Когнитивные науки что это – КОГНИТИВНАЯ НАУКА • Большая российская энциклопедия

КОГНИТИВНАЯ НАУКА • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Б. М. Величковский

КОГНИТИ́ВНАЯ НАУ́КА, ис­сле­ду­ет по­зна­ва­тель­ные (ког­ни­тив­ные)про­цес­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния моз­га и ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. К. н. вклю­ча­ет в се­бя ряд об­лас­тей пси­хо­ло­гии (пре­ж­де все­го ког­ни­тив­ную пси­хо­ло­гию), ин­фор­ма­ти­ки (в осо­бен­но­сти раз­ра­бот­ки в об­лас­ти ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та, ком­пь­ю­тер­но­го зре­ния и ней­рон­ных се­тей), лин­гвис­ти­ки (ког­ни­тив­ная линг­ви­сти­ка), фи­ло­со­фии, ней­ро­фи­зио­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии и др. на­ук, яв­ля­ясь, по­доб­но на­тур­фи­ло­со­фии, мас­штаб­ной по­пыт­кой соз­да­ния еди­ной нау­ки о взаи­мо­свя­зи при­ро­ды и мыш­ле­ния че­ло­ве­ка. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ког­ни­тив­но­го под­хо­да яв­ля­ет­ся ак­цент на оп­ре­де­ляю­щей ро­ли зна­ний в ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния. Зна­ния по­ни­ма­ют­ся как внут­рен­ние ре­пре­зен­та­ции (мен­таль­ные мо­де­ли) сре­ды и са­мо­го ор­га­низ­ма, ко­то­рые мо­гут быть как осоз­нан­ны­ми (экс­пли­цит­ны­ми), так и не­осоз­нан­ны­ми (им­пли­цит­ны­ми). Сло­во «ког­ни­тив­ный» в уз­ком смыс­ле от­носит­ся к про­цес­сам при­об­ре­те­ния, хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния зна­ний. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва к не­му от­но­сят так­же «ме­та­ког­ни­тив­ные» зна­ния о зна­нии, со­дер­жа­ния вос­при­ятия, со­цио­куль­тур­ные нор­мы и сте­рео­ти­пы, а ино­гда и моз­го­вые ме­ха­низ­мы, эмо­ции, по­ве­де­ние. Эта мно­го­знач­ность от­ра­жа­ет раз­но­об­ра­зие кон­тек­стов ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ний, су­ще­ст­во­ва­ние не­сколь­ких па­ра­дигм, со­от­но­ше­ние ко­то­рых из­ме­ня­ет­ся в хо­де раз­ви­тия ког­ни­тив­ной нау­ки.

Тер­мин «К. н.» поя­вил­ся в 1970-х гг.; пер­вая кон­фе­рен­ция по К. н. со­стоя­лась в 1979 в Сан-Дие­го (США). В сво­их ис­то­ках К. н. вос­хо­дит к ра­цио­на­ли­стич. тра­ди­ции в по­ста­нов­ке про­блем по­зна­ния, пред­став­лен­ной кон­цеп­ция­ми Р. Де­кар­та, Г. В. Лейб­ни­ца и И. Кан­та. В то же вре­мя пред­ста­ви­те­ли К. н. ори­ен­тиру­ют­ся на ме­то­до­ло­гию по­зи­ти­виз­ма, под­чёр­ки­вая зна­че­ние эм­пи­ри­че­ских, пре­ж­де все­го экс­пе­ри­мен­таль­ных, ис­сле­до­ва­ний, по­лу­чив­ших раз­ви­тие в фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии. Важ­ный ис­точ­ник К. н. свя­зан с ло­ги­ко-ма­те­ма­тич. и се­мио­тич. ра­бо­та­ми, за­ло­жив­ши­ми ос­но­ву для воз­ник­но­ве­ния ки­бер­не­ти­ки и ком­пь­ю­тер­ной ре­во­лю­ции 2-й пол. 20 в.

