Классификация возрастных периодов: Возрастные периоды жизни человека. Медицинская и педагогическая классификации.

5. Гетерохронность роста и развития, последствия и значение.

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков, происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно.

Гетерохрония развития – отдельные органы и функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении жизненно важных функций созревают неравномерно и достигают уровня зрелости в различные возрастные периоды. Г.Р. обеспечивает высокую приспособляемость организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем, которые проходят определенные этапы становления и формирования.

Гетерохрония проявляется периодами ускорения и замедления роста и развития, отсутствием параллелизма в этом процессе. Ряд органов и их систем растет и развивается неодновременно: какие-то функции развиваются раньше, какие-то – позднее.

В раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с тоже наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в данной функции, создают функциональную систему.

Т.о. осуществляется минимальное, но достаточное для данного этапа, развитие жизненно важных функций – принцип «минимального обеспечения».

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым замедлением его. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других – увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста:

  1. от рождения до 1-го года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается;

  2. от 6-ти до 8-ми лет, когда за 1 год длина тела может увеличиться на 7–8 см;

  3. от 11-ти до 13-ти лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10–12 см.

Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов. Эти периоды:

  1. от 1-го года до 4-х лет;

  2. 8–10 лет;

  3. 14–20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно резко реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям его пропорций. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. В дальнейшем, по мере роста, длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей – в 4, туловища – в 3, а головы – только в 2 раза.

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо.

Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие.

Причиной гетерохронности является различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем. Не последнюю роль играют и социальные условия среды. Смысл гетерохронности заключается в перераспределении жизненной энергии и ее мобилизации для успешного развития той функции организма, которая важна в данный возрастной период.

Учение о гетерохронии и системогенезе было разработано русским ученым П. К. Анохиным и его многочисленными учениками и последователями.

В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т. д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разные органы. Эти функциональные системы обеспечивают ему оптимальное взаимодействие с внешней средой.

Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

В функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

Опережающее развитие органов и функциональных систем у детей и подростков – это своеобразная «страховка», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются отклонения, которые легко свести к двум основным типам –

акселерации и ретардации.

Под акселерацией понимают ускорение, а под ретардацией– задержку физического, психического, социального развития и формирования отдельных функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей и подростков значительно превышает таковые у детей 30–50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса – на 0,5 кг; у 15-летних соответственно – на 6–10 см и 3–10 кг. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16–19-ти годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25–26 лет.

Внутригрупповые акселерация и ретардация выявляются при рассмотрении размеров тела.

По длине тела выделяют следующие группы детей и подростков:

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени – на их качественное преобразование. У таких детей наблюдается отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей, что часто является причиной формирования нарушений опорно-двигательного аппарата. Для формирования гармонического развития высокорослых детей существует система мероприятий, способствующих укреплению и развитию скелетной мускулатуры.

Есть доказательство, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела.

Классификация возрастных периодов у детей по Н.П. Гундобину

Российский государственный педагогический университет им.
Герцена
Факультет безопасности жизнедеятельности
Выполнила:
Студентка 3 курса 3 группы
Горицкая Ксения
Санкт-Петербург
2014 г.
Николай Петрович Гундобин
(15 сент. 1860 — 1908)
Русский врач-педиатр
.
В 1885 окончил Московский университет и был оставлен ординатором в
клинике детских болезней;
В 1888 переехал в Петербург. где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина;
В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Поставил
своей задачей обосновать педиатрическую деятельность точным знанием
анатомо-физиологических особенностей детского организма.
В 1906 опубликовал капитальный труд «Особенности детского возраста.
Основные факты к изучению детских болезней«,который в течение многих лет
служил основным руководством по педиатрии, представляя передовое научное
течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами
В своих работах Николай Петрович подчеркивал необходимость
связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский
врач должен быть воспитателем. Врач был одним из основателей
(вместе с Н. А. Русских) «Союза борьбы с детской смертностью в
России», председателем школьного отдела «Общества охранения
народного здравия».
Возрастная периодизация — периодизация этапов
в жизни человека и определения возрастных границ
этих этапов, принятая в обществе
Наиболее распространенной классификацией,
которая и в настоящее время принимается
педиатрией, является классификация именно Н. П.
Гундобина. В основу ее положены биологические
особенности растущего организма ребенка.
Выделяются следующие периоды:
• период новорожденности;
• грудной возраст;
• период молочных зубов;
• период старшего детства;
• период полового созревания.

