какие бывают в период взрослости, таблица, чем вызван в молодые годы и зрелости, сущность периодов, что принадлежит к числу симптомов, как объясняются в психологии
Возрастные кризисы происходят не только в детстве, когда ребенок взрослеет, учиться приспосабливаться к окружающему миру, выстраивать взаимоотношения. Взрослые тоже сталкиваются с ними.
Но только теперь эти периоды больше связаны не со взрослением, а с анализом прошлого и переоценкой ценностей. Во время взрослости таких кризисов всего 9.
Содержание
- Что это такое?
- Симптомы
- Чем вызваны возрастные сложности?
- Какие бывают нормативные по годам?
- Сущность кризисных периодов в жизни человека
- Ранняя взрослость
- 25 лет
- 30 лет
- Среднего возраста
- 50 лет
- Зрелости
- Старости
- Позднестарческий
- Долголетия
- Экзистенциальный
- Почему важно знать и понимать суть трудностей?
- Ошибки
- Заключение
Что это такое?
Кризисами взрослости в психологии называют закономерные переходные стадии в развитии человека. Они вызваны изменениями в психике и поведении.
На практике это выглядит так: человек живет, ставит цели, достигает или не достигает их, работает, строит семью. А после в какой-то момент он анализирует то, что с ним происходит, оглядывается назад и дает оценку достигнутому.
Она может быть и очень хорошей, и очень плохой. Независимо от нее, кризис сопровождается рядом неприятных симптомов. Даже успешные люди впадают в депрессию и утрачивают смысл жизни. Что уж говорить о тех, кто так и не смог добиться каких-то высот.
Изучением возрастных кризисов занимались многие специалисты. О тех, которые происходят во взрослом возрасте, говорил еще Карл Юнг. Он считал, что каждый из кризисных периодов связан с индивидуацией личности. По его словам, кризисы возникают только тогда, когда у человека есть возможность самостоятельно выбирать свой жизненный путь.
Дэниел Левинсон провел интересное исследование. Испытуемыми были 40 мужчин из возрастной группы 35-45 лет. Им поручили несколько месяцев внимательно наблюдать за собой, своими ощущениями в плане эмоций и чувств. Одновременно с этим ученый изучал биографии известных людей, пытаясь найти в них переход в стадию зрелости. Что ему удалось выяснить?
Жизнь каждого человека состоит из 4 этапов:
- предвзрослость — 0-22 года;
- ранняя взрослость — 17-45 лет;
- средняя взрослость — 40-65;
- поздняя взрослость — 60 лет и старше.
Между ними есть несколько переходных периодов, которые и являются возрастными кризисами.
Их всего 5:
- к ранней взрослости — 17-22 года;
- переход 30-летия — 28-33 года;
- к средней взрослости — 40-45 лет;
- переход 50-летия — 50-55 лет;
- к поздней взрослости — 60-65 лет.
Но были и такие ученые, кто установил свои данные относительно того, на какой период жизни приходится тот или иной кризис.
Симптомы
Во всех кризисах есть свои характерные особенности. Но психологи выделили ряд признаков
- желание бросить все и уехать путешествовать;
- отсутствие удовольствия от тех занятий, которые раньше его приносили;
- раздражительность;
- немотивированная агрессия;
- чувство беспомощности, пустоты в душе;
- стремление почувствовать себя свободным физически, например, во время прыжка с парашютом, при быстрой езде на автомобиле и т.д.;
- бессонница или, наоборот, сонливость;
- ухудшение отношений с окружающими;
- плохой аппетит;
- нежелание что-либо делать, развиваться.
В период кризиса многие люди в поисках новых ощущений уходят из семьи. Также они совершают импульсивные поступки, например, рискуют жизнью, занимаясь опасными видами спорта. Еще один симптом — смена имиджа, причем, часто очень кардинальная.
По словам специалистов, у мужчин и женщин кризис проходит по-разному. На его течение влияют особенности их психики.
Представительницы прекрасного пола более эмоциональные, поэтому с появлением возрастных проблем они закрываются в себе, тяжело переживают появление каждой маленькой морщинки, ограничивают общение с родными и близкими.
Мужчины становятся агрессивными. Но вместе с тем они практически не проявляют свои эмоции, в большинстве случаев считают, что ничего страшного не происходит.
Разница также в том, что женщины ориентированы на семью, а мужчины на построение карьеры. Если они не получают желаемое, стремление двигаться дальше угасает.
Чем вызваны возрастные сложности?
Если сказать кратко, развитию возрастных кризисов зрелости способствуют 3 группы факторов:
Физиологические. Человек сталкивается с ухудшением физического здоровья. Конечно, в 18-30 лет это не так заметно.
Но дальше симптомы будут все ярче и ярче. Ближе к старости утрачивается способность вести быт и даже ухаживать за собой.
- Психологические.
- Социальные. Человек задается вопросами касательно того, все ли поставленные перед ним задачи он выполнил, построил ли карьеру, завел ли семью и т.д. Если ответ отрицательный, депрессии не избежать.
Спровоцировать наступление кризиса могут другие причины и факторы. У всех возрастов они свои.
Какие бывают нормативные по годам?
