Кто я тварь дрожащая: Главные цитаты Достоевского • Arzamas

Содержание

Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Роман Ф. М. Достоевского является не только социально-психологическим, но и отчасти философским. Вопрос, заданный самому себе «Кто я: тварь дрожащая или права имею?» был задан главным героем повествования Родионом Раскольниковым и наполнен глубоким смыслом. Попробуем в нём разобраться.

Если вспомнить, кем был Раскольников, то становится понятно, почему его заинтересовал этот вопрос. Являясь простым студентом, Родион жил скромно, можно даже сказать, бедно. В семье тоже не всё было благополучно. Поэтому, главный герой романа и стал прокручивать в голове собственную теорию своего существования: так кто же он на самом деле: «тварь дрожащая», то есть простой приземлённый человек, живущий по заповедям Божьим или же личность «право имеющая» совершать любые дела и не чувствовать вины за содеянное? Может ли он при этом оставаться безнаказанным и быть на высоте?

Свои рассуждения Раскольников помещает в газету, где также говорит о том, что человек, имеющий власть, сам даёт себе право на любое преступление и не обязан ни с кем советоваться. Герой считает, что преступников ловят из-за того, что они сами трусят и идут признаваться, а человек, принадлежащий к высшему типу, оставит всё как есть. Он будет уверен в том, что сделал всё на благо людей, поэтому никогда не испытает мук совести.

Чтобы получить проверить свою теорию, Раскольников совершает два преступления и его теория почти сразу проваливается. Он понимает, что не является «право имеющим», так как муки совести терзали его всё сильнее и сильнее. Совершив убийство, он не смог остаться равнодушным. В то же время, он и не «тварь дрожащая», ведь преступление он совершил и нарушил общественные и Божественные устои. Получается, нельзя таким образом делить людей. Всё гораздо сложнее, чем думал Раскольников, и в этом ему пришлось убедиться на собственном горьком опыте.

Итак, мы увидели, что вопрос «Кто я: тварь дрожащая или права имею» является ключевым в романе и формирует собственную мировоззренческую теорию персонажа. Достоевский на протяжении всего повествования показывает, что эта теория не работает, так как вообще такое деление людей бессмысленно.

Смысл фразы Тварь я дрожащая или право имею?

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день, меняли ход истории, заставляя миллионы задумать о своем отношении к миру. Книги Достоевского учат человеколюбию и любви к ближнему, раскрывают сложные психологические проблемы. Роман «Преступление и наказание» является лучшим произведение Федора Михайловича по мнение многих критиков как того времени, так и современности. Главный персонаж Раскольников – одна из самых запутанных личностей отечественной литературы. В каждом его монологе кроется загадка, разгадав которую, человек приходит к определенной истине, заложенной Достоевским. Именно на такой загадке во фразе «тварь ли я дрожащая или право имею?» я бы хотел остановиться в своем сочинении.

Родион Романович Раскольников – бедный студен, убивший Лизавету и старуху-процентщицу, горячо любящий свою сестру и мать и в то же время негативно настроенный по отношение к окружающему миру, полному несправедливости, подлости и неравенства. Раскольников придумывает теорию, краткая суть которой примерно такова: есть люди – «Наполеоны», которые могут убивать, чтобы вершить историю, а есть обыкновенные люди – «дрожащие твари».

Он искренно верил в собственную теорию, относя себя к «Наполеонам», именно поэтому он решается на убийство старухи-процентщицы. Но почему он задается вопросом, поставленным в названии сочинения и когда он это делает? В эпизоде с Соней Мармеладовым Раскольников произнес фразу: «тварь ли я дрожащая или право имею?» а до этого: «вошь ли я, как все, или человек?» То есть хорошо видно следование Раскольникова свое концепции. Он считает личностью, человеком только того, кто может вершить судьбы других.

Однако несостоятельность его догмы обнаруживается уже в момент преступление: он почувствовал сильное нервное и психологическое напряжение, он не может убивать спокойной, холодно, как он до этого считал. Поэтому фраза в названии сочинения есть не что иное как отражение старой позиции Раскольника, отражение его отношения к миру.

