Категория возраст в возрастной психологии: 4. Категория возраста в психологии развития, возрастной психологии

Тема 2. Основные категории возрастной психологии кратко…

Привет, Вы узнаете про Тема 2. Основные категории возрастной психологии, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое Тема 2. Основные категории возрастной психологии , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психология развития и возрастная психология.

Тема 2. Основные категории возрастной психологии


1. Характеристика основных категорий возрастной психологии.
1.1. Категория развития в возрастной психологии
1.2. Категория обучения в возрастной психологии.
1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.
2. Взаимосвязь категорий друг с другом.
3. Принципы возрастной психологии.


1. Характеристика основных категорий возрастной психологии


1.1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.


Одна из основных категорий возрастной психологии – развитие.
Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:
1) развитие как рост;
2) развитие как созревание;
3) развитие как совершенствование;
4) развитие как универсальное изменение;
5) развитие как качественное, структурное изменение;
6) развитие как количественно-качественное изменение;
7) развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.
Биологический аспект развития.
Генотип – совокупность генов определенного организма,
унаследованная им от родителей.
Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков и
свойств индивида, сформировавшихся на базе генотипа.
Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом,
пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из
последовательности предварительно запрограммированных изменений не
только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции,
организации и функционирования.
Созревание происходит с разной скоростью. Каждый орган или
способность имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин рост
указывает, как правило, на увеличение размеров, функциональных
возможностей и сложности органа или организма в целом до точки
оптимальной зрелости . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Термин старение относится к биологическим
изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной
зрелости.
Социальный аспект развития
Влияние среды может носить временный или постоянный характер .
Средовые влияния могут задерживать или стимулировать процесс
развития.
Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы
научения и социализации.
Научение – основной процесс, посредством которого среда вызывает
устойчивые изменения в поведении. Оно происходит в результате в
результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии
упражнений.
Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится
членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает
усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной
социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация
понимается как двухсторонний процесс. Процесс социализации
продолжается на всех стадиях жизни.
В психологии существует несколько точек зрения на то, в какой степени
наше поведение определяется созреванием, а в какой степени – научением,
какова роль и соотношение внутренних и внешних факторов в становлении
человека:
1. Биологизаторский подход. – Все психические особенности человека
являются врожденными. А психическое развитие – это постепенное
кроичественное развертывание, созревание наследственных биологических
структур.
2. Социологизаторское направление. – Психические качества,
свойственные человеку, возникают под влияием внешних условий (теория
«tabula rasa»Дж.
Локка). Основынм факторм психического развития
считается социальная среда.
Эти два направления исходят из механистичской концепции развития,
которая рассматривает человека как пассивного объекта.
Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из
факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних
условий.


1.2. Категория обучения в возрастной психологии.


Обучение – целенаправленная последовательная передача общественноисторического, социокультурного опыта другому человеку в специально
организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества.

Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда
ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.


1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.


Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт
личности, которые определяют поведение и деятельность человека.


2. Взаимосвязь категорий друг с другом.


Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из
центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют

разные точки зрения на решение данного вопроса:
1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и
др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.
2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является
только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).
3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие
играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский ).


3. Принципы возрастной психологии.


Принципом называется некоторое однозначное требование
неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива.

1. Принцип развития.
Данный принцип является одним из основных принципов
психологии. Согласно этому принципу все явления жизни должны
рассматриваться в их динамике, движении.
2. Принцип детерминизма.
Согласно этому принципу все существующее в мире имеет свою
причину и свое следствие, то есть между явлениями действительности
существуют определенные связи.
3. Принцип системности.
Данный принцип требует исследовать явления в их зависимости от
внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря
этому присущие целому свойства.
4. Принцип обучения.
Согласно этому принципу всех можно обучить всему, то есть человека
вне обучения рассматриваться не может.
5. Принцип индивидуального подхода.
Согласно данному принципу в каждом человеке необходимо видеть
уникальную личность и в соответствии с этим строить процесс обучения и
воспитания.
6. Принцип деятельности.
Согласно этому принципу человек есть не только субъект созерцания,
отражения действительности, но и субъект деятельности, активно
воздействующий на внешнюю среду.

В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об Тема 2. Основные категории возрастной психологии. Работы в переди у тебя будет много. Смело пишикоментарии, развивайся и счастье окажется в ваших руках. Надеюсь, что теперь ты понял что такое Тема 2. Основные категории возрастной психологии и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психология развития и возрастная психология

Тема умк возрастная психология для психологов

Тема умк возрастная психология для психологов

Скачать 2,24 Mb.

