверили, что находитесь там.

  2. для представления или создания в качестве настройки; изобразить: В его книге изображен мир будущего.

Происхождение изображения

1

Впервые записано в 1375–1425 гг.; позднесреднеанглийское, от латинского pictūra «акт рисования, картина», эквивалентное pict(us) (причастие прошедшего времени от pingere «рисовать») + суффикс существительного -ūra; см. краску, -ure

Другие слова для изображения

12, 14 очерчивать, рисовать, изображать
См. синонимы к 9 0288 картинка на Thesaurus.com

Другие слова с картинки

  • живописное, прилагательное
  • живописное, существительное
  • живописное, наречие
  • живописное, существительное
  • неправильное изображение , глагол (используется с объектом), неправильное изображение, неправильное изображение.
  • self-picture, прилагательное
  • unpicture, прилагательное

Слова, которые можно спутать с picture

  • picture , кувшин

Слова Рядом картинка

  • пиктограмма
  • Пиктор
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • иллюстрированная книга
  • карточка с картинками
  • диск с картинками
  • просмотрщик картинок
  • 9002 3 шляпа с изображением

Dictionary. com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать картинку в предложении

  • Исключите синие штаты, и экономическая картинка резко изменится.

    Америка с одними только красными штатами, вероятно, не та, которую Трамп хотел бы на самом деле | Филип Бамп | 17 сентября 2020 г. | Washington Post

  • Однако полная картина их клинического эффекта остается неясной.

    «Неактивные» ингредиенты ваших таблеток могут навредить вам | Елена Ионова/The Conversation | 15 сентября 2020 г. | Popular-Science

  • Также кажется, что наследие Олимпийских игр полностью исключено из картинки .

    Хотите провести Олимпиаду? план выйти за рамки бюджета | Фиона Зублин | 14 сентября 2020 г. | Ози

  • Смит поделился фотографией , на которой он сидит рядом с Хьюбертом — монументальное событие, учитывая, что эти двое не садились друг с другом 27 лет.

    Актерский состав «Полного свежего принца Бель-Эйр» воссоединяется, чтобы отпраздновать 30-летие шоу | Хоуп Райт | 11 сентября 2020 г. | Essence.com

  • Эти фотографии действительно могут улучшить вашу память об этом материале.

    10 лучших советов о том, как учиться лучше, а не дольше | Кэтиэнн Ковальски | 9 сентября 2020 г. | Новости науки для студентов

  • Та же фотография появляется у мужчин из среднего класса в США, Канаде и странах Северной Европы.

    Как хорошие папы могут изменить мир | Гэри Баркер, доктор философии, Майкл Кауфман | 6 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Это было сделано полицейскими, такими как тот, чье фото было так крепко сжато его вдовой в воскресенье.

    Протест в связи с похоронами — это слишком много для профсоюзного босса полиции Нью-Йорка | Майкл Дейли | 5 января 2015 г. | THE DAILY BEAST

  • Просто невозможно продать эту картинку с невинной защитой вроде «она просто попросила фотку».

    Букингемский дворец оспаривает обвинения в сексе против принца «Рэнди Энди» | Том Сайкс | 4 января 2015 г. | THE DAILY BAST

  • Я заметил фотографию ее дочери, моей одноклассницы, и из любопытства зашел на ее страницу.

    50 оттенков Ирана: Извращенные фантазии мулл о сексе на Западе | IranWire, Сима Шараби | 1 января 2015 г. | THE DAILY Beast

  • Мы хотим дать семьям и другим полицейским тоже четкую девятку0352 фото как сможем.

    Эксклюзив: Последние часы жизни убийцы полицейских | Майкл Дейли | 31 декабря 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Она посмотрела с фотографии на свою дочь, с пугающим взглядом, в их прежде кротком виде.

    The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4 | Джейн Портер

  • На каждой картинке была этикетка, дающая истинное описание когда-то почитаемого драгоценного камня.

    The Pit Town Coronet, Том I (из 3) | Чарльз Джеймс Уиллс

  • И действительно, когда наступило воскресенье и ему вернули карандаш, он тут же показал медсестре свою фотографию .

    Детские дорожки | Джеймс Салли

  • Мистер Агнью увидел изображение , признал его достоинства и выписал чек на всю запрашиваемую сумму.

    Панч, или Лондонский Шаривари, том 107, 3 ноября 1894 г. | Различные

  • По поводу этой картины среди искусствоведов возник яростный спор.

    Коронет Пит-Тауна, том I (из 3) | Чарльз Джеймс Уиллс

Британский словарь определений для изображения 0023

визуальное представление чего-либо, например человека или сцены, созданное на поверхности, как в фотографии, живописи и т.д.

  • (как модификатор): картинная галерея; picture postcard Родственное прилагательное: pictorial

  • мысленный образ или впечатление: ясная картина событий

    1. словесное описание, особенно яркое

    2. ситуация, рассматриваемая как наблюдаемая сцена: политическая картина

      900 24
    3. человек или вещь, имеющая близкое сходство с другим: он был изображением своего отца

    4. человек, сцена и т. д., рассматриваемые как олицетворяющие определенное состояние или качество: изображение отчаяния

    5. красивый человек или сцена: вы посмотрите картинку

    6. полное изображение на экране телевизора, состоящее из двух чередующихся полей

    7. изображения преимущественно британского и австралийского кино или киношоу

      9 0024
    8. другое название для tableau vivant

    9. получить картинку неформально понять ситуацию

    10. на картинке проинформировать о данной ситуации

    глагол(tr)

    1. визуализировать или представлять

    2. описывать или изображать, особенно живо

    1. (часто пассивный) помещать на картинке или сфотографировать: они были изображены сидящими На скалах

    Происхождение картин

    1

    C15: от латинской картины Pictūra, от Pingere до рисования

    Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

    Добавить комментарий