Когнитивный интеллект: Эмоциональный интеллект оказался бесполезен для повышения производительности. Когнитивные способности гораздо важнее

Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект

Приоритетное направление:
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта

О школе

Миссия школы — обеспечение прогресса в решении фундаментальных задач, связанных с раскрытием природы когнитивных систем, пониманием принципов работы мозга и созданием систем искусственного интеллекта, позволяющих существенно ускорить научно-технический прогресс, улучшить когнитивные возможности и здоровье человека.

Стратегическая цель — проведение в Московском университете междисциплинарных исследований в области наук о мозге, когнитивных наук и искусственного интеллекта, сохранение и развитие научных школ МГУ в этих областях, привлечение в них талантливой молодежи и подготовка высококвалифицированных кадров в этих взаимосвязанных дисциплинах.

Координатор школы

Координатор школы

Боков Григорий Владимирович
Заведующий лабораторией математический проблем искусственного интеллекта механико-математического факультета МГУ
Профиль в системе «Истина»
e-mail: [email protected]

Стратегический проект

  • Мозг и информация: от естественного интеллекта к искусственному

Образовательные программы

Магистратура

  • Анализ данных в экономике

    • Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.ф.-м.н. В.Ю. Королев, профессор, д.э.н. Ф.С. Картаев
    • Язык преподавания: русский
    • Базовый факультет: экономический

    Программа реализуется
    Подробнее о программе

  • Биология мозга и естественного интеллекта

    • Направление подготовки: 06. 04.01 «Биология»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.б.н., профессор Латанов Александр Васильевич
    • Язык преподавания: русский
    • Старт программы: 2021 год
    • Базовый факультет: биологический

    Подробнее о программе

  • Когнитивная нейронаука

    • Направление подготовки: 37.04.01 «Психология»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д. психол. н., профессор Черноризов Александр Михайлович
    • Язык преподавания: русский
    • Старт программы: 2021 год
    • Базовый факультет: психологии
  • Суперкомпьютерные технологии моделирования Земной системы

    • Направление подготовки: 01. 04.02 «Прикладная математика и информатика»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.ф.-м.н., профессор Лыкосов Василий Николаевич
    • Язык преподавания: русский
    • Старт программы: 2021 год
    • Базовый факультет: вычислительной математики и кибернетики
  • Цифровые технологии и искусственный интеллект

    • Направление подготовки: 02.04.01 «Математика и компьютерные науки»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.ф.-м.н., академик Семёнов Алексей Львович
    • Язык преподавания: русский
    • Старт программы: 2021 год
    • Базовый факультет: механико-математический

    Подробнее о программе

  • Экспериментальная философия нейрокогнитивных наук

    • Направление подготовки: 47. 04.01 «Философия»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д. филос. н., профессор Зайцев Дмитрий Владимирович
    • Язык преподавания: русский
    • Старт программы: 2021 год
    • Базовый факультет: философский

    Подробнее о программе

  • Интеллектуальные системы. Теория и приложения

    • Направление подготовки: 02.04.01 «Математика и компьютерные науки»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководитель программы: д.ф.-м.н., профессор Гасанов Эльяр Эльдарович
    • Язык преподавания: русский
    • Базовый факультет: механико-математический

    Программа реализуется

  • Интеллектуальный анализ больших данных

    • Направление подготовки: 01. 04.02 «Прикладная математика и информатика»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: профессор, д.ф.-м.н. В.Ю. Королев, профессор, д.ф.-м.н. И.В. Машечкин, профессор, д.ф.-м.н. М.И. Петровский
    • Язык преподавания: русский
    • Базовый факультет: вычислительной математики и кибернетики

    Программа реализуется
    Подробнее о программе

  • Нейропсихолингвистика

    • Направление подготовки: 37.04.01 «Психология»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководитель программы: доктор культурологии Денисова Галина Валерьевна
    • Язык преподавания: русский
    • Базовый факультет: психологии

    Программа реализуется
    Подробнее о программе

  • Перспективные вычислительные технологии и сети

    • Направление подготовки: 01. 04.02 «Прикладная математика и информатика»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.ф.-м.н., член-корреспондент Смелянский Руслан Леонидович
    • Язык преподавания: английский
    • Базовый факультет: вычислительной математики и кибернетики