страница1/115
Дата03.01.2022
Размер2,24 Mb.
#56453
ТипОсновная образовательная программа

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   115

    Навигация по данной странице:
  • Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
  • «050102-Биология» (ОФО/ЗФО)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.2, ОПД.Ф.3


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
«0050200 — Информатика»

«050201.00 -Математика с доп. спец. Информатика»

«050102-Биология» (ОФО/ЗФО)

«050103-География»

«050103-География с доп. специальностью «Биология»

«050401-История»

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 1 от 04 сентября 2009 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2009 г.

Каталог: oop -> %D0%A4%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96 -> gos050102.65 -> %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB 5 -> 3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 Психология: педагогическая психология
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: общие основы педагогики опд
%D0%A4%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 5 (Зфо), сд. Р. (Офо, Зфо), сд. Р. (Офо) особенности психологии поведения человека
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: теория обучения опд. Ф. 8 Основная образовательная программа подготовки
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно методический комплекс дисциплины педагогика: история педагогики и образования
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Педагогика: социальная педагогика


Скачать 2,24 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   115


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Взросление и старение: развитие, теории и психология

«Гордилась бы моя детская версия тем, кем я стала?»

Этот вопрос заставит многих вспомнить свое детство и сравнить его с тем, где они сейчас. В то время как некоторые превратились в то, о чем они мечтали в детстве, другие стали людьми, которых их младшая версия никогда не могла себе представить.

Эти два разных результата являются примерами того, на что обращают внимание психологи развития, изучая взрослую жизнь и старение.

  • Сначала мы рассмотрим определения подросткового возраста, взрослой жизни и старости.
  • Далее мы обсудим психологию развития и старение.
  • Затем мы рассмотрим теории и факторы взросления и старения.
  • Наконец, мы рассмотрим различные социальные разработки для взрослой жизни.

Подростковый, взрослый и пожилой возраст

Психологи, занимающиеся вопросами развития, классифицируют подростковый возраст , взрослую жизнь и старость на определенные этапы со своими уникальными характеристиками.

Подростковый возраст : Период, когда вам около 12-20 лет.

Совершеннолетие : Период, в который входят люди в возрасте от 20 до 60 лет. Взрослость делится на две подкатегории: юная и средняя взрослость. Молодежь состоит из людей в возрасте от 20 до 30 лет. Средняя взрослость состоит из людей в возрасте от 30 до 60 лет.

Старость : Период, в который входят люди в возрасте 60 лет и старше.

Психологи, занимающиеся вопросами развития, также используют термин «развивающаяся взрослость» для обозначения людей в возрасте от 18 до 24 лет. Становление взрослой жизни связывает подростковый возраст и молодость и подчеркивает переход между этими двумя фазами развития.

Подростковый возраст

Подростковый возраст характеризуется биологическими, когнитивными и социальными изменениями. Биологические изменения включают половое созревание, которое наблюдается как у мужчин, так и у женщин. Скачки роста также могут возникать в период полового созревания и влиять на физические особенности, что может повлиять на то, как подростки воспринимают себя.

Половое созревание — это процесс, происходящий в организме и сигнализирующий о переходе от ребенка к взрослому.

Половая зрелость наступает как у мужчин, так и у женщин, но начинается в разное время.

  • У мужчин половое созревание наступает в возрасте 12-16 лет.
  • У девочек половое созревание может наступить в возрасте 10-14 лет.

Половая зрелость может наступить рано или поздно, и у разных людей она разная. Приведенные выше возрастные диапазоны являются приблизительными.

Скачки роста — это термин, используемый для описания «быстрых» изменений внешности, роста и веса в период полового созревания.

Молодость

Молодость или ранняя взрослость описывает людей в возрасте 20-30 лет. Этот период характеризуется социальными и эмоциональными изменениями. Молодой взрослый возраст включает в себя множество социальных изменений, поэтому мы перечислим некоторые из них, которые можно использовать для описания большей части этого населения.

  • Учеба в колледже или профессиональном училище

  • Создание карьеры

  • Создание жилого помещения (например, дома или квартиры)

Три перечисленных выше социальных изменения важны, поскольку они учат молодых людей ответственности, независимости и самостоятельности. Эти социальные изменения побуждают молодых людей найти свое место в обществе и создать основу для остальной части их взрослой жизни. Что касается эмоциональных изменений, молодые люди устанавливают отношения, которые способствуют эмоциональной зрелости и помогают молодым людям найти сообщество.

