Когнитивные проблемы: Когнитивные расстройства и деменция: симптомы и лечение

Международная научная конференция «Когнитивные парадигмы языкового сознания и проблемы билингвизма в современной лингвистике»

Когда

27-29 октября
Филологический факультет Адыгейского государственного университета в рамках стратегического проекта «Долина языков – Адыг Land» проведет III Международную научную конференцию «Когнитивные парадигмы языкового сознания и проблемы билингвизма в современной лингвистике».

Конференция пройдет с 27 по 29 октября. В ней примут участие ученые из Узбекистана и девяти городов России. На конференции поднимут различные вопросы когнитивистики и этнопсихолингвистики.

Мероприятие предусматривает представление докладов на заседаниях секций и открытые лекции.

 28 октября в конференц-зале главного корпуса АГУ с 12.30 — 14.00 пройдет открытая лекция «Язык. Сознание. Культура» профессора кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ Натальи Уфимцевой. Это ученый с мировым именем, лауреат премии президента РФ в области образования, почетный профессор Харбинского педагогического университет, автор более 350 научных работ. 

14.30 до 15.30 открытую лекцию «Конфликтогенные зоны в региональном языковом сознании» прочтет доцент Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Ольга Балясникова.

Конференция проводится для пропаганды научных знаний, сохранения национальной идентичности народов и их языков в полиэтническом пространстве Республики Адыгея и изучения актуальных проблем когнитологии и билингвизма.

Ближайшие события

29 мая-3 июня

Приоритет 2030

Школа-интенсив «Экспериментальная лингвистика»

Школа-интенсив «Экспериментальная лингвистика» пройдет в Адыгейском государственном университете с 29 мая по 03 июня.

Школа проводится в соответствие научно-исследовательской политикой программы развития университета «Приоритет–2030»

10-28 июля

Летняя школа системных аналитиков

Адыгейский государственный университет и компания Совкомбанк Технологии приглашают студентов и молодых специалистов с техническим образованием из Адыгеи, Краснодарского края и Ростовской области принять участие в Летней школе системных аналитиков.

9-21 июля

Большая математическая мастерская 2023

С 9 по 21 июля пройдёт Большая математическая мастерская 2023 – масштабное мероприятие для школьников и студентов колледжей и университетов ИТ-направлений. Проект реализуется при поддержке Кавказского математического центра АГУ и молодежной лаборатории возобновляемых источников энергии.

3 июня

Ночь географии

3 июня в 18:00 во внутреннем дворике Адыгейского государственного университета пройдёт международная акция «Ночь географии».

10-19 августа

Летний методологический университет АГУ

Летний методологический университет будет проходить с 10 по 19 августа на учебно-производственной базе АГУ «Горная легенда», в живописных предгорьях Адыгеи. В этом году научно-образовательный интенсив посвящен новейшим научным достижениям в области здоровья и качества жизни населения.

/bitrix/templates/adygnet_newКод PHP/img/top-bg. jpg»> /bitrix/templates/adygnet_newКод PHP/img/agu_short.mp4″ type=’video/mp4’/> /bitrix/templates/adygnet_newКод PHP/img/agu_short.webm» type=’video/webm’/>

Палитра ощущений: легкий COVID-19 нарушает способности к рисованию | Статьи

Примерно у четверти людей, легко переболевших COVID-19, есть нарушения, касающиеся способностей к рисованию, выяснили зарубежные ученые. Подобные когнитивные проблемы также влияют на навыки вождения и ориентирования на местности. Лечить такие нарушения можно и нужно, а своевременная диагностика позволит найти более эффективные схемы терапии, считают эксперты.

Нарисуй это немедленно

Даже выздоровев после тяжелого COVID-19, многие люди сталкиваются когнитивными осложнениями после. Однако с нервно-психическими проблемами могут столкнуться и те, кто переболел коронавирусом в легкой форме. Об этом свидетельствует исследование коллектива ученых из Бразилии (Федеральный университет Минас-Жерайса, Институт Рене Рашу, Федеральный университет Валес-ду-Жекитиньона и Мукури). Как сообщала ВОЗ в начале года, тяжесть COVID-19 у 80% людей как раз ниже средней.

В исследование включили случаи более 300 пациентов, болевших коронавирусом в легкой форме. Их обследовали в среднем через четыре месяца после положительного ПЦР на SARS-CoV-2.

Сначала ученые оценивали психическое здоровье и историю неврологических симптомов людей с помощью онлайн-опросов и особых шкал. Затем провели анализ крови, МРТ и позитронно-эмиссионную томографию головного мозга. После участников осмотрели офтальмолог и невролог.

