Кризисы детского развития: как пережить и что делать?
Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.
Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в самое критическое? Ребенок начинает вести себя не прогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает.
Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.
Какие существуют кризисы детского психического развития?
– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.
Чем старше ребенок, тем более “плавающий” момент наступления кризиса.
– В 5,5 лет наступает один из микро кризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.
– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.
– Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.
Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.
Что делать в период кризиса?
Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.
Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.
Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.
Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.
Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.
Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.
Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента.
И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое “горячо”: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».
Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает
Объяснение должно быть доступным – по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.
Ребенок раздраженную речь слышит “не тем местом”. Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.
Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.
Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.
Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.
Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.
Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.
Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.
В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.
Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью.
Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым.
Давайте встречать это как данность и… с радостью!
Авторы: ЕКАТЕРИНА БУРМИСТРОВА, детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей.
Источник: https://www.pravmir.ru
10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь для родителей
- Фото
психолог
Развитие новорожденного происходит быстро и резко. Еще вчера он будто не замечал вас, а сегодня встречает улыбкой и радостным гуканьем, еще недавно его можно было оставить одного на родительской кровати, а сейчас он, перевернувшись, едва с нее не свалился. Его новые умения появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.
Все дети разные, но скачки роста они переживают если не четко в одно и то же время, то при нормальном развитии точно в определенной последовательности. Для удобства мам существует усредненная схема, на которую можно ориентироваться. Мы свели ее в специальный календарь.
Среднестатистически кризисные периоды начинаются в 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого — от одной до нескольких недель. Имейте в виду: если ваш малыш родился раньше или позже срока, вам нужно самим определить точку отсчета — так, у недоношенных детей скачки роста случаются позже, чем у их сверстников.
- Фото
Первый скачок роста — новые ощущения
5-я неделя
Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»
Что теперь умеет малыш:
улыбается;
рассматривает предметы в его поле зрения;
внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;
реагирует на прикосновения.
Особенности поведения
Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.
Что делать родителям?
Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.
Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.
- Фото
Совет психолога:
Сначала все движения ребенка хаотичны, первое, что у него появляется, это способность фокусировать взгляд на предметах. Важно обеспечить его правильными игрушками, которые помогут ему это умение развить. Это могут быть мобили (подвесные карусели) либо контрастные погремушки. Но самый интересный в этот период объект для малыша — лицо мамы. Существует правильное положение, в котором она должна держать ребенка, — где-то на расстоянии 35–40 сантиметров от своего лица, чтобы кроха фокусировался на ней, рассматривал черты лица. Это самое важное для него развивающее упражнение. Первая улыбка ребенка — очень важный момент, это его социальный дебют, одна из вех развития. До шести недель новорожденный как будто смотрит внутрь себя, а потом словно разворачивается в наш мир. Видеть лицо взрослого для него просто необходимо. Психологи в поисках решения проблемы задержки психического развития новорожденных в домах ребенка придумали вешать перед малышом фотографию человека или даже шарик с нарисованным лицом.
- Фото
Второй скачок роста — познание своего тела
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.
Особенности поведения
Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.
Что делать родителям?
Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.
Совет психолога:
В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.
- Фото
Третий скачок роста — плавные движения
12-я неделя
Лейтмотив: «Я переворачиваюсь»
Что теперь умеет малыш:
видит окружающее пространство в целом, а не отдельные предметы;
совершает плавные, а не резкие движения телом;
учится владеть голосом, меняет произношение от тихого звука до громкого и наоборот;
привлекает к себе внимание не только плачем, но и визгом, смехом.
Особенности поведения
Как обычно в такие периоды, он требует повышенного внимания. Малыш может стать или слишком вялым, апатичным, плохо есть или, напротив, закатывать истерики. Словом, его поведение должно резко измениться. Теперь он к тому же с подозрительностью относится к посторонним.
Что делать родителям?
