Поведенческая и когнитивная психотерапия (когнитивно-поведенческая психотерапия)
Это статья об определенном методе, достаточно популярном в психологической практике, и поэтому нередко использующемся в психологическом консультировании. Мы расскажем подробнее о том, что такое поведенческая и когнитивная психотерапия.
Данная школа психологической помощи и метод работы возникли в результате синтеза психоаналитической и бихевиористской (от англ. behavior – поведение) теорий и интеграции когнитивных (от англ. cognition – познание, узнавание, распознавание, познавательная способность) и поведенческих подходов в психотерапии.
Когниция – общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, ощущение, восприятие, внимание, память), процесс познания человеком мира и себя самого; включает уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей; основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей. Когниции традиционно противопоставляются воле (желаниям) и эмоциям (чувствам). Когнитивный диссонанс, по сути, возникает из-за столкновения несовместимых когниций в сознании человека.
Так сложился познавательно-обучающий подход – как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии. Этот подход, с одной стороны, признает важность внутриличностных факторов в адаптации, а с другой – акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности.
Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:
1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
4) мысли, чувства и формы поведения причинно обусловлены и взаимосвязаны.
Эти положения определяют и главные цели психотерапии: навыки восприятия окружающей действительности, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Человека обучают тонкому восприятию и различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и другие). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений и ожиданий). Клиенту дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.
Поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешние условия (определенный стресс), человек вырабатывает в себе определенную модель поведения – привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать – от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей адаптации.
Таким образом, когнитивная поведенческая терапия обучает тех, кто страдает разного рода проблемами, как себя вести в сложных ситуациях или как совладать с тревожностью или страхами, в этих ситуациях возникающими. В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные).
Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы и разработаны А. Т. Беком в 60-х годах прошлого века. Метод основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально – депрессивных состояний) объяснялось, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы: “Каким я вижу себя?”, “Какое будущее меня ожидает?” и “Каков окружающий мир?” человеком даются неадекватно.
В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им автоматически суждения (“автоматические мысли”) определяют его дискомфортное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.
Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа человек получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа – отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа – строит оптимальное осознание собственных действий.
Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть, в качестве промежуточной переменной выступает мысль (когниция).
Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию конкретного человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты.
Психологические нарушения – это нарушения на когнитивной стадии переработки информации: обозначение, селекция, интеграция, интерпретация, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является коррекция неадекватных когниций. При этом считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы.
Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их адекватными – таковы главные задачи когнитивной психотерапии. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей и предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и клиента при отношениях между ними, близких к партнерским. Клиент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы терапия была успешной, человек должен разделять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления.
Этап логического анализа. Особое внимание обращается на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией – обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций и категорий.
Экспериментальный метод предполагает погружение клиента в значимые ситуации, в том числе по принципу “здесь и теперь”, в присутствии психолога. Обращение внимания человека на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей, обучают его методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Внимание направлено на распознавание неадаптивных когниций.
Этап эмпирического анализа. После этапа обучения умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить клиента рассматривать их объективно. Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.
Этап самонаблюдения имеет своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей проблематики, вызвавшей обращение клиента.
Этап прагматического анализа. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами – следующие этапы когнитивной психотерапии. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем человеком в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Когнитивная психотерапия допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.
Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии. В рамках когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое конкретный человек придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
Когнитивная психотерапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы человек находился в большей гармонии с собственными потребностями и потребностями своего окружения. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадаптивных когниций с использованием выводов из сознательного жизненного опыта. Скрытое символическое значение в высказываниях человека не отыскивается.
Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра
Наш канал на YouTube
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Самонаблюдение (внутренний наблюдатель) и контакт с настоящим позволяют человеку «быть здесь и сейчас» через управление вниманием и вовлечённость в настоящий момент. Принцип «откройся» достигается, если сделать «шаг» назад, отделяя воспоминания и образы от потока мыслей. Вместо того, чтобы убегать или позволить настоящим, подчас неприятным переживаниям захлестнуть разум, стоит открыться встрече с ними, возникающими и исчезающими в своё время. Ценности предполагают нахождение человеком своего личного компаса, наполняющего жизненный путь смыслом, а проактивность выражает эти ценности в деятельности, призывая человека «сделать то, что нужно».