Но ведь он меняется, почему? Встречая на своем пути маленьких людей: Соню, Мармеладова, Авдотью он видит, что они по его старому определи «вши», потому что они терпят, мучаются, не могу влиять не то, что на историю, на собственные положения влиять не могут.

Но с другой стороны он видит в них апогей духовности, терпя и мучаясь, они живут только ради других, ради Бога. Такая двоякость заставляет Раскольникова задуматься над своей теорией, ведь все «маленькие люди» романа представляют собой людей чистых, светлых, духовного богатых и великих. Раскольников понимает, что они личности, люди, а он грешник, он убийца! Чтобы это исправить, он решается признаться в преступление, поступая совсем не по старой концепции. Но с покаянием и признанием греха он духовно очищается, после долго мученического пути Раскольников приходит к мировоззрению настоящего христианина, он становится более человеколюбив и движется к главной христианской заповеди: к любви к ближнему в этом ему помогает Соня Мармеладова – человек живущий ради другого, христианский идеал, к которому Достоевский стремился и призывал стремиться читающую публику.

В заключении хочется отметить, что путь, проделанный Раскольниковым, должен и может проделать каждый из нас, потому если каждый будет стремиться к любви к ближнему, то счастье настанет во всем мире. Именно этого хотели все герои Достоевского: князь Мышкин, Соня Мармеладова, Ваня (из романа «Униженные и оскорбленные») и Шатов из произведения «Бесы», все они хотели, чтобы каждый человек обрел гармонию.

Также читают:

← Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание ← Маленькие люди в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийОбраз мечтателя в повести Белые ночи → Значение Имен в романе Преступление и наказание →

Картинка к сочинению Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Популярные сегодня темы

  • Золотая пора детства в произведении Детство Толстого

    Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.

  • Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза

    Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.

  • Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве сочинение

    «Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.

  • Сочинение Слово как источник счастья

    Существует такое утверждение, что слово является источником счастья. Но в мире людей становится все больше слов, которые не способны принести радость ни тому, кто их произносит, на тому, кто слушает.

  • Отношение Хлестакова к другим действующим лицам

    Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

«Тварь я дрожащая или права имею»? :: SYL.

ru

Фраза «тварь я дрожащая или права имею» очень известна, но не все знают о ее подлинном значении и происхождении. В этой статье мы подробно рассмотрим, что же скрывается за этим загадочным выражением. Начнем же с того, что оно отсылает нас к целой жизненной философии. А автором ее стал небезызвестный русский классик, чьи произведения знакомы нам со школьной скамьи.

«Тварь я дрожащая или право имею» — откуда фраза?

Выражение это принадлежит Родиону Романовичу Раскольникову, главному герою «Преступления и наказания», самого известного романа Ф. М. Достоевского.

Поговорим немного об этом произведении, так как для понимания фразы нужно знать тематику первоисточника. Роман носит психологический и социально-философский характер. Писался с 1865 по 1866 годы.

Замысел «Преступления и наказания» Достоевский долго вынашивал. Основная тема, связанная с разделением мира на «необыкновенных» и «обыкновенных» людей, возникла еще в 1863 году, когда писатель путешествовал по Италии. В основу романа легли черновики незаконченного произведения «Пьяненькие» и роман-исповедь каторжника. Позднее сюжет был изменен, и линия Раскольникова стала главной. Для Достоевского было важно понять, что может толкнуть человека на преступление. И вот он взял студента, отличающегося живостью ума, и погрузил его в нищенские условия. Что же из этого вышло?

Образ Раскольникова

Кем были сказаны слова «тварь я дрожащая или право имею»? Достоевский вкладывает их в уста Родиона Романовича и делает его создателем целой теории о законах существования общества. Кто же наш философ?

Читатель знакомится с молодым человеком в самом начале романа. Очень важно его описание, так как писатель хотел показать, до какого состояния нужно довести живое существо, чтобы ему в голову пришла идея, невероятная по своему бездушию.

Итак, мы видим Раскольникова нервно и физически истощенным, на грани болезни и даже безумия. Он задумчив, замкнут и мрачен. Ютится в тесной комнатушке на чердаке: «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». Герой плохо одет, у него нет денег даже на оплату квартиры и обеда. Из-да бедственного положения ему пришлось бросить учебу.