Учите кроху брать предметы, располагая их на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. Развивайте тактильные ощущения ребенка. Давайте ему потрогать игрушки из разных материалов. Играйте с ним: сажайте на колени и раскачивайте, берите на руки, имитируйте полет самолета и «приземляйте». Придумайте свои развлечения. И говорите, говорите, говорите. Не молчите, думая, что пока он вас не понимает.
Совет психолога:
С 3 до 4 месяцев ребенок начинает переворачиваться, сначала непроизвольно, затем сознательно. И тут важно организовывать ему не слишком жесткую, но и не мягкую поверхность, чтобы малышу было комфортно лежать на спине. Родительская кровать — не лучшая площадка для экспериментов. Поверхность у нее бывает слишком пружинистая или рыхлая. Идеально, если вы приготовите мягкий гимнастический коврик, в меру упругий. И главное — давайте свободу малышу, чтобы он эти перевороты мог осуществлять. Сейчас в моде теория привязанностей — родители все время норовят носить ребенка на руках; контакт действительно очень важен, но не менее важно тренировать двигательные навыки крохи.
- Фото
Четвертый скачок роста — освоение пространства
15–19-я недели
Лейтмотив: «Я понимаю как»
Что теперь умеет малыш:
может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;
не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;
может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.
Особенности поведения
Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.
Что делать родителям?
Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.
Совет психолога:
Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие.
Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.
- Фото
Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции
23–26-я недели
Лейтмотив: «Я двигаюсь»
Что теперь умеет малыш:
лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;
начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.
Особенности поведения
Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки. Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности.
Что делать родителям?
Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.
Совет психолога:
Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.
- Фото
Шестой скачок роста — мир категорий
34–37-я недели
Лейтмотив: «Я исследую»
Что теперь умеет малыш:
начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;
понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;
может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.
Особенности поведения
Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.
Что делать родителям?
Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.
Совет психолога:
Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.
- Фото
Седьмой скачок роста — мир последовательностей
42–46-я недели
Лейтмотив: «Все одно за другим»
Что теперь умеет малыш:
впервые пытается складывать, конструировать;
учится совершать действия в определенной очередности;
ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.
Особенности поведения
Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.
Что делать родителям?
Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.
Совет психолога:
Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни — доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена — кризис трех лет, семи, подростковый.
- Фото
Восьмой скачок роста — самостоятельный поиск решений
51–55-я недели
Лейтмотив: «Я знаю как»
Что теперь умеет малыш:
находит собственные подходы к решению каких-либо задач;
понимает, что такое стирать, звонить, одеться, сесть за стол, сходить в магазин;
знает, что достичь этого можно разными путями.
Особенности поведения
Большинство детей требуют внимания, постоянных занятий. У малыша может резко меняться настроение. Он уходит в себя, задумывается, мечтает, может уставиться в пустоту. Или, напротив, вредничать, привлекать к себе внимание непослушанием, особенно когда вы заняты. Может разозлиться, если запрещаете что-то.
Что делать родителям?
Дайте ребенку возможность выполнять с вами «взрослые» дела: накрывайте на стол, доставайте продукты, просите что-то принести. Ребенка хорошо успокаивает вода — дайте ему возможность с ней повозиться: разрешите помыть посуду, искупать куклу, игрушку.
Совет психолога:
Каприз — это целенаправленное поведение, направленное на получение результата, когда малыш знает, что должен вести себя хорошо, но ведет себя плохо. После года у ребенка могут появляться первые признаки негативизма.
- Фото
Девятый скачок роста — время принципов
60–64-я недели
Лейтмотив: «Я сам!»
Что теперь умеет малыш:
обретает способность обнаруживать и применять свои «принципы»: он не следует программе, но создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее;
учится кувыркаться, взбираться;
держит карандаш;
подражает каким-то действиям;
дурачится, корчит рожицы.
Особенности поведения
Он может требовать: хочу так делать и буду. Устраивает истерики, настаивает, чтобы считались с его интересами. Ноет и привлекает к себе внимание. Изучает реакции окружающих на свое поведение. Хочет быть самостоятельным, делать все сам, но не всегда понимает как. Проверяет состоятельность понятий «да» и «нет».
