Личность психология: Личность в психологии — Психологос

Содержание

Личность в психологии — Психологос

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности.

Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж.

Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→

Психологии личности

Магистерская программа «Психология личности»

Магистерская программа «Психология личности» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в исследовательской и практической профессиональной деятельности в области наиболее актуальных проблем личности в современном мире.

По своему содержанию программа не имеет аналогов среди отечественных образовательных программ по специальности «Психология»: это первая в России программа, адресно ориентированная на подготовку специалистов в области экзистенциальной психологии и решение наиболее актуальных проблем личности (смысла жизни, одиночества, свободы, ответственности, конечности жизни).

Основу программы составляет понимание и исследование фундаментальных проблем человека, а также подготовка к работе с личностными проблемами, что является ведущим направлением в практической работе психолога.

Значительное место в программе занимает овладение методологией психологического консультирования, а именно: понимание основных механизмов и эффектов психологического консультирования, фокусов и методов диагностики в консультировании, специфики клиент-терапевтических отношений.

Выпускники программы могут работать психологами-консультантами в любых организациях, где требуется оказание психологической помощи: ППМС-центры, кризисные центры, телефоны доверия, школы, вузы, бизнес-структуры; вести частную консультативную практику.

Кроме того, выпускники программы могут работать коучами (тренерами по личностному развитию) и исследователями (в области психологии личности и феноменологии внутреннего мира человека).

Общие дисциплины
  • Эволюция идей в психологии личности
    Дисциплина направлена на изучение основных этапов становления и развития идей в области психологии личности, философскими представлениями о природе человека, основными координатами описания феномена человека.
  • Психология индивидуальности
    Основная цель дисциплины, знакомство с различными методологическими и теоретическими подходами к феномену «индивидуальности». Исследование феноменологии индивидуальности в проблемном поле автобиографической памяти и конструировании автобиографических Я-нарративов.
  • Психологическая эволюция личности в истории культуры
    Дисциплина ориентирована на формирование знаний о культурно-психологической типологии человека в ее историческом развитии, анализа механизмов и традиций понимания человека в культуре (особенно в искусстве).
  • Методологические и теоретические проблемы психологии личности

    В ходе курса будут рассмотрены содержания таких общенаучных категорий, как «методология», «теория», «личность» и взаимосвязи между ними, а также рассмотрение их в свете предельной философской категории – «субъект». Показана обусловленность методологии общим мировоззрением исследователя. Особое место в курсе занимает понятие личности, в связи с которым анализируются такие проблемы, как проблема мотивации личности, проблема структуры личности, проблема ее развития, проблема нормы и патологии личности.
  • Психодиагностика проблем личности
    Задачами курса являются формирование теоретических знаний и практических навыков по диагностике проблем личности. Теоретические занятия направлены на изучение различных методов диагностики личности. Практические занятия посвящены изучению диагностического процесса, стратегий сбора анамнеза, овладению навыками составления диагностического заключения. Особое внимание на практических занятиях уделяется трудностям, с которыми сталкиваются психологи при постановке диагноза.
Профили программы:

Профиль «Экзистенциальная психология» магистерской программы «Психология личности» включает ряд курсов, посвященных теории и практике экзистенциальной психологии, а также более общие дисциплины, относящиеся к психологии личности, что позволяет соотнести экзистенциально-психологический подход с общим проблемным полем психологии личности.

