Классификация возрастных периодов по гундобину – Периоды детского возраста.

Содержание

Презентация на тему: Классификация возрастных периодов по Н.П. Гундобину Российский государственный

Классификация возрастных периодов по Н.П. Гундобину Российский государственный педагогический университет им. Герцена Факультет безопасности жизнедеятельности Выполнила: Студентка 3 курса 3 группы Горицкая Ксения Санкт-Петербург 2014 г.

. В 1885 окончил Московский университет и был оставлен ординатором в клинике детских болезней; В 1888 переехал в Петербург. где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина; В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Поставил своей задачей обосновать педиатрическую деятельность точным знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма. В 1906 опубликовал капитальный труд «Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней«, который в течение многих лет служил основным руководством по педиатрии, представляя передовое научное течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами Николай Петрович Гундобин (15 сент. 1860 — 1908) Русский врач-педиатр В своих работах Николай Петрович подчеркивал необходимость связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский врач должен быть воспитателем. Врач был одним из основателей (вместе с Н. А. Русских) «Союза борьбы с детской смертностью в России», председателем школьного отдела «Общества охранения народного здравия».

Возрастная периодизация  — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация именно Н. П. Гундобина. В основу ее положены биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды: период новорожденности; грудной возраст; период молочных зубов; период старшего детства; период полового созревания.

Резкое изменение условий жизни заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей. Ткани отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы,но любое повреждение заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.  Инфекционные заболевания, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. В первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон. Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.

Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Пропорции тела заметно меняются. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений. В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает. У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма.

В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе. Школьные годы — это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней. Ведущая деятельность — учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.

slide-share.ru

О возрастной периодизации человека — Раннее развитие

 

 

Что такое «возрастная периодизация человека»?

 

Возрастная периодизация — это установление в обществе возрастных границ для каждого этапа в жизни человека (с рождения и до старости).

Периодизацией возрастных периодов в жизни человека занимались многие исследователи (более подробную информацию можно прочитать чуть ниже в данной статье).

Предлагаем кратко рассмотреть основные жизненные периоды по Д.Б.Эльконину. В настоящее время периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.


Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

 

Что такое «раннее детство»


Давайте более подробно рассмотрим этап «раннего детства» — с рождения до 3  лет, какие возрастные особенности относятся к каждому из периодов.

Раннее детство — это возрастной период ребёнка с рождения до 3 лет.

 
    Период раннего детства:
     
    — младенчество
(с рождения до 1 года)
  — ранний возраст
(1 — 3 года)
         
Ведущий
вид
деятельности:
  — эмоциональное общение
со взрослым
 
— предметно — манипулятивная деятельность
         
Чему учится
малыш:
 
 

— общению с близкими людьми
(появление улыбки)


— узнаванию своих родителей
(оживление при их появлении)
 

— умению отличать
знакомых людей от незнакомых


— чувству привязанности
к близким для ребёнка людям

 

— с интересом выполнять 
различные манипуляции с предметами,
не имея при этом конкретной цели 
(в отличие от сюжетно-ролевой игры)


— знакомству с предметами,
выделению их качеств, свойств,
признаков, таким образом развивая восприятие

— запоминанию предметов,
развитию умения действовать с ними
и их названиями,
развитию памяти и речи

         
Возможный кризис при переходе малыша с одного этапа на другой
   
кризис новорождённости   кризис 1 года   кризис 3 лет


Кризис — это закономерный и жизненный этап в жизни малыша, когда отмечаются большие изменения в поведении, развитии ребёнка. Идёт как бы переход ребёнка с одного этапа на другой.

Каждый кризис сопровождается появлением:

  • упрямства,

  • непослушания,

  • капризов,

  • эмоциональной возбудимостью,

  • стремлению манипулировать родителями,

  • резким всплеском самостоятельности малыша, которые он очень ярко проявляет и они очень заметны для окружающих.

 

 Более подробно о возрастной периодизации человека…


Рассмотрим некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:


Периодизация Н.П.Гундобина

Широко распространена периодизация русского педиатра — Н.П.Гундобина, создателя петербургской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей:

  • период внутриутробного развития

  • период новорожденности (2 — 3 недели)

  • период грудного возраста (до 1 года)

  • преддошкольный (1 — 3 года)

  • дошкольный возраст (3 — 7 лет, период молочных зубов)

  • младший школьный возраст (7 — 12 лет)

  • средний (подростковый) возраст (12 — 15 лет)

  • старший школьный (юношеский) возраст (14 — 18 лет у девочек, с 15-16 до 19-20 лет у мальчиков)

 

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)

  • младенческий возраст (до 1 года)

