Личность и социальные роли: Личность и социальные роли

Личность и социальные роли


Одним из существенных признаков личности выступает положение индивида в системе общественных отношений. Нет личности самой по себе, как изолированного от общества конкретного индивида (равно как и нет личности вне конкретного телесного индивида). Попробуйте любого субъекта представить вне объекта, т.е. живущим и действующим независимо от окружающего его мира. Ничего не получится. Человек становится субъектом именно тогда, когда он является выразителем объективного, социальной действительности.

Психологам нравятся аналогии из мира театра. Это неудивительно: театр — модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей. Каждый спектакль — это своеобразный психологический эксперимент. И если для ребенка игра — это школа возможности быть личностью, то для взрослого театральная игра — это школа возможности быть другой личностью. Люди театра не остаются в долгу. Для них сама действительность — порой своеобразный спектакль, а для Шекспира, например:

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Личность, персона, как мы видели, давно уже сошла с театральных подмостков. Не дошла ли очередь до роли? Во всяком случае, в психологии личности, социальной психологии и психологии развития это понятие заняло весьма почетное место. В социальной психологии понятие «роль» оказалось удобным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Используется в социальной психологии и другой близкий по смыслу термин: «статус». Статус выступает как интегративный показатель положения человека в системе социальных связей и отношений, как социально-правовая характеристика позиции человека, а роль выступает частным проявлением, динамическим аспектом статуса.

В смысле определенной программы действий человека социальная роль в какой-то степени действительно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности может быть более или менее жесткой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контролируют точность выполнения программы.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актером без зрителей. Короля, как говорится, играет свита.

Социальная роль — это всегда «Я» и все-таки не совсем «Я». Вернее, далеко не все «Я». Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлениям о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации. У Ю. Лорес по мотивам ранее приведенных строк Шекспира родилось такое стихотворение:

Пусть наша жизнь — театр,
Мы не всегда — актеры,

Но если мы не в шорах,
Мы — зрители всегда,
И вечно ждем ответа,
И справедливо это,
Чтоб строго по билетам
Мы заняли места.

А.Н. Леонтьев говорил о парадоксе, состоящем в том, что предпосылки развития личности по существу своему безличны, поскольку личность определяется природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Часто в этой связи говорят, что человек — существо искусственное. И поэтому его бытие в качестве личности в немалой степени зависит от преобладающего в данном обществе общественного мнения, которое формирует набор «престижных» признаков и черт, необходимых для признания человека личностью.

Таким образом, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми, а характер личности отражает характер ее социальных отношений.

«Человек, — отмечает французский писатель А. Камю, — определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души» [цит. по: 142, с. 379].

Через обучение ролевому поведению усваиваются нормы культуры. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого: «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий называется социализацией, которая является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Взаимосвязь личности с ролью, которую она играет, проявляется в том, что необходимо обладать психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности и ее психологический облик для принятия уготованной ей социальной роли.

Множественность и противоречивость ролей, которые играет личность, может определять внутреннюю противоречивость человека, потерю целостности своего «Я», потерю себя. Кто-то из великих заметил, что если человек имеет одно лицо для себя, а другое для окружающих, то рано или поздно он забудет, какое из них истинное. Одна из пациенток известного психолога П. Жане говорила:

«Моя личность уходит, я теряю себя. .. это странно, нелепо… Вам кажется, что я та же, но для меня самой это не так. И хотя эта потеря никогда не бывала полной, я теряла очень существенную часть, так что даже переставала себя узнавать».

Важнейшим фактором сохранения психологической устойчивости является другой полюс личности — физическое ее бытие. Именно телесная целостность прежде всего обеспечивает психологическое единство личности. Наверное, потеря ощущения «себя в теле», а точнее, потеря ощущения тела как «мне принадлежащего» выступает ключевым признаком психопатологии. Тот же П. Жане очень четко высказался по этому поводу:

«Часто задаются вопросом о том, есть ли душа у человека, но правомерен и другой вопрос — есть ли у него тело?».

«Ролевая теория» позволяет лучше уяснить феномен психологического отчуждения. Известный драматический артист В.К. Папазян жаловался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы «найти себя в жизни».

