Кризисы психологического развития детей: Все о возрастных кризисах детей – календарь кризисов развития ребенка

Содержание

Все о возрастных кризисах детей – календарь кризисов развития ребенка

Возрастные кризисы у детей – естественная часть развития ребенка, связанная с переходами с одного этапа жизни на другой. В такие периоды поведение ребенка может меняться и не всегда в лучшую сторону. Родителям нудно быть готовым к этим непростым периодам.

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Кризис новорожденных

При рождении ребенок физически отделяется от матери. В то же время он остается несамостоятельным биологически, так как его организм не способен выполнять жизненно важные функции. В течение первых 6-8 недель он занимает промежуточное положение между внутриутробным и постнатальным периодом жизни. Этот промежуток рассматривают как переходный этап от одного типа развития к другому.

Кризис 7 года жизни

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус.

Кризис 3 лет у ребенка

По мере роста ребенок с периода раннего детства проходит кризисные этапы развития. Это заметные и достаточно яркие поведенческие изменения, которые замечают родители и окружающие. Всего выделяют 6 кризисных этапов: кризис новорожденности, годовалого возраста, трехлетки, семи, тринадцати и семнадцати лет. Но детский 

кризис 3 лет у ребенка считается одним из самых значимых и выраженных. 

Подростковый кризис

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Кризис первого года жизни ребенка

Кризис первого года жизни ребенка наблюдается в возрасте 1-1,5 лет. Он разделяет периоды младенчества и раннего детства, обеспечивает переход от одного этапа развития к другому. Его начало и продолжительность зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Записаться на прием

Запись через сайт является предварительной.

Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.

 

Указать время

Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30

Указать специалиста

Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург

 

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг

 

Наши преимущества

Комплексный подход

В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.

Собственная лаборатория

На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.

Современное оборудование

Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики

Акции и скидочная система

Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.

Принять

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть

Нынешнее поколение детей очень сильно отличается от тех, кто рос ещё лет 10-15 назад. Современные дети раньше развиваются, раньше «взрослеют» во всех отношениях: физическом, психическом, эмоциональном.

Многие процессы, в том числе, гормональная перестройка, у них тоже происходит раньше, поэтому проявления влюблённости, интерес к отношению полов у них тоже проявляются много раньше. И наступление пубертатного кризиса возможно и будет считаться нормой уже не в 13, а в 11 лет.

Пубертатный кризис самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении.

У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно.

Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.

Помимо изменений в поведении ребёнка, у него наблюдаются изменения в самочувствии:

  • Повышение артериального давления и тахикардия
  • Головокружения и обмороки
  • Нарушения сна
  • Повышенная возбудимость
  • Иногда болезненность в суставах, связанные с быстрым ростом
  • Изменение пропорций тела
  • Повышенное потоотделение
  • Мутация голоса у мальчиков
  • Появление вторичных половых признаков
  • Кожные высыпания

Как поступать взрослым в период кризиса 13-ти лет

Пубертатный кризис нередко провоцирует у ребёнка возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств:

  • Истерики
  • Уход из дома
  • Курение, употребление алкоголя
  • Воровство
  • Суицидальные расстройства
  • Девиантное поведение
  • Неврозы, тики, фобии
  • Акцентуации
  • Психопатии
  • Обсессивно-компульсивные расстройства
  • Депрессии

Игнорирование взрослыми этих в буквальном смысле криков о помощи может обернуться трагедией.

Как помочь ребёнку преодолеть пубертатный кризис:
  1. Найдите время на то, чтобы изучить данный вопрос: сейчас очень много литературы в открытом доступе, в том числе учебников и пособий по психологии детского возраста.
  2. Научитесь слышать вашего ребёнка, давайте ему возможность высказаться, дайте совет, если он этого просит.
  3. Не допускайте в разговоре с ребёнком криков, упрёков, оскорблений, как бы тяжело вам не было: за маской бунтаря, за показным равнодушием прячется очень ранимое существо.
  4. Не допускайте гиперопеки, не устанавливайте жёстких рамок, наоборот, поддерживайте самостоятельность ребёнка, его стремление к взрослой жизни, к принятию решений, но в то же время чётко объясните, что с расширением его прав, увеличиваются его обязанности и ответственность.
  5. Не забывайте уделять внимание себе. Да, это тоже очень важно – сместить центр притяжения с ребёнка, не посвящая ему 24 часа в сутки. Таким образом вы избежите совершенно не нужных придирок и выяснений отношений.
    У вас будет время отдыхать друг от друга.
  6. Помните, что возрастной кризис явление временное, и он обязательно когда-нибудь закончится. И как будут складываться ваши дальнейшие отношения с подростком, как будет складываться вся его жизнь, во многом, но не во всём, зависит от вас – от родителей.

