Адаптационная теория эмоций Роберта Плутчика
Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ИЗЛОЖЕНЫ ШЕСТЬЮ ПОСТУЛАТАМИ
1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.
Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2. Эмоции имеют генетическую основу.
3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1:
Таблица 1. Cтимул — эффект
Стимульное событие | Подразумеваемая когниция | Переживание | Поведение | Эффект |
---|---|---|---|---|
Угроза | «Опасность» | Страх, ужас | Бегство | Самосохранение |
Препятствие | «Враг» | Гнев, ярость | Нападение, кусание | Разрушение |
Потенциальный партнер | «Обладать» | Радость, экстаз | Ухаживание спаривание | Воспроизводство |
Потеря значимого индивида | «Заброшенность» | Печаль, горе | Призыв к помощи и воссоединению | Реинтеграция |
Член группы | «Друг» | Принятие, доверие | Ухаживание, содействие | Аффиляция, присоединение |
Отвратительный объект | «Отрава» | Отвращение, ненависть | Извержение, отталкивание | Отвержение |
Новая территория | «Что там?» | Ожидание | Обследование, организация | Исследование |
Неожиданный новый | «Что это?» | Удивление | Остановка, тревога | Ориентация |
5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.
6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).
Таблица 2. Эмоции и их производные
Биологические регулятивные процессы | Поведение экспрессия | Адаптивная функция | Субъективные состояния | Черты характера | Диагнозы |
---|---|---|---|---|---|
Избегание | Бегство | Самосохранение | Страх | Робкий | Пассивность, тревожность |
Приближение | Атака | Разрушение | Гнев | Скандальный, сварливый | Агрессивность |
Объединение | Спаривание | Воспроизводство | Радость | Дружелюбный, общительный | Маниакальность |
Разделение | Сигнал дистресса | Воссоединение | Печаль | Унылый | Депрессивный |
Глотание | Еда | Инкорпорация | Принятие | Доверчивый | Истерия |
Выброс | Извержение | Отвержение | Отвращение | Враждебный | Паранойя |
Начало действий | Разведка | Исследование | Ожидание | Любопытный | Навязчивость |
Остановка | Замирание | Ориентирование | Удивление | Импульсивный | Неустойчивость |
Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит. Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА
МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ:
1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:
— игнорироваться или не восприниматься;
— будучи воспринятой, забываться;
— в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости.
Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации — это рационализация.
ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
1) защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
2) защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
3) защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
4) защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.
Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).
Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции.
Система диспозиций по Келлерману и Плутчику
Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.
При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ
Диспозиция мании.
Ведущая эмоция — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим — отвратительно».
Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.
Диспозиция истерии.
Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются). Импульс — не замечай этого. Переоценка стимула не происходит, стимул не замечается.
Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.
Агрессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс — напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».
Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.
Диспозиция психопатии.
Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».
Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации — повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь.
Депрессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…».
Защитное поведение в норме: постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.
Параноидальная диспозиция.
Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».
Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Пассивная диспозиция.
Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».
Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.
Обсессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо».
Защитное поведение в норме: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.
Адаптационная теория эмоций, Роберт Плутчик, эмоции, механизмы психологической защиты
Колесо эмоций Роберта Плутчика — akzk — LiveJournal
Базовые эмоции. Инфографика.
Здесь я редактировал Колесо эмоций Р. Плутчика и компилировал его с основами теории К. Хорни. Но, проснувшийся во мне дизайнер сделал эту схему — «более лучшую» схему базовых и сложных эмоций. В размере 1300х1500 открывается в новом окне.
Значение эмоций в формировании невроза является определяющим — ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части — эмоционально. Понимание этого значения необходимо для избавления от невроза.
Роль эмоций.
Эмоции – адаптивный эволюционный механизм, который помогает решать вопрос выживания и размножения живых организмов. Их роль – информирование, активация и мотивация животного для реагирования на изменения во внешней среде, на изменения внутри его организма или для удовлетворения его биологических потребностей. Эмоции имеют разную интенсивность, чтобы живые существа могли определить значимость тех или иных воздействий или событий.