  • Введение в экзистенциальную психологию
    Экзистенциальная психология – психология существования человека — новое, интенсивно развивающееся направление современной психологии, в центре внимания которого – «психологическое бытие» человека в современном мире, проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека, переживание им своего одиночества и конечности жизни. Обострение проблем человеческого существования в современном мире и привело к возникновению и быстрому развитию экзистенциальной психологии, которую по праву можно назвать психологией 21 века. Во вводной части курса экзистенциальной психологии рассматривается история ее возникновения, особенности экзистенциальной психологии как современного направления психологической науки и практики, вводятся основные понятия.
  • Экзистенциальная психология. Часть 1
    В центре внимания данного курса – фундаментальные проблемы человеческого существования. Анализируются проблемы конечности жизни, одинокости человека, его свободы и ответственности в современном мире, смысла жизни. Эти проблемы, которые традиционно относились к философской тематике, в современной реальности становятся жизненными задачами, требующими индивидуального решения. Экзистенциальный подход предлагает свою трактовку роли данных проблем в развитии человека и его психологическом благополучии.
  • Экзистенциальная психология. Часть 2
    Во второй части курса «Экзистенциальная психология» анализируются психологические проблемы существования человека. Изменения современного мира порождают новую – неопределенную и сложную — реальность существования человека, ставят его перед необходимостью решения новых жизненных задач. В ходе лекционного курса последовательно рассматриваются темы жизненного пути и жизненного сценария человека, жизненного пространства и жизненных ситуаций. Экзистенциальный подход делает акцент на активной роли самого человека как субъекта жизни. Важнейшими регуляторами развития жизненного сценария человека являются жизненные выборы. В экзистенциальной психологии активная и ответственная позиция человека по отношению к собственной жизни описывается понятием жизнетворчества.
  • Основы экзистенциального консультирования
    Экзистенциальные проблемы и кризисы все чаще становятся предметом психологической помощи в практической работе психолога. В рамках данного курса рассматриваются актуальные вопросы оказания психологической и психотерапевтической помощи в рамках экзистенциального подхода, теоретические и практические основы экзистенциального консультирования. Предполагается знакомство с основными методами и техниками экзистенциальной практики, освоение практических навыков их использования.
  • Проблема самодетерминации личности в изменяющемся мире
    Одним из исходных постулатов экзистенциальной психологии является существование человека в мире возможностей, в мире неопределенности и выбора. Изменения современной реальности привели к усилению внимания психологов к проблеме самодетерминации. В лекционном курсе рассматриваются основные теории самоорганизации и саморегуляции личности в философии и психологии. Анализируется теоретическое понимание концепта самодетерминации и основные подходы к ее интерпретации. Приводятся результаты эмпирических исследований проблемы самодетерминации. Обсуждаются методические возможности изучения и психологической диагностики личностных характеристик самодетерминации.
  • Психология идентичности
    Данный курс посвящен одному из основных понятий психологии личности – понятию идентичности. Обсуждаются исторические корни и теоретико-методологические основания формирования проблемного поля психологии идентичности. Анализируются основные теоретические подходы к проблеме идентичности. Вводятся понятия личной, социальной, межличностной и экзистенциальной идентичности. Обсуждается концептуальный переход от модели статусов идентичности к модели стилей ее конструирования, экзистенциально-нарративный подход к конструированию идентичности. Магистранты получают представление о современных исследованиях и инструментарии диагностики в проблемном поле конструирования идентичности.
  • Качественные методы в психологии личности
    В рамках данной учебной программы слушатели имеют возможность приобретения навыков работы с качественными методами сбора и анализа данных. Анализируется специфика методологии качественных исследований, их возможности и ограничения. Рассматриваются принципы планирования и организации исследования, основанного на качественной методологии, особенности анализа и интерпретации данных, их корректного представления. Описываются методы наблюдения и работы фокус-групп, техники нарративного анализа и др.
  • Практика экзистенциального интервью
    В рамках учебного курса студент знакомится с особенностями применения техники глубинного интервью для анализа экзистенциальной идентичности. Обсуждается специфика экзистенциального интервью в сравнении с феноменологическим. Слушатели приобретают навыки работы с качественными методами сбора и анализа данных и получают представление о содержательных, этических, процедурных, терапевтических и методологических аспектах данной практики.
  • Психология понимания
    В центре внимания — психологический подход к феномену понимания. Анализируются способы понимания, предложенные разными философскими течениями: герменевтикой, диалектикой, феноменологией и постмодернизмом. Обсуждаются особенности традиционной объективистской теории познания и современных теорий познания. Описываются возможности операционализации этапов и характеристик понимания. Слушатели получают возможность исследования реального мышления в сложных практических ситуациях и знакомятся с природой часто встречающихся в повседневности мыслительных ошибок. Обобщением курса является выход на феномен постижения как существенную характеристику человеческого бытия. На практических занятиях осуществляется работа с разными типами источников: диалогическое взаимодействие с другим, работа с письменными текстами, изображениями и др.
  • Психология переживания
    Курс знакомит с понятием «переживание» и его местом в системе психологического знания. Переживание рассматривается как проявление осознанности и включенности («поток»), как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления («пристрастность») и как особая внутренняя работа, с помощью которой человеку удается справиться с критической ситуацией («преодоление»). Вводятся понятия жизненного и экзистенциального опыта. В практической части курса анализируется работа с переживаниями в разных направлениях психологического консультирования. Большое внимание уделено феноменологии переживания (феноменологическое интервью).
  • Психология выбора и принятия решений в ситуации неопределенности
    В рамках дисциплины анализируется проблема неопределенности, которая рассматривается как центральная характеристика современной реальности. Описываются основные теории выбора и неопределенности в философии и психологии. Сопоставляются процессы энтропии – порождение неопределенности самой жизнью и выбора – превращения неопределенности в частичную определенность, преобразование энтропии в обратный процесс – упорядочивание и структурирование. Вводятся современное понимание существования человека в мире неопределенности и понятие толерантности к неопределенности, приводятся данные эмпирических исследований. Анализируются традиционные подходы к принятию решений и современный подход к проблеме выбора, в том числе экзистенциального выбора.
  • Ситуационный подход в психологии
    Жизненная среда человека представляет собой совокупность факторов, значимых для развития его личности и его психологического благополучия. Изменения жизненной среды человека являются одной из наиболее обсуждаемых тем в гуманитарной науке. Тенденции этих изменений создают новые вызовы к существованию человека, усиливая влияние контекстуальных факторов. В современной психологии интенсивно развиваются направления, связанные с исследованиями контекста, жизненного пространства, жизненных ситуаций, происходит оформление ситуационного подхода, в центре внимания которого взаимодействие человека с контекстом. Ситуационный подход является одним из самых перспективных методологических инструментов современной психологии, открывающих новые исследовательские и практические возможности.
  • Образ мира и его личностная детерминация
    Курс посвящен знакомству с традиционными подходами и современными теориями, описывающими формирование у человека образа мира. Вводится современное понимание конструирования личностью образа реальности, описываются основные психологические характеристики данного процесса. Приводятся данные эмпирических исследований, отражающие личностное опосредование и детерминацию восприятия окружающего мира.
  • Метафора жизненного пути
    Данный курс направлен на знакомство с метафорой как способом интеграции разнообразного опыта, связанного с событиями жизни, в единое жизненное пространство личности («жизненный путь», «временная перспектива»). Предполагается формирование навыков выявления и психологического анализа метафор жизненного пути на основе работы с разного рода текстами (автобиографические тексты, интервью) и рисуночными методиками. Работа с метафорами осуществляется на двух уровнях — работа с базовыми образными схемами (image schema), которые являются основой осмысления опыта в метафоре (embodied language), и работа с культурно обусловленными формами понимания жизни (жизнь как «дорога», «путешествие», «борьба», «игра»).
Индивидуальное психологическое консультирование
  • Основы психологического консультирования: история, методология, подходы
    Данный курс посвящен психологическому консультированию – истории его возникновения, современной методологии и существующим подходам. Студенты смогут познакомиться с основными техниками и методами в основных психологических подходах. Кроме того, в ходе курса будут обсуждены основные этапы психологического консультирования. Отдельной темой для рассмотрения станут дистантные формы психологического консультирования (консультирование по видеосвязи, телефонное консультирование), которые входят в современную психологическую практику. В конце курса будут рассмотрены основные направления научных исследований, проводящихся в настоящее время.
  • Индивидуальное психологическое консультирование клиентов с разными характерологическими паттернами
    Дисциплина ориентирована на формирование знаний, отражающих интегративный подход к основным теориям личности, а также на развитие системы понятий, благодаря которым можно будет связывать способы поведения человека с различными характерологическими паттернами. В сложных жизненных ситуациях, характерологические паттерны могут обуславливать трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, в удовлетворении собственных потребностей и т.д. В процессе изучения характерологических паттернов будут даны практические рекомендации по проведению индивидуального консультирования с каждым типом клиентов.
  • Современные модели индивидуального психологического консультирования
    Психологическое консультирование это динамично развивающаяся область современной психологии. В настоящее время появляются новые модели консультирования, ориентированные на краткосрочность, эффективность, универсальность. В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с такими моделями индивидуального консультирования как: экзистенциальная, системная и проблемно-ориентированная. В рамках каждой модели будут рассмотрены теория и методология, лежащая в ее основе, а также практические приемы, предлагаемые авторами для оказания психологической помощи.
  • Психосексуальное развитие личности
    Данный курс направлен на формирование знаний о процессе формирования сексуальности человека и знакомство с современными научными знаниями в области психологии сексуальности и сексологии. В ходе изучения основных принципов психологии сексуальности проводится разбор основных направлений в сексологических исследованиях, этических правил проведения исследований и проведения психологического консультирования по темам, связанным с сексуальностью. Освящаются и разбираются этапы формирования сексуальности и гендерной идентичности в детском и подростковом возрасте. В ходе освоения дисциплины у студентов формируется целостное представление о возможных направлениях психологической помощи людям с заявленными сексуальными затруднениями, а также общие ценности, принципы психологической помощи и стандарты профессионального поведения в области психологии сексуальности.
  • Индивидуальное консультирование по семейным проблемам
    Учебная дисциплина предполагает знакомство с современными тенденциями в теории и практике индивидуального психологического консультирования по семейным проблемам – добрачного, кризисного и послеразводного психологического сопровождения. Раскрывается специфика индивидуальной работы, анализируются ее основные мишени, как они понимаются в различных подходах индивидуального семейного консультирования; освещаются закономерности развития супружеских и детско-родительских отношений, природа нормативных и ненормативных семейных кризисов. Также предусматривается освоение практических навыков и приемов, необходимых для оказания психологической помощи в ситуации межличностного стресса.
  • Метакоммуникации в индивидуальном психологическом консультировании
    Понятие метакоммуникация занимает особое место в психологическом консультировании, поскольку является необходимым имплицитным процессом, сопровождающим коммуникацию между психологом и клиентом, задающим ее контекст и определяющий отношения между ними. В ходе курса будут рассмотрены основные теории метакоммуникации, ее единицы (метапослания), функции и виды: вербальная, невербальная, символическая. Практические занятия предполагают освоение навыков распознавания метапосланий в технике внутреннего супервизора П. Кейсмента и «мечтания» Т.Огдена. Отдельно будут рассмотрены вопросы нарциссического Я консультанта, как возможного препятствия для развития чувствительности к метапосланиям.
  • Основы психологического консультирования детей и подростков
    Курс «Основы психологического консультирования детей и подростков» создан для магистрантов, обучающихся по направлению Психология личности, по профилю – Индивидуальное психологическое консультирование. Обучение на этом курсе направлено на практическое освоение основ консультирования в каждом возрастном периоде, с опорой на психологические особенности возраста. Также затрагиваются вопросы взаимодействия с семьей ребенка в процессе консультирования. В результате прохождения этого курса студенты смогут узнать о ключевых особенностях психологического консультирования детей и подростков, изучить основные проблемы, свойственные для каждого возрастного периода и такие методики работы с ними, как директивная и недирективная игровая психотерапия, арт-терапия и поведенческая терапия.
  • Психологические механизмы изменений в индивидуальном психологическом консультировании
    Целью курса является знакомство студентов с основными теоретическими понятиями психологического консультирования — условиями, факторами, методами и технологиями психологической помощи, а также психологическими универсальными механизмами изменений у субъекта в процессе психологического консультирования. В рамках данного курса рассматриваются актуальные вопросы оказания психологической и психотерапевтической помощи, теоретические и практические основы индивидуального психологического консультирования. Главным результатом психологической помощи является достижение необходимых и желаемых изменений у субъекта воздействия. Для этого студенты должны понимать условия организации процесса психологической помощи, от сеттинга – организации пространства и времени – до психологической атмосферы принятия, безоценочности, поддержки, эмпатии и т.п., которые создают наиболее благоприятные для позитивных изменений клиента. Кроме этого, студенты будут ознакомлены с основаниями выбора стратегий, методов (методик, техник) психологического консультирования, и, с универсальными процессами изменений, происходящими в результате направленных вмешательств в ходе консультирования. Студенты также будут ознакомлены с современными данными исследований в области теории психотерапии и консультирования.
  • Балинтовская группа
    Цель курса: формирование у студентов представления о задачах Балинтовской группы, её роли в профессиональном развитии специалистов «помогающих» профессий, практическое освоение технологии работы Балинтовской группы для эффективной профессиональной коммуникации и профилактики профессионального «выгорания» консультантов-психологов, профессиональный и личностный рост будущих специалистов. В курсе студенты знакомятся с историей возникновения и развития Балинтовских групп, а также с этическими принципами работы психотерапевта и психолога-консультанта в балинтовской работе. Студенты изучают теоретические основания работы Балинтовских групп, принципы организации ведения групп, основные процедуры, техники и формы работы. В практической части занятий студенты овладевают умениями работы в Балинтовских группах. В курсе проводится тренинг формирования навыков, необходимых для участия в балинтовской работе: представление случая, формулирование запроса, предоставление и получение обратной связи, распознавание, осознавание и вербализация эмоций (чувств) собственных и участников группы, анализ взаимоотношений и коммуникаций в представленном случае, умение задавать вопросы и формулирование своего видения взаимоотношений консультанта и клиента.
  • Развитие профессиональной идентичности консультанта
    В ходе курса студенты познакомятся с основными теоретическими положениями и аспектами практического применения концепций в развитии профессиональной идентичности психолога консультанта. Данный курс посвящен одному из основных понятий психологии личности – понятию идентичности. Магистранты получают представление о современных исследованиях в проблемном поле конструирования идентичности, рассматриваются понятия личной, социальной, межличностной и профессиональной идентичности. Обсуждаются концептуальные модели профессиональной идентичности консультанта в огромном разнообразии направлений и школ психологического консультирования. Рассматривается исторический контекст возникновения проблемы развития профессиональной идентичности психолога-консультанта, теоретических положений, положенных в ее основу и существующих практик профессионального роста консультантов. Магистранты знакомятся с основными концепциями развития профессиональной идентичности психолога-консультанта. В практической части магистранты получают возможность практического применения методик и техник развития собственной профессиональной идентичности консультанта, в частности в консультативной практике.
  • Технологии решения психодиагностических задач
    На учебных занятиях курса студенты знакомятся с основными способами и стратегиями решения психодиагностических задач в процессе психологического консультирования, учатся анализировать проблемную ситуацию с точки зрения типа диагностических задач и имеющихся ресурсов для ее решения. Важной задачей является формирование у студентов представления об особенностях своего индивидуального стиля и потенциальных возможностях самосовершенствования в качестве субъекта психодиагностической деятельности.
  • Методическая супервизия
    В ходе курса студенты познакомятся с теоретическими основаниями, принципами практики систематической методической супервизии и ее роли в эффективной работе психолога консультанта. В теоретической части студенты знакомятся с историей возникновения институтов и систем индивидуальной и групповой супервизии в обучении, повышении квалификации и работе психологов консультантов, а также с основными теоретическими положениями методической супервизии, ее целями и задачами, вариантами ее организации и проведения, алгоритмом работы, принципами выбора фокуса внимания супервизорской сессии, основами анализа работы психолога консультанта с клиентами.
    Кроме этого, студентам предоставляется данные о современных исследованиях эффектов систематической супервизорской работы с психологами консультантами, выделяются области ее практического применения, в частности в индивидуальном психологическом консультировании. В практической части студенты отрабатывают навыки индивидуальной и групповой супервизии, осваивают различные формы работы с трудными случаями консультирования. В результате учащиеся научаются правильно выстроить сеттинг сессий индивидуальной и групповой супервизии, получают навык представления трудного случая.
  • Интегративные подходы в индивидуальном психологическом консультировании
    Курс направлен на знакомство с современными интегративными подходами в практической психологии, позволяющими объединять различные идеи, концепции, диагностический и психотехнический инструментарий исходя из принципа целостности человека. В процессе освоения курса будут рассмотрены методологические основы и техники современных интегративных подходов к индивидуальному психологическому консультированию: гештальт-терапии, феноменологически-ориентированных подходов, экзистенциального анализа, современной интегрированной психодрамы. На их примере студенты знакомятся с принципами и возможностями объединения различных идей и техник в практике психологической помощи, что позволяет сложить целостное представление о способах оказания психологической помощи и развивать навыки осознанного выбора соответствующих приемов и техник в индивидуальной работе. Практические занятия курса также направлены на соотнесение полученных знаний и навыков с личностными особенностями и профессиональными предпочтениями обучающихся, что способствует формированию их собственного индивидуального стиля в работе.
  • Проективные методы в индивидуальном психологическом консультировании
    Данная дисциплина направлена формирование представлений о феномене проекции, способов его проявления в межличностных отношениях и в психологическом консультировании как особом виде отношений. Практические занятия курса предполагают освоение проективных методов, использующихся в процессе индивидуального консультирования. К изучению будут предложены методики арт-терапии, песочной терапии, основы работы с метафорическими ассоциативными картами. Также будут затронуты основы интерпретации символов в рамках толкования сновидений и использования символ-драмы в индивидуальной работе с клиентами.
  • Базовые навыки психолога-консультанта
    В современном психологическом консультировании используется весь арсенал техник и методов, предлагаемых представителями различных психотерапевтических школ. Тем не менее, прежде чем обращаться к этим техникам, специалисту необходимо сформировать универсальные базовые навыки. К таким навыкам относят: проведение диагностики, организацию эффективного межличностного взаимодействия в консультативном контакте навык понимания клиента и собственной стратегии работы с ним, а также оценку эффективности оказания психологической помощи. На формирование этих компетенций и направлен этот практический курс.