Как кризис влияет на развитие в среднем детстве

В этой статье вы прочтете о том, как кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве.

Изменения и кризис

Изменения и кризис могут влиять на развитие разными способами. Хотя некоторые воздействия являются негативными, поскольку они нарушают способность детей чувствовать себя в безопасности и безопасно исследовать мир, изменения также могут предоставить детям возможность расти по мере их адаптации к новым ситуациям.

Многие факторы в жизни отдельного ребенка, такие как доступ к материальным и психологическим ресурсам, играют роль в том, как кризис на самом деле влияет на развитие.

Ниже приведены некоторые способы, которыми кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве, которые мы рассмотрели на предыдущем шаге.

1. Язык и эмоции

Столкнувшись с кризисом, детям может быть трудно понять свои собственные чувства или эффективно рассказать о своих потребностях и переживаниях.

Времена перехода часто связаны со сложными и меняющимися эмоциями. Например, закрытие школы, переезд семьи или изменение распорядка могут вызвать у детей чувство замешательства, неуверенности или беспокойства.

Маленькие дети могут казаться незатронутыми или ничего не подозревающими, в то время как дети старшего возраста могут выражать тревогу или гнев. В разные моменты у детей могут быть разные чувства: грусть по поводу прощания с друзьями может смениться волнением перед исследованием нового места или составлением нового расписания.

Разные эмоции одновременно

Дети могут выражать разные эмоции одновременно и могут быть перегружены и не понимать многие вещи, которые они чувствуют.

Дети могут быть не в состоянии передать эти сложные чувства и могут выражать свои потребности невербально и косвенно.

Это может проявляться в виде изменений в ежедневном режиме сна, питания и ухода за телом, замкнутости или эмоциональных и поведенческих всплесках, таких как плач или «разваливание» в неожиданное время.

Ночное недержание мочи и другие физические регрессии являются признаком дистресса и не должны наказываться; вместо этого взрослые должны следить за эмоциональными и поведенческими изменениями, проявляя постоянную и чуткую заботу и поддержку.

2. Регулярные возможности поговорить

Регулярные возможности поговорить могут помочь детям конструктивно обрабатывать чувства, продолжая развивать речь, самосознание и навыки самовыражения.

Взрослые могут рассказывать о своих чувствах, задавать вопросы и помогать детям определять новые или сложные эмоции. Называние чувств может быть полезным инструментом для детей, переживающих перемены или утрату. У детей может возникнуть беспокойство или любопытство по поводу кризиса/ситуации, и они могут часто задавать вопросы, чтобы лучше понять ее.

Если вы будете слушать детей и делиться соответствующей их возрасту информацией, это будет способствовать развитию детей, а также их пониманию ситуации, что может уменьшить неуверенность или страх.

Забота о других

Во время кризиса или переходного периода у детей могут возникнуть трудности с отношением к опыту других. Одно и то же событие может повлиять на каждого ребенка, семью или сообщество по-разному.

Маленькие дети, как правило, сосредотачиваются на своих непосредственных обстоятельствах и могут испытывать трудности с тем, чтобы представить или сопереживать другим, у которых другой опыт. Дети старшего возраста более склонны думать о других и сопереживать им.

Упражнение в оценке перспективы

Взрослые могут способствовать росту в этой области, практикуя принятие точки зрения: обсудите различные обстоятельства и предложите детям исследовать, каково это быть «в чьей-то шкуре».

Кроме того, дети старшего возраста могут рассматривать кризис как возможность помочь своему сообществу. У детей в возрасте 7–9 лет растут способности и понимание того, как они могут внести свой вклад в благоустройство своего дома или района. Поиск способов помочь другим во время кризиса может дать старшим детям чувство цели.

