Как развить когнитивные способности мозга. Повышение когнитивных функций.
Как развить когнитивные способности мозга. Повышение когнитивных функций.Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 22 марта, 2022
Каждый человек рождается с определенным уровнем умения воспринимать информацию, наиболее активно проявляющимся в первые годы жизни. Однако без специальных тренировок, самостоятельного развития этот уровень постепенно будет ослабевать, что в конце концов приведет к старческому слабоумию. Чтобы стать умнее, лучше воспринимать и запоминать информацию и значительно отодвинуть старость, необходимо заниматься тренировками, направленными на повышение когнитивных способностей.
Содержание статьи:
- 1 Какие бывают когнитивные способности?
- 2 Специальные упражнения
- 3 Общие рекомендации
- 4 Список использованной литературы
Какие бывают когнитивные способности?
Работа нашего мозга направлена на управление всем нашим организмом, получение и обработку информации из внешнего мира различными способами. Эти пути получения сведений об окружающем пространстве, возможности анализа и являются когнитивными функциями человеческого мозга доступными каждому человеку.
К основным когнитивным способностям относят:
- Восприятие. Это совокупность сигналов, отвечающих за целостное восприятие образа объекта внешнего мира в сознании. Фактически это простейшая когнитивная функция, позволяющая объединить информацию, получаемую от различных органов для создания целостного образа предмета или явления.[1]
- Речь. Уникальная способность, присущая только человеку. С ее помощью можно получать информацию об объектах, не сталкиваясь с ними в реальном мире, и передавать свои знания другим. Развитие происходит по мере взросления после знакомства с родным языком. Отсутствие достаточной тренировки в определенном возрасте отрицательно влияет на развитие мозга в целом.
- Мышление. Высшая степень развития человеческого сознания. На этом уровне происходит классификация и систематизация полученной информации, ее обработка и выделение новых свойств. С помощью мышления более глубоко познаются окружающий мир и абстрактные явления, узнать которые при помощи других чувств невозможно.
- Воображение. Способность генерировать новую информацию, образы, идеи на основе уже полученных знаний и опыта. Эта когнитивная функция необходима не только творческим людям, ведь без возможности что-то представить нельзя ничего создать.
- Внимание отвечает за избирательность восприятия информации. Эта когнитивная функция позволяет вычленять необходимый на данный момент объект и концентрироваться на нем. Чем лучше оно развито, тем результативнее будет работа остальных функций, благодаря возможности работать только с нужной информацией.
- Память. Это способность закреплять, сохранять и воспроизводить полученную от остальных органов восприятия информацию. Эта функция страдает одной из первых, когда начинается постепенная возрастная деградация человеческого мозга. [2].
Улучшение когнитивных способностей – это не просто способ добиться большего успеха в учебе и работе, но и возможность стать более успешным, лучше понимать окружающий мир. Любой человек, даже имеющий задержку развития, способен при условии определенного усердия значительно улучшить свои показатели и выйти на качественно более высокий уровень.
Специальные упражнения
Способность улучшить работу мозга, научиться быстрее соображать и лучше запоминать информацию может понадобиться в любом возрасте. В юности это необходимо для успешной учебы, позже, чтобы более эффективно работать и отодвигать старость. Даже если в детстве по каким-то причинам у человека слабо развились умственные способности, никогда не поздно наверстать упущенное. Существует много информации о том, как повысить когнитивные способности, а также провести свободное время с интересным занятием. [3].
Наиболее эффективные упражнения для развития основных функций мозга:
- Играйте в логические игры.
- Разгадывайте кроссворды и играйте в интеллектуальные игры, например: «Что? Где? Когда?», «Квиз». Это простое занятие повысит вашу эрудицию и натренирует память.
- Регулярно изучайте новое. Расширяйте знания о мире, прокачивайте навыки. Ежедневно открывая для себя что-то необычное, вы заставляете мозг не только запоминать информацию, но и обрабатывать, анализировать ее. Более действенно в этом плане является изучение иностранных языков.
- Решайте задания на внимательность. Собирайте пазлы из большого количества кусочков или находите отличия на похожих изображениях.
- Углубляйтесь. Выберите область знания, которая вам наиболее интересна, и станьте в ней настоящим экспертом, тонко разбирающимся во всех нюансах.
- Учите наизусть. Небольшие стихи и прозаические тексты, важные номера телефонов и ряды цифр – вся эта информация тренирует внимание и память, а также может пригодиться в критической ситуации [4].
Выполняя подобные рекомендации, вы не только сможете улучшить когнитивные функции,
Общие рекомендации
Каждый человек, желающий добиться чего-либо в жизни, рано или поздно задумывается над тем, как развить когнитивные способности мозга или укрепить уже имеющийся уровень. Кроме обследования в специализированной клинике и прохождения физиопроцедур, активизирующих работу определенных участков мозга, выполнения специальных упражнений, необходимо обращать внимание и на образ жизни. Часто вещи, которые на первый взгляд никак не связаны с мышлением, влияют на него напрямую.
Значительно улучшить когнитивные способности можно, соблюдая несколько простых правил:
- Высыпайтесь. Сон – важнейший параметр для здорового и отлично работающего мозга. За это время кора успевает очиститься от продуктов жизнедеятельности, отдохнуть, переработать полученную ранее информацию.