Новости: Личность на лице — Эксперт

Центр экспериментальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета больше похож на классическую естественно-научную лабораторию, чем на место, где работают психологи. В каждой из его комнат гудит и подмигивает лампочками какой-нибудь загадочный прибор, вокруг роятся ученые в белых халатах, бестрепетно жмущие на кнопки, словно прожженные технари.

— Вы не правы, у вас слишком короткие латентности саккад… — доносятся до меня обрывки спора.

— Ну, бог его знает, может, это издержки работы компьютера. Я сделаю аппаратную систему с нулевой латентностью, но мне для этого еще паять и паять. Надо самому спаять оптический тэтээл-датчик и завести его выход на вход ацэпэ-преобразователя.

«Паять и паять» — и это говорит психолог?! Я подхожу ближе. За компьютером сидит человек («испытуемый», как выражаются те, кто экспериментирует на людях) в велосипедном шлеме, украшенном футуристическими деталями: прозрачным экранчиком перед одним глазом и чем-то вроде камеры над вторым. На экране меняются изображения лиц — радостных, испуганных, гневных, печальных…

Модифицированный велошлем — это айтрекер, прибор, отслеживающий все движения глаз. В любом учебнике психологии восприятия есть картинка, полученная полвека назад замечательным советским психологом Альфредом Ярбусом — лицо, состоящее из черточек, прочерченных саккадами — короткими движениями глаз. Когда мы рассматриваем объекты, мы как бы ощупываем их глазами, переходя от одной значимой детали к другой. Восприятие — процесс активный, без этих движений ничего не разглядеть. Когда мы глядим на чье-то лицо, наши глаза обычно бегают по сторонам треугольника, образованного глазами и ртом. Чаще всего взгляд останавливается в углах этого треугольника.

Чтобы получить такие картинки, испытуемым закапывали ледокаин и надевали на глаза какие-то жуткие присоски. Теперь все гуманно: в современных айтрекерах инфракрасный луч создает блик на глазу, и камера его отслеживает.

