Форма 3. Личностные ценности — Я Студик
Бытие ценностей в структуре личности индивидов является не только эмпирической очевидностью и теоретически признанным общим местом, но и логическим условием существования предметно воплощенных ценностей ведь предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности. Мотивация этой деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от личностных ценностей индивидов; лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что «всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» /Бахтин, 1986, с.108-109/. М.М.Бахтин справедливо отмечает, что то, что историческое человечество признает ценностью, для индивида, не причастного к этой ценности своей жизнью пустой звук. «Но я единственный должен стать в определенное эмоционально-волевое отношение к историческому человечеству, я должен утвердить его как действительно ценное для меня, этим самым станет для меня ценным и все для него ценное» /там же, с.
При такой постановке вопроса специальной проблемой выступает соотношение между личностными ценностями, составляющими «мотива-ционный остов человеческого поведения» /Соколов, 1972, с.91/ с одной стороны, и потребностями и мотивами, с другой. Это соотношение заслуживает отдельного рассмотрения, которое выходит за пределы данной статьи. Здесь мы ограничимся лишь отдельными замечаниями, достаточными, чтобы продемонстрировать их различие. Потребности представляют в структуре мотивации актуальный жизненный мир субъекта, они динамичны, их иерархия постоянно перестраивается в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта /Леонтьев, 1992/. Личностные же ценности, напротив, представляют внутренний мир личности, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.
Личностные ценности, как и ценности социальные, существуют в форме идеалов, т.е. моделей должного. «Идеал это мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности» /Яценко, 1977, с.153/. При этом, в отличие от социальных ценностей, которые осознаются субъектом как общественные идеалы, которые могут и не оказывать никакого влияния на его деятельность, личностные ценности это идеалы, задающие конечные ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного субъекта.
/Донцов, 1974, с.69; см. также Брожик, 1982; Kluckhohn, 1951/. Поэтому наиболее точным было бы вместо слова «идеал» воспользоваться для характеристики формы существования личностных ценностей понятием «модель потребного будущего». Это понятие было введено Н.А.Бернштейном /1966/ для обозначения того факта, что человеческий мозг отражает не только события настоящего и прошлого, но и ситуацию предстоящего, причем последнюю в двух различных формах вероятностного прогноза и программирования потребного будущего /с.281, 308/. Н.А.Бернштейном была показана физиологическая реальность «моделей потребного будущего», что позволяет нам опереться на это понятие при рассмотрении формы существования ценностей в структуре личности.
* * *
Итак, мы рассмотрели три формы существования ценностей в их соотношении между собой и взаимопереходах: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности. Ценностные ориентиры сознания мы не включаем в этот ряд, не рассматривая их как формы бытия ценностей. Ведь если три рассмотренные формы (личностная ценность индивида значимая ценность одной из социальных общностей или групп, с которой он себя отождествляет ценность, предметно воплощенная в продукте его деятельности) связаны между собой необходимо и однозначно, то ценностные ориентации его сознания в силу причин, называвшихся выше, связаны с ними не необходимыми и неоднозначными отношениями. Объем статьи не позволяет нам здесь остановиться подробнее на многих собственно психологических аспектах соотношения личностных ценностей и ценностных ориентаций.
Подводя итоги предпринятой нами многомерной реконструкции междисциплинарного понятия ценности, результатом которой явилось представление о трех формах ее существования, мы может сделать вывод о продуктивности использованного нами подхода. Итоговое представление непротиворечиво согласуется со многими из существующих на сегодня работ в этой области, а также с обыденными и интуитивно-мировоззренческими представлениями о ценностях. Тем самым создается предпосылка для преодоления разрыва между ценностной проблематикой, обсуждаемой в контексте практического решения социальных проблем российского общества и той же проблематикой, представленной в философских трудах (соответственно, эндоксальном и парадоксальном дискурсе, в терминах Р.Барта), и, тем самым, более активного включения философских наук в ответ на социальные (в самом широком смысле слова) запросы. Тогда и обретет плоть и смысл представляющееся сегодня большинству наивным идеализмом утверждение Нобелевского лауреата Иосифа Бродского:
Не в том суть жизни, что в ней есть, Но в вере в то, что в ней должно быть.
Материал взят из книги «Российские общественные науки: новая перспектива» (Б.В.Ананьич)Литература
Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977, N 2, с.3-14.