Для человека роль эмоций несколько шире – это дополнительная оценка функционирования его собственной личности и личностей других людей. При этом эмоция – это комплексная реакция всего организма, активирующая или расслабляющая мышцы тела, внутренние органы, задействующая память, когнитивные образы, воображение, вербальную сферу.
Смысл появления той или иной эмоции – сформировать у человека субъективное отношение к чему-либо или к кому-либо и подтолкнуть к определенному действию. Особенность человека в отличие от животных (не дрессированых) состоит в том, что он может действовать вопреки своим эмоциям, выбирая в виде мотивирующей системы условные, воображаемые социальные конструкции и представления (хорошо-плохо, польза-вред, долг-предательство, добро-зло, правда-ложь).
К эмоциональному аппарату у человека прилагается и механизм его подавления, доставшийся от животных. У них он используется только в крайних случаях, например — для уменьшения страданий раненного животного или животного, попавшего в западню, из которой оно не может выбраться.
В этих безвыходных случаях, для сохранения сил естественным путем подавляется активность – эмоции перестают восприниматься как команды к действию. Единственной доступной к ощущению эмоцией остается тревога, как сигнал неблагополучия и запасной клапан для психической энергии. И ее сила пропорциональна степени подавления спектра всех вытесненных эмоций.
Человек же с детства учится вытеснять свои неуместные, по мнению родителей, эмоции -враждебность, радость, печаль, неприязнь и т.д. Поэтому, в случае невроза, удовольствие, которое испытывает здоровый человек от действий диктуемых ему его живыми эмоциями, заменено у невротика удовольствием от снижения уровня тревоги.
Если уровень тревоги у человека и животного становится непереносимым или становится очевидным, что ситуация полностью безнадежна и естественная эмоциональная (и поэтому – деятельная) жизнь исключена, то включается механизм подавления тревоги – депрессия. Это режим полного подавления отрицательных ощущений. Но, так как эмоциональная сфера является цельной и неразделимой, то остатки положительных ощущений подавляются тоже.
Единство и цельность.
Аппарат эмоций является ядром подлинного Я, его первичной мотивирующей системой, которая неотделима от телесных реакций.
Правильное обозначение объектов для естественного проявления выданных по умолчанию вместе с телом каждому ребенку комплектов эмоций – это, по сути, основная задача развития здоровой личности.
Чему радоваться, а чему — нет, чего бояться, а чего – нет, с кем бороться, а с кем согласиться, с какой интенсивностью, в каких случаях, что в этих случаях делать — не конфликтующие (но уравновешивающие) между собой и дополняющие друг-друга внутренние ответы на эти вопросы дают возможность получать удовольствие от жизни. В этом случае собственные эмоции становятся идеальным подсказчиком и мотиватором.
Однако, при неврозе дело обстоит по-другому и эмоции почти всегда – худший советчик.
Отчуждение от себя и центральный конфликт.
Естественные эмоции невротика в детстве подверглись надругательству со стороны взрослых, частично или полностью были вытеснены и, являясь ядром Я, утащили в область презираемого и неосознаваемого личностную конструкцию, определяемую как подлинное Я.
Родители неосторожно вторгались в цепочку «ощущение – оценка (плюс-минус) – эмоция – оценка (плюс-минус) – действие – оценка (плюс-минус) — ощущение». Невроз начался там, где происходило прерывание естественного течения эмоций.
Родители по своему (необъяснимому для ребенка) невротическому убеждению давали оценку внешним событиям, поведению ребенка, его ощущениям и действиям, манипулируя положительными или отрицательными обозначениями. Не всегда последовательно и почти всегда без учета особенностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка в каждом возрасте. Так, через наказания и поощрения ребенок может научится не замечать естественного ответа организма и реагировать на препятствия не гневом, а страхом (а, гневом реагировать на то, что препятствием не является), на дружелюбие – неприязнью, на любовь – презрением, на враждебность — радостью.
Результаты такого невротического воспитания надежно закрепились в культуре и самоощущении человека. Это и «бабочки в животе», «сердце остановилось», «ёкнуло и похолодело в груди», «ватные ноги» — явные телесные реакции страха, беспокойства и тревоги, неотъемлимо прилагаемые к эмоциям любви и доверия.