- Питайтесь правильно. Выбирайте свежие овощи и фрукты, а не фастфуд и сладкое. В организм должны поступать все необходимые полезные витамины и минералы в достаточном количестве.
- Занимайтесь спортом. Умеренные физические нагрузки – замечательный способ сбросить накопившееся нервное напряжение, дать мозгу отдохнуть. К тому же они обеспечивают лучший приток крови, а значит, и питание кислородом тканей коры головного мозга.
- Общайтесь с интересными людьми, которые могут стать для вас источником новой информации. Чем более высокоразвитое у вас окружение, тем больше мотивации развиваться самому.
- Ставьте себе небольшие цели и достигайте их, это позволит сохранять мотивацию на занятия на протяжении продолжительного времени [5].
Подобные изменения не только положительно сказываются на работе мозга, но и увеличивают здоровье всего организма. При соблюдении правил здорового образа жизни и сочетании их с специальными упражнениями показатели когнитивных функций значительно увеличиваются за достаточно короткое время.
Список использованной литературы
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Универсальный доступ – Когнитивные способности – Apple (RU)
Вы можете и это.
Просто представьте.
НовоеФоновые звуки
Так звучит спокойствие.
Окружающие звуки могут мешать
и раздражать, но звуковой фон поможет успокоиться и сосредоточиться. Это сбалансированный приятный шум: шелест океанских волн, звук дождя или текущей реки, который сглаживает нежелательные звуки окружающей среды. При этом звуковой фон не блокирует другое аудио и системные уведомления — он либо комбинируется с ними, либо приглушается.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, iPod touch
Фоновые звуки
Окружающие звуки могут мешать и раздражать, но звуковой фон поможет успокоиться и сосредоточиться. Это сбалансированный приятный шум: шелест океанских волн, звук дождя или текущей реки, который сглаживает нежелательные звуки окружающей среды. При этом звуковой фон не блокирует другое аудио и системные уведомления — он либо комбинируется с ними, либо приглушается.
Как настроить Фоновые звуки на вашем устройстве:
Устный контент
Слушайте то,
что печатаете и читаете.
Аудиофункции помогают тем, кому трудно читать или набирать текст. Функция «Экран вслух» озвучивает текст с экрана, а Речевой контроллер позволяет выбирать комфортную скорость речи. Используйте функцию «Проговаривание», чтобы выделить фрагмент текста, который хотите прослушать, — её можно настроить так, чтобы слова подсвечивались по мере чтения. Активируйте функцию «Озвучивание при наборе», и каждый символ при вводе будет произноситься вслух. Все эти функции поддерживают более 35 языков, и вы можете выбрать любой из 70 голосов для устного контента.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Устный контент
Аудиофункции помогают тем, кому трудно читать или набирать текст. Функция «Экран вслух» озвучивает текст с экрана, а Речевой контроллер позволяет выбирать комфортную скорость речи. Используйте функцию «Проговаривание», чтобы выделить фрагмент текста, который хотите прослушать, — её можно настроить так, чтобы слова подсвечивались по мере чтения. Активируйте функцию «Озвучивание при наборе», и каждый символ при вводе будет произноситься вслух. Все эти функции поддерживают более 35 языков, и вы можете выбрать любой из 70 голосов для устного контента.
Как настроить Устный контент на вашем устройстве:
Режим
«Для чтения» в Safari
Внимание, ничего лишнего.
Просмотр веб-сайтов может создавать излишнюю сенсорную нагрузку. Режим «Для чтения» в Safari скрывает рекламные объявления, лишние кнопки, панели навигации и помогает сосредоточиться на основном контенте.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Режим «Для чтения» в Safari
Просмотр веб-сайтов может создавать излишнюю сенсорную нагрузку. Режим «Для чтения» в Safari скрывает рекламные объявления, лишние кнопки, панели навигации и помогает сосредоточиться на основном контенте.
Как настроить режим «Для чтения» на вашем устройстве:
Гид‑доступ
Всему своё время.
Эта функция помогает сосредоточиться
на одной задаче. Например, если вы заблокируете кнопку «Домой», то на устройстве можно будет пользоваться только тем приложением, которое уже открыто. Гид‑доступ также позволяет заблокировать клавиатуру или часть сенсорных элементов управления на экране, чтобы вас не отвлекали случайные нажатия. Такие настройки на устройствах Apple могут пригодиться родителям, учителям и тем, кому бывает
сложно сосредоточиться.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, iPod touch
Гид‑доступ
Эта функция помогает сосредоточиться на одной задаче. Например, если вы заблокируете кнопку «Домой», то на устройстве можно будет пользоваться только тем приложением, которое уже открыто. Гид‑доступ также позволяет заблокировать клавиатуру или часть сенсорных элементов управления на экране, чтобы вас не отвлекали случайные нажатия. Такие настройки на устройствах Apple могут пригодиться родителям, учителям и тем, кому бывает сложно сосредоточиться.
Как настроить функцию «Гид‑доступ» на вашем устройстве:
Распознавание лиц
Узнавайте новые лица и отмечайте друзей на фотографиях.