    Программа реализуется
    Подробнее о программе

  • Распределенные системы и компьютерные сети

    • Направление подготовки: 01.04.02 «Прикладная математика и информатика»
    • Форма обучения: очная
    • Срок обучения: 2 года
    • Руководители программы: д.ф.-м.н., член-корреспондент Смелянский Руслан Леонидович
    • Язык преподавания: русский
    • Базовый факультет: вычислительной математики и кибернетики

    Программа реализуется
    Подробнее о программе

Научные направления

  • Физико-математические подходы к изучению мозга

    Разработка и применение методов математических наук, экспериментальной и теоретической физики к исследованию и математическому моделированию мозга как сложной динамической системы.

  • Нейробиология когнитивных систем

    Исследование молекулярных, клеточных и системных механизмов когнитивных функций мозга в норме и при патологии с помощью методов и инструментов современной нейронауки.

  • Когнитивные функции человека и животных

    Фундаментальные и прикладные исследования процессов и механизмов поведения, интеллекта, когнитивного развития, организации языковых систем, обучения, памяти и других когнитивных функций у человека и животных.

  • Интерфейсы естественных и искусственных интеллектуальных систем

    Исследования и разработки в области взаимодействия человека с искусственными интеллектуальными системами, разработка новых технологий и применений интерфейсов между человеком и робототехническими устройствами, интерфейсов мозг — компьютер, мозг — искусственный интеллект.

  • Разработка перспективных технологий искусственного интеллекта

    Поиск и разработка перспективных приложений, новых математических методов и технологий искусственного интеллекта, в том числе основанных на принципах работы головного мозга.

  • Аппаратно-программные реализации технологий искусственного интеллекта

    Исследование, разработка и применение аппаратно-программных систем для анализа, хранения, обработки больших разнородных объемов данных, в том числе фундаментальных основ теории программирования в применении к технологиям искусственного интеллекта.

  • Теория интеллектуального управления

    Разработка и применение технологий искусственного интеллекта для решения задач управления автономными системами, группами автономных объектов, технологическими процессами.

  • Извлечение знаний из данных

    Разработка методов извлечения знаний из больших объемов данных разной природы, методов анализа данных, исследование фундаментальных математических основ таких методов.

BRAVIA XR — Первый в мире телевизор с технологией когнитивного интеллекта

Телевизоры BRAVIA XR

Изображение и звук можно почувствовать вместе с Cognitive Processor XR

Благодаря Cognitive Processor XR™ телевизоры BRAVIA анализируют контент и воссоздают его так же, как человек видит и слышит в реальном мире. Процессор определяет, на чем обычно фокусируется наш глаз — например, на главном герое или объекте фильма. Если в кадре появляется реактивный самолет, процессор воссоздаёт звук в вашей гостиной, понимая, что звук должен исходить сверху. В результате ваш любимый контент становится настолько реалистичным, что его можно почувствовать.

Принцип работы процессора Cognitive Processor XR

Обычные системы ИИ могут по отдельности обнаруживать и анализировать такие элементы изображения, как цвет, контрастность и четкость. Это означает, что такие элементы усиливаются только до определенного уровня. Однако наше восприятие мира основано на всех типах информации, поступающей к мозгу от глаз и ушей. Процессор Cognitive Processor XR™ работает аналогичным образом, осуществляя перекрестный анализ сотен тысяч элементов одновременно. Одним из таких элементов является точка фокуса, с помощью которой можно определить, на чем человек больше всего сосредоточен. Осуществляя перекрестный анализ каждого элемента изображения, включая точку фокуса, процессор генерирует информацию о глубине и корректирует каждую часть, чтобы придать изображению особую глубину и реалистичность.

(1) Оригинал (2) Цвет (3) Четкость (4) Точка фокуса (5) Контрастность (6) Глубина (7) Движение (8) Перекрестный анализ

Что такое фокусная точка?

Фокусная точка — это элемент, на котором фокусируется наш взгляд. Телевизор с Cognitive Processor XR фокусируется и оптимизирует изображение, как это делают глаза в реальном мире. Таким образом главный герой, футбольный игрок и табло со счётом матча становятся фокусными объектами, в которых мы видим больше глубины и реалистичности.

(1) С фокусной точкой (2) Без точки фокусировки

Что представляют собой карты глубины?

