Компоненты общения: Общение. Компоненты общения

Основные компоненты общения

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент _

Потребности и мотивы, ле­жащие в основе общения: прямые личные и деловые мотивы — потребность быть вместе, интерес к совместно­му делу, т.е. важен сам парт­нер по общению; опосредо­ванные мотивы— важен не партнер, а статус, связи с другими людьми, т.е. моти­вом является не общение как таковое, а получение выгоды из контакта

Мотивы общающихся могут совпадать или не совпадать. Знания о закономерностях общения: способность на­лаживания контакта, опре­деление барьеров общения, предупреждение и разре­шение конфликтов.

Знание специфики общения в зави­симости от культурных, воз­растных, половых, и др. осо­бенностей

Способность адекватно вы­страивать свое поведение в различных ситуациях, что­бы удовлетворять потреб­ность, побудившую к кон­такту. Владение способами установления контакта, про­дуктивного взаимодействия, умение понять другого че­ловека

Все три компонента, составляющих структуру общения, тесно связаны между собой. С одной стороны, поведение при общении во многом

определяется мотивами вступления в ситуацию взаимодействия и знаниями специфики коммуникаций. Эмоциональное переживание и рефлексия собственного поведения в ситуации общения в свою оче­редь влияют на расширение знаний о взаимодействиях с окружающи­ми, осознание своих мотивов и специфических индивидуальных стра­тегий общения.

В общем виде структура процесса общения может быть представле­но следующим образом:

  1. потребность в общении;

  2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

  3. ориентировка в личности собеседника;

  4. планирование (чаще бессознательное) темы, стиля общения, ре­чевых фраз;

  5. реализация общения;

  6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника;

  7. коррекция направления, стиля общения.

Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия у человека формируется образ другого, ко­торый позволяет прогнозировать его дальнейшее поведение. Основ­ные сложности:

Основные механизмы познания другого:

— идентификация;

  • рефлексия.

Определение идентификации в социальной психологии и психоло­гии личности совпадают. Идентификация — отождествление с воспри­нимаемым субъектом, и на этой основе делается вывод о его особенно­стях и предполагаемом поведении. Распространение на другого собственных схем поведения часто считается причиной ошибок в прогнозе поведения этого другого.

Определения понятия рефлексии различаются. В общей психологии и психологии личности рефлексия — способность к самонаблюдению, самопознанию. В социальной психологии рефлексия — осознание человеком того, как его воспринимают окружающие. Такой отраженны образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я — Концепции и самооценки, всегда присутствует в структуре личности и при общении играет доминирующую роль, а степень его совпадении (несовпадения) с действительным образом субъекта во многом определяет успех межличностного взаимодействия. Для оптимизации такого взаимодействия можно использовать получившие в последнее врем ; широкое распространение в практике образования тренинги общение которые позволяют исследовать собственные поведенческие стратегии, расширить их диапазон, а также научиться лучше понимать партнера по общению, различать представления свои и другого о себе и другом.

Однако такие тренинги в большей степени влияют на когнитивные, и поведенческие, а не на мотивационные компоненты общения. Пре­одоление же мотивационных проблем, которые часто лежат в основе затрудненного общения, скорее возможно благодаря индивидуальным формам психологического консультирования и психологической те­рапии.

Главным содержанием перцептивной стороны общения являете система интерпретаций поведения другого и причин его поступков, ко­торая позволяет предвидеть дальнейшие действия другого и помогав выстраивать и корректировать собственное поведение. В условиях не­достаточности данных о внутренних мотивах поведения другого человек склонен приписывать ему свои значения и смыслы, объяснять, ин­терпретировать причины его поступков и высказываний, исходя либо из анализа похожих случаев (по отношению к этому человеку или дру­гих, в чем-то похожих на него), либо по аналогии с собственным пове­дением в сходных ситуациях.

Такой процесс получил название атри­буции (или каузальной атрибуции).

В основе атрибуции лежит собственный реальный опыт общения с людьми, экстраполяция выводов взаимодействия с конкретным чело­веком или группой на более широкие социальные группы (например травматический опыт общения с партнером в семейных отношениях может породить у женщины установку типа «мужчинам доверять нельзя», что, безусловно, в дальнейшем будет влиять на восприятие и интерпретацию ею поступков окружающих мужчин). Такие установки и степень их экстраполяции во многом определяются силой, глубиной и продолжительностью эмоционального переживания в межличностных взаимодействиях.

