К проблеме классификации кризисов развития
В психологии развития, как известно, существуют самые разнообразные, а порой и противоречивые точки зрения относительно феномена возрастных кризисов. Некоторые авторы считают даже, что это понятие потеряло свою познавательную ценность [1]. При этом противоречивость проявляется не только в теоретических, но и в эмпирических исследованиях. Например, некоторые исследования подросткового кризиса показывают, что кризис не типичен этому возрасту [2], а другие свидетельствуют, что почти у 80% подростков проявляются симптомы кризиса [3]. Такое состояние проблемы мы в первую очередь связываем с не дифференцированностью феномена кризисов развития и, в связи с этим, с не разработанностью понятийной системы этой проблемы.
В современной психологии развития условно можно выделить два основных подхода к пониманию этого понятия:
-
Возрастные кризисы обусловлены специфическими трудностями, характерными для данного возраста (например, кризис 7 лет связывается с готовностью к школьному обучению [4], или же кризис позднего возраста- с выходом на пенсию [5]).
-
Кризисы связываются с некоторыми общими стрессогенными закономерностями развития, которые проявляются на каждом возрастном этапе (на основе именно такого подхода изначально был выделен феномен возрастных кризисов).
Фактически представленные подходы отражают разные группы возрастных стрессогенных факторов, каждое из которых имеет свои причины, особенности течения, симптоматику, и не возможно создать единую понятийную и концептуальную основу, объединяющую и объясняющую все возрастные кризисы. На наш взгляд, с этим и связаны основные трудности как теоретического, так и эмпирического исследования проблемы кризисов развития. Выход из этого тупика мы видим в принятии того факта, что, как и в жизни, так и в процессе развития, существуют разные стрессы, т.е. существуют виды возрастных кризисов. Даже самое поверхностное сравнение симптоматики кризисов разных возрастов показывает, что симптомы кризисов некоторых возрастов очень похожи и различаются от других [6].
Таким образом, мы считаем, что существуют различные виды возрастных кризисов, каждый из которых имеет свои причины, проявления и функции в процессе развития человека. Выше мы представили две группы, в каждом из которых можно выделить подгруппы. В первой группе (кризисы, обусловленные специфическими трудностями, характерными только для данного возраста) можно, например, выделить следующие нормативные возрастные стрессы или кризисы (мы считаем более правильным понятие «возрастной стресс», так как кризис отражает уровень развития стресса, до которого человек может и не дойти [8; с. 65], однако, имея в виду то, что в науке не поощряется применение новых понятий, мы употребляем эти понятия в качестве синонимов): 1. Кризисы, связанные с формированием возрастных новообразований (например, формирование речи, прямохождения, выделенные Э. Эриксоном такие новообразования, как базовая доверия/недоверия и др., нормативные биологические изменения организма — половое созревание, старение, климакс и т.
Что касается второй группы возрастных кризисов (кризисы, обусловленные общими стрессогенными закономерностями развития и нормативно проявляющихся на каждом возрастном этапе), то наиболее распространенной является концепция, объясняющая кризисы трудностями перехода из одного возрастного этапа в другой (как известно, часто понятия «переходные возрасты» и «возрастные кризисы» применяются в качестве синонимов). Основная трудность в этой концепции, на наш взгляд, связана с тем, что в современной психологии развития сама проблема возрастной периодизации остается нерешенной [10 и др.], вследствие чего затрудняется не только определение переходных периодов, но и тех конкретных механизмов, которые приводят к кризису (например, не вполне понятно, какой переход происходит во время подросткового кризиса в 13-15 лет: если это переход к половому созреванию, то он начался несколько лет назад, а если это переход к половой зрелости, то это происходит несколькими годами позже).
Некоторые авторы выделяют также и другие общие закономерности развития, приводящие к кризису. Так, Д. Б. Эльконин предполагает, что кризисы 3 и 11 лет имеют другие основы (связаны с формированием самостоятельности, эмансипацией от взрослых), чем кризисы 1 года, 7 и 15 лет (это кризисы «расчленения») [11; с. 498-499]. Выше мы уже отметили, что П. Блосс связывает кризисы 3 лет и подросткового возраста с процессом индивидуации. В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман в своей оригинальной теории развития, также выделяют два вида кризисов. Это кризисы рождения, обусловленные вхождением в новую общность [12; с. 44] и кризисы развития, связанные с освоением новой общности [13; с. 45]. Наши исследования также показали, что некоторые возрастные кризисы связаны не с переходом из одного возрастного этапа в другой, а иными закономерностями развития [14]. Такой закономерностью являются качественные перестройки самосознания, происходящие на каждом возрастном этапе (от детства до позднего возраста).
