Кризис 5 лет у ребенка, советы родителям
С кризисом 5 лет сталкиваются многие семьи. Для одних он почти незаметен и не доставляет сложностей, для других превращается в трудный и полный переживаний период. Почему так происходит? Можно ли облегчить этот этап? Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в нашей статье.
Этапы психологического взросления ребенка
То, как себя ведёт малыш, зависит от развития его мозга. Он познаёт окружающий мир с младенчества, учится контактировать с живыми существами и разнообразными предметами.
Рассмотрим 5 основных этапов взросления, о которых следует знать родителям:
Младенческий возраст (с момента появления на свет до 1 года). Это наиболее значимый период! Малыш учится понимать простую речь и назначение бытовых вещей, начинает стоять, пытается произносить первые звуки и слова. В это время формируется база для последующего развития личности.
Ранний возраст (1-3 года). Ребёнок ещё очень зависит от родителей, но уже стремится быть самостоятельным. Ему интересны другие дети и общение с ними. Этап завершается кризисом 3 лет, когда всё чаще мама с папой слышат “Я сам” и наблюдают капризы и истерики. Также малыш осознаёт границы и необходимость личного пространства.
Дошкольный возраст (3-7 лет). У ребёнка становится шире круг общения — теперь его окружают не только родственники, но и сверстники, воспитатели, появляются первые друзья. Игра становится основным видом деятельности. Возникает кризис пяти лет, о котором мы будем говорить дальше.
Младший школьный возраст (7-12 лет). На первый план теперь выходит учёба. Дети определяются с интересами, приобретают новый социальный статус. Абстрактно-логическое мышление становится ведущим.
Подростковый период. В это время происходит половое созревание, которое сопровождается бунтом и переходом к новой системе суждений и принципов. Подросток взрослеет и формирует своё мировоззрение.
Особенности детской психологии в 5 лет
К 5 годам малыш уже проходит большой путь и готовится к последующим изменениям:
Ребёнок начинает теснее общаться с ровесниками, обращает внимание на отношения взрослых между собой, даёт им собственную оценку. Так малыш активно социализируется.
Начинает идентифицировать себя и других по половой принадлежности.
Интенсивно закладываются нравственные понятия: дети учатся различать добро и зло, чуткость и равнодушие, что можно, а что нельзя и т.д.
Пятилетки начинают самостоятельно рассуждать и высказывать собственное мнение, которое часто кажется взрослым невероятным и удивительным.
Появляется больше страхов: темноты, монстров под кроватью, одиночества и одновременно огромных компаний и многих других. Малыши боятся потерять любовь и доверие мамы и папы, не хотят их разочаровывать.
Пятилетние дети чаще начинают подражать родителям или другим взрослым, порой не понимая содержания поступков.
Почему наступает кризис в 5 лет?
Кризис 5 лет возникает из-за большой нагрузки на нервную систему ребенка. У малыша появляются стрессовые переживания, с которыми он ещё не научился справляться. Поэтому у пятилеток так часто меняется настроение и поведение, которые порой необъяснимы для родителей.
В этом возрасте дети очень хотят быть взрослыми. Из этого вытекают все причины кризиса:
Пятилетка умеет говорить, выражать свои чувства и желания, фантазировать. Он ощущает себя не тем, кем пока является. Ребёнок разочарован, часто бывает злым и агрессивным.
У него появляется больше эмоций, меняется их качество. Пятилетка активно учится выражать и контролировать их. А пока он не освоит навыки, будет часто испытывать раздражение, нетерпение, обиду и гнев.
Ребёнок осознаёт, что есть гендерные различия, и начинает себя проявлять в соответствии со своим полом. Нередко это приводит к замкнутости и желанию побыть в одиночестве.
Пятилетний малыш начинает формировать своё представление о мире и людях, много фантазирует и поддаётся капризам и истерикам, если у него это не сразу получается.
Просыпается интерес к сверстникам, ребёнок стремится к общению и знаниям. Не получая желаемого, малыш может испытывать разочарование и грусть, злость и раздражение.
У пятилеток появляется чувство одиночества, потому что не всегда удаётся поделиться своими эмоциями и чувствами.
Запаситесь терпением и выдержкой, создайте доброжелательную и комфортную обстановку для ребёнка, а также будьте внимательны и открыты. Тогда кризис 5 лет пройдёт быстрее и незаметнее для малыша и всей семьи.
Сколько может длиться кризис?
Кризис 5 лет у ребенка может неожиданно начаться и также внезапно закончиться. Этот период обычно длится от нескольких недель до года, а его интенсивность зависит от особенностей малыша.