Другая основа каузальной атрибуции — интроекты, те социокультурные послания, которые не были лично пережиты человеком, но так же выступают в качестве регуляторов его поведения. Интроецируются послания значимых, авторитетных людей (в первую очередь, родителей).

Примером таких интроектов могут быть различные гендерные стереотипы. Экспериментальное исследование Л.В. Поповой с пере­одеванием младенца в полоспецифическую одежду позволило наблю­дать разницу в восприятии его испытуемыми (бездетными студентами и родителями маленьких детей). Так, одетый в синий костюм ребенок наделялся силой и крепостью, а его поведение описывалось как актив­ное, в розовый — внешней привлекательностью и хрупкостью. При этом известно, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по ассификации (замещению в скелете хрящевой ткани костной) прибли­зительно на 20%.

На восприятие окружающих оказывают влияние такие социально-психологические эффекты, как эффект первого впечатления, ореола, бумеранга и др.

В педагогической практике эти эффекты могут наблюдаться в отно­шениях педагога с учащимися и негативно влиять на усвоение ими учебного материала. Например, эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать педагогам, преподавателям вузов, так как они, в силу специфики своей профессиональной деятельности должны оценивать уровень обученности студентов, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором.

Реализуя свои уста­новки но отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподава­тель влияет на них, во многом определяет успешность освоения ими учебной дисциплины. Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в 4 раза реже обращаются к преподавателю, чем «хорошие», остро чувствуют и болезненно переживают необъектив­ность педагога, что не может не влиять па качество овладения пред­метом. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от преподавателя определенного труда, в первую очередь, по­стоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

Часто оценка другого человека происходит по контрасту, т.е. оцени­вая отрицательно «плохого» человека, субъект но контрасту высоко оце­нивает себя и свои возможности. В ситуации высокой оценки «хороше­го» или «успешного» партнера, люди склонны недооценивать себя.

Важным моментом при атрибуции является и позиция субъекта, так как люди, принимающие непосредственное участие в какой-либо деятельности, ее неуспех связывают с внешними причинами, успех же — с собственными действиями и действиями своих партнеров.

Во многих исследованиях также отмечается, что характер атрибуции зависит от специфики восприятия. Некоторые люди ориентируются главным образом на физические характеристики партнера, ситуацию, черты лица, одежду, походку и т.д.), другие — на психологические (интеллект, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.).

На управление процессом межличностного общения оказывает влияние возможность формирования у партнера аттракции (появле­- ния привлекательности; тяготение). К основным условиям возникно­- вения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) относят: -. » —

  • роль сходства партнеров но общению. Как наиболее привлека­тельные нами воспринимаются люди со сходными основными чертами(интеллект, чувство юмора, эмоциональность и др.). При этом некото­рое несовпадение в инструментальных или второстепенных чертах усиливает привлекательность;

  • влияние таких характеристик, как близость партнеров по обще­нию, частота их встреч, расстояние между ними и пр. ;

  • влияние условий взаимодействия — особенности распределе­ния функций в совместной деятельности, «помогающее поведение»и пр.

Коммуникативная сторона общения

Специфика психологического аспекта в отличие, например, от ки­бернетического в изучении коммуникаций заключается в рассмотре­нии того, что в процессе общения происходит не просто «движение» информации, по ее развитие, уточнение и обогащение. Важную роль здесь играет ориентация партнеров друг па друга, их стремление к взаимовлиянию. Поэтому коммуникатору (тому, кто сообщает инфор­мацию) необходимо соотносить содержание своего обращения с уста­новками, ценностями, мотивами, личностными особенностями реци­пиентов (воспринимающих). Кроме того, на содержание обращения влияют те задачи, которые стремится решить коммуникатор в общении с другим(и). В зависимости от этих задач различают следующие виды сообщений .

В процессе общения и коммуникатор, и реципиент используют различные средства. Условно они могут быть поделены на две большие группы: вербальные и невербальные.

Первая группа представлена речевыми средствами, вторая — неречевымисистемами.