Что делать родителям?
Постарайтесь не мешать ему, давайте ему возможность пробовать и принимать самостоятельные решения. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с крохой переговоры. Объясняйте границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.
Совет психолога:
Вариант нормы начала ходьбы — с 7 месяцев до 1 года 4 месяцев. Если этого не произошло сейчас, стоит обратить внимание, показать малыша специалисту.
- Фото
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
замечает различия между своими и чужими;
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Слово специалисту
семейный психолог, мама 11 детей
Важно не универсализировать. Имейте в виду, что расклад по неделям — среднестатистический. Не все молодые мамы это знают и понимают.
Я 22 года работаю с молодыми родителями и понимаю, как четкое деление по неделям может на них давить. Такой календарь, с одной стороны, дает последовательность того, чего стоит ждать от малыша, но, с другой, может включить тревогу у мам и пап: мол, почему у моего этого еще не произошло. Знайте: у каждого крохи индивидуальный темп развития. К тому же есть понятие варианта нормы, в которой существует большой разброс. Скажем, вариант нормы, когда ребенок может начать произносить первые слова, от 6 месяцев до года и 10 месяцев.
Темп развития, во-первых, зависит от наследственности. Есть семьи, где дети интеллектуально развиваются с опережением. А в других все очень ловкие, но говорить, например, начинают поздно. И в том и другом случае дело не в питании, не в развивающих методиках. Во-вторых, есть индивидуальные особенности ребенка. Малыш холерического темперамента, живчик, все стадии развития пройдет быстрее, чем уравновешенный малыш.
Тем не менее этапы развития полезно знать и учитывать, быть в курсе, что может произойти с ребенком, каков его следующий шаг. Иначе, скажем, лежит малыш на полу на коврике, вертится, но пока не перемещается, и мама спокойно оставляет его, а в какой-то момент приходит, а он уже грызет зарядку от телефона или провод от розетки, потому что резко научился ползать. Если вы предупреждены о скачках роста, то сможете понимать, к чему надо быть готовым.
Важен не столько точный срок прохождения ступенек, сколько понимание вариантов нормы и соблюдение последовательности скачков, это действительно очень важно. Внимательно относитесь, если какой-то этап ребенок пропустил. Например, если ребенок не реагирует на звуки или у него долго не появляется улыбка, но он уже и перевернулся, и пополз, то стоит насторожиться. Почему так важна улыбка? Потому что ее отсутствие указывает на аутистический спектр. Родители таких новорожденных могут этого не понимать, думать: это ребенок у нас такой серьезный.
Хорошо, когда младенца наблюдает опытный врач (в идеале семейный доктор), который видел огромное количество детей. У него наметанный взгляд, интуиция, чутье на нюансы. Если у родителей возникают сомнения, стоит показать ребенка специалисту, но не нужно включать тревожность. Достаточно раз в три месяца отвести малыша к опытному человеку. Замечательно, если мама младенца ходит на занятия в малышковые группы, наблюдает ровесников своего крохи, общается с теми родителями, у которых уже не первый ребенок, — они могут подсказать, стоит ли беспокоиться».
Елена Шаталова
Раннее развитие детей в чрезвычайных ситуациях
Обеспечение видимости самых маленьких детей и их опекунов в гуманитарном контексте.
ЮНИСЕФ/UN0187723/Санадики
Даже в лучшие времена младенцы и маленькие дети относятся к числу самых уязвимых людей в мире. Когда общество сотрясают насилие, стихийные бедствия или вспышки болезней, самые молодые его члены воспринимают это как экзистенциальную угрозу.
По оценкам, более половины случаев смерти детей в возрасте до пяти лет происходит в условиях вооруженных конфликтов, перемещений или стихийных бедствий. Между тем, дети, подвергавшиеся сильному стрессу и лишениям в критические годы от рождения до 8 лет, с большей вероятностью будут бороться с когнитивными, поведенческими и эмоциональными трудностями и испытывать задержки в своем развитии.
