Когнитивная психология. Большая российская энциклопедия
Научные направления
- Области знаний:
- Когнитивная психология
- Область знания:
- Психология
- Исторический период:
- Новейшее время
Когнити́вная психоло́гия, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й половины 20 в. и начала 21 в. Исследует когнитивные процессы – восприятие, внимание, память, обучение, воображение, речевую и невербальную коммуникацию, мышление, а также состояния сознания, эмоции и мотивацию в контексте познавательной и практической активности человека.
Когнитивная психология формировалась под влиянием практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами (инженерная психология, эргономика) и поддержки процессов обучения. Эти задачи не могли быть решены в рамках доминировавшего в американской психологии до 1960-х гг. бихевиоризма, ориентированного на лабораторные эксперименты с животными. В отличие от бихевиоризма когнитивная психология не только вновь поставила ментальные (т. е. относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекции), которые, однако, не рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью более объективных экспериментальных процедур естественно-научного типа.
Непосредственными предшественниками когнитивной психологии были создатели гештальтпсихологии, исследователи интеллектуального развития ребёнка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и некоторые представители необихевиоризма, признававшие существование внутренних репрезентаций окружения (таких, как открытые Э. Толменом у крыс когнитивные карты). Важную роль для становления когнитивной психологии сыграл анализ нарушений познавательных функций и речи в нейропсихологии (А. Р. Лурия, Д. Хебб и др.). В середине 20 в. вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов практически заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в работах по искусственному интеллекту воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в работах О. Зельца, представителя Вюрцбургской школы. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.
В ранний период развития когнитивной психологии центральное место занимали исследования внимания, и в особенности памяти. На базе т. н. компьютерной метафоры структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание – как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Д. Бродбент), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков (Р. Аткинсон и др.): очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (рабочая память) и долговременного (семантическая память).
С конца 1980-х гг. когнитивная психология стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название «когнитивная наука», что привело к значительному расширению методического арсенала и задач исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети. В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.
Благодаря новым методам трёхмерного картирования работы мозга в начале 21 в. были значительно уточнены представления о мозговой локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными когнитивных процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх различных систем внимания (системы бдительности, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической памяти), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).
Заметную роль в современной когнитивной психологии играет использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в некотором предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии практической деятельности и тренировки навыков, для анализа которой часто используются психофизиологические методы, а также регистрация глазодвигательной активности.
В силу междисциплинарного характера большинства проблем когнитивной психологии их исследование в ряде случаев теряет узкопсихологическую специфику, уступая нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям, лингвистическим теориям (см. Когнитивная лингвистика), компьютерным и математическим моделям.
Величковский Борис МитрофановичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 11:27 (GMT+3)
Психотерапевтическая и психологическая помощь в клинике Центра когнитивной психологии во Владивостоке
Высокий темп жизни, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции напрямую влияют на наше психологическое состояние. Более успешен тот, кто лучше справляется со стрессами, испытывает меньший дискомфорт в сложных ситуациях. Но в трудной жизненной ситуации даже самым стойким из нас может понадобиться помощь психолога или психотерапевта.
Центр когнитивной психологии во Владивостоке оказывает квалифицированную психологическую помощь, повышая качество жизни наших людей. Мы используем в работе научно подтвержденный метод когнитивно-поведенческой терапии, дающий быстрые положительные результаты.
Как работают психологические методы
Человеку, столкнувшемуся с психологической проблемой, важно знать, что он не один, и кто-то разделяет его переживания. Поэтому первая задача психолога — установить доверительные отношения с клиентом.
Клиенту важно знать, что его проблема имеет решение, и он вместе с психологом сможет его найти. Чтобы решение «сработало», рядом должен быть кто-то, кто поддержит и поможет, т.е. опытный и квалифицированный психолог.
