каким образом развить гибкость мышления?
Содержание
- Что такое когнитивная гибкость
- Упражнения для развития когнитивной гибкости
Пластичность и адаптация к изменениям в мире — необходимость, которая помогает людям достигать успеха. Рабочие и жизненные задачи — малая доля сложностей, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Чтобы легче справляться со всеми проблемами, необходима развитая когнитивная гибкость.
Как показывает опыт и практика, чем быстрее и проще человек справляется с трудностями, тем более развиты у него soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, когнитивная гибкость и так далее. В этой статье мы расскажем, как развивать когнитивную гибкость и значительно упростить свою жизнь.
Что такое когнитивная гибкость
Это способность мозга приспосабливаться к новым, меняющимся или неожиданным ситуациям. Навык выручает нас ежедневно: от выбора завтрака, до оптимального маршрута, чтобы обойти пробки на дороге.
Чтобы определить, насколько пластично ваше мышление, предлагаем пройти несколько простых тестов.
Тест Струпа
Для начала сконцентрируйтесь — это необходимо для получения точного результата. Смысл теста в том, чтобы посмотреть на слово, но назвать цвет, которым оно написано. Например: если слово «красный» изображено желтым цветом, говорим «желтый» и так далее.
Общий результат зависит не только от количества правильно названных слов, но и от потраченного на задание времени. Проверьте себя прямо сейчас:
«Алфавит»
Перед вами таблица, в каждой из ячеек которой 2 буквы: в верхней части — буква алфавита, в нижней — одна буква «П», «Л» или «О».
Читайте только верхнюю букву, а на вторую поднимайте руку: «П» — правая, «Л» — левая или «О» — обе. Первое время вы можете путаться и сбиваться, поднимая неверную руку или называя не ту букву. Но при регулярных тренировках вы сможете читать весь алфавит без запинок.
Тест на многозадачность
В этом упражнении вам надо следить за перемещением белого шара и смотреть на слова в центре экрана. Отвечайте только тогда, когда и слово, и цвет, которым оно написано совпадут.
Этим упражнением вы сможете проверить внимательность, зрительно-моторную координацию, скорость реакции и умение изменять стратегию.
Упражнения для развития когнитивной гибкости
Парочки
Для этого упражнения понадобятся карточки — их можно сделать самостоятельно, приобрести в магазине или найти приложение для смартфона. Карточки разложите рубашкой вниз и запомните изображенные картинки. После чего переверните карточки, откройте любую и попробуйте найти пару. Цель — найти все парные картинки за меньшее количество попыток.
Карточки не только тренируют мозг, но и помогают изучать и запоминать любой материал. Подробнее об этом смотрите в этом видео.
Проблемы из пластилина
Вам понадобится пластилин и немного воображения. Суть упражнения в том, чтобы слепить из него свои переживания. Не скупитесь на фантазии — придумывайте, как бы выглядели ваши проблемы, будь они материальны. Их форма и цвет могут быть любыми, например, сложная рабочая задача может стать злой собакой, а испорченное настроение — тучей.
Фотоаппарат
Выберите картинку или посмотрите на пейзаж вокруг, отведите взгляд и постарайтесь вспомнить все детали: атмосферу, погоду, цвет травы или количество деревьев. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
Неправильные раскраски
Для нас привычно, что небо — голубое, трава — зеленая, а солнце — желтое. Отойдите от привычных канонов — раскрасьте все наоборот: пусть солнце будет синим, небо желтым, а трава красной. Параллельно можете придумать историю, почему ваше солнце стало синим.
Критик
Прочитайте критический обзор на фильм или книгу. Поразмышляйте, с чем вы не согласны и почему, какие положительные или отрицательные моменты вы бы выделили, и попробуйте разобрать другую точку зрения.
При тренировке когнитивной гибкости рекомендуем взять на заметку несколько полезных советов, чтобы быстрее добиться результата.
Смените угол обзора
Дел, которые мы делаем автоматически, не задумываясь — десятки. Постарайтесь взглянуть на все с другой стороны: найдите иной способ решить задачу или ответьте на стандартный вопрос по-другому.
Окружите себя творчеством
Если вы всегда хотели научиться ретушировать фотографии, играть на скрипке, или вам хочется выпустить собственный сборник стихотворений — самое время начать действовать!
Отдайтесь мечтам
Подумайте, чего бы вы хотели достигнуть или что получить. Задайте себе вопрос: «Как мне этого добиться?» и подумайте над тем, как достичь цели и какие сложности могут возникнуть на вашем пути. Дайте волю своему воображению — не исключайте даже нестандартные варианты. Можете также представить, как бы поступил ваш друг, например, будь он на вашем месте.
Играйте
Играть можно как самостоятельно, так и в компании друзей. Собравшись в компании близких, попробуйте придумать собственную игру, как все мы делали в детстве.
Если вы хотите поиграть в одиночку — скачайте игру на смартфон. Например, такую, где необходимо искать спрятанные предметы или создавать империи. Параллельно вы будете развивать стратегическое мышление.
Учитесь
Например, вы отлично разбираетесь в графическом дизайне. Попробуйте расширить кругозор: найдите единомышленника и рассмотрите все аспекты этой сферы. Наверняка вы откроете для себя что-то новое и дадите старт развитию мышления. Освежайте и пополняйте свои знания, чтобы сохранять профессионализм.
Думайте о плане «Б»
Запасной план должен быть всегда, даже если вы твердо в чем-то уверены. Выработайте привычку продумывать и предполагать всевозможные развития событий, их последствия и способы решения внезапных проблем.