По оценкам, более половины случаев смерти детей в возрасте до пяти лет происходит в условиях вооруженных конфликтов, перемещений или стихийных бедствий.
Для родителей и опекунов — первой линии защиты детей младшего возраста от невзгод — чрезвычайные ситуации приносят стресс, опасность и неопределенность, которые затрудняют обеспечение чуткого ухода, питательной пищи и безопасных условий, в которых нуждаются их дети. Кризисы нагружают и подрывают социальные услуги, на которые полагаются семьи, а поскольку COVID-19пандемия проявляется повсеместно, больше всего страдают те, кто живет в нищете или принадлежит к маргинализированным группам.
Для младенцев и детей младшего возраста в гуманитарных и нестабильных условиях доступ к услугам по развитию детей младшего возраста (РДРВ) является вопросом жизни и смерти. Поддержка их и тех, кто за ними ухаживает, необходима для того, чтобы положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет и способствовать здоровому развитию мозга. Это также ключевая часть помощи сообществам и странам в восстановлении после кризисов, разрыве порочного круга бедности и насилия и построении мирных, устойчивых обществ.
РДРВ в чрезвычайных ситуациях не получает должного внимания и необходимых ресурсов. Лишь небольшой процент планов гуманитарного реагирования включает вмешательства в области РДРВ. Финансирование скудно и часто ограничивается краткосрочным экстренным финансированием, которое не позволяет поддерживать программы для получения долгосрочных результатов.
ответ ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ сотрудничает с правительствами, донорами и другими партнерами для обеспечения того, чтобы самые маленькие дети и их опекуны были заметны в гуманитарном контексте, а также чтобы признавалась исключительная важность услуг по развитию детей в раннем возрасте (РДРВ) – как в условиях острых чрезвычайных ситуаций, которые делают заголовки новостей, а в затяжных кризисах мир часто забывает.
Мы выступаем за увеличение долгосрочного финансирования для поддержки программ РДРВ в чрезвычайных ситуациях и за интеграцию РДРВ на всех этапах гуманитарной деятельности. Наша цель? Страны наращивают поддержку детей младшего возраста и лиц, осуществляющих уход за ними, по мере того, как они готовятся к чрезвычайным ситуациям, реагируют на них и восстанавливаются после них.
Существует множество аспектов, позволяющих обеспечить выживание и здоровое развитие самых маленьких детей в гуманитарных и нестабильных условиях: они должны получать правильное питание и медицинское обслуживание, иметь возможность играть и учиться, а также испытывать любовь и безопасность, которые создают буфер против воздействия невзгод.
Создание всех этих компонентов означает, что РДРВ станет неотъемлемой частью гуманитарных мероприятий в каждом секторе: в области питания и здравоохранения; вода, санитария и гигиена; образование, защита детей и социальная политика. Это означает повышение осведомленности и знаний о РДРВ среди передовых работников во время чрезвычайных ситуаций – создание рабочей силы из людей, которые знают, что нужно маленьким детям и их опекунам, и готовы предложить эту поддержку посредством проверенных вмешательств.
ЮНИСЕФ разработал, протестировал и внедрил пакеты вмешательств для предоставления критически важных услуг РДРВ в гуманитарных и нестабильных условиях. Эти подходы включают в себя создание безопасных мест для игр и обучения младенцев и детей младшего возраста, обучение лиц, осуществляющих уход, и передовых работников созданию благоприятной среды, а также консультирование лиц, осуществляющих уход, для укрепления их собственного благополучия.
С помощью этих основных пакетов РДРВ мы работаем над тем, чтобы даже в самые тяжелые времена младенцы и маленькие дети получали то, что им нужно, чтобы пережить окружающие их потрясения и полностью раскрыть свой потенциал, чтобы они и их сообщества может восстановиться и процветать.
