Личность от индивида отличается: 1. «», «», «», «»

Содержание

Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» — Студопедия

Поделись с друзьями: 

ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Лекция 6. Понятие личности

Основные понятия:

Индивид; личность; индивидуальность; психодинамический подход; когнитивно-поведенческий подход; экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход; феноменология; отношение; статус в обществе; установка; социальность; уникальность; трансцендентность; целостность; субъективность; активность; нравственность.

Соотношение понятий «индивид, личность и индивидуальность»

Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.

Есть аналог этого слова и в русском языке – «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Подобная трактовка понятия «личность», на сегодняшний день, считается весьма упрощенной. Однако она по-прежнему распространена среди непрофессионалов: большинство людей оценивает личность по критерию внешней привлекательности: обаянию, манерам, умению вести себя в обществе, т.е. в обыденной психологии имеет место отождествление личности с тем впечатлением, которое человек производит на окружающих.

Научный подход к личности отличается от житейского. Более того, в настоящее время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение, педагогика и, конечно же, психология. И каждая из названных наук имеет свой подход к личности, свое понимание с учетом исследовательских целей и задач. Например, опытный врач любой специальности достигает высокой эффективности лечения не только благодаря точной диагностике заболевания и установления его причины, но и благодаря тому, что при взаимодействии с больным учитывает его состояние и особенности личности.

Как определяется личность с позиций научной психологии? Какие возможности в плане самопознания и самосовершенствования личности открывает психолого-педагогический подход, т.е. объединение двух важных традиций в изучении личности? На эти вопросы вы найдете ответ в данном разделе.

Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»

Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность. Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип.

Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

Личность – это качественно новое образование.Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции

, личностьэто человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений (Л.И.Буева).

Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. При этом, по мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия

(С. Л.Рубинштейн, с.240).

Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую опеределенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия. Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система. И объектом ее внимания, в таком случае, становится не окружающий мир, но она сама: познание себя и самосовершенствование, поиск своего предназначения, смысла жизни и осознание ответственности за выбор своего пути.

Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и, преобразующей мир и себя самое, индивидуальностью выражается формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А. Г.Асмолов, с.6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Индивидные и личностные отличия людей

Дифференциальная психология ↓

↳ Конспект лекций Б.И.Цуканова:

Принадлежность человека к биологическому виду “Ноmо sаріеns” обобщается в понятии индивид. Эта принадлежность закреплена на уровне генетической памяти вида и характеризуется своеобразным строением тела (конституцией). Этот уровень индивидных отличий называется конституциональным уровнем. Так, на конституциональном уровне мы говорим о половых отличиях, разделяя вид “Ноmо sаріеns” на мужской и женский пол. В границах как мужского, так и женского пола существуют конституциональные отличия по весу, росту и определенным геометрическим соотношениям разных частей тела. Можно дополнить эти отличия цветом кожи и другими конституциональными атрибутами в строении тела, или его частей, которые определяют расовую принадлежность Индивида.

Каждый индивид, начиная с момента рождения, испытывает действия раздражителей внешней среды. Эти раздражители преломляются на уровне сенсорной системы, которая характеризуется индивидуальной чувствительностью. Чувствительность считается фундаментальной составной психики индивида. Поэтому говорят о психическом уровне индивидуальных отличий. На любое действие внешних раздражителей возникает соответствующая реакция, которая прежде всего проявляется в моторике (в движениях). Каждая реакция характеризуется латентным периодом, то есть промежутком времени между началом действия раздражителя и началом соответствующего движения. Для описания отличий в сенсомоторных связях разных индивидов вводится понятие реактивность. Таким образом, чувствительность и реактивность говорят про качественные и количественные отличия в составе организации психики каждого отдельного индивида. Они говорят о динамических отличиях в психическом составе индивидов.

Человеческий индивид рождается готовым к взаимодействию с окружающим миром благодаря чувствительности и реактивности.