Признаки начала кризиса
Через кризис 5 лет проходят все дети, но его проявления очень индивидуальны. У одних процессы перестройки личности протекают бурно и ярко, у других — практически незаметно. Как понять, что сейчас малыш переживает кризис?
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
Ребёнок испытывает злость без особой причины, проявляет агрессию к близким, часто плачет по пустякам.
Пятилетка может неожиданно замкнуться и прекратить общение.
Всё чаще родители слышат «Я сам». Это относится не только к бытовым делам, но и к попыткам самостоятельного выхода на улицу или нахождения дома без взрослых.
Ребёнок становится очень упрямым, иногда даже во вред себе, стремится делать всё наоборот и назло взрослым.
Малыши более требовательны и капризны, непослушны и отказываются слушаться взрослых, что нередко приводит к истерикам.
Появляются кривляния и довольно злые передразнивания. Такое поведение иногда настолько неожиданно и гротескно, что родители не узнают своих детей.
Ваш пятилетка постоянно чем-то и кем-то недоволен.
Ребёнок боится разочаровать родителей, потерять любовь близких. Растёт количество страхов.
У пятилеток активно развивается фантазия. Теперь родители всё чаще слышат небылицы и истории о несуществующих друзьях. Это не значит, что ребёнок становится лжецом, малыш так переживает сложный период взросления.
Стремление быть взрослыми заставляет ребят 5 лет подслушивать и повторять за родителями, часто не осознавая значение самих поступков.
Ребёнок много двигается и очень быстро устает, становится легко возбудимым и эмоциональным, хотя ранее таким не был.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Кризис глазами ребенка
Пятилетние дети ощущают себя уже отдельными личностями. Они проявляют характер, выражают своё мнение совсем как взрослые, хотя ещё ими не стали.
Именно это несоответствие желаемого и действительного вызывает трудности. Ребёнку кажется, что его не понимают и не признают, он испытывает неприятие или раздражение, злость, нередко ведёт себя капризно или агрессивно. Пятилетний малыш стремится к знаниям и общению с ровесниками, хочет быть значимым.
Гендерные особенности
Кризис 5 лет у мальчиков немного отличается от девочек. Мальчики стремление стать взрослым чаще проявляют через действия “Я сам” и требования самостоятельности. Например, отпустить гулять одного или с другими ребятами, разрешить использовать что-то опасное и “взрослое”.
Девочки становятся более манерными и жеманными, кривляются, указывают, что, кому и как делать, ведь чаще всего мама так же делает замечания и направляет детей.
Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?
Детский кризис 5 лет имеет и свои плюсы, ведь после него начинается резкий и значимый скачок в развитии. В процессе перестройки пятилетки обычно ярко проявляют свои наклонности и показывают сильные стороны. Это помогает родителям понять, в какой сфере продолжать двигаться малышу.
Психологи считают, что у детей, имеющих увлечения (спорт, танцы, моделирование, пение, рисование и др.), кризис протекает без больших трудностей. Все знания, умения и навыки, которые ребёнок приобретает в пять лет, станут частью личности малыша, а затем позволят ему реализовать себя. Не упускайте эти возможности и помогите сыну или дочери найти себя.
Изменения после кризиса
Как понять, что кризис 5 лет у детей остался позади? Ребята становятся более уравновешенными, внимательными к родителям, их просьбам и советам, любят проводить время в кругу семьи.
Пятилетки стараются быть более организованными, расставляют приоритеты и строят планы на день. Отчётливее проявляются черты их характера и предпочтения. У детей появляется собственное мнение.
Как бороться с кризисом 5 лет у ребенка: советы психологов
Во время кризиса дети очень уязвимы, поэтому особенно нуждаются в заботе и внимании родителей. Чуткость и терпение взрослых позволят обходить стороной сложные моменты или снизить их интенсивность, направляя в мирное русло импульсивность своих пятилеток.
Рекомендуем следовать нескольким простым правилам:
Чаще играйте с ребёнком.
Устраивайте всей семьёй прогулки на свежем воздухе.
Делегируйте малышу домашние дела, которые ему по силам, например, разбирать покупки, выносить мусор, протирать пыль, мыть овощи и фрукты и др.
Благодарите пятилетку за помощь, подчеркивая, как его действия важны для вас.
Будьте терпеливы, если малыш устроил истерику, подождите, дайте время ему и себе, чтобы успокоиться. Затем поговорите и объясните, как себя следует вести и почему ребёнок не получил желаемого. В каждой семье есть свои правила, и он должен им следовать.
Отмечайте успехи ребёнка и вне дома, поощряйте его увлечения и стремление к знаниям.
Создайте в семье благоприятную и доброжелательную обстановку, старайтесь не допускать ссор и скандалов.