Пер­во­на­чаль­но объ­е­ди­не­ние дис­ци­п­лин про­ис­хо­ди­ло в рам­ках вы­чис­ли­тель­но­го под­хо­да (англ. computational ap­proach), при ко­то­ром вся­кая тео­рия долж­на бы­ла в яв­ном ви­де стро­ить­ся как ма­те­ма­тич. мо­дель или ком­пь­ю­тер­ная про­грам­ма. Центр. по­ло­же­ние в К. н. за­ни­ма­ли ра­бо­ты в об­лас­ти ис­кусств. ин­тел­лек­та, на­прав­лен­ные на мо­де­ли­ро­вание функ­ций па­мя­ти, ре­пре­зен­та­ции язы­ко­вых зна­че­ний и про­цес­сов ре­ше­ния за­дач. Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мы этих и др. ког­ни­тив­ных про­цес­сов прак­ти­че­ски не ин­те­ре­со­ва­ли ис­сле­до­ва­те­лей, т. к. счи­та­лось, что про­грамм­ная реа­ли­за­ция не за­ви­сит от кон­крет­но­го суб­стра­та (по­доб­но от­но­си­тель­ной не­за­ви­си­мо­сти про­грамм­но­го обес­пе­че­ния от уст­рой­ст­ва ком­пь­ю­те­ра). С по­яв­ле­ни­ем в кон. 20 в. но­вых ме­то­дов трёх­мер­но­го кар­ти­ро­ва­ния ра­бо­ты моз­га (англ. brain imaging) си­туа­ция из­ме­ни­лась. На пер­вый план вы­дви­ну­лась ког­ни­тив­ная ней­ро­нау­ка, та­кие за­да­чи, как вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия функ­цио­наль­ных сис­тем моз­га, их свя­зи с фе­но­ме­нами соз­на­ния и по­зна­ва­тель­ной ак­тивно­сти. Мо­де­ли­ро­ва­ние ста­ло осу­ще­ст­в­лять­ся пре­им. с по­мо­щью ис­кусств. ней­рон­ных се­тей, до­пус­каю­щих эле­мен­тар­ные фор­мы обу­че­ния и учёт кон­тек­ста. В свя­зи с рас­шиф­ров­кой ге­но­ма че­ло­ве­ка воз­рос ин­те­рес к по­ис­ку ге­не­тич. ос­нов отд. ког­ни­тив­ных функ­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий (ког­ни­тив­ная ге­но­ми­ка). Про­ис­хо­дит сбли­же­ние К. н. с раз­де­ла­ми ней­ро­фи­зио­ло­гии и био­ло­гии, изу­чаю­щи­ми эмо­цио­наль­ную и мо­ти­ва­ци­он­ную ре­гу­ля­цию по­ве­де­ния (аф­фек­тив­ная ней­ро­нау­ка), а так­же с по­ис­ком со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов транс­ля­ции куль­тур­но-ис­то­рич. опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия).

Раз­ви­тие К. н. сти­му­ли­ру­ет­ся ря­дом об­ще­на­уч­ных и фи­лос. про­блем, свя­зан­ных, напр., с вы­яс­не­ни­ем ро­ли ра­цио­наль­но­го мыш­ле­ния в при­ня­тии ре­ше­ний (Г. Сай­мон и Д. Ка­не­ман). Др. груп­па про­блем свя­за­на с изу­че­ни­ем при­ро­ды мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. По мне­нию од­но­го из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ки – Дж. Ла­коф­фа, все зна­че­ния име­ют в сво­ей ос­но­ве те­лес­ные ощу­ще­ния. Пред­ста­ви­те­ли т. н. эко­ло­гич. под­хо­да (Дж. Гиб­сон и его по­сле­до­ва­те­ли) стре­мят­ся во­об­ще от­ка­зать­ся от по­ня­тия «мен­таль­ные ре­пре­зен­та­ции», пе­ре­ори­ен­ти­руя ис­сле­до­ва­ния по прин­ци­пу «Не спра­ши­вай, что внут­ри тво­ей го­ло­вы, а спра­ши­вай, внут­ри че­го твоя го­ло­ва». Ак­ту­аль­ной для К. н. ос­та­ёт­ся клас­сич. про­бле­ма субъ­ек­та ак­тив­но­сти, в ча­ст­но­сти, как ги­по­те­тич. внут­рен­не­го на­блю­да­те­ля, «рас­смат­ри­ваю­ще­го» мен­таль­ные ре­пре­зен­та­ции внеш­них объ­ек­тов (од­ним из ва­ри­ан­тов этой про­бле­мы яв­ля­ет­ся про­бле­ма по­ни­ма­ния ре­чи: ес­ли мы по­ни­ма­ем об­ра­щён­ную к нам речь, пе­ре­во­дя её на ги­по­те­тич. язык мыс­ли, то как мы по­ни­ма­ем этот язык мыс­ли?), а так­же про­бле­ма сво­бо­ды во­ли и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка за его по­ступ­ки (в свя­зи с изу­че­ни­ем ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов при­ня­тия ре­ше­ний и ини­циа­ции про­из­воль­ных и не­про­из­воль­ных дей­ст­вий).

