Кризис 3 лет у детей как вести: Кризис 3 лет у детей. Советы и рекомендации детского психолога

Кризис 3 лет у детей. Советы и рекомендации детского психолога

Наконец-то Вашему ребенку ровно три. Он почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам.

И вдруг с Вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человека, подсунул Вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

  • Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось.
  • Всё делает всем назло, во всём проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.
  • Очень обижается, когда пресекают его шалости.
  • Любые запреты перепроверяет.

«Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» — думает малыш, утверждая свое «Я». «Неужели они не видят, какой я умный! Я самый лучший!» — любуется сам собой ребенок в период «первой любви» к себе, испытывая новое головокружительное чувство – «Я сам!».

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы узнавали его мнение, чтобы советовались с ним.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. В знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы. Развитие невозможно повернуть вспять.

Представьте себе цыпленка, который ещё не вылупился из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки, хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней. 

Кризисы необходимы. Они — движущая сила развития, его своеобразные ступеньки, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3х лет?

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

Помните, что малыш сам страдает от кризиса. Но кризис 3-х лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш изменился очень резко, и не в лучшую сторону, постарайтесь:

  • выработать правильную линию своего поведения
  • станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях
  • расширяйте права и обязанности малыша
  • в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости.

Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас: действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть, можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него.

Лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему —  ребенку трудно понять.

В отместку он твердит вам «нет». Не обижайтесь на него за это. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребенок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчики мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша как взрослого попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя вместе с мишкой, съедает полностью обед.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлёте письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Как не надо себя вести родителям во время кризиса ребенка 3х лет?

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности
  • Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет»
  • Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности
  • Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией
  • Не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это приведёт чуть позже или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщение исподтишка

Помните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка и уважайте его как личность, личность полноценную и во многом уже самостоятельную.

Автор статьи Анастасия Омельчук

Как справиться с кризисом 3-х лет у ребёнка? Памятка для родителей

Чаще всего современные родители знают, что по мере взросления поведение их ребёнка иногда может меняться до неузнаваемости. Но когда ласковый и послушный малыш начинает отказываться от любимой еды, категорически против вовремя собираться на прогулку и постоянно повторяет: «Нет!», «Не буду!», «Я сам!», – у многих опускаются руки. А между тем это нормальный этап взросления. Психологи называют его «кризисом 3-х лет», который знаменует собой переход из раннего детства в дошкольное.

Что такое «кризис 3-х лет»?

Кризисы – это бурные, сравнительно кратковременные возрастные периоды, во время которых развитие делает своеобразный скачок. Обычно слово «кризис» ассоциируется у нас с негативным периодом, в котором разрушается всё, что создано. Однако в период возрастного кризиса происходят и значительные позитивные сдвиги в психическом развитии, переводящие ребёнка на новый этап взросления.

Кризис 3-х лет относится к числу острых, его продолжительность может достигать года. В этот период происходит своеобразное отделение ребёнка от мамы. Он начинает понимать себя как отдельного человека, говорить о себе «Я», что является отправной точкой развития самосознания. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка кризис может начаться раньше или позднее 3-х лет. В целом, границы возрастного диапазона его наступления и проявления могут колебаться от 2,5 до 4-х лет.

«Семизвездие» кризиса

Поведение ребёнка начинает меняться, он может становиться неуправляем, порой впадать в ярость. Его поведение почти не поддается коррекции. Симптомы кризиса 3 лет часто называют «семизвездием» кризиса:

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;

  2. Упрямство – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

  3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;

  4. Своеволие

    – ребёнок стремится всё делать сам;

  5. Протест-бунт – ребёнок в состоянии «войны» и конфликта с окружающими;

  6. Обесценивание – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

  7. Деспотизм – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Может проявляться в форме ревности.

Как быть родителям?

Родителям нужно запастись терпением, применение жёстких дисциплинарных мер по отношению к ребёнку не поможет, а скорее всего, навредит.

  • Будьте готовы к спокойному, долгому общению с ребёнком. Это наиболее эффективный способ сгладить появляющиеся углы во взаимоотношениях.

  • Ребёнок уже не чувствует себя маленьким и активно пробует вести себя как взрослый, будет противоречить и отстаивать свою точку просто из принципа. Нужно понять, что те особенности взаимодействия с ребёнком, какие существовали раньше, уже не будут срабатывать.

  • Поощряйте любые проявления самостоятельности ребёнка, при необходимости переводя их в приемлемое русло.

  • Нужно научиться находить «золотую середину» между требованиями к ребёнку и его желаниями, спокойно объяснять, почему его желания не всегда могут быть удовлетворены.

  • При этом ребёнок должен понимать, что запреты нарушать нельзя. Иначе он откажется выполнять правила, предложенные родителями.

Кризис 3-х лет труден и для взрослого, и для самого ребёнка. Ему нелегко становиться самостоятельным и постепенно отделяться от родителей, непросто совладать со своими эмоциями по этому поводу. Поэтому не отвечайте на стремление малыша «выйти на тропу войны» с родителями – лучше постарайтесь понять его потребности и помочь отыскать способы, как заявить о них приемлемым для вас (и общества в целом) способом.

