Коммуникативные барьеры виды: 2. Виды коммуникации и коммуникативные барьеры

Содержание

2. Виды коммуникации и коммуникативные барьеры

Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать их, (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: «Храните деньги в сберегательной кассе!». Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.

Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.

Распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. В самом широком смысле цель коммуникаций — осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Таким образом, мы вступаем в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности.

Виды коммуникации

Коммуникации в организации классифицируются

по следующим видам:

1. По форме общения — вербальные и невербальные коммуникации.

2.По субъектам и средствам коммуникаций — межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения – формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью  жестов, мимики, поз, манер и т. д. Они выступают  как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

Организационные коммуникации– это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. При­рода межличностных отношений существенно отличается  от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцио­нальная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения.

Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций — гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов.

Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах, о новых стратегических и тактических целях, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.

п. Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Таким образом, в дополнение к вертикальным, организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличие от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.

Коммуникативная среда и сферы коммуникации

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.

В последнее время в политологии, социологии, социолингвистике и теории коммуникации получил распространение термин дискурс (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие). Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.)

Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, можно назвать коммуникативным событием. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать, например, презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть визит главы государства (запланированное и организованное событие) и террористический акт (незапланированное, по крайней мере, правительственными структурами, событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с необходимостью кризисной коммуникации.

Коммуникация происходит в разных сферах. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Известный итальянский исследователь, Умберто Эко, считающий, что “культура есть по преимуществу коммуникация”, предложил собственный, интересный и глубокий анализ ряда коммуникативных сфер: кино, живописи, архитектуры, рекламы и др. Глубокий анализ коммуникации в рекламной, торговой, политической сфере, в кино и фотографии можно найти в работах Ролана Барта.

Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Но и здесь, в связи с развитием психоанализа, нейролингвистического программирования, с одной стороны, а также с появлением служб семьи и подростковой психологической помощи, с другой, возникают новые коммуникативные проблемы и задачи.

Сфера производственной коммуникации в нашей стране была в поле зрения, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее. В сущности, работа отделов кадров в нашей стране должна включать решение подобных проблем. Сейчас же эти отделы, в отличие от соответствующих отделов в учреждениях западных стран, занимаются ‘бумажной работой’. В период тоталитаризма в функции этих отделов входил, в основном, надзор за сотрудниками, сбор сведений об их происхождении и ‘благонадежности’. До сих пор документы при приеме на работу (Личный листок) включают, например, такие графы, как Социальное происхождение (из рабочих, из крестьян. из служащих). В современной ситуации подобные тексты выглядят анахронизмом и могут быть причислены к ритуальным атавизмам (утрачена функция, но сохраняется форма и регулярность отправления ритуала).

В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес- коммуникации или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме.

Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.

Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и ‘паблик рилейшнз’ у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.

Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса – также отдельная область рассмотрения.

Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.

Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.

Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.

Коммуникативные барьеры

Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельно­сти, мы называем коммуникации связующим процессом. Для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации — одна из сфер возникновения проблем управления. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. 

Общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Согласно еще одному опросу примерно 250 тыс. работников 2000 самых разных компаний, обмен информа­цией представляет одну из самых сложных проблем в организациях. Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возник­новения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и орга­низации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

В результате можно отметить, что эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и контроля.

Понимание сообщения в коммуникативном процессе может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Помехи могут сделать невозможными коммуникации: либо через них “прорывается” только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения. Итак, барьеры – это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.

Выделяют следующие типы барьеров:

1. Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций. К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.

2. Физические барьеры – представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры  — это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.

3. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относятся, в частности, слова, действия.

4. Языковые барьеры – коммуникативные барьеры,  возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого я зыка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

5. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т. д.

6. Различие в статусе – также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению или даже прерывает его.

7. Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д. Культурные различия проявляются как при вербальном так и при невербальном общении.

8. Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

9. Коммуникативные перегрузки — препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

10. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее  для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят для того, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Также существуют и другие барьеры, влияющие на коммуникативные отношения.