Несмотря на такое состояние, юноша довольно красив собой, умен, независим, горд и образован. Угрюмым и озлобленным его сделало материальное положение. Он с раздражением относится к людям, и любая сторонняя помощь кажется ему унизительной.

Теория Раскольникова: «Твари дрожащие и право имеющие»

И вот в уме этого юноши, угнетенного бедами и житейскими невзгодами, зародилась идея. Заключалась она в том, что он разделил мир на две категории людей. Первые, право имеющие, могут ради своих целей совершать любые злодейства. Например, Наполеон или Александр Македонский погубили тысячи жизней, но никто их не судит и не считает злодеями. Беседуя сам с собой, он рассуждает о том, что если бы Наполеону нужны были деньги для военной компании, то он добыл их любым путем. Убил бы ради этого и был бы в своем праве, потому что родился он с предназначением, для высших дел. Для таких людей законы не писаны.

Другие же, «твари дрожащие», должны соблюдать заповедь «не убий», жить в страхе и раболепии. А все потому, что бесполезны они в этом мире и ничего от их действий не зависит. Вот для таких и существует полиция. Раскольников вопрошает у мира: «человек — тварь дрожащая или право имеет?».

Все моральные ценности и запреты кажутся герою иллюзорными, внешними и напускными. Они существуют лишь для того, чтобы управлять слабыми, сильным же на закон плевать.

Статья в газете

Свою теорию, озаглавленную как «Тварь я дрожащая или права имею», Раскольников помещает в газету. С этого начинается его грехопадение. Кроме всего вышесказанного, в своей статье Родя пишет о том, что высший человек сам дает себе разрешение на любое преступление, не советуясь ни с кем, поэтому и совесть его никогда не мучает.

Почему ловят преступников? Да потому что они сами дают следствию все подсказки – так думает герой. А делают они это, потому что трусят, начинают сомневаться, мучаются. Сильного же человека поймать нельзя, ибо совершает он преступление ради высшей цели и никогда в этом не раскаивается. Высший может переступить через кровь, если того требует его замысел.

Доказательство

И вот Раскольников решил спросить у самого себя, чтобы выяснить, верна ли теория: «Тварь я дрожащая или право имею?» С одной стороны, он относит себя к высшим, но с другой, не уверен в этом. Ему нужно доказать свою правоту. Но как понять, что он действительно сверхчеловек и предназначение его в том, чтобы менять мир?

Выход находится очень простой – совершить убийство. Герой начинает разрабатывать подробный план совершения преступления. Находится и жертва – старушка-процентщица Алена Ивановна. Нет в ней никакого прока, думает Раскольников, столько денег скопила и мало ей. А вот бы пустить все ее капиталы на помощь нуждающимся?!

И вот наш герой мнит себя уже Наполеоном. Он все продумал и просчитал. Однако нет в нем того спокойствия, которое, по его мнению, должно быть в «право имеющем». Оказывается, что между задумкой и реализацией находится невероятная пропасть. То, что казалось в его теории таким легким, становится непосильным, мрачным и зловещим.

Раскольников многое продумал, одного не смог предусмотреть – своего внутреннего состояния. Естество героя воспротивилось рассудку. Его начинает охватывать отвращение при одной мысли о задуманном.

После убийства

Итак, «тварь ли я дрожащая или право имею?». После преступления Раскольников начинает понимать, что не похож на своих кумиров, не может пролить кровь и спокойно жить дальше. Ночью после страшного преступления его охватывает ужас, который усиливает душевное расстройство. В лихорадке он мечется по комнате, пытается сосредоточиться и обдумать ситуацию, но не может совладать со своими эмоциями и страхами. В исступлении он прячет украденное в дыре за обоями и даже не замечает, что из комнаты схрон хорошо виден. Затем появляются галлюцинации, и никак не удается герою понять, где реальность, а где плод больного рассудка.

Постепенно первое волнение проходит, но болезнь не отступает. Раскольников ощущает разобщение с близкими и всем миром. Он прячется за маской даже перед матерью и сестрой, скрывая истинные чувства и замыкаясь в себе окончательно.