3. Мышление и понимание

Во время кризиса или перехода у детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или запоминанием информации. Они могут отвлекаться и с трудом выполнять школьные задания или выполнять другие обязанности.

Детям может потребоваться больше времени и поддержка взрослых, чем обычно, для выполнения повседневных задач, и им могут быть полезны визуальные напоминания, такие как письменные расписания или контрольные списки.

Это изменение также дает детям возможность расширить свое мышление и понимание. Дети могут задавать «большие вопросы» и говорить о событии или будущем так, как это может быть или нет, реалистично или точно.

Построение понимания мира

Разговоры могут помочь детям лучше понять мир и поддержать развитие абстрактного мышления.

Например, объяснение, почему школы закрыты или сколько времени осталось до их открытия (например, рисование или использование календаря, чтобы отметить течение времени), может развить у детей способность думать о причинно-следственных связях или думать о будущее.

4. Отношения и игра

Наконец, отношения и игра могут измениться в результате кризиса или перехода. Если дети не могут общаться со сверстниками, они могут чувствовать себя изолированными или одинокими. У них могут быть ограниченные возможности практиковать социальные навыки, такие как чередование, сотрудничество и переговоры со сверстниками.

Чувство неуверенности может привести к неуверенности в изучении новых вещей. С другой стороны, дети могут хотеть играть в игры, быть физически активными и общаться с опекунами или братьями и сестрами радостными и забавными способами.

Дети часто используют воображаемую игру, чтобы исследовать и проигрывать свои чувства и переживания. Взрослые могут способствовать здоровому развитию, продолжая ежедневно играть и строить отношения с детьми.

Если вы хотите узнать больше о том, как справиться с изменениями, ознакомьтесь с полным онлайн-курсом от LEGO Foundation ниже.

8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.

Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями индивида (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).

Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Этап Психосоциальный кризис Основная добродетель Возраст
1. Доверие против недоверия Надежда 0 – 1½
2. Автономия против стыда Воля 1½ – 3
3. Инициатива против вины Назначение 3 – 5
4. Трудолюбие против неполноценности Компетенция 5 – 12
5. Идентичность и путаница ролей Верность 12 – 18
6. Близость против изоляции Любовь 18 – 40
7. Генерация против стагнации Уход 40 – 65
8. Целостность эго против отчаяния Мудрость 65+

Содержимое

1. Доверие против недоверия

Доверие против недоверия — это первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.

Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.

Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.

Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.

Успех и неудача на первом этапе

Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.

Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.

2. Автономия против стыда и сомнения

Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.

Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.

Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности к выживанию и могут затем стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.

Что происходит на этом этапе?

Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.

Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.

Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.

Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.

От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).

Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).

3. Инициатива против вины

Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.

Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».

В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.

Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.

И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.

Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, тогда у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».

Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.

Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетентностью) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его конкретным навыкам.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.

Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.

Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к добродетели компетентности .

5. Идентичность и путаница ролей

Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность и смешение ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.

Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 19).63, с. 245).

Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.

Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.

Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .

Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.

В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.

В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).

Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.

6. Близость против изоляции

Близость против изоляции — это шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.

На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.

Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.

Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .

7. Генерация против стагнации

Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).

С психологической точки зрения генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .

8. Целостность эго против отчаяния

Целостность эго против отчаяния — восьмая и последняя стадия теории стадий психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.

Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.

Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).

По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.

Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.

Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.

Критическая оценка

Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).

Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, теперь они считаются активными и важными периодами личностного роста.

Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.

Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.

Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор социального и эмоционального развития человека, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.

Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.

Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.

Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).

Эриксон против Маслоу

 Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона? 
Маслоу Эриксон
Маслоу предложил ряд мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени.
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические.
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает преодоление психосоциального кризиса.
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов.

Сводка

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:

Доверие против недоверия

Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.

Отсутствие этого приведет к недоверию.

Самостоятельность против стыда и сомнения

Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнений.

Инициатива против вины

Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.

Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.

Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.

Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.

Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.

Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия возникает в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.

Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.

По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.

Близость или изоляция

Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.

В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.

Генеративность против стагнации

Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.

Люди испытывают потребность создавать или взращивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Целостность эго против отчаяния

Эта стадия наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к ощущению глубокого чувства сожаления.

Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.

Ссылки

Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1958). Юноша Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.

Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.

Добавить комментарий