  1. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика)

  1. Экстралингвистическая система (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха).

Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе

Библиографическое описание:

Рахмонов, А. Б. Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе / А. Б. Рахмонов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2707/ (дата обращения: 10.06.2023).



Для более целенаправленного и успешного использования общения как педагогической категории в учебно-воспитательном процессе следует хорошо представлять его структуру и функциональное проявление.

Даже самые общие представления о назначении коммуникативных связей участников совместной деятельности, о возможностях общения при решении различных задач, стоящих перед педагогом, позволяют полнее оценить оптимальность социально-психологических условий воспитания, обучения и подготовки воспитанников.

Многие исследователи к основным компонентам педагогического общения относят функции педагогического общения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения таких авторов, как А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Ю. Л. Ханин, позволяет сделать вывод о том, что проблему общения изучают с различных сторон. Так, Б. Ф. Ломов описал три функции общения: -информационно-коммуникативную; -регулятивно-коммуникативную; -аффективно-коммуникативную.

В каждой функции общения он подчеркнул обязательность коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания

Согласно Ю. Л. Ханину выделяются следующие функции общения

1. Функция социально-психологического отражения Общение возникает как результат и как форма «объективированного» (А. Н. Леонтьев), сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия

Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что главным образом через речевую и другие формы сигнализации элементы ситуации взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным учеником, становятся «данностью» (С. Л. Рубинштейн) для его партнеров Общение выступает не столько как обмен информацией («индивидуальными данностями»), сколько как процесс взаимного воздействия и влияния. В зависимости от характера этих взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон «индивидуального» отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления учеников или, напротив, столкновение «данностей», их нейтрализация, подавление, как это бывает при межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения).

2. Регулятивная функция В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (или влияние) на ученика (коллектив) с целью изменения или сохранения на том же уровне (его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений).

Регулятивная функция позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие всех членов ученического коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важнейшей функции общения позволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктивность.

3 Познавательная функция межличностного общения заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, партнеры приобретают самые разные знания о себе самих, о своих партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ним задач и т д Овладение соответствующими умениями и навыками, возможная компенсация недостаточных знаний у отдельных учеников и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально психологического отражения

4. Экспрессивная функция. Различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния переживания учеников часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение к непосредственному ученику или ученикам. Нередко несовпадения в способах эмоционального реагирования могут привести к отчуждению учеников, нарушению их межличностных отношений и даже к скрытым конфликтам.

5. Функция социального контроля. Определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют выраженный нормативный характер Их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность команды, согласованность совместных действий Для поддержания необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля. Межличностное общение чаще всего выступает в качестве негативных (неодобрение, порицание) или позитивных (одобрение, похвала) обращений. Следует обратить внимание, что не только неодобрение или похвала воспринимается участниками общение как поощрение или наказание, но и отсутствие обращения может восприниматься как та или иная санкция.

6. Функция социализации. Эта функция — одна из наиболее важных в работе учителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, ученики осваивают не только коммуникативные умения и навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро ориентироваться в собеседнике, в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играет важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют приобретаемые при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим ученикам. [1, с 208]

В психолого-педагогической литературе выделяются также такие функции, как коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности). [2, с. 140]

По мнению И. А. Зязюна, выделяется такие функции педагогического общения как а) познание личности, б) обмен информацией; в) организация деятельности; г) обмен ролями; д) сопереживание, е) самоутверждение. [3, с. 192]

Информативная функция общения создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель-ученик) Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности — «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога — способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, что нормализует отношения в коллективе.

Обобщая функции педагогического общения, нами сделаны выводы:

  1. Общение играет одну из важнейших ролей в формировании условий жизни людей. Во время общения осуществляется эмоциональное и волевое взаимодействие, выявляются и формируются идеалы и принципы людей
  2. Общение является фактором самоанализа и самосовершенствования людей, стимулятором развития личности, так как во время общения выявляются ее отрицательные и, что самое главное, положительные стороны. 3 Общение создаёт условия для воспитания человека Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Все эти функции широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия

Одной из важных характеристик общения являются средства общения, которые можно представить, как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия [4. с, 140]. Средство, в общем смысле, это то, с помощью чего можно добиться определенной цели. В зависимости от средств общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голоса, тес помощью естественных органов, данных человеку природой. Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, без посредников обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями. Косвенное общение осуществляется через посредника, который передает информацию В качестве посредника может быть не только человек, но и радио, телевизионные устройства, компьютер, интернет

Средствами общения являются любые материальные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокупность конвенциально разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов. Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую [5, с. 192].