Логически Родя оправдывает убийство и обвиняет себя в слабоволии, малодушии, но именно пролитая кровь мешает ему открыто и беззаботно общаться с окружающими. Подсознательно он чувствует свою неправоту. В итоге он приходит к следующему выводу – «я себя убил, а не старушонку». Внутреннее расстройство героя только усиливается. И снять с души грех ему помогает только раскаяние и участие Сони.

Кем оказался Раскольников

Что же такое собой представляет Раскольников? «Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос стал для него гибельным. Герой понимает, что зря причислял себя к тем самым высшим людям. Он винит себя в малодушии и ничтожности. Не смог проявить характера, избавив человечество от какой-то «вши», которая только жизнь людям портила. Не только это гнетет Родиона, не стоит забывать о том, что Лизавета, тихая сестра Алены Ивановны, также приняла смерть от его рук. И вот эту жертву герой уже никак не может оправдать.

Но стоит, однако же, посмотреть на тех, кого Раскольников причисляет к высшим представителям человечества. Их в романе двое.

Двойники Родиона Романовича

«Тварь дрожащая или право имею» — цитата, которая вобрала в себя главный смысл довольно сложного социально-философского романа. Итак, давайте узнаем, кто же такие «право имеющие». Это Свидригайлов и Лужин, которые являются двойниками Родиона Романовича.

Оба этих человека вершат злодеяния с необычайной легкостью и совсем в них не раскаиваются. Так, Свидригайлов спокойно говорит о том, что бил жену и едва не погубил честь сестры Родиона, да и еще много чего натворил, но все это не вызывает в нем никаких эмоций. Он не страдает и не мучается, а наслаждается жизнью. В его образе есть нечто дьявольское. Свидригайлов коварный бесчестный и беспринципный человек, которого боятся все, кто когда-либо с ним сталкивался. Ради того, чтобы добиться своего, он готов пойти на любое преступление.

Но в Свидригайлове есть нечто глубокое, например, его рассуждения, разговоры с Раскольниковым, самоубийство, в конце концов, говорит многое об этом человеке. Лужин же характеризуется резко отрицательно. В нем не осталось и тени души. Им движет болезненное самолюбие и желание утвердиться. Ему нужно властвовать и повелевать. Он также готов на все, чтобы осуществить свои мечты. Но все желания Лужина ничтожны и мерзки. Самой примечательной является сцена на похоронах Мармеладова, когда он обвиняет в краже у себя денег Соню. Только ради мести он был готов отправить бедную девушку на каторгу. Если для Свидригайлова наибольшей ценностью были страсти, то Лужин все измеряет деньгами.

Вот они, те самые герои Раскольникова, которых никогда не мучает совесть и в которых нет сомнений. И ни один из них не похож на того, кто бы мог изменить мир к лучшему.

Замысел автора

«Тварь я дрожащая или права имею?» — к этой мысли могут прийти многие гордые люди, поставленные в унизительное положение. И Достоевский своим романом хочет предостеречь их от роковой ошибки. Автор описывает ужас и противоестественность убийства. Раскольников оступается и тут же попадает в настоящий хаос, в котором уже не может руководить своими действиями. Становится понятно, что герой совершил насилие не столько над старушкой, сколько над самим собой. Пострадала его душа. Безумие становится расплатой за отнятие чужой жизни.

Достоевский не поучает своего читателя, он лишь демонстрирует последствия деяния. Федор Михайлович скорее задает вопросы в своем романе, нежели предлагает ответы.

Роль Сонечки

Ответ на вопрос «тварь я дрожащая или права имею» Раскольникова не удовлетворил и даже огорчил. Однако не дал осознания всей тяжести его поступка. Понять, что он совершил, помогла герою Соня. Когда Родион говорит ей, что убил ненужное и вредное существо, девушка в ужасе восклицает: «Это человек-то вошь?». Именно она указывает Раскольникову путь к раскаянию и искуплению. Для Сони заповедь «не убий» имеет сакральное значение. Именно благодаря ее религиозности у героя появляется шанс спастись. Девушка выводит Родиона Романовича из того хаоса, в который он сам себя погрузил, она стала его проводником, маяком во тьме.