Чаще говорите малышу, насколько он любим и дорог вам!
Чего не стоит делать?
Теперь перечислим основные ошибки родителей и то, как поступать не следует:
Не ругайте ребёнка за плохое поведение, будьте терпеливы. Так вы можете вызвать у него чувство отчуждения, и малыш замкнётся в себе.
Никакого насилия! Пятилетке в это время очень тяжело, не усугубляйте его состояние.
Не критикуйте малыша за его поведение, особенно при посторонних людях. Делая замечание, говорите спокойным тоном и только с глазу на глаз.
Не избегайте ребёнка, если он просит у вас поддержки и внимания. “Отойди, мешаешь!”, “Ты ничего не умеешь”, “Тебе нельзя ничего доверить!”, “Руки-крюки” — такие фразы под запретом!
Не сравнивайте себя и малыша, подчёркивая свою значимость и опыт.
Не показывайте пятилетке разочарование или обиду. Дети в этот период особенно уязвимы и очень боятся потерять любовь родителей.
Известный факт: существуют возрастные кризисы у детей, через которые они проходят по-разному. К пятому дню рождения малыш уже прошёл через несколько, которые были в один и три года. Но даже если ребёнку удалось спокойно их преодолеть, это не значит, что пятилетний рубеж будет так же успешно им покорён. Запаситесь терпением и будьте готовы оказать поддержку малышу тогда, когда это будет необходимо. Помните, за каждым кризисом начинается новый этап взросления, полный новых побед и достижений!
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Кризис 5 лет у ребенка: советы родителям
30 июня 2022
Возрастной кризис является частью взросления ребенка. Не нужно воспринимать кризис 5 лет как нечто негативное. Малыш начинает высказывать свое мнение, проявлять индивидуальные черты характера. Пополняется словарный запас ребенка, могут появляться многочисленные воображаемые друзья. Дети пробуют лгать взрослым, чтобы проверить последствия.
Почему наступает кризис?
Ежедневно развивается психика ребенка. Через капризы, эмоциональные всплески и непредсказуемое поведение формируется личность малыша. Нередко детей начинает «преследовать» чувство одиночества. Дети хотят привлечь внимание старших, чтобы подтвердить значимость личного мнения.
В 5-летнем возрасте ребенок пытается найти свое место в системе человеческих взаимоотношений. Он не может справиться с потоком информации, поэтому выплескивает напряжение через упрямство. Ребенок сталкивается с трудностями, которые не может решить самостоятельно.
5-летний малыш не умеет выражать свои эмоции. Возникает конфликт между реальными возможностями и желаниями ребенка. В результате этого у дошкольников случаются истерики, срывы, агрессия. С возрастом ребенок научится сдерживать свои эмоциональные порывы.
Признаки начала кризиса
Родители должны понимать, что у ребенка начинается кризис. В кризисный период дошкольники становятся очень непоседливыми, слишком активными.
Страхи — один из многочисленных признаков кризиса. Некоторые дети начинают бояться темноты или одиночества. К страхам часто добавляются переживания о болезни, печальном будущем или даже смерти близких людей. Такое поведение доставляет неприятности ребенку и его родителям.
Другие признаки кризиса 5-летнего возраста:
- повышенное любопытство;
- желание делать все наоборот;
- недовольство;
- стремление к одиночеству;
- беспокойный сон;
- сравнение себя с другими детьми.
Еще один признак кризиса — непослушание. Малыш начинает протестовать, спорить со взрослыми. Он отказывается выполнять требования мамы и папы, старших братьев или сестер. Ребенок часто передразнивает старших, перенимает привычки и старается быть взрослым.
Что делать родителям?
Родители должны четко обозначить границы дозволенного. Это вопрос безопасности, ведь дети почувствуют себя защищенными, если в их жизни присутствует определенная система правил.
Не нужно подстраиваться под желания ребенка и менять принятые решения. Не стоит вводить массу ограничений, табу, запретов. В любых ситуациях родители должны сохранять самообладание и самоконтроль. При правильной реакции родителей на капризы ребенка кризис пройдет максимально быстро.
Нужно развивать способности и таланты ребенка. Пусть малыш поет, играет в футбол, танцует, рисует или занимается другим любимым делом. Родители должны поддерживать ребенка, если у него что-то не получается.
Можно назначить ребенку регулярные домашние обязанности, например, уборку в детской. Таким способом дошкольник будет понимать, что он взрослый и самостоятельный. Необходимо обязательно благодарить малыша за помощь, чтобы повысить его самооценку.
Пусть ребенок побольше гуляет, катается на велосипеде, бегает. Физические нагрузки пойдут малышу на пользу. Известно, что физическая активность сокращает количество истерик, забирает излишнюю энергию.
