Конфликт ученик учитель примеры: примеры конфликтных ситуаций в школе

Конфликты между учителями | Academica.ru

Какие бывают конфликты между учителями, в чем основные причины их возникновения? И как правильно из них выходить?

Человек – существо социальное, а значит, важной частью нашей жизни является общение с другими людьми. Но не всегда оно проходит так, как нам бы хотелось, поскольку у каждого из нас свои ценности, взгляды на мир, позиция в отношении некоторых важных вопросов, особенности характера. Все это приводит к конфликтам. В том числе и на рабочем месте.

Иногда избежать столкновения интересов не получается, и худшее, что можно сделать, это постараться уйти от конфликта. Такое поведение не приводит к конструктивному решению, а только затягивает и усугубляет ситуацию. А здоровые отношения в коллективе очень важны, особенно если речь идет об учителях – на их плечах лежит обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогический конфликт

Причины конфликтов между учителями

Конфликт – это результат столкновения разных мнений, действий, взглядов, мотивов, стремлений. Он может возникать между двумя людьми и даже целыми коллективами. Например, между родственниками или группами лиц в рамках работы в одной организации.

Педагогический конфликт – это столкновение между участниками педагогического процесса. Это могут быть ситуации “ученик-ученик”, “ученик-учитель”, “учитель-родитель”. Причины недовольства друг другом в каждом случае индивидуальны. В данном случае нас интересует ситуация “учитель-учитель”.

Конфликты между сотрудниками возникают в любом коллективе, но школа имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать. Психологи делают акцент на следующих нюансах педагогической деятельности:

1. Все участники педагогического коллектива в школе связаны между собой

Работа одного педагога откладывает отпечаток на эффективности другого. Если классный руководитель плохо занимается воспитательной работой с учениками своего класса, то учителям сложно вести уроки из-за плохого поведения. Или если математик некачественно объясняет ученикам материал, то возникают сложности с освоением физики.

2. Подавляющее большинство учителей в школе – женщины

А это значит, что в конфликтах нужно учитывать женскую психологию, ведь характер дам порой отличается вспыльчивостью и эмоциональностью.

3.  Усугубляет ситуацию социально-экономическое положение

Материальные трудности, отсутствие уважения родителей и детей, постоянно меняющиеся требования к работе учителей – все это оставляет отпечаток на личности педагогов, которые работают в школе.

Конфликт между учителями

Разновидности конфликтов между учителями в школе

Психологи выделяют несколько видов конфликтов между школьными учителями. Все они имеют свои особенности, и их необходимо учитывать для максимально эффективного выхода из создавшегося положения в коллективе. Принято различать следующие разновидности конфликтов в ситуации “учитель-учитель”:

1.  Ресурсные. Часто педагоги недовольны тем, как формируется нагрузка, классы какого уровня подготовленности они получают, как распределяют тарифный фонд, влияющий на размер зарплаты. Иногда столкновения возникают из-за кабинетов.

2.  Личностные. В основе таких конфликтов лежит личная неприязнь, токсичные взаимоотношения, некорректное поведение коллег, завышенная самооценка, неконструктивная критика опытных педагогов по отношению к молодым специалистам.

3.  Ценностные. Различие во взглядах на цели образования и педагогическую деятельность, нежелание принимать педагогические методики в образовательном процессе. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда классный руководитель стремится создать в подопечном классе демократичную обстановку, а учитель-предметник требует тотального послушания.

Стадии конфликта

Конфликты могут протекать в различных формах – открытом и скрытом соперничестве между педагогами, конструктивных и деструктивных спорах и дискуссиях. Безусловно, конструктивные столкновения всегда лучше, поскольку они приводят к снижению напряжения в педагогическом коллективе и нахождению оптимального решения, которое выведет отношения между коллегами и эффективность их работы на новый уровень.

Каждый конфликт проходит через несколько стадий:

  1. Нарастание уровня напряженности между участниками конфликта – это могут быть столкновения один на один или даже между группами учителей.
  2. Открытое противостояние интересов.
  3. Нахождение выхода из конфликтной ситуации.
  4. Завершение противостояния.

Чтобы конфликтная ситуация завершилась с позитивными результатами для обеих сторон, необходимо, чтобы она прошла через все этапы. Если оставить все в стадии открытого противостояния интересов, это негативно скажется на всем образовательном процессе.