Постарайтесь ежедневно уделять тренировкам 15 минут — даже такого количества времени хватит, чтобы развивать когнитивную гибкость. Главное — тренироваться с интересом и любовью к себе.
Когнитивная гибкость. Можно ли развить вариативность мышления?
Чтобы быть успешными социальными существами, людям необходимо проявлять гибкость и высокую адаптивность к постоянно меняющейся среде. Им приходится сталкиваться с социальными проблемами, трудностями в личных отношениях, конфликтами на рабочем месте и многими другими сценариями, каждый из которых требует индивидуального подхода и решения [FootHills Academy, 2020].
Часто люди, которым не хватает данного качества, реагируют на разные события, происходящие с ними, совершенно одинаково. Они выбирают один, хорошо знакомый паттерн на все случаи жизни. К сожалению, подобная тактика часто оказывается провальной. Помочь в данном случае может когнитивная гибкость – способность человека менять привычные стратегии для достижения необходимых целей.
О том, что же такое когнитивная гибкость, для чего она нужна и можно ли ее развить, поговорим в данной статье.
Что такое когнитивная гибкость?
Когнитивная гибкость – способность человека быстро переключать необходимые механизмы при переходе от одного предмета обсуждения к другому, менять привычный способ мышления в зависимости от ситуации, отказываться от привычных, но неэффективных поведенческих паттернов и адаптировать поведение и стиль мыслей к окружающей среде.
Когнитивная гибкость проявляется двумя основными способами:
- Возможностью думать о нескольких вещах одновременно.
- Способностью изменять мышление на основе смены ожиданий или требований [FootHills Academy, 2020].
Примерами проявления когнитивной гибкости наполнена жизнь каждого человека. Она может проявляться даже в обычных мелочах, например, в выборе того, что съесть на завтрак вместо привычного омлета с кофе или каким способом добираться до работы, если машина вдруг оказалась в ремонте. Гибкое мышление необходимо для поиска ответов на серьезные и глобальные вопросы, касающиеся, например, выбора учебного заведения или будущего места работы [CogniFit, 2021].
Когда детей просят подумать над несколькими концепциями одновременно или изменить свой подход к решению проблемы, им также необходимо продемонстрировать гибкость мышления [FootHills Academy, 2020].
Когнитивная гибкость считается ключевым аспектом управленческой деятельности, который влияет на скорость реакции на любые изменения, а также на умственные процессы, позволяющие человеку планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции и одновременно выполнять несколько задач.
Когнитивная гибкость определенным образом корректирует поведение человека в соответствии с изменяющейся окружающей средой. Она позволяет ему эффективно работать, чтобы отвлечься от предыдущей задачи, перенастроить новый набор ответов для выполнения текущего задания. Для автоматического или намеренного переключения способов мышления в ситуациях, требующих вариативности, существует когнитивный контроль. Он необходим, чтобы противостоять импульсу продолжать думать в привычном, но уже неподходящем стиле.
Гибкое мышление зависит от контекста ситуации. Часто поведение и образ мыслей, уместные в одних условиях или академических дисциплинах, могут быть совершенно неуместны в других. Люди, демонстрирующие развитую когнитивную гибкость, могут легко переключаться между предметами и задачами и успешно выполнять задания, требующие от них применения обучения в одной области для решения проблем в другом контексте.
Невозможно переоценить значимость когнитивной гибкости в жизни человека. Она обладает целым рядом преимуществ, а именно:
- способствует быстрой обучаемости и легкой адаптации в условиях перемен;
- улучшает долгосрочную и краткосрочную память;
- позволяет достойно выдерживать любые, даже самые негативные изменения окружающей среды, что, в свою очередь, формирует высокую стрессоустойчивость;
- способствует развитию творческих способностей;
- позволяет находить выход из многих ситуаций, поскольку предоставляет несколько альтернативных вариантов их решения;
- обеспечивает профилактику возникновения болезни Альцгеймера, старческой деменции и многих других заболеваний мозга;
- улучшает коммуникативные навыки человека;
- позволяет лучше и тщательнее ставить цели и достигать их;
- способствует налаживанию общения с другими людьми, поскольку помогает учитывать их ценности, убеждения, точки зрения, идеи и взгляды.
Когда человек выполняет сложную задачу, его поведение должно быть адаптировано к условиям окружающей среды, в которой данная задача выполняется. Однако эти условия продолжают меняться по мере развития самого задания, поэтому, чтобы быть гибким, он должен регулярно обращать на них внимание. Чтобы приспособить свое поведение к измененным реалиям, ему необходимо реструктурировать свои знания для эффективной интерпретации новой ситуации и новых требований к задаче [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Таким образом, когнитивная гибкость зависит от процессов внимания и представления знаний. При обнаружении любых перемен необходимости нестандартной реакции требуется более высокий уровень контроля внимания, когда человек оценивает новые условия и планирует необходимые действия.
Что такое когнитивная ригидность?
Когнитивная гибкость проходит различные этапы развития. Будучи младенцем, изучающим мир, человек уже начинает тренировать гибкое мышление и продолжает это делать и дальше. Ее полное формирование происходит примерно в возрасте 20 лет, но может продолжаться и до конца жизни при условии, что человек не перестает обучаться и изучать что-то новое.
За данную функцию отвечает префронтальная доля головного мозга, развитие и созревание которой происходит дольше всех остальных зон по времени. Так, например, часто маленькие дети закатывают истерики из-за потери игрушки, потому что они еще не научились видеть другие альтернативы или варианты решения ситуации [CogniFit, 2021].