Автор: Буянов Александр Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.


Файл:&nbsp

0.46 Мб

Памятка для родителей.pdf

Помощь детям справиться с травмой

После травматического события ваши утешение, поддержка и заверение могут помочь детям почувствовать себя в безопасности, помочь им справиться со своими страхами, провести их через горе и помочь им восстановиться здоровым образом. Это руководство было составлено психиатрами, психологами и экспертами в области психического здоровья, специализирующимися на кризисных ситуациях. Он предлагает простые советы о том, чего ожидать, что делать и на что обращать внимание. Если вам или вашим детям требуется помощь специалиста в области психического здоровья, не стесняйтесь обратиться к врачу или другому поставщику медицинских услуг за рекомендацией.

Советы по оказанию помощи детям после мероприятия

  • Сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности. Все дети, от малышей до подростков, получат пользу от вашего прикосновения — дополнительной ласки, объятий или просто ободряющего похлопывания по спине. Это дает им чувство безопасности, что так важно после пугающего или тревожного события. Конкретную информацию о том, что делать и говорить, см. в руководстве по возрасту.
  • Будьте спокойны. Дети обращаются к взрослым за утешением после того, как произошли травмирующие события. Не обсуждайте свои тревоги с детьми или когда они рядом, и следите за тоном своего голоса, так как дети быстро улавливают тревогу.
  • Поддерживайте рутину как можно чаще. Среди хаоса и перемен распорядок убеждает детей в том, что жизнь снова наладится. Старайтесь регулярно есть и ложиться спать. Если
    вы бездомный или временно переехали, установите новый распорядок. И придерживайтесь тех же семейных правил, например о хорошем поведении.
  • Помогите детям развлечься. Поощряйте детей заниматься спортом и играть с другими. Отвлечение полезно для них и дает им ощущение нормальности.
  • Поделитесь информацией о том, что произошло. Всегда лучше узнавать подробности травматического события от безопасного, пользующегося доверием взрослого. Будьте краткими и честными и позволяйте детям задавать вопросы. Не думайте, что дети беспокоятся о тех же вещах, что и взрослые.
  • Выберите удобное время для разговора. Ищите естественные возможности для обсуждения.
  • Предотвратите или ограничьте доступ к новостям. Это особенно важно для малышей и детей школьного возраста, поскольку наблюдение тревожных событий, рассказываемых по телевизору или в газете, или прослушивание их по радио может создать впечатление, что они продолжаются. Дети, которые считают плохие события временными, быстрее оправляются от них.
  • Поймите, что дети справляются по-разному. Некоторые могут захотеть провести дополнительное время с друзьями и родственниками; некоторые могут захотеть проводить больше времени в одиночестве. Пусть ваш ребенок знает, что испытывать гнев, вину и печаль и выражать свои мысли по-разному — это нормально — например, человек может чувствовать печаль, но не плакать.
  • Слушай внимательно. Важно понять, как ваш ребенок смотрит на ситуацию, что его смущает или беспокоит. Не читайте лекций — просто будьте понимающими. Пусть дети знают, что это нормально — рассказать вам о своих чувствах в любое время.
  • Помогите детям расслабиться с помощью дыхательных упражнений. Дыхание становится поверхностным, когда возникает тревога; глубокое дыхание животом может помочь детям успокоиться. Вы можете поднести перышко или ватный тампон ко рту ребенка и попросить его подуть на него, медленно выдыхая. Или вы можете сказать: «Давайте медленно вдыхать, пока я считаю до трех, затем выдыхать, пока я считаю до трех». Положите мягкую игрушку или подушку на живот вашего ребенка, когда он ляжет, и попросите его медленно вдыхать и выдыхать, наблюдая, как мягкая игрушка или подушка поднимается и опускается.
  • Признайте, что чувствует ваш ребенок. Если ребенок признается, что беспокоится, не отвечайте: «О, не беспокойтесь», потому что он может почувствовать смущение или критику. Просто подтвердите услышанное: «Да, я вижу, что вы обеспокоены».
  • Знайте, что можно ответить «Я не знаю». Дети больше всего нуждаются в ком-то, кому они доверяют, чтобы выслушать их вопросы, принять их чувства и быть рядом с ними. Не беспокойтесь о том, чтобы точно знать, что сказать, — в конце концов, нет ответа, который бы все уладил.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Советы по здоровому выздоровлению детей