  • кризис 1 года

  • раннее детство (1-3 года)

  • кризис 3 лет

  • дошкольный возраст (3-7 лет)

  • кризис 7 лет

  • школьный возраст (7-13 лет)

  • кризис 13 лет

  • пубертатный возраст (13-17 лет)

  • кризис 17 лет


Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

 

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)

  • Раннее детство (1 — 3 лет)

  • Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)

  • Школьный возраст (7-8 — 12 лет)

  • Юность (13 — 19 лет)

  • Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста

  • Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а дети становятся подростками

  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

 

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

 

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[10]:

Возрастные периоды у детей:

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года

  • Раннее детство: 1-3 года

  • Дошкольный возраст: 3 года — 6-7 лет

  • Младший школьный возраст: 6-7 — 10/12 лет

  • Подростковый период:

Возрастные периоды взрослого человека

 

  • Юношеский период

  • Зрелый возраст (1 период)

  • Зрелый возраст (2 период)

  • Пожилой возраст: 55/60 — 75 лет

  • Старческий возраст: 75 — 90 лет

  • Долгожители — 90 лет и более

Источник информации:

www.sovenok-baby.ru

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1— фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2— фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2— дошкольный возраст (период посещения детского сада) .

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3—4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденное™ до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6—7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфици-рования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств, У детей младшего школьного возраста (7— 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться -интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

studfile.net

Периоды детского возраста.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра пропедевтики детских болезней

Кафедра нормальной физиологии

 

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Методические рекомендации для студентов

 

 

Чита

 

УДК

ББК

Здоровый ребёнок. Методические рекомендации для студентов / Сост.Б.И. Кузник, О.Г. Максимова, Л.Б. Маюн, И. И. Петрухина, Н.Л. Потапова, Е.П. Батаева, Н.В. Левченко – Чита: ИИЦ ГОУ ВПО ЧГМА, 2008. – 169 с.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой учебной «Программой по детским болез­ням» для студентов педиатрических факультетов высших учебных заведений. — Моск­ва, ГОУ ВУНМЦ, 2000. В настоящем учебном пособии излагаются современные взгляды на морфологические и функциональные особенности детей в разные возрастные периоды, закономерности роста и развития, методы оценки состояния здоровья ребёнка. В книге даны морфо-функциональные константы, лабораторные и инструментальные показатели детей разного возраста. Книга предназначена для студентов педиатрического факультета.

 

Табл.: 57. Ил.: 4. Библиограф.: 26

Рецензенты: зав. кафедрой педиатрии, профессор д.м.н. Гаймоленко И.Н., зав. кафедрой детской хирургии, доцент, к.м.н. Гаймоленко С.Г.

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие 4

Введение 6

Глава 1. Физическое развитие 8

Глава 2. Нервно-психическое развитие 24

Глава 3. Кожа, подкожно-жировая клетчатка, лимфатическая система

у детей и подростков 32

Глава 4. Костная и мышечная система у детей и подростков 45

Глава 5. Органы дыхания у детей и подростков 56

Глава 6. Органы кровообращения у детей и подростков 67

Глава 7. Пищеварительная система у детей и подростков 78

Глава 8. Система кроветворения и гемостаза 91

Глава 9. Мочевыделительная система 116

Глава 10. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков 126

Заключение 134

Рекомендуемая литература 135

Приложение 137

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Основоположник отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкий ещё в начале ХIХ века писал: «Ребёнок – это не взрослый в миниатюре. Каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная ребёнку, иная старцу». Организм ребёнка отличается от взрослого рядом особенностей. Во-первых, органы и системы имеют морфологическую и функциональную незрелость по отношению к взрослому состоянию. Ребёнок – это не просто «маленький человек». Даже при внешнем осмотре обращают на себя внимание отличительные пропорции тела и другие признаки. Чем младше малыш, тем больше он не похож на взрослого человека. Наиболее выражены отличительные особенности в первые 3 года жизни. Во-вторых, ребёнок постоянно растет и развивается до перехода во взрослое состояние, причем интенсивность процессов роста и развития наиболее велика в раннем возрасте. Сочетание относительной морфо-функциональной незрелости и интенсивности роста и развития делают детский организм высоко чувствительным к факторам внешней среды. Наконец, жизнедеятельность, рост, развитие, состояние здоровья ребёнка зависит от взрослого, причем, чем младше ребёнок, тем данная зависимость теснее.

Цельюкурса «Здоровый ребёнок» является изучение морфо-функциональных показателей детей разных периодов развития и освоение методики исследования ребёнка с учетом его возрастных особенностей. Закончив изучение данного раздела, студенты должны научиться оценивать состояние здоровья детей, проведя их полное или комплексное обследование, найти отклонения в развитии ребёнка.