В Интернете один анонимный поэт разместил стихотворение под названием «Лицемер», которое начинается словами:

Я лицемер,
я примеряю маски,
Смотрю,
какая больше мне идет.

Создать свой собственный образ по собственному сценарию — не это ли одна из главных задач саморазвития? А может быть, единственная. Люди действительно строят собственный образ на основе прожитого опыта. В случаях, когда удается, говорят: «нашел себя»; когда нет: «строит из себя». Как видим, личность не только продукт общества и природы, но и творец собственной истории. Движение человека в сторону соответствия социальным ожиданиям и приобретения социального опыта, как мы уже отметили, есть социализация, которая без личностного усилия может породить отчуждение, психологическое нездоровье. Движение же человека (уже имеющего определенный багаж социального опыта) к своей индивидуальности и определение своего пути есть персонализация. Идеалы личностного развития, идеалы психологического здоровья требуют согласования этих противоречивых, но органично связанных между собой тенденций: изменяясь и развиваясь при помощи других, оставаться собой.

Изменение личности, наверное, только и возможно в изменившихся отношениях человека с другими. Об этом хорошо знают психотерапевты и практикующие психологи, которые сознательно используют определенные (психотерапевтические) отношения для стимулирования психологического выздоровления и личностного роста своих клиентов.

Перестройка личности, ее перевоспитание под воздействием нового социального положения — длительный и сложный процесс. Собственно говоря, именно этот метод использовал в воспитательной работе А.С. Макаренко и его последователи (например, нарушитель дисциплины ставится в положение ответственного за ее соблюдение).

Здесь необходимо изложить теоретически важную и практически значимую идею о полиролевой структуре личности. Так вот, эта структура личности формируется на основе принадлежности к различным группам, так называемой полигрупповой принадлежности. Человека формируют значимые для него роли, возможность в различных группах проявлять различные особенности своего «Я». Полиролевая структура личности — это некая свернутость в психике человека многих и многих ситуаций социального взаимодействия, позиций, в которых он по-разному представлен другим людям, различным группам. Эта множественность проявлений, эта свернутость многого в одном, едином человеке усиливает его потенциал, расширяет его возможности, обеспечивает органическую взаимосвязь с социумом. Но при этом человек должен быть способен во всем этом разнообразии обрести системное единство, в конечном итоге и составляющее основу его личности. Б. Шоу писал:

«Как и все люди на свете, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны».

Полигрупповая принадлежность личности на каждом этапе ее жизненного пути создает объективную почву для появления внутриличностных ролевых конфликтов. Эти конфликты обусловлены сложной иерархией социальных ролей, которые исполняются личностью. А конфликт, как известно, источник развития, локомотив социального и индивидуального прогресса.

Процесс перестройки личности под влиянием новой социальной роли с большой художественной убедительностью прослеживается в известном итальянском фильме «Генерал Делла Ровера».

Генуя, 1944 год. Время фашистского режима. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне (его роль исполняет Витторио де Сика), который наживался на несчастьях соотечественников: вымогал деньги у родственников арестованных, обещая добиться смягчения наказания и даже освобождения последних, передачи посылок и писем якобы с помощью своих друзей и сообщников из числа гитлеровских солдат и офицеров. До войны он восемь раз был осужден: за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.

Эсэсовский полковник Мюллер обещает Бертоне жизнь и миллион золотом за то, чтобы тот сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Роверы, убитого в момент высадки на итальянскую территорию. В дальнейшем полковник надеется использовать мнимого генерала как «подсадную утку» и установить с его помощью личность попавшего в тюрьму руководителя Сопротивления, которого никто не знает в лицо.

Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне, как к генералу, мужественному борцу за свободу. На его глазах героически погибает один из узников. Бертоне все глубже вживается в роль патриота; постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, ненавидящий фашистов, но и умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления, который уже стал ему известен… То, что было маской, стало внутренним содержанием личности.