Основные направления нашей работы
Психологи и психотерапевты центра оказывают следующие услуги:
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальная и групповая психотерапия;
- семейное консультирование;
- психологическая помощь детям и подросткам;
Мы нацелены на то, чтобы уже первая встреча с психологом принесла облегчение, и приблизила улучшение ситуации. Большинство клиентов отмечают позитивные изменения уже после первичной консультации.
В каких случаях мы сможем помочь
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- депрессии;
- чувство одиночества;
- конфликтность, повышенная агрессивность;
- любые зависимости;
- неудача в карьере;
- проблемы в отношениях;
- последствия развода;
- психосоматические заболевания.
Детский и подростковый педагоги-психологи помогут решить проблемы с детьми, и дадут рекомендации по выходу из кризисной ситуации.
Гарантируем индивидуальный подход и полную анонимность.
Если вам или вашим близким необходима помощь психолога или психотерапевта, записывайтесь на прием в наш центр во Владивостоке. Мы поможем в любой ситуации, какой бы сложной она не казалась. Важно знать, что изменения к лучшему возможны, надо только сделать первый шаг.
Когнитивная психология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Advances in Cognitive Psychology
Advances in Cognitive Psychology (ACP) — это рецензируемый научный журнал с открытым доступом, охватывающий все области и аспекты когнитивной психологии человека, включая, помимо прочего, восприятие, внимание, память, социальное познание, и языковая обработка в поведенческой, когнитивной, психофизиологической и нейропсихологической точек зрения, а также в науке, основанной на компьютерах и моделировании. Мы приветствуем оригинальные эмпирические и теоретические статьи, а также репликации, отчеты о нулевых результатах и обзоры литературы. ACP также продвигает и поощряет открытую науку, предварительную регистрацию исследования и является сообществом коллег в зарегистрированных отчетах (PCI RR) — дружественный журнал. Мы также внесены в ряд основных баз данных, включая PubMed, Scopus, JCR и PsycINFO.
Достижения в области когнитивной психологии финансируется Министерством образования и науки (Ministerstwo Edukacji i Nauki) в рамках программы «Развитие науки», RCN/SN/0494/2021/1.
Глаз эмоций: движение глаз во время эмоционального мышления о будущем
- РЕЗЮМЕ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
- СКАЧАТЬ (223 КБ)
- СИТЕ
APA
Эль Хадж М. и Мустафа А. А. (2023). Глаз эмоций: движение глаз во время эмоционального мышления о будущем.
Резюме
Мысль о будущем тесно связана с эмоциями, поскольку проецирование себя в будущее обычно включает в себя построение позитивных ситуаций, которых человек стремится достичь, или негативных ситуаций, которые человек стремится избежать. Таким образом, в текущем исследовании оценивали движение глаз в нейтральном, положительном, и негативное мышление о будущем. Мы предложили участникам представить себе нейтральное, прошлое и негативное будущее. события, в то время как их путь сканирования был записан устройством отслеживания взгляда. Анализ показал больше и более короткие фиксации при положительном и отрицательном эмоциональном мышлении, чем при нейтральном мышлении о будущем. Статистически значимых различий между нейтральным и положительным или отрицательным не наблюдалось. будущие размышления о количестве, продолжительности или амплитуде саккад. Сравнения между позитивное и негативное мышление о будущем не продемонстрировало существенных различий по характеристикам фиксаций или саккад. По сравнению с нейтральным мышлением о будущем эмоциональное мышление о будущем может включать менее сложное визуальное представление. Однако позитивное и негативное мышление о будущем может инициировать аналогичную обработку визуальных представлений.