Анчаров М. Дорога через хаос. М.: Молодая гвардия, 1983
Арутюнян Л.А. Ценности в системе социалистического образа жизни // Образ жизни и ценностные ориентации личности /отв. ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1979, с.9-32.
Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора.
Харьков: Выща школа, 1988.
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986, с.80-160.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.:
Медицина, 1966.
Богомолов АС. Опредмечивание, ценности и социологическое познание //
Социол. исслед., 1975, N 2, с.54-61.
Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование.
М.: Знание, 1985.
Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Вебер М.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат (1921) // Витгенштейн Л.
Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994, с.1-73.
Витгенштейн Л. Лекция об этике (192930) // Историко-философский ежегодник’89. М.: Наука, 1989, с.238-245.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч. в 6
тт. М.: Педагогика, т.3, 1983, с.5-328.
Генисаретский О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды. М.: ГБЛ, 1985 (Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып.1).
Давыдов В.В. Значение творчества Л.С.Выготского для современной психологии
// Сов. педагогика, 1982, N 6, с.84-87.
Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей: статья вторая //
Вопр. филос, 1977, N 2, с.111-123.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Сов. педагогика, 1974, N 5,
с.67-76.
Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности //
Вопросы психологии. 1979, N 3, с.25-34.
Донченко Е.А. Социетальная психика. Киев: Наукова думка, 1994.
Дробницкий О Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии /под ред. А.Г.Харчева и др. М.; Л.; Наука, 1966, с.25-40.
Дробницкий О.Г. Ценность // Философский энциклопедический словарь. М.:
Сов. энциклопедия. 1989, с 732-733
Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения (1911) // Социол.
исследования, 1991, N 2, с.106-114.
Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социальнопсихологический подход к проблеме. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения /отв.ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. М: Наука, 1976, с.254-277.
Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Мысль, 1966, т.2, с. 187-207.
Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии /отв.ред. Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1975, с.241-254.
Иванова Е.Л. Культурные механизмы формирования личности // Проблемы теории культуры /отв.ред. Н.С.Злобин. М.: НИИК, 1980 (Труды НИИК, вып.91).
Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования /отв. ред. Л.Н.Коган. М.: Наука,
1981, с.149-187.
Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
Киссель М.А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь.
М.: Сов. энциклопедия, 1983, с.763-764.
Краус В. Нигилизм и идеалы. М.: Радуга, 1994.
Кунявский М.Б., Моин В.Б., Попова И.М. Сознание и трудовая деятельность: ценностные аспекты сознания, вербального и фактического поведения в сфере труда. Киев; Одесса: Выща школа, 1985.
Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М: Наука. 1980.
Леонтьев АН. Проблемы развития психики. #-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1972.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//
Психологический журнал, 1992, т. 12, N 2, с. 107-117.
Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Моск.
ун-та. Сер.14. Психология. 1993, N 2, с.73-82.
Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.:
Наука, 1983.
Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наукова думка, 1984.
Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии, 1992. т. 1, N 2, с.83-95.
Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1988.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book,
1994.
Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. Киев: Наукова
думка, 1985.
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия:
культура, личность и место социальных систем (1951) //
21
Американская социологическая мысль: тексты /под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд.
МГУ, 1994, с.448-463.
Парсонс Т. Функциональная теория изменения (1966) // Там же, с.464-480.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Групповая сплоченность как ценностноориентационное единство // Психологическая теория коллектива /под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979, с.43-65.
Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации.
Ереван: Изд. АН Арм.ССР, 1985.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976.
Самарчян А.А. Некоторые социально-психологические аспекты деятельности личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности /отв. ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1979, с.76-95.
Сартр Ж.-П. Тошнота: избранные произведения. М.: Республика, 1994.
Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.
Сорокин П.А. Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть? (1913) //
Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука,
1994, с.229-247.
Сорокин П.А. Причины войны и условия мира (1944) // Там же, с.491-501.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль: тексты /под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд.МГУ, 1994, с.335357.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
Чамокова Э.А., Чеснокова В.Ф. К операционализации понятий «нормы» и «ценности» // Социология культуры, вып.2. М.: НИИК, 1975, с.167-179 (Труды НИИК, вып.29).
Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей (1913)// Шелер
М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994, с.259-337.