Преобразующую силу социальных ожиданий человек ощущает не только при непосредственном межличностном общении, когда ожидания исходят от конкретных людей, так сказать, персонифицируются. Эти ожидания могут восприниматься как знание того, чего вообще хотят от нас окружающие, не только близкие, но и «дальние», как переживание надежд, которые связываются с нашей деятельностью. Нередко именно стремление «оправдать надежды», «не обмануть ожидания» становится сильным внутренним мотивом, помогающим преодолеть трудности и достигнуть цели.

Преобразующее и активизирующее влияние принятой социальной роли своеобразно использовалось в опытах гипнолога В.Л. Райкова по стимулированию творческой деятельности в состоянии гипноза.

Начинающему художнику внушается, например, что он Репин или Рафаэль, музыкант «вписывается» в образ С.В. Рахманинова или Ф. Крейслера, артистке «предписывается» стать В.Ф. Комиссар-жевской и т.д. Юноша или девушка при этом, конечно, не достигают тех высот, которые были присущи оригиналу — великому художнику, музыканту, актрисе, но молодые люди внутренне раскрепощаются и действуют на максимальном для каждого из них уровне: значительно лучше, чем обычно, рисуют, играют, читают и т.д.

А вот опыты по активизации шахматного творчества. В лабораторию пригласили экс-чемпиона мира гроссмейстера М. Таля, который сыграл с одним из испытуемых шесть партий. Три партии испытуемый играл в состоянии гипноза, когда ему был внушен образ выдающегося шахматиста прошлого П. Морфи, и три партии играл в обычном состоянии. Таль выиграл. После сеанса он дал следующую оценку игры испытуемого: «До гипноза я играл с человеком, едва передвигавшим фигуры. В состоянии гипноза передо мной сидел совсем другой человек, экспансивный, энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше» [цит. по: 69, с. 207].

Но это, конечно, экзотика. Экзотика, которая еще раз демонстрирует огромные скрытые возможности человека. Напрашивается вывод: строить свою личность по собственному замыслу вполне возможно, и делать это желательно по «лучшим мировым образцам». Причем важно осознавать, что это всего лишь образцы, ориентиры, которые должны быть самим человеком подстроены, подогнаны под его индивидуальность, ведь любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Таким образом, не только личностные качества (в узком — социальном — смысле этого слова), но и внутренний мир человека, его субъективность, образуются через интерсубъективные отношения с другими. Понятие «социальная роль» как бы связывает деятельность личности, ее самосознание с функционированием социальной системы. Личность не в состоянии самоопределиться без системы своих социальных ролей. Она может сливаться с ними или дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при самоопределении эти роли служат своеобразной системой координат. Личность вырабатывает свою позицию, но по отношению к социальным ролям. Это значит, что ключ к пониманию личностного развития находится не в сфере индивидуального сознания, не в безличном ролевом описании жизни, а в системе социальных отношений, в мире значимых для человека (личности) людей.

2.Личность и социальные роли

Концепция социальных ролей – одна из самых популярных в современной социологии. В разных вариантах она используется и в функционализме, и в интеракционизме, и в других социологических теориях. Она привлекательна тем, что с её помощью можно исследовать как социальные структуры общества, так и личность и связанные с нею проблемы. Другими словами, эта концепция способна соединить воедино микро- и макроуровни социологического исследования. Личность в её рамках рассматривается через совокупность ролей, которые играет человек в каждый данный период времени и на протяжении всей его жизни.

Т

от факт, что каждый человек играет или выполняет некие социальные роли, казалось бы, виден и невооруженным глазом. Скажем, муж или жена, студент или преподаватель, следователь или заключенный выполняют определённые функции. Взаимодействия с другими людьми, связанные с выполнением этих функций, имеют устойчивый, более или менее стандартный характер. Они и образуют внешнюю канву социальной роли. Но на самом деле социальная роль, как её понимают социологи, более сложное явление. И для того, чтобы осмыслить его, необходимо воспользоваться дополнительными понятиями.