Технология Human Cognitive в телевизорах BRAVIA XR придает изображению глубину и текстуру, и оно оживает у вас на экране. По принципу перекрестного анализа технология Cognitive Intelligence анализирует и создает карту глубины. Передний план становится глубже, задний – корректируется, изображение становится реалистичным.

Узнайте, как работает фокусная точка

Для просмотра этого видео в Youtube примите все файлы cookie.

Зайдите в настройки файлов cookie ниже и включите сохранение файлов cookie для Youtube в разделе «Функциональные».

Реалистичный и захватывающий звук, как в реальной жизни

Звук совпадает с действием на экране.

Инновационная технология обработки в телевизорах BRAVIA XR определяет источник звука и воспроизводит его именно с этой точки, обеспечивая чрезвычайную реалистичность.

Объемный звук для эффекта полного погружения.

Телевизоры BRAVIA XR передают звук в горизонтальном и вертикальном направлениях, обеспечивая максимально реалистичные ощущения. Они анализируют и преобразуют звук в 5.1.2-канальный формат, что придает настоящий объем звучанию.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ ЛИНЕЙКИ BRAVIA XR

Вы недавно просматривали

В чем разница между когнитивным и эмоциональным интеллектом?

Когда американские родители говорят о качествах, которые они хотят, чтобы их дети имели, наиболее часто употребляемым словом является слово «умный» (см. исследование здесь). Однако интеллект может означать широкий спектр навыков. В прошлом наши школы отдавали приоритет когнитивному интеллекту. Теперь мы знаем, что эмоциональный интеллект не менее, если не более важен. Дети с эмоциональным интеллектом могут строить прочные отношения и управлять своими эмоциями. Давайте посмотрим на разницу между когнитивным и эмоциональным интеллектом и углубимся в то, почему эмоциональный интеллект важно развивать у ваших детей.

Различные типы интеллекта

Для начала ведущие психологи предполагают, что существует несколько типов интеллекта, в том числе когнитивный и эмоциональный.

Вообще говоря, когнитивный интеллект означает способность рассуждать, мысленно сосредотачиваться, обрабатывать визуальную информацию и иметь рабочую память. Например, когда мы говорим об IQ, мы имеем в виду когнитивный интеллект.

С другой стороны, эмоциональный интеллект связан с определением эмоций, отношениями с другими и социальным общением. Суть эмоционального интеллекта заключается в способности управлять чувствами и выражать их в себе, а также воспринимать их в других.

Эта инфографика выше дает хорошее представление о когнитивном и эмоциональном интеллекте и указывает на то, что эмоциональный интеллект — это гибкий навык, которому дети могут научиться.

Примеры эмоционального интеллекта 

Зачем беспокоиться об эмоциональном интеллекте? Несколько ключевых примеров могут прояснить, почему эмоциональный интеллект жизненно важен. По сути, это дает детям некоторые основные навыки, такие как способность:

  • Думать, прежде чем реагировать: У всех детей бывают моменты разочарования. Развитие эмоционального интеллекта позволяет им сделать паузу и подумать, прежде чем реагировать. Это позволяет избежать истерик.
  • Слушайте и принимайте критику: Эмоциональный интеллект точно настраивает способность слушать других. Это помогает в трудных разговорах, таких как получение конструктивной критики.
  • Двигайтесь дальше после совершения ошибки: У некоторых детей проблемы с самооценкой, и ошибки могут усугубить ситуацию. Эмоциональный интеллект помогает им обработать ошибку и двигаться дальше.
  • Понять свои потребности и сказать «нет»: Дети, которые понимают свои эмоции, могут сформулировать то, что им нужно. Они чувствуют себя уверенно, отвергая давление сверстников и говоря «нет».
  • Сопереживание другим и сотрудничество: Сопереживание необходимо для хорошей командной работы и построения отношений. Дети, которые могут встать на место своих одноклассников, умеют хорошо сотрудничать.

Как видите, на практике когнитивный и эмоциональный интеллект сильно различаются. Эти примеры показывают, почему эмоциональный интеллект важен для развития детей в классе и вне его.