Средневзрослый возраст

Средневзрослый возраст описывает лиц в возрасте от 30 до 60 лет. Этот период характеризуется биологическими и социальными изменениями. Биологические изменения в этой возрастной группе касаются общего состояния здоровья; здоровье может ухудшаться из-за износа с возрастом. С возрастом наши умственные и физические способности также уменьшаются. Что касается социальных изменений, брак и создание семьи являются обычным явлением в этот период времени. Эти события могут повлиять на работу, социальную жизнь и текущее состояние жизни.

Пожилой возраст

Пожилой возраст описывает людей в возрасте 60 лет и старше. В этот период происходят биологические и социальные изменения. Есть много болезней, связанных со старостью, среди них болезнь Альцгеймера , артрит и болезни сердца.

Болезнь Альцгеймера является формой деменции. Это заболевание прогрессирует и вызывает изменения в памяти и когнитивных процессах. Лекарства от болезни Альцгеймера (на данный момент) нет.

В настоящее время в США 6 миллионов человек живут с болезнью Альцгеймера (2020 г.). По прогнозам, к 2050 году это число утроится9.0003

Что касается социальных изменений, мобильность также снижается с возрастом. Это влияет на социальную жизнь пожилых людей, поскольку они не могут заниматься общественной деятельностью, которой они наслаждались в молодом и среднем взрослом возрасте. Однако исследования показали, что пожилые люди, которые могут оставаться мобильными, предпочитают быть социальными и активными.

Рис. 1 Социальные мероприятия для пожилых людей, pixabay.com

Психология развития и старение

Старение — это процесс старения.

Цель психологии развития состоит в том, чтобы наблюдать за ростом, изменениями и постоянством, происходящими в течение жизни человека. Старение является важным аспектом в этой области; по мере старения людей могут происходить различные типы развития. Такое развитие можно увидеть в книге Эрика Эриксона « Психосоциальные стадии развития» .

Психосоциальные стадии развития Эриксона описывают восемь стадий, которые показывают последовательность развития личности. Эти этапы разделены по возрастным группам.

Восемь стадий Эриксона показывают развитие личности, цели, конфликты и важные события, которые должны произойти в этом возрастном диапазоне. Ниже приведены стадии, соответствующие подростковому возрасту и старше:

  • Пятый этап

    • Подростковый возраст (12–18 лет)

Теории взросления и старения

Дэниел Левинсон предположил, что во взрослом возрасте у каждого есть структура жизни. Эти жизненные структуры зависят от сезонов жизни (то есть моментов в жизни). Есть два основных сезона, через которые проходят все взрослые: 9-й.0021 Стабильный период , и Переходный период .

Структуры жизни : Общий термин, используемый для обозначения ключевых аспектов жизни. Этими аспектами являются общественные встречи, баланс между работой и личной жизнью, романтические отношения и личная жизнь.

Стабильный период r относится к периодам взрослой жизни, когда аспекты жизни остаются прежними.

Джейку нравится его нынешняя карьера, и он хочет оставаться в ней как можно дольше.

Переходный период — это конец этапа жизни и начало нового.

Саша вышла замуж в 29 лет, но через пять лет подала на развод. Это сигнализирует о переходном периоде ее жизни.

Левинсон также говорил о том, что мы называем кризисом среднего возраста. Это когда взрослый подвергает сомнению все аспекты своей жизни. Возникают такие вопросы, как «Нахожусь ли я там, где хочу быть?» и «Это то, чего я хочу в своей жизни?».

A Кризис среднего возраста возникает, когда взрослый переживает изменение самоидентификации и уверенности в себе.

Факторы, влияющие на старение

Старение — это часть жизни. Однако такие факторы, как биологические, социальные и когнитивные изменения, играют ключевую роль в том, как мы стареем. О биологических изменениях обычно свидетельствует наше здоровье; с возрастом наше здоровье ухудшается. Наше здоровье можно почувствовать внутренне и показать внешне через возрастные маркеры, такие как седеющие волосы и морщины. С возрастом у нас больше шансов диагностировать болезни, но это может быть просто износ, который вызывает стресс, давящий на тело.

Социальные изменения происходят во взрослом возрасте. Эти изменения могут быть вызваны различными отношениями, которые мы создаем. Люди — социальные существа, которые полагаются на взаимодействие; однако иногда другие части жизни могут брать верх, и наша социальная жизнь уменьшается или уменьшается по мере того, как наше внимание смещается в другое место.