Коммуникативные барьеры: понятие, примеры, классификация

Что такое коммуникативные барьеры?

Коммуникативные барьеры – это различные препятствия, мешающие взаимопониманию участвующих в коммуникации сторон. Если говорить простыми словами, это всё то, что мешает людям правильно понимать друг друга. Главная проблема, которую создают коммуникативные барьеры, заключается не в том, что часть информации может быть утеряна, а в том, что она может быть принята или интерпретирована неправильно. Это может приводить к конфликтам и прочим негативным последствиям.

Одна из главных ошибок, которую допускают люди в общении, заключается в том, что им кажется, будто собеседник всегда понимает высказанные ими мысли в точности так же, как и они сами. В действительности же всегда есть какие-то факторы, которые могут приводить к неправильному пониманию. Собеседник может понять сказанное совершенно иначе из-за окружающей обстановки, настроения, наличия или отсутствия определённых знаний и множества других факторов. И такую возможность всегда нужно учитывать при общении.

Причины появления барьеров коммуникации

Коммуникативные барьеры могут возникать по внешним причинам, но чаще всего их вызывают внутренние причины психологической природы. Участники коммуникации могут создавать их сознательно или бессознательно. Одной из наиболее частых причин возникновения коммуникативных барьеров является то, что у каждого из участников уже есть субъективное мнение по обсуждаемой теме.

Нередко препятствия в понимании возникают как защитный механизм психики. К примеру, если человек не готов к какой-то информации, он на бессознательном уровне «защищается» от неё и интерпретирует услышанное неправильно. Иногда это может быть и осознанная (по крайней мере, частично) защита от чужого влияния или манипуляций.

Ещё одной распространённой причиной возникновения коммуникативных барьеров является разница в знаниях и опыте. К примеру, профессиональная деформация заставляет человека особым образом воспринимать всё, что связано с его работой. Соответственно, это может создавать барьеры в коммуникации с неподготовленными людьми. Используя какие-то понятия в разговоре, человек даже не будет осознавать, что большую часть сказанного собеседник понять не может.

Классификация и примеры коммуникативных барьеров

Существует большое количество различных барьеров коммуникации, которые можно классифицировать по разным признакам. В социальной психологии используется классификация по природе непонимания, позволяющая разделить все барьеры на несколько групп. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Барьеры непонимания

Это помехи и ошибки, возникающие непосредственно в процессе коммуникации. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Семантические. Семантика – это наука о смысловых единицах языка (проще говоря – о значении слов и речевых оборотов). Соответственно, данный тип барьеров возникает, когда одна из сторон неправильно понимает значение используемых в общении слов или словосочетаний.
  • Невербальные. Значительную часть информации мы передаём за счёт невербального общения. В некоторых случаях невербальные сигналы могут противоречить вербальной символам, сильно усложняя для собеседника понимание сказанного.
  • Фонетические. Это препятствия, возникающие из-за речевых особенностей (дефекты речи, общение во время еды, спешная речь и прочее).
  • Стилистические. Стиль речи существенно влияет на её восприятие и также может приводить к неправильному или неточному пониманию сказанного. В частности, важно, чтобы стиль соответствовал ожиданиям аудитории (например, из-за неправильной подачи информации о предстоящем концерте количество посетителей может уменьшиться).
  • Логические. Это барьеры, возникающие из-за того, что участники коммуникации пришли к разным логическим умозаключениям.