Только в религии можно найти истину и спасение для души, полагает писатель.

Вывод

Итак, какой же смысл автор вкладывал в слова «тварь ли я дрожащая или право имею». Для Достоевского это были кощунственные речи, которые полностью уничтожали гуманизм и христианские добродетели. Человек, который задается таким вопросом, во-первых, душевно болен, а во-вторых, решил сравняться с самим Богом, которому только и дано решать, когда пришло время умирать.

Достоевский на примере Раскольникова показывает, что такие мысли могут привести только к саморазрушению, болезни и хаосу. И самостоятельно выбраться из этого порочного круга невозможно. Именно поэтому на помощь герою приходит Сонечка. Она, воплощение жертвенности и гуманности, спасает душу Родиона Романовича.

Таким образом, роман «Преступление и наказание» является своеобразным предостережением всем тем, кто поверит в учение о сверхчеловеке.

Преступление, которое вдохновляло преступность и наказание

  1. Журнал: 8 января 2022 г.
  1. Журнал
  2. Выпуск: 8 января 2022
  3. БОЛЬШЕ из книг

Кевин Бирмингем Офига в 1834 году и чем это заняло Достоевского десятилетия спустя Жестокое преступление Пьера Франсуа Ласенера потрясло Францию ​​в 1834 году, а его история во многих деталях отразилась в шедевре Достоевского десятилетия спустя. [Изображения Бриджмена]

Настройки текста

КомментарииПоделиться

Грешница и святой: Достоевский, преступление и его наказание

Кевин Бирмингем

Аллен Лейн, с. …» Часто цитируемые слова Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», , заключают в себе главный вопрос романа. Федор Достоевский впервые предложил издателю идею «психологического описания преступления» в 1865 году. Три десятилетия назад реальный убийца Пьер Франсуа Ласенер, ожидавший своей казни во французской тюрьме, писал: «Только я могу решить, поступил ли я по отношению к обществу неправильно или правильно.

» Как показывает Кевин Бирмингем в своей новой книге, это лишь одна деталь истории Ласенера, отраженная в шедевре Достоевского; более того, размышления Достоевского над этим случаем повлияли на его понимание природы зла.

Грешник и святой работает на нескольких уровнях: как историческое исследование, как литературно-критическое произведение и, что отрадно, как двойной триллер. Главы о Достоевском и Ласенере чередуются, сюжетные линии идут параллельно друг другу, каждая приближается к своей кульминации. Достоевский рано теряет родителей и отказывается от доли в имении отца, чтобы стать писателем. Ласенера бросает его обедневшая семья, и он балуется поэзией. Достоевский присоединяется к радикальной группе, чтобы читать и обсуждать запрещенные цензурой произведения; вскоре заговорщиков разоблачают и заключают в тюрьму. Ласенер попадает в тюрьму за кражу лошади и кареты и решает, что его место среди преступников. Достоевский и его товарищи приговорены к смертной казни. Когда они стоят с завязанными глазами перед расстрельной командой, инсценировка казни останавливается.

Его приговор, замененный каторгой, в Сибири Достоевский беседует с другими заключенными и записывает свои наблюдения в секретный дневник. Вернувшись в Париж, Ласенер, теперь сторонник «свирепого материализма», убивает двух человек. Суд над ним производит сенсацию. Он наслаждается своим статусом знаменитости во время разбирательства, пишет мемуары и умирает на гильотине.

После десяти лет ссылки в 1859 году Достоевский возвращается в Санкт-Петербург, чтобы вернуться к литературной жизни. Именно там он узнает о деле, которое когда-то потрясло Францию. Он совместно переводит отчет о деле Ласенера и публикует его в своем журнале. «Нужно изучить столько убийств, чтобы эффективно написать хотя бы одну историю об убийстве»; поэтому Достоевский добавляет Ласенера к своей растущей коллекции преступников («Он был красив. Он ко всему относился с презрением. Он ничего не боялся», — пишет Бирмингем об одном из экземпляров), в конце концов направляя все это на Раскольникова.