Все психологи, как сказано выше, называют свои границы кризисных периодов. Если собрать эти данные воедино, таблица кризисов по годам будет выглядеть так:
Название | |
Ранней взрослости | 18-23 |
Кризис амбиций | 25 |
Кризис 30 лет | 30 |
Кризис среднего возраста | 35-45 |
Кризис 50 лет | 50 |
Кризис зрелости | 55-65 |
Кризис старости | 70-79 |
Позднестарческий | 80-89 |
Кризис долголетия | 90 лет и старше |
Экзистенциальный кризис | Без привязки к возрасту |
Сущность кризисных периодов в жизни человека
У каждого кризиса есть свои особенности, причины развития, симптомы. Также у них есть свои задачи.
Ранняя взрослость
Г. Шихи называет этот кризис отрыванием от родительских корней, он выпадает первым среди всех кризисов. Главная задача периода — осознание необходимости в постановке целей, составлении планов на будущее, выбор профессиональной деятельности. Этот период в молодом возрасте связан с поиском себя, возможно, замужеством и рождением детей.
Чаще всего кризис ранней взрослости возникает из-за того, что человек постоянно находится перед выбором:
- друзья;
- работа;
- будущее и т.д.
К тому же, со всех сторон давит общественное мнение, которое указывает, когда пора заводить семью, рожать детей, строить дом.
Проявляется кризисный период в:
- неопределенности;
- замкнутости;
- излишней тревожности.
Большинство парней хватаются сразу за несколько дел, а в итоге ничего не доводят до конца. У девушек же снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, ощущение внутренней пустоты.
Дополнительную информацию читайте здесь.
25 лет
Развивается в тот момент, когда действительность не совпадает с тем, как человек представлял свою жизнь. Например, не получается найти удовлетворяющую все потребности работу, построить личную жизнь. Сюда же можно добавить нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в своих силах, сомнения в правильности жизненного пути.
Симптомами этого кризисного периода считается:
- сравнение себя с более успешными знакомыми и незнакомыми людьми;
- навязчивое желание что-то изменить в себе и своей жизни;
- бесконтрольная борьба за идеальное тело (постоянные диеты, изнурительные тренировки в спортзале) и внешний вид в целом (пластические операции и т.д.).
Полная статья о сложном периоде по ссылке.
30 лет
Как и в предыдущем случае, развивается из-за того, что человек недоволен своей жизнью. Он оглядывается на прожитые годы и понимает, что, по сути, не добился ничего из того, что было запланировано. Или наоборот: построил карьеру и семью, родил детей и теперь не знает, куда идти дальше.
Главные проявления этого периода:
- полнейшая апатия;
- озабоченность внешним видом;
- бессонница;
- сравнение себя с другими людьми.
Также многие, пытаясь побороть нахлынувшие эмоции, совершают импульсивные и странные поступки.
Они могут внезапно уволиться и уехать путешествовать, бросить семью или кардинально сменить внешний вид.
О кризисе 30 лет подробнее.
Среднего возраста
Этот кризис с уверенностью можно назвать многогранным, поскольку он затрагивает практически все сферы жизни, начиная от семьи и заканчивая профессиональной деятельностью. Все они подвергаются тщательному анализу. Человек пересматривает ценности и приоритеты, сравнивает достижения с составленными ранее планами.
Главные симптомы этого периода — тревожность, раздражительность, частая смена настроения, упадок сил, пессимизм. Кажется, что будущего нет, жизнь проходит, а ничего хорошего в ней так и не случается.
Полная информация о кризисе среднего возраста здесь.
50 лет
Примерно до этого возраста люди живут полной жизнью. Они ходят на работу, развлекаются, воспитывают детей. Но в какой-то момент понимают, что половина жизни прожита, впереди ждет только пенсия,
Спутниками этого периода принято считать:
- отсутствие жизненной энергии;
- апатию;
- мрачный взгляд в будущее;
- утрату интереса к жизни.
Большинство людей в этом возрасте просто плывет по течению, покорно ожидая выхода на пенсию.
Дополнительно о кризисе 50 лет в статье по ссылке.
Зрелости
Также называется предстарческим или кризисом пожилых людей. Причина его возникновения — превращение из человека, ведущего активный образ жизни, в пенсионера без перспектив и с маленькой пенсией.
Этот период сопровождается:
- скукой и унынием;
- сужением круга общения;
- стремительным ухудшением здоровья.
Плюс ко всему, пожилой человек понимает, что с каждым годом ему все сложнее и сложнее справляться с бытовыми делами. Но просить помощь у родных и близких он не хочет, чтобы не стать им обузой.
Больше сведений тут.
Старости
Наступает из-за кардинальной смены обстановки в жизни пожилого человека. Меняется абсолютно все, начиная от круга общения и заканчивая состоянием его здоровья. Он переосмысливает все, что происходило с ним в прошлом, анализирует достижения, пытается вспомнить счастливые моменты.
Позднестарческий
Обычно связан с подготовкой к уходу из жизни. Люди уже ничего не планируют и практически не задумываются о будущем.
Они просто принимают жизнь такой, какая она есть, плывут по течению, даже не пытаясь что-то изменить.
В возрасте 80-89 лет человек сталкивается с серьезными проблемами со здоровьем. Часто это неизлечимые заболевания или необратимые связанные с возрастом изменения в работе организма. Естественно, все это вызывает апатию, уныние и грусть.
Долголетия
О здоровье здесь, наверное, и говорить не стоит. Хотя есть старики, которые чувствуют себя более, чем здоровыми. Но это большая редкость. Большая часть из них уже совсем не справляется с бытовыми делами и уходом за собой, возлагая эти обязанности на плечи детей или других родственников.