4. Период новорожденности (от рождения до отпадения пуповины)

Резкое изменение условий жизни заставляет
организм ребенка приспосабливаться к совершенно
новым и постоянно меняющимся факторам внешней
среды. В первые 2—4 дня у новорожденных
наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10
% от веса при рождении), желтушное окрашивание,
связанное с временной недостаточностью
деятельности печени и усиленным распадом
эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи,
сопровождающееся иногда ее шелушением),
недостаточная терморегуляция (температура тела легко
изменяется при изменении температуры окружающего
воздуха), в результате ребенок легко перегревается или
переохлаждается.
Материнское молоко в этом периоде представляет основную и
единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное
развитие ребенка.

5. Грудной возраст (до одного года)

В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на
50%. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной
пищей.
Ткани отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических
(упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы,но любое повреждение
заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при
плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь,
краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и
др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней
В первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать.
симптомов.
Повышенная активность нервной системы быстро приводит к
торможению, которое, распространяясь по коре и другим
отделам головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться
речь.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета,
образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника,
развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый
ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако
движения его еще недостаточно координированы.

6. Период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет)

Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Пропорции тела
заметно меняются.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного
аппарата мышц способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие
хорошей координации движений.
В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии
повышается, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно
заниматься какой-либо деятельностью.
На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно
возрастает.
У детей дошкольного возраста имеет место
устойчивость ферментативных процессов, в
связи с чем заболевания желудочно-кишечного
тракта возникают довольно редко, в то время
как детским инфекциям организм подвергается
чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних
дыхательных путей создают предпосылку к
возникновению у детей ревматизма.

7. Период старшего детства (с 8 до 11 лет)

В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают
развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются
остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее
окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок
становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в
школе.
Школьные годы — это время значительной
двигательной активности. Позвоночник ребенка
выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что
может обусловить нарушение осанки. Легкая степень
х-образного искривления ног или плоскостопия,
выявляющиеся перед началом учебы в школе,
подвержены коррекции в первые годы учебы.
Двигательная активность детей становится все более
целенаправленной и разносторонней.
Ведущая деятельность — учебная. Более глубже идет
развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

8. Период полового созревания (12—17 лет)

Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это
время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются
вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке,
развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса
и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости.
Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно
изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они
становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде
встречаются реже, а если они и возникают, то
протекают с теми же симптомами, что и у
взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни,
как ревматизм, нарушения функций желез
внутренней секреции, особенно гиперфункция
(усиление функции) щитовидной железы, а
также психоневрозы.

Возрастные категории в позднем взрослом возрасте

Существует множество способов классифицировать возраст людей в позднем взрослом возрасте. В этой главе мы разделим этап на три категории: молодые-старые (65-84), самые старые-старые (85-99) и долгожители (100+) для сравнения. Эти категории основаны на концепциях старения, включая биологические, психологические, социальные и хронологические различия. Они также отражают увеличение продолжительности жизни тех, кто доживает до этой последней стадии.

Молодые-старые: Пожилые люди в возрасте от 65 до 84 лет составляют категорию молодых-старых (Ortman et al., 2014).

Ласлетт (1989) также назвал этот период «третьим возрастом», потому что он следует за детством (первый возраст) и работой и воспитанием детей (второй возраст). Согласно Barnes (2011a), эта возрастная категория охватывает период после окончания трудовой деятельности примерно до 80–85 лет, когда возникают возрастные ограничения в области физического, эмоционального и когнитивного развития. Как правило, этот возрастной период включает в себя множество положительных моментов и считается «золотым возрастом» взрослой жизни. Почему так позитивно? У людей в этом возрасте часто меньше обязанностей, чем на предыдущих этапах, и в сочетании с достаточными финансами и хорошим здоровьем они могут использовать возможности для отдыха и самореализации. Это также необычный возраст, поскольку люди считаются как в старости, так и не в старости (Рубинштейн, 2002).