Несмотря на то, что гибкость может быть адаптивной способностью человека, данная адаптация происходит не всегда. Человеку важно быть гибким, чтобы справиться с изменениями в окружающей среде, но когда у него отсутствует возможность это сделать, можно говорить о когнитивной ригидности, которая возникает вследствие попыток мозга сохранить стабильность и определенность [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Примером отсутствия гибкого мышления является ситуация, когда действия, доказавшие свою эффективность в предыдущих ситуациях, настойчиво выполняются в новых случаях, даже тогда, когда они совсем неэффективны. Например, продолжать настойчиво тянуть на себя дверь, безуспешно пытаясь ее открыть, вместо того, чтобы попробовать толкнуть ее от себя или найти ключ, чтобы отпереть замок.
Ригидность часто можно наблюдать у людей:
- с низкой концентрацией внимания;
- получивших черепно-мозговую травму;
- перенесших инсульт;
- страдающих обсессивно-компульсивным расстройством и другими психоневрологическими расстройствами;
- у пожилых людей, страдающих болезнями, вызванными старением мозга.
Таким людям, как правило, трудно найти альтернативные способы решения привычных задач и подстроиться под изменения. Адаптация к переменам у них происходит гораздо сложнее, чем у остальных.
Данное нарушение может привести к отклонениям в поведении человека – он будет застревать на неверных эмоциях и продолжать применять бесполезные, а порой и разрушительные стратегии.
Теории когнитивной гибкости
Существуют теории когнитивной гибкости, согласно которым люди, умеющие рассматривать задачу с разных точек зрения, могут легко интерпретировать ситуационные изменения в окружающей среде и, следовательно, проявляют большую когнитивную гибкость. Таким образом, они обладают способностью быстро реструктурировать свои знания, тем самым адаптируя свои реакции к радикально меняющимся ситуационным требованиям [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Когда человек не обладает когнитивной гибкостью, он не справляется с ситуативными требованиями, поэтому часто будет действовать ошибочно. По этой причине различные области исследований использовали это явление для объяснения ошибок конкретных экспертов. Некоторые авторы пришли к выводу, что эксперты могут быть менее гибкими в когнитивном отношении, а эмпирические исследования показали, что негибкость и компетентность неразрывно связаны между собой [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Эксперты меняют свои мысленные представления о задачах реже, чем новички. Когда человек знает, что он квалифицирован, он с меньшей вероятностью изменит свою стратегию после обнаружения значительных изменений. Более того, по мнению исследователей, именно эксперты менее склонны к обнаружению таких изменений.
Некоторые авторы, занимающиеся вопросами когнитивной психологии, отстаивают обратную гипотезу. Например, одно из исследований показало, что выдающейся экспертной характеристикой является способность манипулировать многогранными представлениями, что позволяет лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и эффективнее передавать знания между задачами [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
У экспертов может быть больше трудностей с вниманием и восприятием изменений окружающей среды, однако, заметив их, они могут более эффективно модифицировать свои ментальные представления, чтобы адаптировать к ним свое поведение.
Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения. Только те из них, которые действительно обладают значимостью, могут повлиять на его работу.
Данная гипотеза основана на экологической теории экспертных знаний, известной как гипотеза привязки ограничений. Она предполагает, что приобретение навыков следует понимать как адаптацию к ограничениям, налагаемым окружающей средой. Люди разрабатывают различные стратегии для адаптации к этим ограничениям, и каждая из них зависит от разнообразных характеристик внешнего мира. Следовательно, только те изменения, которые влияют на конкретную стратегию, используемую человеком, могут повлиять на его работу [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Еще одной теорией когнитивной гибкости является культурно-историческая теория российского ученого Льва Семеновича Выготского. Он посвятил свою жизнь изучению психологии, педагогике, отдельное внимание уделяя особенностям обучения детей с нарушениями в развитии. Он был уверен, что любой педагог в своей работе обязан руководствоваться психологическими знаниями, что привело впоследствии к появлению такой отрасли науки как психологическая педагогика.
Ученый разработал теорию когнитивного развития, которое, по его мнению, было представлено как естественный процесс. В качестве определяющих моментов Лев Семенович выделял культурные факторы, например, знаки и язык. Он полагал, что основным источником когнитивного развития человека является культура и совокупность «исторически выработанных орудий труда, систем знаков и других средств деятельности» [В.С. Гончаров, 2005].
Выготский является автором культурно-исторической теории, которая предполагает, что все внутренние психические внутренние процессы ребенка (внимание, речь, мышление) взаимосвязаны с окружающим миром. По его мнению, ребенок способен усвоить ряд искусственных стимулов, при помощи которых в дальнейшем будет управлять своим поведением и вниманием.
Тесты на определение когнитивной гибкости
Тестирование гибкости мышления производится в разных областях: в медицине, психологии, конфликтологии, социологии. Предлагаем вам познакомиться с одними из самых популярных.
Тест Струпа
Одним из самых простых и доступных является тест Струпа, который часто используется в нейропсихологических исследованиях для измерения реакции торможения и когнитивной гибкости. Хорошее выполнение теста требует сильной концентрации и саморегуляции [SharpBrains, 2019].
Задача испытуемого – назвать цвета, которыми написаны слова. Важно читать не сами слова, обозначающие цвета, а только цвета чернил, использованных для их написания. Например, если слово «зеленый» напечатано синим цветом, правильным ответом будет слово «синий».