Симптомами кризиса долголетия принято считать усталость и порой гордость и эгоизм, появившиеся из-за того, что удалось прожить столько лет.
О кризисе старческого возраста подробнее здесь.
Экзистенциальный
Не привязан к конкретному возрастному периоду. Но имеет такую же природу, как и другие кризисы. Главная причина его развития — переоценка ценностей. А еще, по мнению психологов, экзистенциальный кризис может быть спровоцирован одним из кризисов взрослости.
Его симптомы:
- проблемы со сном;
- частое сравнение себя с более успешными людьми;
- частая смена настроения;
- желание бросить все и уехать и т. д.
Человеку кажется, что его никто не ценит. Он больше не мечтает, все чаще испытывает страх перед будущим и возвращается из-за этого в прошлое, вспоминая хорошие моменты.
Подробнее об экзистенциальном кризисе по ссылке.
Почему важно знать и понимать суть трудностей?
Как сказано выше, каждый кризис связан с определенными трудностями, с изменениями в эмоциональном и психологическом состоянии.
И от того, как человек с ними справится, зависит не только его дальнейшая жизнь, но и то, как он переживет последующие кризисные периоды.
Ведь каждый раз он развивает в себе навыки и умения, помогающие ему бороться с их проявлениями.
И еще один момент. Чем быстрее человек осознает, с чем он столкнулся, тем быстрее начнется борьба с кризисом. Если пустить все на самотек, он может затянуться на годы, хотя обычно при правильном подходе проходит за несколько месяцев.
Ошибки
Выделяют 4 ключевые ошибки:
Самая главная ошибка — игнорировать симптомы кризиса.
Из-за этого он может растянуться на долгие годы, в течение которых ухудшится жизнь не только самого человека, но и тех, кто его окружает.
Он может лишиться работы, друзей и т.д.
- Вторая ошибка — импульсивные, необдуманные поступки. Чаще всего ее совершают в кризис среднего возраста. И если выкрашенные в оранжевый цвет волосы отрастут, то найти хорошую работу и вернуть семью будет крайне проблематично.
- Третья ошибка, как и вторая, характерна для представителей среднего возраста. Не в силах справиться с нахлынувшими эмоциями и трудностями человек начинает злоупотреблять спиртными напитками, а иногда даже принимать наркотики. Но ситуация от этого становится только хуже.
- И еще одна ошибка. Ее обычно допускают пожилые люди. Речь идет об одиночестве, когда человек остается один на один со своими далеко не самыми приятными чувствами и эмоциями. С одной стороны, не хочется нагружать других своими переживаниями. А с другой — разговор по душам с кем-то из родных и близких всегда успокаивает, придает сил и побуждает двигаться дальше.
Заключение
Кризисы периода взрослости — закономерная часть развития человека. Поэтому не стоит пугаться их наступлению. Лучше последовать советам психологии и научиться принимать себя в любом возрасте, с любыми внешними и внутренними изменениями.
Детские кризисы — stavsad79.ru
25.02.2019
Реальное общение людей, которые не пользуются сознательно какой-либо научной периодизацией психического развития, обязательно содержит свое, бытовое (и этим оправданное) представление о периоде жизни человека, что отражается и в словесной маркировке различных возрастов, например дитя, младенец, ребенок, дошкольник, школьник, подросток, юноша, молодой человек, мужчина, зрелый мужчина, старик. Во избежание путаницы мы предлагаем на практике руководствоваться единой возрастной периодизацией, принятой на Международном симпозиуме в г. Москве в 1965 году.
В истории науки неоднократно предпринимались попытки разделить жизнь человека на периоды и связать изменения свойств организма со свойствами психической жизни. Например, в схеме периодизации З.Фрейда в качестве главного критерия периода рассматривается сексуальное развитие ребенка.
Л.С. Выготский также работал над периодизацией психического развития, понимая, что развитие характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и требуют всякий раз особой меры. Он составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, где развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, а также включил возраст полового созревания, но не как критический, а как стабильный. Он считал, что психология изучает только влияние наследственности и утробного развития ребенка на процесс его социального развития. В кризисные периоды их явные признаки стираются вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в нем в скрытом виде.
Л.С. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют более или менее отчетливые границы начала и окончания, что их надо определять по этим границам, тогда как критический период надо считать от его кризисной точки, принимая за начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание — ближайшее полугодие последующего возраста.
В периодизации Л.С. Выготского представлены
следующие возрастные кризисы:
— кризис новорожденности;
— кризис 1 года;
— кризис 3 лет;
— кризис 7 лет;
— кризис 17 лет.
В периодизации Л.С. Выготского для нас представляется важным то, что психическая жизнь человека на разных этапах ее развития определяется социальной ситуацией развития, что возрастные новообразования перестраивают и внешнюю, и внутреннюю жизнь ребенка.
Перестройка сознания ребенка к концу каждого периода меняет всю систему его отношений с другими и отношение к самому себе; ребенок чувствует себя изменившимся, изменяющимся. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные, и отличает, по мнению Л.С. Выготского, «нормального» человека.
В отечественной психологии автором одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б.Эльконин. Во время его научной деятельности существенные изменения претерпевала педагогическая периодизация, сложившаяся как отражение организации системы дошкольного и школьного обучения.