Распознавание лиц помогает определять, кто изображён на снимках в вашей медиатеке. Приложение «Фото» проверяет изображения, находит новые лица и предлагает добавить имя или ник. А при импорте новых снимков функция распознавания лиц автоматически сравнивает изображения с теми, кого вы уже указали.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac
Распознавание лиц
Распознавание лиц помогает определять, кто изображён на снимках в вашей медиатеке. Приложение «Фото» проверяет изображения, находит новые лица и предлагает добавить имя или ник. А при импорте новых снимков функция распознавания лиц автоматически сравнивает изображения с теми, кого вы уже указали.
Как настроить функцию «Распознавание лиц»
на вашем устройстве:
Режим «Не беспокоить»
Не хотите — не отвлекайтесь.
Если включён режим «Не беспокоить», то при заблокированном экране все звонки, предупреждения и уведомления приходят без звука, и это помогает сосредоточиться. Режим можно настроить так, чтобы он включался по расписанию. Кроме того, вы можете составить список людей, звонки от которых будут слышны всегда — даже при включённом режиме «Не беспокоить».
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Режим «Не беспокоить»
Если включён режим «Не беспокоить», то при заблокированном экране все звонки, предупреждения и уведомления приходят без звука, и это помогает сосредоточиться. Режим можно настроить так, чтобы он включался по расписанию. Кроме того, вы можете составить список людей, звонки от которых будут слышны всегда — даже при включённом режиме «Не беспокоить».
Как настроить режим «Не беспокоить» на вашем устройстве:
Экранное время
Пользуйтесь устройством осознанно.
С функцией «Экранное время» проще контролировать, как вы и ваши близкие пользуетесь своими устройствами. Отчёты об активности показывают наглядный график с информацией о времени, проведённом в каждом приложении. А вы можете устанавливать лимиты, чтобы ограничивать это время. Находите закономерности в использовании устройств и наблюдайте, как ваши привычки меняются к лучшему. Вы можете настроить параметры так, чтобы устройство автоматически блокировалось в определённое время. Или выбрать приложения, которыми можно пользоваться всегда, даже в период запланированного отдыха, —
например, Книги.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Экранное время
С функцией «Экранное время» проще контролировать, как вы и ваши близкие пользуетесь своими устройствами. Отчёты об активности показывают наглядный график с информацией о времени, проведённом в каждом приложении. А вы можете устанавливать лимиты, чтобы ограничивать это время. Находите закономерности в использовании устройств и наблюдайте, как ваши привычки меняются к лучшему. Вы можете настроить параметры так, чтобы устройство автоматически блокировалось в определённое время. Или выбрать приложения, которыми можно пользоваться всегда, даже в период запланированного отдыха, — например, Книги.
Как настроить функцию «Экранное время» на вашем устройстве:
Увеличение текста под курсором
Присмотритесь получше.
Функция «Увеличение текста под курсором» упрощает чтение с экрана Mac. Если текст набран слишком мелко, но вам важно его прочитать, наведите на него курсор и нажмите клавишу активации — выбранный фрагмент появится в увеличенном виде и в высоком разрешении. А ещё вы можете выбрать комфортные для себя шрифты и цвета.
Функция доступна
на следующих устройствах:
Mac
Увеличение текста под курсором
Функция «Увеличение текста под курсором» упрощает чтение с экрана Mac. Если текст набран слишком мелко, но вам важно его прочитать, наведите на него курсор и нажмите клавишу активации — выбранный фрагмент появится в увеличенном виде и в высоком разрешении. А ещё вы можете выбрать комфортные для себя шрифты и цвета.
Как настроить функцию «Увеличение
текста под курсором» на вашем устройстве:
Mac
Тёмный режим
Всё прекрасно смотрится.
В этом режиме цветовая гамма экрана меняется на тёмную, чтобы вам было легче читать текст. Весь важный контент находится в центре внимания, а панели инструментов и меню уходят в тень. В Почте, Safari, Календаре и других приложениях на тёмном фоне отображается светлый шрифт, поэтому при слабом освещении смотреть на экран гораздо комфортнее.1
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, Apple TV, iPod touch
Тёмный режим
В этом режиме цветовая гамма экрана меняется на тёмную, чтобы вам было легче читать текст. Весь важный контент находится в центре внимания, а панели инструментов и меню уходят в тень. В Почте, Safari, Календаре и других приложениях на тёмном фоне отображается светлый шрифт, поэтому при слабом освещении смотреть на экран гораздо комфортнее. 1
Как настроить Тёмный режим на вашем устройстве:
Диктовка
Слово за вами.
Функция «Диктовка» позволяет набирать текст с помощью голоса и поддерживает более 30 языков. Если вам легче говорить, чем печатать, просто поместите курсор в нужное текстовое поле, нажмите на значок микрофона и приступайте к диктовке.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, Apple Watch, Apple TV, iPod touch
Диктовка
Функция «Диктовка» позволяет набирать текст с помощью голоса и поддерживает более 30 языков. Если вам легче говорить, чем печатать, просто поместите курсор в нужное текстовое поле, нажмите на значок микрофона и приступайте к диктовке.
Как настроить функцию «Диктовка» на вашем устройстве:
Предиктивный набор
Продолжите фразу
без раздумий.