Всякая роль непосредственно связана с социальным статусом. Социальный статус, в самом широком смысле слова, это положение человека, которое он занимает в обществе в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т. п. Другими словами, это место, или позиция человека в системе социальных взаимоотношений, среди людей, среди других статусов. В свою очередь, эти отношения (например, производственные или политические) можно представить как систему социальных статусов, которые тесно связаны между собой, взаимообусловлены, представляют собой некую иерархию и т.п., следовательно, социальную структуру. Как писал Т. Парсонс, люди не образуют социальные системы, они в них участвуют.

Обычно социальные статусы делят на две категории – статусы предписанные и достигнутые. Первые, как правило, даны, человеку от рождения, они определяются этнической принадлежностью, социальным происхождением, полом, местом рождения человека и т.п. Их особенностью является то, что они не зависят от личных усилий человека, его достоинств и недостатков. Соответственно, они слабо характеризуют индивидуальность, но, однако, в значительной мере предопределяют жизнь и судьбу индивида.

Достигнутые статусы – положение человека в системе социальных взаимосвязей, полученное в результате усилий с его стороны. Это, например, профессиональный статус, статус чемпиона страны, автора популярных книг, статусы, определяемые высшим образованием и т.п. Естественно, достигнутые статусы могут как приобретаться, так и утрачиваться (например, положение политического лидера). Некоторые из них, однако же, переходят в предписанные: у человека, получившего высшее образование, можно отнять диплом, но не это образование.

Каждый человек имеет целый комплекс социальных статусов. Собственно, наложение или пересечение предписанных и достигнутых статусов, их изменение и динамика характеризуют то своеобразное положение в системе социальных отношений, которое занимает данный индивид. Но среди набора статусов выделяются особые, которые признаются в данном социальном сообществе основными или главными, т.е. с их помощью человек характеризуется в первую очередь, на их достижение люди ориентированы прежде всего. В современном обществе они связаны с профессией человека, объемом власти и его материальным достатком.

Вернемся к социальной роли. С каждым статусом ассоциируются определенные поступки, действия, поведение в целом. Другими словами, от человека, занимающего какое-то положение среди других, ждут действий, вытекающих из этого положения. Например, от судьи ожидают объективного разбора дела, беспристрастного отношения к подсудимому, четкого следования закону, выполнения всех процессуальных требований и т.п. А от адвоката, напротив, ожидают заинтересованности в его подзащитном и его победе, в том, что адвокат будет действовать, так сказать, не в интересах истины, а в интересах обвиняемого.

Главное заключается в том, что социальную роль образует именно ожидаемое поведение, социальная роль – это ожидаемое поведение, которое ассоциируется с социальным статусом человека. Другими словами, она формируется из тех требований, ожиданий, которые предъявляют носителю определённого статуса окружающие. Не было бы этих ожиданий, не было бы и социальной роли, а были бы какие-то произвольные поступки, всецело обусловленные интересами и желаниями индивида. Иногда говорят, что «статус, в отличие от обладающей им личности, просто-напросто совокупность прав и обязанностей», а «роль представляет собой динамический аспект статуса. Осуществляя права и обязанности, составляющие ее статус, личность играет определённую роль» (Р. Линтон). Всё это так, но при одном, специфическом для социальных ролей условии: эти права и обязанности должны так или иначе, явственно или скрыто иметь форму ожиданий или требований, идущих со стороны окружающих.

Из того факта, что социальную роль образует ожидаемое поведение, вытекают две важные констатации. Во-первых, ожидания могут казаться индивиду как внешними по отношению к нему требованиями, так и его внутренними побуждениями. Однако в любом случае в их основе лежат факторы внешнего и объективного по отношению к данному индивиду характера. Во-вторых, сама социальная роль – это взаимодействия между людьми, а не просто действия носителя социального статуса. Можно сказать и так: не всякие действия индивида вписываются в социальную роль, а лишь те, которые предполагают контакт между людьми. Собственно, смысл понятия «социальная роль» в том и состоит, чтобы особым образом интерпретировать такие взаимодействия.

Одна личность, несколько «я»: интеграция личности и социальных ролей

. 1994 г., июнь; 62 (2): 199–218.

doi: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00291.x.