Чуть больше половины участников сообщили о субъективных ежедневных проблемах с мышлением или памятью, 39% — о сложностях с суждением и 34% — с запоминанием времени встреч.

Копия комплексной фигуры Рея-Остеррица, выполненная так, как это сделал бы ребенок

Фото: commons.wikimedia.org/garrondo

Но главное, что насторожило ученых, — около четверти участников демонстрировали плохие результаты при прохождении так называемого теста комплексной фигуры Рея-Остеррица. Для сравнения: в группе не болевших COVID-19 людей с зданием плохо справляется примерно 6%. Это нейропсихологическая методика, в которой испытуемого сначала просят срисовать изображение, а затем воспроизвести его по памяти. Вообще такие проблемы характерны для пожилых людей, но средний возраст людей в исследовании был около 38 лет.

Также в плазме крови у людей с когнитивными нарушениями наблюдался повышенный уровень 11 биомаркеров воспаления по сравнению с контрольной группой. Причем чем более выражены были нарушения теста Рея-Остерицца, тем выше был уровень этих биомаркеров.

«Примерно у четверти пациентов с легким течением COVID-19 мы обнаружили специфический зрительно-конструктивный дефицит, который был связан с изменениями в молекулярной и структурной картине мозга», — заявили авторы работы.

Они считают, что наблюдаемые когнитивные нарушения не могут быть объяснены проблемами со зрением или психикой, всему виной — только коронавирусная инфекция.

Прекратили художества

Зрительно-пространственное восприятие — это способность оценивать положение одного объекта по отношении к другому или его отдельных деталей относительно друг друга, оно определяет ориентацию человека в двух- и трехмерном пространстве, пояснила аспирант кафедры нервных болезней Института профессионального образования Сеченовского университета Юлия Евсютина.

Нарушение этой когнитивной функции обычно определяется как трудность в использовании зрительной и пространственной информации для руководства сложным поведением, определения пространственных признаков — величины, удаленности, направленности, расположения объектов, оно характеризуется нарушением способности собирать части в целый объект, — уточнила врач. — Предполагается, что когнитивный дефицит, развивающийся после перенесенной коронавирусной инфекции связан с нейровоспалительной нагрузкой и изменением метаболизма в различных областях головного мозга.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

«Художественные» последствия COVID-19 могут повлиять на работу не только представителей искусства. Зрительно-пространственное восприятие тесно связано с разными аспектами повседневной жизни, такими как ориентация на местности, планирование, способность учиться, навыки решения различных задач, вождение транспорта, рисование

, пояснила Юлия Евсютина.

— Когнитивные симптомы после COVID-19, в отличие от признаков, связанных с другими вирусными заболеваниями, наблюдаются и у пациентов с легким течением и имеют некоторые нетипичные черты, — подтвердила врач-невролог сети «СМ-Клиника» Кристина Семина. — Тщательная диагностика и оценка этих нарушений у пациентов, перенесших COVID-19, может позволить разработать наиболее эффективные схемы терапии.

Хотя многие легкие симптомы постковида сами проходят в среднем через шесть-восемь месяцев, медики всё же советуют обратиться за помощью.

— Как минимум, нужно пройти медицинское обследование. Также важно устроить себе

хороший отдых санаторного типа, — рекомендовал эксперт рабочей группы НТИ «Нейронет» (NeuroNet) Владимир Конышев.

По его словам, для восстановления когнитивной сферы также важно избавиться от стрессов и далее подключать тренировки для мозга на внимание, память, мышление, в зависимости от того, что пострадало сильнее и какие из этих дефицитов неприятнее для профессиональной деятельности.

Когнитивные симптомы — NCI

Кредит: iStock

Что такое когнитивные симптомы

Познание — это психический процесс обучения, понимания и общения.
Когнитивные симптомы распространены и могут быть вызваны опухолью головного мозга или позвоночника, побочными эффектами лекарств, лечения, другими состояниями здоровья или проблемами со сном. Если у вас проблемы со зрением, это может повлиять на вашу способность читать и писать. Когнитивные симптомы могут вызвать у вас чувство истощения, подавленности, стресса, беспокойства, депрессии или грусти.

Примеры когнитивных симптомов включают:

  • Проблемы с запоминанием 
  • Трудно говорить
  • Трудности понимания
  • Проблемы с концентрацией внимания

Предоставление и продвижение помощи в области выживания в нейроонкологии

Нейроонколог Д-р Хизер Липер участвует во всех аспектах болезни пациента и рассказывает о том, как она продвигает помощь по выживанию в нейроонкологии.