Шердаков В. Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Л.:
Гос.музей истории религии и атеизма МК РСФСР, 1974.
Шерковин Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологич. журнал, 1982, т.3, N 5, с. 135-145.
Шпрангер Э. Два вила психологии (1914) // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М.: Изд. Моск.ун-та. 1980, с.286-300.
22
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.
Frankl V.E. Logos, Paradox, and the Search for Meaning //Cognition and
Psychotherapy / ed. by M.J.Mahoney, A.Freeman. NY: Plenum, 1985, p.259-275.
Hartmann N. Ethik (1926). Berlin: deGruyter, 1962.
Kluckhohn С Values and Value Orientations in the Theory of Action // Towars a
General Theory of Action / Ed. by T.Parsons, E.Shils/ Cambridge: Harvard UP, 1951, p.388433.
Lee D. Valuing the Self. What we can learn from other Cultures. Prospect Heights, II.: Waveland Press, 1986.
Maslow A. Religions, Values, and Peak-Experiences. N.Y.: Viking Press, 1970. Popielski K. Noertyczny wymiar osobowosci. Lublin: KUL, 1994.
Rogers C.R. Toward a modern approach to Values: the valuing Process in the mature
Person //J. Abn. Soc. Psycho!., 1964, v.68, N 2, p.160-167.
Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: The Free Press, 1973.
Rokeach M. (ed.) Understanding Human Values: Individual and Societal. N.Y.: The
Free Press, 1979.
Schloeder B. Soziale Werte und Werthaltungen. Opladen: Leske+Budrich, 1993.
23 Согомонов А.Ю.
Жизненный мир Успеха-и-Неудач
Речевые практики и риторические рационализации достижительского успеха в повседневном дискурсе
постсоветских профессионалов
«Пусть каждый будет своим собственным методологом, пусть каждый будет своим собственным теоретиком, пусть теория
и метод снова станут делом творчества»
(С. W. Mills. The Sociological Imagination. Oxford, 1956. P.224).
«Явление не есть, следовательно, какое-либо «субстанциональное» единство, оно не имеет никаких «реальных свойств», оно не знает никаких реальных частей, никаких реальных изменений и никакой причинности»
(Э.Гуссерль. Философия как строгая наука//Логос, кн.1. Москва, 1911. С.25).
«Поскольку каждый из нас переживает мысли и действия другого в живом настоящем, тогда как собственные действия и мысли он схватывает лишь как прошлое посредством рефлексии, постольку я знаю больше о другом и он знает больше обо мне, чем каждый из нас знает о своем собственном потоке сознания»
(A.Schutz, Collected Paperd. The Hague, 1962. Vol.1. P.174-175).
24
«Меня кормят идеи. Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским рублем. Моя наметка пошире. Вы, я
вижу, бескорыстно любите деньги. Скажите, какая сумма вам нравится»
(И.Ильф, Е.Петров. «Золотой теленок»).
Материал взят из книги «Российские общественные науки: новая перспектива» (Б. В.Ананьич)
природа, строение и динамика смысловой реальности
3.6. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции
В литературе можно выделить три основных варианта понимания психологической природы индивидуальных ценностей. Первый из них – трактовка ценности в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление или убеждение (Rokeach, 1969; 1973; 1979; Ручка, 1976; Брожик, 1982; Schlieder, 1993). Так понимаемые ценности не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников. Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности или ценностные ориентации как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (Spranger, 1913; Morris, 1956; Саморегуляция…, 1979). В таком понимании им приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции. Наконец, третий подход сближает их с понятиями потребности и мотива, подчеркивая их реальную побудительную силу (Maslow, 1970 а; Жуков, 1976; Дилигенский, 1977; Додонов, 1978; Шерковин, 1982; Василюк, 1984). Первая трактовка ценностей исходит из описанной выше асоциальной парадигмы. Она отождествляет социальную, и в том числе ценностную регуляцию с внешними требованиями, более или менее рефлектируемыми индивидом, и противостоящими его внутренним эгоцентрическим побуждениям, если последние вообще принимаются в расчет. Вторая трактовка более продуктивна; вместе с тем она унаследовала от изучения социальных установок проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями (см. Донцов, 1974; Зотова, Бобнева, 1975; Брожик, 1982; Кунявский и др., 1985). Кроме того, рассмотрение ценностей и установок как однопорядковых образований противоречит представлениям об особом статусе, месте и роли ценностей в человеческой жизни, характерным как для обыденного сознания, так и для большинства подходов к проблеме ценностей в философии, этике и эстетике (см. Леонтьев Д.А., 1996 а). Наибольшим объяснительным потенциалом обладает, на наш взгляд, третий подход, ставящий понятие ценности в один ряд с понятиями потребности и мотива. О.И.Генисаретский (1985), приводя мысль А.Н.Леонтьева о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет эти «узлы» с ценностными образованиями, задающими основу личности. Более того, ряд авторов прямо указывает на смысловую природу ценностей (Жуков, 1976; Братусь, 1981; 1985; Зинченко, 1998; Тихомандрицкая, Дубовская, 1999).