Ресурсы
Узнать больше
ЮНИСЕФ в чрезвычайных ситуациях
Гуманитарная деятельность занимает центральное место в мандате ЮНИСЕФ и реализации прав каждого ребенка.
Изучите нашу работуПрибавь сегодня, умножь завтра
создание инвестиционного обоснования для дошкольного образования
Посмотреть полный отчетБорьба с гендерным неравенством с ранних лет
Стратегии построения гендерно-преобразующей системы дошкольного образования
Посмотреть полный отчетК миру игр и общения для каждого ребенка
Почему игра так важна и как сделать так, чтобы каждый ребенок приносил пользу
Читать историюЧто стоит за обострением кризиса ухода за детьми в США? – The Hill
Краткая история- С 2018 по 2022 год ежегодные экономические потери от ухода за детьми в США выросли с 57 миллиардов долларов до 122 миллиардов долларов.
- Итоговые суммы отражают потери денег в доходах, производительности и доходах.
- Несмотря на то, что в рамках Американского плана спасения отрасль получила дополнительное финансирование, сторонники говорят, что в будущем потребуется дополнительная государственная поддержка.
Соединенные Штаты сталкиваются с растущим кризисом в сфере ухода за детьми.
Его экономический эффект более чем удвоился с 2018 года, увеличившись до ошеломляющих 122 миллиардов долларов в год в виде упущенной выгоды, производительности и доходов в прошлом году. Между тем сам кризис угрожает будущему самых молодых умов США и препятствует трудоустройству и повышению уровня образования американской рабочей силы.
Согласно новому отчету двухпартийного Совета за сильную Америку. По сравнению с экономическим воздействием, наблюдаемым в 2022 году, в 2018 году потери оценивались в 57 миллиардов долларов в год. По словам авторов доклада, как пандемия, так и недостаточная политика усугубили проблемы.
Новый отчет «является еще одним открытием, которое дает понять, что статус-кво с уходом за детьми не работает», — сказала Энн Хеджепет, руководитель отдела политики и защиты интересов в ChildCare Aware of America, которая не участвовала в исследовании.
«Это проблема не только отдельных родителей и семей. Это проблема для всех нас. Это влияет на экономику и влияет на наши сообщества», — сказал Хеджепет.
Индустрию ухода за детьми преследует целый ряд проблем. Но, по мнению защитников, федеральные и государственные инвестиции могут помочь решить проблемы.
Что стоит за кризисом?
Кризис можно разделить на три ключевые взаимосвязанные проблемы: доступность, доступность и качество обслуживания.
Согласно отчету, для младенцев средняя стоимость ухода за детьми в центре или в нежилых коммерческих зданиях превышает стоимость обучения в государственном колледже в 34 штатах и округе Колумбия.
Данные ChildCare Aware показывают, что в 2021 году средняя цена услуг по уходу за детьми по стране составляла около 10 600 долларов в год.
Между тем, те, кто нуждается в услугах по уходу за детьми, часто являются молодыми парами, у которых может не быть такого большого располагаемого дохода, чтобы тратить, сказал Джек Макбрайд, генеральный директор Contec, Inc. и член Целевой группы генерального директора ReadyNation. ReadyNation — одна из трех групп, входящих в Совет за сильную Америку.
Высокие цены означают, что малообеспеченные семьи, среди которых преобладают цветные семьи, часто имеют ограниченный доступ к услугам. Усугубляя неравенство, на протяжении всей пандемии больше цветных семей сталкивались с закрытием детских садов, чем белые семьи.
Америка меняется быстрее, чем когда-либо! Добавьте «Изменение Америки» в свою ленту Facebook или Twitter , чтобы быть в курсе новостей.
«Для семей, которые возглавляет разведенный родитель, или для цветных домохозяйств, стоимость услуг по уходу за ребенком составляет более четверти дохода семьи, до 60 процентов от общего дохода семьи. Это просто неприемлемо для семей», — сказал Хеджепет.