Важным элементом теста является время, за которое испытуемый проходит его без ошибок. Попробовать сделать это в режиме онлайн можно, вбив в поисковике запрос «тест Струпа онлайн» [SharpBrains, 2019].
Упражнение «Алфавит»
Еще одним отличным тестом на проверку когнитивной гибкости является упражнение «Алфавит», применяющееся также для входа в состояние высокой продуктивности. На большом листе ватмана необходимо начертить таблицу, в каждой из ячеек которой будет написано по 2 буквы: в верхней части – буква алфавита, в нижней – одна буква «П», «Л» или «О».
Задача участников читать только верхнюю букву, а на вторую реагировать поднятием рук («П» – правая, «Л» – левая или «О» – обе). Первое время испытуемые путаются и сбиваются, либо называя не ту букву, либо поднимая неверную руку. Но если сделать такие тренировки постоянными, то уже очень скоро можно прочитать весь алфавит без единой запинки. Для любителей онлайн-формата, упражнение также доступно в Интернете [Isaac Pintosevich Systems, 2021].
Тест на многозадачность
Задача испытуемого – следить за перемещением белого шара, при этом обращая внимание на слова, которые появляются в центре экрана. Как только появившееся слово совпадет с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ.
Данное задание направлено на проверку внимательности, зрительно-моторной координации, скорости реакции и умения менять стратегию [CogniFit Research, 2021].
Плюс данных тестов и упражнений заключается в их простоте, удобстве, а также в том, что они могут использоваться не только для определения уровня когнитивной гибкости, но также и для ее тренировки [FootHills Academy, 2020].
Как улучшить когнитивную гибкость?
Когнитивная гибкость и когнитивная ригидность – лишь малая часть из известных нам мыслительных особенностей. Мозг человека, несмотря на тысячи проведенных исследований, по-прежнему остается одним из самых загадочных и неизученных объектов. Немного приоткрыть завесу тайны и познакомиться с ловушками нашего главного органа вы сможете, пройдя онлайн-программу «Когнитивистика». В ней мы рассмотрели основные нюансы восприятия, принципы работы мозга и главные техники и стили мышления, которые помогут вам не только в учебе, но и в работе и личной жизни.
Исследования показывают, что когнитивные тренировки положительно влияют на нейропластичность [CogniFit Research, 2021]. К счастью, способность гибко мыслить можно развивать. Мы подготовили для вас несколько рекомендаций о том, как это сделать.
Проведите аудит ситуаций с повторяющимися паттернами
Постарайтесь отследить все ситуации, в которых вы повторяете привычные, но возможно уже потерявшие эффективность и целесообразность сценарии. Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Какие сценарии я повторяю чаще всего?
- Как часто я их повторяю?
- Почему я делаю именно так?
- Какой результат от моих действий?
- Какие альтернативные сценарии я могу выбрать?
- Какой результат я получу, если буду действовать по-другому?
Проводите подобный аудит регулярно – минимум раз в полгода. Так вы сможете вовремя отслеживать неэффективные алгоритмы и вносить в них корректировку.
Вносите разнообразие в привычные ритуалы
Нейропластичность развивается благодаря появлению новых нейронных связей, которые, в свою очередь, формируются за счет изучения незнакомых сценариев. Вносить разнообразие в привычную рутину можно довольно легко, не затрачивая на это много сил и времени.
Например, можно каждый день на завтрак выбирать новое блюдо или добираться до работы разнообразными маршрутами. Чистка зубов или рисование непривычной для вас рукой также отлично развивают противоположное полушарие мозга.
Чем больше подобных экспериментов вы проведете, тем больше нейронных связей у вас образуется, что, в свою очередь, благоприятным образом повлияет на когнитивную гибкость.
Проигрывайте различные сценарии
Возьмите за правило каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, продумывать для ее решения минимум три различных варианта. Это разовьет у вас способность смотреть на ситуацию с разных сторон.
Проговаривайте вслух и моделируйте даже самые невероятные варианты. Для этого отлично подойдет мозговой штурм на любую тему. Можно также при просмотре фильма, нажать на паузу и попытаться смоделировать несколько исходов просмотренной сцены.
Расширяйте кругозор
Новые занятия и хобби позитивным образом влияют на формирование гибкого мышления. К счастью, на сегодняшний день существует большое количество бесплатных курсов, тренингов и обучающих видео в Интернете.
Сделайте своей привычкой читать минимум 30 минут в день. А если вы к привычным и полюбившимся литературным жанрам будете регулярно добавлять неизвестные вам до этого темы, это разовьет не только когнитивную гибкость, но и послужит отличной защитой от попадания в пузырь фильтров.
Не переставайте учиться
Междисциплинарные знания, получаемые во время обучения, позволят развить и укрепить нейронные связи, которые так необходимы для формирования гибкого мышления. Более того, многочисленные исследования подтверждают пользу обучения для профилактики болезней мозга.
Используйте терминологию или стратегии, применяемые в одной дисциплине, для решения проблем в другой сфере.
Используйте разные способы для работы и запоминания материала
При обучении новым концепциям или навыкам постарайтесь представить содержание более чем одним способом. Например, используйте каламбуры и загадки при обучении новым словам, раскрывающим различные контексты и значения. При решении математических заданий используйте числовые линии, диаграммы, манипуляции и реальные задачи в дополнение к абстрактным письменным стратегиям вычислений.
Работайте в командах
Используйте командную работу в стратегиях взаимного обучения. Учащиеся, легко переходящие от задания к заданию, могут стать отличными наставниками для учащихся, которым требуется небольшая помощь, чтобы справиться с поставленной задачей.
