Личностно ролевой конфликт пример – Виды, примеры и смысл ролевых конфликтов: внутриролевой, личностно-ролевой

Приведите пример личностно-ролевого конфликта.

Пожалуйста помогите, нужна помощь

конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым. <…>
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 

schoolmaks.ru

Ролевой конфликт: причины и примеры ситуаций

Всем привет! Ролевой конфликт – это столкновение двух и более социальных ролей, совершенно несовместимых в данный момент или вообще. И сегодня мы рассмотрим подробно, почему он возникает и как с ним справляться.

Немного общей информации

Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.

Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.

Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.

Основные характеристики социальных ролей

1. Масштаб

Могут быть ограниченными и, соответственно, размытыми, или, как ещё называют – широкими по диапазону. Ограниченные – это когда между участниками взаимодействия существует определённая цель. Для её удовлетворения они нуждаются в определённых услугах друг друга.

Чтобы было понятнее, приведу примеры: вы пришли в магазин за хлебом, находясь в роли клиента. Вы обращаетесь к продавцу не с просьбой послушать, какой был тяжелый день, и как вам надоел начальник, а подсказать, какой хлеб наиболее свежий и сколько стоит. Потому что формально, ваше взаимодействие должно быть в рамках предлагаемых магазином услуг.

А вот между мужем и женой широкий диапазон, так сказать, услуг. Они имеют право претендовать на знания о различных сферах друг друга, они имеют определённые обязанности по отношению друг к другу и права.

2. По способу получения

Делятся на такие виды, как предписанные и завоёванные. То есть, когда мы рождаемся, роль ребёнка, сына или дочери, получаем автоматически, по умолчанию. Так же, вырастая, становимся то мужчиной, то женщиной, потом бабушкой или дедушкой.

А вот над завоёванными приходится потрудиться, приложить усилия, потому что они характеризуют профессию или сферу деятельности, достижения. Например, чтобы стать хирургом, необходимо для начала окончить медицинский университет и интернатуру. Затем какое-то время стажироваться и только потом получить право оперировать.

3. По степени формализации

Если вы нарушили правила дорожного движения, сотрудник ГИБДД будет общаться с вами совсем не как родители или близкие друзья. Сложность проявляется в том, что иногда люди теряют свою профессиональную позицию, и воспринимают какую-либо критику лично.

Допустим, в магазине клиент выругался на продавца относительно качества товара, а тот поранился, посчитав, что оскорбления относятся непосредственно к нему. Порой случается, что формальные отношения перерастают в неформальные, то есть в более близкие.

Так происходит, когда люди часто соприкасаются в деятельности, и начинают испытывать какие-либо чувства к жизненным историям друг друга и вообще, общению. Их поведение меняется, расширяются границы обсуждаемых тем и прочее.

4. По виду мотивации

Каждый удовлетворяет определённую потребность, исполняя какую-то обязанность, функцию. Допустим, родитель заботится о жизни и здоровье малыша из чувств любви и желания обеспечить безопасность своему чаду для продолжения своего рода, чтобы ощущать, что он хороший отец.

А вот на посту начальника он преследует совсем другие цели – желание выиграть конкуренцию с другими компаниями и завоевать потребителей. Выполнить поставленные перед ним задачи или вообще, просто трудиться на благое дело.

Типы ролевых конфликтов

1. Межролевой

Он происходит по причине того, что одному человеку приходится выполнять одновременно несколько функций. Они совершенно противоположны по смыслу и требованиям. Думаю, многим будет знакома ситуация, когда человек пытается совмещать построение успешной карьеры и создание счастливой семьи.

Невозможно везде успевать. Чтобы получить ожидаемые результаты в сфере бизнеса, необходимо проводить достаточно времени на работе, а не отдыхать с детьми и женой. И, соответственно, чтобы сохранить брак, нужно уделять достаточно внимания членам семьи, отчего его меньше будет рабочим нюансам.

И, разрываясь между двух огней, человек может изрядно себя измотать, и даже довести до нервного истощения и депрессии. Ведь, получая нагоняи от руководства или клиентов, личность параллельно выслушивает обвинения от супруги. Напряжение от постоянного выбора, в конце концов, даёт о себе знать, рушится здоровье или даже какая-то ценная сфера жизни.

2. Ситуационный

Возникает, когда человеку приходится соответствовать ожиданиям, к которым он по каким-либо причинам не в состоянии соответствовать. Чаще всего, потому что какие-то функции для него новые, либо же психологически он к ним не готов, нет опыта или осознания.