Последствия конфликтов

Последствия в первую очередь зависят от того, как разрешится конфликт. Если найдено конструктивное решение, то между участниками спора налаживаются отношения, снижается напряжение, происходит дальнейшее развитие коллектива и улучшается педагогический процесс в целом. Участники могут пересмотреть свою точку зрения, освоить инновационные педагогические методики, даже если раньше были против, осознать недопустимость своих поступков.

Деструктивный выход из конфликта только усугубляет его. Из-за конфликтного социально-психологического климата в коллективе усиливается напряженность, взаимоотношения ухудшаются, проигравшая сторона испытывает моральный упадок, от чего снижается эффективность ее работы. Нередки также проблемы со здоровьем, связанные с сильными эмоциональными переживаниями.

Последствия конфликтов

Предупреждение конфликтных ситуаций между учителями в школе

В предупреждении конфликтов большую роль играют руководители организации и школьные психологи. В их задачи входит:

  • Анализ и контроль за социально-психологическим климатом коллективе;
  • Своевременная реакция при возникновении противостояний между коллегами;
  • Справедливое и разумное распределение ресурсов – материальной базы школы, учебной нагрузки и прочих вещей.

Пример работы школьного психолога – проведение лекций и тренинговсреди педагогического состава на тему грамотного и экологичного решения конфликтов. А также работа по запросу от руководителя и учителей.

Способы решения конфликтной ситуации

Каждый педагог должен придерживаться принципа активного слушания, когда разговор двух людей сводится не к взаимному обвинению и жесткому отстаиванию своих позиций, а выяснению истинных причин недовольства.

В разговоре с негативно настроенным для общения человеком не нужно принимать оборонительную сторону или начинать оправдываться. Вместо агрессивных ответов на негатив лучше использовать фразы из серии “Я-утверждений”. Например “Я правильно вас понял, вы хотите сказать, что…” или “”Мне кажется, что…”. Не стоит реагировать на провоцирующие скандал поступки. Лучше придерживаться принципа дружелюбного отношения ко всем.

Хорошим решением конфликтных ситуаций является медиация, когда в процесс включается третье лицо, непредвзятое и беспристрастное. Службы медиаций уже стали внедряться в школах. Они помогают разрешать не только конфликты между учителями, но и между учениками, а также между педагогом и учащимися. Хочется надеяться, что в скором времени они появятся в каждом учебном заведении.

Конфликт между учеником и учителем в любавинской школе дошёл до судебного заседания

Уже более двух месяцев не утихают страсти из-за инцидента, который произошёл ещё в декабре прошлого года. Напомним, учитель истории из села Любовь Кыринского района оскорбил ученика из-за споров по предмету прямо во время урока. После, к вопросу ущемления прав ребёнка, подключилась и директор школы. Ученик 8-го класса Вадим Телешев решил не молчать, а доказать свою правоту и невиновность в этой ситуации. О том, что преподаватель и директор школы словесно набросились на ученика, узнала вся страна. На защиту школьника встали блогеры-историки и учителя из других регионов России. Однако преподавательский состав вместе с администрацией Кыринского района наоборот, как по команде, встали на сторону своих коллег. Глава района была не согласна с мнением журналистов, которые показали эту историю с позиции школьника. Однако, посетив одну из читинских редакций, всё же поменяла своё мнение по отношению к учителю и директору.

Любовь САКИЯЕВА — глава муниципального района «Кыринский район»:

«Конечно, учитель истории был не прав. Я сама учитель истории. Где, как не на уроках истории надо разные точки зрения рассматривать? Наша задача научить детей отделять зёрна от плевел. Это только в процессе споров дискуссия может родиться. Может это из-за того. что учитель истории перенёс 4 операции на сердце и так отреагировал. На перемене повёл мальчика к директору».

И здесь стоит обратить внимание на то, что и директор любавинской школы не смогла урегулировать конфликт, и более того, подлила масла в огонь, накричав на Вадима Телешева, и пригрозив ему перейти на платное обучение (внимание) в муниципальной школе с бесплатным образованием. Глава Кыринского района Любовь Сакияева в разговоре с журналистами пояснила, что директор не кричала на ребёнка, и повышенный тон – это, мол, всего лишь поставленный голос, как и у любого другого учителя. Мы же предлагаем вам послушать аудиозапись, и решить что это — поставленный голос или явное ущемление прав 14-летнего ребёнка.