  • Помните, что вопросы могут остаться. Поскольку последствия стихийного бедствия могут включать в себя постоянно меняющиеся ситуации, у детей могут возникать вопросы более чем время от времени. Дайте им знать, что вы готовы поговорить в любое время. Детям необходимо переваривать информацию по собственному расписанию, и вопросы могут возникнуть из ниоткуда.
  • Поощряйте семейные дискуссии о смерти близкого человека. Когда семьи могут говорить и грустить вместе, более вероятно, что дети поделятся своими чувствами.
  • Не возлагайте на детей слишком много ответственности. Очень важно не перегружать детей заданиями или давать им взрослые, так как это может быть для них слишком стрессово. Вместо этого в ближайшем будущем вам следует снизить ожидания в отношении домашних обязанностей и школьных требований, хотя хорошо, чтобы они выполняли хотя бы некоторые обязанности по дому.
  • Оказывайте особую помощь детям с особыми потребностями. Этим детям может потребоваться больше времени, поддержки и руководства, чем другим детям. Возможно, вам придется упростить язык, который вы используете, и повторять вещи очень часто. Вам также может понадобиться адаптировать информацию к силе вашего ребенка; например, ребенок с нарушениями речи может лучше понимать информацию, используя визуальные материалы или другие средства коммуникации, к которым вы привыкли.
  • Следите за признаками травмы. В течение первого месяца после стихийного бедствия дети обычно кажутся в основном в порядке. После этого онемение проходит, и дети могут испытывать больше симптомов — особенно дети, которые стали свидетелями травм или смерти, потеряли ближайших родственников, пережили предыдущие травмы в своей жизни или не переселились в новый дом.
  • Знайте, когда обращаться за помощью. Хотя тревога и другие проблемы могут длиться месяцами, немедленно обратитесь за помощью к своему семейному врачу или к специалисту в области психического здоровья, если они не проходят или если ваш ребенок начинает слышать голоса, видеть вещи, которых нет, становится параноиком, испытывает приступы паники, или имеет мысли о желании причинить вред себе или другим людям.
  • Берегите себя. Лучше всего вы можете помочь своему ребенку, когда поможете себе. Поговорите о проблемах с друзьями и родственниками; может быть полезно сформировать группу поддержки. Если вы принадлежите к церкви или общественной группе, продолжайте участвовать. Старайтесь правильно питаться, пить достаточно воды, заниматься спортом и высыпаться. Физическое здоровье защищает от эмоциональной уязвимости. Чтобы уменьшить стресс, сделайте глубокое дыхание. Если вы страдаете от сильной тревоги, которая мешает вам функционировать, обратитесь за помощью к врачу или специалисту в области психического здоровья, а если у вас нет доступа к нему, поговорите с религиозным лидером. Осознайте свою потребность в помощи и получите ее. Сделайте это ради вашего ребенка, если ни по какой другой причине.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Как помочь детям в возрасте от 0 до 2 лет

Младенцы чувствуют ваши эмоции и реагируют соответственно. Если вы спокойны, ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Если вы ведете себя встревоженно и подавленно, ваш ребенок может нервничать, его трудно успокоить, он нерегулярно ест или спит или может вести себя замкнуто.

Что вы можете сделать:

  • Старайтесь вести себя спокойно. Даже если вы испытываете стресс или тревогу, разговаривайте с ребенком успокаивающим голосом.
  • Постоянно реагируйте на потребности вашего ребенка. Задача развития в этом возрасте — доверять опекунам, чтобы дети могли развить сильную и здоровую привязанность.
  • Продолжайте кормить грудью, если вы кормили грудью. Хотя существует миф о том, что, когда мать испытывает шок, ее грудное молоко портится и может привести к тому, что ребенок будет «медленным» или у него будут проблемы с обучением, это неправда. Важно продолжать кормить ребенка грудью, чтобы сохранить его здоровье и связь с вами. Вы должны оставаться здоровыми, чтобы кормить грудью, поэтому старайтесь есть достаточно и пить воду.
  • Посмотрите в глаза своему ребенку. Улыбнитесь ей. Прикоснись к ней. Исследования показывают, что зрительный контакт, прикосновение и простое присутствие матери помогают сбалансировать эмоции ребенка.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Как помочь детям в возрасте от 2 до 5 лет

В этом возрасте, несмотря на то, что дети делают большие успехи в развитии, они все еще зависят от родителей, которые их воспитывают. Как и младенцы, они обычно реагируют на ситуации в соответствии с
как реагируют родители. Если вы спокойны и уверены, ваш ребенок будет чувствовать себя в большей безопасности. Если вы ведете себя встревоженно или подавленно, ваш ребенок может чувствовать себя в опасности.

Типичные реакции детей в возрасте от 2 до 5 лет:

  • Многократное обсуждение события или попытка «играть» событие
  • Истерики или вспышки раздражения
  • Плач и плаксивость
  • Повышенный страх — часто темноты, монстров или одиночества
  • Повышенная чувствительность к таким звукам, как гром, ветер и другим громким звукам
  • Нарушения приема пищи, сна и пользования туалетом
  • Вера в то, что катастрофу можно исправить
  • Чрезмерное цепляние за опекунов и проблемы с разделением
  • Возврат к раннему поведению, такому как детский лепет, ночное недержание мочи и сосание пальца

Что вы можете сделать:

  • Сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности. Держите, обнимайте и прижимайте к себе ребенка как можно больше. Скажите ей, что позаботитесь о ней, когда ей станет грустно или страшно. С детьми, которые учатся говорить, используйте простые фразы, такие как «Мама здесь».
  • Следи за тем, что говоришь. У маленьких детей большие уши, и они могут уловить ваше беспокойство, неправильно истолковать то, что слышат, или напрасно испугаться того, чего не понимают.
  • Поддерживайте рутину как можно чаще. Независимо от вашей жизненной ситуации, постарайтесь, чтобы прием пищи и отход ко сну были регулярными. Если вы бездомный или вас переселили, создайте новый распорядок дня. Попробуйте делать то, что вы всегда делали со своими детьми, например, петь песни или читать молитвы перед сном.
  • Окажите дополнительную поддержку перед сном. Дети, перенесшие травму, могут испытывать тревогу по ночам. Когда вы укладываете ребенка спать, потратьте больше времени, чем обычно, на разговоры или рассказывание историй. Можно договориться о том, чтобы маленькие дети спали с вами на время, но с пониманием того, что они вернутся к обычному режиму сна в установленное время в будущем.
  • Не знакомьте детей с новостями. Маленькие дети склонны путать факты со страхами. Они могут не осознавать, что изображения, которые они видят в новостях, не повторяются снова и снова. Им также не следует слушать радио.
  • Поощряйте детей делиться чувствами. Попробуйте задать простой вопрос, например: «Как ты себя чувствуешь сегодня?» Подкрепляйте любой разговор о недавнем событии любимой историей или семейным занятием, чтобы дети чувствовали себя в большей безопасности и спокойствии.
  • Позвольте вашему ребенку рассказать историю о том, что произошло. Это поможет ей разобраться в происходящем и справиться со своими чувствами. Игра часто может использоваться, чтобы помочь вашему ребенку сформулировать историю и рассказать вам о событии своими словами.
  • Рисовать картинки. Маленькие дети часто преуспевают в выражении эмоций с помощью рисунка. Это еще одна возможность дать разъяснения и заверения. Чтобы начать обсуждение, вы можете прокомментировать то, что нарисовал ребенок.
  • Если ваш ребенок капризничает, это может быть признаком того, что он нуждается в дополнительном внимании. Помогите ей назвать, как она себя чувствует: напугана? Злой? Грустный? Дайте ей понять, что так себя чувствовать нормально, а затем покажите ей, как правильно себя вести — вы можете сказать: «Злиться — это нормально, но нельзя бить сестру».
  • Привлекайте детей к занятиям. Отвлечение — хорошая вещь для детей в этом возрасте. Играйте с ними в игры и организуйте время для игр с другими детьми.
  • Говорите о делах, которые идут хорошо. Даже в самые трудные времена важно найти что-то позитивное и выразить надежду на будущее, чтобы помочь вашему ребенку выздороветь. Вы можете сказать что-то вроде: «Мы все еще есть друг у друга. Я здесь с тобой, и я останусь с тобой». Указание на хорошее также поможет вам почувствовать себя лучше.

Как помочь детям в возрасте от 2 до 5 лет пережить смерть близкого человека:

  • Поговорите с ними на их уровне. Используйте подобные случаи, чтобы помочь детям понять, например, смерть домашнего животного или изменение цветов в саду.
  • Дайте простые объяснения. Например: «Когда кто-то умирает, мы больше не можем его видеть, но по-прежнему можем смотреть на него на картинках и помнить его».
  • Успокойте своих детей. Они могут каким-то образом почувствовать, что случившееся — это их вина; пусть знают, что это не так.
  • Ожидайте повторных вопросов. Именно так маленькие дети обрабатывают информацию.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Как помочь детям в возрасте от 6 до 11 лет

В этом возрасте дети могут лучше говорить о своих мыслях и чувствах и лучше справляться с трудностями, но они все равно обращаются к родителям за утешением и руководством. Слушая их, вы демонстрируете свою приверженность. Когда происходят страшные вещи, вид, что родители все еще могут быть родителями, может быть самым успокаивающим моментом для напуганного ребенка.

Типичные реакции детей в возрасте от 6 до 11 лет:

  • Тревога
  • Повышенная агрессия, гнев и раздражительность (например, издевательства или драки со сверстниками)
  • Нарушения сна и аппетита
  • Обвинение себя в событии
  • Капризность или плач
  • Беспокойство по поводу ухода
  • Страх будущих травм или смерти близких
  • Отрицание того, что событие вообще произошло
  • Жалобы на физический дискомфорт, такие как боли в животе, головные боли и вялость, которые могут быть вызваны стрессом
  • Многократно задавать вопросы
  • Отказ от обсуждения события (чаще среди детей 9-11 лет)
  • Отказ от социальных взаимодействий
  • Академические проблемы: Проблемы с памятью и концентрацией внимания в школе, отказ от посещения

Чем вы можете помочь:

