37. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена.
Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.
Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).
Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.
На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.
Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.
Таким образом, формула S R должна читаться как SOR. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.
Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.
Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.
Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.
В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».
Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.
Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.
Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.
Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?
Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.
С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.
Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.
Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.
В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.
Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.
Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.
Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.
Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.
Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.
Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило. Толмена интересовало, имеет ли место какое-либо научение в такой неподкрепляемой ситуации.
Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.
Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем. Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена (1886-1959). Последователь Уотсона, американский психолог Эдуард Чейс Толмен в 1948 году подверг сомнению схему S—»R, считая ее слишком упрощенной. Он приходит к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами данного индивида (J), зависящими от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Формула Уотсона у Толмена приобрела иной вид: S—*J—*R, где средним членом являются промежуточные переменные. Он выделил три главные группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и переменные бихевиори-ального поля (ситуация, в которой совершается действие).
Такие промежуточные переменные, как цели, намерения, гипотезы и др. формально являются функциональными эквивалентами сознания, но вводятся они здесь как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, «цель, намерение» у животного можно определять в видимой внешним наблюдателем поисковой активности, которая прекращается при получении нужного объекта, а при повторных опытах животное путь к нужному объекту находит быстрее. Получение объекта в данном опыте и будет составлять намерение, или цель, а это уже свойство поведения, и нет необходимости для объяснений привлекать понятие сознания.
В опытах Толмена устанавливалось, что при обучении крыс нахождению корма в лабиринте речь шла не о простом механическом усвоении ими кратчайшего пути по типу связи между стимулом и реакцией, а своего рода усвоении ими значения стимула. Обученное животное почему-то сразу справлялось и с «усложненными» заданиями (типа перекрытием пути преградой) без нового научения. Отсюда Толмен заключил, что поток сигналов из внешней среды преобразуется мозгом в своеобразные «когнитивные карты-схемы » (или образы ситуаций), которые помогают определять адекватные действия при изменениях ситуации. Эти карты создаются внешне незаметно (латентное научение) и отражают значение различных стимулов и существующих между ними связей. Таким образом, «закон упражнения» Торндайка должен быть пересмотрен. Упражнение — это не упрочение связи между раздражителем и двигательным ответом, а образование новых «познавательных карт», «знаковых геш-тальтов» или «матриц ценностей-убеждений».
При обучении сложным психомоторным навыкам (например, игре на музыкальных инструментах) также формируются когнитивные стратегии, направленные на выработку строгих последовательных движений и их программирование в зависимости от желаемого результата. Кроме выработки навыков, в бихевиоризме к когнитивным формам научения также относят научение путем инсайта, путем рассуждений, абстрагирования и обобщения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 250 руб
Контрольная работа
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 250 руб
Курсовая работа
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьКлючевые различия между когнитивной и поведенческой психологией
В течение шестидесяти лет противоположные философии поведенческой психологии и когнитивной психологии соперничали за душу психологии.
С 1920-х по 1950-е годы поведенческая психология доминировала в значительной части психологической мысли, но когнитивная революция 1950-х годов выявила трещины в теориях радикальных бихевиористов, и когнитивной психологии в конце концов удалось одержать верх.
Но психологи с обеих сторон спектра начали понимать, что оба метода имеют ценность в лечении пациентов, породив комбинированную когнитивно-поведенческую терапию. Большинство психологов сейчас используют комбинацию поведенческой и когнитивной терапии.
Когнитивная психология vs. Behavioral Psychology
Когнитивная психология исследует психические процессы, такие как память, восприятие и решение проблем, уделяя особое внимание внутренним психическим состояниям. С другой стороны, поведенческая психология фокусируется на наблюдаемом поведении и воздействии стимулов окружающей среды. В первую очередь он изучает внешние факторы, формирующие поведение посредством обусловливания и подкрепления.
Поведенческая психология
Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, основана на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания, посредством взаимодействия с окружающей средой.
Первоначальные бихевиористы утверждали, что внутренние состояния, такие как познание, эмоции и настроение, слишком субъективны, чтобы им можно было доверять, и что генетике не должно быть места в психологии; они считали, что наблюдаемое поведение — единственные психологические факторы, заслуживающие внимания.
