Личное достоинство это: Что-то пошло не так (404)

Значение, Определение, Предложения . Что такое личное достоинство

  • Онлайн-переводчик
  • Грамматика
  • Видео уроки
  • Учебники
  • Лексика
  • Специалистам
  • Английский для туристов
  • Рефераты
  • Тесты
  • Диалоги
  • Английские словари
  • Статьи
  • Биографии
  • Обратная связь
  • О проекте

Примеры

Значение слова «ЛИЧНЫЙ»

Осуществляемый лично.

Смотреть все значения слова ЛИЧНЫЙ

Значение слова «ДОСТОИНСТВО»

Положительное качество.

Смотреть все значения слова ДОСТОИНСТВО

Предложения с «личное достоинство»

Другие результаты

В конце концов кое-кто искренне поверил в то, что Скарлетт ни и чем не виновата, — поверил не из-за ее личных достоинств, а потому, что этому верила Мелани.

Разве недостаточно было вашего имени, вашего общественного положения и ваших личных достоинств?

Достоинства эти чисто личные и поглощают без остатка все оказываемое им почтение.

Меня с ним больше ничто не связывает; его личные достоинства я не намерен превозносить: у нас чисто деловые отношения.

Когда это дело было возбуждено под руководством Теренса Халлинана, прокуроры приняли все меры для защиты личности и достоинства жертв.

Судя по немногочисленным имеющимся у нас свидетельствам о его личности, он был гордым человеком с острым чувством собственного достоинства.

Перед христианскими организациями стоит задача ответить на ряд вопросов, касающихся достоинства человеческой личности, особенно в связи с научными исследованиями.

Понятие баронства как личного достоинства, не связанного с землей, возникло только тогда, когда примерно в 1388 году Ричард II создал Джона Бошана бароном по патенту.

Однако после объединения корон в Шотландии утвердилось понятие пэра как личного достоинства, а не как достоинства, присущего земле.

Открытая дефекация увековечивает порочный круг болезней и нищеты и широко рассматривается как оскорбление личного достоинства.

Отсутствие личной жизни особенно сильно сказывается на безопасности и чувстве собственного достоинства женщин и девочек в развивающихся странах.

Во время погружения люди в толпе теряют чувство собственного достоинства и личной ответственности.

Моя песня о достоинстве и человеческих чувствах, а также о личной гигиене.

Я хотел бы также воздать должное народу Гаити, который проявил огромное мужество, стойкость и достоинство перед лицом этой национальной и личной трагедии.

Статья 21 Политической конституции гарантирует право на честь и достоинство как проявление ценности человеческой личности:.

Директор Союза за достоинство личности подтвердил личность Эннмари.

Или же мы должны уважать его личную жизнь, защищать достоинство и оставить его в покое?

Директор Союза за достоинство личности подтвердил личность Энн-Мари.

Я разговаривал с директором Альянса за достоинство личности, наша жертва отправилась в Албанию для расследования обвинений, когда девушкам обещали работу мечты в США.

Тобаес, Брайан и я верим в достоинство каждой человеческой личности.

Братство, обеспечивающее достоинство личности и единство нации;.

Тяжелые подростковые годы, и осуждение ее личности, которое ей постоянно навязывали которые она перенесла с достоинством пока не приобрела новое имя.

Санитарно-гигиеническое обслуживание имеет прямое отношение не только к личной гигиене, но также к человеческому достоинству и благосостоянию, здоровью населения и даже образованию.

Нет замены личному достоинству, и нет иной шкалы для его оценки, кроме независимости.

Она оценила его по достоинству — выше всех подлетала в подскоках, дальше всех выпархивала на середину, и улыбка не сходила с ее счастливого личика.

Он предлагает гостиничный сервис гостеприимства с полным уважением к личной свободе, человеческому и христианскому достоинству.



На данной странице приводится толкование (значение) фразы / выражения «личное достоинство», а также синонимы, антонимы и предложения, при наличии их в нашей базе данных. Мы стремимся сделать толковый словарь English-Grammar.Biz, в том числе и толкование фразы / выражения «личное достоинство», максимально корректным и информативным. Если у вас есть предложения или замечания по поводу корректности определения «личное достоинство», просим написать нам в разделе «Обратная связь».

ИСТОКИ, СМЫСЛ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

rpamoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 7. С. 1431-1436 | 2021. Volume 14. Issue 7. P. 1431-1436

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Понятие «человеческое достоинство»: истоки, смысл и современная трактовка

Сычёва Т. М.

Аннотация. Цель исследования — обосновать определяющую роль исторических источников в формировании современного смысла и значения понятия человеческого достоинства. Несмотря на существование множества интерпретаций понятия достоинства и практически радикальную трансформацию его содержания, по мнению автора, сущность современного понимания достоинства по-прежнему составляют смыслы и значения, которые были выработаны в процессе развития философской и этической мысли. Новизна исследования состоит в обосновании содержательной роли исторических источников в формировании современного значения понятия «человеческое достоинство», обладающего общечеловеческой значимостью, и решении проблем, порождаемых стремительным научно-техническим развитием общества. В результате мы пришли к выводу, что современное понимание человеческого достоинства, рассматриваемого как общечеловеческая ценность с культурной и географической спецификой, включает в своё сущностное содержание смыслы и значения, которые были выработаны в процессе исторического развития философской мысли, и является основой концепции «равного достоинства».

EN

Human Dignity Notion: Origins, Meaning and Modern Interpretation

Sycheva T. M.