Эти грани образуют собой ядро жизненной силы, ощущаемой вне зависимости от того, какие чувства человек испытывает в данный момент, ведь «в мгновении боли столько же жизни, сколько в мгновении радости». Поэтому психологическая гибкость в способности осознанно действовать, исходя из своих ценностей, является главным ресурсом в повышении качества жизни человека.
Также заслуживает отдельного внимания схема-терапия 90-х, освежающая КПТ идеями из транзактного анализа и гештальт-терапии. По мнению основателя Джефри Янга, для пациентов с пограничным и нарциссическим расстройствами личности эффект КПТ можно увеличить, введя эмоционально-фокусированные техники. Гораздо большее внимание стало обращаться на ранние дезадаптивные схемы пациентов. В этом подходе под «схемой» подразумевается комплекс ригидных (негибких) эмоциональных представлений о себе и реальности, которые сформировались в раннем детстве. В стрессовых ситуациях чувства одиночества или изоляции, собственной дефектности или страха переживаются непропорционально настоящему положению дел – это отражение раненого «внутреннего ребенка», который смотрит на жизнь через линзы дисфункциональных схем. Терапевт окружает специальной заботой раненую «детскую часть» клиента, помогая ему осознать свои внутренние детские и родительские режимы. Далее фокус работы сдвигается на развитие у клиента необходимых навыков и закрепление полезных установок. Они помогают организовать свою повседневную жизнь так, чтобы личные потребности удовлетворялись в режиме ответственного и способного, здорового взрослого.
Когнитивная концептуализация
Согласно когнитивной модели, наше восприятие различных жизненных обстоятельств управляет эмоциями и собственным поведением. Иными словами, не сами по себе жизненные ситуации обуславливают наше самочувствие, а интерпретация или способ, которым мы их истолковываем.
По ходу деятельности у всех возникает множество разнообразных мыслей. Часть сознания сосредоточена на текущем деле, но в то же время ум посещают иные мимолетные оценочные мысли. Это так называемые автоматические мысли. Они не обязательно возникают как результат размышлений или умозаключений, а также не всегда соответствуют действительности в полной мере или вовсе не имеют реального доказательства. Могут быть визуальными или словесными, часто обрывочными и короткими, и возникать словно ниоткуда. Не исключено, что не отдавая себе отчёта в их наличии, вы можете осознавать эмоции, вытекающие из этих мыслей. Например, вы перестаёте получать удовольствие от процесса, вам становится грустно и вы вовсе отказываетесь от задуманного плана, слепо приняв автоматические мысли за реальность.
Однако со временем дисфункциональные автоматические мысли можно научиться предсказывать, обучаясь специальным техникам, а после – скорректировать стоящие за ними глубинные убеждения, которые часто укрепляют ощущение собственной беспомощности или неприятие. Глубинные убеждения – это столь фундаментальные установки, что их часто проблематично даже не чётко выразить, а просто осознать. Эти всеобъемлющие, сверхобобщённые убеждения нелегко корректируются – формируясь с детства, такие идеи предстают перед их носителем как чистая правда просто потому, что «так есть и всегда было». Они сохраняются и существуют благодаря схемам мышления человека, когда он охотно принимает данные, подтверждающие их, преуменьшая или не учитывая значимость доводов, которые бы противоречили глубинному убеждению. КПТ предлагает множество стратегий, позволяющих изменять негативные глубинные убеждения и формировать иной, более реалистичный взгляд на себя, окружающих и на мир в целом. Если вы поймете, что некоторые ваши интерпретации ошибочны, и измените их, то общий эмоциональный фон и самочувствие непременно улучшатся.
Техники и стратегии
Ведущий инструментарий КПТ-терапевта – когнитивные стратегии, но также неизменно применяются техники КПТ и некоторые заимствованные из гештальт-терапии.
Ключевым инструментом является метод сократического диалога – искусства искать истину, отмечая противоречия в суждениях собеседника. Терапевт мягко задаёт вопросы на уточнение и прояснение проблем, их предпосылок и причин, а также на проверку проблемных убеждений, помогая формировать новые взгляды на ситуации и пошаговые решения задач. Терапевт выражает искреннее любопытство и готовность помочь, побуждая клиента оценить дисфункиональную мысль и отыскать для неё адаптивную реакцию. Путём такого тщательного анализа клиент приобретает навык установления точности собственных представлений.