Обусловливание является одной из основных тем бихевиористов, и они называют два основных типа обусловливания: классическое и оперантное .
Классическое кондиционирование был обнаружен Иваном Павловым во время его знаменитого эксперимента с собаками. Каждый раз, когда Павлов кормил собаку, он звонил в колокольчик. Затем Павлов позвонил в звонок, не кормя собаку, и у собаки при звуке звонка потекла слюна. Павлов научил собаку реагировать на звонок слюноотделением. Эксперимент Павлова послужил одним из краеугольных камней бихевиоризма.
Еда действовала как безусловный стимул для собаки, потому что еда — это то, к чему собака естественным образом тянется. Точно так же слюноотделение собаки было безусловная реакция на этот стимул, потому что пища естественным образом вызывает у собаки слюноотделение. Но звук колокольчика естественным образом не вызывает слюноотделения у собаки, поэтому колокольчик действовал как условный раздражитель , а слюноотделение при звуке колокольчика было условной реакцией.
Поведенческая психология использует этот основной принцип обусловливания для переобучения людей, страдающих психологическими расстройствами, путем переобучения условных реакций людей на определенные условные раздражители.
Оперативное обусловливание (иногда называемое инструментальным обусловливанием) действует через поощрение (за хорошее поведение) и наказание (за плохое поведение).
Терапевтические методы в поведенческой психологии
Поведенческая терапия эффективна при лечении людей с фобиями или навязчивым поведением. Это также полезно в организационной психологии, когда сотрудников необходимо переучить для повышения их производительности. Возможно, наиболее полезной его целью является исправление поведенческих проблем у детей и молодых людей, особенно у тех, у кого проблемы с законом.
Вот некоторые распространенные методы:
Цепочка разбивает задачу на составные части, а затем обучает сначала простейшему компоненту. Как только компонент освоен, клиент переходит к следующему простейшему компоненту, пока он не будет освоен.
Подсказка использует визуальные или словесные подсказки для запуска желаемых ответов.
Формирование — это постепенное изменение плохого поведения путем поощрения любого незначительного улучшения этого поведения, постепенное подтягивание этого плохого поведения к желаемому поведению.
Моделирование — это изучение нового поведения путем наблюдения за тем, как кто-то делает это правильно.
Систематическая десенсибилизация постепенно подвергает пациентов с фобиями их фобиям до тех пор, пока они не преодолеют их.
Когнитивная психология
Когнитивная психология изучает психические функции, такие как обучение, внимание, память, рассуждение, концептуальное развитие, овладение языком, восприятие и принятие решений. Основное внимание когнитивной психологии уделяется исследованию получения, обработки и хранения информации в уме.
Когнитивная психология в первую очередь связана с проведением лабораторных экспериментов и проведением научных исследований, но эти исследования привели к далеко идущим применениям в области психологии. Исследования познания привели к вышеупомянутому сдвигу в методологии, используемой в психотерапии, от строго бихевиористской ориентации к более сбалансированному подходу, включающему когнитивную терапию.
Связанное Чтение : Как стать когнитивным психологом
Когнитивные психологи также оказали глубокое влияние на судебную психологию и судебную систему. До 1950-х годов суды в США отказывались включать психологические исследования в качестве доказательств в судебные процессы, а психологам не разрешалось давать показания в качестве свидетелей-экспертов. Но из-за настойчивости когнитивных психологов в представлении результатов своих исследований политикам и судьям судебная психология теперь играет важную роль в судебных системах США.
Когнитивные психологи оказали аналогичное влияние на армию США. Военные раньше не нанимали психологов, но в середине двадцатого века психологи предоставили военным полезные исследования о практике найма в армию и о работе военнослужащих в неблагоприятных условиях окружающей среды (например, о влиянии усталости и кислородного голодания на человека). авиаторы), а в армии сейчас активно работают психологи.
Когнитивные психологи сыграли важную роль в современном образовании. Например, метапознание — концепция, созданная когнитивными психологами и используемая современными педагогами, — помогает учащимся оценивать свои личные знания и применять стратегии для улучшения своих знаний по самым слабым школьным предметам.
Когнитивные психологи также предоставили школам иерархический метод организации информации, который доказал свою эффективность в классе.
