«Тварь я дрожащая или права имею»? :: SYL.ru
Фраза «тварь я дрожащая или права имею» очень известна, но не все знают о ее подлинном значении и происхождении. В этой статье мы подробно рассмотрим, что же скрывается за этим загадочным выражением. Начнем же с того, что оно отсылает нас к целой жизненной философии. А автором ее стал небезызвестный русский классик, чьи произведения знакомы нам со школьной скамьи.
«Тварь я дрожащая или право имею» — откуда фраза?
Выражение это принадлежит Родиону Романовичу Раскольникову, главному герою «Преступления и наказания», самого известного романа Ф. М. Достоевского.
Поговорим немного об этом произведении, так как для понимания фразы нужно знать тематику первоисточника. Роман носит психологический и социально-философский характер. Писался с 1865 по 1866 годы.
Замысел «Преступления и наказания» Достоевский долго вынашивал. Основная тема, связанная с разделением мира на «необыкновенных» и «обыкновенных» людей, возникла еще в 1863 году, когда писатель путешествовал по Италии. В основу романа легли черновики незаконченного произведения «Пьяненькие» и роман-исповедь каторжника. Позднее сюжет был изменен, и линия Раскольникова стала главной. Для Достоевского было важно понять, что может толкнуть человека на преступление. И вот он взял студента, отличающегося живостью ума, и погрузил его в нищенские условия. Что же из этого вышло?
Образ Раскольникова
Кем были сказаны слова «тварь я дрожащая или право имею»? Достоевский вкладывает их в уста Родиона Романовича и делает его создателем целой теории о законах существования общества. Кто же наш философ?
Читатель знакомится с молодым человеком в самом начале романа. Очень важно его описание, так как писатель хотел показать, до какого состояния нужно довести живое существо, чтобы ему в голову пришла идея, невероятная по своему бездушию.
Итак, мы видим Раскольникова нервно и физически истощенным, на грани болезни и даже безумия. Он задумчив, замкнут и мрачен. Ютится в тесной комнатушке на чердаке: «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». Герой плохо одет, у него нет денег даже на оплату квартиры и обеда. Из-да бедственного положения ему пришлось бросить учебу.
Несмотря на такое состояние, юноша довольно красив собой, умен, независим, горд и образован. Угрюмым и озлобленным его сделало материальное положение. Он с раздражением относится к людям, и любая сторонняя помощь кажется ему унизительной.
Теория Раскольникова: «Твари дрожащие и право имеющие»
И вот в уме этого юноши, угнетенного бедами и житейскими невзгодами, зародилась идея. Заключалась она в том, что он разделил мир на две категории людей. Первые, право имеющие, могут ради своих целей совершать любые злодейства. Например, Наполеон или Александр Македонский погубили тысячи жизней, но никто их не судит и не считает злодеями. Беседуя сам с собой, он рассуждает о том, что если бы Наполеону нужны были деньги для военной компании, то он добыл их любым путем. Убил бы ради этого и был бы в своем праве, потому что родился он с предназначением, для высших дел. Для таких людей законы не писаны.
Другие же, «твари дрожащие», должны соблюдать заповедь «не убий», жить в страхе и раболепии. А все потому, что бесполезны они в этом мире и ничего от их действий не зависит. Вот для таких и существует полиция. Раскольников вопрошает у мира: «человек — тварь дрожащая или право имеет?».
Все моральные ценности и запреты кажутся герою иллюзорными, внешними и напускными. Они существуют лишь для того, чтобы управлять слабыми, сильным же на закон плевать.
Статья в газете
Свою теорию, озаглавленную как «Тварь я дрожащая или права имею», Раскольников помещает в газету. С этого начинается его грехопадение. Кроме всего вышесказанного, в своей статье Родя пишет о том, что высший человек сам дает себе разрешение на любое преступление, не советуясь ни с кем, поэтому и совесть его никогда не мучает.