Широко применяется управляемое исследование – терапевт не требует незамедлительного принятия решений и не склоняет к своей точке зрения по поводу глубинных убеждений клиента. Если последний не уверен в чём-то, организуется предварительное проигрывание ситуации, а потом и поведенческий эксперимент для проверки убеждения на дисфункциональность (способствует ли нарушению деятельности). Клиенту нужно проговорить, что и как в этом эксперименте проверяется, рассудить, с какими препятствиями он может столкнуться в его практической реализации, что значит для него подвергнуться трудностям, и как со сложившейся ситуацией можно справиться. В ходе управляемого исследования у клиента выясняется значение собственных мыслей, убеждений в отношении себя, мира и других людей. Попутно терапевт побуждает оценивать, насколько достоверны и полезны для клиента его собственные убеждения. Так многим удаётся изменить проблемные воззрения успешнее, чем только благодаря вербальным техникам в рамках сессий.
Рационально-эмотивная ролевая игра или вопрос-контрвопрос – в особенности эффективная техника, когда умом человек понимает, что убеждение ложно, но верит в него «сердцем». Клиент разыгрывает эмоциональную часть его представлений, поддерживающих дисфункциональное убеждение, а терапевт – рациональную. Затем они меняются ролями, максимально точно воспроизводя доводы друг друга. Когда клиент принимает в расчёт убеждения других людей, он психологически дистанцируется от своих собственных проблемных убеждений. И начинает видеть противоречие между тем, что он принимает за правду или считает правильным в отношении себя, и своими суждениями касательно окружающих.
Не менее важная техника – действия «как если бы. ..». Клиент представляет, как если бы у него не было проблем или он уже сегодня проснулся в желаемом состоянии, то что бы он сделал? Например, «став немного увереннее, я бы наконец заговорил с ней» или «я поборола анорексию и сейчас как никогда здорова, так что вечером я иду в кафе с друзьями». Надо выбрать хотя бы одно нетрудное и реальное действие, которое вполне осуществимо в течение дня. Как преобразования убеждений вызывают перемены в поведении, так и изменения в поведении благоприятствуют преображению убеждений.
Применение крайних контрастов позволяет сравнить себя с кем-нибудь другим – реальным или воображаемым человеком, – у которого качество, имеющее отношение к проверяемому глубинному убеждению, выражено в крайней степени. Эта техника подобна когнитивному континууму, помогающему трансформировать чёрно-белое мышление – человек учится в ситуации, ранее оценённой, как полный провал или успех, отмечать срединные положения. Если поначалу клиент ощущал ситуацию как 100% провальной и 0% успешной, то с проставлением между двумя крайностями делений в 10% он переоценивает ситуацию в новой градации. Часто негативная оценка улучшается, и вредные убеждения начинают «таять».
Когнитивные искажения
Некоторые автоматические мысли истинны, но преимущественно они ошибочны или имеют лишь толику правды. Этой толики бывает достаточно, чтобы незаметно обрасти систематическими когнитивными искажениями. Часть распространённых ошибок мышления:
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — Better Health Channel
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это эффективный метод лечения ряда психических и эмоциональных проблем, включая тревогу и депрессию.
КПТ направлена на то, чтобы помочь вам выявить бесполезные мысли и бросить им вызов, а также изучить практические стратегии самопомощи. Эти стратегии предназначены для того, чтобы вызвать немедленные положительные изменения в качестве вашей жизни.
КПТ может быть полезна всем, кто нуждается в поддержке, чтобы бросить вызов бесполезным мыслям, которые мешают им достичь своих целей или жить той жизнью, которой они хотят жить.
CBT стремится показать вам, как ваше мышление влияет на ваше настроение. Он учит вас думать о себе и своей жизни менее негативно. Он основан на понимании того, что негативное мышление — это привычка, от которой, как и от любой другой привычки, можно избавиться.