По сравнению с лицами старше 85 лет (известными как четвертый возраст) молодые люди имеют относительно хорошее здоровье и социальную активность (Smith, 2000), знания и опыт (Singer, Verhaeghen, Ghisletta, Lindenberger, & Baltes, 2003) и адаптивная гибкость в повседневной жизни (Riediger, Freund, & Baltes, 2005). Молодые и старые также демонстрируют высокие показатели внимания, памяти и кристаллизованного интеллекта. На самом деле, люди, идентифицированные как молодые и старые, больше похожи на людей среднего возраста, чем на тех, кому 85 лет и старше. Эта группа с меньшей вероятностью будет нуждаться в длительном уходе, будет зависимой или бедной, и с большей вероятностью будет состоять в браке, работать для удовольствия, а не для получения дохода, и будет жить независимо. Хронические заболевания, такие как сердечно-сосудистые заболевания, гипертония и рак, являются одними из наиболее распространенных (особенно позднее в этот период), но, поскольку они связаны с выбором образа жизни, их обычно можно предотвратить, изучить или контролировать (Barnes, 2011b). ). В целом люди в этом возрасте испытывают чувство счастья и эмоционального благополучия лучше, чем в любой другой период взрослой жизни (Carstensen, Fung, & Charles, 2003; George, 2009).; Робинс и Тржесневски, 2005).

Самый пожилой возраст: Эту возрастную группу иногда называют «четвертым возрастом», и в нее часто входят люди с более серьезными хроническими заболеваниями среди старшего взрослого населения. В 2015 году в США самые старые люди составляли 14% пожилого взрослого населения (He, Goodkind, & Kowal, 2016). Эта возрастная группа является одной из самых быстрорастущих в мире, и, по прогнозам, она увеличится более чем на 300% по сравнению с нынешним уровнем (NIA, 2015b). По прогнозам, к 2050 году число самых пожилых людей будет составлять почти 18 миллионов человек, или около 4,5% населения США, по сравнению с менее чем 2% населения сегодня. Женщины составляют более 60% лиц в возрасте 85 лет и старше, но они также страдают от большего количества хронических заболеваний и инвалидности, чем мужчины старшего возраста (Gatz et al., 2016).

Рисунок 9.6 Госпитализация по возрасту: США, 2000–2010 гг.

Хотя на эту возрастную группу приходится лишь 2% населения США, на нее приходится 9% всех госпитализаций (Levant, Chari & DeFrances, 2015). Те, кому 85 лет и старше, с меньшей вероятностью будут выписаны и с большей вероятностью умрут в больнице. Наиболее частыми причинами госпитализации пожилых людей были застойная сердечная недостаточность, пневмония, инфекции мочевыводящих путей, септицемия, инсульт и переломы бедра. В последние годы количество госпитализаций по поводу многих из этих медицинских проблем сократилось. Однако частота госпитализаций по поводу инфекций мочевыводящих путей и септицемии увеличилась среди лиц в возрасте 85 лет и старше.

Люди в возрасте 85 лет и старше чаще нуждаются в длительном уходе и пребывают в домах престарелых, чем самые молодые люди. Почти 50% пожилых людей нуждаются в некоторой помощи в повседневной жизни (АПА, 2016). Однако большинство из них по-прежнему живут в общине, а не в доме престарелых, как показано на рис. 9.7 (Stepler, 2016b). По сравнению с большинством молодых людей у ​​пожилых людей меньше шансов состоять в браке и жить с супругом (APA, 2016; Stepler, 2016c). Как видно на рис. 9.7, пол также является важным фактором, влияющим на вероятность состоять в браке или жить с супругом.