Abstract. The purpose of the study is to provide rationale for defining role of historical sources in formation of modern meaning and significance of the human dignity notion. Despite the fact that there are many interpretations of the dignity notion and that its content has virtually undergone radical transformation, according to the author, essence of modern understanding of dignity still amounts to the meanings and significance that were formulated in the process of philosophical and ethical thought development. The study is novel in that it provides rationale for substantive role of historical sources in formation of modern meaning of the human dignity notion, which is of universal importance, and resolves the problems generated by rapid scientific and technological advancement of the society. As a result, the researcher has come to the conclusion that modern understanding of human dignity, which is considered as a universal value possessing cultural and geographic specificity, includes in its essential content the meanings and significance that have been formulated in the process of historical development of philosophical thought and is a basis of the equal dignity concept.

Введение

Актуальность исследования понятия человеческого достоинства обусловлена целым рядом обстоятельств и в первую очередь тем, что эта категория является, во-первых, одной из основных в интеллектуальном и политико-правовом дискурсе современного мирового сообщества и, во-вторых, одной из самых неопределенных и дискуссионных по своему содержанию. Одни исследователи утверждают, что категория «человеческое достоинство» не несет в себе никакого конкретного содержания и включает в себя те смыслы и значения, которые предполагаются основными характеристиками человека. Другие же, такие как О. Шехтер, утверждают, что фраза «достоинство человеческой личности» используется как выражение «базовой ценности, принятой в широком смысле всеми народами» [10, p. 848]. Сложность определения концептуального содержания категории «человеческое достоинство» заключается в том, что оно по-разному интерпретируется в философских, этических, религиозных и политико-правовых идеологиях. Достижение общего понимания смысла концепта «человеческое достоинство» затруднено и тем, что постоянно происходит трансформация его смысла и значения под воздействием меняющихся социально-исторических и культурно-

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210242

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

политических условий. Так, события «арабской весны» породили феномен «революции достоинства» на Ближнем Востоке, что в свою очередь вызвало серьезные изменения в конституционном законодательстве Египта, Туниса, Марокко. Такого рода политические и правовые трансформации требуют глубокого анализа содержания понятия человеческого достоинства и смыслов, порождаемых им. И, наконец, достижения современной биологической науки, медицины, технологий, способных воздействовать на природу человека и изменять её, предполагают широкую публичную дискуссию (научную, правовую, этическую, религиозную) относительно пределов применения всех выдающихся результатов человеческого гения к нему самому.

Кроме огромного общественного резонанса, который вызван использованием и применением этого понятия, существует, по мнению большинства исследователей, главная проблема — отсутствие единого мнения относительно содержания и смысла данной категории. Кроме того, что в разнообразных теориях и концепциях дается различная её трактовка, само содержание данного концепта постоянно трансформируется и изменяется. Но отсутствие единого определения данного понятия не означает, что у него нет базового содержания, определяющего его смысл и значение. Поэтому задача выявления основного концептуального содержания понятия достоинства является для исследователей и практиков одной из важнейших уже в силу того, что в современном мире понятие человеческого достоинства претендует на роль общечеловеческой ценности.

Одним из способов решения этой сложнейшей проблемы является использование метода социально-исторического анализа, позволяющего проанализировать не только трансформацию содержания понятия, но и способы и условия его обоснования. Анализ эволюции понятия человеческого достоинства, начиная от «статусной» концепции и заканчивая современной «универсально-эгалитарной», в этом смысле представляет для исследования несомненный интерес. Ради справедливости нужно сказать, что в научном сообществе бытует мнение, что «значение различных исторических источников для современного понимания человеческого достоинства, его содержания и концептуального осмысления не столь очевидно» [2, с. 44]. Но мы позволим себе не согласиться с подобной позицией, ибо развитие содержания любого понятия лучше всего прослеживается, говоря гегелевским языком, через его «становление», через анализ концепций, которые формировались в предшествующие исторические эпохи. Это позволяет не только сопоставить представления о достоинстве в разные исторические периоды, но и дает возможность использовать эти идеи для современного прочтения концепции достоинства в целях уяснения его общего смысла.

Этими обстоятельствами обусловлена основная направленность нашего исследования — рассмотреть истоки понятия «человеческое достоинство», трансформацию его содержания в процессе исторических и социальных изменений с целью уяснения тех существенных содержательных моментов, которые присутствуют в современном прочтении этого концепта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, проанализировать исторические источники формирования понятия человеческое достоинство и выявить те содержательные моменты в них, которые присутствуют в современной интерпретации этого понятия; во-вторых, рассмотреть концепцию «эгалитаристского универсализма» как наиболее востребованную сегодня и обозначить проблемы, порождаемые данной трактовкой; в-третьих, обозначить один из возможных философских подходов в решении проблемы сохранения человеческого достоинства в условиях информационной и технологических революций.

В решении поставленных задач мы использовали аналитический, сравнительно-исторический и социально-философские методы исследования.

Теоретической базой исследования являются работы классиков религиозной (Ф. Аквинский) и философской мысли (Дж. Пико делла Мирандола [4], И. Кант [1], И. Г. Фихте, Д. Дидро), представителей современной философии права и юридической науки, как отечественной (И. А. Кравец [2], В. Е. Чиркин, Т. Я. Хабриева), так и зарубежной (А. Маргалит, Ю. Хабермас [8], Ф. Фукуяма [7], С. А. Фасоро [6]).

Практическая значимость работы заключается в том, что она дает возможность использовать её результаты в реализации задачи выработки единых принципов понимания и интерпретации концепта человеческого достоинства с учетом его культурно-религиозной и исторической специфики.