«Рост цен на детские товары за последние три года опережал инфляцию», — добавила она.
На высокие цены влияет несколько факторов.
В целом отрасль является трудоемкой и требует высокого уровня укомплектования персоналом, что увеличивает финансовую нагрузку на центры и увеличивает стоимость лечения. Кроме того, низкая маржа в бизнесе может помешать центрам по уходу за детьми платить сотрудникам конкурентоспособную заработную плату, что приводит к высокой текучести кадров или нехватке персонала, что истощает финансовые ресурсы центров. Правила также определяют, сколько учителей должно присутствовать на количество младенцев или детей ясельного возраста.
Поскольку забота о детях сопряжена с большой ответственностью, центры по уходу за детьми также несут расходы по страхованию, что увеличивает стоимость услуг по уходу.
Когда разразилась пандемия, родители держали детей дома, опасаясь заразиться COVID-19. Это привело к временному закрытию центров и уходу работников из сектора в поисках работы, которая представляла меньший риск для здоровья или была более высокооплачиваемой. И как только работники уходят из отрасли на такие должности, они могут не вернуться.
Пандемия «уничтожила в основном 20 процентов доступных детских садов», — сказал Макбрайд.
«По всей стране рабочая сила на 7,5% меньше, чем до COVID. Таким образом, это потеря около 80 000 поставщиков», — добавила Сандра Бишоп, главный научный сотрудник Совета за сильную Америку и ведущий автор отчета.
Исследование либерального аналитического центра Center for American Progress показывает, что чуть более половины жителей США живут в пустынях по уходу за детьми или в районах, где на каждое лицензированное место по уходу за детьми приходится более трех детей в возрасте до 5 лет.
«Просто нет доступности, и точка, а потом вы добавляете тот факт, что многие семьи не могут позволить себе стоимость ухода, и тогда это просто снижает доступность», — сказал Бишоп.
Долгосрочные угрозы семьям и детям
Качественный уход за детьми необходим для подготовки маленьких детей к дальнейшему обучению. Но высокий уровень текучести кадров и ограниченный доступ ставят под угрозу уровень получаемой помощи.
Маленькие дети нуждаются в постоянном, устойчивом потоке привязанности к взрослому, объяснил Бишоп.
А для детей в возрасте от нуля до трех лет крайне важно обеспечить образовательную помощь, а не только присмотр.
«Если мы не будем стимулировать эти умы от нуля до трех и не увеличим скорость обработки мозга, тогда они достигнут 3k, 4k и 5k, не готовые учиться, как их сверстники. Они отстают и, вероятно, останутся позади на протяжении всей своей академической карьеры», — объяснил Макбрайд.
Упущенные возможности также могут повлиять на заработок в будущем, если дети отстают в своем образовании, не могут окончить среднюю школу или получить свидетельство о квалификации или диплом колледжа. Данные показывают, что дети, посещающие дошкольные учреждения, значительно чаще поступают в колледж.
Независимо от демографических данных, исследования также показывают, что когнитивное, языковое и социальное развитие детей младшего возраста положительно связано с качеством получаемого ухода.
Инвестиции в уход за детьми могут сократить долгосрочные инвестиции из других социальных программ для этого ребенка и семей в будущем, сказал Хеджепет.
Наряду с детьми последствия недостатков системы ощущают и родители. В краткосрочной перспективе высокая стоимость и отсутствие доступа к качественному уходу за детьми сказываются на их способности продвигаться по карьерной лестнице или повышать собственное образование.
Будь то опоздание на работу, уход с работы раньше или отвлечение на работе, эти трудности проявляются в профессиональной жизни родителей. В частности, многие женщины полностью уходят с работы, чтобы заботиться о детях, отмечает Макбрайд, поэтому более надежная система ухода за детьми поможет женщинам-профессионалам продвинуться по карьерной лестнице и получить продвижение по службе.
