Коммуникатор это в психологии: Коммуникатор — Психологос

Коммуникатор — Психологос

01 января 2010 г., 15:25

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

 

Фильм «Правила съема: Метод Хитча»

Коммуникатор — человек, влияющий на партнеров по общению адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные, цели. Противоположный коммуникатору тип — простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что».

В бизнесе востребованы коммуникаторы, в бытовом общении больше любят простых людей. В бытовом общении люди просто общаются, не ставя конкретные цели и не добиваясь заранее поставленных целей от собеседника. Люди не любят тех, кто от них явно отличается, и человек, имеющий заранее определенные цели в общении и последовательно добивающийся нужного ему от собеседника, нередко получает негативный ярлык манипулятора.

Однако отождествлять коммуникатора и манипулятора – неверно, манипулятор — это только одна из разновидностей коммуникатора. Манипулятор действует скрыто, а коммуникатор свою тактику выбирает по ситуации. Когда нужный результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если более эффективно в конкретной ситуации действовать более скрыто, используя обходные пути, коммуникатор пойдет обходными путями. Ничего личного — просто эффективность.

Естественно, коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя и по определению являются манипуляциями, в бизнес-среде так не квалифицируются. Просто — профессиональные приемы. Тем не менее, коммуникация имеет свой этический кодекс, и грубые, грязные манипуляции в деловой среде не приветствуются также.

  • Тип личности
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (4):

Лена , 07 февраля 2016 г., 19:17

Спасибо! Очень внятно!

Brown James, 27 апреля 2016 г. , 09:38

О каком манипуляторе идет речь? Я понимаю вы говорили о скрытых манипуляциях, посредством обмана,внушения, заговор, нанесение порчи и т.д. получить желаемое от объекта манипуляции и не имеет значения принесет ли данная манипуляция вред объекту? Это верно. Но коммуникатора не обязательно передавать информацию с целью обмана и получения желаемого во вред обькут. А средств манипуляции куда больше, а как же манипуляции посредстом шантажа,угрозы, и т.д. ведь тут уже обьект точно знает чего от него хочет манипулятор и последствия отказа. Отрытая манипуляция, безусловно вы были правы о том, что открытые и скрытые цели манипуляторов достигаются путем коммуникативной функции и манипулятор автоматически становится коммуникатором. Но есть еще физические манипуляции, объект подвергается физ.насилию и т.п. для получения чего-либо манипулятором. Вот тут уже ему не обязательна коммуникативная функция…посему я полагаю, что не всякий кто с вами заговорит…собирается вами манипулировать.

Brown James, 27 апреля 2016 г., 09:46

А относительно функции коммуникатора — это максимально информативно и сжато интерпретировать мысль|сообщение и послать информацию рецепиенту(от лат. Recipient — принимающий, получающий). Причем передача информации может происходить как вербально, так и невербально. Если же информацию передают вербальным путем, то на мой взгляд коммуникатор должен, передать/послать максимум информации с минимальными затратами времени. Не десять раз одну и ту же мысль по разному говорить,а минимум слов — макскимум информации. Ну для невербального способа передачи информации, я рассматриваю сейчас интерпретацию в символах, минимум символов — максимум информативности в сообщение. Если я что-то упустил, или же неправильно написал, поправляйте пожалуйста 🙂

Гость, 24 июня 2017 г., 01:31

Прямо про меня написано, благодарю за формулировку.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Деловое общение

Деловое общение нацелено на внешний, как правило предметный результат (согласовать сроки, регламент, цены, разобраться в ситуации и наметить план. ..) и имеет свой строгий, деловой формат. Деловое общение – осознано результатно и избегает всего, что от результата отвлекает: в первую очередь избегает ненужных эмоций и привычки «просто поговорить». Деловое общение со своим лозунгом «Ничего личного!» — особое искусство, им владеют не все, а многим деловой формат просто не близок.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Коммуникация

Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Коммуникатор и манипулятор

Манипулятор — это разновидность коммуникатора. Коммуникатор — человек, влияющий на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатору нужен результат, и когда этот результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, коммуникатор будет действовать прямо и открыто.

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Простой человек

Простой человек — человек, который свою жизнь строит просто, в общении не использует сложных техник. В общении простой человек не ставит задачи воздействия, не подбирает формулировки и интонации, он просто говорит то, что у него есть на душе. Во взаимодействии простой человек действует по принципу «потому что». Противоположный этому принцип «для того, чтобы» — принцип не простого человека, а коммуникатора (а также человека-манипулятора).

4Подробнее

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТОРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТОРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Личность коммуникатора можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

К ним относятся:

1.