БВ Робертс 1 , Э. М. Донахью

принадлежность

  • 1 Институт личностных и социальных исследований Калифорнийского университета, Беркли 94720.
  • PMID: 8046573
  • DOI: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00291.x

Б. В. Робертс и соавт. J Перс. 1994 июнь

. 1994 г., июнь; 62 (2): 199–218.

дои: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00291.x.

Авторы

БВ Робертс 1 , Э. М. Донахью

принадлежность

  • 1 Институт личностных и социальных исследований, Калифорнийский университет, Беркли 94720.
  • PMID: 8046573
  • DOI: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00291.x

Абстрактный

Как люди поддерживают множественные, ролевые представления о себе, а также постоянное ощущение себя? В выборке женщин среднего возраста мы рассмотрели три вопроса: (а) способы, которыми люди считают себя одновременно разными и похожими в разных социальных ролях (например, родителя, друга, работника), (б) как ролевая личность — представления и общие представления о себе связаны, и (в) достоинства предсказания ролевых критериев на основе ролевых и общих представлений о себе. Результаты показали, что представления испытуемых о себе были специфичны для ролевого контекста, но при этом сильно коррелировали между этими же ролевыми контекстами. Кроме того, ролевые Я-концепции были более похожи на общую Я-концепцию для ролей, которыми человек был более удовлетворен. Наконец, как и предсказывалось на основе компромисса между пропускной способностью и достоверностью, оценки общего Я умеренно коррелировали с результатами во всех ролевых доменах, тогда как оценки ролевых представлений о себе сильно коррелировали с результатами для той же роли, но не для других ролей. .

Похожие статьи

  • Почему большинство детей думают о себе хорошо.

    Томас С., Бруммельман Э., Седикидес К. Томас С. и др. Детский Дев. 2017 ноябрь;88(6):1873-1884. doi: 10.1111/cdev.12937. Epub 2017 21 августа. Детский Дев. 2017. PMID: 28832990

  • Социальное любопытство и сплетни: связанные, но разные движущие силы социального функционирования.

    Хартунг FM, Реннер Б. Хартунг Ф.М. и др. ПЛОС Один. 2013 г., 31 июля; 8(7):e69996. doi: 10.1371/journal.pone.0069996. Печать 2013. ПЛОС Один. 2013. PMID: 23936130 Бесплатная статья ЧВК.

  • Самостоятельная изменчивость личности в социальной сети связана с межличностной дисфункцией.

    Клифтон А., Купер Л.Е. Клифтон А. и др. J Перс. 2011 апр;79(2):359-90. doi: 10.1111/j.1467-6494.2010.00686.x. J Перс. 2011. PMID: 21395592

  • Валидность Описи межличностных проблем (IIP-64) для прогнозирования уверенности в себе в ролевых играх.

    Лейзинг Д., Ребайн Д., Спорберг Д. Лейзинг Д. и соавт. J Pers Ass. 2007 г., октябрь; 89 (2): 116–25. дои: 10.1080/00223890701468428. J Pers Ass. 2007. PMID: 17764389

  • Методики самооценки.

    Гордон С. Гордон С. J Нерв Мент Дис. 1969 г., апрель; 148 (4): 328–64. doi: 10.1097/00005053-196904000-00003. J Нерв Мент Дис. 1969. PMID: 4889866 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Компартментализация саморепрезентации у женщин, переживших сексуальное насилие и насилие, с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

    Клиффорд Г., Хичкок К. , Далглиш Т. Клиффорд Г. и соавт. Психомед. 2020 апрель; 50 (6): 956-963. дои: 10.1017/S00332917137. Epub 2019 23 апр. Психомед. 2020. PMID: 31010451 Бесплатная статья ЧВК.

  • SOS-Признательность за бортом! Нелегитимность и удовлетворенность работой психологов.

    Коттвиц М.Ю., Пфистер И.Б., Элферинг А., Шуммер С.Е., Игич И., Отто К. Коттвиц М.Ю. и соавт. Инд здоровье. 2019 сен 26; 57 (5): 637-652. doi: 10.2486/indhealth.2018-0008. Epub 2019 23 января. Инд Здоровье. 2019. PMID: 30674735 Бесплатная статья ЧВК.