Мозговые штурмы также отлично подходят для развития гибкого мышления, поскольку позволяют расширить границы привычного и посмотреть на привычные вещи нестандартным образом.
Заключение
Когнитивная гибкость – одна из определяющих способностей человеческого мозга. Она позволяет человеку не только быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать новые правила игры, но и генерировать необычные варианты решения и создавать оригинальные проекты.
К счастью, гибкое мышление можно легко развивать. Для этого не понадобятся дорогостоящие курсы и программы – достаточно просто выделять хотя бы 15 минут ежедневно и делать это с интересом и любовью к себе. Помните, что когнитивная гибкость, прежде всего, обеспечивает здоровье вашего мозга. Позаботьтесь о нем и о себе!
Желаем удачи!
Ключевые слова:1Когнитивистика
Что такое когнитивная гибкость и почему это важно?
Без сомнения, когнитивная гибкость требует умственной энергии.
Подумайте о том, каково это — перейти от разговора с малышом к разговору с менеджером. Может потребоваться несколько минут, чтобы настроиться на нужный лад и адаптировать свой стиль к разным аудиториям.
Даже переключение между двумя взрослыми может быть затруднено в зависимости от индивидуальных различий между ними.
В ходе недавнего исследования ученые проверили способность капуцинов и макак-резус решать проблемы. Они также провели тот же тест на людях.
100 % обезьян продемонстрировали когнитивную гибкость, найдя кратчайший путь. Но только 60% людей сделали то же самое.
Практика когнитивной гибкости может создать новые нейронные пути в вашем мозгу и улучшить ваши навыки когнитивной гибкости. Это облегчает практику дивергентного мышления и творческого решения проблем.
Вот несколько способов улучшить свою когнитивную гибкость, чтобы по-новому подходить к сложной ситуации:
1. Начните с малого
Один из способов практиковать когнитивную гибкость — это внедрять ее в свою жизнь небольшими способами. Вы можете подвергать себя новым ситуациям и различным контекстам, не выходя слишком далеко за пределы своей зоны комфорта.
Вот пример: в следующий раз, когда вы будете заказывать еду в своем любимом ресторане, выберите что-нибудь из трех лучших блюд вместо того, чтобы заказывать первое блюдо.
Представьте, что изменилось меню или закончились ваши любимые блюда на вечер. Делая небольшие гибкие шаги, вы начнете открывать другие варианты, когда вам нужно практиковать гибкость.
Вы также станете более открытыми для новых ресторанов и новых впечатлений.
Даже если вы начнете с малого, вы сможете улучшить свою когнитивную гибкость.
В ходе недавнего исследования ученые научили крыс водить маленькие автомобили. Они узнали, что:
- Крысы были более открыты для новых задач после изучения основ
- Уровень стресса у крыс снизился после того, как они научились водить машину
- Более насыщенная среда привела к более быстрому обучению
Как и крысы, если вы откроете себя для новых впечатлений и испытаний, вы будете более открыты для новых переживаний.
2. Развивайте мышцы эмпатии
Понимание чужого опыта, процессов, рутины и методов поможет вам развить когнитивную гибкость.
Это потому, что это помогает вам избавиться от мысли, что ваш путь — единственный путь.
Пытаетесь развить эмпатию? Попробуйте прочитать художественную литературу, чтобы увидеть историю с чужой точки зрения.
Вы также можете начать обращаться к другим людям на работе со своими проблемами. Спросите их, как бы они подошли к проблеме. Убедитесь, что вы активно слушаете, когда они дают свое объяснение.
Возможно, вы не согласитесь с подходом вашего коллеги. Но не в этом суть упражнения. Это поможет вам увидеть с их точки зрения.
Кроме того, умение слушать может помочь улучшить вашу эмпатию и сделать вас лучшим учеником.
Вы увидите, что есть несколько подходов к решению одной проблемы. Вы также расширите свои знания, слушая других.
3. Прервите и перенаправьте свои мысли
Эта тактика предназначена для людей, склонных залезать в кроличью нору с негативными мыслями о себе. Катастрофизация – обычное проявление когнитивной ригидности.
Вот пример. Вы когда-нибудь испытывали что-то негативное, а затем начинали говорить себе, что вы неудачник и что у вас никогда ничего не получится?
Вы можете начать думать, что вас уволят из-за одной ошибки и что вы больше никогда не получите работу.
Ровно через пять секунд ваш мозг уже начинает думать: «Я неудачник и всегда им буду».
Когда это произойдет, вы можете попрактиковаться в перенаправлении своих мыслей. Помните о том, о чем вы думаете, и прервите мысль, крутящуюся в вашем уме. Смените тему на другую совсем.
Легче сказать, чем сделать. Чтобы помочь вам добраться туда, встаньте и смените декорации. Вы можете прогуляться по кварталу, пойти на обеденный перерыв раньше, чем обычно, или пойти к одному из своих сверстников, чтобы спросить, как прошел их день.
Думайте об этом, как о нажатой паузе на ваших мыслях. Вы заставляете свой мозг перестать беспокоиться, переключиться и сосредоточиться на чем-то другом. Это акт когнитивной гибкости.
Чем больше вы будете это делать, тем легче будет.
4. Спросите себя, что еще может быть правдой
Вы можете попробовать этот совет сами. Но это также отличная тактика, которую руководители могут использовать при взаимодействии с сотрудниками.
Вы можете использовать это, если один из ваших сотрудников застрял, расстроен или немного упрям.