На основе анализа функционального значения системы новообразований основных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных этапа, направленные на их разрешение. Первой проблемой развития является формирование видовых свойств человека (с эмбрионального периода до 7-8 лет). Фактически, с начала зачатия до начала этапа полового созревания все основные биологические (имеем в виду новообразования эмбрионального периода), психические, поведенческие и социальные новообразования являются видовыми свойствами (прямохождение, речь, мышление, сознание и т.п.), следовательно, «целью» процесса развития на этом этапе является формирование субъекта видовой активности, т. е. человека. На втором этапе развития (8, 9 — 18, 20 лет) разрешается проблема формирования субъекта половой активности (с этим связаны основные новообразования этого возраста). Этот процесс заканчивается примерно в 20 лет, юноша, как в биологическом, так и в психологическом и социальном смыслах, становиться половозрелым [16]. Именно с этого периода, на наш взгляд, начинается актуализация третьей проблемы развития, которую можно определить как формирование субъекта социальной активности, т.е. субъекта семейной и трудовой активности. Этот этап развития охватывает период с 22 до 35, 45 лет. И, наконец, последнюю проблему, и этап развития (с 40, 45 лет до конца жизни) мы охарактеризовали как самоисчерпание.
В представленной возрастной периодизации переходными периодами являются 7- 8 лет (кризис семи лет), 18-20, 22 (кризис юности), 35-45 (кризис середины жизни).
Специфической особенностью возрастного развития человека можно считать то, что процесс развития происходит на двух принципиально разных уровнях – спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит в основном по биологическим и социальным программам. На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, не актуальна для субъекта, он не воспринимает себя ее носителем (общество также не воспринимает его как таковым) и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее разрешения. Однако в определенный период каждого возрастного этапа человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя как субъекта этого процесса и начинает осуществлять деятельность, направленную на разрешение проблемы развития, как бы берет собственное развитие в свои руки. На каждом возрастном этапе можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды характеризируется тем, что человек создает концепцию своего развития и собственного «Я» как субъекта данного процесса, т. е. отвечает на вопросы: «кто Я и куда иду?». При этом, на каждом этапе развития эти концепции меняются: человек сталкивается с принципиально новой проблемой развития и с новым образом самого себя, т. е. перестраиваются и самосознание человека, и концепция собственной жизни. Эти периоды перестроек, на наш взгляд, и составляют возрастные кризисы второй группы. Это кризисы 3 лет, когда формируется видовое самосознание («я человек, такой, как взрослые»), 13-15 лет — формируется половое самосознание, в 25-32 лет — человек осознает себя в качестве субъекта социальной активности, т.е. как супруга, родителя, субъекта трудовой активности, и в 55-65 лет человек осознает себя смертным. В качестве непроверяемой гипотезы можно предположить о существовании еще одной перестройки самосознания или качественного развития последней перестройки. Речь идет об осознании собственного «Я» как умершего в процессе умирания. Это явление представляется, например, в тибетской книге мертвых – «Бардо тедол». В ней описывается этап неопределенности (при всех перестройках самосознания можно проследить такой этап), когда умерший «…спрашивает себя: «Жив я или мертв!» — и не может ответить»(17; с. 38). Потом происходит осознания себя как умершего(18; с. 45), после чего начинаются 49 дневные испытания (при других перестройках самосознания человек также начинает испытывать себя, экспериментировать в качестве субъекта соответствующей активности).
В конце попытаемся представить еще одну группу кризисов развития, которая не имеет нормативного характера и необусловлена возрастными закономерностями развития. Речь идет о кризисах индивидуального развития личности. Под этим понятием мы подразумеваем такое развитие личности, которое больше обусловлено субъективными факторами — воспитанием, самовоспитанием, жизненными обстоятельствами, индивидуальными особенностями личности и т. п. Обычно эта сфера развития с разных точек зрения исследуется в педагогике, в психотерапии, в мистике. При этом специально не ставится цель изучать особенности, варианты, этапы, закономерности, переходные периоды индивидуального развития личности. На наш взгляд, эти вопросы являются объектом исследования психологии развития, и поэтому мы считаем обоснованным рассматривать кризисы индивидуального развития как один из видов кризисов развития.
Теперь попытаемся представить эти кризисы. На наш взгляд, к этой группе, в первую очередь, можно отнести так называемые духовные кризисы. Существует множество подходов толкования и описания этого феномена [19, 20 и др.]. В мистических учениях, в религии и в некоторых психотерапевтических школах под этим понятием понимают качественные перевороты в сознании, в мировоззрении, в ценностной системе субъекта, в результате чего человек как бы пробуждается, просветляется, начинает понимать и чувствовать бога, вечность, смысл существования, происходит «…радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность личности» (21; с. 32).
К кризисам личностного развития можно отнести также и некоторые экзистенциальные кризисы, например, кризис смысла[22].
По всей вероятности, существуют и другие виды кризисов, переходных периодов личностного развития, например, в процессах потребностного (А. Маслоу), морального (Л. Колберг) развития, при резких изменениях социальной ситуации развития личности и т.п. Эта сфера, на наш взгляд, нуждается в многостороннем научном исследовании (в частности в рамках психологии развития), при этом важно изучить не только положительные, но и отрицательные варианты разрешения личностных кризисов, когда происходит «инфляция», деградация или же патологическое развития личности.
