Классификация возрастных периодов по гундобину – Периоды детского возраста.

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1— фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2— фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2— дошкольный возраст (период посещения детского сада) .

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3—4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплаз-моз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденное™ до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6—7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфици-рования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств, У детей младшего школьного возраста (7— 11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться -интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17—18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

studfiles.net

О возрастной периодизации человека — Раннее развитие

 

 

Что такое «возрастная периодизация человека»?

 

Возрастная периодизация — это установление в обществе возрастных границ для каждого этапа в жизни человека (с рождения и до старости).

Периодизацией возрастных периодов в жизни человека занимались многие исследователи (более подробную информацию можно прочитать чуть ниже в данной статье).

Предлагаем кратко рассмотреть основные жизненные периоды по Д.Б.Эльконину. В настоящее время периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.


Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

 

Что такое «раннее детство»


Давайте более подробно рассмотрим этап «раннего детства» — с рождения до 3  лет, какие возрастные особенности относятся к каждому из периодов.

Раннее детство — это возрастной период ребёнка с рождения до 3 лет.

 
  Период раннего детства:
   
  — младенчество
(с рождения до 1 года)
 — ранний возраст
(1 — 3 года)
     
Ведущий
вид
деятельности:
 — эмоциональное общение
со взрослым
 — предметно — манипулятивная деятельность
     
Чему учится
малыш:
 
 

— общению с близкими людьми
(появление улыбки)


— узнаванию своих родителей
(оживление при их появлении)
 

— умению отличать
знакомых людей от незнакомых


— чувству привязанности
к близким для ребёнка людям

 

— с интересом выполнять 
различные манипуляции с предметами,
не имея при этом конкретной цели 
(в отличие от сюжетно-ролевой игры)


— знакомству с предметами,
выделению их качеств, свойств,
признаков, таким образом развивая восприятие

— запоминанию предметов,
развитию умения действовать с ними
и их названиями,
развитию памяти и речи

     
Возможный кризис при переходе малыша с одного этапа на другой
  
кризис новорождённости кризис 1 года кризис 3 лет


Кризис — это закономерный и жизненный этап в жизни малыша, когда отмечаются большие изменения в поведении, развитии ребёнка. Идёт как бы переход ребёнка с одного этапа на другой.

Каждый кризис сопровождается появлением:

  • упрямства,

  • непослушания,

  • капризов,

  • эмоциональной возбудимостью,

  • стремлению манипулировать родителями,

  • резким всплеском самостоятельности малыша, которые он очень ярко проявляет и они очень заметны для окружающих.

 

 Более подробно о возрастной периодизации человека…


Рассмотрим некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:


Периодизация Н.П.Гундобина

Широко распространена периодизация русского педиатра — Н.П.Гундобина, создателя петербургской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей:

  • период внутриутробного развития

  • период новорожденности (2 — 3 недели)

  • период грудного возраста (до 1 года)

  • преддошкольный (1 — 3 года)

  • дошкольный возраст (3 — 7 лет, период молочных зубов)

  • младший школьный возраст (7 — 12 лет)

  • средний (подростковый) возраст (12 — 15 лет)

  • старший школьный (юношеский) возраст (14 — 18 лет у девочек, с 15-16 до 19-20 лет у мальчиков)

 

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)

  • младенческий возраст (до 1 года)

  • кризис 1 года

  • раннее детство (1-3 года)

  • кризис 3 лет

  • дошкольный возраст (3-7 лет)

  • кризис 7 лет

  • школьный возраст (7-13 лет)

  • кризис 13 лет

  • пубертатный возраст (13-17 лет)

  • кризис 17 лет


Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

 

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)

  • Раннее детство (1 — 3 лет)

  • Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)

  • Школьный возраст (7-8 — 12 лет)

  • Юность (13 — 19 лет)

  • Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста

  • Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а дети становятся подростками

  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

 

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

 

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[10]:

Возрастные периоды у детей:

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года

  • Раннее детство: 1-3 года

  • Дошкольный возраст: 3 года — 6-7 лет

  • Младший школьный возраст: 6-7 — 10/12 лет

  • Подростковый период:

Возрастные периоды взрослого человека

 

  • Юношеский период

  • Зрелый возраст (1 период)

  • Зрелый возраст (2 период)

  • Пожилой возраст: 55/60 — 75 лет

  • Старческий возраст: 75 — 90 лет

  • Долгожители — 90 лет и более

Источник информации:

www.sovenok-baby.ru

Периоды детского возраста

В течение своего роста организм ребенка проходит определенные этапы развития. В каждом периоде функции организма совершенствуются, и эта динамика развития органов и систем прослеживается вплоть до достижения «взрослого» состояния.