Почему ловят преступников? Да потому что они сами дают следствию все подсказки – так думает герой. А делают они это, потому что трусят, начинают сомневаться, мучаются. Сильного же человека поймать нельзя, ибо совершает он преступление ради высшей цели и никогда в этом не раскаивается. Высший может переступить через кровь, если того требует его замысел.
Доказательство
И вот Раскольников решил спросить у самого себя, чтобы выяснить, верна ли теория: «Тварь я дрожащая или право имею?» С одной стороны, он относит себя к высшим, но с другой, не уверен в этом. Ему нужно доказать свою правоту. Но как понять, что он действительно сверхчеловек и предназначение его в том, чтобы менять мир?
Выход находится очень простой – совершить убийство. Герой начинает разрабатывать подробный план совершения преступления. Находится и жертва – старушка-процентщица Алена Ивановна. Нет в ней никакого прока, думает Раскольников, столько денег скопила и мало ей. А вот бы пустить все ее капиталы на помощь нуждающимся?!
И вот наш герой мнит себя уже Наполеоном. Он все продумал и просчитал. Однако нет в нем того спокойствия, которое, по его мнению, должно быть в «право имеющем». Оказывается, что между задумкой и реализацией находится невероятная пропасть. То, что казалось в его теории таким легким, становится непосильным, мрачным и зловещим.
Раскольников многое продумал, одного не смог предусмотреть – своего внутреннего состояния. Естество героя воспротивилось рассудку. Его начинает охватывать отвращение при одной мысли о задуманном.
После убийства
Итак, «тварь ли я дрожащая или право имею?». После преступления Раскольников начинает понимать, что не похож на своих кумиров, не может пролить кровь и спокойно жить дальше. Ночью после страшного преступления его охватывает ужас, который усиливает душевное расстройство. В лихорадке он мечется по комнате, пытается сосредоточиться и обдумать ситуацию, но не может совладать со своими эмоциями и страхами. В исступлении он прячет украденное в дыре за обоями и даже не замечает, что из комнаты схрон хорошо виден. Затем появляются галлюцинации, и никак не удается герою понять, где реальность, а где плод больного рассудка.
Постепенно первое волнение проходит, но болезнь не отступает. Раскольников ощущает разобщение с близкими и всем миром. Он прячется за маской даже перед матерью и сестрой, скрывая истинные чувства и замыкаясь в себе окончательно.
Логически Родя оправдывает убийство и обвиняет себя в слабоволии, малодушии, но именно пролитая кровь мешает ему открыто и беззаботно общаться с окружающими. Подсознательно он чувствует свою неправоту. В итоге он приходит к следующему выводу – «я себя убил, а не старушонку». Внутреннее расстройство героя только усиливается. И снять с души грех ему помогает только раскаяние и участие Сони.
Кем оказался Раскольников
Что же такое собой представляет Раскольников? «Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос стал для него гибельным. Герой понимает, что зря причислял себя к тем самым высшим людям. Он винит себя в малодушии и ничтожности. Не смог проявить характера, избавив человечество от какой-то «вши», которая только жизнь людям портила. Не только это гнетет Родиона, не стоит забывать о том, что Лизавета, тихая сестра Алены Ивановны, также приняла смерть от его рук. И вот эту жертву герой уже никак не может оправдать.
Но стоит, однако же, посмотреть на тех, кого Раскольников причисляет к высшим представителям человечества. Их в романе двое.
Двойники Родиона Романовича
«Тварь дрожащая или право имею» — цитата, которая вобрала в себя главный смысл довольно сложного социально-философского романа. Итак, давайте узнаем, кто же такие «право имеющие». Это Свидригайлов и Лужин, которые являются двойниками Родиона Романовича.