Таким образом, мы попытались дифференцировать разные виды кризисов развития. Естественно, что такая дифференциация требует также уточнения и в понятийной системе. В современной психологии развития феномен кризисов представляется самыми разными понятиями. В литературе можно встретить такие понятия, как «кризисы психического развития», «кризисы развития», «личностные кризисы», «кризисные состояния личности», «кризисы развития личности», «возрастные кризисы», «переходные периоды», «критические возрасты», «кризисы рождения» и др. Не имея возможности специально проанализировать все эти понятия (подробный анализ дан нами в другой работе [23]), просто представим наши соображения. В психологии кризисы развития рассматриваются как один из видов разнообразных кризисных явлений, для которых обычно применяется общее понятие «психологические кризисы» [24]. Понятие «кризисы развития» обычно применяется в западной психологии, а в отечественной, более принято понятие «возрастные кризисы». Если учесть то обстоятельство, что существуют кризисы, обусловленные не возрастными закономерностями, а индивидуальными особенностями развития личности, то более приемлимым можно считать понятие «кризисы развития» и в нем дифференцировать два подвида — «кризисы возрастного развития» или «возрастные кризисы» и «кризисы индивидуального развития личности» (с этой точки зрения, целесообразно в психологии развития выделить два раздела — психология возрастного развития и психология индивидуального или личностного развития). Как было отмечено выше, возрастные кризисы также имеют свои подвиды — это специфические трудности или стрессы отдельных возрастов (по аналогии таких понятий как «семейные или профессиональные стрессы») и кризисы, обусловленные общими закономерностями развития — переходами из одного возрастного этапа в другой и возрастными перестройками самосознания. Для первых можно применить понятие «переходные периоды возрастного развития», а для последних — «кризисы возрастного развития личности» (понятия «Я», «личность», «самосознание» в психологии рассматриваются как неотделимые, почти синонимичные понятия и по этому, перестройки самосознания мы рассматриваем как критические периоды возрастного развития личности).
ЛИТЕРАТУРА
-
Kruger A. The midlife transition: crisis or chimera, // Psychological reports, 1994. Dec. 75(3 pt 1). P. 1299-1305.
-
Douvan E., Adelson J. The adolescent experience. N.Y.: John Wiley, 1966.
-
Masterson J. F., Washburne A. The symptomatic adolescent: Psychiatric illness or adolescent turmoil? // American journal of psychiatry, 1966, 122: issue 11. pp. 1240-1248.
-
Елагина М.Е. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 1. C. 37–42.
-
Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. М.: ЭКСМО, 2005.
-
Худоян С. С. Переходные и критические возрасты в жизни человека. // Наука и техника, 1999. № 1–3. С. 38–43. (на арм. языке).
-
Blos P. On adolescence. N. Y., Free PressGlencoe, 1962.
-
Burgess A. W., Baldwin B. A. Crisis intervention: Theory and practice. Englewood Cliffs: Prentice Hall inc. 1981.
-
Havighurst R. S. Developmental tasks and education. N. Y., David Mckey comp.1972.
-
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
-
Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников // Избр. психол. тр. — М.: 1989. С. 480-520.
-
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38–50.
-
Там же.
-
Худоян С. С. Переходные и критические возрасты в жизни человека. // Наука и техника, № 1–3, 1999. С. 38–43. (на арм. языке).
-
Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: Зангак-97, 2004. (на арм. языке).
-
Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
-
Тибетская книга мертвых. М.: Двойная звезда, 1995.
-
Там же.
-
Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995.
-
Перри Дж.У. Духовный кризис и обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
-
Ассаджоли Р. Психосинтез. М.: REFL-book, 1994.
-
Баканова А.А. Личностный кризис // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов /Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 167-181.
-
Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван, Зангак-97, 2004, 248 с. (на арм. языке).
-
Burgess A.W., Baldwin B.A. Crisis intervention: Theory and practice. Englewood Cliffs: Prentice Hall inc.1981.
основные детские психологические кризы в возрасте от рождения до шести лет
У детей, как и у взрослых, есть кризисы, которые наступают в определенное время.
Возрастные кризисы у малышей – это неотъемлемая составляющая их развития и взросления. Наступают кризисы возрастного развития детей очень часто тогда, когда они переходят «рубеж» между возрастами. Все они пройдут безболезненно, если заранее приготовиться к переменам.
- Типичные возрастные кризисы
- Кризис первого года жизни у ребенка
- Кризис двух лет у малыша
- Кризис трехлетнего ребенка
- Кризис шести лет
Типичные возрастные кризисы
Длительность возрастных кризисов, как правило, занимает около месяца, но есть такие дети, у которых кризис может длиться и год, и два. Все это зависит от характера, воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
Одни психологи утверждают, что ребенок, который не пережил хотя бы один из кризисов возрастного развития, не может в будущем достичь своих целей. Другие же считают, что кризисы у детей – это что-то ненормальное, результат неправильного воспитания карапуза.
Что касается поведения ребенка, то в период кризиса он становится капризным, неуправляемым, конфликтует с родителями и другими людьми, устраивает истерики. Хотя ученые и не выделяют четких рамок начала и окончания кризисов возрастного развития детей, вышеперечисленные характеристики поведения малыша должны дать родителям тревожный сигнал.