Начнем с развернутого анализа соотношения этих понятий между собой. Осмыслить это соотношение помогает двухуровневая модель мотивации, предложенная Е.Ю.Патяевой (1983 а). Рассмотрев целый ряд современных подходов к пониманию структуры мотивации, она констатирует наметившееся в них различение двух уровней мотивационных образований. К одному уровню относятся конкретно-ситуативные мотивационные образования, релевантные единичной деятельности (см. раздел 3.3.). Мотивационные образования другого уровня являются внеситуативными, устойчивыми и обобщенными. Они побуждают деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении конкретно-ситуативных мотивов. Е.Ю.Патяева выделяет два вида влияний устойчивых мотивационных структур на возникновение и функционирование конкретно-ситуативных мотивов. Первый из них – это ситуативная конкретизация первых во вторых, например, познавательной потребности в мотиве поступить в определенный вуз, или эстетической потребности в мотиве сходить в театр, или, наконец, карьерных устремлений в мотиве подставить ножку своему коллеге, написав на него анонимку. Второй из них – это «смещение» конкретной деятельности в соответствии с некоторыми устойчивыми внеситуативными принципами поведения, например, проявление в различных ситуациях и, соответственно, в различных конкретных мотивах устойчивой склонности к риску или высокого уровня притязаний или конформности или, напротив, нетерпимости к недостаткам. Критерием, позволяющим отнести эти личностные тенденции к классу устойчивых мотивационных структур, выступает то, что они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, то есть «мотивообразования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике. То же по сути разделение представлено в трехуровневой схеме структуры мотивации А.Г.Асмолова (Мотивация, 1985), различающего источники мотивации, детерминанты направленности деятельности в конкретной ситуации, и регуляторы протекания деятельности. Первые два уровня практически совпадают с выделенными Е.Ю.Патяевой.
По своему функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу описанных Е.Ю.Патяевой устойчивых мотивационных образований или источников мотивации по А.Г.Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Дополнительным аргументом, подкрепляющим это положение, служит то обстоятельство, что целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей – ценности-цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности-принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны ( Kluckhohn , 1951; Rokeach, 1969; 1973; Жуков, 1976; Самарчян, 1979), функции которых совпадают с двумя описанными Е. Ю.Патяевой (1983 а) формами влияния устойчивых мотивационных образований на конкретно-ситуативные.
Вместе с тем более традиционным является рассмотрение потребностей в качестве устойчивых мотивационных образований. Потребности также характеризуются трансситуативностью и устойчивостью и оказывают на конкретную деятельность «мотивообразующее» и «смещающее» воздействия. Под функциональным углом зрения личностные ценности и потребности оказываются, таким образом, неразличимы. Вероятно, в этом состоит одна из объективных причин того, что понятию ценности в психологии до сих пор не удалось утвердиться в самостоятельном статусе. Можно ли, действительно, свести личностные ценности к разновидности или форме проявления потребностей, или между ними имеются различия настолько существенные, что понятию потребности придется потесниться, поделив с личностными ценностями функцию устойчивых внеситуативных источников мотивации?
Обратимся к феноменологии потребностей и личностных ценностей и попробуем выделить и описать основные различия между ними.
