Кто такой феминист: Кто такая феминистка?

что это такое, определение простыми словами, суть

Феминизм – это теория и пропаганда прав женщин на основе политического, экономического и социального равенства полов.

 

Что такое  ФЕМИНИЗМ — определение, значение простыми словами.

 

Простыми словами Феминизм – это убеждение, что мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности, а также доктрина защиты социальных, политических и всех других прав женщин, равных правам мужчин.

 

Если коротко говорить про феминизм, цели и идеи феминизма, то:

  • Речь идет об уважении разнообразного женского опыта, идентичности, знаний и сильных сторон.
  • Речь идет о стремлении дать всем женщинам возможность в полной мере реализовать свои права.
  • Речь идет о выравнивании игрового поля между полами и обеспечении того, чтобы разные женщины и девочки имели те же возможности в жизни, которые доступные мальчикам и мужчинам.

 

 

Суть феминизма.

 

В основе феминизма лежит равенство мужчин и женщин, а не их одинаковость.

Многие люди выдвигают аргумент, что:

Женщины не «такие же», как мужчины, поэтому равенства быть не может. Другими словами, поскольку их тела различны (многие говорят, что они «слабее» и меньше), и поскольку мужчины и женщины имеют разные физические возможности, эти физические различия означают, что равенство невозможно.

Очень важно понимать, что:

«одинаковый» не означает «равный». Речь идет о равных правах и равном доступе к возможностям. Мужчины и женщины не должны быть «одинаковыми» в физическом плане, чтобы иметь право на равенство.

Представим, что в одном классе есть два маленьких мальчика. Один из них физически слабее и меньше другого. Считаем ли мы правильным не давать более слабому и маленькому мальчику одинаковый доступ к школе, к учителю, к обучению, компьютерам, книгам и учебным материалам в классе, только потому что у него нет такой же физической силы, как у другого мальчика? Конечно же нет. Так почему же женщина может не иметь тех же прав, что и мужчина, только потому что ее физиологическая природа другая?

 

 

Кто такие феминистки?

 

Феминистки — это женщины, которые выступают за гендерное, политическое, экономическое и социальное равенство между женским и мужским полом. Это женщины требующие от социума равноправия во всех сферах жизнедеятельности человека.

Быть феминисткой означает просто верить в равные права для всех полов. Дело не в ненависти к мужчинам. Дело не в том, что женщины лучше мужчин. Дело не в отказе от женственности. Дело в равенстве.

 

 

Термин «феминизм» и его история.

 

Термин «феминизм» относится к политическим, социальным и интеллектуальным движениям, стремящимся к достижению равенства для людей всех полов. Всегда были люди, которые боролись против ограничений, которые их общество налагало на людей по признаку пола. Однако феминизм как политическое, социальное и интеллектуальное движение зародился в Европе только в середине 19 века. Считается, что французский философ Шарль Фурье впервые использовал термин «феминизм» в 1830-х годах, а термин «феминистский» впервые появился в Оксфордском словаре английского языка в 1852 году. С тех пор феминизм как движение распространился по всему миру во многих различных формах и направлениях.

 

 

Волны феминизма.

 

История феминизма разделена на четыре периода, часто называемых «волнами» феминизма.

Концепция феминистских волн стремится проанализировать траекторию современного феминизма, разделив его на несколько временных рамок, начиная с конца 19 века с борьбы за избирательное право женщин и заканчивая множеством движений и направлений, сосуществующих в наши дни. Эта концепция была популяризирована в статье Марты Лир в New York Times 1968 года, в которой она отделила феминистское движение своего времени, вторую волну, от предыдущего поколения активистов.

 

  1. Первая волна феминизма.

Первая феминистская волна длилась с середины 19 до начала 20 века.

Это феминистское движение иногда называют «избирательным правом женщин», потому что самой важной целью феминисток этого периода было дать женщинам право голосовать и быть избранными на политические посты в надежде, что право голоса будет предшествовать доступу к другим правам. Эти активистки феминистки, которых часто называют суфражистками, также уделяли внимание таким темам, как

  • имущественные права замужних женщин,
  • опека над детьми,
  • гражданство.