Запреты ля родителей
При ярких моментах непослушания ребенка родители впадают в панику. Не стоит поддаваться паническим настроениям, чтобы не усугубить ситуацию. Самая распространенная ошибка — физические наказания для малыша. Это неправильный выход из сложившийся ситуации.
Родителям категорические нельзя допускать:
- проявления ярости и гнева;
- критики, если у ребенка что-то не получается;
- пренебрежительной интонации в разговорах с малышом;
- чрезмерной опеки;
- рукоприкладства;
- ограничений физиологических потребностей ребенка в сне, еде.
Нельзя игнорировать поведение капризного малыша. Следует сразу же пресекать агрессию ребенка. Он должен знать, что даже в порыве эмоций нельзя давать волю рукам.
Нужно прислушиваться к словам и мнению ребенка. Для малышей в 5-летнем возрасте важна свобода выбора. Таким способом дошкольники учатся принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение. Много значит для малыша похвала от родителей.
Советы психолога
Кризис 5 лет — период, которого нельзя избежать при взрослении ребенка. Опытные психологи рекомендуют больше разговаривать с дошкольником, наладить с ним доверительные отношения. Нельзя игнорировать любые вопросы ребенка.
В конфликтных ситуациях нужно искать компромиссы. Если ребенок отказывается от дневного сна, то можно заменить отдых другим спокойным занятием. Можно что-то обсудить, находясь в кровати вместе с малышом.
Можно поручать дошкольнику ответственную и безопасную работу. 5-летние мальчики и девочки могут насыпать корм домашнему питомцу, поливать цветы или проверять почтовый ящик. Ребенок почувствует, что взрослые доверяют ему важные дела.
Нужно проводить больше времени с малышом. Взрослые должны отложить свои дела «на потом», чтобы побыть с любимым непоседой.
Кризис 5 лет — завершающая ступень периода детства. Родители должны помочь своему чаду преодолеть нелегкий путь.
Рассказать
Поделиться
Поделится
Поделится
Новый комментарий
Войти с помощью
Отправить
Как распознать признаки дистресса у детей
Объяснитель
Общие реакции на стресс у детей.
UNICEF/UN0399561/Филиппов
Дети по-разному реагируют на неблагоприятные события в их окружении. Культура влияет на то, как мы выражаем эмоции. В некоторых культурах, например, неуместно показывать сильные эмоции, например, громко плакать, в то время как в других это широко распространено.
Некоторые признаки бедствия могут быть не столь очевидны. Вот некоторые из признаков дистресса в разном возрасте. Разные дети будут показывать разные признаки дистресса.
Знаете ли вы? Во время стресса и кризиса дети будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы понять, как справляться со своими собственными.
Общие реакции на стресс у детей
Многие из этих реакций длятся лишь короткое время и являются нормальными реакциями на стрессовые события. Если эти реакции продолжаются в течение длительного периода времени, ребенку может потребоваться помощь специалиста.
Возраст | Реакция |
0-3 года |
|
4-6 лет |
|
7-12 лет |
|
13-17 лет (подростки) |
|
Все возрастные группы — физические реакции Это также может быть признаком соматического заболевания, поэтому отведите ребенка к врачу, чтобы исключить любое соматическое заболевание. |
|
Очень серьезные дистресс-реакции у детей, если они возникают большую часть времени Детям, у которых эти симптомы проявляются в течение длительного периода времени, потребуется помощь специалиста. |
|
Эмоциональные проверки
Пандемия COVID-19 была эмоционально трудным временем для всех, и многие дети сильно пострадали. Вы должны регулярно проверять, как чувствует себя ваш ребенок. Эмоционально проверить — значит прямо или косвенно спросить детей, «как они». Один из способов проверки — попросить ребенка нарисовать или раскрасить картинку. Попросите их рассказать вам больше о картинке, о том, что они нарисовали или, например, почему они использовали определенный цвет. Это может помочь некоторым детям рассказать о своих чувствах, в то время как другие дети могут с удовольствием показать картинку без обсуждения, пусть решает ребенок.
Мероприятия по снижению стресса и поддержанию благополучия вашего ребенка
Эти мероприятия можно проводить вместе с вашим ребенком, чтобы уменьшить стресс и предоставить ему позитивные стратегии преодоления, поддерживающие его благополучие. Эти занятия также полезны для вас и могут выполняться вместе с вашим ребенком.
Дыхание животом
Часто, когда мы испытываем стресс, наше дыхание становится поверхностным, высоко в груди, и мы забываем глубоко дышать животом или животом. Брюшное дыхание очень успокаивает и помогает нам втягивать кислород глубоко в легкие.