Согласно отчету Совета, американские семьи теряют 78 миллиардов долларов в год в виде упущенных доходов и расходов на поиск работы в результате сбоев системы. Проблемы производительности обходятся работодателям в 23 миллиарда долларов в год. В результате налогоплательщики ежегодно теряют 21 миллиард долларов из-за снижения федеральных, государственных и местных налоговых поступлений.
«Уход за детьми меняет правила игры, и когда семьям отказывают в цене, это негативно сказывается как на их непосредственной экономической безопасности, так и на их долгосрочных результатах», — сказал Хеджепет.
Как правительство штата и федеральное правительство могут помочь
Некоторые предприятия взяли на себя обязательство устранить пробелы в доступности ухода за детьми, предоставив места в местных центрах для детей сотрудников или инвестируя средства в уход за детьми на месте.
Положительным моментом пандемии стало то, что предприятия стали «гораздо лучше осознавать важность ухода за детьми и то, как выглядит высококачественное дошкольное образование», — сказала Дон Андервуд, основатель и директор некоммерческого сообщества раннего обучения в Индиане. Дошкольное учреждение обслуживает детей в возрасте от 3 до 5 лет.
«Сейчас люди прислушиваются к разговорам больше, чем когда-либо, — сказал Андервуд.
Но поскольку потребности разных семей различаются, а у некоторых малых предприятий может не быть ресурсов для предоставления этих вариантов, защитники говорят, что требуется дополнительная поддержка со стороны федерального правительства и правительств штатов.
Усиление поддержки вне бизнеса также обеспечивает продолжение ухода независимо от смены работы родителей или барьеров, которые не позволяют им работать.
Американский план спасения выделил 39 долларовмиллиардов государствам для преодоления кризиса. Штаты использовали деньги, чтобы отказаться от родительских доплат или уменьшить их. Деньги также помогли расширить право на помощь большему количеству семей среднего класса.
Для Андервуда средства помогли Сообществу раннего обучения предложить дошкольное учреждение Zoom, когда очное обучение было закрыто. Они также разрешили некоммерческой организации приобретать чистящие средства, маски и тесты на COVID-19, оплачивать коммунальные услуги и ипотеку, а также предлагать сотрудникам пакеты льгот и повышать их заработную плату.
«Без этих средств мы бы не смогли оставаться открытыми», — сказал Андервуд. Однако вложенных средств Андервуд не хватило, чтобы нанять новых учителей. «У нас, как и у всех остальных, не хватает рабочей силы, поэтому нам придется выяснить, как платить нашим учителям больше и предлагать им льготы для удовлетворения потребностей всех этих детей».
Срок действия федеральной помощи истекает в 2024 году, что вызывает опасения второй волны закрытия предприятий по уходу за детьми.
Некоторые штаты продвинулись вперед в политике. Колорадо недавно начал набор в универсальные дошкольные учреждения, которые, как ожидается, будут обслуживать около 30 000 четырехлетних детей в штате. Законодатели Вермонта представили законопроект об уходе за детьми, который увеличивает количество часов, которые дети младшего возраста имеют право на бесплатное общественное дошкольное образование.
«Мы хотим, чтобы этого было больше, больше инвестиций на федеральном уровне и уровне штата», — сказал Хеджепет.
Это может быть в форме налоговых льгот или субсидий или даже политики, которая улучшает компенсацию работникам, снижает доплаты семьям и инвестирует в организации, которые помогают семьям совмещать свободные места в детских центрах.
«Я некоммерческая организация, и мне всегда было сложно одновременно платить учителям столько, сколько они заслуживают как профессионалы, и иметь возможность предлагать стипендии семьям, которые не могут позволить себе дошкольное образование. Так что это был акт балансирования в течение многих лет», — сказал Андервуд. Далее она подчеркнула важность продолжения государственного и федерального финансирования для выплаты учителям более высокой заработной платы и предоставления льгот в будущем.
«Уход за детьми — это рынок, который не работает. Услуга стоит больше, чем люди, которые нуждаются в услуге, могут заплатить.