Ключевые слова: эмоции эмоциональное мышление будущего движение глаз будущее мышление
Структура государственной надежды: тестирование альтернативных моделей на основе польской версии шкалы государственной надежды
- АННОТАЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
- СКАЧАТЬ (329 КБ)
- СИТЕ
APA
Мельничук Э., Лагуна М., Завадска-Яблоновска А. и Земба М. (2023). Структура государственной надежды: тестирование альтернативных моделей на основе польской версии шкалы государственной надежды. Достижения в области когнитивной психологии, 19 (2), 111-122. https://doi.org/10.5709/acp-0383-y
Резюме
Надежда, определяемая как когнитивный набор убеждений относительно деятельности, связанной с целью и включающая агентное мышление и мышление путей, считается как относительно стабильной предрасположенностью, так и как сиюминутное состояние. Чтобы расширить знания о государственной надежде, мы проверили ее измерение путем тестирования Альтернативные факторные модели. С помощью двух поперечных исследований мы стремились подтвердить факториал. структура польской версии Шкалы государственной надежды (SHS-PL). В исследовании 1 приняли участие 242 польских сотрудника. (158 женщин) в возрасте 18–64 лет, а в исследовании 2 участвовало 953 взрослых поляка (704 женщины) в возрасте от 18 до 75 лет. Результаты показали, что модель бифактора была лучшим представлением структуры государственной надежды. Он одновременно отражает глобальный аспект государственной надежды и ее два конкретных измерения: агентность и пути. Результаты также показали, что баллы SHS-PL показали полную скалярную инвариантность по полу и по двум возрастным группам. Наконец, общий балл, как а также шкалы агентства и путей достижения приемлемого уровня надежности (в обоих исследованиях, коэффициент α Кронбаха был выше 0,85 по всем шкалам) и достоверность: корреляции SHSPL баллы с диспозиционной надеждой и с положительным и отрицательным аффектом соответствовали теоретически ожидаемая схема результатов. Результаты предоставляют доказательства, подтверждающие постулируемую структуру государственной надежды и утвердить новую польскоязычную версию своей меры.
Ключевые слова: надежда психометрические свойства факторная структура
Опросник здоровья пациента – 4: факторная структура, инвариантность измерений, латентный профиль, анализ симптомов тревоги и депрессии и результаты скрининга у взрослых в Польше
- РЕФЕРАТ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
- СКАЧАТЬ (713 КБ)
- СИТЕ
APA
Ларионов П. и Мудло-Глагольска К. (2023). Опросник здоровья пациента-4: факторная структура, инвариантность измерений, анализ латентного профиля тревожных и депрессивных симптомов и результаты скрининга у взрослых поляков. Достижения в области когнитивной психологии, 19 (2), 123-137. https://doi.org/10.5709/acp-0384-9
Резюме
Скрининговая оценка тревожных и депрессивных симптомов имеет большое значение для предотвращения проблемы с психическим здоровьем. Настоящее исследование направлено на (а) изучение факторной структуры, измерение неизменность, надежность и временная стабильность польской версии Опросника здоровья пациента – 4 (PHQ-4), разработанный для измерения симптомов тревоги и депрессии, (b) оценить распространенность этих симптомов в разных возрастных и гендерных группах с февраля по июль 2022 г., и (c) определить латентные субпопуляции женщин и мужчин на основе их тревожности и депрессии. уровни симптомов. Выборка включала 2557 взрослых поляков (1730 женщин, 811 мужчин и 16 небинарные люди) в возрасте 18–78 лет (M = 27,18, SD = 12,29).). Польская версия PHQ-4 была использовал. Были проведены многогрупповой подтверждающий факторный анализ и анализ латентного профиля (LPA). Польская версия PHQ–4 имела предполагаемую двухфакторную структуру и была неизменной в зависимости от возраста. и гендерные категории, и в целом проявляли сильные психометрические свойства. На основе пороговые значения для подшкал тревоги и депрессии ≥3, более половины женщин и мужчин в трех возрастных группах (18–29, 30–44 и 45–59 лет) были положительно исследованы на тревожность и/или депрессия, и более одной трети женщин в возрасте 60–78 лет и мужчин в возрасте 60–76 лет прошли скрининг. положительно для обоих расстройств. Мы выделили (по LPA) и описали четыре общие субпопуляции как для женщин, так и для мужчин. Выявлены группы риска по психическим расстройствам (женщины, мужчины в возрасте 30–44 лет, небинарные и молодые люди в целом, а также безработные, менее образованные и одинокие люди).