Но крутой аппаратурой сейчас никого не удивишь — вся сложность в том, чтобы придумать эксперимент, который дал бы результаты сравнимые с теми, которые получали классики вроде того же Ярбуса. Наука жива, пока проводятся красивые эксперименты. А для российской психологии это редкость.

— Мы изучаем, как люди, глядя на выражения лиц других людей, делают выводы об их личности и эмоциональном состоянии, — говорит директор центра Владимир Барабанщиков.

Что на лице написано

— Как вы думаете, насколько точно мы можем оценить личность незнакомого человека, взглянув на его фотопортрет? — испытующе смотрит на меня Барабанщиков.

Мне кажется, какие-то базовые свойства можно оценить — допустим, волевой человек или слабак. А что же на самом деле?

На самом деле можно правильно оценить в среднем примерно две трети черт характера. Это очень много. Настолько, что мы обычно не отдаем себе отчет о своих реальных возможностях. Более того, существуют люди, которые способны определять свыше 90% личностных черт, мельком взглянув на фотографию. Мы можем оценить такую интимную вещь, как переживания другого человека, за сверхкороткое время.

Получается, впервые видя человека, мы уже очень многое о нем понимаем, хотя чаще всего не осознаем это. Допустим, входя в помещение, мы сразу видим, кто из присутствующих лидер?

Да, доминирующую личность и лидерские способности можно определить по лицу. Для этого не нужно долго его рассматривать, достаточно 1/20 секунды, чтобы составить представление об основных характеристиках и эмоциональном состоянии человека. Восприятие и анализ лица проходят через несколько фаз, вместе они занимают максимум две-три секунды. Конечно, осознать за это время мы обычно ничего не успеваем.

Какие черты личности распознаются легче всего?

Те, что связаны с активностью человека. Вы правильно сказали насчет волевых характеристик, так оно и есть. А вот, скажем, нравственные черты или интеллект распознаются потом. Сначала определяются характеристики, от которых зависит наша жизнь. У этого, конечно, есть эволюционная подоплека. Наша жизнь может зависеть от того, насколько агрессивен человек, стоящий перед нами, насколько он энергичен, насколько способен к активным неожиданным действиям.

Можем ли мы отличить злодея от хорошего человека по лицу?

Глубинные характеристики личности, такие как ведущие мотивы или интересы, распознаются намного хуже, чем поверхностные, связанные с физиологией черты темперамента. Нравственные качества верно определяются в три раза реже, чем характеристики темперамента.

Есть ли у эмоций национальность?

Что в восприятии лиц наследственное, а что приобретенное?

В механизмах восприятия лица и эмоций врожденного очень много, но в нашем поведении чаще всего унаследованное и приобретенное выступают в неразрывном единстве. Младенец двух-трех месяцев от роду еще не может выражать эмоции так, как мы, но, глядя на взрослого, постепенно начинает воспроизводить его базовые эмоции. Это основные, общие для всех людей эмоции, из которых строятся все остальные.  Пол Экман, крупнейший психолог в нашей области, выделяет шесть базовых эмоций.

Это же человек, научившийся в совершенстве распознавать ложь, прототип героя сериала «Обмани меня»!

Да, но он стал известен благодаря тому, что обнаружил, что эти шесть эмоций — радость, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение — являются универсальными, обнаруживаются во всех культурах: и у американцев, и у эстонцев, и у примитивных народов.

Кстати, свои первые исследования, еще в начале восьмидесятых, мы стали проводить как раз благодаря Полу Экману. Он несколько раз приезжал в Союз, бывал в Москве, а чаще в Ленинграде. Встреча с Экманом и его рассказ об экспериментах, которые он проводил в 70-е, вдохновили нас на собственные исследования. Мы и сейчас используем с разрешения Экмана его экспериментальный материал, например эталонные изображения шести базовых эмоций.

Положение Экмана об универсальности некоторых эмоций само по себе очень важно для психологии. Именно эти базовые эмоции быстрее и легче всего читаются на лице. Каждая из них имеет свой уникальный рисунок, мимическую схему, примерно одинаковую для представителей любых культур и рас. Это говорит об их врожденности, но в то же время способы их выражения имеют свою культурную специфику. Допустим, в Японии и Индии одни и те же эмоции переживаются и воспринимаются по-разному.

В японской культуре негативные эмоции принято трансформировать в положительные: мне плохо, но я показываю, что мне хорошо, и я улыбаюсь. Я ни при каких условиях не должен показывать негативное отношение к другому. Это жесткое культурное требование.

Но внутри я при этом буду кипеть от ненависти?

С внутренним отношением дело обстоит не так просто. Потому что, когда мы начинаем улыбаться или демонстрировать какую-то эмоцию понарошку, играючи или воспроизводя какой-то стереотип, спустя очень короткое время мы именно так и начинаем чувствовать.

Точно, еще Уильям Джеймс писал о том, что радостьэто состояние, которое автоматически возникает, если мы улыбаемся.

Совершенно верно, как только мы изображаем на лице улыбку, гнев начинает проходить. А вот в индийской культуре иначе: там вы не должны показывать, что вам плохо, и не должны показывать слишком часто, что вам радостно. То есть вы должны культивировать какое-то среднее, спокойное выражение лица, это считается правильным и общепринятым при общении.

Вот откуда эта невозмутимость представителей индийских благородных кастА в русской культуре есть какието свои особенности?

У нас скорее принято открыто проявлять негативные эмоции, которые переживаются человеком. В этом есть и позитивный смысл: снижается напряжение. Возможно,  благодаря этой несдержанности мы что-то выигрываем в плане психического здоровья. Человек, который накапливает негативные переживания, нуждается в разрядке. Это как с резиновыми куклами для битья, изображавшими руководителей, которые вводились с конца 1950-х на японских фабриках для разрядки рабочих.

Зеркало души

Мы рассматриваем эталонные изображения лица, разработанные Экманом.

— Существуют три зоны лица, которые могут меняться независимо друг от друга, — показывает Барабанщиков, — нижняя, средняя и верхняя. Как вы думаете, в какой области лица больше всего проявляются эмоции человека?

Мне представляется схематический рисунок лица: в кружке две точки, под ними вертикальная и горизонтальная палочки. Если ротгоризонтальную палочкунарисовать уголками вниз, лицо станет грустным, а если вверх, то радостным.

Совершенно верно. Другие эмоции изобразить сложнее, но и для них самой информативной является нижняя часть лица. Это связано с процессом эволюции, с тем, что именно в этой области находятся клыки — инструменты защиты и нападения. Поэтому подавляющее большинство эмоций ярче всего проявляется в нижней части лица. И если вы хотите определить, что человек чувствует в данный момент, надо смотреть, в каком состоянии нижняя часть его лица.

Вторая по значимости часть — это брови и лоб. Брови активны почти так же, как рот, они все время в движении, они все время на что-то указывают. Но мы обычно не замечаем этой активности, из-за того что не  видим собственного лица. А самая неактивная часть лица, как ни странно, это область глаз.

Но ведь глазазеркало души!

Глаза — зеркало души в том смысле, что они являются смысловым центром лица. Когда мы общаемся, нам на что-то надо смотреть. И вот это что-то, этот смысловой центр, и есть глаза. Почему? Потому что мы следим за вниманием партнера, постоянно отслеживаем, куда направлен его взгляд. Допустим, вы переводите взгляд на заинтересовавшего вас человека, я слежу за вами и тоже начинаю реагировать на этого человека.

А еще чужой взгляд вызывает острые эмоцииесли человек смотрит както не подоброму или, наоборот, с любовью. Даже взгляд в спину легко почувствоватьуж не знаю как, может, какимто боковым зрением. А уж смотреть прямо в глазаэто совсем не то, что на нос смотреть, это очень эмоционально заряженный и напряженный процесс.

