Когнитивное направление в психологии кратко: Основные положения в когнитивной психологии

Основные направления в психологии xx века. Психология xxi столетия


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Основные направления в психологии XX века.

Психология XXI столетия

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) — автор программной статьи нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках.

Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения — индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций.
Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика.
Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.

Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением.

В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в «классическом» обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.

Каталог: uploads -> doc
doc -> Конспект урока по русскому языку, 5 ( коррекционный класс) «Синонимы и антонимы»
doc -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> 1 канал 00 Новости 05
doc -> Мой крестный отец Александр Предисловие
doc -> Как помочь ребёнку полюбить чтение Цель
doc -> Программа составлена на основании фгос впо направления 44.
03. 01. Педагогическое образование. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао


Скачать 54,8 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Введение в психологию личности

Основное содержание: Когнитивная теория личности Джорджа Келли. Биографический очерк Дж. Келли. Основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты: модели для действительности. Формальные свойства конструктов. Типы личностных конструктов по Келли.

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

После получения степени бакалавра по математике и физике Келли изменил свои интересы в сторону социальных проблем. После защиты магистерской диссертации по педагогической социологии в Университете Канзаса несколько лет преподавал, затем в Эдинбургском университете получил степень бакалавра педагогики, в Государственном университете Айовы защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по психологии.

За несколько лет до Второй мировой войны организовал программу передвижных психологических клиник, служивших базой для практики студентов. После войны, во время которой работал авиационным психологом, Келли занял пост профессора и руководителя программы клинической психологии в Государственном университете Огайо.

Теория личности Келли выделяется несколько особняком от основных концепций личности, подчеркивавшего познавательный аспект в содержании структуры личности и ее отношений с миром. Его точка зрения на человека, являющегося, по существу, исследователем, стремящимся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом послужила причиной интереса когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

Теория личности Келли в своей основе имеет понятие «конструктивный альтернативизм», исходя из которого он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Все конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А – это то, что человек объясняет как Л», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница в них связана с тем, какими схемами (конструктами) оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы. Утверждая, что каждый человек является исследователем, Келли, конечно, не отождествлял этой деятельности с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. Исходя из этого образа, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтвердилась, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. В отличие от психоанализа, утверждающего, что люди ориентированы на прошлое, или Рождерса, говорящего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительных объяснениях причин его поступков, поскольку ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего. Теория личности Келли имеет основной постулат, который гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования – подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. Construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически ка­нализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неин­теллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный – неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт  «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом – добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» – субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

— блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

— блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство – общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт – «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Джордж Келли (1905-1966), один из основателей этого направления, считал, что любой человек – это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон. Соответственно предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Любой человек выдвигает гипотезы относительно реальности, с помощью которых пытается предвидеть события жизни и контролировать их, предугадывать будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, какой была вчера или окажется завтра. Люди способны активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли полагал, что они воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт – это идея или мысль, используемые человеком, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности с позиции схожести или контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для этого необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт как черный или белый, без оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: сходство отражает то, в чем близки два предмета, а контраст показывает, в чем они противоположны третьему элементу. Примерами таких конструктов могут быть «умный – глупый», «хороший – плохой», «мужской – женский», «дружеский – враждебный» и т. п.

Конструкт затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой масштаб применимости, который включает в себя все события, при которых данный конструкт релевантен. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Диапазон применимости первого предполагает элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Второй, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.

По предположению ученого, конструкты можно классифицировать следующим образом:

Упредительные классификационные: то, что попало в одну классификацию, исключается из другой; т. е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации и других, и себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

Констелляторные: когда явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированны (например, суждение «Если этот человек – продавец, то он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами»), т. е. если мы относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Предполагающие: открыты для нового опыта, восприятия альтернативных точек зрения, гибкие, могут меняться.

И упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления – конструкты – необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Личностные конструкты представляют собой:

— всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений;

— частные конструкты, которые включают узкий диапазон явлений и возможностей;

— основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека;

— периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя существенным образом основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность благодаря собственным моделям, или конструктам, необходимым для создания непротиворечивой картины мира. Если эта модель помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит ее. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, скорее всего, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность его проверяется как прогностическая эффективность, степень которой может меняться.