Как это сделать:
- Положите руку на живот
- Сделайте 5 глубоких вдохов, потратьте 5 секунд на вдох и 5 секунд на выдох, вдыхайте через нос и выдыхайте через рот
- Объясните, что когда ваш ребенок вдыхает, его животик мягко надувается, как воздушный шарик, а когда он выдыхает, воздух снова медленно выходит из шарика.
Мое особое место
Иногда мир вокруг нас может казаться подавляющим. Потратив минутку на то, чтобы представить, что они находятся где-то в спокойном месте без стресса, дети могут чувствовать себя менее напряженными. Вот задание, которое поможет вашему ребенку представить себе такое место.
Как это сделать:
- Сядьте или лягте в удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь
- Сделайте несколько глубоких медленных вдохов через нос и животом. Выдохните через рот
- Продолжайте дышать медленно и мягко. Мягкий долгий вдох, затем мягкий долгий выдох
- Слушайте и следите за историей в уме. Представьте себя в истории:
«Представьте, что вы стоите на белом песчаном пляже. Раннее утро, и все тихо. Солнце медленно восходит, и вы можете почувствовать теплый свет на своем лице и теле. Вы чувствуете себя счастливым и умиротворенным. Песок под босыми ногами мягкий и теплый. Легкий ветерок гладит твое лицо. Небо голубое и открытое, а над ним летают и поют птицы. Здесь безопасно, и здесь можно расслабиться. Это место, куда вы всегда можете вернуться, которое всегда там, в вашем сердце. Вы можете посетить, когда захотите. Теперь очень постепенно снова начните замечать свое дыхание — мягкий ритм вдохов и выдохов. Обратите внимание на ощущение воздуха на коже. Очень мягко начните шевелить пальцами рук и ног. Вдохните и сделайте большую растяжку. Глубоко выдохните. Когда будешь готов, открой глаза».
Написание писем
Если ваш ребенок не смог увидеться с некоторыми друзьями или членами семьи во время пандемии, написание письма может помочь ему отпраздновать отношения с этим человеком, даже если он отсутствует.
Как это сделать:
- Попросите ребенка написать письмо или нарисовать рисунок для близкого человека, которого он давно не видел
- Что бы вы хотели им сказать, если бы они сегодня сидели с вами?
- Что вам в них нравится?
- Какие воспоминания о них вызывают у вас улыбку?
Детский кризис психического здоровья: что это такое и когда обращаться за помощью
Задолго до того, как пандемия нарушила наш образ жизни, педиатры заметили у детей рост беспокойства, депрессии и даже самоубийств. Поскольку COVID-19 нарушил рутину и структуры поддержки, на которые полагаются дети, потребности в области психического здоровья резко возросли, что побудило Детскую больницу Колорадо объявить чрезвычайное положение для психического здоровья молодежи.
Хотя ни один родитель или опекун не хочет думать о том, что его ребенок причинит себе вред или покончит с собой, важно знать признаки и быть готовым. Мы поговорили с Дрю Хантер, LSCW, и Лорен Вуд, доктором философии, двумя нашими дежурными экспертами по детскому психическому здоровью, чтобы помочь вам понять, какие предупредительные признаки кризиса следует искать в зависимости от возрастной группы и как определить уровень поддержки психического здоровья вашего ребенка. потребности ребенка.
Вот что вам нужно знать, чтобы быстро оценить, может ли ваш ребенок находиться в кризисной ситуации, и что делать дальше.
Во-первых, что такое кризис психического здоровья?
Кризис психического здоровья — это любая ситуация, в которой поведение или симптомы человека подвергают его риску причинения вреда себе или другим и/или мешают ему заботиться о себе или эффективно функционировать.
Например, когда ребенок или подросток находится в состоянии такого дистресса, что у него происходят серьезные изменения в еде или сне, или он не может пережить школьный день, он часто находится в кризисе психического здоровья или приближается к нему. Кризис психического здоровья может включать или не включать мысли о самоубийстве.
Когда кризис психического здоровья у детей связан с риском самоубийства или насилия
Когда мы говорим об остром кризисе психического здоровья или о неотложной психической помощи , которая требует немедленной оценки и лечения, например, поездки в отделение неотложной помощи или звонок в службу 911 – мы имеем в виду конкретно молодых людей, которые могут представлять непосредственную опасность для себя или других .
К любым разговорам о самоубийстве (нанесении себе телесных повреждений с намерением умереть), убийстве (убийстве других) или совершении насилия над другими следует относиться серьезно. Когда человек в кризисе и склонны к суициду или убийству, что становится неотложным состоянием психического здоровья.