Верно. Но исследования, в том числе и наши, показывают, что глаза сами по себе никакую эмоцию не выражают, что бы вы ни переживали. В действительности все переживания отражаются на нижней и верхней части лица, но зритель проецирует их в область глаз собеседника. Экспериментируя с восприятием лиц на фотографиях, мы оставляли неизменной среднюю часть лица с глазами и изменяли что-то в нижней или верхней части: приподнимали брови, опускали или поднимали уголки губ. В этом случае испытуемые говорили, что что-то произошло во взгляде человека. Вот так хитро устроено наше лицо. Это очень сложный функциональный орган общения.

Как расшифровать язык лица

Лицо говорит на какомто языке, состоящем из отдельных знаков. Можно ли составить алфавит выражений лица и с его помощью читать, что написано на лице?

Для языка лица невозможно составить алфавит, потому что нельзя выделить элементы, которые всегда, независимо от целостного выражения лица, будут нести один и тот же смысл. И даже целостные выражения будут зависеть от индивидуальности, национальности и других вещей.

А что показали исследования восприятия лиц у других рас?

У нас была экспедиция в Тыву, где мы изучали, как люди распознают эмоции и черты характера представителей других рас, в частности монголоидной. Оказалось, мы не просто намного хуже определяем выражения лиц у людей с азиатской внешностью, мы используем другие стратегии при распознавании мимики представителей других рас. При обычной стратегии рассматривания лица взгляд движется по треугольнику — слева направо от одного глаза к другому, потом вниз ко рту. А когда мы обращаем внимание на лицо представителя другой расы, мы можем начать осмотр, допустим, с носа или щеки. Но чем привычнее становится нам лицо другого, тем чаще мы используем привычные для нас стратегии: левый глаз, правый глаз, нос, рот.

Если поначалу кажется, что «все китайцы на одно лицо», то по мере накопления опыта дифференциация представителей иных рас становится более эффективной. Но число дополнительных проб, то есть опыта, который может потребоваться для эффективного распознавания, очень широко варьируется от человека к человеку.

Умение точно определять эмоции по лицу — очень ценная способность.

Конечно, тем более что проблема визуальной диагностики имеет большое практическое значение. Допустим, в службах контроля: таможня, пограничная служба, МВД, при проверке документов у человека. Вот, например, как поставлена визуальная диагностика в аэропорту Бен-Гурион в Израиле. Там специально обученные психологи изучают приходящих людей на мониторах. Они могут увеличивать и уменьшать изображение лиц. По их выражению они делают заключение о намерениях человека, его состоянии, психологических особенностях. Если они замечают что-то, что вызывает у них вопросы, к этому человеку подходит специальная группа и начинает задавать ему вопросы, чтобы поближе с ним познакомиться и понять, не ошиблись ли специалисты по визуальной диагностике.

Людей, способных к точной визуальной диагностике, наверное, как раз по системе Экмана отбирают и обучают?

Да, совершенно верно. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом. Они способны к точному пониманию эмоций, которые переживают другие, они с детства склонны к общению, к пониманию внутреннего мира других людей. Их подбирают сначала по тестам эмоционального интеллекта, а потом готовят по экмановским методикам.

Интересно, женщины способней мужчин в этом плане?

Женщины в среднем более эмоциональны, чем мужчины. Но это не значит, что они лучше дифференцируют эмоции. Есть эмоции, которые лучше различают мужчины, например страх. Еще мы обнаружили вот какой факт: мужчины и женщины по-разному воспринимают верхнюю и нижнюю половину лица. Женщины лучше определяют личностные особенности по верхней части лица, мужчины — по нижней.

Как это можно объяснить?

Пока непонятно. С восприятием отдельных частей лица связано еще одно неожиданное и интересное наше открытие: оказалось, что если людям предъявлять только правую или только левую половинку лица, то они лучше определяют характер человека, чем по целому лицу. Я объясняю это тем, что целое лицо содержит слишком много информации, слишком много данных о переживаниях человека, среди которых надо выделить главное.

Может, с этим анализом лучше справится компьютер? Насколько совершенны современные программы, позволяющие распознавать эмоции по мимике?

Сейчас ведутся весьма интенсивные работы по созданию и совершенствованию таких систем. К сожалению, не в России. Современные программы распознавания эмоций — это нейросети, способные к самообучению. Допустим, им дают сотни изображений радостных и грустных лиц, и они учатся узнавать радость и горе, выделяя какой-то общий для разных радостных лиц «узор». Но проблема в том, что проявление эмоций имеет очень много стилевых особенностей, вызванных конкретной формой лица, состоянием человека в данный момент, культурными особенностями и так далее. Поэтому все существующие системы несовершенны: слишком много факторов влияет на нашу мимику.

Многоликая Венера

Не погибнет ли экспериментальная психология на фоне достижений нейрофизиологии? Сейчас есть много технологий, позволяющих «посмотреть», как работает мозг, и узнать, как он оценивает эмоции по лицу.

Не нравится мне выражение «мозг оценивает», которое вы сейчас применили. Оценивает не мозг, а субъект, то есть конкретный человек, наделенный, конечно же, мозгом. То есть мозг — это инструмент, с помощью которого человек делает те или иные заключения, принимает решения, воспринимает информацию. Отличие психологического исследования от физиологического в том, что мы изучаем не мозг, а субъекта, который взаимодействует с объектами или другим субъектом.

Может, в строгом исследовании проще избавиться от понятия «субъект», как это происходит в биологии или физике?

Понятие «субъект» нужно, чтобы описать активность человека, ввести в научную модель психики активное начало. Субъект находится совсем в иных отношениях с миром, чем объекты. В психологии разработан целый язык описания активности субъекта, включающий такие слова, как «потребность», «мотив», «намерение», «цель», «ценности». Если у вас меняется потребность или цель, меняется и восприятие лица, и понимание человека, который находится перед вами. Кроме того, субъект формируется конкретной культурой и будет воспринимать и оценивать мир в зависимости от ее стандартов.

Видятто все одно и то же.

Мы не просто смотрим на мир — наши глаза его активно «ощупывают», применяя разные стратегии, зависящие от культуры, нашего состояния и намерений. Внимание разных людей останавливается на разных вещах, выделяет разные структуры и по-разному их оценивает. В зависимости от культурного стандарта одно и то же лицо или, допустим, женскую фигуру мы будем оценивать положительно или отрицательно. Вы, конечно, знаете, что существуют две Венеры, то есть два типа женской фигуры, которая традиционно изображалась скульпторами. Первая — это, конечно, Венера Милосская, греческий эталон красоты. Но ведь есть и догреческий.

Вы имеете в виду палеолитическую Венеру — страшную, толстую, грудастую и часто без головы?

Конечно, для нас она выглядит просто ужасно. Но тем не менее это эталон красоты для эпохи, когда главным условием выживаемости было многочисленное потомство. Потомство может воспроизвести женщина, наделенная широким тазом, имеющая короткие ноги, невысокая, но имеющая большую грудь — вот и эталон. Да и на протяжении двадцатого века этот эталон менялся. В нацистской Германии немецкая женщина должна была быть крупной, крепкой, тоже способной много рожать. А современный эталон красоты — это кукла Барби, еще одно лицо Венеры, совершенно иное.

Экспериментаторы

Так значит, хоронить экспериментальную психологию рано?

— Понимаете, в третьем тысячелетии российская экспериментальная психология оказалась на задворках мировой. Экспериментальные исследования отошли на задний план, к тому же они до сих пор финансируются по остаточному принципу. По числу научных публикаций мы пока не можем подняться даже до уровня середины 80-х. Во всех рейтингах экспериментальной психологии мы занимаем самые неприглядные места.

В западных странах ситуация совершенно другая: за последние тридцать лет количество исследований в области экспериментальной психологии выросло в два с половиной раза. Поэтому у нас существует большой дефицит экспериментальных исследований, который наш центр призван ликвидировать. МГППУ выиграл грант федеральной программы «Образование», благодаря которому мы приобрели современное оборудование и смогли переделать помещение бывшего интерната в исследовательский центр.

Насколько я знаю, ваш центр открылся совсем недавно, но вы уже успели написать цикл научных трудов «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии» и даже получить за него премию правительства РФ в области образования.