Когнитивные изменения также влияют на процесс старения, поскольку наши мысли, мотивация и умственные процессы со временем меняются. Это может повлиять на наш процесс старения; стресс, психические расстройства и наша самоидентификация могут коррелировать с развитием во взрослом возрасте.

Социальные процессы и развитие в зрелом возрасте и старение

В раннем взрослом возрасте социальное развитие человека начинает эволюционировать от подросткового. На этом этапе обычно происходят такие переходы, как поступление в колледж и начало карьеры. В подростковом возрасте теперь уже взрослый полагался на семью и друзей, сформировавшихся на основе близости, для социального взаимодействия. Однако из-за изменений в окружающей среде взрослый должен создать для себя место в своем новом пространстве (будь то занятия в колледже или новое рабочее место). Они должны формировать связи самостоятельно. Социальное взаимодействие имеет решающее значение на этом этапе, потому что это также точка, в которой формируются длительные отношения. Что касается здоровья, то большинство в этой категории составляют здоровые и активные взрослые.

В зрелом возрасте социальное развитие можно считать полностью сформировавшимся, о чем свидетельствует брак, создание собственной семьи, стабильной группы друзей или образование небольшого сообщества. Брак и дети не входят в планы каждого, но иметь постоянную форму социального взаимодействия имеет решающее значение, потому что это дает ощущение принадлежности к сообществу. С точки зрения здоровья, процесс старения начинает проявляться, и становятся заметными физические изменения в волосах, весе и чертах лица (например, морщины). Кроме того, боли и боли более распространены по сравнению с теми, что возникают в раннем взрослом возрасте.

Взросление и старение – основные выводы

  • Есть три этапа взросления; ранней, средней и поздней взрослости. Поздняя взрослость — это «Старость».
    • Ранняя взрослость включает лиц в возрасте 20-30 лет.
    • Средний взрослый возраст включает лиц в возрасте 30-60 лет. Это также можно назвать зрелой взрослой жизнью.
    • Поздняя взрослость включает лиц в возрасте 60 лет и старше.
  • Существуют две основные теории старения: теория разъединения и теория активности.
    • Теория размежевания гласит, что люди уходят из общества по мере взросления.
    • Теория деятельности утверждает, что пожилые люди счастливее, когда общаются и участвуют в мероприятиях.

Проект развития молодежи

Драматические изменения
Большое и относительно новое исследование показывает, что юность — это время кардинальных изменений в основных структурах мышления, а также в мозге. Складывается общее мнение, что 18-летний подросток — это не тот человек, которым он или она будут в 25, так же как 11-летний не тот, кем он или она будут в 18. Они не выглядят то же самое, чувствовать то же самое, думать то же самое или действовать так же.

Три категории
В рамках теорий и исследовательских структур возникает последовательность сдвигов в развитии, которые можно разделить на три общие категории:

  • Подростковый возраст (обычно определяется как период полового созревания до 18 лет)
  • Молодость (обычно определяется как возраст от 18 до 22 лет или от 18 до 25 лет)
  • Поздняя взрослость (обычно определяется как середина 20 лет и старше)
Многие исследователи и теоретики делят эти три широкие области на несколько более мелких сдвигов в зависимости от того аспекта развития, который они измеряют, например, рефлексивного суждения, морального развития или когнитивного структурного развития. Внутри и между дисциплинами остается много разногласий, но на более широком уровне они имеют много общего.

Ментальный козырек
По сути, эти сдвиги в развитии меняют не только то, что люди думают, но и то, о чем они думают. У всех, в том числе и у молодых людей, есть своего рода мысленный «забрало», которое отсеивает одни явления и пропускает к рассмотрению другие. По мере развития можно «видеть» и думать о все более и более сложных явлениях, таких как абстракции, отношения и моральные проблемы, предлагая все более и более мощные инструменты мышления.

Почему происходит развитие? Большинство исследователей видят роль как природы, так и воспитания. У здоровых людей некоторые изменения развиваются в соответствии с биологическим графиком, пока окружающая среда «достаточно хороша», а некоторые изменения вызваны требованиями среды, пока биологические основы «достаточно хороши».

Когда подростки вступают во взрослую жизнь, их мыслительные способности, навыки взаимоотношений и способность регулировать эмоции вряд ли будут находиться на таком уровне развития, когда они смогут легко справляться с требованиями разнообразного, глобального, технологического и быстро меняющегося мира.

Добавить комментарий