Но на протяжении определенного периода жизни в психике индивида возникает качественно и количественно новый уровень организации – сознание. Сознательный индивид становится личностью. Поэтому в границах общей и в границах дифференциальной психологии исследователей интересуют отличия индивидного и личностного уровней организации психики субъекта. Если чувствительность и реактивность являются составными психики индивида, то есть обусловлены самой природой (чувствительность и реактивность – фундаментальные свойства всех носителей психики), то сознание у индивида возникает в результате взаимодействия с социальным (человеческим) окружением. Личность отличается от индивида именно сознанием, как высшей формой психического отражения. Личность, как сознательный индивид, отображает окружающий мир в знаниях о нем, отображает себя, свои действия и поступки в этом мире, познает самого себя и осознает свою уникальность. Объединение индивидных составных психики с личностными чертами создает уникальное образование – индивидуальность.

Человеческая индивидуальность неповторима. В границах общей и в границах дифференциальной психологии возник очень важный вопрос о взаимосвязи разных уровней организации психики человека. Так как человек рождается индивидом, а становится личностью, то прежде всего психологов интересует вопрос о влиянии одних составных психики на другие. Это вопросы о роли биологического и социального в возникновении индивидуальных отличий.

В дифференциальной психологии важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в психике индивида и личности. На сегодняшний день некоторые исследователи считают, что наследственное важно на 100% и приобретенное важно на 100%. Конечно, такой ответ вряд ли кого-то удовлетворит, так как, исходя из взглядов отечественных исследователей С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова необходимо рассматривать соотношение между наследственным, врожденным и приобретенным в организации психики индивида и личности. В соответствии с взглядами С. Л. Рубинштейна приобретенное в психике личности возникает благодаря преломлению внешнего через внутреннее. Внутреннее, в соответствии с взглядами Б. М. Теплова, обусловлено врожденными свойствами психики, а не наследственными (генетическими) механизмами. Благодаря усилиям этих ученых еще раз было подтверждено положение о том, что все наследственное есть врожденное, но не все врожденное есть наследственное. Это последнее дало ключ к пониманию индивидных отличий в психике людей в границах дифференциальной психологии.

Подраздел: Конспект лекций Б.И.Цуканова

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей
  • Способности и задатки
  • Взаимодействие среды и наследственности
  • Индивидуальные различия памяти у людей
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
  • Признаки одаренности
  • Биологические и социальные детерминанты человеческой индивидуальности
  • Задатки и способности
  • Направления дифференциально-психологических исследований

Что делает человека таким непохожим на других?

Что делает человека таким непохожим на всех остальных? АК Мишра

АК Мишра

Голос, Мечта, Видение перемен.

Опубликовано 14 марта 2022 г.

+ Подписаться

Поскольку все люди разные по-своему; однако некоторые вещи, которые могут выделить кого-то среди остальных, включают его уникальную личность, интересы и таланты. Кроме того, люди могут отличаться из-за своего жизненного опыта или воспитания. В конечном счете, то, что делает кого-то таким непохожим на всех остальных, полностью индивидуально и может варьироваться от человека к человеку.

Черты характера:

Каждый человек уникален. Интересно подумать о том, какие черты характера делают человека таким непохожим на всех остальных. Некоторые люди более общительны, чем другие, в то время как некоторые люди более тихие и предпочитают оставаться в тени. Некоторые люди более аналитичны, а другие более креативны. Что делает каждого человека уникальным, так это сочетание его личностных качеств.

Поведение:

Хотя личность — очень обширная тема, важно понимать, как она связана с поведением. Личность может влиять на то, как люди ведут себя в различных ситуациях. Например, интроверты, как правило, ведут себя тихо и сдержанно, когда находятся рядом с другими. Однако они могут быть более общительными, когда они одни или с близким другом. Экстраверты, как правило, предпочитают громких и привлекательных людей и ситуации. Однако они также могут наслаждаться тишиной или одиночеством.