В основу периодизации Д.Б. Эльконина положена идея исторической обусловленности психической жизни человека. Он считает, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития разделяется на два относительно независимых потока, которые могут гипертрофированно развиваться: это активность ребенка в системе «ребенок — общественный предмет» и в системе «ребенок — общественный взрослый».
В первой системе ребенку открывается человеческий смысл предметных действий, а во второй — усвоение задач и мотивов человеческой деятельности.
Систематизация Д.Б. Элькониным основных форм активности ребенка с точки зрения их содержания привела к построению такого последовательного ряда форм активности, которые объединяются в две группы: «ребенок — общественный взрослый», «ребенок — общественный предмет».
Ведущие виды деятельности
Активность и ведущий вид деятельности | |||
Ребенок «общественный взрослый» | Ребенок - «общественный предмет» | ||
1. непосредственное эмоциональное общение | | | |
| | 2. предметно-манипулятивная деятельность | |
3. ролевая игра | | | |
| | 4. учебная деятельность | |
5. интимно-личное общение | | | |
| | 6.учебно-профессиональная деятельность |
Анализ содержания критических периодов детства («кризис трех лет») и кризиса перехода от младшего школьного возраста к подростковому периоду («кризис полового созревания») позволил Д.Б. Эльконину говорить об их сходстве. В том и другом проявляется стремление ребенка к самостоятельности и негативные моменты, связанные с его отношениями со взрослыми.
«Нормальный» человек для Д.Б. Эльконина — это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанностью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.
В более поздних работах отечественных психологов в периодизацию психического развития проникли идеи А.Н. Леонтъева о ведущей деятельности, то есть той форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период. Сегодня считается, что периодизация Д.Б. Эльконина и уточнение ее А.Н. Леонтьевым связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского. Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван «ведущим».
В современной психологии есть и другая исследовательская позиция, я бы назвала ее позицией наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, которая представлена в его периодизации жизненного цикла человека.
Э. Эриксон находит черты «нормального» человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, которые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать истоки ее организации на предшествующих стадиях жизни.
Зрелость личностиЭ. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и форму поведения, соответствующую окружающему миру.
Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности.
Идентификация, по Э. Эриксону, интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль.
Среди качеств зрелой личности Э. Эриксон выделяет индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества.
В теории Э. Эриксона, как и у Д. Б. Эльконина, присутствует идея о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как непрерывный процесс формирования новых качеств. Каждое из новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе, к миру.
Переход от одной личностной целостности к другой Э. Эриксон называет кризисами — временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека. Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфические возможности для реализации этой энергии.
Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития личности (таблица 2). На каждой из них человек должен осуществить выбор между возможными полярными отношениями к миру и к себе. На каждой стадии развития есть новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, который дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником ее слабости. По мнению Э. Эриксона, ускорение или относительная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.
Восемь стадий, описанные Э.Эриксоном, не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей жизни.
Он перечисляет основные сильные качества личности, считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий:
близость против одиночества:
групповое объединение и любовь;
производительность против застоя:
производство и забота.
Стадии развития человека (по Э. Эриксону)
| Стадия | Базовый конфликт | Пояснения | Приобретения |
А | Орально-сенсорная | Вера и надежда против безнадежности | Решается, можно ли доверять этому миру вообще, есть ли в нем опора | Уверенность |
B | Мышечно-анальная | Автономность против стыда и сомнений | Стыд и сомнения ставят ребенка в зависимость от других людей, способность к собственному контролю помогает развить автономность | Сила воли |
C | Локомо-торно-генитальная | Инициативность против вины | Желание действовать соотносится с общественными нормами и собственными возможностями; если действия не соответствуют нормам, появляется чувство вины | Целеустремленность |
D | Латентная | Трудолюбие против неполноценности | Ребенок стремится овладеть новыми навыками и знаниями; в случае неудачи у него возникает чувство неполноценности | Новые знания и умения |
Е | Пубертатная (подростковый возраст) | Индивидуальность против ролевого смешения | Ответы на вопросы: кто я? Каков я? Чем я похож на других людей и чем я от них отличаюсь? Устанавливаются критерии идентификации и происходит выбор социальных ролей | Верность |
F | Ранняя юность | Близость против одиночества | Формирование интимных (близких) отношений или изоляция от людей | Любовь, эротика |
G | Взрослость | Производительность против застоя | Стремление либо к творчеству и развитию своей личности, либо к покою и стабильности | Способность заботиться |
H | Зрелость | Личностная целостность против отчаяния | Подведение итогов прожитой жизни. В результате - покой и удовлетворение или недовольство собой и страх смерти | Устойчивость, умудренность |
Стадия А.Для Э. Эриксона связана с формированием первого уровня идентичности и первых, самых глубинных механизмов психологической защиты — механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции — «вбирания» внутрь внешних источников, особенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двигательной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.
Стадия В.Ставит ребенка в условия выбора — обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отрицательными оценками ребенка. Э. Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведения, которые способствуют формированию психосоциальной идентичности.
Стадия С.Характерное поведение ребенка на этой стадии — активное вторжение вопросами, действием. Действия начинают регулироваться идеальными целями, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, у него формируются моральные чувства.
Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ребенку огромный психологический материал для идентификации себя по половым признакам и соответствующего этим признакам поведения.
Стадия D.Связана со вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психологической полноценности — адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «технологический этнос культуры».
Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство собственной идентичности, внутренней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.
В поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.
Стадия F.На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, изменение внешнего облика, что существенно меняет представление человека о себе, перемещает его в другие демографические и социальные группы.
Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрослый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны общества, для того чтобы подняться на уровень самодетерминации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.
Стадия G.На стадии взрослого, по мнению Э. Эриксона, зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою значимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботится и кем руководит. Для него понятие производительности связано не только с количественными характеристиками жизни человека, но, прежде всего, с заботой о порождении и воспитании нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.
Стадия Н.Характерной чертой человека на этой стадии Э. Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповторимость, смелость быть самим собой.
Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей целостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.
В этом смысле практический психолог может не углубляться в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жизненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко ориентироваться в содержании его проблемы, учитывая соотношение проявления индивидуальности и общей схемы жизненного развития.
Современная практическая психология в виде психотерапевтической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический (практический) материал, который может быть представлен с точки зрения проблем ребенка на разных возрастных этапах. Учитывая вышесказанное, необходимо обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую практику помощи современному ребенку и его семье.
Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека (таблица 3). В ее первой колонке «Жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «Ключевые системы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи развития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» — содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимости от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса.
Этапы жизненного цикла
Жизненная стадия | Ключевая система | Задачи развития | Ресурсы Развития | Кризисы развития |
Младенчество (0-2 года) | Расширенное ядро семьи | Социальные связи, чувство непрерывности существования, сенсорная разведка и примитивные причинные связи, созревание моторных связей | Безопасность, выполнение основных нужд, стабильность | Доверие либо утрата доверия |
Раннее детство (2-4 года) | Расширенное ядро семьи | Самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение | Человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения | Независимое ощущение Я либо сомнение и стыд |
Середина детства (5-7 лет) | Семья, соседи, школа | Половая идентификация, начальное моральное развитие, конкретные мыслительные операции, групповые игры | Подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников | Самодостаточность либо чувство вины |
Конец детства (8-12 лет) | Семья, соседи, школа, сверстники | Социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде | Объединенные усилия обучающихся; объединенная игровая деятельность; обучение навыкам, которые помогают понять основные межличностные отношения; обратная связь | Трудолюбие либо инфантильность |
Подростковый возраст (13-17 лет) | Семья, сверстники, школа | Физическое созревание, абстрактные мыслительные операции, принадлежность к группе сверстников, начальная половая близость | Физиологическая информация, когнитивное решение проблем и навыки построения отношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений | Социальная принадлежность или социальная защита |
Юность (18-22 года) | Сверстники, школа или работа, семья, окружающие | Независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, прочные интимные отношения, принятие природы отношений | Умения и знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, углубление отношений, понимание плюрализма ответственности за выбор | Четкая или неуверенная идентификация личности |
Оценки смертности и глобального здравоохранения
- Главная /
- Данные /
- ГХО /
- темы /
× Подпишитесь здесь, чтобы получать уведомления об изменении контента на этой странице.
Уже подписались? Чтобы отказаться от подписки, нажмите здесь.
Ожидаемая продолжительность жизни
73,4 года
— средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в мире в 2019 году
GHE: Ожидаемая продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность здоровой жизни (HALE)
Смертность
8,9 млн
смертей связаны с ишемической болезнью сердца (ИБС), основной причиной смерти в мире, в 2019 г.
GHE: Основные причины смерти
ДАЛИ
50%
снижение показателя DALYS с 2000 г. в связи с инфекционными, материнскими, перинатальными и пищевыми заболеваниями
GHE: основные причины DALY
Ключевые цифры, данные и техническая документация
Ожидаемая продолжительность жизни и HALE
Основные причины смерти
Основные причины DALY
Связанные показатели
Смертность взрослого населения
Смертность взрослого населения (вероятность смерти в возрасте от 15 до 60 лет на 1000 населения)
Уровень детской смертности — Вероятность смерти на 1000 детей в возрасте от 5 до 14 лет
Смертность детей в возрасте 5-14 лет (вероятность смерти на 1000 детей в возрасте 5-14 лет)
Неинфекционные заболевания: смертность
Вероятность смерти в возрасте от 30 до 70 лет от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний (ЦУР 3. 4.1)
Общий уровень самоубийств (на 100 000 населения) (ЦУР 3.4.2)
Всего смертей от НИЗ (в тысячах)
Общий коэффициент смертности от НИЗ (на 100 000 населения), стандартизованный по возрасту
Число смертей от неинфекционных заболеваний в разбивке по типу заболевания и полу
Доля преждевременных смертей от неинфекционных заболеваний (НИЗ) от всех смертей от НИЗ
Непреднамеренное отравление: бремя болезни
Смертность от непреднамеренных отравлений (на 100 000 населения)
Оценка уровня самоубийств
Общий уровень самоубийств (на 100 000 населения) (ЦУР 3.4.2)
Стандартизованные по возрасту показатели самоубийств (на 100 000 населения)
Свяжитесь с нами
Пожалуйста, отправьте нам свой комментарий или вопрос по электронной почте.
Если у вас есть какие-либо отзывы, вы можете написать их здесь.
Если вам нужен доступ к старым данным Глобальной обсерватории здравоохранения, вы можете сделать это здесь. Но прежде чем уйти, оставьте нам свой отзыв о нашем новом портале данных.
