КАРТИНА МИРА • Большая российская энциклопедия
КАРТИ́НА МИ́РА, образ мира, модель мира (англ. world view, нем. Weltanschauung), система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). К. м. синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отд. явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. К. м. составляет одну из основ культуры; целостность К. м. обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, иск-во, а также рядом психологич. механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «К. м.» разное содержание.
В языкознании
широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов К. м.: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой К. м. (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естеств. языков (синтаксич. членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т. п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфич. характер таксономич. систем, напр. , при обозначении цвета и др.).
Реконструкция языковой К. м. (напр., русской языковой К. м. в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в др. языках) понятий (см. Концепт) того или иного языка и культуры. Др. распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (напр., уподобление спора войне, тоски – хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т. п.).
В антропологии
термин «К. м.» начал широко употребляться с 1950-х гг. под влиянием амер. антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. К. м. не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных К. м.: так, в традиц. обществе Редфилд выделял К. м. крестьянина и К. м. горожанина, или К. м. «школ и храмов» («большая традиция») и К. м. деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка франц. «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (см. «Анналов» школа, Историческая антропология), нем. «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (см. Герменевтика). В русле этих идей выросли совр. школы реконструкции К. м. людей др. культур – в когнитивной антропологии и др. направлениях культурной антропологии (напр., бинарные оппозиции «сырое – варёное», «земля – небо», «белый – чёрный» и т. п. как базовые категории этнических К. м. в работах К. Леви-Стросса), культурологии (напр., работы Ю. М. Лотмана о рус. дворянстве 19 в., использующие в качестве источника такие символич. системы культуры, как этикет или правила игр), истории (напр., работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А. Я. Гуревича о ср.-век. культуре), исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая историч. характер самого понятия К. м., предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «К. м.» традиц. культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, т. е. как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.
В психологии
К. м. рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (см. Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: напр., когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (см. Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т. д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит К. м.; напр., различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации К. м., связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (см. Межполушарная асимметрия).
В рос. психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др. ). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и др. психич. процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной К. м. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами эксперим. психосемантики.
В истории и методологии науки
важное место занимает понятие «научная К. м.» – единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций разл. естеств. наук и выполняющая эвристич. функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять науч. поиск. В основе науч. К. м. лежит определённое мировоззренч. ядро (напр., представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (науч. парадигма), время от времени изменяются в результате науч. революций (Т. Кун).
Первый этап науч. К. м. представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й пол. 17 в. «механистической К. м.», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в кон. 19 в.), а затем к квантово-релятивистской картине физич. реальности (1-я пол. 20 в.) привёл к пересмотру этих представлений (напр., под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в др. науках; напр., в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетич. теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая науч. К. м. (установка мн. учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта – это не территория»).
основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие
КАРТИНЫ МИРА
«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.
Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.
Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.
Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека
Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека
Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.
Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.
Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое
Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
Религиозная Картина Мира (РКМ)
— совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.
Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.
РКМ разрабатывается теологами.
Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке
Особенности НКМ:
1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.
Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.
2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.
Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.
Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.
Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
Особенности ФКМ:
1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.
Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.
На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.
Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).
Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.
2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.
3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.
Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)
Деантропоморфизация нашей картины мира
Деантропоморфизация нашей картины мира Целью науки является знание. (Неоспоримо, правда, что мотивы учёных, зачастую, другие.) Мы хотим знать, как устроен мир, каковы его свойства и структуры. Мы стремимся прежде всего к объективному познанию мира. Мы интересуемся,
Недостижимость единства картины мира
§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира
§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира В результате прочтения этих параграфов, нам, по мнению Гуссерля, «станет ясно, что бытие сознания, бытие
Собрание 6.