2. Личностные барьеры

Это препятствия, связанные с личными особенностями собеседников или с нюансами их взаимоотношений. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Индивидуальные. Это различные особенности характера и темперамента. К примеру, тревожному меланхолику сложно общаться с импульсивным холериком, интроверту тяжело понять экстраверта, а эгоисту – альтруиста.
  • Идеологические. Разница в мировоззрении, ценностях, стереотипах и прочих установках также может создавать серьёзные препятствия во взаимопонимании.
  • Барьеры предвзятости. Предвзятое отношение к собеседнику сильно усложняет общение с ним, поскольку мешает объективно воспринимать его слова, решения и действия.
  • Возрастные. Люди, принадлежащие к разным поколениям, многие вещи воспринимают по-разному, и это часто приводит к ошибкам во взаимопонимании. Значительную роль играет классическая проблема «отцов и детей», заключающаяся в том, что каждое поколение считает себя более умным, лучше воспитанным и образованным.
  • Барьеры ожидания непонимания. Коммуникативный барьер может сформироваться даже в том случае, если человек заведомо готовится к тому, что собеседник поймёт его неправильно.

3. Культурные барьеры

Это препятствия во взаимопонимании, возникающие из-за культурных различий. Собеседники могут не знать обычаев друг друга, иметь разные ценности, по-разному воспринимать невербальные сигналы (в некоторых культурах кивок головой означает «нет»).

В данную группу входят следующие барьеры:

  • Национальные. Это сложности взаимопонимания, возникающие из-за различных национальных особенностей, а также из-за предвзятого отношения к представителям других наций.
  • Религиозные. В каждой религии есть свои обычаи, правила и запреты, о которых могут не знать люди другого вероисповедания. Несмотря на то, что это очень деликатная тема, многие шутки в фильмах и сериалах построены вокруг неловких ситуаций, возникающих из-за религиозных барьеров.
  • Этические. У каждого человека свой набор этических ценностей. Поведение, которое одному кажется нормальным и естественным, другой посчитает совершенно неприемлемым.
  • Эстетические. Если вкусы людей не совпадают, это также может приводить к проблемам со взаимопониманием.

4. Социальные барьеры

Основной причиной этого типа препятствий являются несовпадения в социальных ценностях и установках. В эту группу входят следующие барьеры:

  • Когнитивные. У всех людей по-разному развиты память, абстрактное мышление, навыки восприятия и прочие когнитивные способности. Поэтому собеседники всегда немного по-разному воспринимают предмет разговора.
  • Статусные. Различия в статусе заставляют людей по-разному воспринимать друг друга во время разговора. Например, шутка человека, имеющего более высокий статус, второму может показаться угрозой.
  • Профессиональные. Любой профессионал обладает большим объёмом знаний в своей сфере деятельности, и для стороннего человека его высказывания могут быть совершенно непонятными. Кроме того, профессиональная деформация часто проявляется в том, что человек переоценивает значимость своей профессии и недооценивать значимость чужих.
  • Барьеры знаний. У каждого человека есть определённая профессия и сфера интересов, что сказывается на его знаниях, эрудиции и жизненном опыте. Можно сказать, что у каждого есть уникальный набор знаний, и это также приводит к возникновению барьеров коммуникации.

5. Физические барьеры

Все рассмотренные выше барьеры были связаны с психическими особенностями, культурой, настроением и прочими факторами, зависящими от индивидуальных особенностей собеседников. Но существуют и внешние физические барьеры, такие как:

  • Пространственные. Это барьеры, связанные с особенностями внешнего пространства (шум окружающей среды, отвлекающие факторы) или взаимным расположением общающихся людей (расстояние, позы и положение в пространстве).
  • ВременнЫе. Это различные факторы, связанные со временем. Например, если по каким-то причинам стороны не могут выделить достаточно времени для полноценного общения и вынуждены общаться в спешке (или в неподходящее для одной из сторон время).
  • Технические. Это различные трудности в общении, возникающие по техническим причинам (поломка телефона, плохая связь, шумно закипающий чайник).