Многие из этих ранних феминисток также могут быть описаны как феминистки по материнской линии. Они утверждали, что женщины несут особые обязанности как «матери нации» и поэтому более естественно подходят для решения вопросов, касающихся ухода за детьми и образования.

Первая волна подошла к концу примерно в 1920 году, когда некоторым белым женщинам (определенного возраста и экономического происхождения) было предоставлено право голоса в США и Великобритании.

  1. Вторая волна феминизма.

Началась в 1963 году, чему способствовала публикация книги Бетти Фридман «Женская загадка», работа, которая получила значительный успех в США и считается одной из ключевых публикаций этой волны. Эта волна была в основном активна с 1960-х по 1980-е годы. За эти два десятилетия западные феминистские движения достигли законодательных вех в области репродуктивных прав, права на равную оплату труда и равное образование. Феминистское движение этой волны боролось за то, чтобы женщины открывали свои собственные банковские счета без согласия мужа, и осуждало насилие в семье и сексуальные домогательства. Сексуальное насилие было центральной темой движения. А в США даже проводились кампании по искоренению принудительной стерилизации цветных людей и людей с ограниченными возможностями.

Феминистки того времени, такие как канадцы Тереза Кастрен и Дорис Андерсон, в основном концентрировались на таких вещах, как

  • равная оплата за равный труд,
  • доступ к контролю над рождаемостью и абортам,
  • прекращение гендерной дискриминации.

Самым известным лозунгом движения было «Личное – политическое», что означает, что общественная и политическая жизнь всех людей взаимосвязана и не может быть разделена.

Второй волне удалось мобилизовать большие группы для протеста и активизма, которые подпитывали образ «злой феминистки», породили миф о сжигании бюстгальтеров и изображали феминисток как истеричных женщин, выходящих из себя.

  1. Третья волна феминизма.

Начинается в 1990-х годах с появлением дела Аниты Хилл в 1991 году. Анита Хилл, афро-американский профессор права, свидетельствовала о сексуальных домогательствах со стороны кандидата в Верховный суд Кларенса Томаса, что стало одним из первых публичных дебатов о харасменте на рабочем месте.

Девяностые годы часто рассматриваются как разделительная линия между второй и третьей волнами феминизма. Истоки феминизма третьей волны часто связаны с субкультурой феминистского панка «Riot Grrrl» в Соединенных Штатах. Субкультура возникла в ответ на критику второй волны феминизма вокруг исключения расовых и маргинализованных людей. Феминистки третьей волны сознательно работали над тем, чтобы быть инклюзивными. Основные организации третьей волны, такие как Женский Фонд правового просвещения и действий (LEAF), сосредоточили свое внимание на таких вопросах, как

  • сексуальное освобождение,
  • возмещение уничижительных слов,
  • насилие в отношении женщин.

Более того, третья волна характеризуется растущим осознанием интерсекциональности – термина, придуманного Кимберли Креншоу в 80-х годах. Он признал переплетенные формы дискриминации расизма, классизма, эйлизма и других, а также критиковал вторую волну за то, что она в первую очередь представляла требования белых, цис-гетеросексуальных женщин из среднего класса.

Философ Джудит Батлер также считается центральной фигурой третьей волны, поскольку она защищает различие между полом и гендером, усиливая поддержку прав трансгендеров.

Хотя есть много утверждений, что существуют только эти первые три волны феминизма, а это означает, что третья волна все еще продолжается, другие утверждают, что третья волна уступила место четвертой в 2010-х годах.

  1. Четвертая волна феминизма.

