Я прочитала книгу «Психология в кино» и убедилась, что любимые фильмы помогают понять себя
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Название: «Психология в кино: создание героев и историй»
Автор: Татьяна Салахиева-Талал
Юлия Б.
прошла путь героя
Профиль автора
«Составьте список из своих любимых фильмов и сериалов, проанализируйте путь героя по описанной в книге модели, и вы поймете, что этот маршрут говорит о вас», — такое задание дает автор этой книги своим студентам. Эта модель помогла мне увидеть психологические процессы, которые стоят за сценарными образами, и попытаться понять, что маршрут трансформации героя говорит обо мне, почему меня зацепил тот или иной персонаж в фильме, почему какая-нибудь ситуация так сильно откликается в моем сердце. Я сделала много любопытных открытий.
Коротко опишу модель маршрута героя — может, эта шпаргалка поможет и вам посмотреть на свои любимые фильмы под другим углом. Она основана на пятислойной модели невроза Перлза и дает понимание, через какие стадии внутренней трансформации проходит герой.
Первый слой. Этап клише, ролей, масок, стереотипных реакций. Многие проводят так практически всю жизнь, играя в социальные игры, действуя стереотипными способами, заполняя паузы ненужными делами. На этом этапе в сериале (фильме) мы знакомимся с миром героя, его характером и устоем жизни.
Второй слой. Появляется ощущение, что «что-то не так». Чувствуется неудовлетворенность собой и своей жизнью, у героя нет жизненной энергии. Люди пытаются прибегать к разным общеизвестным способам избегания кризиса. В сериале сценарист с помощью сюжетных поворотов ставит героя перед осознанием бессмысленности той жизни, которой он живет.
Третий слой. Тупик — самый мучительный слой. Человек испытывает чувство пустоты и небытия, происходит отмирание старой привычной жизни, а новых способов существования еще нет. В сериалах на этом этапе путь разветвляется. Либо герой не проходит этот этап и возвращается на первый уровень, либо застревает между слоями, либо проходит через точку «хуже некуда» и переходит на следующий уровень.
Четвертый слой. Имплозия — это взрыв, направленный вовнутрь. Символически человек оплакивает себя прежнего и еще не знает, что ждет его дальше. В сериале на этом этапе случается главное самооткровение, герою больше нечего терять. Это мощное искреннее переживание очищает и символизирует перерождение.
Пятый слой. Эксплозия — взрыв, направленный наружу. Высвобождается мощная энергия, которая была вовлечена в длительную внутреннюю невротическую борьбу. Человек освобождается. В сериале это кульминация сюжета, энергетический пик, финальная схватка, где проявляются изменения, которые произошли в ходе трансформации.
В книге еще несколько интересных глав, где автор знакомит с концепциями различных психологических школ и их отражением в кино. Она также рассказывает, как разные формы искусства влияют на психику зрителя, как создаются глубокие характеры персонажей и как зритель проходит с героем путь трансформации и достигает катарсиса. Как отмечает автор: «Книга может быть дополнительным подспорьем, позволяющим увидеть неочевидные взаимосвязи, скрытые стороны человеческой личности, универсальные механизмы психологических процессов».
Читатели обмениваются знаниями.Рекомендации лучших образовательных материалов
Написать
Как кино отражает психологическое состояние общества
«Хороший фильм как хороший сеанс психотерапии», — считает психолог, гештальт-терапевт Татьяна Салахиева-Талал. На эти сеансы мы ходим, чтобы, как в зеркале, увидеть, что с нами происходит. Уже два десятилетия мировое кино отражает главный симптом нашего времени — тревожность, вызванную отсутствием укорененности, невозможностью опираться на отношения, телесной замороженностью. То же самое можно сказать и про кино российское, но в нем есть свои специфические социокультурные сюжеты.
О том, откуда они взялись, — в отрывке из книги Салахиевой-Талал «Психология в кино: Создание героев и историй».Психология в кино: Создание героев и историй
Татьяна Салахиева-Талал
Альпина нон-фикшн. 2019
Во многих современных российских фильмах встречается герой, чья главная проблема — анестезированные, замороженные чувства, невозможность эмоциональной близости.