Почему важен эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект позволяет людям общаться с другими, управлять своими эмоциями и принимать более взвешенные решения. Каждый ребенок, независимо от уровня его когнитивного интеллекта, может извлечь пользу из улучшения эмоционального интеллекта. В конечном счете, наши отношения и рабочие места проходят гладко благодаря эмоциональному, а не когнитивному интеллекту.

Можно ли научиться эмоциональному интеллекту?

Абсолютно да. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект гибок и ему можно научиться. (Удивительно, но когнитивный интеллект может быть более фиксированным.) Это означает, что вы можете повысить эмоциональный интеллект, моделируя позитивное поведение. Вы также можете развить его с помощью хороших социально-эмоциональных привычек и открытых разговоров об эмоциях.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Вы можете развивать эмоциональный интеллект дома и в школе, ведя открытый разговор о чувствах. Как родитель, вы можете начать развивать эмоциональный интеллект с помощью этих ежедневных действий, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта.

Вы также можете сделать процесс обучения увлекательным, играя в социально-эмоциональные обучающие игры, такие как Chat Chains. Эта игра позволяет детям рассказать о своих чувствах и освоить социальные навыки. Если вы изо всех сил пытаетесь справиться с вопросом «как прошел ваш день?» – «Хорошо» с вашими детьми, такие игры могут творить чудеса.

Вывод: эмоциональный интеллект — важный навык, и вы должны начать развивать его у своих детей уже сегодня. Когнитивный и эмоциональный интеллект включают в себя различные навыки, которые должны подчеркиваться родителями и учителями. Для детей важно вырасти уравновешенными, зрелыми взрослыми с социально насыщенной жизнью.

Источники:

1. IQ или EQ важнее?, Verywell Mind, https://www.verywellmind.com

2. 13 вещей, которые делают эмоционально интеллектуальные люди, Inc.com, https://www.inc .com

3. Примеры эмоционального интеллекта, Позитивная психология, https://positivepsychology.com

Что такое когнитивный интеллект?

  • Связаться с нами

Лидер магического квадранта Gartner в области управляемых услуг подключения к Интернету вещей во всем мире в девятый раз.

Январь 2023 г.
Гартнер

Вам нужна помощь в поиске нужного товара?

Что такое когнитивный интеллект? Чем он отличается от искусственного интеллекта?

Когнитивный интеллект, являющийся частью искусственного интеллекта, представляет собой область, которая в основном охватывает технологии и инструменты, позволяющие нашим приложениям, веб-сайтам и ботам видеть, слышать, говорить и понимать потребности пользователя с помощью естественного языка. Это приложения с искусственным интеллектом, которые позволяют машинам изучать язык своих пользователей, чтобы пользователям не приходилось изучать язык машин. ИИ, со своей стороны, представляет собой гораздо более широкое понятие, включающее такие технологии и инновации, как робототехника, машинное обучение, глубокое обучение, нейронные сети, НЛП и т. д.

Когнитивные службы по большей части нацелены на имитацию рациональных человеческих процессов. Эти службы анализируют большие объемы данных, генерируемых подключенными системами. Они предлагают инструменты с диагностическими, прогностическими и прогнозирующими возможностями, которые могут наблюдать, изучать и предлагать идеи, предложения и даже автоматические действия. Они сильно ориентированы на контекстуальное и человеческое взаимодействие. Таким образом, для экспертов задача искусственного интеллекта состоит в том, чтобы адаптировать технологию к тому, с чем люди могут взаимодействовать естественным и повседневным образом. Они стремятся создать приложение, способное к обучению человека, например:

  • Слушать и говорить, а точнее способность превращать аудио в текст и текст в аудио.
  • Обработка естественного языка. Текст — это не просто комбинация ключевых слов, компьютер также должен понимать грамматические и контекстные связи.
  • Понимание эмоций и чувств («анализ настроений»). Создать эмпатические системы, способные понимать эмоциональное состояние человека и принимать на его основе решения.
  • Распознавание изображений. Он заключается в поиске и идентификации объектов на изображении или видеоряде. Это простая задача для людей, но настоящая проблема для машин.

Самые популярные запросы

Функция активации

Искусственный интеллект

Когнитивный интеллект

Неструктурированные данные

  • Интеллект вещей меняет бизнес

    Мы объединяем возможности Интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта, чтобы создавать технологии, которые еще больше объединяют вещи и людей.

Добавить комментарий