В своем исследовании мы исходили из того, что категория «человеческое достоинство» в начале XXI века претендует стать общечеловеческой ценностью и исходным принципом конституционного законодательства в большинстве стран современного мира. Многозначность этого понятия, его культурно-историческая и социальная обусловленность ставят перед исследователями задачу нахождения определенных смысловых инвариантов в его содержании, которые дают право на столь желаемую универсальность. «Претензия» концепта «человеческое достоинство» на всеобщность может быть оправдана наличием в нем базовых положений, имеющих общечеловеческий смысл. Анализ исторических источников, на основе которых формировалось базовое содержание понятия достоинства, составляющее и сегодня сущность его значений и смыслов, является основой предпринятого нами исследования. Тем боле, что исторически сложившаяся традиция истолкования понятия «достоинство» дает для этого богатые возможности.

Место исторических источников в формировании содержания понятия человеческого достоинства

Относительно того, какое количество источников можно назвать в качестве исходных, нет единого мнения, поэтому мы остановимся на анализе пяти, предлагаемых известным российским исследователем И. А. Кравцом [2, с. 42]. В первую очередь, это античное наследие, прежде всего римское, с его понятием digni-Ьав, которое связывало должностное положение и социальное происхождение лица с авторитетом, почестями

и заслугами. Свобода римских граждан являлась необходимым, но недостаточным условием обладания ими достоинством. Им обладали только те, кто принимал участие в публичной жизни и занимался политикой. В этом значении категория «достоинство» никаким образом не связана с понятием равенства в современном понимании этого слова в силу того, что античная мысль достаточно определенно различает «арифметическое» и «геометрическое равенство», поэтому римское понимание «достоинства» является основанием для дифференцирующего статуса. В современном обществе «статусное» понимание достоинства в целом потеряло свою актуальность, но, на наш взгляд, определяет базовые положения существующей сегодня концепции «меритократического ранжирования», признающей достоинство за тем или иным человеком в зависимости от его заслуг перед обществом и государством.

Христианское понимание достоинства опирается прежде всего на восприятие человека как образа и подобия Бога. Что касается философских средневековых источников, то именно труды Фомы Аквинского наполнили это понятие теологическим содержанием. В первую очередь, слово «достоинство» используется им для перевода греческого слова «аксиома», связанного с понятием «аксиос» — достойный, во-вторых, оно употребляется в тринитарных спорах о тождестве достоинства Бога-Отца и Бога-Сына, в-третьих, как исток современного понимания. Достоинство — это то, что присуще личности в ее единстве и уникальности (как богоподобность) и что является ее основанием, позволяющим ей быть ценностью и целью самой в себе. Для Фомы Аквинского личность — это существо, наделенное разумом, душой и свободой выбора, способное совершать морально ответственные поступки на основании обладания интуитивной истиной. Это теологическое истолкование являет себя в полной мере в современном христианском персонализме, идеи которого (например, Ж. Маритена) отразились в строках о достоинстве в Преамбуле Устава ООН.

Ради точности и справедливости следует добавить, что помимо философско-религиозного прочтения понятия достоинства, в Средневековье существовало социально-историческое его понимание, связанное с повседневной жизнью традиционного общества. В такого рода обществах, основанных на социальных иерархиях, статус человека увязывался с его происхождением и сферой деятельности, отражением которых становилось сословное, родовое и иным образом оформленное понятие «чести».

Эпоха Возрождения в лице Дж. Пико делла Мирандола («Речь о достоинстве человека») предлагает новое философское обоснование достоинства человеческой природы — гуманистическое. Опираясь на античную идею человека-«микрокосма», христианское учение о человеке, полемизируя с трактовкой флорентийскими платониками его природы как пассивной и созерцательной, Пико изменяет смысл идеи богоподобия человека и приходит к заключению, что человек — сам свободный творец самого себя. «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению…» [4, с. 248]. Человек как творец сам формирует свою сущность, осуществляя свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, что и определяет его высокое достоинство. Ренессансное понимание достоинства, опираясь на христианское понимание человеческой личности, наделяет её даром свободного творчества, связывает достоинство со способностью проявлять себя в различных видах мирской деятельности. Предложенная трактовка фактически прерывает традицию связи достоинства и социального статуса, наделяя достоинством человека как такового, как существо свободное и деятельное, способное самостоятельно выстраивать траекторию своей жизни и судьбы. Гуманистические идеи Ренессанса нашли свое новое обоснование в философии Нового времени и Просвещения, и прежде всего в трудах И. Канта, предложившего одно из самых глубоких и значимых рационалистических толкований понятия «достоинство». «Человеческое достоинство» рассматривается им в свете глубинной сущности человека, разумной по своей природе, и является центральным принципом его нравственного закона.

Только к человеку как разумному, свободно следующему долгу и доброй воле, применяется понятие достоинства. Именно «. .долг человека перед самим собой состоит здесь в запрещении лишать преимущества морального существа, заключающегося в том, чтобы поступать согласно принципам, т.е. в запрещении лишать себя внутренней свободы и тем самым делаться игрушкой одних лишь наклонностей, стало быть, вещью» [1, с. 461-462]. Благодаря «моральному закону во мне», который является сущностью человеческого достоинства, следует уважать и признавать равенство между людьми как представителями человечества. Достоинство кого-либо, по Канту, определяется не столько его объективными качествами, сколько наличием моральной способности внутри нас, которая заставляет нас самих вести себя достойно и признавать достоинство других. Благодаря разуму и свободе люди становятся носителями достоинства. Во взаимосвязи достоинства и свободы воспроизводится римское понимание достоинства как политического свойства, превращающего каждого индивида в сознательного гражданина. Глубокий анализ вклада И. Канта в разработку светского понимания «достоинства» дает немецкий исследователь С. А. Фасоро в своей работе «Кант о человеческом достоинстве: автономия, человечность и права человека» [6].