Ваше устройство может дописывать фразы за вас. Функция «Предиктивный набор» предлагает варианты слов в зависимости от того, что вы писали раньше именно этому собеседнику. Вам нужно только коснуться подходящей подсказки.2
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, Apple TV, iPod touch
Предиктивный набор
Ваше устройство может дописывать фразы за вас. Функция «Предиктивный набор» предлагает варианты слов в зависимости от того, что вы писали раньше именно этому собеседнику. Вам нужно только коснуться подходящей подсказки.2
Как настроить функцию
«Предиктивный набор» на вашем устройстве:
iWork
Каждому свой режим работы.
На работе, в школе или дома создавайте документы, таблицы и презентации, с которыми будет удобно работать всем. В Pages, Numbers и Keynote есть функции, которые помогут вести совместную работу и понимать содержимое файлов. Встроенные варианты макетов в Pages помогают оформлять и систематизировать документы. Новые инструменты для настройки интервалов между строками и символами упрощают чтение, понимание и редактирование текста. Для пользователей VoiceOver доступен новый компоновочный ротор, а автоматическое выравнивание выбранных элементов помогает сделать документ в точности таким, каким вы хотите его видеть.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
iWork
На работе, в школе или дома создавайте документы, таблицы и презентации, с которыми будет удобно работать всем. В Pages, Numbers и Keynote есть функции, которые помогут вести совместную работу и понимать содержимое файлов. В iWork на iPad доступн ассистент универсального доступа, который может задействовать десятки различных атрибутов, включая подписи к картинкам, дополнительный текст и заголовки. Встроенные варианты макетов в Pages помогают оформлять и систематизировать документы. Новые инструменты для настройки интервалов между строками и символами упрощают чтение, понимание и редактирование текста. Для пользователей VoiceOver также доступен компоновочный ротор, а автоматическое выравнивание выбранных элементов помогает сделать документ в точности таким, каким вы хотите его видеть.
Как настроить iWork:
Локатор
Местонахождение телефонов. Или друзей. Или телефонов друзей.
Локатор может не только находить пропавшие устройства. С его помощью можно объяснить друзьям, где вы находитесь — показать на карте в Локаторе или отправить ссылку в Сообщениях. Вы сможете также проверить, где находятся члены вашей семьи, отыскать знакомых в толпе или помочь им найти потерянные устройства Apple.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Локатор
Локатор может не только находить пропавшие устройства. С его помощью можно объяснить друзьям, где вы находитесь — показать на карте в Локаторе или отправить ссылку в Сообщениях. Вы сможете также проверить, где находятся члены вашей семьи, отыскать знакомых в толпе или помочь им найти потерянные устройства Apple.
Как настроить Локатор на вашем устройстве:
Ещё больше возможностей:
Связка ключей iCloud
Запомнит то, что легко забыть.
В Связке ключей iCloud хранятся пароли, номера банковских карт, имена пользователей. Часть информации на одобренных устройствах подставляется автоматически, чтобы вы могли легко и безопасно входить на сайты и в приложения и оплачивать покупки.
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, iPod touch
Связка ключей iCloud
В Связке ключей iCloud хранятся пароли, номера банковских карт, имена пользователей. Часть информации на одобренных устройствах подставляется автоматически, чтобы вы могли легко и безопасно входить на сайты и в приложения и оплачивать покупки.
Как настроить Связку ключей iCloud на вашем устройстве:
Ещё больше возможностей:
Siri
Умный ассистент становится умнее.
Siri помогает с повседневными делами и отвечает на ваши вопросы. Вы можете попросить голосового ассистента найти определение слова, настроить напоминание, включить ту или иную функцию — он умеет многое. А если вам часто приходится выполнять определённую последовательность действий и вы хотите её упростить, используйте быстрые команды Siri. Ваш любимый ассистент поддержит вас на любом устройстве Apple.3
Функция доступна
на следующих устройствах:
iPhone, iPad, Mac, Apple Watch, AirPods, iPod touch
Siri
Siri помогает с повседневными делами и отвечает на ваши вопросы. Вы можете попросить голосового ассистента найти определение слова, настроить напоминание, включить ту или иную функцию — он умеет многое. А если вам часто приходится выполнять определённую последовательность действий и вы хотите её упростить, используйте быстрые команды Siri. Ваш любимый ассистент поддержит вас на любом устройстве Apple.3
Как настроить Siri на вашем устройстве:
Ещё больше возможностей:
Обновления:
Новые варианты голоса Siri на английском языке. Голосовой помощник Siri получил два новых варианта голоса, чтобы читать новости и отвечать на вопросы по‑английски, составляя грамматически правильные фразы.
Сделайте для себя. Показано, как работает функция «Проговаривание».
Узнайте больше о функциях универсального доступа Apple.
Подробнее
Что такое когнитивные способности (и можно ли их улучшить)?
Знаете ли вы, сколько у вас когнитивных способностей?
Знаете ли вы разницу между когнитивными навыками и когнитивными атрибутами?
Вероятно, нет, потому что во многих бесплатных онлайн-статьях путают эти термины.
Они рассматривают многие когнитивные способности как навыки или атрибуты, когда это не так.