«Ему одно слово — он десять слов говорит! Всё, больше мы разговаривать на эту тему не будем! Ищем учителя! Учителей много, школ много. Куда тебя будут возить родители, я не знаю. Но здесь ты учителя истории больше не найдёшь. У нас нет, чтобы с тобой вот так дискутировали, а мама будет оплачивать каждый час. Бухгалтер рассчитает и принесём вам. — Можете, пожалуйста, сказать, что я нарушил? Какую статью, какой закон? Что именно? — Все свои права! — Например? — Сейчас я буду примеры тебе приводить, стоять! Кто тебя укорял? — Игорь Александрович. — Укор какой был? — Своим возрастом, что я букашка, что мне всего 14 лет. — Правильно он сказал. Я бы тоже самое сделала».

Любовь САКИЯЕВА — глава муниципального района «Кыринский район»:

«Я не оправдываю ни учителя, ни директора школы. С этим вопросом разбираются те, кто должен в этом разбираться».

Да, в конфликте сейчас разбираются. Участвует в этом комитет образования, министерство науки, и детский омбудсмен, который, к слову, и стал инициатором абсолютно всех проводимых сейчас проверок по ущемлению прав Вадима.

Иван КАТАНАЕВ — уполномоченный по правам ребёнка в Забайкальском крае:

«Мы на электронную почту получили экстренное сообщение, где он уже описывает ситуацию своими словами. Что, действительно, на него продолжают оказывать давление окружающие учителя. И для проведения этой проверки мы направили запросы в министерство образования. Уже почти месяц прошёл. Я смотрю информацию в социальных сетях и СМИ. К сожалению, ситуация с ребёнком — она не улучшается. Ребёнок остаётся в той сложной психологической обстановке, в которой он был изначально».

Помимо различных комитетов, министерств и психологов, конфликтом заинтересовались и в прокуратуре. Именно это довело до судебного заседания, на котором рассматривали административное правонарушение уже бывшим учителем истории по отношению к своему ученику, но до вынесения решения, дело так пока и не дошло.

Вадим ТЕЛЕШЕВ:

«Учитель ломал комедию. Всё перепутал полностью. То он меня оскорблял, то не оскорблял. Но по судье всё равно было видно, что она не доверяет ему. Перенесли заседание на субботу на 17 марта. В связи с приглашением свидетелей. Один ученик, классный руководитель и директор Зоя Владимировна Матвеева, которая как раз и выступает фигурантом этого дела».

Вот до чего может довести полное отсутствие взаимопонимания между учителем и учеником. И самое страшное, что во всей этой истории вынужден принимать активное участие и сам ребёнок, доказываю всему взрослому миру, что он ни в чём не виноват. К слову, за всё это время Вадим Телешев не видел в любавинской школе ни одного детского психолога, который бы попытался составить с ним хоть какой-то диалог. Уже совсем скоро детский омбудсмен Иван Катанаев сам посетит любавинскую школу, для того, чтобы лично разобраться в ситуации и помочь ребёнку выйти из затянувшегося конфликта. Мы в этом поможем.

Виктор Соловьёв. ЗАБТВ

5 советов по разрешению конфликтов со студентами | Отдел по делам студентов

Идеальный класс, лаборатория или лекция способствует вдумчивым дискуссиям между вами и вашими студентами. Эти совместные беседы и дебаты позволяют учащимся развивать и развивать свои собственные идеи.

При этом конфликт в классе неизбежен. Важно помнить, что конфликты — это нормально, и существуют эффективные способы вести трудные разговоры со своими учениками.

Вот несколько стратегий, которые преподаватели могут использовать для поддержки учащихся и содействия разрешению конфликтов.

Активно обсуждать ожидания в классе

Конфликт с учащимися может принимать различные формы. Некоторые разногласия могут быть разрушительными для всего класса, в то время как другие могут быть конфликтом непосредственно между вами и учеником.

Некоторые примеры включают перерывы в занятиях или проблемы с поведением, разногласия по поводу оценок, опоздание с заданием или пропущенный экзамен, а также использование технологий, которые не разрешены или мешают занятиям.