Как насчет кризиса психического здоровья у детей, который может не включать мысли о самоубийстве?
Как правило, ваш ребенок может находиться в кризисе (или приближаться к кризису), но не обязательно склонен к суициду, если он:
- Говорит о желании умереть или о том, что ему «лучше умереть»: признак безнадежности и тяжелой депрессии
- Изменение способности или мотивации выполнять повседневные функции, такие как надлежащая гигиена или прием пищи и сон
- Показать дополнительные знаки в соответствии с возрастной группой ниже
Рекордное количество детей в критическом состоянии
К сожалению, специалисты нашего Педиатрического института психического здоровья наблюдают, как дети в возрасте 8 лет обращаются в отделение неотложной помощи из-за суицидальных мыслей, и увеличилось количество посещений наших отделений неотложной помощи по поводу кризисов психического здоровья. По мере того, как дети становятся старше, частота тяжелой депрессии (и, следовательно, риск кризиса) увеличивается. Большинство людей, пытающихся покончить жизнь самоубийством, показывали знаки или предупреждения, но не всегда. Дети и подростки, находящиеся в кризисе, подвержены более высокому риску самоубийства, поэтому детские психологи советуют опекунам сохранять бдительность, если ребенок находится в кризисе или может быть готов к нему.
«Наша способность предсказывать, кто будет действовать в ответ на суицидальные импульсы, не идеальна — существует множество переменных, — говорит доктор Вуд. «Используйте эти рекомендации, а также доверяйте своей интуиции, потому что вы знаете своего ребенка и знаете, что для него нормально».
Признаки подросткового кризиса психического здоровья и того, что вашему ребенку нужна профессиональная поддержка (или усиленная поддержка)
- Неспособность выполнять ежедневный уход за собой, например, чистить зубы и волосы, купаться или переодеваться
- Серьезные изменения пищевых привычек, такие как отказ от еды вообще или переедание
- Значительные изменения сна, например, полное отсутствие сна или сон больше обычного
- Употребление алкоголя или наркотиков
- Быстрые изменения настроения, такие как внезапная депрессия или замкнутость, внезапное ощущение счастья или покоя после периода депрессии
- Внезапная или повышенная энергия, например, хождение взад-вперед или невозможность усидеть на месте
- Повышенная агитация или агрессия, включая словесные угрозы и уничтожение имущества
- Подвергать себя опасности путем побега, попадания в опасные ситуации или опасного вождения и превышения скорости
- Нанесение себе вреда или разговоры о причинении себе вреда, включая небольшие порезы и травмы, не опасные для жизни
- Изоляция от семьи, друзей, школы или занятий
- Говоря о смерти или умирании в целом, например, говоря, что они желают смерти, но без каких-либо мыслей или планов действовать
Если вы видите эти признаки, пришло время усилить поддержку вашего ребенка. Подробности читайте дальше.
Признаки того, что ваш подросток находится в чрезвычайной ситуации с психическим здоровьем и нуждается в немедленном обследовании
Знаки выше плюс любой из следующих сигнализируют о том, что вашему ребенку нужна немедленная помощь:
- Есть мысли о самоубийстве
- Разговоры о самоубийстве (суицидальные мысли за последние несколько дней)
- Любые планы покончить с собой, такие как время, метод или другие особенности
- Серьезные травмы, в том числе порезы или травмы, опасные для жизни
- Угрозы или планы причинить вред другим
- Слышу голоса, вижу вещи, которых нет, или испытываю другие симптомы психоза
- Передозировка наркотиками или алкоголем
- Попытка самоубийства
При появлении признаков неотложной психической помощи немедленно обратитесь за помощью.
Подробнее от наших экспертов
«Если ваш ребенок говорит, что хочет умереть, это признак тяжелой депрессии, но не обязательно суицидальных мыслей», — говорит Дрю. «Если они говорят, что не только хотят умереть, но и что в последние несколько дней у них были мысли о самоубийстве, это суицидальные мысли, и это экстренная ситуация, требующая поездки в больницу».
Если у вашего ребенка в анамнезе были попытки самоубийства, следите за признаками, которые он показывал перед последней попыткой. «Если все выглядит так, как было раньше, и вы чувствуете, что они идут по тому же пути, пришло время немедленно обратиться за помощью», — говорит Дрю.
«Проблема с детьми дошкольного возраста и подростками заключается в том, что многие из них не рассказывают родителям, что происходит, — говорит Дрю. «Это означает, что важно обращать внимание на любые признаки рискованного поведения или депрессии и определять, не рискуют ли они причинить себе вред».