Четвертая феминистская волна началась в период с 2008 по 2012 год и связана с ростом Интернета. Четвертая волна базируется на интерсекциональности и является еще более инклюзивной. Доступ к Интернету, особенно к социальным сетям, позволил феминисткам проще, чем когда-либо, объединяться и организовываться в политическом плане. Одним из ключевых воплощений феминизма четвертой волны стало движение #MeToo, инициированное Тараной Берк в 2006 году. Движение #MeToo дало возможность жертвам гендерного и сексуального насилия выступить со своими историями и сделать публичные обвинения в адрес могущественных или влиятельных людей.

Хотя четвертая волна поддерживает черты третьей, утверждается, что она идет еще дальше с точки зрения сексуальности и бодипозитивности, а также усиления расширения прав и возможностей женщин.

  1. Пятая волна феминизма.

Пятая волна является наиболее противоречивой, поскольку ведется много споров о том, существует ли она вообще и каковы ее основные особенности. Сторонники ее существования утверждают, что эта волна возникла примерно в 2015 году, когда фейковые новости, тролли и онлайн-домогательства набрали оборотов. Утверждается, что это стало тревожным сигналом для более сильной мобилизации между феминистскими группами и активизма, ориентированного на действия. Предыдущее движение изображается как более индивидуалистическое и личное, в то время как пятая волна более сконцентрирована на крупномасштабных изменениях.

Что такое радикальный феминизм? Феминизм и ЛГБТ.

 

Существует несколько видов феминизма. Один из них – радикальный (в противовес либеральному). Радикальный феминизм опережал свое время, ведь именно радикальные феминистки 1970-х были одними из первых, кто серьезно отнесся к дискуссиям по гендерным вопросам и сексуальности, которые сейчас бушуют в нашем обществе.

Многие из них с нетерпением ждали гендерно-изменчивого мира полиамурных и пансексуальных отношений, где социальные роли больше не определялись половыми характеристиками людей при рождении. Их работа помогла обеспечить

  • структурное равенство для женщин,
  • более широкие определения семьи,
  • большую свободу выражения гендерной и сексуальной идентичности, что противоречит сути гетеросексуальности.

Ключевым принципом радикального феминизма всегда был отказ от биологического эссенциализма – веры во врожденные, биологические половые роли. Конечная цель феминистской революции, сказала Суламифь Файерстоун, автор книги «Диалектика пола», должна заключаться в «устранении не только мужских привилегий, но и самого различия полов: генитальные различия между людьми больше не будут иметь значения в культурном плане».

Работа радикальных феминисток ставит под микроскоп гендер, в том числе мужественность. В то время это было очень спорным, и до сих пор остается. Они были одними из первых, кто изучил, почему мужественность определяется через насилие и как ее можно изменить. Радикальные феминистки не только не пропагандировали войну полов, но и выражали еще более радикальный посыл:

Все мы, женщины и мужчины, как бы мы их ни определяли, все люди, и вместе они способны к росту и человечности.

В Британии 1970-х феминистки вышли за рамки теоретических рассуждений о том, как могла бы выглядеть семейная жизнь без догматической модели, и начали строить ее сами. Они основали лесбийские коммуны, организовали классы самооплодотворения и организовали сети геев, которые стали донорами спермы и со-родителями. Некоторые воспитывали детей коллективно. Тем самым они создали эгалитарные сообщества, свободные от давления гендерных ролей.

Что такое интерсекциональный феминизм?

 

В последнее время интерсекциональность занимает все больше места в публичных дискуссиях о феминизме, но это не новость.

Интерсекционный феминизм может показаться сложным, но на самом деле он сводится к признанию взаимосвязи между полом и другими формами дискриминации, такими как раса, возраст, класс, социально-экономический статус, физические или умственные способности, пол или сексуальная идентичность, религия или этническая принадлежность.

 

 

Знак феминизма.

 

Во время кампании за избирательное право женщин использовались многие символы.

Например, ассоциация избирательного права женщин Массачусетса выбрала синюю птицу в качестве своего символа в преддверии референдума штата 1915 года о доступе женщин к голосованию. В День Избирательного Собрания Синей Птицы (19 июля 1915 г.) по всему штату было вывешено около 100 000 этих оловянных вывесок с синими птицами.