Российские «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Аритмия» Бориса Хлебникова точно выразили современную драму эмоционального отсутствия в отношениях при физическом присутствии в них.
Звягинцев в своем фильме рассказывает, как нелюбовь, передаваясь через поколения, убивает, буквально трансформируясь в отсутствие. Мальчик просто исчезает, растворяется — так, словно его никогда и не было. И уже неважно, его ли тело обнаружили в морге родители. Он метафора того, как что-то живое уходит из нашей жизни. «Аритмия», с одной стороны, возвращается к герою-семидесятнику, с другой — рассказывает нам очень современную историю о том, как два человека не могут прорваться друг к другу через пропасть эмоционального отчуждения.
Вместе с тем существуют специфические социокультурные тенденции, уникальные для нашей страны. Как уже упоминалось выше, после падения железного занавеса в Россию с большим опозданием ворвался поток всех тех накопленных социальных изменений, которые переживал западный мир все предыдущие десятилетия. В итоге нам пришлось бурно проживать все пропущенные этапы, и этот процесс длится и по сей день.
В нашем обществе параллельно сосуществуют разные процессы, причем некоторые из них противоположны по своему психологическому смыслу. К основным из них я бы отнесла следующие.
1. Элементы общества военного времени: психология времен железного занавеса до сих пор существует в сознании многих людей. Внешний враг, «мы» и «они», слитая идентичность перед лицом некой опасности — все это массовые явления сегодня. В кино эти процессы отражаются в первую очередь в том бессчетном количестве фильмов военной тематики, которые продолжают выходить из года в год.
Любопытно, что в последние годы переживает пик популярности спортивная драма. Причем речь идет не об индивидуальных, а о коллективных видах спорта. И если присмотреться внимательнее, то в структуре сюжета можно обнаружить триаду соцреализма по Зайцевой: Отец (Наставник, тренер), Сын (команда) и Дух (идеология общей победы, объединяющая команду в финальном рывке).
Спорт — идеальная форма, в которой можно размещать национальную гордость, патриотические чувства (в позитивном смысле этого слова), потребность во всеобщем единении.
И вместе с тем формула «Мы их победили» у нас в крови — она вызывает неизменный восторг, обеспечивая кассовый успех подобным фильмам.
Кадр из фильма «Аритмия». 2017 год
2. Депрессивные феномены — пессимизм, пассивность, неверие в позитивный исход, невозможность мобилизовать энергию для удовлетворения индивидуальных потребностей, отказ от попыток что-либо изменить.
В тоталитарном прошлом нашей страны попытки индивидуации не раз пресекались, и начинающиеся процессы личностной сепарации и поиска индивидуального пути развития сталкивались с непреодолимыми преградами и заканчивались ничем.
герой-шестидесятник с горящими глазами превращается в депрессивного невротика 1970-х с потухшим взором.
Невозможность раз за разом достичь желаемого приводит к остановке интенциональности* — это эволюционный закон выживания. Например, медведь впадает в зимнюю спячку потому, что в окружающей среде до весны пропадает то, чем он питается. Если он не заснет, то попросту погибнет голодной смертью. Его сон — это способ снизить энергопотребление, умерить запросы организма и таким способом пережить зиму. Депрессия представляет собой похожую «спячку» — организм привык воспринимать окружающий мир как среду, в которой невозможно удовлетворить свои насущные потребности. В итоге энергия падает, желания и вера в позитивный исход исчезают, человек отказывается от своих потребностей и у него появляется стойкое ощущение бессмысленности попыток что-либо изменить.