На­ря­ду с фун­дам. ис­сле­до­ва­ния­ми всё бо­лее ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся прак­тич. при­ло­же­ния К. н. Так, ког­ни­тив­ная ней­роп­си­хо­ло­гия и ней­роп­си­хи­ат­рия иг­ра­ют ве­ду­щую роль в реа­би­ли­та­ции па­ци­ен­тов с по­ра­же­ния­ми моз­га и за­бо­ле­ва­ния­ми цен­траль­ной нерв­ной сис­те­мы. За­да­чей ког­ни­тив­ной эр­го­но­ми­ки яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция гра­фич. и ре­че­вых ин­тер­фей­сов, обес­пе­чи­ваю­щих взаи­мо­дей­ст­вие че­ло­ве­ка и ком­пь­ю­те­ра. К чис­лу воз­ни­каю­щих ког­ни­тив­ных тех­но­ло­гий от­но­сят­ся тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти, ин­тер­фей­сов, чув­ст­ви­тель­ных к вни­ма­нию и на­ме­ре­ни­ям поль­зо­ва­те­ля, ме­то­ды функ­цио­наль­ной ней­ро­ви­зуа­ли­за­ции, тех­но­ло­гии ди­аг­но­сти­ки эмо­ций, ан­тро­по­морф­ных аген­тов и др. Раз­ви­тие ког­ни­тив­ных тех­но­ло­гий тес­но свя­за­но с био-, на­но- и ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­гия­ми.

bigenc.ru

Когнитивные науки — это… Что такое Когнитивные науки?


Когнитивные науки

Когнитивные науки

Когнитивная наука в самом широком смысле слова — совокупность наук о познании — приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания, в узком смысле — «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний».

Основные составляющие когнитивной науки

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Когнитивное картирование
  • Кого ты хотел удивить?

Смотреть что такое «Когнитивные науки» в других словарях:

  • Когнитивные науки —  Когнитивные науки  ♦ Cognitives, Sciences    Науки и научные дисциплины, объектом которых являются познание и способы познания. Таковы нейробиология, логика, лингвистика, информатика (наука об искусственном разуме), психология и даже философия… …   Философский словарь Спонвиля

  • Когнитология, когнитивные науки — новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной …   Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

  • КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ — господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ — комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Когнитивные процессы — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… …   Википедия

  • Междисциплинарные науки — Раздел науки → изучает Междисциплинарные науки  → сотрудничество с общей научной целью …   Википедия

  • картографирование науки —         КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАУКИ. В эпистемологии и философии науки интерес к тематическому строению науки был вызван общей эволюцией научного знания. К 70 80 гг. 20 в. фронт таких исследований значительно расширяется, интенсивное развитие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • философия науки —         ФИЛОСОФИЯ НАУКИ специальная философская дисциплина, предметом которой является структура и развитие научного знания. Исторически также философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ — проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико математических, естественно научных, инженерно технических, социальных и… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Фрейм (социальные науки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрейм. Фрейм  понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких как  социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.) означающее в общем виде смысловую …   Википедия


dic.academic.ru

КОГНИТИВНАЯ НАУКА — это… Что такое КОГНИТИВНАЯ НАУКА?