У невротичного родителя всегда есть как минимум две бессознательные системы ценностей, отражающие его внутренний конфликт, а родителей может быть двое, а значимых других (бабушки, тети, воспитатели, учителя) еще больше. И может случится так, что у каждого из них будут свои понимания «о добре и зле». В таком случае ребенок оказывается в хаотичном мире положительных и отрицательных подкреплений и в результате единственной разрешенной эмоцией может оказаться страх.
В некоторых крайних случаях эмоции могут быть полностью запрещены сознанием – это значит, что для возникающей эмоции нет конкретного действия и эмоция никак не обозначена. Она может просто возникать и не иметь выхода или способа снижения напряжения. Это порождает паническую атаку.
Когда последовательность воздействий на личность ребенка становится для него привычной, то причины и поводы реакций на его поведение или оценок внешних событий вычеркивается из его сознания. Его эмоциональные реакции становятся автоматическими и не критикуются сознанием. В дальнейшем обсуждаются лишь переживания, последствия эмоциональных катастроф и их внешние причины.
При этом эмоциональные сигналы подлинного Я гасятся еще на подлете к сознанию. Например, если радость и беззаботность каралась наказанием, то в моменты радостного возбуждения наступит его рефлекторное торможение и возникнет тревога.
В результате при неврозе для личности смещается значимость различных (внутренних и внешних) факторов и невротик испытывает те же самые эмоции, что и здоровый человек. Только по другим поводам – поводам, диктуемым сформированным невротическим Я.
У невротичного родителя в арсенале воздействий на ребенка есть гиперторофированный страх, нездоровый интерес, удушающая любовь, деланное разочарование, искренняя злость, фальшивая радость. Но, его главным оружием является палка с названием стыд-гордость. Это межличностная производная от базовых эмоций отвращение — приятие.
Невротик не способен испытывать подлинные эмоции, поэтому их смесь в виде приятие+радость=любовь ему недоступна. Именно дефицит приятия и радости по отношению к себе чувствует ребенок на протяжении своего детства. Этот дефицит восполняется отвращением к ребенку (в том естественном виде, в котором этот ребенок есть), неприязнью к его личности и неодобрением его поведения.
Стыд (отвращение к себе) – практичный социальный инструмент, который изначально появился как метод регуляции полового поведения в племенах и доисторических сообществах. Изгнание из группы не адекватного соплеменника для этого индивида было равносильно смерти.
В семье демонстрация отвращения и пристыживание ребенка инстинктивно воспринимается им как угроза смерти. При этом для ребенка может оказаться стыдно быть непослушным и стыдно быть робким, стыдно плохо учиться и стыдно умничать, стыдно быть отстающим и стыдно быть самым первым… Сейчас чувство стыда распространилось на все без исключения формы человеческой деятельности или поведения и используется для манипуляции им совершенно произвольно. Что угодно может трактоваться как стыдное. Стыдно быть бедным и стыдно быть богатым, стыдно быть глупым, стыдно быть умным, стыдно протестовать, стыдно соглашаться и т.д. и т.п. в зависимости от точки зрения, контекста или системы ценностей.
В любом случае и говоря образно, стыд (отвращение к себе) – это отталкивающая пружина которая закладывается родителями между эволюционно-совершенным и уравновешенным эмоциональным ядром подлинного Я ребенка и деформированным эмоциональным ядром его фальшивого невротического Я. При этом в самом раннем детстве невротическое Я ребенка (сознательно или бессознательно) имеется только в голове родителя, но постепенно через воздействия оно интроецируется ребенком и в последствии воспринимается как собственное.
Степень деформации и форма деформированного ядра невротического Я определяется особенностями научения, а отталкивающая сила «пружины» — степенью невротизма родителей.
Сила стыда как инструмента воздействия состоит в том, что ребенок в возрасте от 3 лет и выше активно формирует собственное Я на основе реакции на него окружающих его людей и собственного подражательного поведения. И сравнение его поведения, интеллектуального уровня, навыков с высокими идеалами или другими людьми почти всегда не в его пользу. Ребенок страстно хочет стать таким же как взрослые и готов пожертвовать Собой ради того, чтобы быть ими принятым.