Эти упаднические, депрессивные тенденции ярко проявлены в российских фильмах. Типичный герой отечественного авторского кино — депрессивный пассивный человек, бессильный перед системой. Либо все его попытки что-либо изменить заканчиваются трагично («Дурак» Юрия Быкова), либо он и не пытается что-либо поменять и пассивен с самого начала («Левиафан» Звягинцева). Так или иначе герой — маленький и бессильный перед огромным всемогущим недружелюбным миром (системой). Драматическая арка сворачивается, мир вокруг не меняется, как и герой.
Такая концепция несчастливого финала типична для нашей культуры и ее корни — далеко за пределами истории Советского Союза. С одной стороны, эта концепция в кино отражает наше реальное прошлое и настоящее, с другой — поддерживает существующее депрессивное поле. Драма в кино не только отображает, но и множит драму в жизни. И здесь уместен разговор о миссии искусства, которое несет в себе народные мифы и архетипы следующим поколениям.
3. Слияние как распространенная форма отношений. В нашей стране с коммунальным прошлым и «мы»-идентичностью понятия «личное пространство», «интимность», «частная жизнь», «границы» воспринимаются как инородные элементы. Эти понятия появились в нашем лексиконе и начали входить в моду только после падения железного занавеса. Отсюда феноменология слияния во всей красе.
Во-первых, нетерпимость к инаковости: быть другим стыдно, отличаться от большинства опасно, попытки дифференцироваться из массы наказываются. Великолепно обыграна метафора инаковости в «Зоологии» Ивана Твердовского. У немолодой героини, забитой, инфантильной и зависимой от окружающих, живущей с властной мамой, внезапно отрастает хвост. Она очень хочет быть как все, не выделяться, слиться с окружающей средой и спокойно дотянуть до смерти, но с хвостом это становится невозможным. В результате героиня переживает мощную трансформационную арку, пройдя за короткий период путь взросления, обретения яркой индивидуальности и взрослой сексуальности вопреки общественному мнению.
В «Ученике» Кирилла Серебренникова этот же феномен выражает линия героини Виктории Исаковой. Единственный персонаж, сохранивший здравомыслие на фоне всеобщего индуцированного психоза, оказывается никем не понятым отщепенцем. Да и в упомянутом «Дураке» герой жестоко наказывается за свое небезразличие на фоне всеобщего попустительства.
Во-вторых, больные, патологические, зависимые отношения расцениваются как любовь. Просто поразительно, какое огромное количество зрителей восприняли мучительные, несчастливые, созависимые отношения героев «Аритмии» как историю настоящей любви, а возвращение Кати к Олегу как счастливый финал.
Без прикрас и фильтров про нездоровую «любовь» (а точнее, про нелюбовь) в парах и семьях рассказывает Звягинцев. Эта тема есть в большинстве его фильмов, особенно в последних — «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь».
С теплом и юмором о дисфункциональных отношениях в семьях рассказывает Андрей Першин (Жора Крыжовников) в своих картинах «Горько», «Горько-2», «Самый лучший день». Хотя если убрать комедийную составляющую, то семейка из «Горько» ужасает, а финал первой части, где героиня вместо сепарации выбирает возвращение к безумным родственникам, можно назвать трагическим. Аналогично в «Самом лучшем дне» мы видим, как все подталкивают героиню, молодую независимую красавицу, принять предложение жениха, который пьет, изменяет, с легкостью предает и не имеет собственного мнения. Патологические установки «Любовь все терпит и прощает», «Плохонький, но свой», «Бьет — значит, любит» и пр. — это то, на чем держатся алкоголические, патологические, дисфункциональные отношения. Но в нашем менталитете зачастую патология считается любовью.
Жанр драмеди — хорошая возможность честно взглянуть на наши культурные феномены и не впасть в депрессию.
Если мы не можем стать другими, то по крайней мере можем посмеяться над собой. Юмор ведь тоже оздоравливает.
Кадр из фильма «Левиафан». 2014 год
4. Невротическое поле. Основная проблема невротика — неумение распознавать свои желания и следовать своим потребностям. Невротику нужно найти себя, научиться отделять собственные потребности от чужих «надо», «положено», «все так делают» и мобилизовать свою агрессию для преодоления сложностей, отстаивания границ и реализации своих потребностей.