Когда КПТ полезна
КПТ используется для лечения ряда психологических проблем, включая:
- тревога
- тревожные расстройства, такие как социальная фобия, обсессивно-компульсивное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство
- депрессия
- низкая самооценка употребление других наркотиков
- проблемы с азартными играми
- расстройства пищевого поведения
- бессонница
- проблемы в браке или отношениях
- определенные эмоциональные или поведенческие проблемы у детей или подростков.
Использование когнитивно-поведенческой терапии для лечения беспокойства
Каждый иногда испытывает тревогу. Тревога служит средством защиты и может повысить вашу работоспособность в стрессовых ситуациях. Например, прилив беспокойства, который часто возникает перед собеседованием при приеме на работу или большой гонкой, может повысить вашу производительность.
Но у некоторых людей чувство беспокойства носит более общий характер. Это означает, что вы всегда чувствуете тревогу или страх, независимо от того, чем вы занимаетесь. Это может быть очень неприятно и мешать вашей повседневной жизни.
Если ваш уровень беспокойства начинает мешать вашей способности функционировать, важно, чтобы вы научились некоторым навыкам справляться с этими тревожными чувствами. Здесь может помочь КПТ. Он фокусируется на изменении моделей мышления и убеждений, которые связаны с тревогой и вызывают ее.
Использование когнитивно-поведенческой терапии для лечения депрессии
Люди с депрессией могут постоянно испытывать негативные чувства по отношению к себе, другим людям и окружающему миру. Эта негативная модель мышления может стать автоматической, так что вы не заметите, когда ваше суждение будет иррациональным или несправедливым по отношению к себе.
КПТ может помочь людям с депрессией, дав вам инструменты, позволяющие бросить вызов негативным мыслям и подавить их более реалистичным и позитивным мыслительным процессом.
КПТ также используется для решения многих других психологических проблем. В некоторых случаях для достижения наилучших результатов могут быть рекомендованы другие формы терапии, используемые одновременно. Поговорите со своим врачом для получения дополнительной информации и рекомендаций.
КПТ и мысли, чувства и поведение
Основная цель КПТ заключается в том, что мысли, чувства и поведение в совокупности влияют на качество жизни человека. Например, сильная застенчивость в социальных ситуациях (социофобия) может исходить из того, что вы думаете, что другие люди всегда будут считать вас скучным или глупым. Это убеждение может вызвать у вас крайнее беспокойство в социальных ситуациях.
Это может привести к определенному поведению в социальных ситуациях, например, к дрожи, потливости, учащенному сердцебиению или другим неприятным симптомам. Тогда вы можете чувствовать себя переполненными негативными эмоциями (например, стыдом) и негативными разговорами с самим собой («Я такой идиот»). Ваш страх перед социальными ситуациями может усиливаться с каждым неудачным опытом.
КПТ направлена на то, чтобы научить людей тому, что можно контролировать свои мысли, чувства и поведение. КПТ помогает вам бросить вызов автоматическим убеждениям и преодолеть их, а также использовать практические стратегии для изменения своего поведения. Результатом являются более позитивные чувства, которые, в свою очередь, приводят к более позитивным мыслям и поведению.
КПТ сочетает в себе когнитивную терапию и поведенческую терапию.
КПТ фокусируется на изменении бесполезных или нездоровых мыслей и поведения. Это комбинация двух видов терапии: «когнитивной терапии» и «поведенческой терапии». В основе обоих этих методов лежит то, что здоровые мысли приводят к здоровым чувствам и поведению.
Когнитивная терапия
Цель когнитивной терапии — изменить ваше отношение к проблеме, которая вызывает беспокойство.
Негативные мысли вызывают саморазрушающие чувства и поведение. Например, тот, кто считает себя недостойным любви или уважения, может чувствовать себя замкнутым в социальных ситуациях и вести себя застенчиво. Когнитивная терапия бросает вызов этим мыслям и предлагает вам более здоровые стратегии.
Доступно множество техник. Один из методов заключается в том, чтобы попросить вас привести доказательства, чтобы «доказать», что вы непривлекательны. Это может включать в себя побуждение вас признать семью и друзей, которые любят и уважают вас. Это свидетельство поможет вам осознать, что ваше убеждение ложно. Это называется «когнитивной реструктуризацией». Вы научитесь определять негативные мысли и бороться с ними, заменяя их более реалистичными и позитивными мыслями.