  • Убедите вашего ребенка, что он в безопасности. Детей этого возраста утешают факты. Используйте настоящие слова, такие как ураган, землетрясение, наводнение, афтершок. Для детей этого возраста знания придают силы и помогают снять тревогу.
  • Держите все как можно более «нормальным». Распорядок дня перед сном и приемом пищи помогает детям чувствовать себя в безопасности. Если вы бездомный или вас переселили, установите другой распорядок и дайте ребенку возможность выбора в этом вопросе — например, позвольте ему выбрать, какую историю рассказать перед сном. Это дает ребенку чувство контроля в неопределенное время.
  • Ограничьте доступ к телевидению, газетам и радио. Чем больше плохих новостей узнают дети школьного возраста, тем больше они будут волноваться. Новостные кадры могут усугубить травму события, поэтому, когда ребенок смотрит новостной репортаж или слушает радио, посидите с ним, чтобы вы могли поговорить об этом позже. Не позволяйте ребенку видеть графические изображения.
  • Поговорите со своим ребенком. Дайте ему понять, что можно задавать вопросы и выражать озабоченность или грусть. Одним из способов поощрения разговора является использование семейного времени (например, во время еды) для обсуждения того, что происходит в семье, а также в обществе. Также спросите, что говорят его друзья, чтобы убедиться, что вы исправили любую дезинформацию.
  • Отвечайте на вопросы кратко, но честно. После того, как ребенок поднял что-то, сначала спросите его идеи, чтобы вы могли точно понять, что вас беспокоит. Обычно дети задают вопрос, потому что их беспокоит что-то конкретное. Дайте обнадеживающий ответ. Если вы не знаете ответа на вопрос, можно сказать: «Я не знаю». Не спекулируйте и не повторяйте слухи.
  • Вытяните детей, которые не разговаривают. Начните обсуждение, поделившись своими чувствами — например, вы можете сказать: «Это было очень страшно, и иногда я просыпаюсь ночью, потому что думаю об этом. Как вы себя чувствуете?» Это поможет вашему ребенку почувствовать, что он не одинок в своих опасениях или страхах. Однако не стоит подробно рассказывать о собственных тревогах.
  • Займите детей чем-нибудь. Повседневная деятельность, например игра с друзьями или посещение школы, могла быть нарушена. Помогите детям подумать об альтернативных занятиях и организуйте игровые группы с другими родителями.
  • Штиль беспокоится о безопасности друзей. Убедите своих детей, что родители их друзей заботятся о них так же, как и вы.
  • Расскажите о восстановлении сообщества. Сообщите детям, что принимаются меры для их безопасности или восстановления электричества и воды, и что правительство и общественные группы помогают, если это применимо.
  • Поощряйте детей помогать. Это даст им чувство выполненного долга и цели в то время, когда они могут чувствовать себя беспомощными. Младшие дети могут выполнять за вас небольшие задания; пожилые могут участвовать в волонтерских проектах в сообществе
  • Найдите надежду. Детям нужно видеть будущее, чтобы выздороветь. Дети этого возраста ценят конкретику. Например, в случае стихийного бедствия можно сказать: «Люди со всей страны присылают медикаменты, еду и воду. Они построили новые места, где о пострадавших позаботятся, и построят новые дома. Это будет очень тяжело, только ненадолго».

Как помочь детям в возрасте от 6 до 11 лет пережить смерть близкого человека:

  • Узнайте, о чем думает ваш ребенок. Задавайте вопросы, прежде чем делать предположения о том, что хочет знать ваш ребенок. Например, вы можете сказать: «Я так расстроился, когда умерла бабушка. А вы? Тяжело думать об этом, не так ли?»
  • Используйте настоящие слова. Избегайте эвфемизмов для обозначения смерти, таких как «Он ушел в лучшее место». Детей школьного возраста легко сбить с толку расплывчатыми ответами. Вместо этого вы можете сказать: «Бабушка умерла, она не вернется, и это нормально — грустить по этому поводу».
  • Будьте максимально конкретными. Используйте простые рисунки для описания таких вещей, как тело и травмы.
  • Сообщите своему ребенку. Дайте ей понять, что гнев и печаль типичны, и что, если она будет избегать чувств, позже ей может стать хуже.
  • Подготовьте ребенка к ожидаемым изменениям в распорядке дня или домашних делах. Поговорите о том, что эти изменения будут означать для нее.
  • Успокойте своего ребенка. Помогите ей понять, что это нормально и нормально иметь проблемы со школой, сверстниками и семьей в это время.
  • Поощряйте значимое увековечивание памяти. Помолитесь всей семьей и возьмите ребенка с собой в церковь, чтобы поставить свечку. Ваш ребенок может также захотеть написать письмо умершему человеку или нарисовать картину, которую вы можете повесить.
  • Будьте терпеливы. Дети до 11 лет могут думать, что смерть обратима, и им трудно принять тот факт, что человек может не вернуться. Возможно, вам придется неоднократно повторять: «Он умер и не вернется, и мне грустно».

Загрузить PDF-версию этого руководства

Как помочь детям в возрасте 12–18 лет

Подростковый возраст уже является сложным периодом для молодых людей, в организме которых происходит так много изменений. Они борются с желанием большей независимости от родителей и склонны считать, что ничто не может им навредить. Травматические события могут заставить их чувствовать себя неуправляемыми, даже если они ведут себя так, как будто они сильные. Им также будет жаль людей, пострадавших от стихийного бедствия, и у них возникнет сильное желание узнать, почему произошло событие.