Оба этих человека вершат злодеяния с необычайной легкостью и совсем в них не раскаиваются. Так, Свидригайлов спокойно говорит о том, что бил жену и едва не погубил честь сестры Родиона, да и еще много чего натворил, но все это не вызывает в нем никаких эмоций. Он не страдает и не мучается, а наслаждается жизнью. В его образе есть нечто дьявольское. Свидригайлов коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.
Но в Свидригайлове есть нечто глубокое, например, его рассуждения, разговоры с Раскольниковым, самоубийство, в конце концов, говорит многое об этом человеке. Лужин же характеризуется резко отрицательно. В нем не осталось и тени души. Им движет болезненное самолюбие и желание утвердиться. Ему нужно властвовать и повелевать. Он также готов на все, чтобы осуществить свои мечты. Но все желания Лужина ничтожны и мерзки. Самой примечательной является сцена на похоронах Мармеладова, когда он обвиняет в краже у себя денег Соню. Только ради мести он был готов отправить бедную девушку на каторгу. Если для Свидригайлова наибольшей ценностью были страсти, то Лужин все измеряет деньгами.
Вот они, те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть и в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему.
Замысел автора
«Тварь я дрожащая или права имею?» — к этой мысли могут прийти многие гордые люди, поставленные в унизительное положение. И Достоевский своим романом хочет предостеречь их от роковой ошибки. Автор описывает ужас и противоестественность убийства. Раскольников оступается и тут же попадает в настоящий хаос, в котором уже не может руководить своими действиями. Становится понятно, что герой совершил насилие не столько над старушкой, сколько над самим собой. Пострадала его душа. Безумие становится расплатой за отнятие чужой жизни.
Достоевский не поучает своего читателя, он лишь демонстрирует последствия деяния. Федор Михайлович скорее задает вопросы в своем романе, нежели предлагает ответы.
Роль Сонечки
Ответ на вопрос «тварь я дрожащая или права имею» Раскольникова не удовлетворил и даже огорчил. Однако не дал осознания всей тяжести его поступка. Понять, что он совершил, помогла герою Соня. Когда Родион говорит ей, что убил ненужное и вредное существо, девушка в ужасе восклицает: «Это человек-то вошь?». Именно она указывает Раскольникову путь к раскаянию и искуплению. Для Сони заповедь «не убий» имеет сакральное значение. Именно благодаря ее религиозности у героя появляется шанс спастись. Девушка выводит Родиона Романовича из того хаоса, в который он сам себя погрузил, она стала его проводником, маяком во тьме.
Только в религии можно найти истину и спасение для души, полагает писатель.
Вывод
Итак, какой же смысл автор вкладывал в слова «тварь ли я дрожащая или право имею». Для Достоевского это были кощунственные речи, которые полностью уничтожали гуманизм и христианские добродетели. Человек, который задается таким вопросом, во-первых, душевно болен, а во-вторых, решил сравняться с самим Богом, которому только и дано решать, когда пришло время умирать.
Достоевский на примере Раскольникова показывает, что такие мысли могут привести только к саморазрушению, болезни и хаосу. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Она, воплощение жертвенности и гуманности, спасает душу Родиона Романовича.
Таким образом, роман «Преступление и наказание» является своеобразным предостережением всем тем, кто поверит в учение о сверхчеловеке.
Фёдор Михайлович Достоевский цитата: Тварь ли я дрожащая или право имею…
— Фёдор Михайлович Достоевский, книга Преступление и наказание
часть V, глава IV
Преступление и наказание
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 28 октября 2022 г.
Темы
право, тварьФёдор Михайлович Достоевский
182русский писатель, переводчик, философ 1821 — 1881Похожие цитаты
„Человек, не выявляющий закономерности — это безумец.