Интересно, что британские организации, выступающие против избирательного права, использовали кошек, чтобы доказать, что женщины простые и деликатные. Карикатуры подразумевали, что избирательное право женщин было столь же абсурдным, как избирательное право кошек, потому что женщины (и кошки) не могли голосовать. Кошки также использовались символически в некоторых американских объявлениях, направленных против избирательного права. В ряде американских мультфильмов мужчины сидят дома с кошкой и заботятся о детях. Кошка символизировала потерю мужественности мужчины. Некоторые считали, что, если женщины будут участвовать в политике, мужчины останутся дома и будут растить детей.

Сегодня эмодзи «Женский знак» ♀ представляет женский пол при рождении и женскую гендерную идентичность, а также выражения, которые часто используются в Интернете или в текстах, чтобы отстаивать феминизм и расширение прав и возможностей женщин.

Этот стандартный символ, обозначающий женский пол, восходит как минимум к 5 г. до н.э. и использовался греческими астрологами и алхимиками для обозначения Венеры (планеты и богини любви). В середине 1700-х годов шведский натуралист Карл Линней придумал использовать этот древний символ для обозначения женского пола в генетике растений. Он был принят феминистками в 1970-х годах.

Эмодзи «Женский знак» ♀ был одобрен Unicode в 1993 году, а в 2010 году получил широкое распространение в Unicode 6.0. На нескольких основных платформах смайлики показывают женский знак белым цветом на розовом фоне. Этот знак также присутствует на флаге феминизма.

 

 

Итоги.

 

Сегодня существует множество различных феминистских теорий, взглядов, школ мысли и организаций, борющихся за гендерное равенство для всех людей. Независимо от формы влияние феминизма на историю огромно, и феминизм продолжает оставаться яркой и важной силой сегодня.

Что такое феминизм в России? — Журнал

Журналист и литературный критик Анна Наринская коротко излагает историю феминистского движения, чтобы объяснить, почему в России его толком не было и до сих пор нет.

Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и обозначал женщин и мужчин, поддерживающих идею юридического и политического равноправия полов. Это, разумеется, не значит, что мысль, которая сегодня квалифицировалась бы как «феминистская», не существовала и не развивалась до этого времени. Например, моя «любимая», если можно так выразиться, феминистка − Афра Бен: английская писательница, драматург и авантюристка эпохи Реставрации. В эссе «Собственная комната» − важнейшем тексте о женщине и литературе, точнее, о женщине и слове − Вирджиния Вулф пишет о ней как об одной из первых женщин-писательниц, чей голос был услышан и распознан именно как женский.

Расцветом феминистской мысли считают конец 1960-х − 70-е − начало 80-х. Именно тогда феминистские дискуссии на Западе окончательно вышли из предоставленного им маргинального загона и стали рассматриваться как дискуссии о состоянии общества и мысли вообще. Работы этого времени, кстати, − первые теоретические феминистские тексты, которые стали известны в нашей стране среди, ну скажем так, людей, стремящихся к знанию (о выдержках из Коллонтай и Крупской я сейчас не говорю). Это связано с тем, что на волне настигшего многих в девяностые интереса к новой французской философии до нас вместе с Фуко и Бодрийяром дошли работы Юлии Кристевой с ее соображениями о «мужском контроле над языком».

Этот бум феминистских дискуссий в конце шестидесятых привел к тому, что сформировалась теория (а на деле − смешение теорий) радикального феминизма. Радикальный феминизм рассматривает (и оспаривает) женскую позицию не только в общественной и политической жизни, но и во всех остальных сферах, включая жизнь интимную. Одно из самых растиражированных утверждений радикального феминизма «личное есть политическое» вполне точно суммирует его суть. Вся история такого важнейшего для США феномена, как sexual harassment (то есть определение, что есть сексуальное домогательство, и решение о том, что оно должно быть наказуемо), − итог признания обществом ценности этих мыслей.