  • Потенциальная стоимость культурного соответствия: переключение фреймов подрывает восприятие подлинности в западном контексте.

    Вест А.Л., Чжан Р. , Ямпольский М.А., Сасаки Ю.Ю. Уэст А.Л. и др. Фронт Псих. 2018 20 декабря; 9:2622. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02622. Электронная коллекция 2018. Фронт Псих. 2018. PMID: 30619015 Бесплатная статья ЧВК.

  • Мудрые дополнения устраняют разрыв между социальной психологией и клинической практикой: когнитивно-поведенческая терапия как образец.

    Folk JB, Disabato DJ, Goodman FR, Carter SP, DiMauro JC, Riskind JH. Фолк Дж. Б. и др. J Психотер Интегр. 2016;2016:2016-24946-001. дои: 10.1037/int0000038. Эпаб 2016 19 мая. J Психотер Интегр. 2016. PMID: 28919701 Бесплатная статья ЧВК.

  • Самостоятельная расстановка приоритетов и перцептивное соответствие: эффекты временной интерпретации.

    Голубицкис М., Фалбен Дж. К., Сахрайе А., Високомогильский А., Каннингем В. А., Суи Дж., Макрэ К.Н. Голубицкис М. и соавт. Мем Когнит. 2017 Октябрь;45(7):1223-1239. doi: 10.3758/s13421-017-0722-3. Мем Когнит. 2017. PMID: 28593461 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • ADAMHA Mh5398/MH/NIMH NIH HHS/США

Социальные роли (определение + примеры) в психологии

Практическая психология

Давайте поговорим о переключении кода. Возможно, вы сделали это, не зная об этом. Вы можете сделать это после того, как покинете эту комнату или поднимете трубку.

Переключение кода — это процесс переключения с одного лингвистического кода на другой. Иногда это говорит совершенно на другом языке. Вы можете начать говорить по-испански, чтобы англоговорящие вокруг вас не услышали, что вы над ними смеетесь. Или вы можете изменить свою речь, когда находитесь в зале заседаний, чтобы она звучала более «интеллигентно». Вы можете выскользнуть из этой речи, когда находитесь в более непринужденной ситуации.

Зачем мы это делаем? Почему мы меняем всю нашу речь только потому, что находимся в другой комнате или среди других людей? Часто мы меняем код или выполняем другие действия, потому что удовлетворяем потребность выполнять определенные социальные роли.

Что такое социальные роли?

Как определяются социальные роли?

Социальные роли влияют на поведение

Мы не ограничены одной ролью

Что такое социальные роли?

Люди — социальные существа. Мы формируем социальные группы, которые преследуют определенные цели. У каждого члена этой социальной группы есть социальная роль.

Социальные роли — это определенные категории, которые люди определяют для себя, и они сопровождаются неписаными обязанностями, но также и кодексом поведения. Соблюдая этот кодекс поведения, каждый участник может выполнять свою роль и пожинать плоды этого. Действия вне этих ролей часто имеют последствия.

Почему у нас есть эти неписаные роли?

Почему конформизм так полезен в обществе? Эволюционная психология может дать ответ. Эксперты предполагают, что когда люди были частью племен, им приходилось вести себя осторожно, чтобы избежать ужасных последствий. Я говорю о серьезных последствиях – быть съеденным хищниками, голодать и т. д. 

Если бы каждый член группы действовал предсказуемо, другие члены могли бы быть уверены, что на их пищу будут охотиться, давать убежище и защищать более незащищенным членам общества.

Но если кто-то действовал беспорядочно или не в соответствии со своей ролью, группе может стать не по себе. Если «собиратель» стал «охотником», группа может быть не уверена в количестве ягод или дичи, которые вернутся к концу дня. Группа может даже решить отказаться от человека, который ведет себя не в соответствии с их социальной ролью, чтобы их группа (и ее поведение) оставалась более предсказуемой.

Хотя социальные группы не всегда приносят еду друг для друга, тревога все равно возникает, если кто-то действует не по своей роли.

Как определяются социальные роли?