Человек, смирившийся с закономерностью — дрожащая тварь.“
— Сергей Кургинян советский и российский политический деятель, театральный режиссёр, политолог и лидер движения «Суть Времени» 1949
„За последние 7 лет человечество утратило с нашей помощью такой золотой эталон, как фундаментальный критерий «прав человека». Оказалось, что человек далеко не универсален и что права — не ваучер, их нельзя раздавать всем поголовно. Я лично никогда и тешила себя такой погремушкой. Я взрослый человек. Я всегда знала, что приличные люди должны иметь права, а неприличные (вроде Крючкова, Хомейни или Ким Ир Сена) — не должны. Право — понятие элитарное. Так что или ты тварь дрожащая, или ты право имеешь. Одно из двух…“
— Валерия Ильинична Новодворская российский политический деятель, диссидентка, правозащитница, независимая журналистка 1950 — 2014
„Да разве не все формы жизни имеют право на существование — право полное и неограниченное? Неужели всякая земная тварь обязана служить одному-единственному виду, иначе её сотрут с лица Земли?“
— Роберт Шекли американский писатель-фантаст 1928 — 2005
«Доктор Вампир и его мохнатые друзья»
Более длинные
Вариант: Да разве не все формы жизни имеют право на существование — право полное и неограниченное? Неужели всякая земная тварь обязана служить одному-единственному виду, иначе её сотрут с лица Земли?
„Дохлая тварь не производит на человека такое тяжелое, такое грустное впечатление, как тварь, которая как бы «дохлая», но все еще имеет какие-то признаки жизни. “
— Менделе Мойхер-Сфорим 1835 — 1917
„Вы не имеете права на вашу точку зрения. Вы имеете право на вашу обоснованную точку зрения. Никто не имеет права быть невежественным.“
— Харлан Эллисон американский писатель-фантаст 1934 — 2018
„Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право.“
— Генрик Ибсен норвежский драматург, поэт и публицист 1828 — 1906
„Мы не имеем права пользоваться счастьем, если мы не насаждаем его, как не имеем права пользоваться богатством, не заработав его.“
— Джордж Бернард Шоу, книга Кандида
Источник: Кандида, 1894
„А для нас муниципальное жилье имело, имеет и будет иметь право первой ночи!“
— Юрий Михайлович Лужков российский политический деятель 1936 — 2019
О Москве и москвичах
„Это свободная страна. Люди имеют право писать мне письма, а я имею право не отвечать на них.“
— Уильям Фолкнер американский писатель 1897 — 1962
„Каждый человек имеет право на собственное мнение, но ни один человек не имеет права быть неправым в своих фактах. “
— Бернард Барух 1870 — 1965
„Учёный имеет право на ошибку. Большой учёный имеет право на большую ошибку. Не ошибается тот, кто ничего не делает.“
— Козьма Петрович Прутков литературная маска Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых 1803 — 1863
„Даже небожители не имеют права быть с небом на «ты».“
— Принцалександр
„Только Бог имеет право меня разбудить.“
— Эрик-Эммануэль Шмитт, книга Оскар и Розовая Дама
Оскар и Розовая Дама
„Сильные имеют право быть оптимистами.“
— Генрих Манн немецкий писатель-прозаик и общественный деятель 1871 — 1950
„Всякий имеет право быть глупым.“
— Генрих Гейне немецкий поэт и писатель 1797 — 1856
„Все имеют право меняться, даже художники.“
— Пабло Пикассо испанский художник, скульптор и график 1881 — 1973
Без источников
„Любой человек имеет право говорить то, что он считает нужным, а любой другой человек имеет право бить его за это. “
— Сэмюэл Джонсон английский критик, лексикограф, поэт 1709 — 1784
„Другой человек имеет право быть услышанным и право отстаивать свои доводы.“
— Карл Раймунд Поппер австрийский и британский философ и социолог 1902 — 1994
„Право большинства — это право сильного и не имеет нравственного основания.“
— Вильгельм Виндельбанд 1848 — 1915
„Если кто-то выкинул, то я имею право это забрать…“
— Челль Линдблад финский шведскоязычный писатель-прозаик 1951
с. 153
Связанные темы
- Право
- Тварь
Несколько слов о «Преступлении и наказании» | Андреа Вийт
РаскольниковДостоевский, несомненно, является одной из самых значительных фигур не только в русской литературе, но и в ее истории, в то же время внесший огромный вклад в развитие мировой философской мысли. Только подумайте: Ницше называл его своим единственным учителем, Кафка считал, что у него с ним духовное родство, Фрейд ставил его в один ряд с Шекспиром, а Андре Жид полагал, что «все, что когда-либо написал Достоевский, стоит и должно быть прочитано». А число писателей, в том числе лауреатов Нобелевской премии по литературе, на которых он оказал сильное влияние, трудно сосчитать: это Томас Манн, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Герман Гессе, Борис Пастернак, Жан-Поль Сартр, много других. Даже Си Цзиньпин неоднократно признавался в своих симпатиях к этому величайшему мыслителю и художнику.