×
Отзыв о новом портале GHO
Ваше имя*
Ваш адрес электронной почты*
Формат электронной почты «[email protected]»
Комментарии*
Влияние COVID-19 в 12 диаграммах
На этот раз в прошлом году такие понятия, как «изоляция», «обязательное ношение масок» и «социальное дистанцирование», были неизвестны большинству из нас. Сегодня они являются частью нашего повседневного языка, поскольку пандемия COVID-19 продолжает влиять на все аспекты нашей жизни. С помощью следующих 12 диаграмм и графиков мы пытаемся дать количественную оценку и представить обзор исследований наших коллег перед лицом действительно беспрецедентного кризиса.
Новые беднякиЗа последние 12 месяцев пандемия нанесла наибольший ущерб малоимущим и уязвимым слоям населения, и она угрожает ввергнуть в нищету еще миллионы людей. В этом году, после десятилетий неуклонного прогресса в сокращении числа людей, живущих менее чем на 1,90 доллара в день, COVID-19 приведет к первому повороту в борьбе с крайней нищетой за поколение.
Последний анализ предупреждает, что COVID-19 в этом году привел к крайней нищете еще 88 миллионов человек, и эта цифра является лишь базовым показателем. В худшем случае эта цифра может достигать 115 миллионов. Группа Всемирного банка прогнозирует, что наибольшая доля «новых бедняков» будет приходиться на Южную Азию, а страны Африки к югу от Сахары будут отставать от них. Согласно последнему отчету о бедности и совместном процветании, «многие из новых бедных, вероятно, будут заняты в неформальных услугах, строительстве и производстве — секторах, в которых экономическая активность больше всего страдает от блокировок и других ограничений на мобильность».
Ускоренный экономический спадЭти ограничения, введенные для контроля за распространением вируса и, таким образом, снижения нагрузки на перегруженные и уязвимые системы здравоохранения, оказали огромное влияние на экономический рост. В июньском выпуске Global Economic Prospects говорится прямо: «COVID-19 спровоцировал глобальный кризис, как никакой другой, — глобальный кризис в области здравоохранения, который, в дополнение к огромным человеческим жертвам, ведет к самой глубокой глобальной рецессии со времен Второй мировой войны. Мировая война.» Прогнозируется, что мировая экономика, а также доходы на душу населения сократятся в этом году, в результате чего миллионы людей окажутся в условиях крайней нищеты.
Облегчение долгового бремениЭти экономические последствия мешают странам эффективно реагировать на медицинские и экономические последствия пандемии. Еще до распространения COVID-19 почти половина всех стран с низким уровнем дохода уже испытывала долговые трудности или подвергалась высокому риску , что оставляло им мало финансовых возможностей для помощи бедным и уязвимым, которые пострадали больше всего.
По этой причине в апреле Всемирный банк и МВФ призвали приостановить выплаты по обслуживанию долга беднейшим странам, чтобы они могли сосредоточить ресурсы на борьбе с пандемией. Инициатива по приостановке обслуживания долга (DSSI) позволила этим странам высвободить миллиарды долларов для борьбы с COVID-19.ответ. Тем не менее, как показано на приведенном ниже графике, расходы на обслуживание долга для двусторонних кредиторов лягут тяжелым бременем на долгие годы, и потребуются быстрые действия по сокращению долга, чтобы избежать еще одного потерянного десятилетия.
Как сказал президент Группы организаций Всемирного банка Дэвид Малпасс, «приостановка обслуживания долга является важной временной мерой, но этого недостаточно». Он добавил, что «необходимо предпринять еще много шагов по облегчению бремени задолженности», включая расширение DSSI, в то время как может быть разработано более постоянное решение.
Без принятия дополнительных мер в отношении долга устойчивое восстановление во многих странах может затормозиться, как и множество других целей в области развития. Как отмечается в Global Economic Prospects, хотя многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (СФРРС) смогли принять широкомасштабные бюджетные и монетарные меры во время финансового кризиса 2007–2008 годов, сегодня они менее подготовлены к глобальному спаду. Наиболее уязвимые из них сильно зависят от мировой торговли, туризма и денежных переводов. Следующий выпуск Global Economic Prospects, включающий обновленные прогнозы, должен выйти в начале января.
Мигранты отправляют домой меньше денегДенежные переводы – деньги, которые мигранты отправляют на родину – вызывают особую озабоченность. В предыдущие десятилетия денежные переводы играли все более важную роль в борьбе с бедностью и поддержании экономического роста. Только в прошлом году эти потоки были на одном уровне с прямыми иностранными инвестициями и официальной помощью в целях развития (государственная помощь).
Но COVID-19 спровоцировал резкий разворот: согласно нашим последним прогнозам, к концу 2021 года объем денежных переводов сократится на 14 % — прогноз несколько улучшился по сравнению с самыми ранними оценками во время пандемии, что не должно противоречить тому факту, что эти исторический спад. Падение может ожидаться во всех регионах, причем в Европе и Центральной Азии падение будет самым резким. В связи с этим снижением число международных мигрантов, вероятно, сократится в 2020 году — впервые в современной истории — поскольку новая миграция замедлилась, а возвратная миграция увеличилась.
Эти капли отрезают жизнь многим бедным семьям в развивающихся странах. Денежные переводы мигрантов имеют решающее значение для домохозяйств во всем мире , и по мере их сокращения эксперты опасаются, что бедность будет расти, отсутствие продовольственной безопасности усугубится, а домохозяйства рискуют потерять средства для оплаты таких услуг, как здравоохранение.