Кризис первого года жизни у ребенка
Самый первый кризис, который наступает у ребенка – это кризис одного года жизни. Совсем необязательно, что он проявится тогда, когда маленькому исполнится ровно годик. Этот кризис может наступить и в 9 месяцев, и в 1,5 года.
Кризис первого года жизни у ребенка сопровождается плачем, криком, отказом от чего-либо (игрушек, еды, одевания, купания), бурными истериками. Часто бывает так, что малыши падают на пол и начинают биться о него ногами или головой. Весь этот «концерт» они устраивают лишь для того, чтобы достичь своей определенной цели и получить желаемое.
Почему наступает кризис в таком возрасте? Да потому, что ребенок взрослеет, он хочет делать то, чего еще не может. Например, карапуз хочет есть только самостоятельно, залезать туда, куда ему не положено, тянуть все съедобное и несъедобное в рот, трогать чужих собак или кошек.
В конечном результате родители получают все «прелести» взросления своего чада. Этот кризис длится не очень долго, по истечении некоторого времени он проходит. Родители же получают горький опыт по поводу того, как нужно вести себя во время кризиса первого года жизни у ребенка.
Кризис двух лет у малыша
Этот кризис наступает тогда, когда кроха входит в новый для него возрастной период. В это время он понимает, что многое может делать самостоятельно, что может манипулировать мамой и папой. Кризис 2-х лет у ребенка сопровождается яркими эмоциями, предъявлением требований, осознанным манипулированием.
Характерна для этого периода полная самостоятельность ребенка. Он хочет сам одеваться, есть, делать то, что делают взрослые. Очень важно позволять своему малышу делать это в разумных мерах, потому что так он освоит новые навыки. Если карапуз хочет одеваться сам на прогулку, то почему бы не позволить ему это сделать? Пусть процесс одевания займет больше времени, но ребенок будет горд от того, что смог без помощи мамы одеть штанишки или юбочку.
Во время кризиса 2-х лет у ребенка очень важно научиться с ним договариваться, объяснять маленькому, что не всегда можно делать то, что он хочет. В таком случае кризис пройдет почти незаметно.
Кризис трехлетнего ребенка
Об этом кризисе знают абсолютно все родители. Ребенок становится очень упрямым, устраивает истерики везде: на улице, в магазине, в садике, на отдыхе. Это новый шаг к взрослой жизни, который малыш делает самостоятельно.
Кризис трехлетнего ребенка не может пройти незаметно. Дети становятся агрессивными, трудно управляемыми, начинают говорить «плохие» слова. Понятно, что родителям тяжело пережить этот период, но ребенку тоже несладко. Ситуация усложняется тогда, когда мама постоянно говорит, что малыш все делает неправильно, часто упрекает его в чем-то.
Для того, чтобы спокойно преодолеть кризис трех лет, родители должны соблюдать спокойствие, не наказывать и не бить карапуза. Вседозволенность тоже не приветствуется, нужно просто отыскать «золотую середину» во взаимоотношениях с ребенком.
Кризис шести лет
В это время у ребенка изменяется модель его поведения, он отказывается от любимых игрушек, не хочет общаться с родителями. Кризис 6 лет у детей так же важен для развития, как и кризис 3-х лет. Маленький человечек переходит на новый этап взросления, прощается с садиком и идет в школу.
Именно это в основном является причиной возникновения кризиса. У некоторых детей он проходит почти незаметно, а у других – очень бурно. Но в любом случае нужно помочь своему чаду пройти этот сложный для него период, окружить малыша родительским вниманием и любовью.
Все кризисы на пути ребенка должны преодолеваться с помощью родителей. Только так малыш вырастет уверенным в себе и добрым человеком.
Кризис среднего возраста | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Психологу Эллиоту Жаку приписывают введение термина кризис среднего возраста , в настоящее время прочно укоренившегося в психодинамической теории, в статье 1965 года под названием «Смерть и кризис среднего возраста», написанной для International Journal. психоанализа . Жак предположил, что средний возраст , аналогичный вершине «холма» в поговорке «за холмом», — это время, когда взрослые ретроспективно анализируют свою жизнь, проецируют будущую автономию, функциональность и продолжительность жизни и осознают свою смертность. как интимная реальность.
Эта первоначальная концепция выявила два важных подразумеваемых момента. Во-первых, кризис среднего возраста является частью продолжающегося процесса взросления и адаптации, который характеризует старение. Это говорит о том, что факторы, которые предшествуют кризису среднего возраста, провоцируют его и следуют за ним, могут повторяться. Второй момент заключается в том, что предполагаемая близость к снижению функциональности или смертности может быть более заметным инициатором ретроспективного анализа, чем возраст сам по себе. Например, в популяциях, где продолжительность жизни сокращается из-за болезни, есть данные о том, что факторы, связанные с кризисом среднего возраста, могут проявиться гораздо раньше в жизни.
Карл Юнг (1875–1961) в своих обширных работах выделил пять стадий, связанных с врожденным, нормальным и ожидаемым переходом среднего возраста: аккомодация, сепарация, лиминальность, реинтеграция и индивидуализация. На аккомодации , предпереходной стадии, индивидуумы проявляют адаптивные характеристики (personae), основанные на требованиях и ожиданиях окружающей среды, и приобретают определения себя, основанные на том, что является наиболее адаптивным. Затрачивая огромную умственную энергию, люди постоянно пытаются сбалансировать свою личность с фундаментальными предпочтениями и желаниями. Этот этап обычно характерен для младших лет, когда ожидания окружающих оказывают более существенное влияние на предпочтения и поведение.