Однако, когда рядовые читатели сталкиваются с его произведениями и даже начинают немного вникать в них, они недоумевают, и возникает закономерный вопрос: почему Достоевский на самом деле так крут, и где психологическая глубина произведений, которую его почитатели нравится говорить? Действительно, взять, к примеру, его первую выдающуюся работу «Преступление и наказание». Прочитав, многие скажут, что как детектив он не очень интересен, сюжет достаточно прост и однообразен, без резких поворотов и наполнен утомительными подробностями и подробностями; стиль и красота слога, прямо скажем, тоже хромает, или, выражаясь более деликатно, оставляет желать лучшего; и конец кажется вымученным, слишком длинным и неполным.
К легиону недоумевающих библиофилов и сторонних читателей присоединятся такие известные мастера слова, как Владимир Набоков и Иван Бунин. Первый, например, открыто писал: «С этой точки зрения Достоевский не великий писатель, а довольно посредственный — с проблесками отличного юмора, но, увы, с пустырями литературных пошлостей между ними. В «Преступлении и наказании» Раскольников почему-то убивает старушку-процентщицу и ее сестру». Второй признался: «Не знаю, кого я больше ненавижу как человека, Гоголя или Достоевского». Но, конечно, следует признать, что эти два писателя прежде всего ценили стиль, красоту речи и богатство языка, тогда как Достоевский более всего придавал значение мысли и считал, что во имя ее можно пожертвовать привлекательностью. фантастики. Да, если обратиться к его биографии, у великого писателя не было времени — он был слишком занят выплатой долгов, оставшихся после смерти старшего брата.
Тем не менее, в чем же тогда великая идея «Преступления и наказания» и чем она настолько ценна и уникальна, что заслуживает такого внимания и даже многими критиками считается обязательной к прочтению? Одни учебники по литературе пишут, что Достоевский хотел подробно показать трагический внутренний мир обитателей бедных кварталов Петербурга, другие — изобразить психологические переживания, происходящие в душе преступника, третьи — доказать, что любое преступление должно быть наказано. Но эти суждения либо частично правильны, либо слишком поверхностны и не отражают сути романа-трагедии. Дело в том, что Достоевский поставил вопрос, не побоюсь сказать, вселенского масштаба, который заключался в следующем: имеет ли право человек отнимать чью-то жизнь, пусть даже самую неприметную или вредную для других, не в силу закона или долга, как это может быть в суде или на войне, а по своему усмотрению и рассуждению?