«Радикальным» этот вид феминизма оказывается в соотношении с двумя феминистскими течениями, сформировавшимися задолго до него, − либеральным и марксистским.

Либеральный феминизм сосредотачивается на требованиях всяческого равноправия в общественной жизни. Для меня главное имя в либеральном феминизме − мужское. Это имя Джона Стюарта Милля, важнейшего философа XIX века, одного из основоположников философии либерализма. Для него свобода женщины была частью развиваемой им концепции индивидуальной свободы.

В 1869 году Милль выпустил работу «Подчиненность женщины», в которой утверждал, что подчиненное состояние женщины − реликт первобытного прошлого, а не результат прогресса и что, оставшись «замороженным» веками, именно оно сейчас этот прогресс и тормозит. Эта работа имела эффект взорвавшейся бомбы, была предметом невероятных споров и злопыхательств. Ее практически моментально перевели на множество языков, в том числе и на русский. Неприятные «стриженые женщины» русской литературы того времени (и в том числе персонажи из «Бесов», вышедших в 1871-м) − это они Милля начитались.

Сегодня в границах так называемого цивилизованного общества − то есть в Европе и в Северной Америке − требования либерального феминизма можно считать выполненными. Я, можно сказать, зафиксировала официальное признание этого из уст важнейшего деятеля движения. Несколько лет назад на книжную ярмарку non/fiction приезжала та самая Юлия Кристева. Сейчас это прекрасная пожилая дама, которая − в смысле борьбы за женские права − интересуется только третьим миром, потому что считает, что в Европе достигнуто абсолютное равноправие мужчин и женщин.

Феминистки-марксистки в ответ сказали бы, что это абсолютное равноправие в классовом обществе де-факто доступно только представительницам среднего класса, но это сегодня не самая популярная дискуссия.

Все вышесказанное, конечно, самый беглый набросок, необходимый для того, чтобы перейти к нам, любимым. Вот что такое «феминистка» в глазах нашего, скажем так, среднестатистического соотечественника (и соотечественницы)? Это психопатка, которая даст по морде тому, кто подаст ей пальто или откроет перед нею дверь. Типа это у нее каприз такой. Ну и еще есть мнение − реже произносимое вслух, − что они все либо лесбиянки, либо как-то особо фордыбачат в постели. Последние соображения − это, кстати, типичное «слышал звон, да не знаю, где он». Изначально этот звон исходил от невероятно успешной книги Жермен Грир «Женщина-евнух», вышедшей в 70-м году. Идея Грир была в том, что в традиционной семье сексуальность женщины страшно зажата, потому что семейная жизнь, включая ее интимную сторону, сконструирована мужчинами. И соответственно роль женщины сведена до позиции евнуха. Эта книга была настоящим бестселлером, продавалась в универмагах и стала частью поп-культуры. В совершенно прелестной книге Сью Таунсенд «Секретный дневник Адриана Моула», вышедшей в Великобритании в начале 80-х (она написана от лица 14-летнего мальчика, живущего в бедном английском пригороде), описано, как мама героя читает книжку Жермен Грир и ей абсолютно сносит крышу: она перестает красить ногти, брить ноги и носить лифчик. И вот этими своими небритыми ногами она идет в магазин, а весь пригород в ужасе на нее смотрит.

Что пронзает сердце, когда из нашего угла читаешь это? Что в Советском Союзе ничего подобного не было. У нас женщины даже и не успели по-настоящему, по полной, как сказали бы мои дети, побороться за свои права. Только женщины «с самосознанием» успели развернуться, как случилась революция и им это все дали сверху, в виде директив. В итоге произошло то, что с директивами происходит всегда. Они: а) выполнялись формально; б) воспринимались враждебно или в лучшем случае иронически. Скажем, фигура Александры Коллонтай, которая олицетворяет собой советский феминизм, совершенно по-разному рассматривается у нас и на Западе. У них это важный персонаж, первая женщина, которая стала министром и насаждала равноправие, как считается огромным числом западных экспертов, с большим успехом. А мы сами что знаем про Коллонтай, кроме того, что она продвигала «теорию стакана воды», приравнивающую сексуальные отношения к любому другому физиологическому акту?