Ради справедливости и полноты анализа новоевропейского понимания достоинства следует упомянуть иную традицию, восходящую к Д. Дидро и обосновывающую достоинство человека его чувственной природой. Е. Савицкий в своем обзоре англо-американских исследований по интересующей нас теме приводит в качестве примера работу Реми Дебес «Человеческое достоинство до Канта: страстная личность Дени Дидро», в которой основной пафос автора направлен на отказ от рационалистических мифов относительно обоснования самой известной категории философской этики [5].

История становления категории человеческого достоинства не может быть понята вне процесса становления буржуазного понимания достоинства. В эпоху социально-экономического возвышения буржуазии

достоинство перестает быть привилегией аристократа, и повседневные добродетели буржуа, такие как способность любить и способность быть свободным, способность создавать блага, богатства и способность быть щедрым, становятся моральным и культурным капиталом [3].

Рационалистическая трактовка достоинства, базирующаяся на концепции автономии личности, стала основанием концепции о врожденном праве человека на свободу, благодаря которому человек получает свои юридические и политические права. Идея о врожденном праве, выраженная Кантом в «Метафизике нравов», в настоящее время считается фундаментом не только для таких рассуждений, но и для важнейших юридических и правовых решений в современном обществе. Достоинство, являясь философским основанием прав человека, во многих международных документах наполняется юридическим содержанием и становится центральным понятием в правовой и политической теории. Права человека, как они понимаются сегодня, рассматриваются как нормативный компонент, вытекающий из внутренней ценности человека, природа которого всегда требует уважения, сохранения и поощрения. В правовых актах, таких как Устав Организации Объединенных Наций (ООН), Преамбула Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), преамбула Конституции Международной организации миграции (МОМ), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), Международный билль о правах человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и других, «человеческое достоинство» упоминается как неприкосновенное или неотъемлемое. Самое распространенное словосочетание во всех этих документах — «присущее достоинство», которое часто используют взаимозаменяемо с «неотъемлемыми правами» или «нерушимыми правами» людей.

На основе рассмотрения исторических концепций достоинства мы можем сделать некоторые предварительные выводы, что достоинство есть свойство человеческой личности, обладающей разумом и свободой, реализующей свои способности в различных сферах мирской деятельности, обладающей в силу этого правами и свободами, признаваемыми обществом и государством.

Современная концепция достоинства: в поисках эгалитарного универсализма

Содержание понятия человеческого достоинства, сформировавшееся в исторических концепциях, вошло в социально-политическую и юридическую практику современного общества, одновременно обострив дискуссию, включающую в себя как прежний круг вопросов, так и целый комплекс новых проблем, касающихся содержательных характеристик этой категории. Остановимся на некоторых из них. Первая проблема — существование на сегодняшний день, по крайней мере, двух концепций достоинства человеческой личности: «эгалитаристского универсализма», признающего безусловное достоинство за всеми, и «меритократического ранжирования», признающего достоинство в зависимости от заслуг индивида перед обществом и государством. Концепция «меритократического ранжирования» имеет давнюю традицию, и, собственно, римское понимание достоинства лежит в её основании, хотя и не сводится к ней. Признание достижений и заслуг человека, уважение его личных качеств и свойств — одна из важных составляющих достоинства, но далеко не исчерпывающая всех содержательных сторон этого понятия.

Больше вопросов вызывает концепция «эгалитаристского универсализма», которая сформировалась после Второй мировой войны и сегодня является как самой обсуждаемой, так и самой проблемной. Так, одним из дискуссионных является вопрос о том, должны ли мы признавать кантовскую автономию в качестве важнейшего или даже единственного элемента достоинства? Многие исследователи считают, что автономия не является ни единственным, ни самым важным элементом достоинства. И «автономия лица» признается не во всех культурно-цивилизационных образованиях и религиозных конфессиях. Поэтому задача выявления в понятии достоинства универсального смысла стала на сегодняшний день весьма актуальной. Как пишет Ю. Хабермас, «в современном обществе существует требование «универсального достоинства»; оно присуще всем людям, в равной степени сохраняет значение самоуважения, которое зависит от общественного признания» [8, с. 74]. Но что может являться общим основанием достоинства человека с учетом различий, существующих в многообразных культурных, социальных и этических системах?

Существует некоторый научный консенсус относительно того, что достоинство понимается как качество человеческой личности, которое проявляется в его самоуважении и самоценности, и которое признается ценностью со стороны других. Принципом, обеспечивающим признание за каждым человеком права на личное достоинство, является принцип эгалитаризма, действие которого распространяется не только на социально-политическое пространство, но и на генетическую природу человека. Обеспечение социально-политического, этнического и культурно-цивилизационного равенства в современной философской мысли подкрепляется тезисом о генетическом равенстве людей. Так, Ф. Фукуяма считает, что «каждый член человеческого рода обладает генетическим даром, который позволяет ему или ей стать целым человеком, даром, который отличает человека по существу от других типов существ» [7, с. 171]. Признание тезиса о генетике как источнике достоинства с необходимостью дополняется идеей политического равенства, что приводит нас к концепции «равного достоинства», утверждающей ценность любой человеческой личности независимо от всех других условий. Таким образом, принцип эгалитаризма (составляющие которого сложились в процессе развития социально-философской и политической мысли) как требование обеспечения равного достоинства человеческой личности, не зависящего от расового, социального происхождения или положения лица в обществе, становится тем основанием, которое обеспечивает понятию человеческого достоинства универсальное значение и является сегодня ценностным основанием для равенства и равноправия людей.