Таким образом, история самоотчуждения и формирования центрального внутреннего конфликта у любого невротика может быть описана следующим образом:
Принятое ребенком как неизбежная данность отвращение родителей (не будь таким какой ты есть / вообще не будь) субъективно ощущается им как стыд. После окончательного формирования личности (лет 25) отвращение к себе испытывается все реже, т.к. к этой эмоции все больше примешиваются злость и печаль. В готовом и созревшем (описанном у К. Хорни) виде невротик получает отвращение+злость=ненависть к себе и отвращение+печаль=презрение к себе.
При этом вживленная в детстве эмоция отвращения к себе продолжает отталкивать человека от самого себя, усиливая параллельное невротическое Я, состоящее из осколков (часто острых осколков – аффектов) и эрзацев натуральных эмоций. Вся личность, ее эмоциональное ядро (а фактически два ядра), интеллект, воображение, способность к планированию, память, тело обслуживают эту неустойчивую конструкцию. Представления о себе, о других и мире в целом формируются так, чтобы естетвенно возникающая эмоция подлежала подавлению и избеганию.
В этом контексте отторгнутое отвращением к себе подлинное Я вполне можно назвать внутренним ребенком.
В какой-то момент cтыд распространяется сам на себя и запирается как ключом своей производной – невротической гордостью. В этой ситуации неосознанности отвращения к себе можно говорить о рекурсии (самоповторении) стыда внутри самого себя. Например, когда перед знакомством с человеком становится стыдно от того, что перед ним может быть за что-то стыдно.
Отвращение к себе является основой для ощущения непринадлежности к людям, неполноценности и инаковости. Вынесенное во вне (экстернализированное) — оно порождает страх неодобрения, боязнь отвержения и покинутости, без разбора преувеличивая субъективную ценность других людей и возбуждая ненасытное желание соответствовать, угождать, нравится, оправдывать ожидания, быть как все.
Родительское неодобрение, неприязнь и отвращение играет определяющую роль и в формировании конфликта внутри невротического Я. Если враждебность ребенка одобряется, а отвращение вызывает смирение и страх, то ребенок учится гордится своей агрессивностью. Если наоборот — то смирением. А, если неприятием встречалась любая деятельная активность ребенка, то его спасением становится высокомерие, а конечной целью — отчуждение.
Единственный способ полной разблокировки естественных эмоций – это демонтаж всего невротического Я. Для этого надо осознать структуру, форму, размеры, причины и историю строительства этого фальшивого Я. Надо понять, что имплантированное родителями отвращение к себе – не настоящее. Им оно тоже было вживлено против их воли. Надо понять, что соответствие многочисленным и противоречивым требования других людей невозможно по определению, а значит стыд – не имеет практического смысла. Осознание переобозначает объекты, которые вызывают эмоции и создает новые, адекватные действительности, когнитивные образы.
Кроме анализа и самонаблюдения могут помочь ведение протокола дисфункциональных мыслей; упражнения гештальт-терапии с акцентом на выяснение: чьи это эмоции, ради кого они испытываются, кому они посвящены (всегда выясняется, что родителям), когда возникали подобные, в каких обстоятельствах; висцеральный массаж и самомассаж мышц (в первую очередь живота, шеи, диафрагмы и межреберных) для разархивирования подавленных эмоций и образов. Работа с образами.Поведенческая терапия — для тренировки эмоциональных проявлений подлинного Я.