Похожие материалы
- 31 профессия, которой можно заниматься со степенью психолога
- Как стать поведенческим психологом
- Как стать когнитивно-поведенческим терапевтом
- Что вы можете сделать со степенью поведенческой психологии
- Разница между когнитивной психологией и клинической психологией
Разница между бихевиоризмом и когнитивной психологией
2 июля 2016 г.
от Embogama
3 минуты чтения
Главное отличие — бихевиоризм против когнитивной психологии
Бихевиоризм и когнитивная психология — это два движения в психологии, которые используются для объяснения человеческого поведения. Однако многие люди часто путают их из-за очень тонкой границы, которая отличает одно от другого. Основное различие между бихевиоризмом и когнитивной психологией заключается в том, что бихевиоризм основан на том факте, что человеческое поведение определяется опытом, который человек имеет как последствия различных сходных действий 9.0028, тогда как когнитивная психология основана на том факте, что люди способны обрабатывать и анализировать различную информацию в уме.
Что такое бихевиоризм
Бихевиоризм — это изучение поведения с единственной целью выявления его детерминант. Это общий термин, используемый для определения научного подхода, который ограничивает теории в психологии наблюдаемым, записываемым и измеримым поведением. Это также включает в себя аспекты, в которых регистрируются и анализируются наблюдаемые модели поведения человека в соответствии с их реакцией на внешние раздражители или стимулы окружающей среды.
Фундаментальное допущение, лежащее в основе бихевиоризма, состоит в том, что люди учатся чему-то, соотнося обстоятельства с результатами своего опыта и перенимая индивидуальные модели поведения в соответствии с наиболее желательными последствиями. Бихевиоризм также подтверждает, что когда определенные события происходят вместе, они либо становятся связанными, либо дают один и тот же результат. Что еще более важно, бихевиоризм не рассматривает никаких различий между поведением людей и животных.
В общей психологии описаны два типа бихевиоризма, а именно Классический бихевиоризм и Оперантное обусловливание . Классический бихевиоризм в основном основан на теории, согласно которой нейтральный сигнал помещается перед рефлексом, создавая желаемый результат. Обычно это объясняет непроизвольные или автоматические реакции человека. Оперантное обусловливание , которое в основном нацелено на описание силы или слабости произвольного поведения, также объясняет, как поведение меняется после подкрепления или наказания.
Что такое когнитивная психология
Это подкатегория психологии, которая объясняет, как внутренние психические процессы определяют личность человека, память, способность к логическому мышлению, решению проблем и речи. Когнитивная психология исходит из того, что люди способны обрабатывать и анализировать различную информацию в уме. Он не полагается на видимое поведение, а больше фокусируется на мыслительном процессе, стоящем за ним. Кроме того, по мнению некоторых психологов, когнитивное поведение является реакцией на бихевиоризм.
Разница между бихевиоризмом и когнитивной психологией
Поведение
Бихевиоризм: Исследования по бихевиоризму, которые в основном проводились на животных, показывают, что каждое поведение является неизменным результатом внешних раздражителей.
Когнитивная психология : Исследования познания, в основном проводимые на людях, объясняют, как поведенческие паттерны определяются внутренними процессами разума, нацеленными на получение, обработку и хранение информации.
Базис
Бихевиоризм: В основе бихевиоризма лежит тот факт, что человеческое поведение определяется опытом, полученным в результате различных подобных действий.
Когнитивная психология: Когнитивная психология в основном нацелена на человеческий разум и его способность анализировать и систематизировать информацию, которая определяет поведение человека.
Самоанализ
Бихевиоризм: Поведенческая психология решительно отказывается от использования самоанализа (интроспекции) как надежной модальности исследований.
Когнитивная психология : Когнитивная психология использует самоанализ как инструмент.
Изображение предоставлено:
«Когнитивная психология» Jtneill — собственная работа (общественное достояние) через Commons Wikimedia
SA 3.0) через Commons Wikimedia
Об авторе: Эмбогама
Эмбогама уже несколько лет является страстным писателем-фрилансером. Сферы ее интересов включают общую медицину, клиническую медицину, здоровье и фитнес, аюрведическую медицину, психологию, консультирование и фортепианную музыку 9.