Допустим, в некоторых странах принято выдавать замуж несовершеннолетних девочек, которые порой ещё совсем дети. Так вот, они не в состоянии выполнять обязанности женщины по банальной причине – потому что ещё не завершился процесс созревания. Отчего, рожая детей, они не справляются с материнскими хлопотами и ответственностью, вплоть до того, что новорожденные умирают.

Также частые причины возникновения этого вида сложности – длительное время выполнения какой-то работы или нахождение в одних и тех же условиях. Вследствие этого формируется определённая привычка. Например, говорить громко дома и в общественном месте, потому, что человек трудился много лет на заводе, где очень шумно.

3. Внутриролевой

Когда наслаиваются совершенно разные понимания по отношению к одной и той же роли. Вот рождается в семье ребенок, и женщина становится матерью. В её понимании, хорошая мама заботится о малыше, то есть он здоров, накормлен и чистый.

А вот муж немного иначе себе представляет эту картинку, ему важно, чтоб дитё было послушным, хорошо училось и не баловалось. В то время как самому ребёнку нужно, чтобы мама просто обняла его и поиграла во что-то. И периодически в такой семье возникают скандалы. Представления у каждого разные, отчего и претензии у каждой стороны имеются.

4. Внутриличностный

Суть в том, что требования социума и представления о себе и собственной личности совершенно не совпадают. Человеку приходится находиться в тревожно-напряженном состоянии выбора, то ли остаться верным собственным убеждениям, то ли согласиться соответствовать ожиданиям других. Выбор на самом деле сложный, особенно, если от него зависит, будут ли удовлетворены потребности.

Адвокат, попадая в престижную компанию, где может продвинуться по карьерной лестнице и достичь высот, о которых мечтал, узнаёт, что обязан подделывать документы и совершать прочие махинации, защищая преступников, иначе ему грозит увольнение. И как быть, если он с детства мечтал стать адвокатом, чтобы бороться за справедливость? Да и вырос достаточно честным и искренним человеком?

Вот в этот момент и назревает внутренний дискомфорт, тревога. Потому что сложно предать себя, но и сложно отказаться от своих желаний и мечтаний.

Что делать?

1. Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их.

Пускать на самотёк ситуацию – отказаться от возможности управлять своей жизнью.

А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.

Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.

Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.

2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.

3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому эта статья будет вам в помощь.

4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи. Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии.

Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам. Можете посмотреть статью про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую Вам, также познакомиться со статьёй о том как реализовать себя в жизни. Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

qvilon.ru

4.2. Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты

Изучение
личности требует выявления многообразных
социальных связей личности с обществом,
его элементами (социальными группами,
институтами, организациями, ценностями
и т.д.). Прежде всего, необходимо выяснить
место, положение личности в системе
социальных общностей. Социальный
статус

– это место
индивида в
социальной
системе.
Каждая
личность, будучи включенной во множество
социальных связей, исполняет различные
функции и соответственно имеет несколько
статусов.

Социологи
отличают предписанные
и приобретенные статусы
.
Если первые определяются обстоятельствами,
местом рождения, например, статус
горожанина; происхождением, статус
дворянина; то вторые – усилиями самого
человека (например, статус специалиста,
статус чемпиона мира по плаванию и
т.д.).
Социальные статусы могут быть
формализованными
(например, директор предприятия) и
неформализованными
(лидер коллектива, группы). Принятая
в обществе иерархия
статусов является основой социальной
стратификации
.

С
каждым статусом соотносится определенное
ожидаемое поведение при исполнении
соответствующих функций. В этом случае
мы говорим о социальной роли личности.

В
мировой социологической мысли со времен
античности отмечается сходство
человеческой жизни с театром, поскольку
каждому члену общества на протяжении
жизни каждодневно приходится исполнять
разные социальные роли. Великий знаток
жизни и театра У.Шекспир писал:

…Весь
мир — театр.

В
нем женщины, мужчины — все актеры.

У
них свои есть выходы, уходы.

И
каждый не одну играет роль…

Таким
образом, социальная рольэто
набор функций, более или менее четко
определенный шаблон поведения, которое
ожидается от человека, занимающего
определенный статус в обществе.
Статус
и роль отражают динамические и
статистические аспекты социального
положения.