Например, в моей психотерапевтической практике один из часто встречающихся запросов — это попытки найти себя в мире среди молодых людей в возрасте около 30 лет. Типичная история: окончил школу; не успел определиться с жизненной стратегией, но поступил на юридический / экономический (любой другой популярный в то время факультет), потому что родители подтолкнули или просто нужно было куда-то поступить; окончил институт — устроился на работу; по инерции работает «по специальности» до сих пор, а энергии все меньше, жизнь не удовлетворяет, в какую сторону ее менять — не знает; жить по-прежнему уже невыносимо, рисковать, пробуя новое, страшно.
Невротическое общество нуждается в герое, преодолевающем невроз, который отправляется в мифологическое путешествие, справляется с внутренними и внешними барьерами, проходит процесс инициации, находит себя и становится «властелином двух миров»**.
«Властелин двух миров» — термин из концепции Воглера, который обозначает, кем становится герой в финале, если он успешно завершает свой путь. Это символ высшей степени самоактуализации и целостности.Герой, преодолевающий трудности на пути достижения цели и решающий в процессе свои внутренние психологические проблемы, стал олицетворением чаяний поколения, которое устало от родительских заветов «как надо жить» и не решается отправиться в собственное путешествие жизни.
Это классический тип героя в трехактной сценарной структуре, с драматургической аркой изменений.
5. Феномены нарциссического общества. С учетом предыдущего пункта понятия «границы», «личное пространство», «индивидуальные потребности» стали для нас в свое время глотком свежего воздуха.
Зачастую процесс сепарации, высвобождения агрессии и преодоления невротических оков проходит через перекос в противоположный полюс. И тогда человек, отталкиваясь от ограничивающих его привязанностей, проходит через нарциссический бунт, ставя свои личные интересы превыше всего, зачастую в ущерб отношениям.
Волна нарциссического бунта, прокатившаяся по миру в 1950–1970-е, дошла до нас после распада СССР, окончательно накрыла в 2000-е и продолжает бурлить и по сей день.
Тренинги личностного роста, философия «Выше, быстрее, сильнее», коучинг «высокоэффективных людей», бизнес-инкубаторы, культ суперрезультатов и сверхдостижений — все это вошло в моду в последние лет 10–15 в крупных городах России, в то время как весь мир уже давно переболел оголтелой зацикленностью человека на себе (нарциссизм стал вариантом нормы).
Показателен пример печально известных тренингов повышения личной эффективности по методике компании Lifespring, которая была популярна в США в 1970-е. Уже с 1980 г. на компанию посыпался шквал судебных исков за доведение клиентов до суицида и психических расстройств. С тех пор это словосочетание в Штатах считается ругательным. Однако в России тренинги по этим методикам только недавно вошли в моду и до сих пор под разными названиями пользуются бешеной популярностью, несмотря на случаи психозов и суицидов участников этих программ. Все эти «стань миллионером за неделю», «успешный успех», «сверхрезультативный лидер» и прочие нарциссические лозунги попали на благодатную почву в странах СНГ, только начинающих оправляться после разрухи перестройки.
В итоге к психотерапевтам часто обращаются клиенты, чьи страдания обусловлены несоответствием глянцевым картинкам. И их первоначальный запрос, к сожалению, связан не с тем, как больше ценить себя, свою жизнь и существующие отношения, а с тем, как прыгнуть выше головы и добиться оглушительного успеха, даже если ради этого придется жертвовать питающими отношениями. Идеализированный образ «успешной жизни» способствует тому, что многие обесценивают собственную, неидеальную, но настоящую и наполненную жизнь.
Еще один часто встречающийся тип запросов к психотерапевту, противоположный предыдущему: есть социальный успех, прекрасная карьера, внешне идеальная жизнь с хорошим уровнем достатка, а за всем этим — пустота, потеря смысла, одиночество и скука. Массовые явления дауншифтинга не что иное, как результат разочарования в нарциссических ценностях. Возвращение из дауншифтинга обратно в мегаполисы — показатель того, что и на Гоа, Бали и островах Таиланда не удается заполнить внутреннюю пустоту и обрести корни.