Как преодолевать коммуникативные барьеры

Умение эффективно общаться – один из важнейших навыков для любого человека. Поэтому важно уметь преодолевать коммуникативные барьеры, чтобы быть хорошим собеседником. Основная ответственность всегда лежит на говорящем, поэтому важно развивать ораторские навыки, умение грамотно формулировать мысли и способность избегать конфликтов. В этом помогут следующие приёмы:

  • Сочувствие. Многие люди игнорируют чувства собеседника, сосредотачиваясь на собственных переживаниях. И очень зря. Эмпатия – один из ценнейших навыков в общении. Если хорошо понимать, о чём думает и что чувствует собеседник, можно значительно повысить уровень взаимопонимания и сделать коммуникацию более продуктивной.
  • Навязывание ритма. Это эффективный ораторский приём, заключающийся в том, чтобы привлекать внимание слушателей и собеседников, «играя» с тембром, интонацией, громкостью, ритмом и прочими особенностями речи. Данный приём полезен не только в выступлениях перед аудиторией, но и в обычном бытовом общении.
  • Юмор. Если обстановка и тема разговора это позволяют, уместные шутки и ироничные замечания могут неплохо «разбивать» коммуникативные барьеры.
  • Отстранение. Неумение сдерживать эмоции часто приводит к проблемам в общении, даже если негативная реакция направлена не на собеседника. Людям, которые осознают, что у них есть такая проблема, следует отстраняться, сосредотачивая внимание на какой-то детали. Это может быть чашка на столе или элемент одежды собеседника.
  • Адекватные ожидания. Важно не переоценивать уровень воспитанности или компетентности собеседника, иначе он может неприятно удивить. Если заранее избавиться от лишних ожиданий, можно избежать разочарования и прочих неприятных эмоций.

Заключение

Все мы периодически сталкиваемся с проблемами во взаимопонимании. Их причинами являются те или иные коммуникативные барьеры, о наличии которых мы часто даже не задумывается. Но если уделить внимание тому, чтобы научиться преодолевать эти барьеры, можно значительно улучшить свои навыки коммуникации и сделать общение с другими людьми не только более продуктивным, но и более приятным.

Семь препятствий для эффективного общения

Знаете ли вы семь основных препятствий для общения?

Общаться легко, правда? Ведь мы общаемся каждый день. Так почему же взаимодействие с людьми иногда кажется таким трудным, сложным или разочаровывающим?

В таких ситуациях вы, вероятно, сталкиваетесь с одним из ключевых барьеров в общении, который может мешать как профессиональным, так и личным отношениям. Вот семь наиболее распространенных коммуникативных барьеров, которые мешают хорошим отношениям.

Физические барьеры

Исследования показывают, что близость важна для создания сплоченной команды, однако рабочие места часто препятствуют этому ряду физических коммуникационных барьеров. Это могут быть перегородки между столами и офисами, закрытые двери в офисы, отдельные зоны для людей с разным статусом и «командные территории», которых другие избегают.

Увеличение количества надомных работ добавило новых коммуникативных барьеров и привело к появлению множества онлайн-инструментов для совместной работы, которые помогают людям чувствовать себя более связанными. Например, посмотрите, как выглядит новая эра гибридных тренировок.

Барьеры восприятия

Эти коммуникативные барьеры существуют в сознании людей в зависимости от того, как они воспринимают окружающий мир. Они могут быть вызваны многими когнитивными искажениями человеческого разума, которые мешают нам точно воспринимать людей и ситуации. У людей также могут быть свои уникальные предубеждения, основанные на предыдущем опыте и влиянии других.

Спросите себя, какие представления могут мешать вам или другим людям эффективно общаться. Чтобы побудить других подвергнуть сомнению свое восприятие, попробуйте этот короткий анекдот.

Во время прогулки путешественник встретил жителя соседнего города

«Извините», — сказал путешественник. «Я хочу остаться сегодня вечером в вашем городе. Не могли бы вы рассказать мне, каковы люди?»
«Что вы думаете о людях в последнем городе, который вы посетили?» — спросил житель.
«О, они были непростой компанией. Держали в себе. Принял меня за дурака. Завысил цену и плохо обслужил».
«Хорошо», сказал резидент. «Вы, вероятно, найдете их и здесь.