Возраст коммуникатора. Вопросы возрастного оптимума для работников в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проведя анализ материалов, собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе – 59 лет. Однако при наборе новых сотрудников предпочтение отдается кандидатам в возрасте от 30 до 40 лет, желательно семейным. Считается, что именно в этом возрасте сотрудники наилучшим образом справляются со своими обязанностями, даже перевыполняя их, стремясь сделать карьеру. К тому же они уже имеют достаточный опыт, в том числе и для делового общения. Такие люди надежны и стабильны, так как прошло время беготни из компании в компанию.

Вот что думает о данной проблеме Ли Якокка, известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст — это во многом опыт, не только природная, но и социальная характеристика человека.

Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокие достижения в его профессиональной деятельности. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст коммуникатора не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно справляться с поставленными работодателем заданиями или руководить самому. Зависимость между возрастом и эффективностью коммуникации так и остается не определенной.

2. Пол коммуникатора. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением при деловом общении.

Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена.

Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся эффективными коммуникаторами и не проявляют такого желания, как мужчины, добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным «дипломатам» и собеседникам приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами коммуникаторами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности коммуникации, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в деловом общении: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин в данном виде коммуникации по сравнению с представительством сильной половины человечества.

3. Социально-экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для коммуникатора. Эффективный коммуникатор должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время люди соответствующих профессий стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. Им необходимо знание иностранных языков. Этому способствует постоянное развитие отношений многих организаций и предприятий с зарубежными партнерами.

И коммуникатор, вне зависимости от того, какую должность занимает, но как лицо, представляющее организацию, должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком.

Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие его карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля», но покорили высокие вершины бизнеса.

СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующей составляющей личности коммуникатора являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность коммуникации оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью общения носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-либо конкретный эффективный коммуникатор может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью общения оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт коммуникатора, а так же его отношения с вышестоящим руководством, подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт коммуникатора, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта коммуникатора на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения коммуникационной деятельности эти способности.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующая характеристика коммуникатора – черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

1. Доминантность или способность влиять на людей.

Коммуникатору необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно общаться с людьми, не оказывая на них влияния. Умение делать это незаметно для собеседника можно считать одним из определяющих факторов в процессе делового общения. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в любой коммуникационной или руководящей деятельности.

Д. Карнеги предлагает шесть правил, следование которым позволяет эффективно влиять на людей.

Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми.

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно среди таких людей рождаются неудачники.

Поэтому прежде чем приступать к обсуждению интересующих коммуникатора проблем, бывает полезно поговорить о предметах, которые волнуют собеседника. Он станет доброжелательно настроен к предстоящему деловому общению и скорее решит вопросы. Эту мысль удачно выразил римский поэт Публий Сир: «Мы интересуемся другими людьми тогда, когда они интересуются нами».

Правило второе: улыбайтесь!

Умение улыбаться можно считать характерным отличием жителей США вообще и американских предпринимателей в частности. Так, по мнению заведующего отделом найма крупного универсального магазина, лучше принять на работу девушку-консультанта с начальным образованием, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом.

Редкий человек испытывает радость в процессе делового общения, поэтому «вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами». Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».

Правило третье: помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук!

Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, коммуникатор делает человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Если же в процессе общения коммуникатор забудет имя человека, неправильно его произнесет или напишет, то поставит себя в весьма невыгодное положение. При деловых контактах способность запомнить имена имеет огромное значение.

Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Многим коммуникаторам не удается произвести благоприятное впечатление только потому, что они не умеют внимательно слушать. Они слишком озабочены тем, что собираются сами сказать. Хорошим ораторам большинство людей предпочитает хороших слушателей. Только дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника. К тому же проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию. Немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Не менее важно для коммуникатора умение задавать вопросы, на которые деловому партнеру будет интересно отвечать. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.

Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.

К каждой деловой встрече коммуникатор основательно готовится. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, определяет те вопросы, которые больше всего интересуют его будущего собеседника. Для эффективного общения пополняет собственные знания по этим темам.

Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!

Д. Карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого общения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями. Человеку не нужна дешевая, неискренняя лесть, но он страстно желает реальной оценки своих достоинств. Важно следовать этому золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них.

2. Уверенность в себе.

«…Застенчивость и робость так же предосудительны, как опрометчивость и бесстыдство. Спокойная уверенность в сочетании с наружной скромностью – вот та золотая середина, которой необходимо придерживаться»

(Лорд Честерфильд. Из писем к сыну).