Пример классического нарциссического героя в российском кино — это герой Данилы Козловского в «Духless» и «Духless-2».
Кадр из фильма «Духless». 2012 год
6. Пограничные феномены также не изжили себя. Ситуация существенно стабилизировалась по сравнению с 1990-ми, и тем не менее дисфункциональные отношения, зависимости от наркотических веществ и медикаментов, повсеместное нарушение границ, насилие, расщепление, амбивалентность, неспособность выдерживать близость и находиться в стабильных длительных отношениях как на уровне отдельных людей, так и на уровне всего государства присущи нам и по сей день. Отсутствие стабильного взрослого в период взросления и развития способствует формированию пограничного поля. Идеализация, а затем тотальное обесценивание советской власти (родителя), смена государственного устройства — все это вносит вклад в нынешние пограничные феномены. Пограничные отношения и пограничные герои часто встречаются в русском артхаусе.
Каждому этапу социокультурного развития свойственны свои ценности и подходы к воспитанию детей, что, в свою очередь, отражается на следующих поколениях, когда дети вырастают и строят собственные семьи.
Например, в обществе военного времени (и любом слитом обществе с философией «Только вместе мы можем выжить») воспитание детей основывается на слепом интроективном послушании и пассивном приспособлении (Salonia D., 2017). В нарциссическом обществе воспитание детей нацелено на формирование в них личной независимости и ответственность. В современном текучем обществе упор делается на творческое самовыражение ребенка, принято прислушиваться к его нуждам.
Вместе с тем, учитывая опыт предыдущих эпох, главная психологическая потребность нашего времени не в проявлении агрессии для защиты границ и сепарации от привязанностей, а, наоборот, в поиске корней и глубоких привязанностей, в укоренении в отношения.
Сегодня мы не можем пускать корни, оставаясь на одном месте. Перемещаясь с места на место, мы можем найти свой дом в отношениях с близкими и любимыми людьми. Это дом, который всегда будет с нами.
Здесь важно напомнить тезис о том, что фильм успешен тогда, когда в его основе лежит история, вызывающая резонанс у широкой зрительской аудитории. Для этого необходимо понимать актуальный социокультурный контекст и те ключевые фигуры нашего времени, которые волнуют нынешних зрителей. Хороший фильм вскрывает глубокий пласт конфликтов и переживаний зрителя и дает ему определенную форму этих переживаний.
И тут возможны два подхода: либо фильм предлагает какой-то выход из переживания, либо он просто отражает определенную социально-психологическую проблему.
Например, «Нелюбовь» Звягинцева, как и другие его фильмы, показывает нам немилосердное зеркало, отражающее самые драматические, в чем-то утрированные, стороны нашей жизни. «Нелюбовь убивает», — говорит нам автор через историю своих героев, которые, пройдя все круги ада, в финальных сценах снова повторяют одни и те же ошибки, не сделав никаких выводов из гибели своего сына. Нам показывают чудовищную по силе последствий проблему и оставляют с ощущением вины и безысходности, к изначальному «нелюбовь убивает» добавляя «люди не меняются». По крайней мере, сама история не дает выхода из бездны нелюбви и эмоционального омертвения персонажей. Выход как бы остается за кадром, отдается на откуп зрителям. Цель таких фильмов — не лечить душевные раны, а вскрывать глубокие психологические проблемы общества.