Для многих то, что необходимо для функционирования в конкретном окружении, находится в существенном противоречии с фундаментальными предпочтениями. В период переоценки, часто происходящий в середине жизни, люди начинают бросать вызов и медленно разбирать личность и упорядочивать свою жизнь на основе фундаментальных предпочтений. Этот процесс, известный как разделение , наполнен вопросами об основных предпочтениях и о том, насколько близко они совпадают с тем, что было представлено миру ради адаптации. Чем больше дистанция между этими врожденными мотивами и внешним персонажем, тем больше вероятность того, что этот период будет определен как «кризис» и произойдут резкие изменения в явном поведении и предпочтениях.
В лиминальности , следующей стадии в случаях, когда существует значительная дистанция между адаптивной личностью и личными предпочтениями, ранее адаптивная личность полностью отвергается, хотя бы на короткий период, а определенные социальные и культурные требования в значительной степени игнорируются. Люди часто сомневаются в своей сущности, им не хватает самоощущения, и они гораздо больше полагаются на новые внешние источники — как на собственность, так и на людей — для определения того, кто они есть, поскольку они работают над созданием новой личности.
Примечательно, что этапы разделения и лиминальности больше всего связаны с современностью и с развитыми странами. Симптомы кризиса среднего возраста в западных культурах могут включать повышенную скуку и неуверенность в себе, компульсивность, серьезные изменения в либидо и сексуальных предпочтениях, изменение людей, мест и вещей, которые определяют личный успех, усиление неуверенности, усиление размышлений о прошлых отношениях. и личные / профессиональные решения, беспокойство и сильное желание внести изменения без четкого понимания направления. Для тех, у кого личность и личные предпочтения тесно связаны, умеренные изменения в восприятии, приоритетах и поведении не обязательно могут быть негативными и могут быть связаны с продуктивной перестройкой ресурсов и поведения в соответствии с возрастом.
На этапе реинтеграции люди принимают новую личность. Для некоторых новая личность соответствует прежним ролям и обязанностям; для других он находится в конфликте. Неуверенность в себе уменьшается, но не всегда устраняется, и устанавливается уверенность в направлении жизни. Люди часто достигают нового уровня стабильности и функционирования, что отражает лучший баланс между персоной и личными предпочтениями.
На заключительном этапе перехода к среднему возрасту, известному как индивидуализация , люди все больше переосмысливают социальные и культурные требования и приходят к более ясному пониманию своего недавнего выбора. Часто именно на этом этапе реализуются финансовые, межличностные, личные и профессиональные последствия предыдущих этапов. Этот этап также характеризуется новыми попытками сохранить минимальную дистанцию между персоной и фундаментальными предпочтениями.
Существует огромная индивидуальная вариабельность частоты и последовательности стадий, связанных с кризисом среднего возраста. Пятистадийная схема Юнга обеспечивает концептуальный контекст для понимания переходов среднего возраста, но не подразумевает определенной последовательности или времени событий. Индивидуумы, в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов окружающей среды, могут в течение длительного периода времени двигаться вперед и назад от разделения к лиминальности. Кроме того, успешное прохождение этапа не исключает повторного посещения предыдущих этапов на основе последующих событий. Например, интроспекция, вызванная продвижением по службе или изменением карьеры, может ускорить последовательность сепарации, лиминальности и, наконец, индивидуации в течение периода не более нескольких дней. Напротив, смерть супруга или близкого друга может привести к возвращению к разлуке и лиминальности, длящейся месяцы или даже годы. В других случаях последовательные жизненные изменения могут привести к здоровой и безболезненной переоценке приоритетов и ресурсов, а также к быстрому и успешному переходу к новой функциональной и хорошо интегрированной личности.
Со времени ранних психодинамических попыток справиться с переходами среднего возраста и, конечно же, после того, как Эллиот Жак ввел понятие кризиса среднего возраста, было выдвинуто несколько других концепций. Например, кризис среднего возраста был концептуализирован более когнитивно ориентированными профессионалами как эмоциональное состояние, характеризующееся сильной неуверенностью в себе и тревогой, обычно возникающее в возрасте от тридцати до сорока лет. Кризис считается либо естественным, либо вызванным внезапным и значительным изменением статуса или жизненных обстоятельств (продвижение по службе, появление внуков и т. д.), либо периодом интенсивного самоанализа (вызванным потерей работы, сужением межличностных связей, в результате заболеваний или смертности и др.). Другие факторы, которые, как считается, провоцируют кризисы, включают финансовые проблемы, смерть супруга, родителя, брата, сестры или друга, а также диагнозы потенциально опасных для жизни или изменяющих образ жизни возрастных заболеваний (половая импотенция, гипертония, ожирение, диабет и т. д.). ).