Ключевыми мотивами, лежащими в основе обеих повествовательных нитей, являются насилие и деньги. «Бедность не порок!» — таков был припев в жизни Достоевского; он постоянно просил редакторов об авансе и боялся долговой тюрьмы. Ласенер тоже пробовал заниматься журналистикой, но вместо обещанных 25 ему заплатили всего пять франков. «Это олигархия», — сетовал Достоевский на публикацию акул, подписывая ненаписанный роман за гроши и увлекаясь азартными играми. Бирмингем сравнивает рулетку с письмом:

«Вы играете в каждое вращение, вы переворачиваете каждую страницу, пока не проиграете, не одолжите и не заложите все, что у вас есть, до последнего абзаца. Заключительной фразой Достоевского были его серебряные часы.

Преступления в центре книги якобы связаны с деньгами, но настоящие мотивы лежат глубже. Ласенер, по его собственному признанию, убил не по какой-либо иной причине, кроме желания и средств: «Я убиваю человека, как выпиваю стакан вина». Однако он не пренебрегал использованием добычи. Раскольников, напротив, оставляет кошелек ростовщика неоткрытым; позже, признавшись в убийстве, он изо всех сил пытается объяснить, что именно побудило его к этому. Когда Бирмингем анализирует роман, он пересказывает большую его часть в драматическом настоящем: «Лезвие рассекает верхнюю часть ее лба, как дерево, и она падает».0019

Чтобы контекстуализировать Достоевского, Бирмингем погружает читателя в русскую историю, которой противопоставлен французский материал. Если для русских каторжников железные кандалы — норма, то во французских тюрьмах — «чрезвычайная мера»; во Франции люди обменивают наличные деньги на банковские векселя, а русские выдают векселя, привыкая к новым долговым отношениям. Спустя полвека после поражения Наполеона вопросы разума, свободы и власти приобретают в Европе новое философское измерение благодаря распространению гегелевских идей. «Я хотел стать Наполеоном», — говорит Раскольников, пытаясь и не сумев оправдать свои действия. Бирмингемские предметы Преступление и наказание , а также многочисленные заметки Достоевского очень внимательно прочитать, прежде чем сделать вывод: «Раскольников не убивает за идею. Раскольников убивает ни за что».

Писать об одном из величайших писателей России, безусловно, будет трудно: огромное количество источников должно быть подавляющим. Бирмингему удается с кажущейся легкостью сдвигать исторические пласты, сочетая научную строгость с живостью, историческую широту с легкостью. Грешники и святые, настоящие и вымышленные, предстают в новом резком свете; большие темы оживают в калейдоскопе мелочей. Сюртук для осужденного; рисунок, возникающий из строк текста в блокноте; миг блаженства перед эпилептическим припадком — дьявол, как всегда, в мелочах.

«Нужно изучить столько убийств, чтобы эффективно написать хотя бы одну историю об убийстве», — сказал Достоевский

Часть 5, Глава 4 Страница 11

  • Главная /
  • Литература /
  • Преступление и наказание
  • Литература /
  • Преступление и наказание

Резюме

  • Введение
  • Резюме
  • Темы
  • Котировки
  • Персонажи
  • Анализ
  • Вопросы
  • викторины
  • Карточки
  • Лучшее из Интернета
  • Написать эссе
  • Полный текст
  • Часть 1, Глава 1
  • Часть 1, Глава 2
  • Часть 1, Глава 3
  • Часть 1, Глава 4
  • Часть 1, Глава 5
  • Часть 2, Глава 1
  • Часть 2, Глава 2
  • Часть 2, Глава 3
  • Часть 2, Глава 4
  • Часть 2, Глава 5
  • Часть 2, Глава 6
  • Часть 2, Глава 7 Часть 3, Глава 1
  • Часть 3, Глава 2
  • Часть 3, Глава 3
  • Часть 3, Глава 4
  • Часть 3, Глава 5
  • Часть 3, Глава 6
  • Часть 4, Глава 1
  • Часть 4, Глава 2 Часть 4, Глава 4
  • Часть 4, Глава 5
  • Часть 4, Глава 6
  • Часть 5, Глава 1
  • Часть 5, Глава 2
  • Часть 5, Глава 3
  • Часть 5, Глава 4