Пример другого подхода — фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны. Не менее драматичный и проблематизирующий, он тем не менее рассказывает историю о возможности глубокой встречи двух абсолютно разных, психологически искореженных людей. В нем заложены, помимо прочих, все те же смыслы: нелюбовь убивает, современный человек одинок, мир депрессивен и полон боли и отчаяния, система не работает и т. д. Вместе с тем фильм несет зрителю и другие послания: люди меняются, очищаясь через страдания; человеку нужен человек; выход из депрессии, отчаяния и одиночества возможен через живой контакт с людьми; человек хорош по своей природе, несмотря на плохие поступки; жизнь продолжается. И речь здесь вовсе не идет о сладкой оптимистичной концовке — в этом фильме не сглажен ни один угол. Все остро, драматично, неоднозначно, противоречиво, психологически выверено и достоверно. Каждый персонаж — живой и настоящий, далеко не идеальный, допускающий кучу ошибок и тем не менее сохраняющий человечность. Героиня Фрэнсис Макдорманд (изломанная, проживающая все стадии горя по убитой дочери) и герой Сэма Рокуэлла (инфантильный, пограничный, потерявший работу, спивающийся) после потрепавшего обоих противостояния делают шаг навстречу друг к другу, объединяясь вокруг вечных человеческих ценностей. Фильм обладает мощным психотерапевтическим эффектом — он возводит мост над пропастью между людьми.
Создавать истории, только вскрывающие глубинные психологические проблемы современного общества или к тому же исцеляющие, — это вопрос ценностей самого автора.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Психология и кино. Сходства
4 минуты
Что общего между психологией и кино? Гораздо больше, чем вы думаете! Продолжайте читать, чтобы узнать больше.
Последнее обновление: 25 февраля, 2020
У психологии и кино много общего. Анклавы связи между двумя дисциплинами еще недостаточно используются. Но как именно связаны психология и кино? Вы можете подумать, что можете ответить на этот вопрос, основываясь, например, на некоторых фильмах, основанных на психологических расстройствах.
Связь между психологией и кинематографом будет постепенно сближаться, как это произошло с гипнозом. Это позволит им пробиться как совместные дисциплины. Как и в случае с гипнозом, к этому виду знаний будет иметь место значительное расширение и интерес.
Психология и кино в XIX веке
И психология, и кино возникли примерно в одно время, в конце XIX века. Очевидно, что изучение человека так же старо, как и сама история мысли. Однако в зарождении научной психологии есть ключевая дата: 1879 год..
В 1879 году Вильгельм Вундт создал первую лабораторию экспериментальной психологии. Затем, 28 декабря 1895 года, братья Люмьер создают серию проецируемых изображений. Если вы не знали, эта веха является источником кино .
Таким образом, конец 19-го и начало 20-го века были временем большого значения, как для области психологии, так и для области кинематографического искусства. На самом деле, вы можете оценить различные психологические теории, не говоря уже об эмоциях, которые они вызывают, во многих фильмах.
Более того, кино также было предшественником определенных моделей поведения, которые психология стремилась изучить. Это потому, что актеры становятся социальными моделями через свои репрезентации. Вы замечали, как много людей восхищаются и следят за жизнью актеров?
Функции психолога в мире кино
Опираясь на потенциал, питающий обе дисциплины, можно рассмотреть, какими могут быть функции психолога в аудиовизуальном мире.
Психологи могут изучить сценарий. Их функция заключалась бы в том, чтобы ориентировать поведение на различные стили личности и психопатологии. Таким образом, психолог мог бы выступать в роли эксперта-консультанта, чтобы показать неискаженную реальность и приблизить ее к обществу, не преувеличивая и не абстрагируя ее.
Еще одной функцией психологов в кино может быть помощь актерам. Ориентируя действия актеров на определенные психопатологии, они могли предотвратить переигрывание. Таким образом, они будут способствовать совершенствованию актерской техники.
Очень важной функцией было бы посредничество в передаче значений. То, что вы наблюдаете, обычно приводит к тому, что вы воспринимаете это как обычное явление или негативно влияет на вас . Это особенно характерно для молодых людей, но встречается и у взрослых.
Например, сколько раз вас удивлял тот факт, что сериалы и фильмы нормализуют неразборчивое или агрессивное поведение? Однако они не показывают вам возможные последствия таких действий.