Каждый этап развития – напр., новорожденности или период молочных зубов – имеет свои потребности, которые необходимо адекватно и грамотно удовлетворить, чтобы ребенок рос здоровым. Только если жизненно важные потребности удовлетворены ( ребенок выспавшийся, накормленный, чистый), будут возникать новые потребности — ребенок захочет приобретать знания, умения, навыки, появиться желание общаться, играть, двигаться. Даже небольшие погрешности в уходе за ребенком, в его питании, температурном режиме могут повлиять на здоровье ребенка, особенно на ранних тапах его развития.

Мы рассмотрим каждый период и выясним, какие потребности для данного периода наиболее важны, как их правильно удовлетворять. Для того чтобы грамотно подходить к этому вопросу надо не только иметь общее представление о каждом возрастном периоде, но и более детально подойти к нему. Даже состояние иммунной системы и предрасположенность к тем или иным заболеваниям на каждом этапе развития будет отличаться.

Конечно, деление на этапы очень условно, провести четкую грань между ними нельзя, но все-таки для каждого возрастного периода характерны свои анатомические, психологические и физиологические особенности. В каждом возрасте прослеживаются определенные  закономерности психомоторного и социального развития.   

Классификация периодов детского возраста: 

I. Период внутриутробного (антенатального) развития:

     1—фаза эмбриона или эмбрионального развития (от момента зачатия до 3-х месяцев),

     2—фаза плода или фаза плацентарного развития (от 3-х месяцев внутриутробного развития до рождения).

II. Интранатальный период ( период от начала родов до рождения ребенка)

III. Внеутробный период:

1. Период новорожденности – от рождения до 4-х недель:

  • от рождения до 7 дней – ранний неонатальный период,
  • от 7 дней до 28 дней – поздний неонатальный период.

2. Период грудного возраста (период младенчества или младший ясельный возраст) – от 4 недель до 12 месяцев

3. Период молочных зубов:

  • преддошкольный возраст (старший ясельный возраст) – от 1 до 3-х лет,
  • дошкольный возраст (период посещения детского сада) – от 3-х до 6-7 лет

4. Период отрочества (младший школьный возраст) – от 6-7 до 12 лет,

5. Период полового созревания (старший школьный возраст) – от 12 до 15 лет,

6. Юношеский возраст – от 16 до 20 лет

На протяжении всего развития дети приобретают как положительный, так и отрицательный жизненный опыт.

Так, в периоде грудного возраста, когда у ребенка основные потребности удовлетворены, у него появляется чувство доверия, они ощущают, что рядом с мамой им безопасно и комфортно. Если забота осуществляется разными лицами и неполноценно, у него появляется страх, недоумение.

В периоде до 3-х лет дети учатся контролировать функции кишечника, мочевого пузыря, учатся быть самостоятельными. Если чрезмерно их опекать, у ребенка в дальнейшем появится страх неуверенности.

Если дошкольников ограничивать в играх у них может появиться безразличие и отсутствие интереса к новому. Ограничение общения со сверстниками в школьном возрасте может повлиять на самооценку ребенка как личности.

Более подробно мы остановимся на каждом периоде в соответствующей статье.

www.wp-german-pediatria.ru

Периоды детского возраста.

Поиск Лекций

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра пропедевтики детских болезней

Кафедра нормальной физиологии

 

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

Методические рекомендации для студентов

 

 

Чита

 

УДК

ББК

Здоровый ребёнок. Методические рекомендации для студентов / Сост.Б.И. Кузник, О.Г. Максимова, Л.Б. Маюн, И. И. Петрухина, Н.Л. Потапова, Е.П. Батаева, Н.В. Левченко – Чита: ИИЦ ГОУ ВПО ЧГМА, 2008. – 169 с.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой учебной «Программой по детским болез­ням» для студентов педиатрических факультетов высших учебных заведений. — Моск­ва, ГОУ ВУНМЦ, 2000. В настоящем учебном пособии излагаются современные взгляды на морфологические и функциональные особенности детей в разные возрастные периоды, закономерности роста и развития, методы оценки состояния здоровья ребёнка. В книге даны морфо-функциональные константы, лабораторные и инструментальные показатели детей разного возраста. Книга предназначена для студентов педиатрического факультета.