Но если вы хотите ясности в этом вопросе, вам повезло.
В этом посте вы, наконец, узнаете, что на самом деле означают когнитивные способности, и поймете, почему и чем они отличаются от других когнитивных проблем.
Готов?
Давайте углубимся.
Что такое когнитивные способности?Технически, когнитивные способности — это то, с чем здоровые люди рождаются или развиваются по мере взросления.
Это означает, что а не когнитивная способность является навыком, по крайней мере, не в смысле приобретения такой способности, как чтение и письмо.
Один из основных способов думать о когнитивных способностях — сосредоточиться на пространственном восприятии.
Как показали Альберт Постма и Инека ван дер Хам в книге «Нейропсихология пространства», с раннего детства мы быстро учимся «точно воспринимать расстояния и ориентацию».
Хотя это в основном визуальная когнитивная способность, здесь также задействован слух.
Классные научные слова для различения этих двух когнитивных способностей:
- Тонотопия (знание происхождения звуков)
- Ретинотоп (знание того, где в пространстве находится то, что вы видите)
Хотя эти особенности человеческого опыта можно было бы назвать «навыками», на самом деле это не так. Вы не столько изучаете их, сколько приобретаете через опыт, формирующийся в вашем мозгу.
Другие когнитивные способности, подпадающие под это строгое определение, включают:
- Мультисенсорное восприятие (осязание, обоняние, вкус)
- Слуховая, зрительная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая обработка
- Внимание
- Память
Да и нет.
Как показывает Гэри Маркс в книге «Образование, социальное происхождение и когнитивные способности», раннее развитие этих способностей требует ресурсов.
Если вы росли в плохой среде, вам не хватало правильного питания, сна и других элементов ухода, вы можете попасть в беду. Ваши познавательные способности не смогут процветать.
К сожалению, такие ситуации могут заставить многих людей бороться на протяжении всей жизни.
Как я уже говорил в «Победоносном разуме», я сам вырос таким. Это, безусловно, затруднило ясное мышление для меня, чем для других.
Тем не менее, всю свою жизнь я справлялся с проблемами снижения когнитивных способностей. Исходя из моего опыта, я считаю, что вы можете повысить IQ, просто устанавливая цели и выполняя их. Даже там, где я потерпел неудачу, продолжая практика достижение целей — это именно то, чем я занимался на протяжении всей своей жизни, несмотря на такие проблемы, как туман в голове и хроническая боль.
В свою очередь, это помогло мне улучшить так называемое «метапознание». На самом деле, когда я давал интервью для «Теорий всего», кто-то в комментариях сказал, что я занимаюсь «радикальным метапознанием».
Другими словами, вы можете улучшить свои общие когнитивные способности, узнав, как работает ваш собственный мозг.
Основные 4 типа когнитивных навыковТеперь, когда мы определили когнитивные способности…
Что насчет когнитивных навыков?
Здесь нужно учиться. Примеры интеллектуальных навыков включают:
- Овладение языком
- Понимание прочитанного
- Манипуляции с объектами
- Навыки рассуждения
- Рефлексивное мышление
- Независимое мышление
- Способности к счету
- Финансовая грамотность
- Лидерство
- Социальные навыки и создание сетей
- Родительская способность
- Вербальный интеллект
Но, как указывает Гэри Маркс, с этими определениями нужно быть осторожным. Многие из этих навыков приобретаются, но на их успех влияет то, что он называет «некогнитивными способностями».
Некогнитивные способности включают когнитивные атрибуты, такие как:
- Трудолюбие
- Мужество
- Настойчивость
- Сотрудничество
- Целостность
Маркс отмечает, что социально-экономическое происхождение, семья, генетика и личный опыт сильно влияют на такие личные качества.
Принимая во внимание эти моменты, каковы некоторые из основных когнитивных навыков?
Согласно Стивену Риду в книге «Когнитивные навыки, необходимые в 21 веке», он разбит на следующий список интеллектуальных навыков.
Один: Способность приобретать новые знанияХотя люди могут многое усваивать по мере своего роста, почти на автопилоте, другие навыки выживания требуют обучения.
Например, мы учимся читать и писать.
Почему?
Чтобы мы могли помочь себе узнать больше по любой теме, которую пожелаем. Базовая грамотность буквально помогает нам научиться учиться, чтобы мы могли постоянно расширять свои интеллектуальные способности.
И по мере того, как мы продолжаем учиться, эта способность расширяется путем применения наших способностей до:
- Понять
- Классифицировать
- Реферат и ассоциированный член
- Действия с процессами в соответствии с их описанием
Я только что упомянул, что мы можем научиться классифицировать то, что мы изучаем. Это как маркировка.
Когнитивный навык, необходимый для дополнения этой способности, заключается в организации того, что мы пометили.
Вот где так полезны такие навыки, как техника Дворца Памяти. Наши предки разработали его тысячи лет назад, чтобы мы могли хранить в уме информацию, содержащую целые книги, еще до того, как книги появились.
Как показали такие ученые, как Тайсон Юнкапорта и Линн Келли, эти формы организации знаний уже много раз имели решающее значение для выживания человечества.