Убеждения и мнения:

Убеждения и мнения делают человека таким непохожим на всех остальных. У всех разные убеждения, и у всех разные мнения. Именно это делает мир таким интересным. У людей могут быть разные мнения по одной и той же теме, и у них могут быть разные убеждения по одной и той же теме. Например, два человека могут иметь совершенно разные мнения об абортах. Один человек может подумать, что аборт — это убийство, а другой может подумать, что аборт — это право женщины. Некоторые люди кажутся отличными от всех остальных. Они обладают качествами и характеристиками, которые делают их уникальными и выделяются среди остального общества.

Происхождение и воспитание:

Каждый уникален по-своему, но что делает некоторых людей такими непохожими на всех остальных? Происхождение и воспитание могут сыграть большую роль в формировании чьей-то личности. Например, тот, кто вырос в строгой семье с консервативными ценностями, может быть более сдержанным и традиционным, чем тот, кто вырос в более либеральной семье. Или у того, кто родился в богатой семье, может быть другой взгляд на жизнь, чем у того, кто родился в семье со скромным достатком.

Жизненный опыт:

Нет двух одинаковых людей. Каждый человек обладает уникальной личностью, точкой зрения и набором переживаний, которые отличают его от всех остальных. Несмотря на то, что между людьми есть некоторое сходство, каждого человека делает особенным его индивидуальность. Черты характера, симпатии и антипатии, а также жизненный опыт — все это способствует тому, чтобы кто-то отличался от всех остальных. И это то, что делает жизнь интересной — открытие различий между людьми и изучение новых культур и взглядов.

Ценности и мораль:

Некоторые люди могут сказать, что ценности и мораль человека делают его таким непохожим на других. Этих людей можно считать более праведными или порядочными, чем другие. Хотя, безусловно, есть люди с сильными ценностями и моралью, есть и те, у кого их нет. Есть те, кто не заботится ни о чем, кроме себя и собственного удовольствия. И затем есть те, кто посередине, которые решили найти баланс между ними.

Тип личности:

Тип личности — горячая тема в мире психологии. Многих интересует, что делает человека таким непохожим на других. Существует множество различных теорий, но наиболее логичной кажется теория типа личности. Эта теория утверждает, что каждый человек обладает уникальной личностью, которая определяется его генами и окружающей средой.

В заключение,  очевидно, что человека отличает от всех остальных его уникальная личность. Эта личность формируется множеством факторов, включая генетику, окружающую среду и жизненный опыт. Хотя мы не можем изменить свои гены или свое прошлое, мы можем контролировать свою реакцию на них. Мы можем выбрать быть позитивными и оптимистичными или негативными и пессимистичными. В конечном счете, именно от нас зависит создать свою собственную уникальную личность и стать лучшим человеком, которым мы можем быть.

Как работать с разными личностями

Лидерство и влияние

Как управлять командой с разными личностями
Сообщение от: Тони Роббинс

Работа с разнообразной командой может быть невероятно полезной, добавляя глубину и понимание вашему сотрудничеству. Работа с разными личностями также может быть сложной. Даже на самых здоровых рабочих местах неизбежно возникают личные конфликты из-за различий в общении, стилях руководства или личного мнения. Независимо от того, владеете ли вы бизнесом, управляете ли вы им или работаете в нем, знание того, как управлять командой с разными личностями, имеет решающее значение. Когда вы знаете, как вести себя с разными личностями на рабочем месте, вы сможете достичь своих целей, сохранить душевное спокойствие и создать корпоративную культуру, отражающую ваш бренд.

Советы по работе с разными личностями

Сотрудничество с разными личностями — это умение и искусство. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы развить «мягкие навыки», необходимые для продуктивного взаимодействия с другими людьми.

1. Уважайте себя.

Самоуважение предшествует самосознанию. Когда вы понимаете и цените себя, свою точку зрения и набор навыков, вы можете относиться к другим с таким же уважением. Имея прочную основу взаимного уважения, вы сможете успешно справляться с конфликтами.

2. Ставьте общие цели в приоритет.