 

Табл.: 57. Ил.: 4. Библиограф.: 26

Рецензенты: зав. кафедрой педиатрии, профессор д.м.н. Гаймоленко И.Н., зав. кафедрой детской хирургии, доцент, к.м.н. Гаймоленко С.Г.

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие 4

Введение 6

Глава 1. Физическое развитие 8

Глава 2. Нервно-психическое развитие 24

Глава 3. Кожа, подкожно-жировая клетчатка, лимфатическая система

у детей и подростков 32

Глава 4. Костная и мышечная система у детей и подростков 45

Глава 5. Органы дыхания у детей и подростков 56

Глава 6. Органы кровообращения у детей и подростков 67

Глава 7. Пищеварительная система у детей и подростков 78

Глава 8. Система кроветворения и гемостаза 91

Глава 9. Мочевыделительная система 116

Глава 10. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков 126

Заключение 134

Рекомендуемая литература 135

Приложение 137

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Основоположник отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкий ещё в начале ХIХ века писал: «Ребёнок – это не взрослый в миниатюре. Каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная ребёнку, иная старцу». Организм ребёнка отличается от взрослого рядом особенностей. Во-первых, органы и системы имеют морфологическую и функциональную незрелость по отношению к взрослому состоянию. Ребёнок – это не просто «маленький человек». Даже при внешнем осмотре обращают на себя внимание отличительные пропорции тела и другие признаки. Чем младше малыш, тем больше он не похож на взрослого человека. Наиболее выражены отличительные особенности в первые 3 года жизни. Во-вторых, ребёнок постоянно растет и развивается до перехода во взрослое состояние, причем интенсивность процессов роста и развития наиболее велика в раннем возрасте. Сочетание относительной морфо-функциональной незрелости и интенсивности роста и развития делают детский организм высоко чувствительным к факторам внешней среды. Наконец, жизнедеятельность, рост, развитие, состояние здоровья ребёнка зависит от взрослого, причем, чем младше ребёнок, тем данная зависимость теснее.

Цельюкурса «Здоровый ребёнок» является изучение морфо-функциональных показателей детей разных периодов развития и освоение методики исследования ребёнка с учетом его возрастных особенностей. Закончив изучение данного раздела, студенты должны научиться оценивать состояние здоровья детей, проведя их полное или комплексное обследование, найти отклонения в развитии ребёнка.

Исходный уровень знаний (основ молекулярной и клинической генетики, морфологии и функции органов и систем здорового человека, эмбриологии, биохимических процессов в организме, понятия о микробиоценозе) студенты получают на базовых кафедрах: биологии, анатомии человека, нормальной физиологии, гистологии, биоорганической химии, микробиологии.

С особенностями детского организма связаны особенности детской патологии, проявляющиеся разной структурой и течением болезней. Например, некоторые заболевания наблюдаются исключительно в грудном или раннем возраста (витамин Д дефицитный рахит). В то же время до 7 лет дети практически не болеют ревматической лихорадкой. Острое инфекционное заболевание у младенцев протекает с тяжёлой интоксикацией, нередко осложняясь инфекционно-токсическим шоком, поражением нервной системы. В детском возрасте крайне редко встречаются инфаркты миокарда и, как правило, у пациентов с наследственной предрасположенностью к нарушению гемокоагуляции.

Поэтому для изучения течения, диагностики, лечения, профилактики детских заболеваний, необходимо хорошо знать возрастные особенности детского организма в разные периоды его развития. Вместе с тем, давая оценку состояния здоровья детей, необходимо учитывать региональные особенности.

Согласно учебному плану и рабочей программы на обучение студентов педиатрического факультета данному разделу пропедевтики детских болезней отводится 18 часов лекций и 68 часов практических занятий.

Настоящие методические рекомендации «Здоровый ребёнок», переизданные и дополненные, предназначены для самостоятельной подготовки студентов во внеучебное время, а также при курации детей на практическом занятии. В пособие внесены отдельные функциональные показатели, определённые для нашего региона.

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача педиатра — обеспечение гармоничного развития и оптимального состояния здоровья во все периоды жизни детей. Что же такое периоды детского возраста? Первая периодизация жизни детей, положенная в основу современной классификации, сделана Н.П. Гундобиным в 1906 году. Под биологическим периодом жизни человека понимают этап развития, отличающийся определенными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Выделяют три периода жизни человека: подготовительный, внутриутробного и внеутробного развития.