Так,
семейный человек исполняет роли сына,
мужа, отца. На работе он может одновременно
быть инженером-технологом, мастером
производственного участка, членом
профсоюза и т. д.

Разумеется,
не все социальные роли равнозначны для
общества и равноценны для личности. В
качестве основных
ролей
следует выделить семейно-бытовые,
профессиональные и общественно-политические
роли
.
Благодаря их своевременному освоению
и успешному исполнению членами общества
возможно нормальное функционирование
общественного организма.

Каждому
человеку приходится исполнять и множество
ситуационных
ролей
.
Войдя в автобус, мы становимся пассажирами
и обязаны выполнять правила поведения
в общественном транспорте. Закончив
поездку, превращаемся в пешеходов и
выполняем правила уличного движения.
В читальном зале и в магазине мы ведем
себя по-разному, поскольку разными
являются роль покупателя и роль читателя.
Отклонения от требований роли, нарушения
правил поведения чреваты неприятными
последствиями для человека.

При
всех различиях социальные роли объединяет
нечто общее — структура,
в которой выделяются четыре компонента
:
описание, предписание, оценка и санкция.
Описание
социальной роли

включает представление образца, типа
поведения, которое требуется от человека
в данной социальной роли. Эти образцы,
шаблоны поведения могут быть официально
оформлены в виде должностных инструкций,
моральных кодексов, воинских уставов
и других документов, а могут существовать
в форме сложившихся в общественном
сознании представлений, стереотипов о
“хорошей матери”, “настоящем отце”,
“верном друге” и т. п.

Предписание
означает требование вести себя в
соответствии с ролью. В зависимости от
этого дается оценка
выполнения или невыполнения роли и
принимаются санкции,
т. е. меры поощрения и наказания. Диапазон
социальных санкций весьма велик.
Позитивный, поощрительный спектр
включает такие меры, как одобрение,
благодарность, денежные вознаграждения
и продвижение по службе, государственные
награды и международные премии. Негативные
санкции тоже многообразны: упрек коллеги,
критика руководителя, штраф, снятие с
должности, лишение свободы, смертная
казнь и т. п.

Согласно
точки зрения Т.Парсонса, любая роль
описывается пятью основными
характеристиками: 1) эмоциональной –
одни роли требуют эмоциональной
сдержанности, другие – раскованности;
2) способом получения – одни предписываются,
другие завоевываются; 3) масштабом –
часть ролей сформулирована и строго
ограничена, другая – размыта; 4)
формализацией – действие в строго
установленных правилах либо произвольно;
5) мотивацией.

Поскольку
каждый человек одновременно выполняет
множество социальных ролей, возможно
возникновение ролевых конфликтов.

Эти
конфликты могут быть внутриролевые,
межролевые и личностно-ролевые.

К
внутриролевым
конфликтам

относятся те, при которых требования
одной роли противоречат, противодействуют
друг другу. Матери, к примеру, предписывается
не только доброе, ласковое обращение
со своими детьми, но и требовательность,
строгость к ним. Непросто совместить
эти предписания, когда любимое дитя
провинилось и заслуживает наказания.
Обычным способом разрешения этого
внутриролевого конфликта в семье
является некоторое перераспределение
функций, когда на отца возлагаются
обязанности строго оценивать поведение
и наказывать детей, а на мать – смягчать
горечь наказания, утешать ребенка. При
этом подразумевается, что родители
едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые
конфликты

возникают тогда, когда требования одной
роли противоречат, противодействуют
требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией
такого конфликта является двойная
занятость женщин. Загруженность семейных
женщин в общественном производстве и
в быту зачастую не позволяет им в полной
мере и без ущерба для здоровья выполнять
профессиональные обязанности и вести
домашнее хозяйство, быть обаятельной
женой и заботливой матерью. Высказывается
немало соображений о способах разрешения
данного конфликта. Наиболее реальными
в настоящее время и в обозримом будущем
представляются относительно равномерное
распределение среди членов семьи
домашних обязанностей и сокращение
занятости женщин в общественном
производстве (работа неполный день,
неделю, введение гибкого графика,
распространение надомного труда и т.
п.).