КОГНИТИВНАЯ НАУКА
КОГНИТИВНАЯ НАУКА
(от лат. cognito — познание; англ. cognitive science — наука о процессах познания) — область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: эпистемологию, когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.
Основания К.н. были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Дж. Буля, что мы шл ен ие есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информацию правомерно представить как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит — это двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1). Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению мозга. Уже в 1948 У. Мак-Каллок и У. Пите выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации в принципе может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К.н. внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится скорее правилом, чем исключением.
Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К.н. оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений. Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных компьютерных моделей (напр., разработанная еще в 1958 А. Ньюэллом и Г. Саймоном программа «Логичный теоретик»), которые в принципе могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Др. направление связано с разработкой экспертных систем, т.е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач.
В К.н. разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход — сим-волицизм (symbolicism) — рассматривает мышление в терминах обработки символьной информации. Второй подход — коннекционизм (connectionism) — исходит из аналогии мыслительных процессов множеству соединений между узлами в сети. К.н. стремится дать объяснения лишь тем механизмам, участвующим в ментальных процессах, которые эмпирически фиксируются психологией, напр. — рассуждения, планирование, распознавание объектов и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА
    КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) — комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей. Включает в себя исследования, проводимые в таких областях, как эпистемология, когнитивная психология, лингвистика, психолингвистика, психофизиология, нейробиолошя и компьютерная наука. Основания когнитивной науки были заложены исследованиями математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936). Ему удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил в 1948, что каждый элемент информации может быть представлен как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено с помощью двоичной системы счисления (в битах). К. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению мозга. Уже в 1948 У. Мак-Каллох и В. Питгс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации в принципе может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление когнитивной науки внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием технических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится общепринятым подходом. Серьезное влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в когнитивной науке оказала компьютерная революция, быстрое развитие вычислительной техники. В результате здесь постепенно стало доминирующим направление, ориентированное на создание новых когнитивных компьютерных моделей (напр., разработанная еще в 1958 программа Логический Теоретик), которые в принципе могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление связано с разработкой экспертных систем, т. е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач. Современные компьютерные когнитивные модели находят все более широкое применение в самых разнообразных областях науки, в той или иной мере касающихся человеческого познания, — нейрофизиологии, когнитивной психологии, психолингвистике, лингвистике, эпистемологии и т. д.     Лит.: Наиссер У. Познание и реальность. М., 1981; Anderson J. A. The Architecture of Cognition. Cambr., 1983; Gardner Η. The Mind’s New Science: A History of Cognitive Revolution. N. Y. 1985.

    И. П. Меркулов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • КОГЕН
  • КОГНИТИВНАЯ СИСТЕМА

Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ НАУКА» в других словарях:

  • Когнитивная наука — в самом широком смысле слова  совокупность наук о познании  приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания, в узком смысле  «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний». Основные составляющие когнитивной науки… …   Википедия

  • когнитивная наука —         КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio знание, познание) область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (англ. cognitive science) широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области… …   Большая психологическая энциклопедия

  • когнитивная наука — Наука, занимающаяся человеческим разумом и мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с ними связаны, обработкой информации и ее переработкой …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Когнитивная наука — наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и… …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (cognitive science) см. Психология …   Большой толковый социологический словарь

  • Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… …   Википедия

  • Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России …   Википедия

  • Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… …   Википедия

Книги

  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 1367 руб
  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Борис Митрофанович Величковский. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки – междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 939 руб электронная книга
  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Борис Митрофанович Величковский. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки – междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 899 руб электронная книга
Другие книги по запросу «КОГНИТИВНАЯ НАУКА» >>

dic.academic.ru

Когнитивные науки Википедия

Когнитиви́стика, когнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем: символицизм (классический подход) и коннекционизм (более поздний подход). Символицизм основывается на предположении о том, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации. Коннекционизм основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных[2].

Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а также проблему связи психологии с нейробиологией. Это послужило причиной критики в её адрес. В 1980-е годы психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки – когнитивной нейробиологии, использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга. Если классическая когнитивная наука не принимала во внимание сознание, то в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения

ru-wiki.ru

когнитивная наука — это… Что такое когнитивная наука?

        КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio — знание, познание) — область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию.

        Основания К. н. были заложены в исследовании математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936), которому удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тьюринг описал некую гипотетическую идеальную вычислительную машину («машина Тьюринга»), у которой может быть только фиксированное конечное число возможных «состояний» и которая позволяет определить, какая функция вычислима. Т е м самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил (1948), что информация может быть представлена как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено в битах или с помощью двоичной системы счисления (бит — двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1). В результате был открыт математический формализм, позволивший оценивать информацию независимо от ее содержания и носителя. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению когнитивных функций мозга. Уже в 1948 У Мак-Каллох и В. Питтс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации, в принципе, может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление К. н. внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, которые позволили объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием механических систем и соответствующими формами поведения людей.

        Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека с точки зрения модели переработки когнитивной информации и формирования когнитивной психологии. С конца 60-х г. 20 в. анализ природы человеческого познания с помощью моделей переработки информации становится, скорее, правилом, чем исключением. Решающее влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в К. н. оказала компьютерная революция, способствовавшая формированию здесь двух основных направлений. Одно из них ориентируется на создание новых когнитивных моделей (напр., разработанная еще в 1958 Ньюэллом и др. программа Логичный Теоретик), которые, в принципе, могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление оказалось связанным с разработкой экспертных систем — т.е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач.

        В К. н. разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход — символицизм (symbolicism) — исходит из предположения, что человеческое мышление функционально эквивалентно мышлению компьютерного интеллекта, состоящего из центрального процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабатывать единицы символьной информации. Сторонники второго подхода — коннекционизма (connectionism) — полагают, что идея центрального цифрового процессора, в принципе, неприменима к человеческой когнитивной системе в силу ее несовместимости с соответствующими данными нейробиологии. С их точки зрения, работа когнитивных систем живых существ может быть симулирована с помощью искусственных нейронных сетей, состоящих из «формальных» нейронов, параллельно перерабатывающих информацию. В отличие от обычных цифровых компьютеров, современные нейрокомпьютеры в состоянии обрабатывать самую разнообразную (а не только символьную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленного между узлами соединения. Они, в частности, могут эффективно распознавать образы, обучаться, решать сложные проблемы (если, напр., входящая информация сопровождается шумом или если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении многих сугубо аналитических задач, требующих четких высокоуровневых правил обработки информации (напр., обучения языку), они пока уступают цифровым компьютерам.

        Широко привлекая различные модели переработки информации, К. н. стремится дать объяснения лишь тем когнитивным процессам, которые эмпирически (экспериментально) фиксируются психологией — напр., распознавание образов, внимание, запоминание, решение проблем, рассуждение, планирование и т.д.

        И. П. Меркулов

        Лит.: СолсоР. Когнитивная психология. М., 1995; ThagardP Mind: Introduction to Cognitive Science. Cambridge, 1996.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Когнитивная наука — это… Что такое Когнитивная наука?


Когнитивная наука

Когнитивная наука в самом широком смысле слова — совокупность наук о познании — приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания, в узком смысле — «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний».

Основные составляющие когнитивной науки

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Когнат
  • Когнитивная структура

Смотреть что такое «Когнитивная наука» в других словарях:

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (от лат. cognito познание; англ. cognitive science наука о процессах познания) область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: эпистемологию,… …   Философская энциклопедия

  • когнитивная наука —         КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio знание, познание) область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (англ. cognitive science) широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области… …   Большая психологическая энциклопедия

  • когнитивная наука — Наука, занимающаяся человеческим разумом и мышлением и теми ментальными процессами и состояниями, которые с ними связаны, обработкой информации и ее переработкой …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Когнитивная наука — наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и… …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • КОГНИТИВНАЯ НАУКА — (cognitive science) см. Психология …   Большой толковый социологический словарь

  • Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… …   Википедия

  • Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России …   Википедия

  • Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… …   Википедия

Книги

  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2-х томах. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Величковский Б.М.. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки — междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 1367 руб
  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Борис Митрофанович Величковский. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки – междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 939 руб электронная книга
  • Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Борис Митрофанович Величковский. В настоящем учебнике дан обзор современного состояния когнитивной науки – междисциплинарного направления, присутствующего в программах университетской подготовки психологов, лингвистов,… Подробнее  Купить за 899 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Когнитивная наука» >>

dic.academic.ru

Когнитивистика — это… Что такое Когнитивистика?

Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.

Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.

Наблюдаемый сейчас прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

Составляющие когнитивистики

К когнитивным наукам также относят экспериментальную психологию познания, нейронауку, когнитивную антропологию, когнитивную географию, психолингвистику, нейролингвистику.

Ссылки

См. также

Литература

  • Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
  • Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
  • Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
  • Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
  • Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
  • Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с. — ISBN 5-02-029200-1.
  • Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Сост. В. С. Неаполитанская, А. А. Косоруков, И. Н. Нестерова. — М.: Наука, 1989. — 261 с.
  • Вернадский В. И. Биосфера мысли и наброски. — М.: Изд. дом «Ноосфера», 2001. — 244 с.
  • Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. — М.: Мир, 1974. — 304 с.
  • Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству. — М.: Россия молодая, 1999. — 288 с.
Другие науки

 

dic.academic.ru

Добавить комментарий