Исходный уровень знаний (основ молекулярной и клинической генетики, морфологии и функции органов и систем здорового человека, эмбриологии, биохимических процессов в организме, понятия о микробиоценозе) студенты получают на базовых кафедрах: биологии, анатомии человека, нормальной физиологии, гистологии, биоорганической химии, микробиологии.

С особенностями детского организма связаны особенности детской патологии, проявляющиеся разной структурой и течением болезней. Например, некоторые заболевания наблюдаются исключительно в грудном или раннем возраста (витамин Д дефицитный рахит). В то же время до 7 лет дети практически не болеют ревматической лихорадкой. Острое инфекционное заболевание у младенцев протекает с тяжёлой интоксикацией, нередко осложняясь инфекционно-токсическим шоком, поражением нервной системы. В детском возрасте крайне редко встречаются инфаркты миокарда и, как правило, у пациентов с наследственной предрасположенностью к нарушению гемокоагуляции.

Поэтому для изучения течения, диагностики, лечения, профилактики детских заболеваний, необходимо хорошо знать возрастные особенности детского организма в разные периоды его развития. Вместе с тем, давая оценку состояния здоровья детей, необходимо учитывать региональные особенности.

Согласно учебному плану и рабочей программы на обучение студентов педиатрического факультета данному разделу пропедевтики детских болезней отводится 18 часов лекций и 68 часов практических занятий.

Настоящие методические рекомендации «Здоровый ребёнок», переизданные и дополненные, предназначены для самостоятельной подготовки студентов во внеучебное время, а также при курации детей на практическом занятии. В пособие внесены отдельные функциональные показатели, определённые для нашего региона.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача педиатра — обеспечение гармоничного развития и оптимального состояния здоровья во все периоды жизни детей. Что же такое периоды детского возраста? Первая периодизация жизни детей, положенная в основу современной классификации, сделана Н.П. Гундобиным в 1906 году. Под биологическим периодом жизни человека понимают этап развития, отличающийся определенными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Выделяют три периода жизни человека: подготовительный, внутриутробного и внеутробного развития.

Периоды детского возраста.

I. Подготовительный период – подготовка биологических родителей к зачатию.

1. Этап формирования генотипа и фенотипа здоровья будущих родителей.

2. Этап формирования соматического и репродуктивного здоровья родителей.

3. Предконцепционный этап.

II. Период внутриутробного развития, продолжительностью от зачатия 280 дней.

1. Фаза эмбрионального (зародышевого) развития, характеризующаяся питанием эмбриона из зародышевого мешка, закладкой и формированием всех органов и систем.

2. Фаза плацентарного (фетального, плодового) развития – с третьего месяца внутриутробного развития до рождения ребёнка. Характеризуется данная фаза наличием фетоплацентарного кровообращения, обеспечивающего жизнедеятельность плода.

А. Ранний фетальный период – 9 – 28 недель.

Б. Поздний фетальный период – с 28 недель до рождения. С 28 недели жизни плод считается жизнеспособным.

III. Период внеутробного развития.

1. Неонатальный (новорождённости) период.

А. Ранний неонатальный период – первые 7 дней жизни.

Б. Поздний неонатальный период.

2. Период грудного (младенческого) возраста.

3. Период раннего (преддошкольного) возраста.

4. Период дошкольного возраста.

5. Период младшего школьного (препубертатного) возраста.

6. Период старшего школьного (пубертатного, полового созревания) возраста.

Краткая характеристика каждого периода внеутробной жизни представлена в таблице 1.

Таблица 1


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Введение в педиатрию Периоды детского возраста

Уральская государственная медицинская академия

Кафедра педиатрии Профессор Зеленцова В.Л.

История отечественной педиатрии

Педиатрия, как самостоятельная дисциплина в России

Первая детская

XIX век

Вторая детская

больница в России

больница в России

 

Третья детская

 

больница в России

 

1834 г., Санкт-Петербург

 

1842 г., Москва

Николаевская больница

 

Малой Бронной улице

(позднее детская

 

(позднее детская

больница им. Н.Ф.

 

больница им. Н.Ф.

Филатова)

 

Филатова)

1844 г., Санкт-Петербург Елизаветинская больница

(позднее детская больница им. Л. Пастера)

История отечественной педиатрии

Первая детская больница, построенная по специальной программе К.А. Раухфуса

Больница принца

30 сентября

П.Г. Ольденбургского

1869 г.

Главный врач Карл Андреевич Раухфус (1869-1908 г.г.)

Ныне Детская больница №19 им. К.А. Раухфуса

История отечественной педиатрии

Детская больница св. Владимира, Москва, 1876 г.