Когда вы работаете над тем, как вести себя с разными личностями на рабочем месте, общие цели вашей команды являются главным объединяющим фактором. Вы все в одной команде — вот что стоит за концепцией «командных игроков». Работа в команде не означает, что вы должны жертвовать своим мнением, чтобы не раскачивать лодку или отступать от коллег, которые более властны или напористы, чем вы. Работа с разными личностями просто означает расстановку приоритетов для вашей конечной цели.

3. Не принимайте конфликт на свой счет.

Когда при работе с разными личностями возникают конфликты, это может казаться личным. Когда кто-то проявляет к вам неуважение или отвергает ваш вклад, вполне оправданно чувствовать себя обиженным. Но не принимайте их поведение на свой счет. Они ведут себя так из-за своих проблем, а не из-за вашего характера. Создание небольшого пространства между собой и поведением других имеет большое значение для освоения того, как управлять командой с разными личностями.

4. Принимайте то, что предлагают другие.

Когда вы работаете с разными личностями, легко заметить трудности, которые создают ваши различия. Что менее очевидно, так это то, как ваши различия могут улучшить сотрудничество. Чтобы создать сплоченность, вам нужно намеренно искать положительные стороны личности ваших коллег. Если вы обнаружите, что коллега ведет себя агрессивно, учтите также, что прямота этого человека позволяет вести четкий обмен информацией. Если вы обнаружите, что коллега слишком пассивен, подумайте, возможно, этот человек пытается продемонстрировать сочувствие.

5. Не бойтесь разрешать конфликты напрямую.

Частью обучения тому, как управлять командой с разными личностями, является склонность к межличностному конфликту. Если есть спор, не бойтесь противостоять ему напрямую. Как бы неудобно это ни казалось поначалу, это намного лучше, чем позволить проблеме гноиться. Когда вы научитесь справляться с конфликтами на рабочем месте, этот навык сделает вас чутким и эффективным лидером.

Как управлять командой с разными личностями

Понимание того, как управлять командой с разными личностями, — это навык, актуальный как для менеджеров, так и для сотрудников. Используйте следующие стратегии, чтобы полностью реализовать потенциал вашей команды:

Познакомьтесь с каждым членом вашей команды.

Чем лучше вы понимаете каждого сотрудника, тем эффективнее работает ваша команда. Найдите время, чтобы взаимодействовать с каждым сотрудником, чтобы построить качественные отношения. И используйте личностное тестирование — мощный инструмент для работы с разными личностями.

Поймите каждую роль в вашей компании.

Чтобы управлять командой с разными личностями, нужно знать, какие сильные стороны требуются для каждой роли. Если роль члена команды связана с клиентом, этот человек должен обладать экстравертными чертами характера. Если роль сильно техническая, этот человек должен быть естественным решением проблем. Когда вы понимаете, что требуется от каждой роли, вы можете нанимать стратегически, включать взаимодополняющих личностей в команду и уменьшать трения при работе с разными личностями.

Модель эмпатического общения.

Великие лидеры подают пример, особенно когда они учатся управлять командой с разными личностями. Демонстрируйте эффективную командную работу, адаптируя свое общение к человеку, с которым вы общаетесь. Если вы знаете, что они склонны говорить тихо, будьте особенно деликатны при разговоре с ними. Если они имеют тенденцию быть очень прямыми, подходите к разговору с такой же прямотой.

Создайте корпоративную культуру уважения.

Когда личностные различия порождают неуважительное поведение на рабочем месте, результаты становятся токсичными. Исследование почти 800 сотрудников и менеджеров в 17 отраслях показало, что, когда с персоналом плохо обращались на работе, 47% намеренно сокращали количество времени, которое они проводили на работе, 38% снижали качество своей работы и 78% снижали свою лояльность к компании. . Если сотрудник имеет привычку не уважать других, это личная проблема, которую вы должны пресечь в зародыше, чтобы научиться управлять командой с разными личностями.

Добавить комментарий