С технической точки зрения наш центр один из лучших в Европе. Он был открыт всего около двух лет назад, и большая часть времени ушла на обучение сотрудников, на освоение техники. Тот же айтрекер — это же не телевизор, который включил и стал смотреть. Это серьезный инструмент, который надо изучать, прежде чем с ним работать.

Вы только восприятие лиц с его помощью изучаете?

Мы изучаем восприятие самых разных сложных объектов. Одно и то же изображение можно рассматривать по-разному, а айтрекер позволяет отследить вашу глазодвигательную стратегию. Допустим, мы изучаем, чем отличаются движения глаз хорошо читающих детей от тех, кто читает плохо, и видим, что глаза многих детей, испытывающих трудности при чтении, все время совершают возвратные движения.

Еще мы изучаем, как специалисты смотрят на информационные панели, с помощью которых управляют процессами на атомной станции, или как пилот считывает показания приборов в вертолете. Но самый важный для нас сложный объект — лицо другого человека.

Некоторые результаты исследований Центра экспериментальной психологии МГППУ

Как влияет возраст человека, изображенного на фотографии, на оценку его личности?

Оценивая возраст по фотографии, люди склонны завышать его, в  среднем на четыре года. Точнее всего возраст определяется, когда человеку на фотографии 50 лет, наименее точно — когда 20 лет. Чем старше человек на снимке, тем чаще его оценивают как более добросовестного, уступчивого, независимого, честного, невозмутимого и спокойного.(1)

Как влияет форма лица на оценку личных качеств?

Если показывали фотографию человека с квадратным типом лица, то он воспринимался как сильный, молчаливый, эгоистичный, независимый, пассивный и несправедливый. С прямоугольным — как обаятельный, сильный, разговорчивый, эгоистичный, независимый, деятельный, неотзывчивый, несправедливый. С круглым — обаятельный, сильный, добрый, деятельный, отзывчивый, справедливый и дружелюбный. С треугольным — непривлекательный, слабый, эгоистичный, независимый и деятельный. С ромбовидным — слабый, эгоистичный, зависимый и несправедливый.(2)

Насколько влияют этнические особенности оцениваемого лица на суждения испытуемого о психологических качествах человека?

Психологи заключают: «Выявлен ряд психологических особенностей, таких как привлекательность, доминантность и самоконтроль, которые адекватнее распознаются по лицам представителей южноазиатской расовой подгруппы. Вместе с тем по лицам представителей северорусской расовой подгруппы более адекватно распознаются те психологические особенности, которые характеризуют нравственные качества оцениваемых индивидов». (3)

(1)Источник: Демидов А. А., Дивеев Д. А., Кутенев А. В. // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. (2) Источник: Дивеев Д.А. // Сборник международной конференции «Современные методы психологии». 2010. (3) Источник: Демидов А.А., Ананьева К.И. // Экспериментальная психология. 2010. №4.

Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики

История кафедры 

Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением — исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.

Вектор научных исследований кафедры:
  • Психология здоровьесберегающей деятельности
  • Ценностный потенциал личности и психология смысла
  • Психология медицинских коммуникаций
  • Педагогические технологии в медицинском и психологическом образовании

Как распознать конфликтную личность? | Блог РСВ

Было ли у вас такое, что вы периодически попадали в конфликтные ситуации с одним и тем же человеком. И как бы вы ни пытались решить спор – результат одинаковый. А может дело не в ситуации, а в самом человеке? Часть людей по своей натуре являются конфликтными личностями. Давайте разберёмся, что это за личности и как правильно с ними взаимодействовать.

В психологии есть понятие конфликтная личность. Это люди, которые склонны инициировать споры и влезать в чужие конфликты. Важным определением такого человека является степень конфликтности, которую можно разделить на три фактора:

  • сколько конфликтов было организовано человеком,
  • какие последствия были после конфликтов,
  • какими особенностями обладает конфликтер.

Этот тип людей использует разные стратегии в ссорах и применяет психологическое давление. Их поведение, как правило, зависит от уровня развития спора. Но невзирая на использование психологических трюков, конфликтер всегда действует по одним и тем же схемам. Например, в конфликтах он использует следующие маневры:

  • будет всячески угрожать, запугивать и шантажировать,
  • провоцировать и дезинформировать,
  • подавлять, выводить человека на эмоции,
  • оскорблять и перечислять слабые стороны,
  • создавать напряжение и принуждение,
  • показывать свои преимущества, преувеличивать свои достижения.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Конфликтеры пытаются психологически подавлять, чтобы одержать победу первым. Они также будут стремиться предугадать поступки, эмоции человека и подлавливать на этом. Конфликтные личности не пойдут на компромиссы или конструктивные переговоры. Они всегда стремятся подчинить себе оппонента, это их главная черта.

Такие люди являются в большей степени эгоистами и хотят признания. Выйти из спора победителем — это главное цель, к которой они идут напролом, основываясь на завышенной самооценке. А свое спорное поведение интерпретируют как признак сильной личности. У конфликтной личности зачастую низкий уровень нравственности и моральных норм.

Конфликтные личности не умеют быть хорошими коллегами или партнеры. Они предрасположены к соперничеству, никогда не уступят оппоненту и не терпят чужие недостатки. В спорах никогда не будут мириться первыми, им нравится самоутверждаться за счет других. Конфликтеры не придерживаются ничьего мнения, чаще держатся особняком и предпочитают следующие роли: протестующий, критик, борец за справедливость. Рассмотрим подробно характеристики типов конфликтных личностей:

Демонстративный тип. Человек, который отлично адаптируется к разным условиям, допускает только уважительное обращение к себе. Он любит внимание. Рациональность не является его сильным качеством. Во многих случаях становится инициатором ссор, но чувствует вину за собой.

Ригидный тип. Этот тип людей очень обидчивые, самоуверенные и подозрительные. Вспыльчиво реагируют на критику и чужое мнение. В спорах не обращают внимание на личностные черты оппонента. Не умеют гибко мыслить и обожают бороться за свою правду.

Неуправляемый тип. Резкий и агрессивный человек. Его поведение непредсказуемо, поступки противоречат жизненным реалиям. Отрицает свои недостатки, в личных неудачах виноваты другие люди или обстоятельства. Редко достигает высоких результатов.

Сверхточный тип. Педантичный и скрупулезный человек. Он часто переживает по мелочам. Перфекционист, требователен ко всем. Поэтому постоянно раздражается и не сдерживается в проявлении эмоций.

Конфликтеры зациклены в первую очередь на решение своих проблем, используя конкуренцию и споры. Для них разрешение конфликта может быть только при одном условии, если они победили. Другие варианты невозможны. И тут необходимо обобщить, что этим людям важно регулярно противоборствовать. Примирение они используют, как способ влияния или тактический ход.

Как взаимодействовать с конфликтными личностями?

Если в споре появляется конфликтная личность, то его вряд ли устроят конструктивные переговоры. Как правильно поступить в этой ситуации:

  • Создайте сложные условия для конфликтера, чтобы достижение победы для него оказалось непосильным. Либо переведите конфликт в плоскость двух оппонентов тем самым, вытеснив конфликтную личность из спора.

Если конфликтная личность втягивает новых участников в спор, то все остальные, кто хотел помочь решить ситуацию будут автоматически втянуты в него.

  • Соблюдайте дистанцию с этим человеком, игнорируйте все провокации и уловки. Если это не помогает, применяйте первый совет.

Если конфликтер не успокаивается и создает новые конфликтные ситуации. Лучший способ разрешения спора заключается в том, чтобы сформировать условия для снижения негатива, противоречивости  у такого человека.

  • Нужно показать конфликтеру, что его достоинство никто не принижает и направить внимание на предмет ссоры.

Узнайте еще больше методов по диагностике и работе с конфликтными ситуациями из курса «Управление конфликтами». Научитесь грамотно контролировать проявления конфликтных ситуаций. Поймете, как за короткое время урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны. Какие существуют виды конфликтов и какие подходы лучше применить. Получите пошаговый алгоритм поведенческих действий.