Способы справиться с когнитивными симптомами

Есть способы справиться с когнитивными симптомами, если они возникнут. Попросите опекуна помочь вам, если вы не можете делать что-то самостоятельно. Ведите журнал любых когнитивных симптомов, которые вы испытываете, и того, что вы делаете, чтобы управлять ими ежедневно, используя приложение My STORI TM или журнал.

Если у вас проблемы с запоминанием:

  • Составьте список дел на день
  • Использование планировщиков и напоминаний
  • Расставьте приоритеты задач и выполняйте самые важные в первую очередь, в идеале, когда вы больше всего отдохнули
  • Храните предметы в одном месте
  • Попробуйте методы запоминания, такие как сочинение рифмы, чтобы помочь вам запомнить вещи
  • Убедитесь, что вы высыпаетесь, чтобы чувствовать себя отдохнувшим

Если вам трудно говорить:

  • Поговорите со своим лечащим врачом о посещении логопеда
  • Старайтесь контролировать свое дыхание во время разговора
  • Запишите и отрепетируйте то, что вы хотите сказать, прежде чем говорить, чтобы лучше организовать свои мысли

Если вам трудно понять:

  • Попросите других говорить медленно и короткими предложениями.
  • Сосредоточьтесь на других формах общения, таких как жесты рук и тела, чтобы использовать их в качестве контекстных подсказок в разговоре

Если у вас проблемы с концентрацией внимания:

  • Расставляйте приоритеты и выполняйте наиболее важные задачи в первую очередь, в идеале, когда вы больше всего отдохнули
  • Используйте планировщики и заметки-напоминания
  • Сосредоточьтесь на выполнении одной задачи за раз
  • Старайтесь сохранять спокойствие и не нервничать
  • Убедитесь, что вы высыпаетесь, чтобы чувствовать себя отдохнувшим
  • Избегайте употребления кофеина перед сном

Если вы плохо видите:

  • Используйте линейку для чтения 
  • Использовать крупный шрифт
  • Увеличьте размер шрифта на мобильном телефоне или других электронных устройствах
  • Наденьте очки

Дополнительные способы лечения ваших симптомов:

  • Спросите своего лечащего врача о лечении любой депрессии, беспокойства, усталости, боли и нарушения сна, которые у вас могут быть.
  • Подумайте о том, чтобы добавить в свой образ жизни занятия йогой, медитацией или осознанностью.
  • Уменьшение стресса может быть очень полезным для улучшения ваших проблем с запоминанием, речью и концентрацией внимания.
  • Спросите своего поставщика медицинских услуг о возможных направлениях к нейропсихологу, логопеду, психотерапии и трудотерапии.

Некоторые действия по уходу за собой, которые вы можете предпринять для улучшения своих когнитивных симптомов или того, как вы справляетесь с симптомами, могут включать диету, физические упражнения, сон или прием лекарств.

  • Принимайте лекарства от концентрации внимания или отека мозга, вызывающие когнитивные симптомы, точно так, как это предписано. Поговорите со своим врачом, если вы пропустите дозу, и избегайте внезапного прекращения приема каких-либо лекарств.
  • Имейте в виду, что лекарства и противоопухолевые препараты могут иметь побочные эффекты, которые могут привести к проблемам с мышлением, речью или зрением.

Советы по когнитивным симптомам

Загрузить Следуйте этим советам, если у вас есть проблемы с когнитивными симптомами или проблемами со зрением.

 

Когда сообщать о когнитивных симптомах

Свяжитесь со своим врачом и обсудите все, что вас беспокоит. Поделитесь с ними зарегистрированными симптомами и действиями по уходу за собой.

  • Спросите своего врача, когда и как сообщить ему о своих симптомах.
  • Сообщайте, если ваши когнитивные симптомы ухудшаются, если ваши симптомы серьезны (> 7) или ваши симптомы не улучшаются в результате ваших действий по уходу за собой.

Спросите своего врача, что вам следует делать в случае неотложной помощи и когда следует срочно сообщить о своих когнитивных симптомах. Это может включать внезапные изменения (происходящие в течение нескольких минут или часов) в вашей способности запоминать, говорить, понимать, обращать внимание или видеть.
 