Воздействие на бизнес и рабочие местаЗамедление пандемии сильно повлияло на бизнес и рабочие места. Во всем мире компании, особенно микро-, малые и средние предприятия (ММСП) в развивающихся странах, испытывают серьезную нагрузку: более половины из них либо имеют задолженность, либо вскоре могут оказаться в долгах. Чтобы понять давление, которое COVID-19оказывает влияние на деятельность фирм, а также на корректировки, которые им необходимо внести, Всемирный банк и партнеры проводят экспресс-исследования пульса бизнеса в связи с COVID-19 в партнерстве с правительствами клиентов.
Это хорошие новости. Ответы, собранные в период с мая по август, показали, что многие из этих фирм сохраняли сотрудников, надеясь сохранить их на борту, когда они переживут спад. Более трети компаний увеличили использование цифровых технологий, чтобы адаптироваться к кризису. Однако те же данные предупреждают, что продажи фирм упали наполовину во время кризиса, что вынуждает компании сокращать часы работы и заработную плату, а большинство предприятий, особенно микро- и малые фирмы в странах с низким уровнем дохода, изо всех сил пытаются получить доступ к государственной поддержке. .
Сокращение семейных доходов — будь то из-за потери работы, прекращения денежных переводов или множества других факторов, связанных с COVID-19, — будет по-прежнему подвергать риску человеческий капитал. Имея меньше денег, семьи будут вынуждены идти на компромиссы и жертвы, которые могут нанести вред здоровью и результатам обучения целого поколения.
Высокая стоимость медицинского обслуживанияПандемия высветила потребность в эффективном, доступном и доступном медицинском обслуживании. Еще до начала кризиса люди в развивающихся странах заплатили за здравоохранение более полутриллиона долларов из собственных средств. Эти дорогостоящие расходы создают финансовые трудности для более чем 900 миллионов человек и ежегодно толкают почти 90 миллионов человек в крайнюю нищету, что почти наверняка усугубляется пандемией.
Здравоохранение — это лишь один из способов воздействия COVID-19 на человеческий капитал стран. Еще до пандемии мир столкнулся с кризисом обучения: 53% детей в странах с низким и средним уровнем дохода не могли прочитать базовый текст после окончания начальной школы. Закрытие школ из-за пандемии усиливает эти риски.
Закрытие классовВ разгар карантина из-за COVID более 160 стран обязали в той или иной форме закрыть школы как минимум для 1,5 миллиарда детей и молодежи. Регулярные новости о глобальных закрытиях можно найти здесь.
Воздействие COVID-19 на образование может ощущаться в ближайшие десятилетия , не только вызывая потерю обучения в краткосрочной перспективе, но и уменьшая экономические возможности для этого поколения учащихся в долгосрочной перспективе. Из-за потерь в обучении и роста отсева нынешнее поколение студентов может потерять около 10 триллионов долларов дохода, или почти 10 процентов мирового ВВП, и страны будут еще больше отклоняться от пути к достижению своих целей по борьбе с образовательной бедностью – потенциально значительно увеличив его уровень до 63 процентов, что эквивалентно дополнительным 72 миллионам детей начального школьного возраста.
Поскольку экономические условия вынуждают семьи принимать трудные решения о расходах на домашнее хозяйство, растет обеспокоенность по поводу отсева учащихся. Выступая в серии видеороликов «Ответы экспертов», глобальный директор Всемирного банка по вопросам образования Хайме Сааведра сказал, что его особенно беспокоят учащиеся средних школ и высших учебных заведений. Многие представители этой демографической группы «не вернутся в систему, потому что это будет огромным экономическим потрясением, поэтому у семей может не хватить ресурсов, или некоторым [студентам] придется прибегнуть к работе», — пояснил он. По словам Сааведры, другие, кто ранее был на грани того, чтобы бросить учебу, с большей вероятностью сделают это из-за пандемии.
Чтобы смягчить эти потери и попытаться сохранить обучение в условиях кризиса, страны изучают варианты дистанционного обучения — с неоднозначными результатами. Во многих местах основным препятствием является отсутствие высококачественной доступной широкополосной связи.
В подкасте о развитии мы поговорили с двумя колумбийскими матерями, которые живут по разные стороны цифровой пропасти. Мы слышали об их кардинально ином опыте домашнего обучения.
Интернет-неравенствоИх опыт не уникален: во всем мире пандемия и связанные с ней ограничения подчеркивают, что цифровая связь стала необходимостью. Интернет является шлюзом для многих основных услуг, таких как платформы электронного здравоохранения, цифровые денежные переводы и системы электронных платежей.
К сожалению, доступ к цифровой инфраструктуре и средствам связи остается сильно ограниченным в беднейших странах мира, которые имеют право на получение грантов и льготных кредитов от Международной ассоциации развития (IDA) Всемирного банка. В то время как охват мобильной связью быстро расширяется на глобальном уровне, страны МАР по-прежнему сильно отстают , уровень проникновения мобильного интернета на конец 2019 года составил 20,4% по сравнению с 62,5% в других странах.