Поведенческая терапия
Цель поведенческой терапии — научить вас методам или навыкам, позволяющим изменить ваше поведение. Например, человек, который ведет себя застенчиво на вечеринке, может иметь негативные мысли и чувства о себе. Им также может не хватать социальных навыков.
Поведенческая терапия научит вас более полезному поведению. Например, вас могут научить разговорным навыкам, которые вы практикуете в терапии и в социальных ситуациях. Негативные мысли и чувства уменьшаются, когда вы обнаруживаете, что можете получать удовольствие от социальных ситуаций.
Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии
Детали лечения зависят от вашей проблемы. Тем не менее, CBT обычно включает в себя следующее:
- Оценка — это может включать заполнение анкет, которые помогут вам описать вашу конкретную проблему и точно определить тревожные симптомы. Вас будут просить время от времени заполнять формы, чтобы вы и ваш терапевт могли отслеживать ваш прогресс и выявлять проблемы или симптомы, требующие особого внимания.
- Индивидуальное обучение — ваш терапевт предоставляет письменные материалы (например, брошюры или книги), которые помогут вам больше узнать о вашей конкретной проблеме. Поговорка «знание — сила» является краеугольным камнем КПТ. Хорошее понимание вашей конкретной психологической проблемы поможет вам избавиться от необоснованных страхов, что поможет ослабить вашу тревогу и другие негативные чувства.
- Постановка целей — ваш терапевт поможет вам составить список целей, которых вы хотите достичь с помощью терапии (например, вы можете захотеть преодолеть свою застенчивость в социальных сетях). Вы и ваш терапевт разрабатываете практические стратегии, которые помогут достичь этих целей.
- Практика стратегий – вы практикуете свои новые стратегии с терапевтом. Например, вы можете разыграть сложные социальные ситуации или реалистичный внутренний диалог (то, как вы разговариваете сами с собой в своей голове), чтобы заменить нездоровый или негативный внутренний диалог.
- Домашнее задание — предполагается, что вы будете активно участвовать в собственной терапии. Вам предлагается использовать практические стратегии, которые вы практиковали в течение своей повседневной жизни, и сообщать о результатах терапевту. Например, терапевт может попросить вас вести дневник.
КПТ и лекарства
Лекарства не всегда необходимы, но всегда рекомендуется проконсультироваться с врачом общей практики или психиатром. КПТ может быть эффективна при лечении депрессии и тревоги. В других случаях вы и ваш терапевт можете решить, что медикаментозное лечение вместе с когнитивно-поведенческой терапией даст наилучшие результаты. Например, людям с биполярным расстройством обычно помогают лекарства, помогающие контролировать перепады настроения.
Кто предоставляет CBT?
Консультанты, психологи, социальные работники в области психического здоровья и терапевты могут проводить когнитивно-поведенческую терапию либо на индивидуальных терапевтических сеансах, в небольших группах, либо онлайн. Вас учат логически смотреть на доказательства ваших негативных мыслей и корректировать то, как вы смотрите на мир вокруг себя.
Терапевт даст «домашнее задание» между сеансами. Как правило, требуется от 6 до 10 сеансов, но количество будет варьироваться от человека к человеку.
Совсем недавно был разработан ряд онлайн-программ (например, moodgymExternal Link и This Way UpExternal Link) для проведения когнитивно-поведенческой терапии людям в их собственных домах.
Вопросы, которые необходимо рассмотреть перед выбором КПТ
Прежде чем выбрать КПТ, вы можете рассмотреть следующие вопросы:
- КПТ может быть не лучшей формой терапии для людей с любым типом заболеваний головного мозга или травм, нарушающих их рациональное мышление.
- КПТ требует от вас активного участия в лечении. Например, вас могут попросить вести подробный дневник мыслей, чувств и поведения. Если вы не готовы приступить к работе, вы можете быть разочарованы результатами когнитивно-поведенческой терапии.
- КПТ предполагает тесные рабочие отношения между вами и вашим терапевтом. Профессиональное доверие и уважение важны. Если вам не понравился терапевт на первом собеседовании, поищите другого.