Периоды детского возраста.

I. Подготовительный период – подготовка биологических родителей к зачатию.

1. Этап формирования генотипа и фенотипа здоровья будущих родителей.

2. Этап формирования соматического и репродуктивного здоровья родителей.

3. Предконцепционный этап.

II. Период внутриутробного развития, продолжительностью от зачатия 280 дней.

1. Фаза эмбрионального (зародышевого) развития, характеризующаяся питанием эмбриона из зародышевого мешка, закладкой и формированием всех органов и систем.

2. Фаза плацентарного (фетального, плодового) развития – с третьего месяца внутриутробного развития до рождения ребёнка. Характеризуется данная фаза наличием фетоплацентарного кровообращения, обеспечивающего жизнедеятельность плода.

А. Ранний фетальный период – 9 – 28 недель.

Б. Поздний фетальный период – с 28 недель до рождения. С 28 недели жизни плод считается жизнеспособным.

III. Период внеутробного развития.

1. Неонатальный (новорождённости) период.

А. Ранний неонатальный период – первые 7 дней жизни.

Б. Поздний неонатальный период.

2. Период грудного (младенческого) возраста.

3. Период раннего (преддошкольного) возраста.

4. Период дошкольного возраста.

5. Период младшего школьного (препубертатного) возраста.

6. Период старшего школьного (пубертатного, полового созревания) возраста.

Краткая характеристика каждого периода внеутробной жизни представлена в таблице 1.

Таблица 1


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Периоды детского возраста

В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологические особенности, отличающие его от взрослого человека.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого идет становление основных функций органов и систем.

Условно в педиатрии принято различать шесть периодов детского возраста:

1. Новорожденность (с рождения до 28 дней).

2. Грудной (с 28 дней до 1 года).

3. Младенческий, ранний детский, ясельный, преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

5. Младший школьный (от 7 до 11 лет).

6. Старший школьный (от 12 до 17-18 лет).

В свою очередь, период новорожденное подразделяют на два этапа. Первый этап начинается с перевязки пуповины и длится 168 часов (7 дней), второй этап — с 8-го по 28-й день. На первом этапе (раннем неонатальном) происходит приспособление ребенка к изменившимся условиям среды, затрагивающее все системы и органы. Для обеспечения его жизнедеятельности в этот период прежде всего необходимо становление дыхательной функции. Внутриутробное питание и дыхание плода осуществляются за счет плаценты. После рождения происходит закрытие главных коммуникаций и начинают функционировать малый круг кровообращения, налаживается энтеральное питание молоком матери. С молоком в организм ребенка поступает адекватное количество белков, жиров, углеводов и других веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Интенсивно начинает функционировать система пищеварения. Терморегуляция у новорожденного несовершенна и созревает постепенно, что требует в первые дни жизни создания для ребенка особого температурного режима. Физиологические функции организма новорожденного находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд явлений, называемых кризами новорожденного, которые существенно влияют на состояние и даже выживаемость ребенка. Это, в первую очередь, гормональный криз из-за нарушений взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка после родового стресса. Он проявляется катаром кожи, желтухой, мочекислым инфарктом, потерей массы тела и др.

На 3-4-й день после рождения отпадает остаток пуповины, а к 6-7-му дню происходит стабилизация всех параметров жизнедеятельности, и ребенка выписывают из роддома домой. Длительность становления функции приспособления к домашним условиям занимает 1 месяц. Учитывая важность этого периода, медицинскому работнику необходимо контролировать (один раз в неделю) состояние новорожденного, оценивая его физическое, нервно-психическое развитие, характер питания и функцию жизненно важных органов. В период грудного возраста у ребенка интенсивно развиваются органы и системы, в связи с этим растет потребность в строительном и энергетическом материале. Количество грудного молока, потребляемое ребенком, постепенно увеличивается. Достаточность потребления молока контролируется ежемесячной прибавкой массы тела ребенка. Система пищеварения грудного ребенка максимально приспособлена к усвоению материнского молока. В настоящее время сложилась четкая концепция естественного, смешанного и искусственного вскармливания.

По мере роста ребенка происходит совершенствование центральной нервной системы, критерием оценки которой является становление статических и моторных функций, а также развитие второй сигнальной системы.