Прочтите эту статью о равенстве и разнообразии

Эмоциональные барьеры

Эмоциональные барьеры в общении — это негативные чувства, которые мы испытываем по отношению к определенным людям, местам и ситуациям. Будь они вызваны плохим опытом или влиянием других, они вызывают такие эмоции, как страх и недоверие, которые мешают эффективному взаимодействию.

Иногда препятствием является просто страх перед тем, что другие подумают о нас, который может возникнуть из-за того, что в детстве нас учили «следить за своими P и Q» или «никогда не говорить, пока с тобой не заговорят».

Хотя осторожность и разумна, чрезмерный страх того, что подумают другие, может затормозить ваше развитие и помешать вам построить лучшие отношения.

Культурные барьеры

Чтобы нас приняли в группу, нам часто приходится перенимать модели поведения, которые группа воспринимает как признак принадлежности. Например, честность, открытость, трудолюбие, стеб или чувство юмора.

Культурные коммуникативные барьеры возникают, если вы не понимаете обязательные модели поведения группы, что увеличивает риск совершения действий, на которые ее члены не одобряют.

Исследования — лучший способ преодолеть это. Понимая ожидания и ритуалы группы, вы можете построить плодотворные отношения и внести свой вклад в достижение общих целей.

Взгляните на эту статью о межкультурных проблемах  

Языковые барьеры

Язык вызывает коммуникативные барьеры, если вы используете слова, незнакомые другим людям. Как только вы вводите эти слова, вы начинаете исключать другие. Имейте в виду, что это включает в себя выражения, модные словечки и жаргонизмы.

В бизнесе мы всегда должны разговаривать с людьми «на их родном языке», если мы хотим понять их и повлиять на их поведение.

Одним из самых леденящих душу воспоминаний о холодной войне было то, как советский лидер Никита Хрущев говорил США

«Мы вас похороним!»

Это было воспринято как угроза ядерного уничтожения, но более точная интерпретация была просто

«Мы вас перегоним»

, под которой он имел в виду достижение экономического превосходства.

Ознакомьтесь с Десятью советами по межкультурному общению

Гендерные барьеры

Знаете ли вы, что между речевыми моделями мужчин и женщин существуют явные различия? Причина кроется в различном устройстве нашего мозга.

Когда человек говорит, он использует левое полушарие мозга, а не конкретную его область. Когда женщина говорит, она использует оба полушария мозга в двух конкретных местах. Вот почему мужчины склонны говорить линейно и раздельно, тогда как женщины говорят более свободно, смешивая логику и эмоции.

В состав большинства команд входят мужчины и женщины, поэтому полезно помнить об этом, чтобы оценить вклад разных членов команды и свести к минимуму риск возникновения коммуникативных барьеров.

См. 10 лучших советов по улучшению работы команды

Межличностные барьеры

Межличностные барьеры — это модели поведения, которые мешают вам эффективно общаться или мешают людям общаться с вами.

Эти коммуникационные барьеры бывает сложно идентифицировать, так как их может быть много. Например, у человека могут быть трудности на работе, из-за которых он замыкается в себе. У них могут быть проблемы с самооценкой или склонность к играм. Культура на рабочем месте, дезорганизация и более широкое распространение удаленной работы также могут вызывать и усугублять проблемы.

Посмотрите на модели общения, которые обычно возникают, когда люди находятся вместе, и попытайтесь определить, что может вызывать проблемы. Навыки межличностного общения — ключ к процветанию бизнеса

Во время общения постарайтесь изменить свои мысли и чувства и посмотрите, как это улучшит общение. Часто это первый шаг к преодолению коммуникативных барьеров и построению лучших отношений. Улучшите свои повседневные навыки общения

Автором этой статьи является Эрик Гарнер.

Прочтите настойчивую коммуникацию – 6 советов по эффективному использованию

Обучение навыкам общения

Потрясающие новые технологии позволяют удаленно чувствовать себя как дома !

Все наши курсы являются гибридными, что означает, что вы можете присоединиться к нам лично или дистанционно. Твой выбор!

