Личность как социальное качество человека психология: Понятие личности и ее психологические признаки

Понятие личности и ее психологические признаки

 

 

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями.

 

 

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

 

 

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально — и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться.

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность — это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.

 

 

 

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно. Самое широкое понятие человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens. Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т. п. Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом.

Вспомните отличия психики человека от психики животных.

Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

 

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т.
 е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.

Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т.

 п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий).

 

Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Тема 2.7. Личность и ее социализация.

План

1. Понятие личности. Основные теории личности.

2. Структура личности. Самосознание личности. Формирование личности.

3. Социализация и ее основные характеристики.

4. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия и регуляция социального поведения

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –– М.: Наука, 1980.–– С. 113-185, 210-259.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. –– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. –– 89 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. –– М.: Издательство МГУ, 1990. –– С. 7-363.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Международная педагогическая академия, 1995 – С. 5-20.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. –– М.: Изд-во МГУ, 1988. –– С. 5-11, 37-59.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –– М.: Просвещение, 1982. –– С. 39-123.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. –– М.: Изд-во МГУ, 1982.–– С. 6-97.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –– М.: Наука, 1982. –– С. 86-135.

9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. –– Пермь: Изд-во ун-та, 1990. –– С.81-108.

10. Oрлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. //Вопросы психологии. –– 1995. –– № 2. –– C. 5 — 19.

11. Психология индивидуальных различий. Тексты.–– М: Педагогика, 1982.–– С. 179-218.

12. Психология личности. Тексты. –– М: Педагогика, 1982.–– С. 11-19, 39-41.

13. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. –– М.: Педагогика,1987.–– С. 10-105.

Понятие личности. Основные теории личности.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

• человек — наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

• индивид — конкретный человек как представитель рода Ноmo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;

• индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера – это — направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализаиии (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе » Я-концепции «, личностной рефлексии — своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.

Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.

Во второй пол. 20 века сложилось много подходов и теорий личности.

Структурные теории личности направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 — 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория так и называется — «теорией черт личности».) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и типологизировал личности по этому основанию («Личность: психологическая интерпретация», 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, она и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений — искажений восприятия, и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту («Центрированная на клиенте терапия», 1954).

В XX веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 — 1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики — факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющий выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла).

Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональная устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность.

В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с «ключом» — определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия-интроверсия; 2) стабильность-нестабильность (невротизм, тревожность).

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio — познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.

Недостатком структурных теорий личности было то, что на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека, т.к. оно зависит еще и от самой ситуации.

Как альтернатива этой теории – возникла теория социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Влияние на поведение человека оказывают другие люди, поддержка или осуждение поступков с их стороны. Человек поступает так или иначе, исходя из своего жизненного опыта, который приобретается в результате взаимодействия с другими людьми. Формы поведения приобретаются путем подражания (викарное научение). Поведение человека и его личностные характеристики зависят от частоты возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций» и от оценок поведения в этих ситуациях, полученных от других людей.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio — познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.

Свой подход к психологии личности предложили и сторонники гуманистичекой психологии (Маслоу, Роджерс). Основное внимание представителей данного направления было обращено на описание внутреннего мира личности. Основная потребность человека, согласно этой теории – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




5 Характеристики социального психолога HTML-представление Примечание Выделите ключевые слова

  • Баланс эмоций
  • Навыки общения
  • Непредвзятый
  • Эмоциональный контроль
  • Терпение

Если кому-то нравится работать с людьми и он искренне заботится о них, карьера социального психолога может быть хорошим выбором. Ниже приводится разбивка некоторых востребованных характеристик превосходных социальных психологов.

1. Баланс эмоций

Во всех профессиях, связанных с психологией, баланс эмоций имеет решающее значение. Умение мастерски балансировать между эмоциями и рассуждениями требует соответствующей подготовки и терпения. Социальный психолог должен четко определить ожидания клиента, чтобы можно было дать ему соответствующее лечение. Клиенты должны чувствовать себя комфортно, раскрывая информацию, которая, по их мнению, необходима для улучшения их ситуации. Социальные психологи должны оценивать каждую ситуацию и действовать соответствующим образом.

2. Навыки общения

Как социальный психолог человек будет проводить большую часть своего времени, опрашивая клиентов. Эти ситуации потребуют острых навыков слушания, потому что многие люди, которых они видят, общаются по-разному. Некоторые могут быть более разговорчивыми, чем другие, поэтому умение интерпретировать язык тела является обязательным. Социальные психологи должны понимать, что сбор информации о конкретном клиенте может занять больше времени. Если кто-то заботится о других, он сможет применить свое обучение в реальных ситуациях для общения с клиентами.

3. Непредвзятость

Возможно, краеугольным камнем любого хорошего психолога является умение не осуждать клиентов, что может оказать положительное влияние. Социальный психолог будет работать с богатыми, бедными, молодыми и пожилыми клиентами из всех слоев общества. Эта карьера не подходит для тех, кто будет резко реагировать на обстоятельства человека в любом случае. Кто-то должен уметь слушать и интерпретировать точку зрения, отличную от ее собственной. Со всей необходимой подготовкой и требованиями кто-то может рассчитывать на компенсацию за свою тяжелую работу. По данным Бюро трудовой статистики, в 2018 году средняя заработная плата психолога, связанного с карьерой, составляла более 80 000 долларов в год9.0015

4. Эмоциональный контроль

Ситуации, о которых кто-то услышит как социальный психолог, могут быть обескураживающими. Становится очевидным, что отстраненность необходима, чтобы не позволить эмоциям вовлекаться во время оказания помощи. Требуется много навыков и практики, чтобы иметь сострадание, но не позволять личным чувствам взять верх. Хотя часто приходится сталкиваться со стрессовой рабочей обстановкой, сохраняя спокойствие, вы сможете более четко оценить каждую ситуацию. Неприятные обстоятельства со стороны клиентов являются частью работы.