Студенческая
жизнь вопреки расхожим представлениям
тоже не обходится без ролевых конфликтов.
Для овладения избранной профессией,
получения образования требуется
сосредоточенность на учебной и научной
деятельности. Вместе с тем для молодого
человека необходимо разнообразное
общение, свободное время для иных занятий
и увлечений, без которых невозможно
формирование полноценной личности,
создание своей семьи. Ситуация осложняется
тем обстоятельством, что ни получение
образования, ни разнообразное общение
нельзя отложить на более поздний срок
без ущерба для формирования личности
и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые
конфликты

возникают в ситуациях, когда требования
социальной роли противоречат свойствам
и жизненным устремлениям личности. Так,
социальная роль руководителя требует
от человека не только обширных знаний,
но и хороших волевых качеств, энергии,
умения общаться с людьми в разных, в том
числе и критических, ситуациях. Если у
специалиста не хватает этих качеств,
то он не справляется со своей ролью. В
народе по этому поводу говорят: “Не по
Сеньке шапка”.

Не
менее распространенными являются
ситуации, когда профессиональная роль
не позволяет человеку раскрыть и проявить
свои способности, реализовать свои
жизненные устремления. Оптимальным
представляется такое соотношение между
личностью и ролью, при котором на работе
к человеку предъявляются высокие, но
посильные требования, предлагаются
сложные, но разрешимые для него задачи.

Множественность
социальных ролей, исполняемых человеком,
противоречивость ролевых требований
и ожиданий – это реальность современного
динамичного общества. Для успешного
разрешения частных житейских проблем
и серьезных конфликтов полезно разобраться
в соотношении социальных ролей и
личности. Ошибочными здесь являются
две крайние позиции. Первая сводит
личность к множеству исполняемых ею
ролей, растворяет без остатка все
проявления личности в ролевом поведении.
Согласно другой позиции, личность –
это нечто независимое от социальных
ролей, то, что человек представляет сам
по себе. В действительности имеет место
взаимодействие роли и личности, в
результате которого ролевое поведение
несет более или менее значительный
отпечаток личности, а исполняемые роли
оказывают влияние на характер человека,
на облик личности.

Индивидуальность
личности

проявляется в выборе социальных ролей;
в своеобразном характере осуществления
социальных ролей; в возможности отказа
от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность
человека в определенной роли оказывает
обратное влияние на его личность. Так,
работа врача требует от человека помимо
других качеств, стремления и умения
внушить пациентам уверенность в
благоприятном исходе лечения, работа
инженера – заботы о надежности и
безопасности техники. Степень влияния
роли на личность зависит от того, какую
ценность она представляет для человека,
насколько он идентифицирует себя с
ролью. Поэтому появление речевых и
мыслительных штампов можно наблюдать
не только в профессиональной деятельности
увлеченного специалиста, но и в быту,
на досуге. Одержимость своей профессией
может привести к гипертрофированному
развитию определенных качеств и некоторой
деформации личности. Так, роль руководителя,
предписывающая распоряжаться, приказывать,
контролировать и наказывать, может
привести к повышенному самомнению,
высокомерию и другим негативным
личностным свойствам.

Поэтому
признаками зрелой личности являются
не только самостоятельный, осознанный
выбор социальных ролей, их добросовестное
и творческое осуществление, но и
определенная автономия, социальная
дистанция между ролью и личностью. Она
оставляет человеку возможность взглянуть
на свое ролевое поведение со стороны,
оценить его с точки зрения личных,
групповых и общественных интересов и
внести необходимые уточнения, а в крайних
случаях отказаться от недостойной роли.

Интеллигентность
как свойство личности.

Интеллигентность

это внутреннее свойство, не связанное
с образованием, это нравственное здоровье
человека.

Черты
интеллигентности:

1.
Восприимчивость к интеллектуальным
ценностям, любовь к приобретению знаний,
преобладание духовных ценностей над
материальными.

2.
Интерес к истории, уважение к культуре
прошлого, т.е. историческая память.

3.
Эстетическое чутье, умение увидеть
красоту в окружающем мире.

4.
Умение понять характер и индивидуальность
другого человека, оценить его по
достоинству, войти в его положение и
помочь если нужно, но не заметно.

5.
Отсутствие равнодушия, злорадства,
зависти и грубости.

6.
Овладение навыками воспитанного
человека.

Интеллигентность
– это способность к восприятию и
пониманию окружающего мира и людей, а
так же терпимое отношение к ним.

studfiles.net

4. Ролевой конфликт. Причины и пути преодоления

В процессе достижения
определенного статуса и исполнения
соответствующей социальной роли может
возникнуть ролевое напряжение.