Другой популярный (и всем известный) советский «феминистский» лозунг: ленинское «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». По статистике к 60-м годам Советский Союз являлся местом с самой большой в мире долей женщин в среднеуправленческих слоях. Имеются в виду все эти тети с халами на голове, все эти описанные Галичем «товарищи Парамоновы», сидящие в обкомах и исполкомах. Их присутствие на этих местах, понятным образом, никак не отменяло − на человеческом уровне − отношения типа «бабы − дуры» и вообще полного семейного неравноправия, а возможно, только укрепляло его.

А если же говорить о думающих и даже диссидентствующих слоях общества − то там идея была в сопротивлении государственному давлению в общем, и отдельно о дискриминации женщин никто не думал.

К тому же здесь имеется еще интересный нюанс. Феминизм во всех своих проявлениях предполагает сопротивление конвенциональным религиям: любая религия предполагает, что женщина должна знать свое место − пусть не второстепенное, но специальное и неравноправное. А в 70-х − начале 80-х множество представителей интеллигенции − диссидентской и в том числе еврейской − обратились к религии, поскольку она рассматривалась как противоядие от совка.

В принципе, совершенно консенсусный взгляд жителей Советского Союза выражен в фильме «Москва слезам не верит». Там сказана очень простая вещь: баба может зарабатывать сколько угодно, решать будет мужчина. Забавный факт, что этот фильм вышел в 80-м году, когда в США как раз был всплеск феминистской борьбы. И при этом ему дали «Оскар» − по мнению многих, он раскрывал сущность «другого», а говоря проще − повествовал о таинственной русской душе. Рейгану перед встречей с Горбачевым специально показывали эту ленту, чтобы он мог лучше понять своего заокеанского собеседника.

На смену советской власти пришел, выражаясь штампованно, но не то чтобы неправильно, капитализм с культом богатства. И − что в нашем случае важнее − культом успеха. У этого успеха очень быстро сформировался гендерный признак. Для мужчины успех означал быть богатым, для женщины − быть подругой богатого. Эта конфигурация сохранилась по сей день. Можно провести эксперимент и спросить у публики, кто такая Даша Жукова, − будьте уверены: ответ будет не «важный галерист и издатель», а «подруга Абрамовича».

Такое мнение ощущается привычным и уютным. Соответственно на него, чтобы угодить и тем самым получить прибыль, работает вся машина коммерческой поп-пропаганды. И с чистосердечной прямотой: любой книжный завален книгами типа «Как выйти замуж за миллионера», «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «Сделай свой имидж таким, чтобы понравиться мужчине». И с некоторой постмодернистской фигой в кармане, как это сделано в сериале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». В этом смысле его интересно сравнить с американским прообразом − сериалом «Секс в большом городе». Он тоже предлагает четырех баб, которые думают только о мужиках, сексе и т.д., но номинально они все очень карьерно успешные женщины, то есть предъявлено: у них в жизни есть еще что-то кроме. А Гай Германика сажает своих героинь в замшелый офис, они покупают что-то в переходе, вообще живут ужасной жизнью, не говорят и не думают ни о чем, кроме своих отношений с мужчинами.