- Хотя когнитивно-поведенческая психотерапия считается краткосрочной формой психотерапии, вам могут потребоваться месяцы или больше, чтобы успешно бросить вызов и преодолеть нездоровые модели мышления и поведения. КПТ может вас разочаровать, если вы ищете «быстрое решение».
Где можно получить помощь
- Ваш врач общей практики
- Психолог
- Психиатр
- Консультант
- Отношения АвстралияВнешняя ссылка Тел. 1300 364 277
- Федерация психотерапии и консультирования Австралии (PACFA)Внешняя ссылка Тел. (03) 9486 3077
- 1800 RESPECTВнешняя ссылка Тел. 1800 737 732
- Beyond BlueВнешняя ссылка Тел. 1300 224 636
- MensLine AustraliaВнешняя ссылка Тел. 1300 789978
- QLifeВнешняя ссылка Тел. 1800 184 527
- Австралийское психологическое обществоВнешняя ссылка Тел. (03) 8662 3300 или 1800 333 497
- Центр восстановления тревоги ВикторияВнешняя ссылка Тел. (03) 9830 0533 или 1300 269 438
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
0004 Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это тип психотерапевтического лечения, который помогает людям понять мысли и чувства, влияющие на поведение. КПТ обычно используется для лечения широкого спектра расстройств, включая фобии, зависимость, депрессию и тревогу. Когнитивно-поведенческая терапия, как правило, краткосрочна и направлена на то, чтобы помочь людям справиться с очень конкретной проблемой. В ходе лечения люди учатся выявлять и изменять деструктивные или тревожные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение.
Основы когнитивно-поведенческой терапии
Основная концепция когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, что мысли и чувства играют фундаментальную роль в поведении. Цель когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, чтобы научить людей тому, что, хотя они не могут контролировать каждый аспект окружающего мира, они могут контролировать то, как они интерпретируют вещи в своем окружении и поступают с ними. В последние годы когнитивно-поведенческая терапия становится все более популярной как среди потребителей психического здоровья, так и среди специалистов по лечению. КПТ также подтверждается эмпирически и, как было показано, эффективно помогает людям преодолеть широкий спектр неадекватного поведения. Существует ряд различных подходов к когнитивно-поведенческой терапии, которые регулярно используются специалистами в области психического здоровья. Эти типы включают рационально-эмотивную терапию, когнитивную терапию и мультимодальную терапию.
Компоненты когнитивно-поведенческой терапии
Люди часто испытывают мысли или чувства, которые усиливают или усугубляют ошибочные убеждения. Такие убеждения могут привести к проблемному поведению, которое может повлиять на многие сферы жизни, включая семью, романтические отношения, работу и учебу. Например, человек, страдающий низкой самооценкой, может испытывать негативные мысли о своих способностях или внешности. В результате этих негативных моделей мышления человек может начать избегать социальных ситуаций или упускать возможности для продвижения по службе или в школе.
Чтобы бороться с этими деструктивными мыслями и поведением, когнитивно-поведенческий терапевт начинает с того, что помогает человеку определить проблемные убеждения. Этот этап, известный как функциональный анализ, важен для изучения того, как мысли, чувства и ситуации могут способствовать неадекватному поведению. Этот процесс может быть трудным, особенно для пациентов, которые борются с самоанализом, но в конечном итоге он может привести к самопознанию и озарению, которые являются неотъемлемой частью процесса лечения.
Вторая часть когнитивно-поведенческой терапии фокусируется на фактическом поведении, которое усугубляет проблему. Человек начинает изучать и практиковать новые навыки, которые затем можно использовать в реальных ситуациях.
В большинстве случаев когнитивно-поведенческая терапия представляет собой постепенный процесс, который помогает человеку делать постепенные шаги к изменению поведения. Кто-то, страдающий от социальной тревожности, может начать с того, что просто вообразит себя в вызывающей тревогу социальной ситуации. Затем человек может начать практиковать разговоры с друзьями, семьей и знакомыми. Постепенно продвигаясь к более крупной цели, процесс кажется менее пугающим, а цель кажется более легкой для достижения.
Использование когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения людей, страдающих широким спектром расстройств, включая тревогу, фобии, депрессию, зависимость и различные неадекватные формы поведения.