Организация знаний как навыков также может быть изучена с помощью инструментов life:
- Программное обеспечение для обработки данных
- Передовые методы ведения заметок
- Интеллект-карты
- Эверноут
- Мнемонические устройства
Вы также можете научиться лучше систематизировать знания, пройдя курсы, написав статьи или книги по исследовательским темам или подготовив доклады.
Три: Навыки мышленияУмение логически мыслить — один из самых важных когнитивных навыков, которые вы можете развить.
Что происходит?
Во-первых, вы должны усвоить разницу между логическим и рациональным мышлением. Кажется, что они могут быть одинаковыми, но это не так. Точно так же ознакомьтесь с разницей между объективными и субъективными рассуждениями.
Навыки аналитического мышления должны быть следующими в вашем списке. Этот навык помогает вам разбирать вещи и практиковать то, что иногда называют «мысленным вращением».
Как начать улучшать свои навыки мышления?
- Прочтите эти книги по критическому мышлению
- Выполните эти упражнения на критическое мышление
- Изучите эти цитаты о критическом мышлении
- Удалите эти барьеры критического мышления
Четвертый важный когнитивный навык, на который мы должны обратить внимание, — это решение проблем.
Этот навык очень важен, потому что, имея под рукой модели для решения проблем, вы будете быстрее и конкурентоспособнее на рынке труда.
Даже в более старшем возрасте, на пенсии, важна способность решать проблемы. Мир постоянно меняется, и мы все должны хорошо справляться с трудностями.
Как отмечает Данах Хенриксен в книге «7 трансдисциплинарных когнитивных навыков для творческого образования», лучшим навыком решения проблем является эмпатия.
«Чарльз Дарвин определил эмпатию как ключевой навык выживания, написав, что животные, которые чувствуют и стремятся помочь друг другу в беде, как правило, процветают благодаря процессу естественного отбора».
Как она утверждает, эмпатия решает проблемы, потому что помогает людям видеть сходства между людьми, а не различия. В различных исследованиях видеоигр Хенриксен показал, как чуткие люди приносят больше перспективы, облегчая решение проблем.
Еще один интересный способ развить навыки решения проблем: играть в игры, в идеале в несколько игр.
Возможно, вы даже захотите зарегистрироваться для участия в соревнованиях по запоминанию или принять вызов, как это сделал Брейден Адамс, чтобы повысить осведомленность о болезни Альцгеймера.
Как повысить когнитивные способностиМы уже рассмотрели несколько способов улучшить свои когнитивные способности.
А как насчет ваших когнитивных способностей?
Во-первых, мы знаем, что интеллект не фиксирован. Расширить его может любой.
Если вы боретесь, это, вероятно, связано с загадкой, которую мы уже решали:
Разница между когнитивными способностями и когнитивными качествами и вашей готовностью принять поведение, которое может показаться вам неестественным.
Например, выше мы видели, что такие черты, как трудолюбие и смелость, часто улучшают как когнитивные способности человека, так и приобретенные им когнитивные навыки.
Часто у этих людей это происходит быстрее и легче, потому что они хотят играть или хотя бы экспериментировать.
Некоторые эксперименты, которые вы можете провести, включают:
- Научиться запоминать свои сны
- Разработка системы PAO
- Использование метода ключевого слова
Каждое из этих умений поможет вам расширить свои умственные способности, поскольку они тренируют аспекты ваших:
- Автобиографическая память
- Эпизодическая память
- Процедурная память
- Перспективная память
- Рабочая память
- Когнитивное картирование
Поскольку память является ключом ко всем улучшениям умственной деятельности, подумайте о том, чтобы записаться на этот бесплатный курс:
Когнитивное мышление на кранеОдной из моих целей в этом посте было прояснить разницу между несколькими терминами. которые кажутся одинаковыми на поверхности.
Надеюсь, вы уже заметили, что на самом деле они совершенно разные.
Когнитивные способности относятся к поведению мозга, которое мы испытываем, не прилагая особых усилий для их развития как способностей.
Когнитивные способности, напротив, можно развивать. Однако на их сильные стороны влияет ряд факторов, таких как сугубо личные когнитивные качества.
Как я определил эти различия?
Легко.
Я использовал когнитивное мышление и задал один простой вопрос, исследуя эту тему.
Когда я прочитал список того, что кто-то назвал когнитивными способностями, я спросил:
«Это правда?»
Как мы уже говорили выше, наши когнитивные способности включают в себя навешивание ярлыков или категоризацию и организацию.
Задав этот вопрос, я смог увидеть, что маркировка была неправильной, что привело к ложной организации этих терминов.
А так как наука постоянно развивается и термины все время меняются, рано или поздно этот анализ тоже будет нуждаться в обновлении.
Быть открытым к этому факту, а затем быть готовым и желать действовать без эго, вставающего на пути, когда придет время, вот что такое истинные умственные способности.
Так что ты скажешь?
Этот пост помог вам лучше понять этот широкий спектр интеллектуальных навыков? Если вам нужны некоторые идеи о простых действиях, которые вы можете предпринять для улучшения, пожалуйста, прочитайте об этих 13 мощных когнитивных действиях далее.