Ролевое напряжение

трудности при выполнении ролевых
обязательств и несоответствия внутренних
установок личности требованиям роли.
Ролевое напряжение может повышаться
по ряду причин:

1. В связи с
неадекватной ролевой подготовкой, или
ролевым конфликтом, или неудачами,
возникающими при исполнении данной
роли. Обучение исполнению ее социальных
ролей может быть успешным только при
последовательной подготовке к переходу
от одной роли к другой на протяжении
все жизни индивида.

2. Другим источником
ролевого напряжения в процессах
социализации является то, что моральная
подготовка личности к исполнению ролей
включает в себя в основном формальные
правила социального поведения. При этом
часто игнорируется обучение неформальным
модификациям этих правил, которые
реально существуют в окружающем нас
мире.

Типы ролевых
конфликтов
:
между ролями и в пределах одной роли.
Часто две или более роли (либо независимые,
либо части системы ролей) заключают в
себе несовместимые, конфликтующие
обязанности личности. Например, работающая
жена находит, что требования ее основной
работы могут прийти в конфликт с
выполнением ею домашних обязанностей.
Женатый студент должен примирять
требования к нему как мужу с требованиями,
предъявляемыми к нему как студенту.
Полицейский иногда должен выбирать
между выполнением им своего должностного
долга и произведением ареста близкого
друга. Подобного рода конфликты относятся
к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта,
происходящего в пределах одной роли,
может служить положение руководителя
или общественного деятеля, публично
провозглашающего одну точку зрения, а
в узком кругу объявляющего себя
сторонником противоположной, или
индивида, который под давлением
обстоятельств исполняет роль, не
отвечающую ни его интересам, ни его
внутренним установкам. Во многих
исполняемых индивидами ролях −
от сантехника
до преподавателя высшего учебного
заведения −
существуют так называемые конфликты
интересов, в которых обязанности быть
честным по отношению к традициям или
людям входят в конфликт с желанием
«делать деньги»25.

Пути преодоления
ролевых конфликтов:

1. Рационализация
ролей − один
из способов защиты против болезненного
восприятия личностью какой-либо ситуации
с помощью понятий, которые для нее
социально и персонально желательны.
Классической иллюстрацией этого
считается случай с девушкой, которая
не может найти жениха и убеждает себя
в том, что она будет счастлива, если не
выйдет замуж, потому что все мужчины
лгут. Рационализация, таким образом,
скрывает реальность ролевого конфликта
путем бессознательного поиска неприятных
сторон желаемой, но недостижимой роли.
Стоит убедить себя в том, что женщины в
интеллектуальном плане находятся на
уровне детей, как нас уже не будет мучить
вопрос о равноправии женщин в обществе.

2. Разделение ролей
снижает ролевую напряженность путем
временного изъятия из жизни одной из
ролей и выключения ее из сознания
индивида, но с сохранением реагирования
на систему ролевых требований, присущих
данной роли. История дает нам многочисленные
примеры жестоких правителей, палачей
и убийц, которые одновременно были
добрыми и заботливыми мужьями и отцами.
Их основная деятельность и семейные
роли были полностью разделены. Торговый
работник, который нарушает законы днем,
а вечером с трибуны ратует за их
ужесточение, не обязательно должен быть
лицемером. Он просто переключает свои
роли, избавляясь от неприятного
несоответствия. Униформа милиционера,
военного, белый халат хирурга и
профессиональные титулы помогают людям
в разделении своих ролей.

3. Регулирование
ролей отличается
от защитных механизмов рационализации
и разделения ролей прежде всего тем,
что является осознанным и преднамеренным.
Регулирование ролей – это формальная
процедура, посредством которой индивид
освобождается от личной ответственности
за последствия выполнения им той или
иней роли. Это означает, что организации
и общественные ассоциации берут на себя
большую часть ответственности за
негативно воспринимаемые или социально
неодобряемые роли. На практике это
выглядит как ссылка индивида на влияние
организаций, в силу которого он вынужден
действовать определенным образом. Муж
оправдывается перед женой за длительное
отсутствие, говоря, что этого требовала
его работа. Нечестный работник торговли
не чувствует своей вины потому, что он
уверен, что его заставляет так поступать
система торговли. Как только у индивида
появляется напряженность или ролевой
конфликт, он немедленно начинает искать
оправдание в организации или ассоциации,
в которой он выполняет конфликтную
роль26.

studfiles.net

Ролевой конфликт. Виды ролевого конфликта.