Каждый человек обладает уникальной системой подобных конструктов (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они объясняют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, по-разному интерпретируют происходящее. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Любой из нас пытается объяснить ее, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предугадать будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует эти будущие события.

Келли считал, что данная система уникальна для определенного человека и люди расходятся во взглядах именно потому, что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Все организуют их иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но и тем, как они их организуют. Конструкты выстраиваются в пирамиду так, что создаются отношения подчинения между ними.

Иерархия личностных конструктов различна у каждого человека: подчиняющие и подчинительные конструкты в системе у одного вовсе не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил, что если мы знаем, как они организованы личностью, можно правильно судить о ее поведении, т. е. узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Личность и понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые используются для того, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Всякий человек располагает несколькими моделями мышления, каждый день выбирая, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если необходимо сделать выбор, то предпочтение отдается тому, что с большей вероятностью либо расширяет понимание человеком мира, либо уточняет структур константов. Она разрабатывается в направлении или определения, или расширения.

Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, предполагает опору на прежний опыт, использование конструкта известным способом. Расширение – выбор такой альтернативы, которая позволит расширить понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует его для прогноза события, которое ранее было человеку неизвестно. В новой или неопределенной ситуации личность осуществляет ряд действий: ориентировка – выбор – исполнение, т. е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Это происходит благодаря оценке того, какой альтернативный конструкт с наибольшей вероятностью приведет к расширению или к определению системы, и выбранная в результате этого модель определит поведение человека. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то другими станут его поведение и жизнь. Система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать порядок событий. Система личностных конструктов – это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменений внутри структур, к которым они относятся. Новации в отношениях со значимыми другими заставляют меняться и наши конструкты.

Если два человека разделяют общие взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести себя будут сходным образом. Люди похожи друга на друга не потому, что пережили одинаковые события, и не потому, что их поведение сходно. Это происходит по той причине, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. Представители одной культуры похожи по поведению, конструктам. Культурные различия коренятся в неодинаковости этих моделей мышления, к которым прибегают люди.

Социальное взаимодействие состоит в первую очередь из попыток одного человека понять, как другой осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, необходимо интерпретировать хотя бы часть системы конструктов другого человека. Надо также поставить себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное понимание жизненных представлений. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как данный человек воспринимает мир. Воспринимающие мир сходным образом скорее обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто видит мир по-разному. Келли объяснял эмоциональные состояния с помощью понятия конструкты.

Например, состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если тот осознает, что присущие ему конструкты не подходят для предсказания событий, с которыми он сталкивается. Система конструктов включает стержневые роли (это профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия; возникнет чувство вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает в том случае, когда человек осознает, что его модели мышления могут быть существенно изменены вследствие их неминуемой «встряски».

Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает в том случае, когда человек, не признавая, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и нуждаются в пересмотре, пытается заставить окружающих вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства – это личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на очевидную его неполноценность. В этом случае проявляется непригодность системы конструктов для достижения целей человека, который не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и его овладении. Келли предполагал, что депрессия появляется обычно у того, чье перцептивное поле сокращено до минимума (так как сузились интересы), кто испытывает трудности в принятии даже самых незначительных решений, когда сокращается система конструктов.

Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить эту систему, улучшить ее прогностическую эффективность, содействовать клиенту в развитии и апробировании новых гипотез и конструктов, сделать доступными факты, позволяющие проверить выдвинутые гипотезы, сформировать или реорганизовать систему в более прогностически эффективную. Тогда человек сможет осознать и проинтерпретировать и ситуации, и себя иначе и сам обретет большую эффективность.

Контрольные вопросы

1 Назовите основы когнитивной теории личности Дж. Келли.

2 Перимущества методологического подхода Дж. Келли в изучении личности и индивидуальности.

3 Сравните когнитивную теорию личности с гуманистической.

4 В чем суть теория личностных конструктов: основные концепции и принципы.

5 Объясните, что понимается под основным постулатом.

6 Назовите основные положения Келли относительно природы человека.

 

Тесты для самоконтроля

1 Философское положение Дж. Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению всей интерпретации событий и взгляду на объективную реальность с разных точек зрения, называется:

А) теория вариаций;

В) конструктивный реализм;

С) конструктивный альтернативизм;

D) альтруизм;

Е) и дентификация.

2 Выберите сколько элементов необходимо для формирования личностного конструкта?:

А) 2;

В) не меньше трех;

С) 4;

D) не больше двух;

Е) 1.