Типичные реакции детей в возрасте от 12 до 18 лет:

  • Избегание чувств
  • Постоянные размышления о катастрофе
  • Дистанцирование от друзей и семьи
  • Гнев или обида
  • Депрессия и, возможно, выражение суицидальных мыслей
  • Паника и тревога, в том числе беспокойство о будущем
  • Перепады настроения и раздражительность
  • Изменения аппетита и/или сна
  • Академические проблемы, такие как проблемы с памятью и концентрацией внимания и/или отказ от посещения школы
  • Участие в рискованном или незаконном поведении, таком как употребление алкоголя

Что вы можете сделать:

  • Пусть ваш подросток снова почувствует себя в безопасности. Подростки не любят показывать уязвимость; они могут пытаться вести себя так, как будто у них все хорошо, даже если это не так. Хотя они могут сопротивляться объятиям, ваше прикосновение может помочь им почувствовать себя в безопасности. Вы можете сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты уже вырос, но мне просто нужно тебя обнять».
  • Помогите подросткам почувствовать себя полезными. Дайте им небольшие поручения и обязанности по дому, а затем похвалите их за то, что они сделали и как они справились с собой.
    Не перегружайте подростков слишком большим количеством обязанностей, особенно взрослых, так как это усилит их беспокойство.
  • Откройте дверь для обсуждения. Для подростков очень характерно говорить, что они не хотят говорить. Попробуйте начать разговор во время совместного занятия, чтобы разговор не казался слишком напряженным или конфронтационным.
  • Учитывайте группы сверстников. Некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, разговаривая в группах со своими сверстниками, поэтому подумайте о том, чтобы организовать такую ​​группу. Также поощряйте разговор с другими взрослыми, которым вы доверяете, например, с родственником или учителем.
  • Ограничьте доступ к телевидению, газетам и радио. Хотя подростки лучше справляются с новостями, чем младшие дети, те, кто не может оторваться от телевидения или радио, могут пытаться справиться с тревогой нездоровыми способами. В любом случае поговорите с подростком о том, что он видел или слышал.
  • Помогите подростку действовать. Дети этого возраста захотят помочь обществу. Найдите подходящие возможности для волонтеров.
  • Помните о злоупотреблении психоактивными веществами. Подростки особенно подвержены риску обращения к алкоголю или наркотикам, чтобы заглушить тревогу. Если ваш подросток ведет себя скрытно или выглядит пьяным или под кайфом, обратитесь к врачу. И поговорите с подростком по-доброму. Например: «Люди часто пьют или принимают наркотики после стихийного бедствия, чтобы успокоиться или забыться, но это также может вызвать больше проблем. Вы также можете прогуляться, поговорить со мной или с друзьями о том, что вы чувствуете, или написать о своих надеждах на лучшее будущее».

Как помочь детям в возрасте от 12 до 18 лет пережить смерть близкого человека:

  • Наберитесь терпения. Подростки могут бояться выражать эмоции по поводу смерти. Поощряйте их говорить, сказав что-то вроде: «Я знаю, это ужасно, что бабушка умерла. Эксперты говорят, что это хорошо — делиться своими чувствами. Как дела?»
  • Будьте очень открыты. Обсудите, как, по вашему мнению, смерть может повлиять на ее поведение.
  • Будьте гибкими. В настоящее время вполне нормально иметь немного больше гибкости в отношении правил, академических и поведенческих ожиданий.
  • Увековечивайте память со смыслом. Молитесь вместе дома, позвольте подростку поставить свечку в церкви и пригласите ее на поминальные церемонии. Ей также может быть полезно отдать дань уважения семье дома.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Что учителя могут сделать, чтобы помочь ученикам

  • Возобновить рутину, насколько это возможно. Дети, как правило, работают лучше, когда знают, чего ожидать. Возвращение к школьному распорядку поможет учащимся почувствовать, что тревожные события не взяли под контроль все аспекты их повседневной жизни. Поддерживать ожидания учащихся. Это не обязательно должно быть на 100 %, но необходимость делать домашнюю работу и простые задания в классе очень полезна.
  • Обращайте внимание на признаки того, что ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Учащиеся, которые не могут функционировать из-за чувства сильной грусти, страха или гнева, должны быть направлены к специалисту в области психического здоровья. У детей может быть дистресс, который проявляется в виде физических недомоганий, таких как головные боли, боли в животе или сильная усталость.
  • Помогите детям лучше понять, что произошло. Например, вы можете упомянуть различные виды поступающей помощи и предложить позитивные идеи преодоления трудностей.
  • Подумайте о мемориале. Мемориалы часто помогают почтить память людей и вещей, которые были потеряны. Школьные мемориалы должны быть краткими и соответствовать потребностям и возрастному диапазону общего школьного сообщества. У детей младше четырех лет может не хватить внимания, чтобы присоединиться к ним. Известный опекун, друг или родственник должен сопровождать ребенка во время похорон или поминальных мероприятий.
  • Убедите детей, что администрация школы следит за их безопасностью. Детские страхи уменьшаются, когда они знают, что взрослые, которым они доверяют, делают все возможное, чтобы позаботиться о них.
  • Оставайтесь на связи с родителями. Расскажите им о школьных программах и мероприятиях, чтобы они могли подготовиться к обсуждениям, которые могут продолжиться дома. Поощряйте родителей ограничивать доступ своих детей к новостным сообщениям.
  • Берегите себя. Вы можете быть настолько заняты, помогая своим ученикам, что пренебрегаете собой. Найдите способы, с помощью которых вы и ваши коллеги можете поддерживать друг друга.