  • Обновлено:

Если вы хотите воспроизвести часть или весь этот контент, см. раздел Повторное использование информации NCI для получения инструкций об авторских правах и разрешениях. В случае разрешенного цифрового воспроизведения укажите Национальный институт рака в качестве источника и сделайте ссылку на оригинальный продукт NCI, используя название оригинального продукта; например, «Когнитивные симптомы» были первоначально опубликованы Национальным институтом рака».

Когнитивные проблемы | Канадское онкологическое общество

Когнитивная функция относится к вашим мыслительным способностям. Это включает в себя общение, рассуждение, восприятие, суждение, обучение, внимание, память, организацию и решение проблем. Проблемы с когнитивной функцией можно назвать когнитивным нарушением или когнитивной дисфункцией.

Когнитивные проблемы могут повлиять на ваше эмоциональное благополучие и общее качество жизни. У вас могут быть трудности в школе, на работе или в повседневной жизни. Когнитивные проблемы также могут мешать вашей способности понимать или принимать решения и уменьшать вашу независимость.

Рак или его лечение могут повлиять на когнитивные функции. Когнитивные проблемы могут развиться во время или сразу после лечения. Они также могут развиться спустя годы.

Люди, больные раком, могут иметь когнитивные проблемы по разным причинам. Эти проблемы могут быть вызваны более чем одним фактором.

Некоторые виды рака, в том числе опухоль головного мозга или другой рак, распространившийся (метастазировавший) в головной мозг, могут вызывать когнитивные проблемы.

Тип, доза и продолжительность лечения рака могут повлиять на когнитивную функцию.

Лучевая терапия головы и шеи или полное облучение тела (ЧМТ) может повредить клетки головного мозга. Высокая доза облучения, облучение большой области мозга или химиотерапия одновременно с облучением повышают риск когнитивных проблем. Когнитивные проблемы обычно проявляются через 1–2 года или дольше после лучевой терапии головы.

Химиотерапия может вызвать проблемы с вниманием, памятью или решением задач. Это иногда называют химиотерапией мозга или химиотерапией. Высокие дозы химиотерапии и химиотерапии, применяемые в течение длительного времени, чаще вызывают когнитивные проблемы.

Операция по взятию биопсии или удалению опухоли из головного мозга может повредить участки мозга и вызвать когнитивные проблемы. Иногда удаление опухоли может улучшить когнитивную функцию.

Другие методы лечения рака , такие как гормональная терапия и иммунотерапия, могут вызывать когнитивные проблемы.

Лекарства, которые могут вызвать когнитивные проблемы, включают:

  • препараты, применяемые для подавления иммунной системы
  • антибиотики
  • кортикостероиды
  • обезболивающие
  • антидепрессанты
  • успокаивающие препараты
  • сердечное лекарство
  • лекарство, которое поможет вам уснуть
  • лекарственные средства, используемые для лечения медицинских проблем и симптомов, связанных с раком или его лечением

Другие факторы, которые могут вызвать когнитивные проблемы, включают:

  • инфекции, особенно головного и спинного мозга, или инфекции, вызывающие высокую температуру
  • другие заболевания или состояния, такие как диабет и высокое кровяное давление
  • не получает достаточного количества витаминов и минералов, таких как железо, витамин В и фолиевая кислота
  • стресс, тревога или депрессия
  • старший возраст

Когнитивные проблемы могут быть легкими и могут уменьшаться или исчезать в течение нескольких дней или месяцев после лечения. Иногда когнитивные проблемы более серьезны, и их улучшение может занять больше времени, не улучшиться вообще или со временем ухудшиться.

Когнитивные изменения у всех разные. Они могут вызвать трудности с:

  • языковые навыки, включая самовыражение, запоминание слов или называние предметов, понимание слов или разговоров и письмо
  • математика
  • память, включая проблемы с запоминанием имен, дат и встреч
  • узнавать новое
  • одновременное выполнение разных задач (многозадачность) или переключение между задачами
  • сосредоточение внимания, концентрация или организация мыслей
  • суждение и рассуждение
  • мелкая моторика, например, застегивание одежды или использование столовых приборов
  • думать быстро

Когнитивные изменения могут также включать изменения в вашем поведении или эмоциях, в том числе:

  • дезориентация
  • перепады настроения
  • неуместный гнев или плач
  • иррациональное поведение
  • путаница

Если симптомы ухудшаются или не проходят, сообщите о них врачу или медицинскому персоналу, не дожидаясь следующего назначенного приема.

Дети в возрасте 5 лет и младше, прошедшие лечение от рака, часто имеют длительные когнитивные проблемы. Проблемы могут возникнуть через месяцы или годы после окончания лечения.