Прорезывание зубов обычно происходит после 6 месяцев, а к году жевательный аппарат ребенка готов к смене характера питании (введение в рацион каш, овощей, мяса).

После первого года жизни наступает период, который в педиатрии имеет несколько названий: младенческий, ранний детский, дошкольный, ясельный возраст. Продолжается этот возраст до трех лет. В этот период ребенок отвыкает от грудного молока, его рацион все больше пополняется разнообразными продуктами питания.

К году ребенок обычно знает около 10 слов и хорошо владеет сенсорной речью, статомоторными функциями. К трем годам большинство детей значительно пополняют свой словарный запас, овладевают фразовой речью, в которой появляются личные местоимения. Совершенствуется координация моторной деятельности, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

После трех лет ребенок вступает в дошкольный период, начинает осознавать себя личностью. Это определяет особенности поведения. В этот период должно быть начато воспитание ребенка как личности, с учетом половой принадлежности. На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование координации движений, что очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Все анатомо-физиологические параметры органов и систем ребенка приближаются в своем формировании к взрослому человеку в следующем возрастном периоде — младшем школьном. Ребенок начинает осваивать школьную программу, учиться взаимоотношению со сверстниками и взрослыми людьми. К концу этого периода (к 11 годам) завершается смена молочных зубов на постоянные.

Старший школьный, или подростковый (от 11-12 до 18 лет), возраст характеризуется прежде всего половым созреванием. Происходит окончательное формирование основных систем, в том числе ЦНС и эндокринной.

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется окружением (родителями, родственниками, друзьями, школьным коллективом, педагогами).

Для каждого ребенка характерны индивидуальные темпы биологического развития. Биологический возраст часто не совпадает с календарным возрастом ребенка, (Поэтому при его определении оценивают признаки, характеризующие биологическую зрелость тех или иных процессов, органов и систем ребенка. Например, о биологическом возрасте новорожденного судят по степени развития рефлексов, в более старшем возрасте биологический возраст определяют по двигательным навыкам, а у детей старшего школьного возраста — по развитию вторичных половых признаков.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

4. Понятие возраста. Классификация возрастных периодов

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Этап раннего детства

Младенчество (до года)

Ранний возраст (1-3 года)

Этап детства

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Этап отрочества

Подростковый возраст (11-15 лет)

Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[4]

Младенчество

Раннее детство

Игровой возраст (5-7 лет)

Школьный возраст

Юность

Молодость

Взрослость

Зрелый возраст (старость)

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

5. Система детских культурно-воспитательных учреждений

Сеть учреждений культуры, обеспечивающая организацию досуга детей и подростков, представлена учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными детскими библиотеками, музеями, учреждениями культурно-досугового типа.

Учреждения дополнительного образования детей

Деятельность в области художественного образования осуществляют – детские школы искусств (в т.ч. по видам искусств).

Детские школы искусств сегодня являются одним из основных институтов духовно-нравственного воспитания юных граждан. В основном их работа направлена на создание благоприятных условий для формирования художественно-эстетического потенциала детей и молодежи в возрасте от 6 до 17 лет, развитие их творческих способностей и интересов, а также на обеспечение социального и профессионального самоопределения.

Следует отметить большую роль данной категории учреждений по формированию культурного пространства в городах и поселках автономного округа. В настоящий момент ими активно проводится большая культурно-просветительская работа среди разных слоев населения. Формы этой деятельности разнообразны, прежде всего, это программные фестивали и концерты, праздничные представления и лектории, музыкально-театральные постановки и художественные выставки и др. виды деятельности.

В настоящее время в школах округа активно внедряется система инновационных методов обучения, образовательный процесс обновляется современными вариативными учебными планами и программами, ориентированными на индивидуальные возможности каждого ребенка.

Детские библиотеки

В большинстве библиотек организованы разнопрофильные клубы для детей и подростков. Одним из направлений работы клубов является профилактика безнадзорности и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и организация досуга детей.

В развитии библиотечного дела наблюдается ряд проблем, которые негативно сказываются на библиотечном обслуживании детей. Обостряется кадровая проблема. Повышение квалификации библиотечных специалистов средствами муниципальных бюджетов практически не осуществляется. Возможность систематически обновлять профессиональные знания имеют пока только руководители централизованных библиотечных систем, которые ежегодно за счёт средств окружной целевой программы «Культура Ямала» участвуют в директорских совещаниях, в рамках которых организуются тренинги и семинары. Ощущается острая необходимость и в специалистах, владеющих знаниями компьютерных технологий. В детских библиотеках, особенно в сельской зоне, продолжают уменьшаться книжные фонды, что обусловлено сокращением объемов финансирования книгоснабжения библиотек.