Философские основы картины мира (Италия, Флоренция)4. Становление квантово-полевой картины мира
4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной
4. Становление квантово-полевой картины мира
Ю.Н. Давыдов. «Картины мира» и типы рациональности
Ю.Н. Давыдов. «Картины мира» и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера)Начиная примерно с середины 70-х годов на Западе, и в первую очередь в ФРГ, наблюдается резкое нарастание интереса к М. Веберу, отмеченное выходом ряда
I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА
I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА 1 Итак, мысль о мировой истории в строго морфологическомсмысле расширяется до идеи всеобъемлющей символики. Собственно историческое исследование имеет своей задачей исследовать чувственное содержание живой
КАРТИНЫ МИРА
КАРТИНЫ МИРА «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития. Картина мира формируется, с одной стороны, как
Взаимодействие научной картины мира и опыта
Взаимодействие научной картины мира и опыта Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в
Контуры новой картины мира
Контуры новой картины мира (беседа с профессором Л.В. Лесковым)Автор: Как известно, история науки – это постоянная смена представлений, гипотез и теорий. И обычно этот процесс протекает довольно плавно и постепенно, в результате последовательного накопления и освоения
2.2.5. Содержание мозаичной картины мира
2.2.5. Содержание мозаичной картины мира Остаётся пока открытым вопрос о механизмах выстраивания соотношения нравственности индивида и его мировоззрения. В калейдоскопичном и «Я-центричном» мозаичном мировоззрениях этот вопрос однозначно решён быть не может. Не может
500+ фотографий мира | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
500+ World Pictures | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 9,9K
- Степка фотосколков 10K
- Группа людей 2,5K
Travel
Nature
World Map
Global
ONDPLASH LOGO LOGO 2 ОБЛАЗОВО Unsplash+В сотрудничестве со Стивом Джонсоном
Unsplash+
Разблокировать
Космические изображения и изображения blender3d render
Фоны веб-сайтовHd обоиHq фоновые изображения
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – – – ––– –– –––– – –.
Joshua Rawson-Harris
HD Grey Wallpapersglobalorb
Juliana Kozoski
Brazilcuritibahd Dark Alpaper0022 Unsplash+
In collaboration with Planet Volumes
Unsplash+
Unlock
planetHd wallpapersdots
The New York Public Library
Nature imageshistorycollage
Brett Zeck
mappinHd wood wallpapers
William Navarro
handsuniverseastronomy
Saketh Garuda
Нью-Йорк фото и картинки очки США
Земля фото и картинки Светлые фоны ночь
Unsplash LogoUnsplash+
в сотрудничестве с планетой Volumes
Unsplash+
Разблокировка
Travel Imageshq.
CHUTTERSNAP
ось земного шараgeoglobeКосмические снимки
Гаэль Габорель — OrbisTerrae
terrestrial globeplanet earthHd desktop wallpapers
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Planet Volumes
Unsplash+
Unlock
adventureafricaaus
Christine Roy
Money images & picturesincomefund
Space images & picturesblender3d render
Hd grey wallpapersglobalorb
солнечный светмиссия
планетаHd обоиточки
mappinHd деревянные обои
Нью-Йорк картинки и изображения –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Фоны сайтаHd обоиHq фоновые изображения
brazilcuritibaHd темные обои
глобусокружающая средаохрана окружающей среды
Природа фотоисторияколлаж
HandsuniverseSeronomy
Земля Изображения и картинки фона ночи
Magicstar Imageshd. 385 фото · Куратор Антон Лофи
Мир
374 фото · Куратор Бекка МоррисMoney images & imagesincomefund
Space images & picturesblender3d render
brazilcuritibaHd dark wallpapers
planetHd wallpapersdots
handsuniverseastronomy
united kingdomwalesfield
adventureafricaaus
Website backgroundsHd wallpapersHq background images
sunlightmission
Nature imageshistorycollage
Earth images & picturesLight backgroundsnight
Travel фотоHq фон фотообои на рабочий столa
Hd city wallpapersnewyork
terrestrial gloplanet earthHd обои для рабочего стола
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– – –– –– –––– – –.
HD Grey Wallpapersglobalorb
GlobeEnvironmentEnvirental защита
MAPPINHD Wood Walpapers
New York Pictures и ImagesslassUnited States
Связанные коллекции
World: Organic World 9018 704 704.
0167 Мир 385 фото · Куратор Антон ЛофиМир
374 фото · Куратор Бекка Моррис Скидка 20% на iStock Логотип UnsplashСделайте что-нибудь потрясающее
Бесплатная карта мира: фотографии и картинки
Связанные изображения из iStock | Сохранить сейчас
водоросли морское дно море
Природные узоры для ткани для рукоделия и рукоделия
карта мира карта мира атлас
Карта мира
фон фон денежная купюра
Текстура много евро
деньги карта монеты
Карта мира
абстрактный фон черный
Цифровая карта
дневник крышка книга
Обложка старой книги
Австралия новый зеландия
Глобус Австралия/Новая Зеландия 1
мир карта цвета
Прекрасный мир
астрономический фон синий
Звездная карта
багаж чемодан путешествовать