(ныне Владимирская детская больница)

К началу XX века в России было 25 детских больниц

Основоположник педиатрии в России

Хотовицкий Степан Фомич (1796 г.- 1885 г.)

Первое в России руководство по педиатрии – «Педиятрика» (СПб., 1847 г., 858 с.)

Впервые в высшей школе России читал систематический курс детских болезней

(физиология и патология детей, детские инфекции) 1836 г.

Традиции в методике преподавания — единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного

Педиатрия изучает:

закономерности развития детей

причины и механизмы развития заболеваний

методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний

Анатомо-физиологические особенности организма ребенка

Пропедевтика детских болезней

Методические приемы

Семиотика поражений

по обследованию здорового

органов и систем

и больного ребенка

 

Аспекты диагностики

Симптомодиагностика (умение применить метод исследования и выявить отклонение от возрастной нормы)

Синдромодиагностика

(констатация патологической связи между несколькими симптомами заболевания)

Классификация возрастных

периодов (Гундобин Николай Петрович, 1906 г.)

I

подготовительный

II внутриутробного развития

III постнатальный

I.Подготовительный период

Период формирования наследственности

Период формирования соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей (формирование родительских гамет)

Предконцепционный период (2-4 месяца)

studfile.net

Периоды детского возраста

В течение своего роста организм ребенка проходит определенные этапы развития. В каждом периоде функции организма совершенствуются, и эта динамика развития органов и систем прослеживается вплоть до достижения «взрослого» состояния.

Каждый этап развития – напр., новорожденности или период молочных зубов – имеет свои потребности, которые необходимо адекватно и грамотно удовлетворить, чтобы ребенок рос здоровым. Только если жизненно важные потребности удовлетворены ( ребенок выспавшийся, накормленный, чистый), будут возникать новые потребности — ребенок захочет приобретать знания, умения, навыки, появиться желание общаться, играть, двигаться. Даже небольшие погрешности в уходе за ребенком, в его питании, температурном режиме могут повлиять на здоровье ребенка, особенно на ранних тапах его развития.

Мы рассмотрим каждый период и выясним, какие потребности для данного периода наиболее важны, как их правильно удовлетворять. Для того чтобы грамотно подходить к этому вопросу надо не только иметь общее представление о каждом возрастном периоде, но и более детально подойти к нему. Даже состояние иммунной системы и предрасположенность к тем или иным заболеваниям на каждом этапе развития будет отличаться.

Конечно, деление на этапы очень условно, провести четкую грань между ними нельзя, но все-таки для каждого возрастного периода характерны свои анатомические, психологические и физиологические особенности. В каждом возрасте прослеживаются определенные  закономерности психомоторного и социального развития.   

Классификация периодов детского возраста: 

I. Период внутриутробного (антенатального) развития:

     1—фаза эмбриона или эмбрионального развития (от момента зачатия до 3-х месяцев),

     2—фаза плода или фаза плацентарного развития (от 3-х месяцев внутриутробного развития до рождения).

II. Интранатальный период ( период от начала родов до рождения ребенка)

III. Внеутробный период:

1. Период новорожденности – от рождения до 4-х недель:

  • от рождения до 7 дней – ранний неонатальный период,
  • от 7 дней до 28 дней – поздний неонатальный период.

2. Период грудного возраста (период младенчества или младший ясельный возраст) – от 4 недель до 12 месяцев

3. Период молочных зубов:

  • преддошкольный возраст (старший ясельный возраст) – от 1 до 3-х лет,
  • дошкольный возраст (период посещения детского сада) – от 3-х до 6-7 лет

4. Период отрочества (младший школьный возраст) – от 6-7 до 12 лет,

5. Период полового созревания (старший школьный возраст) – от 12 до 15 лет,

6. Юношеский возраст – от 16 до 20 лет

На протяжении всего развития дети приобретают как положительный, так и отрицательный жизненный опыт.

Так, в периоде грудного возраста, когда у ребенка основные потребности удовлетворены, у него появляется чувство доверия, они ощущают, что рядом с мамой им безопасно и комфортно. Если забота осуществляется разными лицами и неполноценно, у него появляется страх, недоумение.

В периоде до 3-х лет дети учатся контролировать функции кишечника, мочевого пузыря, учатся быть самостоятельными. Если чрезмерно их опекать, у ребенка в дальнейшем появится страх неуверенности.

Если дошкольников ограничивать в играх у них может появиться безразличие и отсутствие интереса к новому. Ограничение общения со сверстниками в школьном возрасте может повлиять на самооценку ребенка как личности.

Более подробно мы остановимся на каждом периоде в соответствующей статье.

www.wp-german-pediatria.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о