Не все культуры реагируют на переход среднего возраста как на кризис, отчасти из-за их более позитивного восприятия старения. Например, во многих восточных культурах, где пожилой возраст приравнивается к опыту и мудрости, а старение повышает статус в семье и обществе, переходный возраст считается временем праздника, а не кризиса. Напротив, в западных культурах пожилой статус часто приравнивается к инвалидности и отсутствию самостоятельности, поэтому неудивительно, что кризис среднего возраста гораздо более распространен на Западе. В дополнение к различиям в восприятии старения было высказано предположение, что культурные различия в эпидемиологии кризиса среднего возраста могут также отражать большую дистанцию между личностью и фундаментальными предпочтениями в западных культурах.
Хотя кризис среднего возраста часто ассоциируется в первую очередь с мужчинами, и мужчины, и женщины переживают потенциально трудные переходные периоды среднего возраста. У тех мужчин и женщин, у которых переход достигает уровня кризиса, процесс длится примерно от трех до десяти лет у мужчин и от двух до пяти лет у женщин. Женщины, которые, по-видимому, чаще всего испытывают кризис среднего возраста, — это представительницы Запада детородного возраста, активно занятые своей карьерой и на протяжении многих лет представляющие собой личность, несовместимую с их фундаментальными предпочтениями. В этих случаях, а иногда и в других, вызванных менопаузой или изменением репродуктивного статуса, женщины часто испытывают скуку и вовлекаются в процесс саморефлексии, посредством которого переоцениваются профессиональные и личные достижения и устанавливаются новые приоритеты. Женщины могут внезапно отдать предпочтение более молодым сексуальным и межличностным партнерам, могут обесценивать установленные и продолжающиеся личные и профессиональные отношения, стремиться к изменениям в своей карьере, испытывать повышенные аффективные расстройства, добиваться значительных изменений своей внешности, включая пластические и косметические операции (грудные имплантаты, подтяжки лица, изменения в макияже и т. д.), или испытывают внезапное проявление материнских инстинктов, включая желание иметь ребенка.
Кризис среднего возраста у мужчин чаще всего характеризуется сложным и напряженным переходным процессом , включающим переоценку ожидаемого долголетия, осознание смерти как близкого и неизбежного события будущего, переоценку жизненных приоритетов, ценностей и целей, и попытки спроецировать будущую функциональность и качество второй половины жизни. Начало чаще всего вызвано снижением либидо или проблемами, связанными с работой. Мужчины могут начать беспокоиться о своей внешности и начать программу упражнений и диеты; они могут рассмотреть возможность имплантации волос при облысении и окрашивание волос при появлении седины; они могут злоупотреблять алкоголем и запрещенными веществами, участвовать в домашнем насилии или искать внимания младших друзей, коллег и сексуальных партнеров, чтобы подтвердить свою жизнеспособность и молодость. Поскольку мужчины часто определяют себя через свою карьеру и до недавнего времени в основном занимались только одной карьерой на протяжении всей своей жизни, чувство застревания в одной карьере с ограниченными перспективами продвижения часто ускоряет кризис среднего возраста. Можно только догадываться, какое влияние недавнее увеличение количества профессий на протяжении всей жизни, которые работник должен иметь до выхода на пенсию, окажет на распространение кризиса среднего возраста в Соединенных Штатах.
Имеются данные о том, что только от 8 до 25 процентов американцев старше тридцати пяти лет переживают кризис среднего возраста, что предполагает, по крайней мере, то, что кризис среднего возраста не является неизбежным и естественным процессом. Действительно, некоторые исследователи предполагают, что кризис среднего возраста — это химера, возникающая по корыстным причинам, а не потому, что это настоящий кризис. Это дает белым представителям среднего класса в Северной Америке и Европе, которые ценят свободное время, процветание и потакание своим слабостям, разрешение действовать, игнорировать традиции и следовать новым направлениям потакания своим желаниям в более позднем возрасте. Переживание кризиса среднего возраста позволяет им обойти социальные ожидания относительно соответствующего возрасту поведения и этапов жизни.
Для меньшинства людей, которые переживают кризис среднего возраста — «настоящий» или нет, и какими бы ни были причины — управление поведенческими симптомами и дистрессом становится важным. Этого можно достичь с помощью процесса самоанализа — в одиночку или с помощью друзей или родственников, — но в более крайних случаях может потребоваться помощь специалистов по психическому здоровью и других профессиональных медицинских работников.
Таким образом, кризис среднего возраста, возможно, лучше всего рассматривать как особое проявление нормального с точки зрения развития перехода среднего возраста, который дает людям время переоценить ожидания и внести соответствующие возрасту коррективы в роли и ресурсы. Для многих этот переход очень продуктивен и приводит к необходимым решениям и изменениям, а также к сосредоточению внимания на ценности межличностных и интимных отношений. Это также может быть возможностью выйти за рамки ранее принятых границ и социальных ограничений.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Психология развития; Юнг, Карл; Созревание; Психотерапия; Социальная психология
Беккер, Даниэль. 2006. Терапия среднего возраста: актуальность экзистенциальных проблем. Американский журнал психотерапии 60 (1): 87–99.