Влияние этой характеристики непосредственно отражается на собеседниках, которые в случае уверенности коммуникатора ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к достижению взаимовыгодного результата. К тому же уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним; неуверенные в себе имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним, что в любом случае мешает эффективной коммуникации.

Один из самых практичных способов стать уверенным предложил основоположник американской психологии Вильям Джеймс. Он говорит: «Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем.

Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы же проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет.

Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны коммуникатора за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между собеседниками должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии участвующих в общении людей. Негативный всплеск эмоций у коммуникатора может понизить чувство уверенности у собеседников, следствием этого будет снижение их восприятия сказанного. Участники беседы будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с конкретными проблемами.

Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж коммуникатора в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому коммуникатор должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общения с друзьями и близкими людьми, увлечения всевозможными хобби. Так, в Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей.

4. Креативность или способность к творческому решению задач.

Залогом эффективного общения является то, способен ли коммуникатор воспринимать элементы новизны и творчества непосредственно во время коммуникации с собеседниками, а также поддерживать их идеи. Такой специалист обладает поразительной изобретательностью и находчивостью для достижении цели, умеет найти выход из безвыходного положения.

5. Стремление к достижению цели и предприимчивость.

Пожалуй, это важнейшие черты эффективного коммуникатора. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Коммуникатор не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Именно путем смены точки зрения на какие-то проблемные вопросы были совершены самые выдающиеся инновации.

6. Ответственность и надежность в исполнении заданий.

Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Коммуникатор должен быть ответственным и надежным человеком. Примерно 3/4 наших преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогло усердие. Один преуспевающий бизнесмен, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: «Формула успеха в моей сфере занятий – не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

7. Независимость.

Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой коммуникатора, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах общения. Какие бы советы ни принимал коммуникатор от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать всегда сам. Чем самостоятельнее он себя ведет, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению собеседников. Главное, чтобы коммуникатор имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в собеседниках.

8. Чуткость, внимательность.

Эффективный коммуникатор, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к своим собеседникам, строг и объективен. Наравне с убеждением он должен оказывать определенную поддержку людям, которые вступают с ним в коммуникацию.

9. Способность воодушевлять.

Способность коммуникатора стимулировать энтузиазм у собеседников, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.

10. Способность ставить цели.

Коммуникатор уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

11. Умение решать проблемы.

Коммуникатор берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе общения проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

12. Способность планирования.

Коммуникатор составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (определенные звонки, подготовка всего необходимого для деловой беседы – диски, блокноты, канцелярские принадлежности, подготовка и рассылка пригласительных и т.д.).

13. Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

14. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной беседы необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

15. Грамотность. Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если коммуникатор всего лишь приводит слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть его собственного лексикона.

16. Внешний облик. Главный подход любого коммуникатора – вписаться в окружение. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу.

Для деловых переговоров больше подходят однотонные костюмы – серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и цвета галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма, желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и раздражать собеседников, а внешний вид подчеркнет уважение к ним. Яркий галстук с вычурным рисунком, напротив, окажет некоторое эмоциональное давление. Оптимальная длина галстука – до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в застегнутом пиджаке заходят в кабинет на заседание, сидят в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Сидя в кресле, а также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть. В верхние наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и прочие предметы так, чтобы они торчали наружу.

Этикет деловых приемов всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Днем и в летнее время предпочтительнее светлые костюмы и платья, вечером и зимой – более темных тонов. К светлому костюму следует надевать светлую обувь.

Такой же принцип в одежде справедлив и для женщин: цветовая гамма туалета, платья и прочих деталей должны дополнять друг друга, фасон одежды – соответствовать специфике фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм деловой женщины, ведущей переговоры с представителями других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими вырезами и очень короткие юбки – одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент – украшения. Во-первых, их не должно быть много, а во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.

Таким образом, мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик коммуникатора, которые способствуют эффективности его общения. Но для успеха в работе коммуникатор не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшей коммуникации необходим какой-то определенный минимум. Но что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять – сказать трудно или невозможно.

2.2 Процесс общения – психология, общение и канадское рабочее место

Процесс общения

Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . Модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на собеседовании при приеме на работу, когда вы отправляете вербальные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш потенциальный работодатель реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от своего потенциального работодателя. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 2.1. Транзакционная модель коммуникации. Изображение Энди Шмитца из Process of Communication, CC BY-NC-SA 3.0. Цвет изменен с оригинала. [Нажмите, чтобы увеличить]

Формирование идеи  – Процесс коммуникации начинается, когда у коммуникатора есть идея, которой он хочет поделиться. На идею будут влиять сложные факторы. Коммуникатор должен начать с прояснения идеи и цели. Чего именно хочет добиться коммуникатор? Как сообщение может быть воспринято? Знание этой информации повышает шансы на успешное общение

Кодирование сообщений —  Идея должна быть закодирована в слова, символы и жесты, которые будут передавать смысл. Поскольку нет двух людей, интерпретирующих информацию одинаково, коммуникаторы должны быть осторожны, выбирая слова, символы и жесты, которые обычно понимаются, чтобы уменьшить вероятность неправильного понимания. Поэтому полезно знать об отношении, навыках, опыте и культуре другого коммуникатора, чтобы обеспечить четкую коммуникацию.

