Коммуникативная сторона общения в психологии это: Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни

Психология общения — Коммуникативная сторона общения.

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии общения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе обще


— В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:

▪ Вежливость – выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике, жестах.
▪ Корректность – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, в конфликтных.
▪ Тактичность – чувство меры, чувство границ в общении, превышении которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
▪ Скромность – сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.
▪ Точность – без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.
▪ Предупредительность – стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Не менее важными аспектом коммуникативной культуры является культура речи, в которой можно выделить три стороны: Содержательная – характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей; Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью; Побудительная сторона – состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, зависит степень восприятия речи слушателями.
Коммуникативная сторона восприятия включает в себя вербальные и невербальные виды общения.
К невербальным средствам относятся:
— Кинесические средства – выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, мимике, походке, взгляде, жесты. Жесты – адаптеры (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания).
Жесты – регуляторы (жесты одобрения, растерянности, неудовлетворения, доверия и недоверия).
Жесты – символы.
— Просодические средства – интонация, громкость, тембр, темп, сила ударения.
— Экстралингвистические средства – включение в речь пауз, вдох, смех, плач, кашель.
— Такесические средства – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
— Проксимические средства – близость. Приближение человека к человеку на определенное расстояние.
— Ольфакторные средства – приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи окружающей среды;

📖 Особенности коммуникативной стороны общения, Коммуникативная сторона общения, Глава 2. Психология общения. Диагностика способности к общению. Батаршев А. В.

Страница 5. Читать онлайн

Особенности коммуникативной стороны общения

Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.

Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы — заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г. М. Андреева [7, с. 84–86], такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).

Ранее говорилось о том, что любая информация передается посредством знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную информацию. Последняя делится еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Следует еще раз подчеркнуть — речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая, в свою очередь, предполагает употребление одновременно других, неречевых знаковых систем.

Вербальная коммуникация

В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика — это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис — это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего прогова-ривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.  п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербальной коммуникации. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно — к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т. п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

Авторы учебного пособия «Советы психолога менеджеру» [65, с.  80–81] определили пять ситуаций, при которых целесообразно применять нерефлексивное слушание. Эти ситуации приведены ниже.

1. Собеседник горит желанием выразить свое отношение к чему-то, хочет высказать свою точку зрения.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Если человек обеспокоен, обижен чем-то или испытывает другие отрицательные эмоции, стоит предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, почти не вмешиваясь в его речь. Это снимает напряжение и способствует установлению нормального двухстороннего контакта. Простая возможность высказать накопившееся приносит говорящему эмоциональное облегчение, а слушающему помогает понять причины его поступков и переживаний.

3. Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует, о чем он хочет рассказать. Минимальное вмешательство в разговор облегчает самовыражение говорящего. Ненужное же вмешательство в речь собеседника и субъективные замечания часто препятствуют установлению взаимопонимания.

4. Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми, которым легче «общаться с вещами, чем с себе подобными».

5. Эффективно нерефлексивное слушание во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хотят узнать как можно больше. Можно задать вопрос: «Что в этой работе привлекает вас больше всего?» или «Почему вы желаете работать именно у нас?» и дать человеку свободно высказаться, не направляя ход его мыслей вопросами и комментариями. Это также полезно при деловых и коммерческих переговорах, когда краткий диалог должен обеспечить точное взаимопонимание. Минимальное вмешательство в речь собеседника помогает опытному слушателю лучше понять говорящего — его истинные чувства, цели и намерения. А собеседнику эти приемы показывают, что им действительно интересуются.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Иногда говорящий вкладывает один смысл в высказывание, а слушающий истолковывает его по-другому. Людям нередко трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, казаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет предпринимать обходной маневр, нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. В упомянутом выше учебном пособии [65, с. 83–85] приводятся четыре основных приема рефлексивного слушания. Эти приемы обычно применяются комплексно.

Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: «Пожалуйста, уточните это». Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: «В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?» Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.

Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Конечно, как правило, чувства соответствуют содержанию, но иногда не соответствуют ему. Это важно понять. Отражение чувств говорящего помогает и ему самому точнее осознать свое эмоциональное состояние.

Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания. Эффективность общения зависит не только от его содержательной, но и от эмоциональной стороны. Возникновение же и проявление эмоций всегда связаны с тем, что особенно значимо для человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с партнером по общению, т. е. необходимо пользоваться невербальными средствами общения. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т.  е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эм-патия.

Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах. Обобщающие фразы дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Резюме следует формулировать своими словами, используя вступительные фразы, например такие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются… Если подвести итог сказанному, то… Итак, вы считаете, что…»

Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать решения (при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении претензий и т. п., а также при групповых беседах).

Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Перефразирование можно начать словами: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами, вы считаете…», «Вы думаете…» Перефразировать целесообразно только существенные, главные мысли сообщения. При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими собственными словами. Буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.

Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ[1]

Инструкция

Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14.  Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.

Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

Если она колеблется в пределах 40–70 % (10–17 утверждений) – вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10–40 % (49 утверждений) – вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

Если вы набрали 0-10 % (до трех высказываний) – вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика — это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это — жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это — мимика. Если же позы человека, то это — пантомимика (язык тела).

Некоторые авторы данный вид невербальной информации называют оптико-кинетической системой знаков (В. А. Лабунская, 1986; Г. М. Андреева, 1996 и др.). На наш взгляд, такое название одного из главных видов невербальной коммуникации не корректно. Ведь слово «кинетика» относится к разделам механики и физики. Кинетический значит относящийся к движению механических частей (механика), к энергии механического движения (физика). Считаем, что более правильным данный вид невербальной коммуникации следует называть именно кинестетикой, так как в основу этого слова заложено понятие, «кинестезическое ощущение» — ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности — кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» — неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если кисть руки (ладонь) повернута тыльной стороной к говорящему, то это означает «Победа!», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то этот жест приобретает оскорбительное выражение «заткнись». Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Паралингвистика — это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).

Экстралингвистика — это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика — это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона — 15–46 см; личная зона — 46-120 см; социальная зона — 1,2–3,6 м; общественная зона — более 3,6 м.

Визуальное общение (контакт глаз) представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или необходимость прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

Уже краткое знакомство с системами невербальной коммуникации показывает, что эти системы обладают способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и выявлять такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести ми-мико-жестовую речь. Это форма общения глухих людей. Представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. Впрочем, отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он с таким же успехом может быть отнесен и к вербальной коммуникации. Ведь фактически это — речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом — его качества; действие обозначается после объекта, на которое оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).

Описанные выше приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.

Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные

Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребности индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, заключающийся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.

Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности.

Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения.

Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.

В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.

Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.

Распознающие сообщения выражаются в виде уведомления или любой информации. Они используются в различных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в формулировку сообщения достаточно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределена коммуникатором — лицом, передающим информацию.

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивного, коммуникативного и перцептивного аспектов. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действиями, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивное происходит в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими людьми. В этом случае «информация» может рассматриваться как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и т.д.

Каждая из сторон общения требует детального и внимательного рассмотрения.

Без общения просто невозможно общаться. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения очень важна для его участников. Следует отметить, что характер обмена какой-либо информацией через систему знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Иными словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные признаки существенно воздействуют на участников коммуникативного общения. Знаки в общении играют ту же роль, что и орудия труда.

В свою очередь коммуникативная сторона общения может быть вербальной (передача информации посредством речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства общения — это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Существует мнение, что к словесной категории относят также темп речи, интонацию голоса и другие сопутствующие проявления. Однако, учитывая, что такие факторы могут не только дополнять, но и полностью разрушать прямой смысл сказанного, можно с уверенностью утверждать, что невербальными средствами являются те, которые не являются «словами». Поэтому следует различать следующие невербальные средства общения:

— средства обрезания, т.е. темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и т.д.;

— зоны общения, то есть расстояние, расстояние между участниками общения;

— кинетические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновения к партнеру и др.;

— место и время связи;

— запахи: индивидуальные или окружающие;

— почерк, одежда, аксессуары, волосы и прочее.

Таким образом, психология общения заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Опираясь на мнение психологов, можно утверждать, что человек осмысливает около 10% информации, которой обладает мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Добавить комментарий