Онтологический статус человеческого достоинства и проблема развития человеческих способностей

«Биологическая матрица» достоинства, предполагающая наличие у людей достоинства в силу таких их свойств, как умение осуществлять нравственный выбор, эмоции, разум, язык, общительность, способность раздвигать пределы своей биологической природы, рождает больше вопросов, чем ответов. И самый сложный из них — это вопрос об онтологическом статусе человеческого достоинства. Есть ли реальные основания говорить о наличии какого-то врожденного достоинства? Достоинство — это наследуемое от рождения качество человека, или оно приобретается в социуме? Так, например, широко дебатируются вопросы: обладают ли младенцы достоинством, как, впрочем, и зрелые люди с умственными расстройствами, деменцией и т.д.? Даже если человек обладает достоинством по факту своего рождения и существования, то осознает ли он свое достоинство и в чем оно заключается? Или мы можем считать, что достоинство — некоторое понятие, нагруженное ценностным смыслом (по аналогии с естественными правами человека), служащее неким социокультурным ориентиром при обсуждении и решении общественных проблем?

Вопрос об онтологическом статусе порождает проблему совместимости двух взаимоисключающих положений — необходимости сохранения онтологической неприкосновенности человеческого достоинства и потребности развивать способности человека в условиях информационной и технологической революций. Существующие этические и религиозные системы по-разному решают эту проблему — начиная от полного запрета («этические и юридические пессимисты», «биоконсерваторы») и заканчивая одобрением научно-технологических поисков улучшения природы человека и его способностей («оптимистические реалисты»). Решение данной дилеммы может быть найдено на основе философского понимания человеческого достоинства, опирающегося не только на признание человека рациональным субъектом, несущим ответственность за свою деятельность и свой выбор, но и на приятие его как живого существа, желающего превзойти самого себя, опираясь на возможности науки, искусства и новые технологии. Обозначенная проблема, на наш взгляд, может обсуждаться на основе принятия и всестороннего рассмотрения следующих идей: 1) онтологической неприкосновенности человеческого достоинства, сохранение которого обществом и государством содействует расширению человеческих возможностей; 2) генетической предрасположенности каждого человека к развертыванию личностных качеств в социальной среде [2, с. 43]; 3) стремления и способности человека умножить свои собственные возможности, «выйти за рамки своей собственной биологической природы» (М. Шелер). Именно возрожденческое понимание достоинства человека, способного выстраивать траекторию своего собственного развития, обнаруживает себя в современных концепциях биоэтики, биомедицинских технологий и биоправа. Работая над разгадкой тайн нашего разума, мозга и тела, в сочетании с художественными поисками и наукоемкими технологиями, человечество приближается к революции в области человеческого совершенствования (Human Enhancement) [9, p. 1].

Заключение

С учетом всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: несмотря на отсутствие единого мнения относительно содержания категории «человеческое достоинство», в современном сообществе наметилась явно обнаруживающая себя тенденция согласия по поводу некоторых её фундаментальных значений и смыслов. Во-первых, рассмотренные нами исторические источники сформировали то содержание понятия человеческого достоинства, которое является базовым основанием современной трактовки этого понятия. Во-вторых, современная интерпретация человеческого достоинства в рамках принципа эгалитаризма, включающего идею генетического и политического равенства, содействовала возникновению концепции «равного достоинства», которая признает за каждым человеком, несмотря на расовые, национальные, культурные, религиозные и социальные различия, право на уважение, охрану и защиту человеческой личности. В-третьих, опираясь на философские идеи прошлого и настоящего, обосновывая способность и право человека на трансформацию своей собственной природы, мы открываем новые возможности в решении проблем биоэтики, биомедицинских технологий и биоправа.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в необходимости рассмотрения значения и смысла понятия человеческого достоинства, которые обусловлены как особенностями «незападных» культур, так и другими — «неевропейскими» — традициями философской и религиозной мысли. Решение этой проблемы позволит обогатить концептуальное содержание понятия человеческого достоинства, придав этой общечеловеческой ценности воистину универсальный характер.

Источники | References

1. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения: в 8-ми т. М.: Чоро, 1994. Т. 6. С. 224-581.

2. Кравец И. А. Dignitatis Humanae, современный конституционализм и правовая экзистенция: философско-

антропологические, конституционные, международно-правовые и социально-политические аспекты //

Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 38-52.

3. Макклоски Д. Буржуазные добродетели. Этика для века коммерции. М.: Издательство Института Гайдара,

2018. 720 с.

4. Пико делла Мирандола Джованни. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: в 2-х т. / под ред. В. П. Шестакова. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 247-265.

5. Савицкий Е. История и апология достоинства в современной англо-американской философии // Новое литературное обозрение. 2018. № 3. С. 322-334.

6. Фасоро С. А. Кант о человеческом достоинстве: автономия, человечность и права человека // Кантовский сборник. 2019. Т. 38. № 1. С. 81-98.

7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. 349 с.

8. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66-80.

9. Allhoff F., et al. Ethics of Human Enhancement: 25 Questions and Answers // Studies in Ethics, Law, and Technology. 2010. Vol. 4. DOI: 10.2022/1941-6008.1110.

10. Schachter O. Human Dignity as a Normative Concept // American Journal of International Law. 1983. Vol. 77. Iss. 4. P. 848-854.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сычёва Татьяна Михайловна1, к. филос. н., доц.

1 Брянский государственный инженерно-технологический университет

Sycheva Tatiana Mikhailovna1, PhD

1 Bryansk State Engineering Technical University

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.05.2021; опубликовано (published): 30.07. 2021.