Когнитивные способности — IResearchNet
Термин «когнитивные способности» обычно относится к способности мысленно обрабатывать, понимать и манипулировать информацией — короче говоря, к способности учиться. Например, дедуктивное или индуктивное мышление, понимание общих принципов путем наблюдения за поведением объектов, мысленное вращение объектов в уме, быстрое и точное понимание прочитанного и эффективное обращение с математическими понятиями — все это когнитивные способности. Когнитивные способности в значительной степени составляют то, что большинство людей интуитивно называют интеллектом. Когнитивные способности также называют когнитивными способностями.
Научное изучение когнитивных способностей имеет долгую и иногда противоречивую историю. Однако интерес исследователей сосредоточен на двух общих темах: структуре когнитивных способностей (т.е. сколько их и как они выглядят?) и влиянии различий в когнитивных способностях на важные результаты (т.е. предсказывают?).
Структура когнитивных способностей
Споры о структуре когнитивных способностей, возможно, являются одним из самых легендарных споров в дифференциальной психологии. Рискуя упростить историю, дискуссия в основном сосредоточена на вопросе о том, существует ли одна общая когнитивная способность или множество независимых специфических способностей. Сегодня большинство ученых принимают модель когнитивных способностей, аналогичную модели, предложенной Джоном Б. Кэрроллом. В исчерпывающей и замечательной работе Кэрролл повторно проанализировал более 400 наборов данных, охватывающих более 60 лет исследований. Его результаты убедительно показали, что психометрическая структура когнитивных способностей лучше всего описывается иерархической моделью с тремя основными слоями или уровнями. На вершине находится один общий фактор когнитивных способностей, называемый g, ниже которого находится небольшое количество узких способностей, часто называемых групповыми факторами, каждый из которых, в свою очередь, находится на вершине большого количества задач. конкретные способности. Основные интересующие уровни — это верхний уровень g) и второй уровень, содержащий от 8 до 10 узких способностей.
Определение g-фактора
g-фактор отражает общую способность человека к обучению. Формально это определяется как «образование отношений и коррелятов», то есть способность делать выводы или дедуцировать значимые принципы и понятия из абстрактных и новых ситуаций. g-фактор отражается в повсеместной положительной корреляции между любым набором тестов или задач, которые требуют любой формы когнитивного манипулирования или обработки информации. То есть, хотя можно определить более узкие умственные способности (например, вербальные способности, количественные способности, зрительно-пространственные способности, кратковременная память), люди с высокими (или низкими) показателями любой индивидуальной узкой способности, как правило, имеют относительно высокие ( или низкий) на остальных. Надежные показатели когнитивных способностей всегда положительно коррелируют.
Определение узких способностей
Остаются некоторые разногласия и неопределенность относительно точного определения узких способностей. На самом деле, сам Кэрролл предупредил, что может быть уместна небольшая модификация или дальнейшее уточнение этих факторов. Тем не менее, в большинство моделей когнитивных способностей включены следующие узкие способности:
- Подвижный интеллект/рассуждение: способность применять правила и предпосылки для достижения решения; способность обнаруживать основные характеристики, определяющие проблемы
- Количественное мышление/навыки: Способность рассуждать индуктивно или дедуктивно с помощью математических понятий, отношений и свойств; общие знания математических понятий
- Кристаллизованный интеллект: размер и изощренность словарного запаса; способность понимать и общаться устно, а также бегло использовать коммуникативные навыки; круг общих и аккультурационных знаний
- Общие вербальные способности: Способность распознавать и расшифровывать слова или замаскированные слова; способность понимать и общаться с ясностью мысли и выражения в письменной речи; общее понимание языковых правил (родного) языка
- Кратковременная память: способность формировать и сохранять мысленные представления о стимулах, а затем распознавать или вспоминать их через короткий промежуток времени (объем памяти, зрительная память)
- Долгосрочное ассоциативное запоминание и извлечение: способность сохранять и вспоминать ранее изученный материал независимо от того, имеет ли он смысл; способность быстро генерировать ряд идей, слов или другой уточняющей информации, относящейся к определенной теме или объекту; способность быстро создавать новые или необычные связи между стимулами или решениями проблем
- Визуально-пространственная обработка: способность мысленно манипулировать объектами или визуальными образами, например мысленно вращать многомерные объекты в пространстве; способность быстро отличать значимый объект от частично затемненных или расплывчатых образов и стимулов
- Обработка слуха: способность обрабатывать звуки речи; фонологическая осведомленность; способность различать звуки речи в обычном и искаженном контексте; способность различать тона, тональные паттерны, высоту тона и другие вариации звуковых качеств; способность локализовать звуки в пространстве
- Скорость когнитивной обработки: способность быстро принимать простые решения или выполнять простые задачи; возможность сравнения визуальных символов; способность быстро манипулировать и оперировать числами элементарными способами
Прогностическая достоверность когнитивных способностей
То, что различия в когнитивных способностях существуют и что они, по-видимому, каким-то образом связаны с различиями в широком спектре поведения, признавалось на протяжении нескольких тысяч лет. Таким образом, было разработано множество методов для оценки индивидуальных различий в когнитивных способностях, и многие из них оказались полезными для понимания или прогнозирования поведения, столь же разнообразного, как академическая успеваемость и техническая эффективность работы, профессиональные и экономические достижения, правонарушения, преступное поведение, склонность к несчастным случаям. -ность и смертность, и это лишь некоторые из них.