В связи с этим есть неоднократные примеры копинг-стратегий, основанных на потреблении потенциально вызывающих привыкание веществ из-за их воздействия на систему вознаграждения человека. Люди видят их на большом экране, и последствия сложно определить.
Психолог тоже может быть хорошим кинокритиком. Это потому, что психология является одной из профессий, которые лучше всего понимают поведение человека и расстройства . В любом фильме показаны типы поведения и отношения, которые специалисты в этой области могли бы рассмотреть и прокомментировать.
Как кино изображает область психологии
Кино часто продвигает область психологии. Вспомните Брюса Уиллиса в сериале «Шестое чувство». Однако это также способствовало искажению его производительности. Кинематограф породил множество мифов и неправильных представлений о клинических вмешательствах.
Почти исключительно и вопреки тому, что происходит на большинстве терапевтических сеансов, кино изображает сеансы психоаналитиков в кресле. Это предубеждение в пользу того, как заниматься психологией, не перестает искажать представление общества о клинических процедурах.
Также есть много фильмов, в которых актеры и актрисы играли роли психотерапевтов. В подавляющем большинстве фильмов нет разницы между психиатрией и психологией. Как видите, совпадений между психологией и кинематографом много и они разнообразны.
Это может вас заинтересовать…Психология в кино: разные ракурсы
Психология в кино: разные ракурсы
Брук Дж. Кэннон, доктор философии.
(Из турецкого электронного издания Psinema 2008, выпуск 1.)
Популярные фильмы позволяют нам посетить чужие земли, побывать в чужих мирах, стать свидетелями поведения доисторических животных и дать волю воображению. Фильмы также рассказывают нам об исторических событиях, социально-политических проблемах и бедах человечества, таких как борьба с психическими заболеваниями. Точно так же, как большинство людей никогда лично не побывали в космическом путешествии, но могут совершить виртуальную поездку с помощью волшебства кино, многие получат свое единственное значимое знакомство с психопатологией через персонажей в фильмах. Возьмем, к примеру, лауреатов премии Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль или женскую роль: Джек Николсон, изображающий обсессивно-компульсивное расстройство в фильме «В возрасте 9 лет».0053 Хорошо, как есть ; Джеффри Раш в роли Шизофрении в Shine ; Дастин Хоффман, изображающий аутизм в «Человек дождя »; Хиллари Суонк изображает расстройство гендерной идентичности в «Мальчики не плачут» ; и Николь Кидман, изображающая депрессию в The Hours . Однако не все фильмы изображают психические заболевания с точностью и деликатностью. Точно так же профессиональная практика и этика психологов часто представляются в ложном свете.
Для тех, кто преподает курсы по психопатологии, особенно на уровне бакалавриата, является обычной практикой включать фильмы в свое обучение, часто назначая критический анализ фильмов как часть курса. Мой веб-сайт, www.psychmovies.com, часто посещают студенты, которые ищут фильмы для выполнения таких заданий, поскольку на нем перечислены рекомендуемые фильмы, связанные с психологией. Изначально сайт был разработан для моих собственных студентов, так как я часто ссылаюсь на фильмы в своих лекциях по психопатологии. На протяжении многих лет я по-разному включал фильмы в свое обучение, подходя к фильмам с разных точек зрения.
Увековечивание стигмы – Увековечивание стигмы, связанной с психическим заболеванием, является распространенной жалобой на популярные фильмы. Во многих фильмах ужасов используется концепция «психиатрической лечебницы» и «сумасшедшего». Диссоциативное расстройство личности неоднократно искажается, например, в попытке пошутить в Я, Я и Ирэн или в поворотах сюжета, как в Личность . В 1960-х годах Shock Corridor включало понятие о том, что психически больные женщины становятся нимфоманками и Лилит продвигала теорию о том, что шизофрения может передаваться через кровь. Чтобы рассмотреть концепцию стигмы, студентов можно попросить определить ложные утверждения в фильме, а также рассмотреть влияние фильма на общественное отношение к психическим заболеваниям. Чтение некоторых теорий Томаса Саса о «мифе о психических заболеваниях» способствовало бы рассмотрению стигмы.