Спросите их: «Что еще может быть правдой?» Убедитесь, что вы делаете это нежно и по-доброму. Это поможет им шире взглянуть на ситуацию. Это побудит их рассмотреть другие точки зрения и рассмотреть другие возможные варианты.
Например, если сотрудник расстроен отменой встречи с клиентом, он может сказать:
«Клиент отменил встречу, и держу пари, что он пойдет с нашим конкурентом. Я знал, что мы должны были установить другую цену».
Ваша работа как менеджера состоит в том, чтобы заставить их задуматься о том, что еще может быть правдой. Возможно, клиент заболел. Может быть, появилось что-то еще, о чем вы не знаете. Возможно, сотрудники службы поддержки забыли забронировать конференц-зал.
Есть так много альтернативных объяснений. Побуждение ваших сотрудников думать таким образом улучшает не только их навыки когнитивной гибкости, но и их навыки стратегического мышления.
Демистификация когнитивной гибкости: значение для клинической и нейробиологии развития
1. Armbruster DJN, et al. Префронтальные корковые механизмы, лежащие в основе индивидуальных различий в когнитивной гибкости и стабильности. Журнал когнитивной неврологии. 2012; 24:2385–2399. [PubMed] [Google Scholar]
2. Скотт В.А. Когнитивная сложность и когнитивная гибкость. Социометрия. 1962: 405–414. [Google Scholar]
3. de Abreu PME, et al. Управленческое функционирование и достижения в чтении в школе: исследование бразильских детей, которых учителя оценивают как «плохо читающих» Frontiers в психологии. 2014; 5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Женет Дж. Дж., Симер М. Гибкий контроль при обработке аффективного и неаффективного материала предсказывает индивидуальные различия в устойчивости черт. Познание и эмоции. 2011; 25:380–388. [PubMed] [Академия Google]
5. Chen Q, et al. Ассоциация творческих достижений с когнитивной гибкостью с помощью комбинированного исследования функциональной связи на основе вокселей и состояния покоя. НейроИзображение. 2014; 102: 474–483. [PubMed] [Google Scholar]
6. Davis JC, et al. Независимый вклад исполнительных функций в качество жизни пожилых женщин, связанное со здоровьем. БМК гериатрия. 2010;10:16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Vilgis V, et al. Исполнительная функция и внимание у детей и подростков с депрессивными расстройствами: систематический обзор. Европейская детская подростковая психиатрия. 2015 [PubMed] [Академия Google]
8. Кейси Б. и соавт. Раннее развитие подкорковых областей, участвующих в переключении внимания без сигналов. Развивающая наука. 2004; 7: 534–542. [PubMed] [Google Scholar]
9. Owen AM, et al. Экстрамерное и внутрипространственное смещение набора характеристик после удаления лобной доли, удаления височной доли или амигдалогиппокампэктомии у человека. Нейропсихология. 1991; 29: 993–1006. [PubMed] [Google Scholar]
10. Konishi S, et al. Преходящая активация нижней префронтальной коры во время смены когнитивных установок. Неврология природы. 1998;1:80–84. [PubMed] [Google Scholar]
11. Монселл С. Переключение задач. Тенденции в когнитивных науках. 2003; 7: 134–140. [PubMed] [Google Scholar]
12. Бадре Д., Вагнер А.Д. Вычислительные и нейробиологические механизмы, лежащие в основе когнитивной гибкости. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2006; 103:7186–7191. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Yerys BE, et al. Нейронные корреляты смены установок у детей с аутизмом. Исследования аутизма: официальный журнал Международного общества исследований аутизма. 2015 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Crone EA, et al. Области мозга, опосредующие использование гибких правил во время разработки. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2006; 26:11239–11247. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Uddin LQ. Обработка значимости и функция и дисфункция островковой коры. Обзоры природы Неврология. 2015;16:55–61. [PubMed] [Google Scholar]
16. Uddin LQ, et al. Динамическая реконфигурация структурных и функциональных связей в основных нейрокогнитивных сетях мозга по мере развития. Журнал неврологии. 2011; 31:18578–18589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Корбетта М., Шульман Г.Л. Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Обзоры природы. Неврология. 2002; 3: 201–215. [PubMed] [Google Scholar]
18. Thomason ME, et al. Развитие пространственной и вербальной рабочей памяти в мозге человека. Журнал когнитивной неврологии. 2009; 21: 316–332. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Davidson MC, et al. Развитие когнитивного контроля и исполнительных функций от 4 до 13 лет: данные манипуляций с памятью, торможения и переключения задач. Нейропсихология. 2006;44:2037–2078. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Леви Б.Дж., Вагнер А.Д. Когнитивный контроль и правая вентролатеральная префронтальная кора: рефлекторная переориентация, моторное торможение и актуализация действия. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2011;1224:40–62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Aron AR, et al. Торможение и правая нижняя лобная кора. Тенденции в когнитивных науках. 2004; 8: 170–177. [PubMed] [Google Scholar]