Часто эти конфликты возникают не из-за того, что учащийся пытается создать проблемы. Скорее, ученик может чувствовать себя растерянным, напряженным или лишенным поддержки. Преподаватели и преподаватели могут уменьшить эти опасения, активно обсуждая ожидания от курса и поведение в классе.

Эти требования можно включить в программу курса, упомянуть в начале семестра и применить на практике во время преподавания или в рабочее время. Сообщая о поведении, которое вы ожидаете от учащихся, вы смягчите конфликт до того, как он возникнет, и поможет создать среду для здоровых разговоров.

Прислушивайтесь к учащимся, чтобы понять их

Укрепление ваших отношений с учащимися может помочь предотвратить конфликт. Если студенты чувствуют себя комфортно, делясь с вами своими проблемами, преподаватели и сотрудники должны воспользоваться этой возможностью, чтобы выслушать их.

При возникновении конфликта дайте ученикам возможность поделиться своей точкой зрения. Если вы тот, кто инициирует диалог с конкретным студентом, обязательно сделайте это наедине. Это можно сделать в рабочее время или во время других запланированных встреч.

Вступайте в эти разговоры непредвзято. Признайте, что в жизни учащегося может происходить что-то помимо учебы, что влияет на него. Было бы медвежьей услугой по отношению к учащемуся, если бы он сбрасывал со счетов роль жизненного опыта в поведении учащегося и вашей интерпретации конфликта.

Чтобы учащийся почувствовал поддержку, найдите время, чтобы признать и подтвердить свои чувства, полностью выслушав их без осуждения. Вы можете помочь учащемуся почувствовать, что его слышат и ценят, задавая вопросы, чтобы понять, что он пытается сказать.

Подумайте о своем влиянии

Поскольку профессора и преподаватели обладают властью, когда разговаривают со студентами, признайте, что вы, вероятно, обладаете властью в процессе разрешения конфликтов. Вы обязаны знать об этом контроле и использовать его честным образом, чтобы поддержать ученика.

Из-за этого дисбаланса сил могут быть моменты, когда ваши намерения не совпадают с вашим воздействием. Потратьте время, чтобы понять влияние ваших слов и действий на учащихся. Спросите себя, не было ли ваше сообщение или подача несоразмерно требовательным или обидным.

Мы призываем преподавателей и сотрудников сделать еще один шаг вперед, взяв на себя ответственность за неблагоприятное воздействие. Возьмите на себя ответственность за причиненный вред и обсудите действия, которые вы предпримете в будущем, чтобы этого больше не повторилось. Вы можете служить образцом для подражания, показывая учащимся положительный пример того, как вы берете на себя ответственность за свое влияние и работаете над возмещением ущерба.

Найти точки соприкосновения и принять меры

При поиске решения учитывайте точку зрения учащегося. Спросите, есть ли у них идеи для решения. Преподаватели и преподаватели могут размышлять и обсуждать:

  • На какие результаты вы и учащийся рассчитываете из этого решения?
  • Как вы и учащийся можете работать вместе, чтобы удовлетворять потребности друг друга?
  • Какие шаги вы и учащийся можете предпринять для достижения этих целей?

Придя к решению, обязательно свяжитесь со студентом. Эти трудные разговоры могут иметь для них большее значение, чем для вас. Зайдите еще раз и порекомендуйте ресурсы по поведению учащихся и разрешению конфликтов (SCCR), если учащийся может получить дополнительную поддержку.

Воспользуйтесь доступными ресурсами и обучением

Любой преподаватель или сотрудник может обратиться в SCCR за помощью в разрешении конфликтов. Вы можете отправить отчет об инциденте SCCR, если конфликт с учащимся обостряется, или написать по электронной почте [email protected], чтобы обсудить стратегии, запланировать обучение и получить доступ к таким ресурсам, как:

  • Коучинг по устранению конфликтов для отдельных лиц.
  • Посреднические услуги для двух и более участников.
  • Круговые диалоги для небольших групп.
  • Обучение навыкам разрешения конфликтов для групп любого размера.

Вы и ваши ученики также можете пройти тест на стили конфликтов, чтобы подумать о том, как мы реагируем на конфликты.

Если вас беспокоит учащийся, направьте его в Службу поддержки учащихся и управления делами. Тем не менее, если есть немедленная проблема безопасности, свяжитесь с полицейским управлением ТС.