Кафедра психологии и дефектологии

Кафедра психологии и дефектологии была создана в 2002 г. как кафедра прикладной психологии и переименована в 2012 г. Кафедра является выпускающей по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат), «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура), «Психологические науки» (аспирантура).

Кафедра реализует дополнительные образовательные программы профессиональной переподготовки «Дефектология (логопедия)», «Консультативная психология и психотерапия», «Дефектология (олигофренопедагногика)», «Юридическая психология», а также повышения квалификации «Управление социальными конфликтами», «Запуск речи у неговорящих детей», «Тьюторское сопровождение инклюзивного образования», «Основы клинической психологии», «Психология военной службы», «Школьная служба примирения (медиации)».

Направления подготовки 

БАКАЛАВРИАТ:

Направление 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» ОФО, ЗФО, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», ЗФО. Основной вид деятельности специалистов – коррекционно-педагогическая, а также диагностико-консультативная и исследовательская.

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», ЗФО – это подготовка бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.

МАГИСТРАТУРА:

Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Практическая и прикладная психология», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», ЗФО – это подготовка магистров для психолого-педагогическое сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; научно-исследовательская деятельность.

АСПИРАНТУРА:

Направление 37.06.01 «Психологические науки», профили «Общая психология, история психологии, психология личности»;

«Педагогическая психология» – преподавание психологии в высших учебных заведениях (преподаватель), научно-исследовательская деятельность в области психологии, психологические экспертные исследования.

Направления научно-исследовательской деятельности

Более 15 лет кафедра психологии и дефектологии ведет активную научно-исследовательскую работу. За это время опубликовано более 600 научных работ из которых 193 в журналах, рецензируемых ВАК России и 7 в изданиях, входящих в Web of Science и Scopus. Научным коллективном кафедры издано более 20 монографий, сотрудники кафедры приняли участие в 47 научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня. Суммарный российский индекс научного цитирования работ кафедры в 2018 году равен 1066.

Научный коллектив кафедры принимал активное участие в научно-исследовательских проектах, таких как «Разработка методики обучения жителей города Сочи для получения статуса добровольца — «городского» волонтера и ее апробация при проведении курсов их подготовки» в рамках долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение участия города Сочи в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года на 2012-2014 годы»; «Научно-методическое обеспечение деятельности волонтерских центров»; «Совершенствование научно-методических подходов и разработка нормативно-правового обеспечения создания и развития института волонтерства в России»; «Научно-методическое обеспечение развития института волонтерства в РФ как основы для реализации долгосрочных социокультурных проектов и развития гражданского общества»; «Анализ эффективности деятельности организаций добровольческого (волонтерского) движения»; «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательных программ высшего образования на основе процессного подхода»; «Анализ состояния рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Краснодарского края»; «Разработка программы развития Социально-педагогического факультета в рамках стратегии развития СГУ ФГБОУ ВО «СГУ». Кафедрой зарегистрирована база данных «Удовлетворенность волонтеров Олимпийских и Паралимпийских Игр».

Научный коллектив кафедры принимает активное участие в работе Всероссийского научно-просветительского конкурса им. Н.Вернадского, Фестиваля NAUKA0+Кубань, Всероссийской студенческой Олимпиаде по логопедии «Логопедия: The BEST – Созидание и Талант. Имидж и Амплуа. Личность и Профессионал», Всероссийской олимпиаде студентов «Я – профессионал» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Кафедрой психологии и дефектологии совместно с Центром развития человека (Москва) и International Institute Of Differential Psychology (Берлин) проводится ежегодная международная научно-практическая конференция «Человек. Искусство. Вселенная».

Научный журнал по психологии и педагогике «Universum»

Единый формат оформления пристатейных библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы)

Авторефераты

Глухов В. А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке: Автореф. дис. … канд. техн. наук. — Новосибирск, 2000. — 18 с.

Аналитические обзоры

Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья : аналит. обзор, апр. 2007, Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М.: ИМЭМО, 2007. — 39 с.

Диссертации

Фенухин В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказкого региона : дис. … канд. полит. наук. — М., 2002. — С.54—55.

Интернет-документы:

Официальные периодические издания : электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. — [СПб], / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.nlr.ru/lawcrnter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).
Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07).
Рынок тренингов Новосибирска: своя игра / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.10.08).
Литчфорд Е.У. С Белой Армией по Сибири: Восточный фронт армии Генерала А.В. Колчака / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007).

Материалы конференций

Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегиональной конф. — Ярославль, 2003. — 350 с.
Марьинских Д.М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11—12 сент. 2000 г.). – Новосибирск, 2000. — С.125—128.

Монографии:

Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2006. – С.305–412.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 494 с.

Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000)

Патенты:

Патент РФ № 2000130511/28, 04.12.2000.
Оптико-электронный аппарат // Патент России № 2122745. 1998. Бюл. № 33. / Еськов Д.Н., Бонштедт Б.Э., Корешев С.Н. [и др.].

Статья из журналов или сборников:

Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – №10. – С. 76–86.
Crawford P.J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works / P.J. Crawford, T.P. Barrett // Ref. Libr. – 1997. Vol. 3. № 58. – P.75–85.

Заголовок записи в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, могут не повторяться в сведениях об ответственности.

Crawford P.J., Barrett T.P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P.75–85.

Если авторов четыре или более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000):

Корнилов В.И. Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе // Теплофизика и аэромеханика. – 2006. – Т. 13, — №3. – С. 369–385.
Кузнецов А.Ю. Консорциум – механизм организации подписки на электронные ресурсы // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. – М.: Науч. мир, 2003. – С.340–342.

Электронный ресурс:

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства / [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Что такое психология личности?

Ваша уникальная личность делает вас тем, кто вы есть, и влияет на все, от ваших отношений до образа жизни. Личность — это то, что вы могли бы описать, но знаете ли вы, что влечет за собой научное изучение личности?

Профессионалы, изучающие психологию личности, хотят понять, как личность развивается, а также как она влияет на то, как мы думаем и ведем себя. Психологи смотрят на то, как личности различаются между собой, а также насколько люди похожи.Они также оценивают, диагностируют и лечат расстройства личности.

Что такое личность? Как понимание своей личности может помочь вам понять свое эмоциональное благополучие?

Что такое личность?

Что делает вас тем, кто вы есть? На то, кем вы являетесь сегодня, влияют многие факторы, в том числе генетика, ваше воспитание и ваш жизненный опыт.

Многие будут утверждать, что то, что делает вас уникальным, — это характерные образцы мыслей, чувств и поведения, которые составляют вашу личность.Хотя не существует единого согласованного определения личности, о нем часто думают как о чем-то, что возникает изнутри человека и остается достаточно неизменным на протяжении всей жизни.

Личность включает в себя все мысли, модели поведения и социальные установки, которые влияют на то, как мы рассматриваем себя и во что мы верим о других и окружающем мире.

Понимание личности позволяет психологам предсказать, как люди будут реагировать на определенные ситуации, а также на то, что они предпочитают и ценят.Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, будет полезно узнать больше о некоторых из наиболее влиятельных теорий личности.

Теории

Появился ряд теорий, объясняющих аспекты личности. Некоторые из них сосредоточены на объяснении того, как развивается личность, в то время как другие связаны с индивидуальными различиями в личности.

Теории черт личности

Теории черт личности основаны на идее, что личность состоит из широких черт или предрасположенностей.Были предложены различные теории, чтобы определить, какие атрибуты являются ключевыми компонентами личности, а также попытки определить общее количество черт личности.

Психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность с точки зрения индивидуальных черт. В своей диспозиционной перспективе Олпорт предположил, что существуют разные виды черт: общие, центральные и кардинальные.

Общие черты характерны для многих людей в рамках определенной культуры.Центральные черты — это те качества, которые составляют личность человека. Кардинальные черты — это черты, которые настолько доминируют, что человек становится известен прежде всего благодаря этим характеристикам.