По нашему мнению, для успешной учебно-воспитательной работы большое значение имеет владение учителем богатым арсеналом средств общения, выбор системы сигналов общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию с учениками. Учителю необходимо знать с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт учеников и какие сигналы являются наиболее действенными для тех или иных ситуаций, учеников.

Литература:

  1. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
  2. Основы педагогического мастерства/Под ред. НА. Зязюна. — М. Просвещение, 1989. — 302 с. — 140 с.
  3. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.
  4. Кан-Калик В А, Никандров Н Д. Педагогическое творчество — М Педагогика, 1990–140 с.
  5. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, общение, средство общения, функция, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция

Основные компоненты общения и их значение… педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный. ..

Специфика

общения в условиях целостного педагогического

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный контроль.

Социальнопсихологическоe обеспечение педагогического

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный контроль.

Социальнопсихологическое обеспечение педагогического

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература… Влияние стиля педагогического общения учителя…

Особенности

межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило…

Педагогическое общение — важное условие эффективности…

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения. Две главные фигуры в школе — учитель и ученик.

Возможности оптимизации

межличностного общения подростков…

Общение понимается в социальнопедагогической литературе как процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

На основе выявленных в психологопедагогической литературе особенностей межличностного общения подростков. ..

педагогическое общение, совместная деятельность, функция

Основные компоненты общения и их значение… педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература

Деловое

общение как психологопедагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Компоненты процесса коммуникации

  1. Дом
  2. Библиотека
  3. Организационное поведение
  4. Деловое общение
  5. Компоненты процесса коммуникации

Общение — это процесс обмена вербальными и невербальными сообщениями. Это непрерывный процесс. Предпосылкой общения является сообщение. Это сообщение должно быть передано получателю через какой-либо носитель. Важно, чтобы это сообщение было понято получателем в тех же терминах, что и отправитель. Он должен ответить в установленные сроки. Таким образом, коммуникация является двусторонним процессом и будет неполной без обратной связи от получателя к отправителю о том, насколько хорошо им понято сообщение.

Процесс связи

Основными компонентами процесса коммуникации являются следующие:

  1. Контекст — На общение влияет контекст, в котором оно происходит. Этот контекст может быть физическим, социальным, хронологическим или культурным. Каждое общение происходит с контекстом. Отправитель выбирает сообщение для передачи в контексте.
  2. Отправитель/кодировщик — Отправитель/Кодировщик — лицо, отправляющее сообщение. Отправитель использует символы (слова, графические или визуальные средства) для передачи сообщения и получения требуемого ответа. Например — менеджер по обучению, проводящий обучение новой партии сотрудников. Отправителем может быть физическое лицо, группа или организация. Взгляды, предыстория, подход, навыки, компетенции и знания отправителя оказывают большое влияние на сообщение. Выбранные вербальные и невербальные символы необходимы для установления интерпретации сообщения получателем в тех же терминах, что и намерение отправителя.
  3. Сообщение — Сообщение — ключевая идея, которую отправитель хочет сообщить. Это знак, который вызывает реакцию получателя. Коммуникативный процесс начинается с принятия решения о сообщении, которое необходимо передать. Необходимо убедиться, что основная цель сообщения ясна.
  4. Среда — Среда — это средство, используемое для обмена/передачи сообщения. Отправитель должен выбрать подходящий носитель для передачи сообщения, иначе сообщение может не быть передано желаемым получателям. Выбор подходящего средства коммуникации имеет важное значение для того, чтобы сообщение было эффективным и правильно истолкованным получателем. Этот выбор средства связи варьируется в зависимости от особенностей связи. Например, письменный носитель выбирается, когда сообщение должно быть передано небольшой группе людей, тогда как устный носитель выбирается, когда от получателя требуется спонтанная обратная связь, поскольку недопонимание устраняется тут же.
  5. Получатель/Расшифровщик — Получатель/Расшифровщик — лицо, для которого предназначено/нацелено/нацелено сообщение. Степень, в которой декодер понимает сообщение, зависит от различных факторов, таких как знание получателя, его реакция на сообщение и зависимость кодировщика от декодера.
  6. Обратная связь — Обратная связь является основным компонентом процесса коммуникации, так как позволяет отправителю проанализировать эффективность сообщения. Это помогает отправителю подтвердить правильную интерпретацию сообщения декодером. Обратная связь может быть вербальной (через слова) или невербальной (в виде улыбок, вздохов и т. д.). Оно может принимать письменную форму также в виде заметок, отчетов и т.п.

❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

 

Статьи по теме
  • Деловое общение — Введение
  • Устное сообщение
  • Письменное сообщение
  • Невербальное общение
  • Важность общения

Посмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг по стандарту ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.



Деловое общение


Деловое общение и его компоненты | Small Business

By Sophie Johnson

Эффективная коммуникация приводит к объединению умов, когда все участники делятся одной и той же информацией. В бизнесе это служит практической цели. Общение устанавливает порядок и единство, дает людям возможность действовать и способствует принятию мудрых решений. Эффективное общение способствует успешному бизнесу, поскольку это единственный способ поделиться целями компании и скоординировать работу, направленную на достижение этих целей. Вся коммуникация имеет одни и те же компоненты, и знание того, как эти компоненты применимы к бизнесу, может помочь владельцу улучшить коммуникацию внутри организации.

Отправитель

  1. Отправители инициируют процесс связи. Чтобы обеспечить успешную коммуникацию, отправитель должен учитывать контекст сообщения, кто его получит и что сообщение должно выполнить. Это позволяет отправителю правильно сформировать и доставить сообщение.

Получатель

  1. Получателем делового сообщения может быть руководитель, подчиненный, партнер, группа, клиент или поставщик. Кроме того, сообщение может быть получено более чем одной аудиторией. Например, подчиненный может отправить предложение руководителю — основному получателю — который может направить его своему руководителю — второму получателю — для получения обратной связи. Учет аудитории сообщения влияет на выбор языка и тона.

Контекст

  1. Каждое общение происходит в контексте, который помогает сформировать сообщение. Бизнес-контекст включает в себя срочность, сроки, корпоративную культуру и условия, в которых сообщение будет получено. Презентация для группы, которая будет использовать информацию для мозгового штурма в творческой среде, требует другого подхода, чем сообщение руководителю новостей о падении продаж.

Сообщение

  1. Компонент сообщения содержит актуальную информацию, которую должен предоставить отправитель. Эффективные сообщения сохраняют суть коммуникации на переднем плане. Отправитель также должен учитывать результаты сообщения — что должно быть выполнено сообщением или к какому действию оно должно привести. Письменные сообщения требуют внимания к визуальной привлекательности. Сообщения должны легко читаться и ориентироваться; шрифты, пробелы и заголовки могут помочь или помешать процессу общения. Включение визуального элемента, такого как диаграмма, может более эффективно передать сложную информацию, чем слова.

Носитель

  1. Носитель — это средство, с помощью которого отправитель передает сообщение. На рабочем месте сообщения могут быть устными или письменными. Помимо произнесенных слов, устные сообщения несут невербальные сообщения. Тон, выражение лица и расслабленное или взволнованное поведение предоставляют получателю дополнительную информацию. К письменным сообщениям относятся электронная почта, факсы, отчеты и заметки. Владелец малого бизнеса может захотеть, чтобы определенные типы сообщений — например, запросы ресурсов или оценки — всегда были в письменной форме.

Обратная связь

  1. Получатели обеспечивают обратную связь, когда отвечают на сообщения. Обратная связь позволяет отправителю узнать, правильно ли получатель интерпретировал сообщение, и побуждает к дальнейшему взаимодействию. Для владельца, отправляющего запросы или жалобы сотрудников, удобным подходом к предоставлению обратной связи является краткое изложение сообщения. Как отмечают авторы книги «Управление: соответствие и превосходство ожиданий», если получатель не может переформулировать сообщение, это верный признак того, что сообщение не было понято.

Добавить комментарий