пособие для учителей и работников образования

Разногласия между родителями и учителями

Родители и учителя могут расходиться во мнениях по поводу таких вещей, как классная работа, учебная программа, стиль преподавания, задания или способы управления отношениями со сверстниками. В таких ситуациях учителям важно помнить, что у них и у родителей разные точки зрения. Роль учителя может включать в себя создание структуры и дисциплины для обеспечения бесперебойной работы в классе, а также распространение знаний таким образом, чтобы, по крайней мере, выполнялись требования национальной и школьной программы и учащийся успешно сдавал экзамены. Родитель может чувствовать, что ему нужно защищать своего ребенка, и будет понимать и рассматривать своего ребенка в другом контексте, чем учитель.

Например: ребенок может замкнуться дома, но капризничать в школе перед аудиторией сверстников; с другой стороны, ребенок может быть общительным, не выходя из дома, но болезненно застенчивым в школе.

Чтобы узнать больше о том, как добиться наилучших результатов в отношениях между родителями и учителями, посмотрите это увлекательное обсуждение на эту тему: 

Вот несколько советов, как избежать конфликтов с родителями:

Поддерживайте открытую линию связи

Привлекайте родителей к обучению и прогрессу учащихся. Сообщите им о занятиях в классе, а также об учебном плане и целях на год. Предупредите их, когда вы свободны и когда они могут вас посетить. Также уточните, как с вами можно связаться (это увеличивает вероятность того, что они свяжутся с вами в установленное вами время/методами, а не случайным образом!). Наконец, подготовьте родителей к любым вопросам, которые будут обсуждаться на родительских собраниях.

Конфликты часто возникают из-за непонимания и недостатка общения. . Спросите, каковы их цели и ожидания от ребенка в этом году. Это общение может способствовать лучшему пониманию, а также заставить родителей почувствовать, что они принимают активное участие в образовательном развитии своего ребенка.

Ознакомьтесь с политикой

Узнайте об официальной политике вашей школы в отношении разногласий и жалоб, чтобы знать, какие шаги следует предпринять в случае необходимости. Это должно быть в вашем справочнике сотрудников, если таковой имеется, или обратитесь в отдел кадров. Это хорошая идея, чтобы убедиться, что у вас есть политика в письменной форме.

По своему усмотрению

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу учащегося, политики или отношений с родителем или коллегой, будьте осторожны, где и когда вы обсуждаете это. Это не тема для обсуждения в учительской, где другие сотрудники или студенты могут подслушать. Лучше всего обсудить это с кем-то, кому вы доверяете, в приватной обстановке, чтобы не пошли слухи. Кроме того, неразборчивое высказывание любых своих опасений является нарушением неприкосновенности частной жизни родителей.

Конструктивное урегулирование разногласий

Если конфликт все же возникает, его необходимо урегулировать активно и позитивно. Во-первых, постарайтесь вести себя неформально, посоветовавшись с профсоюзом или менеджером. Если это не решит проблему, воспользуйтесь официальной процедурой подачи жалоб на вашем рабочем месте. Процесс разрешения споров в школах обычно выглядит следующим образом:

  1. Поговорите с классным руководителем/учителем-предметником
  2. Встретиться с завучем
  3. Поговорите с местными властями
  4. Участвовать в посредничестве

Разногласия со студентами в сфере дополнительного и высшего образования


Когда дело доходит до разрешения споров между студентами и преподавателями в системе высшего и дополнительного образования, тактика, которую следует использовать, мало отличается. В дополнительном образовании (FE) споры направляются в местные органы власти для разрешения, тогда как в высшем образовании (HE) они не передаются.

Каждое высшее учебное заведение должно иметь справедливую процедуру подачи жалоб, когда студент не согласен/жалуется на какой-либо вопрос. Обычно это решается на уровне высшего образования и не требует участия третьей стороны. Если эти вопросы не могут быть решены, обычно их можно решить через Управление независимого арбитра:

В соответствии с Законом о высшем образовании 2004 г. все университеты в Англии и Уэльсе должны подписаться на Управление независимого судьи (OIA), независимый орган, который рассматривает индивидуальные жалобы студентов на университеты. OIA не имеет регулирующих полномочий в отношении университетов и не может их наказывать или штрафовать.

Учащиеся, получающие базовую степень в колледже дополнительного образования, также могут обратиться в OIA, если проблема не решена или они недовольны ответом.

Добавить комментарий