Загрузить PDF-версию этого руководства

Признаки травмы у детей и подростков

  • Постоянно прокручивают событие в голове
  • Кошмары
  • Убеждения, что мир в целом небезопасен
  • Раздражительность, гнев и капризность
  • Плохая концентрация
  • Проблемы с аппетитом или сном
  • Проблемы с поведением
  • Нервозность из-за того, что люди подходят слишком близко
  • Дрожание от громких звуков
  • Регрессия к более раннему поведению у маленьких детей, например: цепляние, ночное недержание мочи или сосание пальца
  • Проблемы со сном
  • Отстранение или уход от других
  • Употребление алкоголя или наркотиков подростками
  • Функциональные нарушения: неспособность ходить в школу, учиться, играть с друзьями и т. д.

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет

Развитие ребенка в возрасте 3-4 лет: что происходит

Эмоции
Это важный период эмоционального развития вашего ребенка.

В течение этого года ваш ребенок действительно начинает понимать, что его тело, разум и эмоции принадлежат только ему. Ваш ребенок знает разницу между чувством счастья, грусти, страха или гнева.

Ваш ребенок также проявляет страх перед воображаемыми вещами, заботится о том, как ведут себя другие, и проявляет привязанность к знакомым людям. И когда ваш ребенок станет более уверенным в себе, он также станет лучше справляться со своими эмоциями.

Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так ваш ребенок учится и исследует чувства.

Ваш ребенок теперь больше заинтересован в играх и дружбе с другими детьми. Ваш ребенок может начать играть более сообща в небольших группах. Делиться становится легче, потому что ваш ребенок понимает понятия «мое» и «твое».

Ваш ребенок во время игры развивает воображение . Например, ваш ребенок может играть в ролевые игры с воображаемыми друзьями или игрушками, например, устраивать чаепитие с игрушками. Ваш ребенок также может попробовать разные роли — например, он может притвориться врачом или родителем. И в этом возрасте у дошкольников обычно есть воображаемые друзья, хотя ваш ребенок, вероятно, может отличить настоящего от воображаемого.

К 4 годам вашему ребенку может нравиться обманывать других и описывать, что произошло, например: «Мама думала, что я сплю!» В то же время ваш ребенок также беспокоится о том, что его могут обмануть другие.

Ваш ребенок может быть очень любопытен к телам – своим и чужим. Например, вы можете обнаружить, что ваш ребенок смотрит на свои гениталии и гениталии других детей. Сочетание естественного любопытства и ролевых игр обычно является типичной частью детского сексуального поведения. Но если вас беспокоит сексуальное поведение ребенка, рекомендуется поговорить с врачом общей практики, педиатром или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.

Разговор
В этом году язык вашего ребенка сильно разовьется.

Ваш ребенок узнает много новых слов , слушая вас и других взрослых, а также слушая рассказы. Ваш ребенок также проявляет больший интерес к общению и может хотеть рассказывать истории и вести беседы.

Ваш ребенок понимает большую часть того, что вы говорите, и может угадать незнакомые слова. Как правило, ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Около 3 года Ваш ребенок использует предложения из 3-5 слов или даже больше. Другие люди в большинстве случаев понимают, что говорит ваш ребенок. Ваш ребенок также указывает на части картинок, например, на нос коровы, и называет обычные предметы.

К 4 года Ваш ребенок говорит длинными предложениями, состоящими примерно из 5-6 слов и более. Другие люди всегда понимают вашего ребенка. Ваш ребенок также понимает большую часть того, что вы говорите, и следует инструкциям, состоящим из 2-3 шагов, если они касаются знакомых вещей, например: «Закрой книгу и отдай ее маме». Ваш ребенок понимает такие прилагательные, как «длинный» или «худой», и использует «чувственные» слова, такие как «счастливый» или «грустный».

Мышление
Ваш ребенок очарован окружающим миром и задает много вопросов «кто», «что», «где» и «почему». Когда дело доходит до понимания, ваш ребенок знает о таких противоположностях, как большой/малый и больше/меньше, а также о таких понятиях, как «на», «внутри» и «под».

Память вашего ребенка развивается. Например, ваш ребенок может запомнить детские стишки и даже повторить их вам. Ваш ребенок также начинает указывать и называть буквы и цифры, которые он помнит, и он может сосчитать до 4 предметов и сортировать их по цвету и форме.