Эпперли, Тед Д. и Кевин Э. Мур. 2000. Проблемы со здоровьем у мужчин: Часть II: Общие психосоциальные расстройства. Американский семейный врач 62 (1): 117–124.
Крюгер, Арнольд. 1994. Переход среднего возраста: кризис или химера? Психологические отчеты 75: 1299–1305.
Олесь, Петр К. 1999. К психологической модели кризиса среднего возраста. Психологические отчеты 84 (3, ч. 2): 1059–1069.
Samuels, S.C. 1997. Кризис среднего возраста: помощь пациентам в преодолении стресса, беспокойства и депрессии. Гериатрия 52 (7): 55–56; 59–63.
Шек, Даниэль Т.Л. 1996. Средневековье. В Академической американской энциклопедии 13:390–391. Дэнбери, Коннектикут: Гролье.
Вудс, Нэнси Фьюгейт, Энн Мариэлла и Эллен Салливан Митчелл. 2002. Модели депрессивного настроения в период менопаузального перехода: подходы к изучению моделей в продольных данных. 2002. Acta Obstetricia et Gynecologia Scandinavica 81 (7): 623–632.
Вудс, Нэнси Фьюгейт и Эллен Салливан Митчелл. 1997. Пути к депрессивному настроению у женщин среднего возраста: наблюдения Сиэтлского исследования здоровья женщин среднего возраста. Исследования в области сестринского дела и здравоохранения 20 (2): 119–129.
Вудс, Нэнси Фьюгейт и Эллен Салливан Митчелл. 1997. Образы женщин среднего возраста: наблюдения Сиэтлского исследования здоровья женщин среднего возраста. Health Care for Women International 18 (5): 439–453.
Christopher L. Edwards
Goldie Byrd
Кризис среднего возраста в развитии карьеры в возрасте около 40 лет, когда происходит переоценка жизненных достижений, более острое осознание проблем со здоровьем и окончательной смертности, а также возможность изменения образа жизни или поведения. «Кризис среднего возраста» мгновенно признается в Соединенных Штатах и все чаще в других западных странах.
Признание, скорее всего, связано с его заметным использованием в романах, фильмах, искусстве и рекламе. Люди склонны использовать этот термин негативно, связывая его со стереотипами о физическом старении, застое в карьере и скуке в браке среднего возраста. Этот термин также чаще всего ассоциируется с опытом мужчин, хотя недавние исследования популярных представлений об этом термине показывают, что некоторые женщины также считают, что они пережили кризис среднего возраста. В Соединенных Штатах терапевты, популярные писатели и люди, не относящиеся к академическим и терапевтическим профессиям, связывают кризис среднего возраста с сильным культурным ожиданием того, что успешная и самореализующаяся трудовая карьера имеет решающее значение для достижения успеха в жизни. Предполагается, что если к 40 годам карьерный рост и развитие застопорились, мужчины (и все чаще женщины) будут испытывать кризисы.Хотя есть некоторые свидетельства того, что возраст 40 лет имел особое культурное значение до двадцатого века, термин «кризис среднего возраста» является недавним изобретением, впервые введенным в 1965 году Эллиоттом Жаком. В своей статье «Смерть и кризис среднего возраста» Жак утверждал, что существует критическая стадия развития творческих мужчин-художников в возрасте около 30 лет, принимающая три формы: прекращение творческой деятельности, заметное изменение количества или качества творческий результат или смерть. Этот термин довольно быстро вошел в обиход, применяясь далеко за пределами первоначальной выборки наблюдений.
Еще одной важной вехой стала работа Дэниела Левинсона и его коллег. В их работе «Времена года жизни человека» описана поэтапная теория развития взрослого человека, в которой основное внимание уделяется кризисам, связанным с переходами между ключевыми десятилетиями жизни, включая переход к полному среднему возрасту примерно в возрасте от 35 до 40 лет. Предсказуемые этапы взрослой жизни и среднего возраста были также популяризирован Гейл Шихи в книге « Проходы» .
Старение поколения бэби-бума до среднего возраста выдвинуло концепцию кризиса среднего возраста на передний план в популярной культуре. Важно отметить, что научные исследования эмоционального благополучия в среднем возрасте никогда не устанавливали кризис среднего возраста как универсальный или ожидаемый этап жизни для населения в целом. На самом деле научная литература склонна отвергать эту идею. Существует также значительный научный скептицизм относительно того, применимо ли традиционное определение кризиса среднего возраста к людям среднего возраста в начале двадцать первого века. Некоторые исследователи, такие как О. Г. Брим и Дэвид Чирибога, утверждали, что эта концепция, возможно, никогда не была точным описанием ожидаемого хода развития среднего возраста. Марджори Лахман обнаружила, что о кризисе среднего возраста сообщали те, чья история жизни характеризовалась серьезными жизненными событиями и расстройствами адаптации. Стэнли Розенберг недавно заметил, что полезнее думать о кризисе среднего возраста как об «идеальном типе», который превратился в популярный миф и основной элемент литературных трактовок среднего возраста. В целом, влияние кризиса среднего возраста в научной литературе на развитие взрослых было относительно кратковременным; уже в 19В 70-х годах такие исследователи, как Джордж Вайлант, опубликовали исследования, оспаривающие идею о том, что кризисы среднего возраста были ожидаемыми кризисами в жизни или переживались повсеместно. Сама концепция имеет психиатрические и терапевтические корни, и поэтому появление научного скептицизма было вполне предсказуемым.