Методы лечения, которые с большей вероятностью могут вызвать когнитивные проблемы:

  • лучевая терапия головы, шеи или позвоночника
  • полное облучение тела
  • химиотерапия, проводимая в позвоночник или головной мозг

Когнитивные проблемы, которые могут возникнуть у детей, включают:

  • пониженный интеллект
  • нарушения обучаемости
  • пониженная концентрация внимания
  • задержка социального, эмоционального и поведенческого развития
  • снижение успеха в чтении, математике и языковых навыках
  • пониженная способность понимать язык или выражать себя
  • снижение навыков памяти

Раннее вмешательство кажется полезным. Помните о возможных когнитивных проблемах и немедленно обратитесь к врачу вашего ребенка, если заметите проблему.

Узнайте больше о проблемах с обучением и проблемах речи и языка у детей.

Ранние признаки когнитивных проблем могут быть незаметными, и их легко не заметить. Некоторые изменения, связанные с когнитивными проблемами, также можно спутать с депрессией или усталостью или усугубить их.

Члены семьи часто первыми замечают изменения в когнитивных функциях или личности близкого человека. Вы можете попросить члена семьи или опекуна следить за изменениями в вашем мышлении, общении и памяти. Если вы или кто-то другой заметите изменения в вашей когнитивной функции, сообщите об этом своему врачу. Ваш врач может провести простую оценку или направить вас к специалисту для более тщательной оценки.

Для оценки когнитивных функций врач может:

  • сделать медицинский осмотр
  • поговорить с вами о любых когнитивных изменениях, которые вы заметили
  • проведите когнитивное тестирование, чтобы проверить ваше внимание к окружающей среде, суждения и рассуждения, математические и языковые навыки, а также память

Ваш врач может назначить компьютерную томографию или МРТ головы для проверки на наличие опухолей, повреждений головного мозга, вызванных лучевой терапией, или изменений в головном мозге.

Узнайте больше о тестах и ​​процедурах, включая медицинские осмотры, компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию.

Когнитивная реабилитация означает обучение или повторное обучение навыкам мышления, рассуждения или памяти. Эти навыки могут не вернуться к тому состоянию, в котором они были до рака или его лечения, но когнитивная реабилитация может помочь повысить вашу уверенность в себе и качество жизни.

Если когнитивные проблемы вызваны каким-либо заболеванием, например анемией или инфекцией, они обычно исчезают после лечения этого заболевания или рака. Когнитивные проблемы, вызванные лекарством, также должны исчезнуть после того, как вы перестанете его принимать.

Когнитивные проблемы, вызванные раком или его лечением, могут исчезнуть после завершения лечения, продолжаться в течение длительного времени или стать постоянными. Управление долгосрочными и постоянными когнитивными проблемами может включать лекарства, терапию и консультирование.

Лекарства , которые могут помочь при когнитивных проблемах, включают:

  • стимуляторы для улучшения концентрации внимания и памяти
  • антидепрессанты, если когнитивные проблемы вызваны депрессией или усугубляются депрессией
  • лекарство, уменьшающее сонливость, если вы принимаете опиоиды, такие как морфин, от боли

Когнитивная тренировка и когнитивная реабилитация могут быть назначены, чтобы помочь вам улучшить когнитивные навыки и справиться с когнитивными проблемами.

Трудотерапия и профессиональная реабилитация могут помочь вам с повседневными задачами и способностями, связанными с работой.

Консультации и поддержка по номеру во время когнитивной реабилитации могут помочь вам скорректировать реабилитацию по мере изменения ваших потребностей с течением времени. Консультант может оказать поддержку как вам, так и вашей семье.

Когнитивные проблемы у детей можно лечить с помощью:

  • трудотерапия
  • логопед
  • поведенческая терапия и обучение социальным навыкам
  • когнитивная реабилитация
  • лекарства от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • внутришкольные специализированные программы по математике и чтению

Поговорите с медицинским персоналом о том, какая помощь необходима для решения когнитивных проблем.

Многие люди с когнитивными проблемами чувствуют разочарование, оборонительную позицию и смущение из-за своих ограниченных способностей. Некоторые люди не осознают, что у них есть когнитивные проблемы. Также часто лица, осуществляющие уход, чувствуют себя разочарованными и беспомощными. Каждый справляется с когнитивными проблемами по-разному, и не всегда удается полностью вылечиться.

Следующие стратегии могут помочь вам справиться с проблемами мышления, памяти и внимания.