Ключевые слова (keywords): человеческое достоинство; права человека; генетическое равенство; эгалитаризм; личность; human dignity; human rights; genetic equality; egalitarianism; personality.

(2) Жизнь и достоинство человека

  1. (2) Жизнь и достоинство человека
  2. (2) Жизнь и достоинство человека

«Мы верим, что Евангелие Иисуса Христа — это «Евангелие жизни». Он приглашает всех людей и общества к новой жизни, наполненной уважением к человеческому достоинству». (Жить по Евангелию жизни, параграф 20)

Центральное место в принципе человеческого достоинства занимает понимание того, что каждый человек создан по образу Божию, искуплен Иисусом Христом, предназначен для союза с Богом и поэтому достоин уважения как член человеческой семьи.

Мы призваны уважать всех людей с чувством благоговения, которое возникает в присутствии всего священного и святого.

Наша традиция учит, что каждый человек священен от зачатия до смерти. Мы считаем, что особого уважения заслуживают слабые, уязвимые или маргинализированные люди, особенно нерожденные, инвалиды, пожилые или умирающие. Ключевым критерием любого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его. Одним из факторов, отрицающих присущее каждому человеку достоинство, является дискриминация во многих ее формах, например, по признаку расы, пола или экономического положения.
Этот принцип является не просто запретом на убийство или причинение вреда жизни; скорее, он призывает нас провозгласить новую культуру жизни, благоговея перед жизнью, любя жизнь и поощряя жизнь на всех этапах. Черпая силу от Христа и следуя примеру Марии, мы говорим «да» жизни словом и делом. Мы говорим «да» в знак благодарности и радости несравненному достоинству каждого человека, что побуждает нас делиться этим посланием со всеми.

Рефлексия студента:

Во многих случаях о людях судят по их красоте, уму, экономическому положению или этнической принадлежности, забывая, что само состояние человеческой личности достойно величайшего достоинства и уважения.

Человеческое состояние должно быть принято всеми людьми, потому что Бог решил явиться миру в образе человека. Из-за взаимозависимости всех людей в католической социальной традиции мы обязаны заботиться обо всех людях. Признание того, что люди со СПИДом остаются людьми и поэтому заслуживают уважительного отношения, имеет решающее значение; эта болезнь лишает человека здоровья, средств к существованию и других прав, необходимых для сохранения человеческого достоинства.
Католические социальные учения являются мощным аргументом в пользу помощи камбоджийцам, больным СПИДом, в этом глобализированном капиталистическом обществе. Возможно, заявление о видении Ассоциации верующих миссии Мэрикнолл лучше всего отражает теологическое размышление, представленное здесь: «Мы боремся с (бедными, маргинализованными и угнетенными народами земли) за справедливость, мир и полноту жизни. Мы прославляем святость повседневной жизни и даже среди греха, страданий и смерти возвещаем надежду на воскресение».
Наш статус людей и созданий Божьих наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством, которое необходимо сохранять. СПИД — это не моральное наказание от Бога, а еще один пример земных страданий, в которых Бог и христиане могут найти солидарность в сокрушенности (Эми Браун, Эпидемия СПИДа в Камбодже и глобальное сообщество, THEO 274, 2001).

 

Теги: 

cst-принципы

Блог First Freedom: О человеческом достоинстве

 

Кристофер Качор

Католическое учение о религиозной свободе основано на достоинстве человеческой личности. Фактически, название документа Второго Ватиканского собора о свободе вероисповедания, Dignitatis humanae , означает «О человеческом достоинстве». Dignitatis humanae учит: «Право на свободу вероисповедания основывается на самом достоинстве человеческой личности, поскольку это достоинство познается через открытое Слово Божье и сам разум» (2). Но что такое человеческое достоинство? Почему у человека есть достоинство? Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства? Эти вопросы стоит рассмотреть. Человеческое достоинство является краеугольным камнем цивилизации справедливости и мира. Без признания человеческого достоинства права и уважение, причитающиеся другим, скомпрометированы, основы нашей демократии перевернуты с ног на голову, а цель правительства поставлена ​​под сомнение.

Когда мы говорим о «человеческом достоинстве», что мы имеем в виду? Основное значение термина «человеческое достоинство» заключается в том, что каждое человеческое существо с самого начала своей жизни и до конца своей жизни обладает неотъемлемым достоинством и ценностью. Напротив, вещи имеют инструментальную ценность. Если машина не может ехать, если телефон больше не отвечает на звонки, если холодильник не может охлаждать, эти вещи теряют свою ценность. Мы можем их выбросить, уничтожить, выбросить. Идея человеческого достоинства заключается в том, что, в отличие от вещей, каждое человеческое существо имеет неотъемлемую ценность, внутреннюю ценность.

Большинство людей признают достоинство тех, кто принадлежит к их классу, вероисповеданию, цвету кожи или культуре. Идея человеческого достоинства заключается в том, что все люди, независимо от класса, вероисповедания, цвета кожи или культуры, обладают одной и той же базовой ценностью, заслуживают справедливого обращения в обществе и в частной жизни и заслуживают одинаковой базовой защиты закона.

Почему у людей есть достоинство?

На протяжении веков мудрецы и ученые давали много разных ответов на вопрос, почему у человека есть достоинство? Текст Бытия провозгласил послание, которое влияет на цивилизацию и по сей день: «Бог сотворил человечество по образу Своему; по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Бытие учит, что все, мужчины и женщины, созданы по образу Божьему. Бог любит каждого человека в существование, Бог призывает каждого человека ответить на Божественную любовь, и Бог призывает нас видеть Божественный образ в каждом человеке. Все мы дети нашего Небесного Отца, поэтому мы братья и сестры в человеческой семье. Новообращенный католик о. Ричард Джон Нейхаус уловил эту идею, сказав: «Никто не является никем; никто не является нежелательным. Все они нужны Богу, и поэтому мы должны их уважать, защищать и лелеять».