Прогностическая достоверность g
Множество данных подтвердило, что g является прогностическим (на уровнях как теоретической, так и практической значимости) индивидуальных различий в широком диапазоне академических, профессиональных и социальных результатов. Для промышленных и организационных психологов представляет интерес тот факт, что g неизменно является лучшим единственным предиктором эффективности профессионального обучения и технической эффективности работы в широком диапазоне возрастов, условий и областей. Не существует работы, для которой g не является хотя бы умеренно сильным предиктором технических характеристик.
Например, метааналитические оценки помещают прогностическую достоверность g для технической производительности от 0,50 до 0,60 и 0,56 для производительности в программах профессионального обучения. Однако точное значение варьируется в зависимости от характера рассматриваемой работы. Например, корреляция между g и техническими показателями для управленческих и многих информационных должностей белых воротничков обычно находится в диапазоне от 0,50 до 0,61. Напротив, корреляция для ручного труда обычно составляет около 0,25. Именно когнитивная сложность профессии снижает прогностическую достоверность g. Кроме того, g сохраняет свою прогностическую достоверность на разных уровнях опыта. На самом деле, некоторые исследования показывают, что прогностическая достоверность g фактически увеличивается по мере увеличения опыта. Поначалу это может показаться нелогичным: в конце концов, у людей с большим опытом есть возможность узнать больше и, следовательно, приобрести более высокий уровень знаний и навыков, специфичных для работы. При прочих равных условиях сотрудник с большим опытом будет работать лучше, чем неопытный сотрудник. Однако не все вещи равны. Важна способность извлекать пользу из опыта, и g по существу отражает способность учиться на опыте. Те, у кого выше g, учатся быстрее; таким образом, по мере увеличения опыта различия в знаниях и навыках, которые можно отнести на счет возрастающих, преувеличиваются.
Прогностическая достоверность узких способностей
В отличие от g прогностическая достоверность узких способностей более тесно связана с природой критериев, которые пытаются предсказать. Таким образом, говорить об обобщенных выводах относительно прогностической валидности узких способностей труднее. Кроме того, учитывая устойчивость прогностической валидности g, ценность узких способностей обычно измеряется их возрастающей валидностью. То есть, чтобы заслужить внимание как практически значимое, доказательства возрастающего вклада узких способностей выше и выше g должны быть существенными, надежными и связанными со значимыми результатами. Однако даже самая оптимистичная интерпретация существующей эмпирической литературы не соответствует этому стандарту практической значимости. То есть узкие способности, как правило, не добавляют значительного количества дополнительной прогностической достоверности выше и выше g при прогнозировании академической или технической работы. Например, после учета дисперсии, относящейся к g, включение набора узких способностей обычно увеличивает корреляцию с техническими показателями работы менее чем на 0,05. Таким образом, узкие способности, несмотря на их психологическую значимость, могут иметь только практическое значение в ситуациях, когда диапазон общих способностей ограничен (например, среди группы аспирантов, для которых предварительный отбор дает существенное ограничение диапазона в g или в предсказуемый критерий для конкретной предметной области (т. е. развитие навыков чтения)9.0003
С другой стороны, бывают случаи, когда человек менее заинтересован в прогнозировании различий в производительности между людьми и больше заинтересован в сопоставлении профиля узких способностей отдельного человека (т. е. их относительных сильных и слабых сторон) с узкими требованиями к способностям рабочей или образовательной среде. Это соответствует доминирующей точке зрения в литературе по профессиональному консультированию. В самом деле, хорошо известно, что g — недостаточный дескриптор требований к работе; профессии демонстрируют отчетливые образцы узких требований к способностям. Таким образом, оценка внутриличностных различий в узких способностях может быть особенно полезной при классификации персонала, а также при академическом консультировании и консультировании по вопросам карьеры.
Резюме
Можно утверждать, что потенциальная широта и величина воздействия индивидуальных различий в когнитивных способностях делает их изучение очень интересным как для ученых, так и для широкой общественности. Хотя научная трактовка когнитивных способностей не появлялась до конца 19 века, развитие теории и множество эмпирических данных, накопленных с тех пор, подтверждают два вывода: (1) психометрическую структуру когнитивных способностей лучше всего моделировать как трехуровневую иерархическую структуру с общий фактор умственных способностей, g, находится на вершине, и (2) общие умственные способности имеют большое функциональное значение практически во всех аспектах жизни.
Ссылки:
- Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Gottfredson, LS (1997). Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
- Хантер, Дж. Э., и Хантер, РФ (1984). Валидность и полезность альтернативных предикторов производительности труда. Психологический вестник, 96, 72-98.
- Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Любински, Д., и Дэвис, Р.В. (1992). Склонности, умения и навыки. В M. Dunnette & LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (том 3, 2-е изд., стр. 1–59). Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
- Рив, С.Л., и Хакель, доктор медицины (2002). Задавать правильные вопросы о g. Человеческая производительность, 15, 47-74.
- Шмидт, Ф.Л., и Хантер, Дж.Э. (1998).