Записывайте свои симптомы. Эта запись может помочь вам понять, когда вы больше отвлекаетесь. Он также может показать вам, ухудшается ли ваша память, когда вы устали, голодны или в другое время. Знание того, когда ваша когнитивная функция находится в лучшем или худшем состоянии, может помочь вам спланировать свой день так, чтобы выполнять более сложные задачи, когда вы чувствуете себя лучше.

Используйте бумажный или электронный календарь или ежедневник для записи встреч, мероприятий, заметок и важных дат. Установите будильники на смартфоне или планшете в качестве напоминаний. Вы также можете использовать приложение для создания заметок. Держите календарь или органайзер при себе, чтобы просматривать его в течение дня. Возьмите за привычку проверять его первым делом утром, около полудня, а затем еще раз вечером. Это поможет вам отслеживать задачи, которые необходимо выполнить в этот день, и переносить задачи, которые можно выполнить в другой день. Старайтесь выполнять только одно задание за раз.

Физическая активность, такая как ходьба, плавание или работа в саду, может помочь вам сосредоточиться. Также важно много отдыхать и стараться снизить уровень стресса. Йога или медитация могут помочь вам расслабиться и мыслить яснее.

Тренируйте свой мозг. Попробуйте разные виды деятельности, например, собирайте пазлы или кроссворды, рисуйте, играйте на музыкальном инструменте или осваивайте новое хобби. Игра слов, такая как рифмование, также может помочь вам запомнить вещи.

Поговорите со своей семьей и друзьями о том, как вы себя чувствуете и как изменения вашей когнитивной функции влияют на вас. Они смогут лучше поддержать вас, если поймут, что вы чувствуете. У них также могут быть некоторые предложения о том, как они могут помочь.

Поговорите со своим работодателем о получении поддержки, если у вас возникнут проблемы на работе, такие как управление рабочей нагрузкой или соблюдение сроков.

Все люди, проходящие лечение от рака, нуждаются в регулярном последующем наблюдении. Медицинская бригада разработает план последующего наблюдения в зависимости от типа рака, способа его лечения и ваших потребностей.

Обязательно сообщите своему врачу обо всех видах лечения, которые вы получили. Если вы подвержены риску когнитивных проблем, ваш врач спросит вас о ваших симптомах и о том, как вы с ними справляетесь. Вы можете пройти медицинский осмотр и когнитивное тестирование.

Задавайте вопросы лечащему врачу во время приема. Вы также можете взять с собой друга или члена семьи, чтобы делать заметки, чтобы вы могли прочитать то, что было сказано после встречи.

  • Американское общество клинической онкологии. Проблемы с вниманием, мышлением или памятью . 2016: https://www.cancer.net/navigating-cancer-care/side-effects/attention-thinking-or-memory-problems.

  • Brown PD, Schagen SB, Wefel JS . Нейрокогнитивные эффекты. ДеВита В. Т. мл., Лоуренс Т. С., Розенберг С. А. Рак: принципы и практика онкологии . 10-е изд. Филадельфия: Wolters Kluwer Health/Lippincott Williams & Wilkins; 2015:144:2068 — 2073.

  • Кэмп-Соррелл D . Токсичность химиотерапии и лечение. Ярбро CH, Вуйски Д., Холмс Гобель Б. (ред.). Уход за больными раком: принципы и практика . 8-е изд. Берлингтон, Массачусетс: Обучение Джонса и Бартлетта; 2018:16:497 — 554.

  • Коэн MZ, белый L . Стресс, связанный с раком. Ярбро CH, Вуйски Д., Холмс Гобель Б. (ред.). Уход за больными раком: принципы и практика . 8-е изд. Берлингтон, Массачусетс: Обучение Джонса и Бартлетта; 2018:24:759 — 779.

  • Целевая виртуальная машина . Лучевая терапия: токсичность и управление. Ярбро CH, Вуйски Д., Холмс Гобель Б. (ред.). Уход за больными раком: принципы и практика . 8-е изд. Берлингтон, Массачусетс: Обучение Джонса и Бартлетта; 2018:13:333 — 374.

  • Landier w, Армянский SH, Meadows AT, Bhatia S . Поздние последствия детского рака и его лечение. Пиццо П.А. и Поплак Д.Г. (ред.). Принципы и практика детской онкологии . 7-е изд. Филадельфия: Уолтерс Клювер; 2016: 48: 1173 — 1196.

  • Национальный институт рака.

Добавить комментарий