Пример кардинальной черты — Мать Тереза. Она была настолько известна своей благотворительной деятельностью, что ее имя стало почти синонимом оказания помощи нуждающимся.

Олпорт предположил, что существует около 4000 индивидуальных черт. Психолог Рэймонд Кеттелл предположил, что их было 16.Кеттелл также считал, что эти черты существуют непрерывно и что все люди обладают каждой чертой в той или иной степени.

Психолог по имени Ганс Айзенк еще больше сузил список черт, предположив, что их всего три: экстраверсия, невротизм и психотизм.

Сегодня теория «большой пятерки», пожалуй, самая популярная и широко признанная теория черт личности. Теория предполагает, что личность состоит из пяти широких личностных измерений:

  • Доброжелательность
  • Добросовестность
  • Экстраверсия
  • Невротизм
  • Открытость

Теория большой пятерки утверждает, что каждая черта существует как широкий континуум.Личность человека будет находиться где-то в спектре каждой черты.

Например, у вас может быть высокий экстраверсия, сознательность и уступчивость, но где-то посередине для открытости и невротизма.

Как личность развивается и меняется в жизни

Теория психосексуального развития Фрейда — одна из самых известных теорий личности, но также одна из самых противоречивых. Согласно Фрейду, дети проходят ряд этапов развития личности.На каждом этапе либидинальная энергия (сила, которая управляет всем человеческим поведением) фокусируется на определенных эрогенных зонах.

Успешное завершение этапа позволяет человеку перейти к следующему этапу развития. Неудача на любом этапе может привести к фиксации, которая может повлиять на чью-то взрослую личность.

Другой психолог Эрик Эриксон описал восемь психосоциальных этапов жизни. Согласно теории Эриксона, каждый этап играет значительную роль в развитии личности и психологических навыков человека.

На каждой психосоциальной стадии человек сталкивается с кризисом развития, который становится поворотным моментом в его развитии. Успешное прохождение каждого этапа ведет к развитию здоровой личности.

Эриксона больше интересовало, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности. В первую очередь он был озабочен развитием того, что он называл эго-идентичностью.

В то время как теория Фрейда предполагала, что личность в первую очередь формируется и закрепляется в камне в раннем возрасте, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.

Как проверяется личность

Чтобы изучить и измерить личность, психологи разработали личностные тесты, оценки и опросы. Тесты широко используются в самых разных условиях. Например, знаменитый индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) часто используется в качестве предварительной оценки перед приемом на работу.

Другие оценки могут использоваться, чтобы помочь людям узнать больше о различных аспектах своей личности. Некоторые тесты используются в качестве инструментов скрининга и оценки, чтобы помочь диагностировать расстройства личности.

Лучшее понимание своей личности может быть полезно во многих аспектах вашей жизни. Например, отношения с друзьями, семьей и коллегами могут улучшиться, когда вы поймете, что хорошо работаете с другими или что вам нужно найти время, чтобы побыть одному.

Вы, вероятно, сталкивались с подборкой тестов личности в Интернете (например, онлайн-викторина, в которой выясняется, экстраверт вы или интроверт). Некоторые из этих тестов призваны выявить «настоящего вас», в то время как другие явно предназначены только для развлечения.

К онлайн-тестам личности следует относиться с недоверием. Неформальные инструменты могут быть интересными и могут дать некоторое представление о ваших предпочтениях и характеристиках, но только личностные тесты, проводимые обученными и квалифицированными специалистами, должны использоваться в качестве формальной оценки или для постановки диагноза.

Расстройства личности

Психологи личности также заинтересованы в изучении проблем с личностью, которые могут возникнуть. Расстройства личности характеризуются как хронические и распространенные психические расстройства, которые могут серьезно повлиять на мысли, поведение и межличностное взаимодействие человека.

Текущее издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) перечисляет 10 расстройств личности, включая антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Национальный институт психического здоровья (NIH) сообщает, что примерно 9,1% взрослого населения США ежегодно испытывают симптомы как минимум одного расстройства личности.

Диагноз расстройства личности может быть неприятным, но вы должны знать, что существуют методы лечения. Работая со специалистом в области психического здоровья, вы можете научиться распознавать трудности, которые могут вызвать эти расстройства, и изучить новые стратегии выживания.

Это нормально — бояться и беспокоиться о том, что может быть в будущем, но помните, что вам не нужно сталкиваться с этим в одиночку. Есть люди, которые обучены, опытны и готовы помочь вам сделать следующие шаги в вашем лечении.

В зависимости от вашего конкретного диагноза ваш врач может порекомендовать психотерапию, обучение навыкам, лекарства или комбинацию всех трех.

Работайте в тесном сотрудничестве со своим лечащим врачом, чтобы разработать план лечения, ориентированный на ваши потребности и цели.

Слово от Verywell

Личность — это обширный предмет, который затрагивает почти все аспекты того, что делает людей такими, какие они есть. Есть много способов думать о личности. Есть несколько теорий, которые фокусируются на индивидуальных чертах, и те, которые рассматривают различные стадии развития, которые происходят по мере того, как личность проявляется (а иногда и изменяется) с течением времени.

Психологи заинтересованы не только в понимании нормальной человеческой личности, но и в распознавании потенциальных расстройств личности, которые могут привести к стрессу или трудностям в ключевых сферах жизни. Имея возможность выявлять проблемы, которые возникают у людей дома, в школе, на работе или в отношениях, психологи могут лучше помочь людям развить навыки, позволяющие справляться с симптомами расстройства личности и управлять ими.

Какие черты характера позволяют прогнозировать производительность труда?

Мама всегда говорила, что индивидуальность и ум важнее красивой внешности. И теперь на ее стороне даже психологи.

В течение многих лет психологи обращались к когнитивным способностям и интеллектуальным возможностям как к показателям эффективности работы. Считалось, что у более умных людей больше шансов преуспеть в работе. Но интеллект — это только часть истории.

Другие важные факторы эффективности работы — креативность, лидерство, порядочность, посещаемость и сотрудничество — связаны с личностью, а не с интеллектом.

Когда психологи пытаются определить, какой тип личности у кого-то, они смотрят на «большую пятерку»: является ли кто-то экстравертом; согласны ли они; добросовестны ли они; устойчивы ли они эмоционально; и открыты ли они для опыта.

Однако психологи не согласны с этим.

Один исследовательский лагерь утверждает, что добросовестность — ответственность, надежность, организованность и настойчивость — является общим условием успеха.

Но использование добросовестности в качестве стандарта выполнения работы не сработает для всех работ. Для некоторых профессий, особенно творческих, добросовестность может быть скорее обузой, чем преимуществом. Некоторые исследования показывают, что, хотя добросовестность и предопределяет эффективность в реалистичной и обычной работе, она препятствует успеху в исследовательской, художественной и социальной работе, которая требует новаторства, творчества и спонтанности.

Межличностные навыки — еще один показатель эффективности работы. По мере того, как рабочее место движется к командной работе и работе, ориентированной на оказание услуг, оценка навыков межличностного общения становится все более важной.

Психологи говорят, что то, что они называют «контекстуальной эффективностью», также ведет к хорошей производительности. Контекстуальная производительность означает выполнение вещей, выходящих за рамки простого выполнения работы, таких как волонтерство, дополнительные усилия, сотрудничество, следование правилам и процедурам и одобрение целей организации.

Если вы хотите увидеть, преуспеете ли вы в работе, вам нужно увидеть, есть ли у вас личность, подходящая для этой работы, а не только ум, необходимый для ее выполнения.

Новое исследование ставит под сомнение универсальность «большой пятерки»

Немногие психологические теории имеют такую ​​же поддержку, как личностные черты «большой пятерки» — открытие, что личности людей можно описать вариациями по пяти основным параметрам: открытость новому опыту, сознательность, экстраверсия / интроверсия, покладистость и невротизм.Но новое исследование небольшого южноамериканского племени поставило под сомнение универсальность пятифакторной модели.

Согласно исследованию, опубликованному 17 декабря в журнале Journal of Personality and Social Psychology