Изменение отношения – Фильм может быть очень мощным инструментом для изменения отношения. Например, Лесник – отличный фильм о мужчине, который возвращается в общество после того, как отсидел в тюрьме за сексуальное насилие над детьми. Большинство зрителей после просмотра этого фильма по-другому смотрят на педофилию. Точно так же Boys Don’t Cry эффективно гуманизирует расстройство гендерной идентичности. Чтобы использовать этот подход в классе, учащихся можно спросить об их взглядах на педофилов до и после просмотра Лесник , а также о расстройстве гендерной идентичности до и после просмотра Мальчики не плачут .
Точность изображения – Мои учащиеся должны изучить диагностические критерии Американской психиатрической ассоциации Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, IV-текст, редакция . Задание на съемку фильма может повлечь за собой просмотр фильма и применение этих критериев к героям фильма. В некоторых случаях выявляется расстройство персонажа, например, в A Beautiful Mind , тогда как в других случаях учащийся должен определить лучший диагноз в соответствии с поведением, показанным в фильме. Например, австралийский фильм Ангел за моим столом изображает ненадлежащее лечение в результате неправильного диагноза шизофрении; студентов могут попросить определить соответствующий диагноз. Попытки точно изобразить психические заболевания становятся все более распространенными. Часто «дополнительные функции», доступные на DVD, включают интервью с режиссером фильма и актерами о создании фильма. Например, при создании фильма «Авиатор » Леонардо ДиКаприо проводил время с человеком, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством. Точно так же важная информация была собрана от наблюдения за людьми с умственной отсталостью, чтобы подготовиться к съемкам Я Сэм .
Compare and Contras t — Просмотр нескольких фильмов, повествующих об одном и том же расстройстве, представляет собой интересный способ рассмотреть различные проявления психопатологии, а также различия в изображении психических заболеваний сценаристами и режиссерами. Например, описание шизофрении в A Beautiful Mind было раскритиковано как неточное, особенно потому, что галлюцинации преимущественно визуальные. Это можно сравнить с независимым фильмом Чистый , Выбритый , который довольно эффективно иллюстрирует слуховые галлюцинации. Можно исследовать различные типы и стадии шизофренических расстройств. Революция #9 – потрясающий фильм, изображающий острое начало параноидальной шизофрении. Паук , напротив, иллюстрирует хроническую шизофрению. Блеск позволяет рассматривать шизоаффективное расстройство.
Исторический контекст – Различные фильмы могут быть полезны при обучении истории лечения психических заболеваний. Классический фильм Бедлам иллюстрирует бесчеловечное обращение с тяжелыми психически больными в 18 веке в Англии, которое можно противопоставить лечению депрессии высшего класса в ту же эпоху путем «купирования» в Опасные связи . Змеиная яма изображает лечение в середине 20-го века, теперь добавляя компоненты ледяных ванн, инсулиновой комы и электрошоковой терапии.
Профессиональная этика – К сожалению, это редкий фильм, в котором специалисты по психическому здоровью показаны в положительном этическом свете. Обычные люди , Бесстрашный и Змеиная яма у всех есть психотерапевты, действия которых соответствуют действительности. В других фильмах психотерапевты, как правило, пересекают границы, завязывая романтические отношения со своими пациентами ( Мистер Джонс , Блаженство ) или их родственниками ( Принц приливов , Окончательный анализ ). Самый широкий спектр нарушений профессиональной этики в кино смотрите в сериале «Проанализируй это » .
Рекомендации по лечению – При обучении лечению психопатологии учащимся может быть предложено разработать план лечения для персонажа фильма. Как можно лечить различные проявления депрессии в часах ? Сработает ли одно и то же лечение для всех трех женщин в фильме?
В заключение, есть несколько разных точек зрения на психологию в кино. Каждый из этих подходов можно превратить в классное задание или в качестве новой перспективы для собственного удовольствия от просмотра фильмов.