Рисунок 9.7

Долгожители: Сегмент самых старых-старых составляют долгожители, то есть 100 лет и старше, а некоторые также называются супердолгожителями, те, кому 110 лет и старше (Wilcox, Wilcox & Ferrucci, 2008). ). В 2015 г. во всем мире насчитывалось почти полмиллиона долгожителей, и предполагается, что к 2050 г. эта возрастная группа вырастет почти до 3,7 млн. Больше всего долгожителей проживает в США, но больше всего на душу населения в Японии и Италии (Stepler, 2016e). Большинство долгожителей, как правило, становились здоровее, чем многие из их сверстников, по мере того, как они становились старше, и часто наблюдалась задержка в появлении любого серьезного заболевания или инвалидности до их 9 лет.0 с. Кроме того, 25% достигли 100-летнего возраста без серьезных хронических заболеваний, таких как депрессия, остеопороз, болезни сердца, респираторные заболевания или слабоумие (Ash et al. 2015). Долгожители с большей вероятностью испытают быстрое окончательное ухудшение состояния в более позднем возрасте, а это означает, что на протяжении большей части взрослой жизни и даже в более старшем возрасте они относительно здоровы по сравнению со многими другими пожилыми людьми (Ash et al., 2015; Wilcox et al. ., 2008). Согласно Книге рекордов Гиннеса (2016 г.), самой долгоживущей женщиной была признана Жанна-Луиза Кальман в возрасте 122 лет и 164 дней (см. рис. 9)..8). Рисунок 9.8

  • Опишите изменения во внешности в позднем взрослом возрасте
  • Опишите сенсорные изменения в позднем взрослом возрасте
  • Опишите хронические заболевания в позднем взрослом возрасте
  • Опишите важность питания и физических упражнений в позднем взрослом возрасте
  • Опишите физические и функциональные изменения в головном мозге в позднем взрослом возрасте
  • Объясните, что происходит при болезни Паркинсона
  • Объясните, как меняется режим сна в позднем взрослом возрасте
  • Объясните, как меняется сексуальность в позднем взрослом возрасте
  • Предыдущий стандарт — возраст

    Статус

    22 мая 2007 г. этот стандарт был заменен новым ведомственным стандартом. домохозяйство или семья. Некоторые источники также включают данные о связанных переменных, таких как: возраст на момент развода, возраст, в котором первый ребенок ушел из дома и т. д. Обычно они определяются как переменные, связанные с возрастом.

    Возраст относится к возрасту последнего дня рождения на указанную, четко определенную контрольную дату. Там, где это возможно, рекомендуется определять возраст по дате рождения, в которой указываются год, месяц и день. В некоторых случаях по техническим причинам день может быть не включен. В некоторых случаях, особенно в отчетах по доверенности, когда дата рождения может быть неизвестна, возраст может указываться напрямую, а не производным образом.

    Возраст также может быть указан для ряда жизненных событий, таких как возраст вступления в брак, возраст рождения ребенка (детей), возраст иммиграции или возраст смерти.

    Связанные переменные и связанные классификации:

    • Возраст
    • Возраст по группам жизненного цикла

    Возраст

    Определение

    Возраст означает возраст человека на момент его или ее последнего дня рождения.

    Подробная классификация:

    Возрастные категории, пятилетние возрастные группы

    10

    0-4 года

    11

    5-9 лет

    12

    10-14 лет

    13

    15-19 лет

    14

    20-24 года

    15

    25-29 лет

    16

    30-34 года 9 0003

    17

    35-39 лет

    18

    40-44 лет

    19

    45-49 лет

    20

    50-54 года

    21

    55-59 лет

    22 900 03

    60-64 года

    23

    65-69 лет

    24

    70-74 года

    25

    75-79лет

    26

    80-84 года

    27

    85-89 лет

    28

    90-94 года

    29 900 03

    95-99 лет

    30

    100-104 года

    31

    105-109 лет

    32

    110-114 лет

    33

    115-119 лет

    34

    120-124 лет

     


    Возраст по группам жизненного цикла

    Определение

    Возраст по жизненному циклу Группы циклов относятся к возрасту человека в рамках общих групп жизненного цикла, то есть к тому, является ли он или она ребенком, юношей, взрослым или пожилым человеком.

    Добавить комментарий