Передача сообщений: Выбор носителя для передачи сообщения является важным шагом в процессе коммуникации. Сообщения могут передаваться в устной, письменной или визуальной форме (см. Таблицу 2.1 ниже ). Для четкой связи носитель и сообщение должны соответствовать

.

Таблица 2.1: Средства передачи сообщений
устно Письменный Визуальный
Личная речь Электронная почта Рисунки, картины
Телефонный разговор Текст, мгновенное сообщение Фотографии, графический дизайн
Протокол передачи голоса через Интернет (VoIP) Доклад, статья, очерк Язык тела (например, зрительный контакт, жесты рук)
Радио Письмо Графики
Подкаст Памятка Типы шрифтов
Сообщение голосовой почты Блог Семафор
Домофон Твитнуть Архитектура

Как видите, весь этот процесс легче сделать, чем сказать, потому что вы кодируете невероятные массы данных для передачи другим в течение всего дня по нескольким каналам, часто одновременно, и также подвергаетесь постоянному многоканальному потоку. информации в каждом из ваших пяти чувств, которую вы расшифровываете, даже не осознавая этого сложного процесса. Все, что мешает четкому общению, называется шум . Шум может мешать каждому этапу процесса коммуникации. В профессиональных ситуациях, особенно в важных, таких как собеседования при приеме на работу или встречи с клиентами, где ваш успех полностью зависит от того, насколько хорошо вы общаетесь, и чрезвычайно важно, чтобы вы полностью контролировали процесс общения, чтобы представить себя как ориентированного на детали pro — тот, которому можно доверить выполнение работы.

Контекст

Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, усиливающие или препятствующие общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст  относится к заявленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.

Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.

Контекст отношений  включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

Культурный контекст включает различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях позже в книге, но сейчас нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.

Когда культурный контекст выходит на первый план коммуникативной встречи, им может быть трудно управлять. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения представителей различных культур, вы, скорее всего, не станете более удобными и компетентными в качестве коммуникатора. Межкультурное общение может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

Ссылки

Этот раздел адаптирован из:

Коммуникация @ Работа Джордана Смита и находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Process of Communication by Tammera Stokes Rice находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License, если не указано иное.

Высококонтекстное общение — IResearchNet

Психология > Психология консультирования > Теории консультирования > Высококонтекстное общение

Антрополог Эдвард Т. Холл ввел понятие высококонтекстной (ВК) коммуникации, чтобы описать степень, в которой люди полагаются на контекстуальные факторы, а не на явную и передаваемую часть сообщения для получения смысла в общении. В общении HC люди извлекают смысл из совместно используемой информации о контексте, связанном с коммуникативным событием. Коммуникаторы HC уделяют меньше внимания явной передаваемой речи для сбора информации. Коммуникация HC включает косвенные сообщения, меньший акцент на вербальном содержании и повышенную чувствительность к другим. Коммуникаторы HC собирают смысл, выводя смысл из обстоятельств человека.

Холл предположил, что нервная система разработала механизм обработки информации, который может эффективно справляться с информационной перегрузкой посредством культурно детерминированного процесса, называемого контекстированием. Этот процесс предполагает, что людям нужно выбрать только часть общей информации, доступной в событии, чтобы создать смысл. Информация, не выбранная для обработки, но необходимая для создания смысла, заполняется контекстом. По словам Холла, по мере увеличения контекста в коммуникативном событии требуется меньше информации из явного кода для создания смысла. В то время как для разработки контекста требуется время, когда он завершен, HC-коммуникация имеет тенденцию быть предсказуемой, стабильной и эффективной.

Культура формирует процесс установления контекста, социализируя людей для организации их прошлого опыта в соответствии с предписанной системой символических представлений. Этот образец символических представлений определяет культурные нормы, правила и ожидания, которые определяют то, как люди общаются друг с другом. Преобладание HC встречается в японской, корейской, китайской, латиноамериканской, африканской, арабской и средиземноморской культурах. Люди в этих культурах, как правило, хорошо осведомлены о других в своей внутренней группе.

Добавить комментарий