22. Арон А.Р., Полдрак Р.А. Корковые и подкорковые вклады в торможение реакции стоп-сигнала: роль субталамического ядра. Журнал неврологии. 2006; 26: 2424–2433. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Cai W, et al. Диссоциируемые роли правой нижней лобной коры и передней островковой доли в тормозном контроле: данные внутренней и связанной с заданием функциональной парцелляции, связности и анализа профиля ответа в нескольких наборах данных. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2014; 34:14652–14667. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Seeley WW, et al. Диссоциируемые внутренние сети связи для обработки значимости и исполнительного контроля. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2007;27:2349–2356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Sebastian A, et al. Диссоциируемые сети внимания и торможения дорсальной и вентральной областей правой нижней лобной коры: комбинированное метааналитическое исследование фМРТ, ориентированное на конкретные задачи и координаты. Структура мозга Функц. 2015 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Kim C, et al. Общие и предпочтительные доменные области мозга, связанные с различными типами переключения задач: метаанализ. Hum Brain Map. 2012;33:130–142. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Niendam TA, et al. Метааналитические данные о высшей сети когнитивного контроля, обслуживающей различные исполнительные функции. Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология. 2012;12:241–268. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Derrfuss J, et al. Участие нижнего лобного перехода в когнитивном контроле: метаанализ переключения и исследования Струпа. Hum Brain Map. 2005; 25:22–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Chatham CH, et al. Когнитивный контроль отражает мониторинг контекста, а не моторную остановку при торможении реакции. ПлоС один. 2012;7:e31546–e31546. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Диппель Г., Бесте К. Причинная роль правой нижней лобной коры в реализации стратегий многокомпонентного поведения. Связь с природой. 2015;6:6587. [PubMed] [Google Scholar]
31. Teixeira S, et al. Интегративные процессы теменной коры: неврологические и психиатрические аспекты. Журнал неврологических наук. 2014; 338:12–22. [PubMed] [Google Scholar]
32. Wager TD, et al. Нейровизуализационные исследования переключения внимания: метаанализ. Нейроизображение. 2004;22:1679–1693. [PubMed] [Google Scholar]
33. Smith AB, et al. Нейронные корреляты набора переключений, измеренные с помощью быстрой функциональной магнитно-резонансной томографии, связанной с событием. Hum Brain Map. 2004; 21: 247–256. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Leber AB, et al. Нейронные предикторы ежеминутных колебаний когнитивной гибкости. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2008; 105:13592–13597. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Buchsbaum BR, et al. Мета-анализ нейровизуализационных исследований задачи сортировки карт в Висконсине и процессов компонентов. Hum Brain Map. 2005; 25:35–45. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Schmitz N, et al. Нейронные корреляты исполнительной функции при расстройствах аутистического спектра. Биологическая психиатрия. 2006; 59:7–16. [PubMed] [Google Scholar]
37. Dosenbach NU, et al. Двухсетевая архитектура с управлением сверху вниз. Тенденции в когнитивных науках. 2008;12:99–105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Mesulam MM. Крупномасштабные нейрокогнитивные сети и распределенная обработка для внимания, языка и памяти. Анналы неврологии. 1990: 597–613. [PubMed] [Google Scholar]
39. Пессоа Л. Понимание сетей мозга и организации мозга. Физика жизни обзоры. 2014; 11:400–435. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Barrett LF, Satpute AB. Крупномасштабные сети мозга в аффективной и социальной неврологии: к интегративной функциональной архитектуре мозга. Современное мнение в нейробиологии. 2013;23:361–372. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Макинтош А.Р. Контексты и катализаторы. Нейроинформатика. 2004; 2: 175–181. [PubMed] [Google Scholar]
42. Супекар К., Менон В. Созревание динамических каузальных контрольных сигналов в процессе познания высшего порядка: модель нейрокогнитивной сети. Вычислительная биология PLoS. 2012;8:e1002374. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Дик А.С. Развитие когнитивной гибкости за пределами дошкольного периода: исследование с использованием модифицированной задачи выбора гибкого элемента. Журнал экспериментальной детской психологии. 2014; 125:13–34. [PubMed] [Академия Google]
44. Андерсон П. Оценка и развитие исполнительной функции (УФ) в детстве. Детская нейропсихология. 2002; 8: 71–82. [PubMed] [Google Scholar]
45. Hunter SJ, Sparrow EP. Исполнительная функция и дисфункция: выявление, оценка и лечение. Издательство Кембриджского университета; 2012. [Google Scholar]
46. Cepeda NJ, et al. Изменения в исполнительном контроле на протяжении всей жизни: исследование производительности переключения задач. Психология развития. 2001; 37: 715–730. [PubMed] [Академия Google]
47. Chevalier N, et al. Какую визуальную информацию учитывают дети и взрослые при переключении между заданиями? Айтрекинг исследование развития когнитивной гибкости. Дев Психология. 2010;46:955–972. [PubMed] [Google Scholar]
48. Chevalier N, et al. Качественное изменение исполнительного контроля в детстве и взрослом возрасте. Познание. 2013; 128:1–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Lucenet J, et al. Когнитивный контроль и язык на протяжении всей жизни: улучшают ли ярлыки реактивный контроль? Дев Психология. 2014;50:1620–1627. [PubMed] [Академия Google]
50. Chevalier N, et al. Основы затрат на гибкость у дошкольников: роль торможения и рабочей памяти. Развивающая нейропсихология. 2012; 37: 99–118. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Cragg L, Nation K. Сдвиг развития в середине детства: влияние интерференции между задачами. Дев Психология. 2009;45:1465–1479. [PubMed] [Google Scholar]
52. Manzi A, et al. Развитие упреждающих процессов когнитивного контроля при переключении задач: исследование ERP у детей, подростков и молодых людей. Психофизиология. 2011;48:1258–1275. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
53. Иезекииль Ф. и др. Производительность Dimension Change Card Sort связана с возрастными различиями в функциональной связности латеральной префронтальной коры. Развивающая когнитивная нейробиология. 2013; 5:40–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. Rubia K, et al. Прогрессивное увеличение активации лобно-полосатого мозга от детства к взрослому во время связанных с событиями задач когнитивного контроля. Hum Brain Map. 2006; 27: 973–993. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