Колесо эмоций: цель, определение и использование
Колесо эмоций: цель, определение и использованиеХелена Роуз Карнилович, доктор философии. Что такое эмоции и что такое колесо эмоций? Узнайте, как определить и обозначить свои эмоции с помощью колеса эмоций. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Что такое колесо эмоций?Колесо эмоций было создано Робертом Плутчиком, чтобы помочь организовать сложные эмоции и чтобы людям было легче прояснить, идентифицировать и обозначить свои эмоции. Мы углубимся в конкретные эмоции в колесе эмоций и в том, как его использовать, но сначала давайте немного поговорим о том, что такое эмоция. Что такое эмоция?Эмоции подготавливают нас к реакции на воспринимаемый или реальный раздражитель окружающей среды (например, когда нас преследует горный лев или мы думаем, что друг рассержен, оба могут вызывать страх, заставляя нас отступать). Но что отличает эмоцию от настроения, физического состояния или мысли? Эмоции отличаются от настроений тем, что они обычно длятся от нескольких минут до секунд, тогда как настроения могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Эмоции также вызывают набор скоординированных реакций (подробнее об этом ниже). Теории, лежащие в основе колеса эмоций Эмоции веками интересовали философов и ученых. В настоящее время существуют две основные теории эмоций. Эволюционная теория эмоций утверждает, что эмоции эволюционировали, чтобы повысить выживаемость, вызывая соответствующие реакции на окружающую среду (например, когда вас преследует медведь). Хотя у людей обычно нет таких угроз для их выживания, как у наших первобытных предков, эмоции по-прежнему выполняют важные социальные функции, сообщая о намерениях и будущих действиях. Согласно этой точке зрения, считается, что эмоции имеют четкую нервную основу в мозгу и универсальны для разных культур и видов. Таким образом, эмоции считаются врожденными. Колесо эмоций Плутчика использует эволюционный взгляд на эмоции. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Социально-конструктивистская теория эмоций (Barrett, 2009) утверждает, что эмоции не являются врожденными, а создаются социально и культурно. Другими словами, прошлый опыт, основанный на воспитании и культуре, окрашивает нашу интерпретацию внутренних переживаний и обозначает их как эмоции. Например, не во всех культурах есть одни и те же слова для обозначения разных эмоций (немецкое слово «schadenfreude» означает получение удовольствия от чужой боли, а в английском языке нет эквивалентного слова). Этот взгляд на эмоции предполагает, что во время эмоциональных реакций несколько мозговых сетей работают в тандеме (а не существуют определенные нейронные базы для отдельных дискретных эмоций). Хотя между этими теориями есть много различий, обе теории сходятся во мнении, что эмоции невероятно сильны, и возможность говорить об эмоциях и обозначать их — это важное занятие. Колесо эмоций Учитывая сложность эмоций, Роберт Плутчик создал «Колесо эмоций», чтобы визуализировать сложность эмоций и помочь людям определить и обозначить свои эмоции. Колесо эмоций использует цвет для изображения отдельных эмоций и их сочетаний, использует их градиенты для выражения интенсивности и использует геометрическую форму для отражения полярности (или сходства) эмоций. Плутчик считал, что существует 8 основных эмоций, представленных основными цветами, которые различаются по интенсивности. Середина колеса эмоций отражает максимальные уровни возбуждения каждой эмоции:
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Повышение вовлеченности учащихся с помощью колеса эмоций Плутчика
Что вы помните более ярко? Этапы установки нового программного обеспечения на ваш компьютер или эпизоды из вашей любимой телевизионной драмы?
Люди больше подвержены влиянию эмоций, чем набор неопровержимых фактов и холодной статистики. Наши любимые истории держат нас на крючке, потому что они задевают наши сердечные струны. Мы помним сцены из наших любимых фильмов, потому что, как правило, люди лучше запоминают эмоционально заряженные события, чем те, которые просто нацелены на то, чтобы взывать к нашему чувству логики.
Понимание науки об эмоциях является ключом к влиянию на мысли и действия учащихся. Как разработчику учебных пособий, вам нужно окунуться в эту науку, чтобы создавать курсы, которые находят отклик у вашей аудитории и пробуждают ее эмоции.
Колесо эмоций Роберта Плутчика содержит подсказки.
Колесо эмоций и курсы электронного обучения
Колесо эмоций — это ваш проводник к чувствам, которые вам нужно пробудить в ваших учениках, чтобы они положительно отреагировали на ваш курс. Ключ в том, чтобы вызвать правильные эмоции в нужной степени, чтобы способствовать вовлечению учащихся.
Как это работает?