Иисус самым радикальным образом усилил это библейское учение о достоинстве каждого человека. Иисус сказал: «Что бы вы ни сделали для одного из сих меньших, то сделали для Меня» (ср. Мф. 25:40). Мы служим Иисусу в голодных, жаждущих, больных, заключенных, уязвимых и обездоленных. Все люди, от «наибольшего» до «наименьшего», разделяют фундаментальное человеческое достоинство, поскольку все люди в той или иной мере нуждаются и уязвимы. Иисус учил, что служить кому-либо в нужде — значит служить самому Иисусу. Как сказала святая Мать Тереза ​​из Калькутты: «Каждый человек — это переодетый Иисус».

Однако признание достоинства отдельного человека не является исключительно католическим. Эта вера содержится не только в Библии, не только в учении Иисуса, но и в мудрости нерелигиозных мыслителей. Древние философы-стоики, такие как Сенека, подчеркивали человеческое достоинство. Философ-просветитель Иммануил Кант (1724–1804) защищал человечество как самоцель, который нельзя использовать просто как средство. В 1776 году Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин и американские основатели подтвердили внутреннюю ценность человеческой личности в Декларации независимости: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены их Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых Жизнь, Свобода и стремление к Счастью». (Американские Основатели использовали термин «люди» в смысле «все человеческие существа».) Возможно, самый космополитический документ из когда-либо созданных, Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций , имеет в своей первой строке: «признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире…. ” После разговора о «достоинстве и ценности человеческой личности» в преамбуле первая статья Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Человеческое достоинство имеет основополагающее значение для нашего понимания прав человека, включая право на свободу вероисповедания.

К сожалению, в ходе человеческой истории люди часто делились на членов «своей группы», которые пользуются достоинством и ценностью, и «чужой группы», которые имеют в лучшем случае второсортный статус. Эта этика исключения встречается у белых людей, подчиняющих себе цветных, у мужчин, отрицающих права человека женщин, у приверженцев одной религии, жестоко обращающихся с приверженцами другой религии. Когда мы оглядываемся назад на те эпизоды исключения в истории, мы можем теперь признать, насколько неправильно было исключать некоторых людей из базовой защиты закона. Напротив, этика включения утверждает, что все люди, любого класса, каждой религии, любого положения должны пользоваться уважением и защитой закона. Все люди доброй воли могут осознать опасность этики исключения. Действительно, учитывая изменчивые течения истории, мы можем оказаться среди тех, кого считают «второсортными» и недостойными жить в полной мере с гражданскими правами и защитой закона.

Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства?

Как указывал св. Августин Гиппопотамский в своей книге О христианском учении , повторяющееся человеческое искушение состоит в том, чтобы любить вещей и пользоваться людьми, а не любить людей и пользоваться вещами. Иммануил Кант сформулировал моральный принцип следующим образом: «Поступай так, чтобы относиться к человечеству, будь то в твоем собственном лице или в лице любого другого, никогда не только как к средству, но всегда в то же время как к средству». конец.»
У нас может возникнуть соблазн относиться к людям так, как если бы они были вещами, ценность которых зависит от спроса и предложения. Ценность вашего автомобиля, телефона или холодильника зависит от того, насколько хорошо эти вещи функционируют. Чем лучше они функционируют, тем больше на них будет спрос и тем выше будет их рыночная стоимость. Конечно, чем хуже они функционируют, тем меньше на них будет спрос и ниже их рыночная стоимость. В нижней части этого спектра у нас есть барахло, мусор и все, что мы выбрасываем в мусор.

Повторяющееся искушение состоит в том, чтобы относиться к людям так, как если бы они были вещами. Итак, если человек умен, привлекателен, силен и интересен, этот человек имеет высокую ценность. Мы относимся к этим людям с уважением. Если человек хорошо работает в учебе, обществе или спорте, то он заслуживает нашей заботы и заботы. Но, конечно, некоторые люди умственно неполноценны, или непривлекательны, или слабы, или раздражают, или все вышеперечисленное. Имеют ли они ценность? Имеют ли врожденную ценность те, кто болен, кто никому не нужен, с кем трудно иметь дело?

Этика человеческого достоинства призывает нас уважать и защищать всех людей. Тех, кто похож на нас, и тех, кто отличается от нас. Те, кто помогает нам, и те, кто мешает тому, что мы хотели бы сделать.

Этика человеческого достоинства вдохновляет на индивидуальные и частные действия. Если у всех есть достоинство, то все в моей жизни, с которыми я общаюсь, заслуживают того, чтобы к ним относились с фундаментальным уважением. Если я причиняю вред другим людям, лгу им, краду их имущество или убиваю их, я не живу в соответствии с этикой человеческого достоинства.

Этика человеческого достоинства включает в себя и политическое измерение. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, то частью хорошего человека является содействие благополучию других людей, включая их юридическую защиту. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, люди доброй воли будут работать над созданием более справедливого мира, в котором каждый действительно пользуется основными правами человека и фундаментальной защитой закона.