Три основные социальные тенденции в настоящее время также склонны подрывать идею предсказуемого кризиса среднего возраста, связанного с карьерой. Во-первых, годы, которые обычно считаются средним возрастом, сместились вверх и увеличились еще больше по мере увеличения продолжительности жизни. Люди считают, что средний возраст начинается в 40 лет, а не в 30. Во-вторых, гораздо больше женщин выбирают карьеру. Жак предположил, что переход к среднему возрасту у женщин будет «скрыт» из-за времени наступления менопаузы. Смешанный жизненный путь женщин с перерывами в родах изменил то, как средний возраст (и середина карьеры) выглядит для средней американки: середина карьеры может быть в 40-х годах для мужчины, но в 50-х годах для женщины, которая инвестирует в свою работу. карьеру после рождения детей или имеет детей в возрасте 30 лет, что прерывает ранний карьерный рост. В-третьих, исчезает и идея карьеры на всю жизнь. Как кризис, связанный со скукой или застоем в «карьерной работе», относится к работникам, которые неизбежно меняют компанию, карьеру и возможности работы несколько раз на протяжении своей взрослой жизни?
Другой связанный с этим вопрос является теоретическим: теории развития взрослых, основанные на стадиях развития, впали в немилость как в психологии, так и в социологии. Основные новые работы по среднему возрасту в Соединенных Штатах, такие как недавняя работа, поддержанная Исследовательской сетью Фонда Макартура по успешному старению (Насколько мы здоровы? Национальное исследование благополучия в среднем возрасте), называют ожидание кризиса среднего возраста серьезный вопрос. Этот отредактированный том предполагает, что средний возраст и середина карьеры среди американцев все более разнообразны, и что большинство американцев в 1990-е переживали средний возраст скорее положительно, чем отрицательно. Таким образом, модель «кризиса» кажется устаревшей, поскольку исследователи разрабатывают модели среднего возраста, которые делают упор на процесс, разнообразие, адаптацию и эффективное использование накопленных ресурсов для решения проблем, а не на последовательное продвижение через универсальные этапы.
Поскольку научных исследований о кризисе среднего возраста мало, правят мирские определения. Словесные определения по своей природе эластичны. Недавние исследования среднего возраста и отношения к среднему возрасту, проведенные Стэнли Розенбергом и Элейн Ветингтон, показали, что широкая общественность определяет кризис среднего возраста широко: как период переоценки или сожаления в среднем возрасте. Об этом свидетельствует недавнее исследование американского использования термина «кризис среднего возраста», проведенное Уэтингтоном для ранее упомянутой исследовательской сети MacArthur Foundation. В целом исследование показало, что люди использовали этот термин как способ объяснить значение тяжелых жизненных событий в своей жизни. Люди сообщали о значительной степени неуверенности в том, что на самом деле означает этот термин; Респонденты часто спрашивали интервьюера, «считается ли» недавнее событие в жизни кризисом среднего возраста. Равные доли женщин и мужчин сообщили, что, по их мнению, они пережили кризис среднего возраста. Почти половина кризисов, о которых сообщали сами, были ситуациями, которые произошли до или после достижения возрастного диапазона 39 лет.до 54. К кризисам среднего возраста были отнесены те типы событий, которые побуждали к переоценке жизненных приоритетов; однако не было никаких доказательств того, что этот тип переоценки можно отличить от типов, которые люди делают в другие периоды жизни. Вторя Розенбергу, популярное использование термина «кризис среднего возраста» более точно описывается как оценка, которую люди дают кризисам, которые случаются с ними, когда им от 40 до 50 лет.
Имеет ли термин «кризис среднего возраста» какую-либо будущую актуальность для литературы о карьере? Розенберг справедливо отмечает, что этот термин придает значение карьере и другим изменениям в среднем возрасте. Таким образом, он служит полезной эвристикой для обычных людей, описывающих значение и влияние тяжелых жизненных событий или карьерных изменений. Тем не менее перспективы этого термина, вероятно, будут более неоднозначными в научной литературе по развитию карьеры. Текущие научные исследования охватывают взгляд на процесс и непрерывность развития взрослых через меняющиеся обстоятельства во взрослом возрасте. Зачем поддерживать концепцию, которая рисует очень негативный взгляд на средний возраст, когда реальность такова, что в среднем возрасте люди находятся на пике своих способностей справляться с проблемами в своей жизни?
См. также:
- Плато карьеры
- Карьерный переход
- Теория развития Эриксона
- Средний этап карьеры
Ссылки:
- Брим, О. Г. 1992. Амбиции: как мы справляемся с успехом и неудачей в нашей жизни. Нью-Йорк: Основные книги.
- Брим, О.Г., Рифф, К.Д. и Кесслер Р.К., ред. 2004. Насколько мы здоровы? Национальное исследование благополучия в среднем возрасте.