3 Выберите категорию мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт (по мнению психологов когнитивного направления):

А) личностная стратегия;

В) личностный резонанс;

С) личностный конструкт;

D) индивидуально-психологические особенности личности;

Е) идентификация.

4 Основателем первого Центра когнитивных исследований является:

А) Ж. Пиаже;

В) Дж. Келли;

С) У. Найсер;

D) Дж. Миллер;

Е) А. Адлер.

5 По мнению когнитивных психологов, наиболее подходящей моделью мышления человека является:

А) человекообразные приматы;

В) социальные насекомые;

С) компьютерные программы;

D) дельфины;

Е) крысы.

6 Метод психотерапии, разработанный Дж. Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя и свои жизненные ситуации

А) логотерапия;

В) терапия изменения установки;

С) терапия фиксированной роли;

D) арттерапия;

Е) библиотерапия.

7 Какое из этих предположений не выводил в своей теории Дж. Келли?

А) «вывод о частности»;

В) «вывод об индивидуальности»;

С) «вывод о содружестве»;

D) «вывод об общности»;

Е) все ответы верные.

8 В соответствии с психологией личностных конструктов (Дж. Келли), человек – это…

А) учёный, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний;

В) механизм, приводимый в движение инстинктами;

С) квинтэссенция его предыдущего опыта;

D) носитель индивидуально-психологических особенностей;

Е) механизм, приводимый в движение эмоциями.

9 «Личностный конструкт» (по Дж. Келли) – это…

А) способность полагаться на свои внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений;

В) идея или мысль, которую человек использует для анализа своего опыта;

С) накопленный ранее эмпирический опыт человека;

D) идея, которую человек заимствовал у других;

Е) понимание жизненных ситуаций.

10 Основной постулат психологии личностных конструктов Дж. Келли:

А) личность можно изучить эмпирически — но лишь какую-то её сторону в процессе одной процедуры исследования;

В) поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события;

С) не существует двух одинаковых людей;

D) существуют похожие друг на друга люди;

Е) личность нужно наблюдать.

Как ученые изучают разум

Автор Candina Jordan

  • Чем занимается когнитивный психолог?
  • История когнитивной психологии
  • Примеры когнитивной психологии
  • Когнитивная психология Перспективы на практике
  • Карьера в когнитивной психологии

Когнитивная психология — это отрасль психологии, посвященная изучению того, как люди думают . Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

  • Тревожные расстройства
  • Успеваемость
  • Расстройства личности
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Депрессивные расстройства
  • Проблемы в отношениях
  • Расстройства аутистического спектра
  • Травма
  • Эмоциональная регуляция

Когнитивная психология приобрела популярность в 1950–1970-х годах как исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что существует внутренний процесс, происходящий между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете.

Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

Перспективы когнитивной психологии могут быть использованы для улучшения многих сфер жизни, включая то, как дети учатся. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

  • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить информацию, которую вы изучаете
  • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 

  • Болезнь Альцгеймера
  • Проблемы с речью
  • Проблемы с памятью
  • Проблемы с сенсорикой или докторская степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.

    Лучший выбор

    Как ученые изучают разум

    Автор Кандина Джордан

    • Чем занимается когнитивный психолог?
    • История когнитивной психологии
    • Примеры когнитивной психологии
    • Когнитивная психология Перспективы на практике
    • Карьера в когнитивной психологии

    Когнитивная психология — это отрасль психологии, посвященная изучению того, как люди думают . Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

    Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

    Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

    • Тревожные расстройства
    • Успеваемость
    • Расстройства личности
    • Злоупотребление психоактивными веществами
    • Депрессивные расстройства
    • Проблемы в отношениях
    • Расстройства аутистического спектра
    • Травма
    • Эмоциональная регуляция

    Когнитивная психология приобрела популярность в 1950–1970-х годах как исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

    Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

    Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что существует внутренний процесс, происходящий между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете.

    Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

    Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

    Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

    Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

    Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

    Перспективы когнитивной психологии могут быть использованы для улучшения многих сфер жизни, включая то, как дети учатся. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

    Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

    Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

    • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить информацию, которую вы изучаете
    • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

    Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 

    • Болезнь Альцгеймера
    • Проблемы с речью
    • Проблемы с памятью
    • Проблемы с сенсорикой или докторская степень.

Добавить комментарий