Impact Factory работает

Однодневные курсы по развитию навыков общения

Двухдневные курсы по развитию навыков общения

Индивидуальное обучение навыкам общения

Пятидневные семинары по общению с воздействием

и персонализированные

Индивидуальные курсы по общению

для всех, кто интересуется

Барьеры в общении

6 барьеров для эффективного общения | Аспирантура

    Опубликовано 18 июля 2018 г.

    Мы общаемся с людьми каждый день. Мы общаемся с помощью разговора, нашего выражения и языка тела, социальных сетей, электронной почты, телефона и т. д. Мы полагаемся на свои коммуникативные навыки, чтобы укреплять нашу дружбу, планировать отпуск, восстанавливать брак, заказывать ужин, покупать автомобиль, выражать свое мнение, спрашивать. помогать, договариваться о сделках, принимать предложения о работе и т. д.

    Поскольку мы так часто общаемся различными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний, в которых работает 100 000 и более человек. SHRM обнаружил, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов дохода в год из-за плохой коммуникации. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что в сумме составляет более 24 миллиардов долларов.

    Независимо от типа коммуникации: вербальной, невербальной, письменной, слуховой или визуальной, если мы общаемся неэффективно, мы подвергаем риску себя и других. Помимо физических и технических барьеров, существует шесть барьеров на пути к эффективному общению, которые каждый сотрудник и руководитель должны стремиться устранить.

    Неудовлетворенность или незаинтересованность в своей работе

    Если вы недовольны своей работой или потеряли интерес к ней, у вас гораздо меньше шансов эффективно общаться — как на дающей, так и на принимающей стороне. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления, и поэтому он обычно не меняется, пока человек не уйдет.

    Неумение слушать других

    Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете взаимодействовать с кем-то, если вы не слушаете их, потому что вы будете склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на своем восприятии, а не на реальности.

    Отсутствие прозрачности и доверия

    Чрезвычайно сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то умалчиваете, они будут встревожены, некоторые будут строить догадки, и в результате им будет сложнее обработать любую вашу попытку связаться с ними.

    Стили общения (если они отличаются)

    У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямолинейны, в то время как другие предпочитают более непрямой подход. Одни используют подробные данные, другие опираются на общие положения и так далее. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как «Мэри никогда не объясняет, чего она от меня хочет, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».

    Конфликты на рабочем месте

    Конфликт может возникнуть по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Природа конфликта не обязательно важна, важна работа по разрешению конфликта. Когда конфликт не искоренен, он разрастается, и тогда люди начинают занимать чью-либо сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.

    Культурные различия и язык

    Важно понимать культурные различия в общении. Но не просто думайте о международном, как о том, что в Японии фамилия предшествует их имени. Также могут быть региональные различия — например, северянину может не понравиться термин «вы все» или даже понять более полную версию «все вы все». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, дело в том, что культурные различия могут возникать в пределах границ США, и когда кто-то не признает культурные различия, они рискуют обидеть другого человека. Именно в обиде обрывается общение.

    Мы все должны активно размышлять над своими коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникативных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (включение себя в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Тем не менее, никто не идеален, поэтому также важно признать и признать, когда вы делаете ошибку, что является первым шагом к тому, чтобы двери к эффективному общению оставались открытыми.

    Хотите узнать больше о навыках общения? Прочитайте эти связанные сообщения в блоге:

    • 3 совета по общению в виртуальных командах
    • 6 советов по активному слушанию
    • 3 способа улучшить зрительный контакт
    • 12 советов по написанию эффективных электронных писем
    • 3 невербальных сигнала, которыми вы должны овладеть

    Лучший,

    Anne Converse Willkomm
    Ассистент клинического профессора
    Заведующий кафедрой аспирантуры
    Goodwin College
    Drexel University

    Опубликовано в межличностные коммуникации, профессиональное развитие, советы по карьере, лидерство, управленческие навыки.

Добавить комментарий