Политические последствия утверждения о том, что все люди заслуживают основных прав человека, значительны. Этика человеческого достоинства порождает политику, которая уважает каждого человека в отдельности, в отличие от тоталитарной политики, в которой люди считаются расходным материалом на благо коллектива или нации. Тоталитарные правительства отказывают в основных правах отдельным лицам, чтобы защитить интересы большего целого, представленного государством. Защитники тоталитарных режимов могут сказать: «Нельзя приготовить омлет, не разбив несколько яиц». То есть тоталитарное правительство не может достичь своих целей без подавления оппозиции, отказа от религиозной свободы, захвата частной собственности и убийства политических противников. Напротив, политика, вдохновленная человеческим достоинством, признает, что целью правительства является защита жизни, свободы и собственности невинных граждан. Тоталитарное правительство не накладывает ограничений на то, в какой степени интересы отдельных лиц могут быть принесены в жертву общему, в то время как политика, основанная на достоинстве, признает определенные основные права, которые нельзя нарушать. Другими словами, политика, основанная на человеческом достоинстве, ограничивает власть правительства.

Другим основным политическим принципом, вытекающим из признания того, что каждый человек является личностью с достоинством, является равенство перед законом. Быть равным перед законом означает, что с людьми нужно обращаться справедливо, что включает в себя справедливое обращение по отношению к своим согражданам. Если мы признаем индивидуальное человеческое достоинство, мы не можем сказать: «О, этот человек из этой расы, значит, этот человек должен быть виновен, и мы можем просто пропустить суд и назначить наказание». Быть равным перед законом означает, что закон не дискриминирует людей произвольно на основании их цвета кожи, вероисповедания или класса. Таким образом, в случаях, которые в остальном равны, закон, который наказал чернокожего человека, виновного в убийстве, смертной казнью, а белого человека, виновного в убийстве, — десятью годами тюремного заключения, является несправедливым. Быть равным перед законом означает, что все люди имеют такие же основные права, как и все остальные, и что все люди имеют такие же основные обязанности, как и все остальные. Каждый имеет одинаковое право не быть порабощенным и обязан не порабощать других. Каждый имеет право на жизнь; каждый обязан не убивать намеренно невинных людей. Каждый имеет право владеть собственностью; каждый обязан не красть и не уничтожать чужое имущество. Достоинство человеческой личности вдохновляет политический принцип равенства перед законом.

Объективность и справедливость правосудия по закону представлена ​​изображением человека с завязанными глазами, держащего весы. Справедливый человек «слеп» к факторам, которые не имеют отношения к созданию справедливого закона и справедливому применению закона. Справедливый человек справедлив ко всем сторонам, беспристрастен в суждениях и следит за тем, чтобы со всеми обращались достойно. Этические и политические принципы, вытекающие из признания достоинства каждого человеческого существа, могут направлять нас лично и политически к созданию более совершенного союза, основанного на справедливости.

Человеческое достоинство, совесть и свобода вероисповедания

Как существа, созданные по образу Божию, люди хотят знать Бога и как реагировать на истину о Боге. Наиболее драгоценным аспектом человеческого достоинства является двойная способность проявлять разум и откликаться на установленную истину. Естественно задаться вопросом: как мне прожить хорошую жизнь? Кто создал этот чудесный мир, и как я должен отвечать этому Творцу? Почему возникают страдания и как мне их облегчить? Религиозные традиции предлагают ответы на эти глубоко человеческие вопросы. Во имя человеческого достоинства крайне важно, чтобы люди могли свободно заниматься этими вопросами, искать правду о них и жить в соответствии с истиной, которую они находят.

Совесть — это явно выраженная человеческая способность понимать, как поступать правильно в определенных обстоятельствах. Хотя человеческий разум и поврежден грехом, он все же способен познать религиозную истину. Папа св. Иоанн Павел II лаконично указал на это в своей энциклике Fides et ratio («Вера и разум»): «Природа человека — искать истину» (33). А разум правильно действует, когда исследование свободно, ибо истина может быть постигнута только в свободном ответе. «Только в свободе человек может направить себя к добру. … Со своей стороны, подлинная свобода есть исключительный признак божественного образа в человеке. Ибо Бог пожелал, чтобы человек оставался «под контролем своих собственных решений», чтобы он мог спонтанно искать своего Творца и свободно прийти к абсолютному и блаженному совершенству через верность Ему. Следовательно, человеческое достоинство требует, чтобы он действовал согласно сознательному и свободному выбору, который мотивирован лично и побуждается изнутри, а не под слепым внутренним импульсом или простым внешним давлением» (9).0009 Gaudiem et spes , 17).

Добрая совесть — это хорошо сформированная совесть, сформированная горячим поиском истины. Совесть не творит истину, а открывает истину, которая исходит от Бога. Человек с чистой совестью живет честно. Его или ее действия соответствуют его или ее убеждениям о том, что правильно. Безусловно, можно судить неправильно. То есть совесть иногда может ошибаться. Как хорошее зеркало, чистая совесть отражает истину. Поступать с чистой совестью не значит, что человек непременно сделал что-то хорошее, но это означает, что он стремится делать добро всем своим разумом и сердцем. Добрая совесть побуждает нас стараться жить праведно перед Богом во всем, что мы делаем.

Церковь утверждает, что все люди должны жить по совести. Хотя не каждый человек знает истинного Бога, каждый человек имеет право искать истину о Боге. Важно отметить, что в некоторых случаях, ради общественного порядка и общего блага, государство может препятствовать тому или иному лицу или сообществу совершать определенные действия, даже если эти действия совершаются с чистой совестью. Например, человек мог судить по ошибочной совести, что украсть велосипед, чтобы подарить дочери, допустимо. Возможно, он искренне взвешивал причины против этого действия и, таким образом, искренне верил, что поступает хорошо.

Добавить комментарий