Часто, когда дети этой возрастной группы склонны к суициду, они рассказывают другу или кому-то еще, кроме родителей, что у них есть мысли о самоубийстве. Иногда родители получают уведомления из школы или находят знаки на телефоне своего ребенка, в социальных сетях или в его спальне.
Самостоятельно определить, находится ли ваш ребенок в кризисной ситуации, может быть сложно. Вот почему вызов службы экстренной помощи всегда является хорошим первым шагом, как и поддержание связи с их педиатром и психиатром, если вы заметили внезапные или значительные изменения в настроении вашего ребенка.
Признаки того, что ваш ребенок может испытывать кризис психического здоровья и нуждается в профессиональной поддержке (или усиленной поддержке)
- Поведение высокого риска, например, угроза убежать или прыгнуть под машину, или делать что-то, что, как они заведомо, опасно
- Серьезные изменения пищевых привычек, такие как отказ от еды или переедание
- Значительные изменения сна, такие как отсутствие сна или слишком много сна
- Физическая агрессия, такая как пробивание стен, удары руками или угрозы другим лицам или уничтожение имущества
- Нанесение себе вреда или разговоры о причинении вреда себе или другим
- Говоря о смерти или умирании в целом, например, говоря, что они желают смерти, но без каких-либо мыслей или планов действовать
Если вы видите эти признаки, пришло время усилить поддержку вашего ребенка. Подробности читайте дальше.
Признаки того, что ваш ребенок находится в неотложной психической ситуации и нуждается в немедленном обследовании
Любой из вышеперечисленных признаков, плюс :
- Мысли о самоубийстве в течение последних нескольких дней
- Разговоры о самоубийстве
- Угрозы или планы причинить вред другим
- Слышу голоса или испытываю другие симптомы психоза
- Передозировка наркотиками или алкоголем
- Попытка самоубийства
Подробнее от наших экспертов
Наиболее распространенным признаком кризиса у детей младшего возраста является физическая агрессия, которая кажется неконтролируемой и потенциально опасной, говорит Дрю. «Вы видите, как они участвуют в повторяющихся и часто обостряющихся действиях, таких как удары кулаком по стенам или рискованное поведение, такое как угроза выбежать на улицу или перед автомобилем», — говорит она. «Это неконтролируемое поведение может также включать в себя такие вещи, как удары, бросание вещей в других детей или частые отправки в кабинет директора за агрессивное поведение».
«В некоторых случаях дети могут даже заявить другому ребенку о желании причинить вред себе или другим», — говорит доктор Вуд. «Когда ребенок в этой возрастной группе находится в кризисе, он обычно проявляет такое поведение не один раз или в уникальной обстановке, а часто и в типичных условиях, таких как дома и в школе».
Как правило, хотя и не всегда, дети 9 лет и старше более склонны к суицидальным мыслям, чем дети младшего возраста, потому что они понимают, что такое самоубийство и что оно означает, говорит Дрю. Но рекомендуется следить за предупреждающими признаками самоубийства независимо от возраста вашего ребенка.
Что мне делать, если я думаю, что мой ребенок находится в кризисе или приближается к кризису?
Если вы заметили признаки ухудшения психического здоровья вашего ребенка или что он находится в состоянии кризиса психического здоровья или приближается к нему, но не риску самоубийства, сейчас самое время усилить поддержку психического здоровья.
«Давайте поймаем этот кризис раньше», — говорит Дрю. «Это становится более сложной задачей, когда ребенок перерастает от кризиса — например, переживает тяжелую депрессию, безнадежность и чувство, что ему «лучше бы умереть» — до суицидальных мыслей — у него появляются более конкретные мысли или планы о самоубийстве и / или крайнее пренебрежение. ради собственной безопасности».
Позвоните или отправьте текстовое сообщение на линию экстренной помощи
Во время кризиса или когда кто-то не может успокоиться, специалисты кризисной службы штата Колорадо помогут вам оценить состояние вашего ребенка и дать советы, как его успокоить. Если они сочтут, что вам нужна неотложная помощь, они могут помочь вам ее получить.
«Если вы не знаете, что делать, всегда смело звоните на экстренную линию», — говорит Дрю. «Они проведут вас через это и помогут найти необходимые ресурсы».
Поговорите об этом с ребенком
Мы призываем родителей и опекунов регулярно навещать своего ребенка. Спросите их, как они себя чувствуют, слушайте, не давая советов, и повторяйте им в ответ то, что вы слышали, чтобы они знали, что вы слушаете. Цель состоит в том, чтобы оказать поддержку и выяснить, представляют ли они риск для себя или других, чтобы вы могли определить, какие действия следует предпринять. Если они не обращаются к мыслям о желании умереть или причинить себе вред, спросите их прямо. В то время как некоторые люди опасаются, что они могут натолкнуть на мысль о самоубийстве, спросив, это не так, говорят Дрю и доктор Вуд. Спрашивая их, вы покажете, что вам не все равно, и создадите открытые линии связи.