Кто определяет, кто охотник, а кто собиратель? Кто определяет, кто распоряжается деньгами в семье? Кто определяет, кто является «кормильцем», а кто «домохозяйкой»? Кто определяет, что в домашней обстановке должен быть один кормилец и одна хранительница домашнего очага?

Теория социальных ролей 

Ответ можно найти в этих двух терминах: «кормилица» и «домохозяйка». Это два разных вида труда. Труд по охоте, собирательству и воспитанию детей также показывает, как эти роли развивались с течением времени.

Психологи Игли и Вуд предположили, что разделение труда определяет не только «роли» мужчин и женщин в обществе, но и стереотипы, относящиеся к каждому полу. Это известно как теория социальных ролей.

В рамках этих стереотипов находятся черты характера и поведения. Теория социальных ролей предполагает, что стереотипы скромной, заботливой женщины и сильного, жесткого мужчины исходят из этих ролей, изначально данных им в обществе. Как вы скоро узнаете, эти роли и стереотипы приводят к законам и наказаниям за простое поведение, относящееся к «ролям» каждого пола.

Социальные роли влияют на поведение 

Социальные роли влияют на поведение вплоть до самого незначительного выбора, например, ношения брюк или юбки. Любой, у кого есть хотя бы одна нога, может физически носить брюки или юбку. Но общество выработало множество писаных и неписаных правил о том, кому можно носить брюки или юбку.

Законы о маскараде, впервые принятые в 1800-х годах, устанавливают расплывчатые правила для типа одежды, которую люди могут носить на публике. Хотя эти законы не были приняты для определенных полов, социальные сдвиги заставили правоохранительные органы сосредоточить свое внимание на людях, которые «переодеваются». До 19В 60-е мужчины, одетые в платья, могли подвергнуться нападению со стороны полиции или быть брошенными в тюрьму из-за своей одежды. Но это правило не применялось к религиозным лидерам-мужчинам, которые, можно утверждать, формально носили юбки или платья по своей профессии. Это не применялось в Шотландии, где килты считаются традиционной одеждой.

Роль мужчины в обществе, а также его местонахождение определяют, обязан ли он иметь шов между ног.

В зависимости от круга общения, в котором вы находитесь, вы можете заметить, что эти правила начинают меняться. В некоторых обществах почитают трансвеститов и мужчин, которые чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пройтись по подиуму в юбке. Другие по-прежнему оставляют юбки женщинам и религиозным лидерам-мужчинам.

Мы не ограничены одной ролью 

Мужчина, который может чувствовать себя комфортно в юбке на вечеринке близких друзей, может чувствовать себя не так комфортно, демонстрируя такое поведение на родео. По мере того, как мы входим и выходим из разных кругов, мы можем приспосабливать свое поведение к тому, где мы находимся в настоящем.

И наш пол — далеко не единственный фактор, который может «определить» нашу роль в обществе. Раса, религия, возраст и профессия могут определять, какую роль мы играем и какое поведение приемлемо. Эти роли также могут определять, какие «группы» считаются аутсайдерами, а какие считаются более заслуживающими ресурсов. Существует разрыв в оплате труда мужчин и женщин. Но этот разрыв в заработной плате шире или меньше в зависимости от расы человека. И раса, и пол играют роль в том, как работодатель оценивает ценность этого человека в обществе и какую работу он может получить.

Конечно, наша роль также влияет на наше поведение. Женщина, работающая вне дома, может принимать иные финансовые решения, чем женщина, которая весь день сидит дома. Женщина, которая вкладывает деньги, может быть готова высказать свое мнение в комнате, полной других женщин, но придерживать язык в комнате, полной мужчин. Мужчины в комнате могут учитывать мнение других мужчин, но даже не слушать женщину, которая делится своими мыслями. Мужчины в комнате также могут слушать других мужчин, исходя из их внешности, связывая умную одежду с умными решениями.

Мы постоянно полагаемся на свои социальные роли и предполагаемые социальные роли других, чтобы выносить суждения и определять поведение. И чем больше мы осознаем, как социальные роли и стереотипы могут влиять на нас, тем больше мы можем сделать шаг назад и принять более правильные и справедливые решения.

Добавить комментарий