Согласно Плутчику, наши модели мышления, поведение и действия находятся под влиянием 8 первичные биполярные эмоции — радость и печаль, гнев и страх, удивление и ожидание, доверие и отвращение. Плутчик изобразил эти эмоции в виде колеса; эмоции усиливаются по мере того, как они движутся снаружи к центру колеса. Например, ожидание смены сигнала светофора вызывает незначительное раздражение. Но если нас задерживают слишком долго, наше раздражение вскоре превращается в бурлящую ярость, и мы начинаем громко сигналить.
Плутчик также предположил, что все эмоции, как и цвета, представляют собой комбинации восьми основных цветов. Эти первичные эмоции могут смешиваться друг с другом, вызывая разные эмоции:
- Гнев + Ожидание = Агрессивность
- Предвкушение + Радость = Оптимизм
- Радость + Доверие = Любовь
- Доверие + Страх = Подчинение
- Удивление + Печаль = Разочарование
- Страх + Удивление = Тревога
Как можно применить колесо эмоций Плутчика в электронном обучении?
Используйте Колесо Эмоций Плутчика, чтобы изучить каждую из восьми основных эмоций (и их комбинации), чтобы определить, какие из них лучше всего использовать или подчеркнуть в своих курсах.
Вот несколько идей, как установить эмоциональную связь с учащимися:
1) Сделайте их счастливымиМы запрограммированы реагировать на счастье. Когда незнакомец улыбается нам, мы улыбаемся в ответ, и наш день готов. Мы живо помним приятные воспоминания. Приправьте свой курс большим количеством счастья — наставник, который часто улыбается и подбадривает, персонажи, которые могут эмоционально общаться с аудиторией, и много положительных слов. Вселить в ученика уверенность в том, что ваш курс изменит его жизнь к лучшему. Дайте ему надежду, и он будет счастлив учиться на вашем курсе. Когда учащиеся выполняют задания, потому что им весело или они находятся в состоянии потока, они будут продолжать делать это, даже если их не вознаграждают.
Эмоции, которые нужно вызвать: Радость, Счастье, Надежда, Доверие
2) Привлечь вниманиеРекламодателям нравится эта тактика! Они используют психологию неожиданности , чтобы привлекать внимание и удерживать зрителей на экране или рекламном щите. Вы можете вплести неожиданное и шокирующее в свой курс, чтобы напугать учащихся и привлечь их внимание. Удивите их один раз, и они будут задаваться вопросом, что у вас есть для них в следующий раз.
Также жизненно важным для удержания внимания учащегося является необходимость пробудить любопытство. По своей сути любопытство заключается в том, чтобы замечать и привлекать внимание к вещам, которые мы находим интересными. Когда люди любопытны, они видят вещи по-другому; они более полно используют свои навыки наблюдения и исследования. Триггерные слова и тизер могут помочь мотивировать учащихся.
Эмоции, которые нужно вызвать: Удивление, Предвкушение
3) Раскрутить историю Конечно, раскрутка истории – это эффективный способ вызвать эмоции. Вашим корпоративным учащимся надоели цифры и графики; теперь они хотят, чтобы их развлекали (и просвещали тоже) историями, которые трогают их сердце, заставляют смеяться или пускать слезы. Истории побуждают нас изменить свое поведение или модели мышления больше, чем это могут сделать неопровержимые факты.
Когда вы рассказываете историю, вы также побуждаете аудиторию перейти в режим рефлексии. Они не только замечают детали, но и пытаются их интерпретировать. Это задействует больше их серых клеток и способствует более глубокому обучению.
Эмоции, которые нужно вызвать: Изумление, Восторг, Любовь, Задумчивость
4) Вызывающие воспоминания визуальные эффектыКак показывает практика, визуальные эффекты оказывают сильнейшее воздействие на пробуждение эмоций. Но старайтесь избегать стоковых фотографий! Если вы хотите, чтобы содержание вашего электронного обучения оказывало эмоциональное воздействие, вы должны используйте настроенные изображения , которые передают нужное настроение. Используйте вызывающие воспоминания изображения, особенно те, которые показывают людей и лица. Легче почувствовать связь с человеком, который выглядит и ведет себя как настоящий, чем безукоризненно одетая модель, улыбающаяся вам со стоковой фотографии.