Узнайте, как говорить с детьми о самоубийстве.
Расширение психиатрической помощи
Если ваш ребенок еще не находится под присмотром специалиста по психическому здоровью, обратитесь за помощью как можно скорее. Вы также можете обратиться к педиатру.
Если ваш ребенок проходит терапию, поговорите с его терапевтом или психиатром об увеличении еженедельных сеансов и изучите более интенсивные варианты лечения, такие как интенсивные амбулаторные программы (IOP) или программы частичной госпитализации (PHP), иногда называемые дневным лечением.
Покажите им, что вы заботитесь о них
Увеличьте поддержку дома и с близкими. Во время кризиса важно наращивать все виды поддержки, в том числе проводить время с близкими, от бабушек и дедушек до близких друзей. Доктор Вуд говорит, что даже простые, пассивные вещи, такие как совместный просмотр телешоу или фильма, могут быть полезными. «Занятия, которые не предполагают разговоров, но увеличивают время, которое ваша семья проводит вместе, могут помочь — и в то же время они облегчают контроль за безопасностью вашего ребенка».
Внимательно следите за своим ребенком и готовьтесь к следующему разу.
Сохраните телефонные номера экстренной помощи в качестве контактов в своем мобильном телефоне. Если у вашего ребенка есть телефон, убедитесь, что линия экстренной помощи сохранена в его телефоне, чтобы он тоже мог звонить (или отправлять текстовые сообщения).
Если в дело вовлечен школьный консультант, Дрю рекомендует связаться с ним и попросить его периодически проверять вашего ребенка.
Еще одна вещь, которую родители и опекуны могут сделать, чтобы следить за детьми, которые борются, и проявлять бдительность в отношении признаков эскалации, — это установить приложения для родительского контроля на свои телефоны. Они могут помечать опасные слова или фразы, используемые при общении и веб-поиске (например, самоубийство). Одним из таких приложений является Bark.
Безопасность вашего дома
Когда дети и подростки находятся в бедственном положении или в кризисе, они могут стать очень импульсивными, а эмоции, которые они испытывают, могут быть очень сильными. (Быть эмоциональным и импульсивным — это нормальная часть развития и подросткового возраста, и подобные переживания не являются «плохими» или «необычными».) , эксперты рекомендуют вам осмотреть свой дом и убедиться в его безопасности. Это включает в себя запирание огнестрельного оружия, обеспечение безопасности лекарств (как безрецептурных, так и отпускаемых по рецепту) и безопасное хранение чистящих средств. Удаляя или ограничивая доступ к потенциально опасным предметам, вы снижаете риск членовредительства или самоубийства и помогаете защитить своего ребенка.
Дополнительные вопросы о детях в кризисе
Когда вы приедете, ваш ребенок пройдет медицинское обследование, чтобы выяснить, не навредил ли он себе, и проведет обследование психического здоровья, чтобы оценить риск для себя или других, говорит доктор Вуд. «В любом кризисе оценка сосредоточена на том, насколько рискованны мысли или поведение и как ими можно безопасно управлять». Оценка будет включать вопросы о доступе ребенка к опасным предметам и план ограничения их доступа к ним.
После того, как ваш ребенок будет осмотрен, команда по уходу — обычно терапевт и психиатр — определит краткосрочные и долгосрочные планы лечения. Лечение может включать в себя уход самого высокого уровня, который представляет собой стационарную психиатрическую госпитализацию и аналогичен отделению интенсивной терапии, но для психического здоровья. Цель состоит в том, чтобы стабилизировать ребенка, чтобы он мог быть в безопасности, когда вернется домой. Другие уровни лечения включают интенсивное амбулаторное лечение, частичную госпитализацию и неотложную или частую индивидуальную и семейную амбулаторную помощь. Интенсивное амбулаторное лечение и частичная госпитализация означают, что пациенты находятся на лечении в течение дня и возвращаются домой ночью. Все уровни могут включать терапию и медикаментозное лечение.
«Если ваш ребенок госпитализирован, то, как долго он будет оставаться в больнице, зависит от того, насколько хорошо он достигает целей, поставленных перед лечащей бригадой, — говорит д-р Вуд. «Продолжительность пребывания также зависит от уровня надзора и мониторинга, необходимого им для обеспечения их безопасности. Типичная продолжительность пребывания составляет от пяти до семи дней».
Если ваш ребенок госпитализирован, ваша возможность посетить его будет зависеть от правил каждого учреждения и действующих медицинских протоколов.