Лучше всего эта мысль выражена в емких, точных и вроде бы логически правильных словах некоего незнакомого студента, разговаривавшего с офицером. Просто прочитайте внимательно: «С другой стороны, свежие молодые жизни, выбрасываемые из-за отсутствия помощи, и тысячи, со всех сторон! Можно было бы сделать и помочь сто тысяч добрых дел на деньги этой старушки, которые будут похоронены в монастыре! Сотни, а может быть, и тысячи людей могут быть поставлены на правильный путь; десятки семей, спасенных от нищеты, от разорения, от порока, от госпиталей Локка — и все на ее деньги. Убейте ее, возьмите ее деньги и с их помощью посвятите себя служению человечеству и всеобщему благу. Как вы думаете, не сгладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь тысячи были бы спасены от разложения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — простая арифметика! Кроме того, какое значение имеет жизнь этой болезненной, глупой, злой старухи на равновесии существования! Не больше, чем жизнь вши, чернотелки, а то и меньше, потому что старуха вредит. Она истощает жизни других; на днях она назло укусила палец Лизаветы; его чуть не пришлось ампутировать!» Логически справедливо, не так ли?
Действительно, главный герой романа, Раскольников, не был убийцей в традиционном понимании этого слова — он не убивал Алену Ивановну и ее сестру исключительно из корысти, мести, удовольствия или других низменных и порочных побуждений. Раскольников добил старуху ради идеи, которая заключалась в том, чтобы принести в жертву одно бесполезное, никчемное существо во благо и даже спасение сотен других. С самого начала эта идея была для Раскольникова лишь мрачным, страшным планом, который он сам с отвращением отвергал и который никогда не мог развиться в конкретные волевые решения. Но после того, как он получил письмо от матери, в котором рассказывается о бедственном и безвыходном положении его семьи, что толкает и его сестру Дуню выйти замуж за Лужина, этот план перешел в завершающую фазу неизбежного исполнения. То есть убить вредную пожилую женщину, забрать деньги и во что бы то ни стало — сохранить семью, а может и других нуждающихся, если есть возможность.
Стоит отметить, что великая поэтесса Анна Ахматова не понимала этой сути, однажды сказав: «Достоевский знал многое, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, то превратишься в Раскольникова. Но теперь мы знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и пойти вечером в театр». Однако согласитесь, что это мнение хотя и правильное, но необдуманное и безрассудное, на что указывают, в частности, слова «И теперь мы знаем». Конечно, во времена Достоевского гремели разные серийные, бессовестные и отпетые убийцы, о которых Достоевский наверняка знал и читал. Но в данном случае они не были предметом изучения гениального мыслителя, так как примеры эти, к сожалению, вполне объяснимы. Раскольников был совсем не из таких людей. У него была совесть, его душа была способна к состраданию, сочувствию и даже к искренней, благородной жертве, о чем свидетельствуют многие показательные указания, я уверен, умышленно приведенные Достоевским. Например, в доме Мармеладовых он из жалости к ним незримо оставляет все свои деньги на окне комнаты; он также смело защищает Соню, которую Лужин умышленно обвинил в краже; даже само убийство было совершенно из добрых побуждений — чтобы спасти свою семью от обреченной ситуации.
Обстоятельно разобравшись в вопросе о том, вправе ли человек распоряжаться чужой человеческой судьбой по своему усмотрению, даже если это выглядит логически оправданным, Достоевский в своем творчестве дает исчерпывающий ответ, который при всем том также уникален если рассматривать в чисто литературном плане. Именно Достоевский показал, что наказание за всякое преступление, особенно тяжкое, прямо вытекает из самой природы человека, из его сущности. И действительно, убив старуху, Раскольников стал хронически страдать: сначала он потерял внутреннее спокойствие и уверенность, потом потерял сон, а если и был, то тревожный и часто сопровождаемый ужасными кошмарами; а также необъяснимый леденящий страх, параноидальная подозрительность ко всем окружающим и постоянное отвращение к себе и к своей предприимчивости возникали в его душе. В конце концов Раскольников не выдерживает моральных мук и спасается раскаянием. В то же время заметим, что тюремное заключение становится для него не наказанием, как думает большинство, а, наоборот, своего рода средством, после которого он, наконец, способен почувствовать значительное облегчение. И если вы думаете, что это не относится к беспардонным преступникам, то ученые, мыслители и психиатры придерживаются другого мнения. Как однажды сказал известный психоаналитик Карл Юнг: «Здоровый человек не насмехается над другими. Мучителем становится тот, кто претерпел мучения. «Думаю, прежде всего, психологические страдания, которые никакому лечению не поддавались. Вообще Достоевский на примере Раскольникова дал понять, что, совершив злодеяние, человек не может быть спокойным, тем более счастливым, если, конечно, искренне не раскаивается и не понесет соразмерного и посильного наказания.