И хотя пандемия демонстрирует потребность в большей связности, она может фактически увеличить цифровой разрыв, поскольку частные инвестиции становятся ограниченными, а государственное финансирование направляется на неотложные политические приоритеты, такие как здравоохранение и социальная защита.5
Гендерные различияИ COVID-19 также представляет серьезную угрозу для других «разрывов» в развитии. Примечательно, что гендерные разрывы могут увеличиться и после пандемии. Это могло бы обратить вспять многолетние успехи женщин и девочек в человеческом капитале, экономических возможностях, праве голоса и свободе действий.
В начале года в отчете «Женщины, бизнес и право» отмечался значительный прогресс в экономических возможностях женщин за последние 50 лет. Например, в 1970 году только в двух странах действовали законы, предписывающие равное вознаграждение за труд равной ценности. Как показано на диаграмме ниже, эта ситуация значительно изменилась за 50 лет. Но даже сегодня более двух третей стран все еще могут улучшить законодательство, касающееся оплаты труда женщин.
Конечно, равная оплата труда — это лишь один из аспектов гендерного равенства. По многим показателям пандемия усугубляет риски для женщин и ставит под угрозу достижения, за которые они так упорно боролись. По мере развития этого кризиса женщины теряли работу быстрее, чем мужчины , в связи с тем, что они с большей вероятностью будут заняты в секторах, наиболее пострадавших от карантина, таких как туризм и розничная торговля. Кроме того, женщины в странах с низким и средним уровнем доходов, как правило, преимущественно заняты на неформальных работах, что часто означает отсутствие у них доступа к социальной защите и другим системам социальной защиты.
А следующее поколение? Девочки во многих странах могут столкнуться с повышенными ожиданиями в отношении выполнения задач, связанных с уходом, что может повлиять на их способность продолжать заниматься образованием в долгосрочной перспективе. Наши партнеры в ЮНЕСКО прогнозируют, что 11 миллионов девочек могут никогда не вернуться к учебе после пандемии.
Еще миллионы людей не получают едыПомимо образования, дети — как мужского, так и женского пола — также уязвимы перед глобальным ростом отсутствия продовольственной безопасности , затрагивающим людей как в городских, так и в сельских районах. Наши Показатели мирового развития показывают, что даже до появления COVID-19 число людей, страдающих от недоедания — показатель, который отслеживает, сколько людей не получают достаточного количества калорий — росло после десятилетий снижения.
Как и многие другие аспекты глобального развития, COVID-19может усугубить эту и без того тревожную тенденцию. Согласно предварительной оценке наших партнеров из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), пандемия может добавить от 83 до 132 миллионов человек к общему числу недоедающих в мире в 2020 году. Данные ФАО помогают в разработке показателей мирового развития Группы Всемирного банка.
Нестабильность, конфликты, насилие: дом для все большего и большего числа бедныхВо многих местах отсутствие продовольственной безопасности и COVID усугубляют воздействие нестабильности, конфликтов и насилия (НКН) , что грозит обратным ходом разработки. В 2000 году каждый пятый беднейший человек в мире жил в нестабильных и затронутых конфликтами ситуациях (FCS). С тех пор бедность в других странах неуклонно снижалась, но число бедняков, живущих в FCS, продолжает расти.
Сегодня около половины бедного населения мира проживает в нестабильных и затронутых конфликтами ситуациях. Фактически бедность становится все более концентрированной в этих местах, где к 2030 году будет проживать до двух третей крайне бедных людей в мире. COVID-19может еще больше усугубить эту тенденцию.
Использование возможностей устойчивого развитияДля FCV, отсутствия продовольственной безопасности и ряда других проблем изменение климата является «множителем угроз». Несмотря на то, что мир сосредоточен на пандемии, климатические потрясения, стихийные бедствия и утрата экосистем не прекратились. Но то, как мы реагируем на COVID-19, может помочь нам лучше справляться с будущими рисками и потрясениями. По мере того, как правительства принимают срочные меры и закладывают основы для своего финансового, экономического и социального восстановления, у них появляется уникальная возможность создать более устойчивую, инклюзивную и устойчивую экономику.
Для поддержки устойчивого восстановления Группа Всемирного банка продолжит крупные инвестиции, которые помогут странам интегрировать меры по борьбе с изменением климата в свои программы развития.
Группа неуклонно увеличивала наше финансирование борьбы с изменением климата: за последние пять лет она выделила 83 миллиарда долларов США на инвестиции, связанные с климатом, и превысила наши целевые показатели на каждый из последних трех лет. Мы будем и дальше наращивать поддержку стран для ускорения действий по борьбе с изменением климата и повышения устойчивости к его растущим последствиям. На фоне COVID-19, это означает поиск способов согласования краткосрочных целей, таких как создание рабочих мест и экономический рост, с долгосрочными целями, такими как декарбонизация, адаптация и устойчивость, чтобы помочь нашим странам-клиентам сформировать устойчивое восстановление.
Заключение
Воздействие COVID-19 вызвало множество сравнений — одни с глобальным финансовым кризисом 2007–2008 годов, другие со Второй мировой войной, а еще больше — с кризисами, о которых мы знаем только из учебников истории. Хотя это может показаться драматичным, пандемия оказала широкомасштабное влияние почти на все аспекты развития, как это было с несколькими кризисами до нее.
Полные масштабы пандемии станут известны только в ближайшие годы, когда мы будем собирать и анализировать данные, адаптировать и развивать наше финансирование для удовлетворения потребностей стран, а также продолжать нашу работу по искоренению крайней нищеты и содействию всеобщему процветанию.