5. Терпение

Серьезные проблемы с поведением не решить за один день. Методы, которые кто-то использует для одного клиента, могут не работать для другого. Чтобы добраться до источника основных проблем, может потребоваться много времени. Социальному психологу нужно будет посвятить время сбору значимой информации, которая поможет клиенту. Иметь дело с эмоциональным благополучием других нелегко, но это может быть очень полезным.

Связанные ресурсы: 15 самых доступных онлайн-программ магистратуры по социальной психологии

Тот, кто хочет сделать карьеру в этой сложной области, должен оценить, обладают ли они этими характеристиками. Чтобы стать социальным психологом, потребуется много самоотверженности, но влияние, которое один человек может оказать на жизнь другого, может быть поистине замечательным.

Неадаптивные черты личности могут привести к социальному отвержению из-за проблемных стилей любви, предполагает исследование

В новом исследовании, опубликованном в журнале «Личность и индивидуальные различия» , изучалась взаимосвязь между неадаптивными чертами личности, стилями любви, уровнями самооценки и одиночеством. Черты личности, включенные в исследование, определены как нежелательные в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, включая психотизм, антагонизм, расторможенность, негативный аффект и отстраненность.

Исследование искало пересечение этих и различных стилей любви, включая эрос (страстная любовь), людус (игровая любовь), сторге (платоническая любовь), прагматическая (логическая любовь) и мания (пассивная и зависимая любовь). . Наконец, исследовательская группа исследовала, как эти комбинации могут привести к снижению самооценки и повышению уровня одиночества.

Результаты исследования показали, что каждая черта личности была связана с более низкой самооценкой и более высоким уровнем одиночества. Кроме того, было обнаружено, что каждая черта личности коррелирует с изучаемыми стилями любви.

Психология личности в первую очередь сосредоточена на социально желательных чертах, таких как Большая пятерка и эмоциональный интеллект, но межличностные отношения являются важным аспектом человеческой мотивации. Значение менее желательных черт личности и их влияние на социальные последствия часто упускается из виду. Чтобы восполнить этот пробел, исследовательская группа стремилась расширить предыдущие исследования о том, как черты личности из DSM влияют на межличностные отношения.

В исследовании приняли участие 308 участников, набранных с Amazon Mechanical Turk, краудсорсинговой платформы. Участники заполнили анкету о личных предпочтениях и предпочтениях в спаривании. В исследовании измерялась пятифакторная модель DSM, социальная интеграция и стили любви с использованием таких опросников, как личностный опросник DSM-5BF из 25 пунктов, шкала одиночества Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, шкала самооценки и шкала стилей любви.

Анализ данных показал, что все черты личности были связаны с одним или несколькими включенными стилями любви. Например, те, кто демонстрировал отстраненность, как правило, менее склонны к лудусному стилю любви. В то же время люди, демонстрирующие расторможенность, негативный аффект и антагонизм, чаще имели стиль любви агапе. Кроме того, исследование подтвердило, что люди с высоким уровнем экстраверсии, как правило, демонстрируют страстный эросский стиль любви. Эти выводы согласуются с предыдущими исследованиями в этой области.

Полученные данные подчеркивают, что люди с высоким уровнем личностных черт, полученных из DSM, могут сталкиваться с трудностями в социальной интеграции, что приводит к чувству изоляции и отторжения. Эмоциональные и поведенческие проблемы могут способствовать такому восприятию, и все личностные черты были связаны с низкой самооценкой и повышенным одиночеством.

Результаты показали, что различные стили любви помогли объяснить взаимосвязь между определенными личностными чертами и одиночеством или самооценкой. Эрос опосредовал отношения между отстраненностью и одиночеством, отстраненностью и самооценкой. Людус опосредовал отношения между несколькими чертами личности и одиночеством. Сторге опосредовал отношения между непривязанностью и самооценкой и психотизмом и самооценкой. Прагма опосредовала отношения между несколькими чертами личности и самооценкой. Мания опосредовала связь между несколькими чертами личности, а также одиночеством и самооценкой.

«В конечном счете, «плохое поведение» этих людей может создать петлю отрицательной обратной связи, которая увековечивает их одиночество и заниженную самооценку», — говорят исследователи.

Исследование также выявило некоторые доказательства того, что взаимосвязь между определенными чертами и стилями любви может регулироваться полом. В частности, мужчины, как правило, демонстрируют более высокий уровень расторможенности и негативного аффекта, что коррелирует со стилем любви эроса. С другой стороны, мужчины также имеют более высокий уровень отстраненности и негативного аффекта, что коррелирует со стилем любви людус. Последнее может привести к социальному отторжению и снижению самооценки; результаты показывают, что определенные черты и стили любви могут быть более распространены у мужчин, чем у женщин.

Добавить комментарий