    3 5, Глава 5

  • Часть 6, Глава 1
  • Часть 6, Глава 2
  • Часть 6, Глава 3
  • Часть 6, Глава 4
  • Часть 6, Глава 5
  • Часть 6, Глава 6
  • Часть 6, Глава 7 Эпилог, часть 2
  • Горит Глоссарий
  • Содержание
  • НАЗАД
  • СЛЕДУЮЩИЙ

Читать анализ Шмупа Часть 5, Глава 4

«Тише, Соня! Я не смеюсь. Я сам знаю, что меня черт вел. Тише, Соня, тише!» — повторил он с мрачной настойчивостью. — Я все это знаю, я все обдумал и все прошептал себе, лежа в темноте… все, все! И как тошно, как тошно было мне тогда перебирать все это! Мне все хотелось забыть и начать заново, Соня, и перестать думать. опрометчиво, как дурак? Я пошел на это, как мудрец, и в этом была только моя погибель. И не думайте, что я не знал, например, что, если бы я начал спрашивать получить власть — я, конечно, не имел права — или что, если бы я спросил себя, является ли человек вошью, то оказалось бы, что это не так для меня, хотя это может быть для человека, который пойдет прямо к своей цель, не задавая вопросов… Если я все эти дни волновался, сделал бы это Наполеон или нет, то я, конечно, ясно чувствовал, что я не Наполеон. Спор мыслей, Соня, и мне хотелось бросить его: я хотел убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я не хотел лгать об этом даже себе. Не для того, чтобы помочь матери, я совершил убийство — это вздор — я совершил убийство не для того, чтобы приобрести богатство и власть и стать благодетелем человечества. Бред какой то! Я просто сделал это; Я совершил убийство для себя, для себя одного, и стал ли я благодетелем для других, или провел свою жизнь, как паук, ловя людей в свою паутину и высасывая из людей жизнь, мне было все равно в эту минуту. … И это были не те деньги, которые я хотел, Соня, когда я это делал. Я хотел не столько денег, сколько другое… Я теперь все это знаю… Поймите меня! Возможно, мне никогда не стоило снова совершать убийство. Я хотел узнать кое-что еще; это было что-то другое привело меня на. Мне хотелось узнать тогда и поскорее, вошь ли я, как все, или человек. Смогу ли я перешагнуть барьеры или нет, осмелюсь ли я нагнуться, чтобы поднять или нет, дрожа ли я тварь или имею ли я _право_…»

«Убивать? Иметь право убивать?» Соня всплеснула руками.

«Ах, Соня!» — раздраженно воскликнул он и, казалось, хотел что-то возразить, но презрительно промолчал. — Не перебивай меня, Соня. Я хочу доказать только одно, что меня черт повел тогда и показал мне с тех пор, что я не имел права идти на этот путь, потому что я такая же вошь, как и все остальное. Он издевался надо мной, и вот я пришел к вам сейчас! Приветствуйте вашего гостя! Если бы я не был вошь, я должен был бы прийти к вам? …. Вы можете быть уверены в этом!»

«И ты убил ее!»

«Но как же я убил ее? Разве так убивают мужчин? Разве люди идут на убийство, как я тогда? Я расскажу вам когда-нибудь, как я пошел! Я убил старуху? не ее! Я задавил себя раз навсегда, навсегда… Но это черт убил старуху, а не я. Довольно, довольно, Соня, довольно! Оставь меня! — воскликнул он во внезапном приступе агонии. — Оставь меня!

Он уперся локтями в колени и сжал голову руками, как в тисках.

«Какие страдания!» Вопль тоски вырвался у Сони.

«Ну что мне теперь делать?» — спросил он, вдруг подняв голову и глядя на нее безобразно искаженным отчаянием лицом.

«Что ты будешь делать?» — вскричала она, вскакивая, и глаза ее, полные слез, вдруг заблестели. «Вставать!» (Она схватила его за плечо, он встал, глядя на нее почти с недоумением.) Иди сейчас же, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, сначала поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись.

Добавить комментарий