Наконец, следует также добавить, что идея романа имеет тесную связь с положениями социализма и с видением того, как он должен быть построен. А именно, Маркс и Энгельс были убеждены, что богатые и сильные мира сего, то есть преуспевающие капиталисты и аристократы, никогда не поделятся своим добром с обездоленными рабочими, что является главной причиной несправедливого устройства общества и неравного распределения материальных и культурных ценностей. Таким образом, бедные и обездоленные имеют заслуженное право сами встать на свою сторону, в том числе путем насилия и кровопролития. Вспомните марксистский лозунг «экспроприация экспроприаторов», или по-ленински: «грабить награбленное». Чем это закончилось — даже трудно прочитать. Значит, нужно быть осторожным со своим правом, чтобы не попасть в яму самоуправства, собственноручно вырытую.
«Преступление и наказание» Федора Достоевского
Основная тема «Преступления и наказания» связана с идеологически мотивированным убийством. Главный герой — студент по имени Родион Раскольнов, вынужденный бросить университет из-за финансовых проблем. Достоевский эффектно использует характероним с Родионом. Фамилия «Раскольников» происходит от русского слова «раскол», что означает «разрыв».
Достоевский обращается к идее полной свободы, созданной Ницше, и передает ее через образ Раскольникова. Раскольников считает, что на свете есть два типа людей. К первому типу относятся те, кто совершенно свободен делать все, что хочет, без каких-либо ограничений, в том числе и моральных. Этих людей называют «наполеонами» по имени Наполеона или «имеющими права». Людей второго типа называют «тварями дрожащими», или «беднягами» — это люди, которые всего боятся и не могут позволить себе чувствовать себя свободными.
Достоевский хотел показать, что идея полной свободы от всех нравственных ограничений может привести нас к ужасным вещам и что акт убийства отделяет совершившего его человека от мира и человечества. Акт убийства разрушает душу убийцы и обрекает его на глубокое запустение и одиночество. Однако поддержку Раскольникову оказала одна девушка, Соня Мармеладова. Ей пришлось продать себя, чтобы заработать на жизнь своей больной матери, отца-алкоголика и младших братьев и сестер. Соня — один из самых чистых персонажей романа, и она последовала за Родионом, когда он попал в исправительно-трудовой лагерь.
Благодаря помощи Сони и ее чтению ему Нового Завета, Родион начал принимать свою вину и сожаление, и со временем изменил свое мнение о себе.
Родион Раскольников — первый образец убийцы-философа, созданный Достоевским. Другой — Николай Ставрогин из «Бесов». Вместо того, чтобы смириться со своими поступками, как Раскольников, Ставрогин кончает жизнь самоубийством в конце романа, потому что не выдержал бездны моральной ответственности, принесшей ему полную свободу. Альбер Камю много писал о Ставрогине в своей книге «Бунтарь». Эти два персонажа красноречиво иллюстрируют последствия неограниченных человеческих намерений.
Также Достоевский исследует тему бессознательных сильных порывов или человеческих страстей. Это можно найти в каждом его романе.
Он не был религиозным писателем, и в реальной жизни он тоже был человеком большой страсти; например, у него была тяга к азартным играм. Но, несмотря на все это, в его романах всегда был какой-то глубокий честный посыл. Мы видим это в создании таких персонажей, как князь Мышкин, или Соня Мармеладова, или Алексей Карамазов, которых он описывает и создает с большой любовью и заботой.