Бытовые навыки
Ваш ребенок любит вместе есть вместе. И ваш ребенок понимает вашу семейную рутину и ценит особые события, такие как дни рождения.

Ваш ребенок тоже становится более самостоятельным . Например, ваш ребенок может есть сам, надевать обувь без шнурков, расстегивать пуговицы и делать еще немного, когда одевается.

Ваш ребенок, вероятно, приучен к туалету, и он может самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические задачи, например ходить в туалет, вытирать какашки со своего зада и мыть руки и лицо. Но ваш ребенок по-прежнему нуждается в вашей помощи и присмотре за такими задачами, как чистка зубов.

В движении
Ваш ребенок любит двигаться и быть активным. Ваш ребенок лучше поднимается по ступенькам, катается на трехколесном велосипеде, бросает, ловит и пинает мяч, бегает, карабкается, прыгает, прыгает и балансирует на одной ноге. Поскольку ваш ребенок так активен, неплохо было бы подумать о том, как сделать свой дом безопасным.

Когда дело доходит до использования рук, ваш ребенок может рисовать круг или квадрат, строить большие башни из кубиков и пользоваться безопасными для детей ножницами. Ваш ребенок любит рисовать мелками, карандашами и кистями, и это здорово, потому что рисование и раскрашивание развивают воображение вашего ребенка.

В этом возрасте ваш ребенок также может:

  • отвинтить крышку от баночки
  • знать свой возраст
  • знать названия некоторых форм и цветов
  • держать карандаш и списывать буквы к 4 годам
  • одеваться и раздеваться самостоятельно.

Помощь в развитии ребенка в возрасте 3-4 лет

Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:

  • Дайте ребенку много времени для игры: игра важна для развития эмоций дошкольника, потому что она помогает дошкольники исследуют и выражают такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Например, вы и ваш ребенок можете попробовать притвориться, что играете с куклами.
  • Проведите время, играя на свежем воздухе: это позволит вашему ребенку исследовать природу, испытать приключения и испытать свои физические возможности. Игры на свежем воздухе могут включать грязные игры в песке или грязи, игры в погони или поиски сокровищ. Когда вы находитесь на улице, помните о безопасности на солнце.
  • Найдите время для творческих и творческих игр: это может быть коллаж, рисование, игры с переодеванием или рассказывание историй. Музыкальная игра — еще одна идея: вашему ребенку может нравиться танцевать, прыгать или играть на простых инструментах.
  • Читайте вместе с дошкольником: совместное чтение, рассказывание историй, пение песен и декламация детских стишков – все это развивает речь, мышление и воображение вашего ребенка. Эти занятия также помогут вашему ребенку научиться читать, когда он станет старше.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет вашему дошкольнику заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и понять математические понятия, такие как «половина», «1 чайная ложка» или «30 минут». Вы можете дать ребенку простые задания, например, приготовить салат или приготовить бутерброды.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно учиться делиться и играть по очереди. Когда вы играете, говорите что-то вроде: «Теперь моя очередь строить башню, теперь твоя очередь» или «Ты поделишься со мной красными блоками, а я поделюсь с тобой зелеными блоками». Детям в этом возрасте все еще трудно делиться, поэтому хвалите ребенка, когда он делится.

В возрасте 3-4 лет ваш ребенок может пойти в дошкольное учреждение. В дошкольном возрасте ваш ребенок может учиться, играя, заводить друзей и развивать ответственность, независимость и уверенность в себе. Дошкольное учреждение может поддерживать и поощрять удивительное развитие вашего ребенка, а также может доставлять массу удовольствия.

Воспитание дошкольника в возрасте 3-4 лет

Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.

И помните, что частью заботы о себе является просьба о помощи, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, включая вашего партнера, друзей, родственников, детскую и семейную медсестру и врача общей практики.

Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 3 лет

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Так что рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 3-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • не смотрит вам в глаза
  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения из 3 слов
  • не понимает 2- часть инструкций – например, «Возьми обувь и положи ее в коробку»
  • часто трудно понять, когда вы разговариваете с вами, семьей или друзьями.

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • с трудом расстается со своим основным опекуном
  • не интересуется другими детьми
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется ходить по магазинам или ездить на автобусе.

Движения и двигательные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюж – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • с трудом обращается с мелкими предметами — например, карандаш или мелок
  • не рисует простые фигуры.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 4 лет

Если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего 4-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.

Видение, слух и общение
Ваш ребенок:

  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения, состоящие более чем из 3 слов
  • не может понять инструкции, состоящие из 2 частей, например «Положи куклу и возьми мяч».

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • сильно капризничает из-за очень маленьких вещей или цепляется и плачет, когда вы уходите больно или грустно
  • не притворяется во время игры – например, не притворяется взрослым или не устраивает чаепитие
  • большую часть времени кажется очень напуганным, несчастным или грустным.

Двигательные и моторные навыки
Ваш ребенок:

  • неуклюжий – например, много спотыкается при ходьбе или беге
  • ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, с карандашом или мелком проблемы с рисованием фигур – например, круг или квадрат
  • с трудом одеваются или пользуются туалетом.

Добавить комментарий