Музеи

За последние годы в число основных функций, традиционно осуществляемых музеями, прочно вошла и функция популяризации исторического наследия автономного округа среди населения, и, прежде всего, детей и молодежи. Деятельность музеев округа в этом направлении характеризуются созданием и реализацией комплексных программ для детей, которые включают в себя беседы, лекции, видеолектории, конкурсы, викторины, театральные постановки, музейные уроки.

В рамках культурно-образовательной (научно-просветительной) деятельности, в учреждениях реализуются музейно-образовательные программы, рассчитанные на разновозрастные группы детей, и направленные на дополнение учебного процесса. В своем большинстве, это тематические циклы лекций и занятий.

Благодаря системной работе учреждений музейного типа с детьми и молодежью число экскурсионных посещений за последние годы остается достаточно стабильным.

Учреждения культурно-досугового типа

Среди учреждений культуры, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают учреждения культурно-досугового типа, на базе которых для организации деятельности детей и подростковдействуют разнообразные клубные формирования. Основная задача клубного формирования заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм отдыха, создание условий самореализации.

Во многих учреждениях культуры досугового типа разработаны и реализуются комплексные программы и проекты художественно-досуговой направленности по работе с детьми и подростками, которые направлены на создание условий для выявления, развития и реализации творческих способностей талантливых детей, внедрения новых форм и методов работы с детьми. Это такие программы как:  «Где тепло, там и добро», «Город волшебных слов» и «Приключения в Игрограде» (п.Вынгапуровский),«Край наш Северный» (п.Тазовский), «Планета Детства», «XXI век без наркотиков» (п. Лимбияха), «Праздник в подарок», «Я — гражданин России» (Пуровский район), «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (г. Губкинский), «Звездная карусель» (г. Новый Уренгой), «Организация культурно-просветительной деятельности для детей до 14 лет (2005-2007 гг.)», «Подросток» (п. Ханымей) и другие.

Развивается студийная форма работы, которая дает детям возможность попробовать свои силы в различных направлениях искусства: музыка, театр, изобразительное искусство, хореография, декоративно-прикладное искусство, фольклор При активном участии этих клубов и объединений на базе досуговых учреждений округа традиционно проходят конкурсы военно-патриотической песни, конкурсно-развлекательные программы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в зонах вооруженных конфликтов, Дни призывника, посвящение в кадеты, акции посвященные дням воинской славы России, концерты, литературно-музыкальные композиции и другие мероприятия.

Одним из важных направлений деятельности клубных учреждений является поддержка детского самодеятельного творчества путем организации различных фестивалей и конкурсов.

Формирование системы мероприятий, направленных на профилактику асоциальных проявлений в среде детей, подростков и молодежи — еще одно направление деятельности досуговых учреждений. Так, в 2006 году  были реализованы следующие крупные проекты: II региональный фестиваль-конкурс «Творчество против наркотиков»,VI региональный рок-фестиваль «Рок-муравейник» (МУК «Центр национальных культур», г.Ноябрьск),выставка рисунка-плаката «Дети против наркотиков», «Подумай, что ты делаешь»  (Центр национальных культур п. Тазовский),кинофестиваль «Жизнь без иллюзий» (ГДК «Русь» г. Ноябрьск) и другие.

В последние годы все больше внимания уделяется организации работы по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. На базе клубных учреждений для детей-инвалидов работают любительские объединения. Многие из детей с ограниченными возможностями являются участниками различных кружков декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Декоративно-прикладное творчество

Кроме сети художественных учреждений дополнительного образования, в сферу деятельности которых входит развитие художественного творчества детей, при домах культуры и Центрах национальных культур действуют разнообразные кружки декоративно-прикладного творчества, основные участники которых — дети.

Ежегодно в целях формирования преемственности в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, возрождения интереса к традиционной культуре народов Домом ремесел, ведущим учреждением подотрасли, проводятся мероприятия, участниками которых становятся юные художники и умельцы многих муниципальных образований округа.   

Наряду с вышеперечисленными формами досуговой деятельности, осуществляется кинообслуживание детей и подростков.   

studfiles.net

Таблица возрастных периодов

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация воспр. И памяти. Личностная рефликсия.Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

studfiles.net

Добавить комментарий