55. Wendelken C, et al. Гибкое использование правил: общие нейронные субстраты у детей и взрослых. Развивающая когнитивная нейробиология. 2012;2:329–339. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
56. Houde O, et al. Картирование числовой обработки, чтения и исполнительных функций в развивающемся мозге: метаанализ фМРТ 52 исследований, включающих 842 детей. Dev Sci. 2010; 13: 876–885. [PubMed] [Google Scholar]
57. Taylor MJ, et al. фМРТ и МЭГ в исследовании типичного и атипичного когнитивного развития. Neurophysiologie clinique = Клиническая нейрофизиология. 2012;42:19–25. [PubMed] [Google Scholar]
58. Шевалье Н., Блай А. Постановка целей для переключения между задачами: влияние прозрачности реплик на когнитивную гибкость детей. Дев Психология. 2009; 45: 782–797. [PubMed] [Google Scholar]
59. Chevalier N, et al. Метакогнитивные процессы в развитии исполнительного контроля: случай реактивного и проактивного контроля. J Cogn Neurosci. 2015;27:1125–1136. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
60. Chevalier N, et al. Практика ходьбы помогает детям остановиться: важность мониторинга контекста в тормозящем контроле. Журнал экспериментальной психологии. Общий. 2014;143:959–965. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Дэвис Р.Н., Нолен-Хоксема С. Когнитивная негибкость среди руминаторов и не руминаторов. Когнитивная терапия и исследования. 2000; 24: 699–711. [Google Scholar]
62. Чантурия К. и др. Когнитивная гибкость и клиническая тяжесть расстройств пищевого поведения. ПЛОС Один. 2011;6:e20462. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
63. Willcutt EG, et al. Обоснованность теории исполнительной функции синдрома дефицита внимания/гиперактивности: метааналитический обзор. Биологическая психиатрия. 2005; 57: 1336–1346. [PubMed] [Академия Google]
64. Watkins LH, et al. Исполнительная функция при синдроме Туретта и обсессивно-компульсивном расстройстве. Психологическая медицина. 2005; 35: 571–582. [PubMed] [Google Scholar]
65. Сержант Дж. А. и др. Насколько специфичен дефицит исполнительных функций для синдрома дефицита внимания/гиперактивности? Поведенческие исследования мозга. 2002; 130:3–28. [PubMed] [Google Scholar]
66. Corbett BA, et al. Изучение исполнительных функций у детей с расстройством аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и типичным развитием. Психиатрические исследования. 2009 г.;166:210–222. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Zandt F, et al. Сходства и различия между детьми и подростками с расстройством аутистического спектра и детьми с обсессивно-компульсивным расстройством исполнительной функции и повторяющегося поведения. Аутизм: международный журнал исследований и практики. 2009; 13:43–57. [PubMed] [Google Scholar]
68. D’Cruz AM, et al. Снижение поведенческой гибкости при расстройствах аутистического спектра. Нейропсихология. 2013; 27: 152–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
69. Lopez BR, et al. Изучение взаимосвязи между исполнительными функциями и ограниченными, повторяющимися симптомами аутистического расстройства. Журнал аутизма и нарушений развития. 2005; 35: 445–460. [PubMed] [Google Scholar]
70. Insel T, et al. Критерии области исследования (RDoC): к новой системе классификации исследований психических расстройств. Американский журнал психиатрии. 2010; 167:748–751. [PubMed] [Google Scholar]
71. Американская психиатрическая ассоциация. DSM 5. Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Академия]
72. Panerai S, et al. Исполнительные функции и адаптивное поведение при расстройствах аутистического спектра с умственной отсталостью и без нее. Психиатрический журнал. 2014; 2014:941809. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. Shafritz KM, et al. Нервные схемы, опосредующие сдвиги в поведенческих реакциях и когнитивных установках при аутизме. Биологическая психиатрия. 2008; 63: 974–980. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
74. Garrett DD, et al. Модуляция изменчивости BOLD между когнитивными состояниями зависит от возраста и скорости обработки. Кора головного мозга. 2013; 23: 684–69.3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
75. Garrett DD, et al. Важность переменчивости. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2011; 31:4496–4503. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
76. Grady CL, Garrett DD. Понимание изменчивости сигнала BOLD и почему это важно для старения. Изображение мозга и поведение. 2014; 8: 274–283. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Garrett DD, et al. Изменчивость сигналов мозга от момента к моменту: следующий рубеж в картировании человеческого мозга? Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2013; 37: 610–624. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
78. Хатчисон Р.М., Мортон Дж.Б. Отслеживание динамики функциональной связи мозга в процессе развития. Журнал неврологии. 2015; 35: 6849–6859. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Dinstein I, et al. Нейронная изменчивость: друг или враг? Тенденции в когнитивных науках. 2015 [PubMed] [Google Scholar]
80. Uddin LQ, et al. Дифференциация состояния мозга и поведенческая негибкость при аутизме. Кора головного мозга. 2014 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
81. Чанг С., Гловер Г.Х. Частотно-временная динамика связности мозга в состоянии покоя, измеренная с помощью фМРТ. Нейроизображение. 2010; 50:81–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
82. Allen EA, et al. Отслеживание динамики связности всего мозга в состоянии покоя. Кора головного мозга. 2012 352 руб. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
83. Jia H, et al. Поведенческая значимость динамики функционального коннектома головного мозга.