Сегодня, казалось бы, многие феминистские ценности могли бы проникать сюда из западной телепродукции, проще говоря, из сериалов, которыми все сейчас так увлечены. Но! На Западе, как я говорила, время прямой борьбы женщин за права практически закончилось ввиду исключительных успехов на этом поприще, и большинство сериалов отражает эту ситуацию. Возьмем продвинутые, скажем так, фильмы − датский сериал «Преступление» (и его американский ремейк «Убийство») или датско-шведский «Мост», которые считаются исключительно феминистскими шоу, потому что предъявляют нам женщину-детектива как в некотором смысле супергероиню. Но если раньше в любом кино женщина-полицейский должна была постоянно доказывать коллегам-мужчинам, что она не хуже их, и в этом состояла одна из нитей напряженности сюжета, то здесь этого уже нет и быть не может. Ее превосходство оправдано ее званием, и этим можно уже не заниматься, есть дела поважнее. В «Преступлении», первый сезон которого я лично считаю одним из высочайших достижений телекино в принципе, имеется даже некое возвращение к женственности. Ошибки, которые допускает героиня, и прозрения, которые ее посещают, часто связаны как раз с тем, что она женщина. Это прямо-таки реабилитация словосочетания «женская логика», которое на Западе еще недавно сочли бы сексистским.

То есть мы пропустили время «их» прямых феминистских высказываний − таких, как в фильме «Тельма и Луиза» (что не значит, что мы этот фильм не смотрели, а значит, что мы не воспринимали его как фильм о «женском»), − и сразу вступили во время высказываний более сложных. Которые нам − не имеющим феминистской предыстории − довольно сложно распознать.

В смысле того, что у нас сегодня с феминизмом происходит, исключительно иллюстративен пример Pussy Riot. Члены этой группы называют себя феминистками, но знает ли кто-нибудь о феминистской платформе Pussy Riot? Даже если она где-то у них сформулирована, она совершенно ни до кого не доходит, включая даже интересующихся − например, меня. Для общества важно, что они против Путина, против РПЦ и за защиту прав заключенных, и вообще важно, что они есть. Какие женские права они отстаивают − мы не знаем. Феминистская составляющая их воззрений, какая бы она там ни была, никого не интересует, и, честно говоря, не похоже, чтобы они как-то сильно интересовались ею сами. Во всяком случае, они это не демонстрируют.

И это очень показательно. Что такое было бы сейчас стать настоящей феминисткой в России? (Я сознательно не говорю здесь о совершенно дискредитированном «официальном» феминизме имени Марии Арбатовой, о бойких колумнистках про «секс и отношения», чья позиция сводится к извечному «все мужики − сволочи», и − к сожалению − об очень мне нравящихся умных теоретиках, таких, например, как Надежда Плунгян, которых именно их «умность», думаю, делает сегодня маргинальными. )

Быть сейчас феминисткой в России означает, по моему убеждению, пойти на сознательное упрощение своей позиции. Надо говорить о тех позициях и достижениях феминизма, которые мы − в силу изложенных выше обстоятельств − пропустили. И говорить об этом доступным, понятным языком. Надо обсуждать и отстаивать вещи, которые на Западе давно уже обговорены, стали там банальностью и даже всем надоели и на которые вследствие этого здесь принято смотреть свысока. Речь идет, например, о так презираемой всеми политкорректности. И в этом смысле становятся актуальными все эти смехотворные истории со щипанием за задницу или прочитанная мной недавно в Фейсбуке история о том, как учительница предложила школьнице помыть пол со словами «ты же будущая хозяюшка». Для начала надо, чтобы сами женщины понимали, что щипок за задницу − это не комплимент, а унижение и почему нельзя, чтобы учительница говорила такое, а потом уже обсуждать более сложные проблемы.

Из всех людей, которые выражали свое мнение публично, самой близкой к такой позиции мне кажется Маша Гессен − во всяком случае, пока она здесь жила. Я знаю, что она отнюдь не во всех кругах популярна, − и многие ее оппоненты мне куда симпатичнее, чем она, и сама я по огромному количеству вопросов с ней не согласна. Но в этом смысле ее поведение мне казалось самым последовательным и самым практически правильным. Ей было не зазорно обо всем этом − банальном − говорить, она не боялась показаться в этом смысле кому-то смешной и недостаточно интеллектуальной. А это очень важно.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры феминистских

феминистских

Сдвиг в отношении можно интерпретировать как прогресс феминисток .

Из сланца