Поделись с друзьями

Ролевой конфликт – этостолкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

1) конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

2) конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

3) конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей.
Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

4) конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж — высокой самоотдачи дома.

5) конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами, в результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, переступать через самих себя.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах, поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности, один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие, так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин — второго, разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.


students-library.com

Ролевой конфликт

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о конфликте между каждой из них и пойдет дальше речь.

Виды ролевых конфликтов

  1. Статусный конфликт. От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я». Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность. Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов. В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия мотивации и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

В чем сущность ролевого конфликта?

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений.
Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так.
Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.

 

womanadvice.ru

1.4. Типы ролевых конфликтов

Описанные
ситуации связаны с разными типами
ролевых конфликтов. Несмотря на большое
количество классификаций ролевых
конфликтов в научной литературе,
большинство авторов (в частности, в
литературе по теории психодрам) называют
такие основные их виды:

а)
интерперсональный — конфликт между
разными ролями разных людей;

б)
интраперсональный — конфликт между
ролью и ролевыми ожиданиями других;

в)
интерролевой — конфликт между несовместимыми
ролями, которые играет один индивид;

г)
интраролевой — конфликт между ролью,
которую необходимо играть и внутренними
потребностями личности (ролевой
Я-концепцией).

Мы
расположили типы в порядке возрастания
глубины личностной проблематики. Хотя
нет какого-то соответствия между видами
ролевых конфликтов и типами ролей,
описанными раньше (в каждом виде
конфликтов могут быть привлеченными
любые роли), однако первые два типа чаще
всего касаются социальных ролей, а два
других чаще всего связанные с личностными
ролями.

На
первый взгляд, кажется, что в описанном
разнообразии противоречий тяжело
сориентироваться. Тем не менее, после
детального анализа можно сделать вывод,
что все типы ситуаций и все виды ролевых
конфликтов подчиняются одной
закономерности. Всех их можно свести к
противоречию между внутренними и
внешними факторами функционирования
личности, или между внутренними (то
есть, связанными с собственной личностью)
и внешними (то есть связанными с социумом)
ценностями индивида.

1.5. Особенности ролевого конфликта

Главными
особенностями ролевого конфликта
являются отсутствие четких этапов
развития конфликта и влияние на конфликты
межличностные.

Как,
мы знаем, конфликт всегда состоит из
предконфликтной ситуации, начала
конфликта, его эскалации, разрешения и
периода послеконфликтного. Ролевой же
конфликт может перерастать в кризис.

Функции
ролевого конфликта также делятся на
позитивные и негативные. К позитивным
функциям относятся способность ролевого
конфликта стимулировать развитие
личности, возможность в ходе решения
конфликта устранить на предприятии те,
недостатки, которые приводят к
возникновению ролевых трудностей.

Негативные
же функции ролевого конфликта касаются
возможного отклонения в поведении
индивида, возникновение конфликтов
межличностных.

Человек
и роль, которая он выполняет, связанны
определенными психологическими
характеристиками, которые подходят для
выполнения определенных социальных
ролей. Игнорируя эту зависимость, люди
испытывают ролевое напряжение и ролевой
конфликт.

Пример
ролевого напряжения — это когда человек
выполняет под давлением обстоятельств
роль, которая не отвечает ни его интересам,
ни наклонностям, ни внутренним установкам.
Если ролевой конфликт обостряется, то
это может привести к отказу исполнять
ролевые обязанности, тогда человек
получает внутренний стресс и отходит
от данной роли.

Своя
роль — это качественная реализация себя
согласно сильным сторонам своего
социально-психологического типа.

Ролевое
напряжение и ролевой конфликт представляют
серьезную социальную и психологическую
проблему.[6]

Часто
внутренние противоречия сотрудников
и конфликты влияют отрицательно на их
межличностные отношения с коллегами.
Бывают случаи, когда ролевые конфликты
не осознаются ими и тогда они приносят
неприятности без видимых причин. Приведу
пример нескольких неосознанных внутренних
конфликтов и их влияния на межличностные
отношения. Например, вследствие
внутреннего конфликта у человека
начинает проявляться агрессия, желание
унизить окружающих. Это приводит к
столкновениям с его обиженными коллегами.
В данном случае это характерно для интер
и интра-ролевых конфликтов.

Конфликты
интра и интер-персональные уже сами по
себе тяготеют к межличностному
противостоянию.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о