Потребности представляют собой форму непосредственных жизненных отношений индивида с миром (см. Леонтьев Д.А., 1992 а). Они действуют «здесь-и-теперь», отражая текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений. Побудительные и смыслообразующие процессы, берущие начало от потребностей субъекта, отражают динамику самой жизни, актуальные требования текущего момента, которые предъявляет субъекту его жизненный мир. Личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано выше, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчивое, то ценности – стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное. К.Клакхон характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» (Kluckhohn, 1951, р. 425). Соответственно, побудительная сила потребностей постоянно меняется, их система характеризуется «динамической иерархией». Иерархия личностных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценностей, как уже отмечалось выше – это кризис в развитии личности.
Другая группа различий между потребностями и личностными ценностями связана с характером их мотивообразующих воздействий. В.Франкл ( Frankl, 1969) выразил это следующим образом: если потребности толкают нас, то ценности притягивают. Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее к чему-то «снаружи»; при этом то, к чему побуждает нас любая потребность – это конкретный предмет или, точнее, конкретная деятельность, релевантная некоторому классу предметов (см. Леонтьев Д.А., 1990 а). Реализация потребности и осуществление релевантной ей деятельности приводит к временному насыщению и дезактуализации потребности. Ценности мы воспринимаем как что-то внешнее, относящееся к миру. Хотя существуют релевантные любой ценности деяния и произведения, ни одно из них, или их совокупность, не может насытить и дезактуализировать ценность даже на короткое время. Если регулирующее действие потребностей выражается в задании некоторого целевого состояния, в принципе достижимого, то регулирующее действие ценностей выражается в задании вектора деятельности, который направлен в бесконечность. Деятельность может соответствовать или не соответствовать этому вектору, но он не завершается конкретной достижимой целью, а ведет за горизонт.
Наконец рассмотрим форму переживания и субъективной репрезентации потребностей и личностных ценностей. Потребности (не производные от них ситуативные мотивы и т. д., а сами потребности) непосредственно переживаются как связи с миром, какие-то зависимости или взаимозависимости, нужды или желания, напряжения или соблазны, требующие каких-то усилий, направленных в мир, чтобы адаптироваться к этим напряжениям или, напротив, приспособить мир к своим желаниям. Ценности переживаются как идеалы – конечные ориентиры желательного состояния дел. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, если потребности переживаются как воплощение моего индивидуального желания, то ценности – как «объективно» желательного положения вещей, не только для меня одного. К.Клакхон в этой связи различает просто желаемое или предпочитаемое, с одной стороны, и желательное, предпочтение которого обосновано с точки зрения личных или общественных стандартов, с другой стороны. Критерии желательности желаемого определяются при этом его совместимостью со стратегическими целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем (см. Kluckhohn, 1951). Во-вторых, ценностные идеалы не обязательно осознаются; осознанность не является необходимым признаком личностной ценности. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется» ( Донцов , 1974; см. также Брожик, 1982; Kluckhohn, 1951). Поэтому точнее было бы вместо слова «идеал», описывающего личностную ценность со стороны ее субъективной феноменальной репрезентации, воспользоваться понятием «модель должного» по аналогии с понятием «модель потребного будущего». Последнее было введено Н.А.Бернштейном (1966) для обозначения того факта, что человеческий мозг отражает не только события настоящего и прошлого, но и ситуацию предстоящего, причем последнюю в двух различных формах – вероятностного прогноза и программирования потребного будущего. Н.А.Бернштейном была показана физиологическая реальность «моделей потребного будущего», что позволяет нам опереться на это понятие и говорить о «модели желательного» или «модели должного» применительно к форме существования личностных ценностей в структуре личности.
Представим рассмотренные различия в таблице 2.
Таблица 2
Различия между потребностями и личностными ценностями
Из этой таблицы можно заключить, что, как минимум, потребности и личностные ценности – не одно и то же. И учитывая, что в структуре мотивации и смысловой регуляции деятельности (первое мы рассматриваем как частный случай второго) потребности и личностные ценности занимают одно и то же место, закономерно встает вопрос об их соотношении как источников мотивации в дифференциальном и генетическом аспектах. К рассмотрению этого вопроса мы и переходим.
Из сказанного выше о тождественности функции потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности и об их структурных, генетических и психологических различиях закономерно возникает вопрос об их соотношении в структуре индивидуальной мотивации. Интуитивно очевидно, что структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением этих групп источников мотивации. Спектр возможных вариантов их соотношения можно представить в виде логического континуума:
Рис. 5. Возможные соотношения между потребностями и личностными ценностями в структуре побуждений
Левый полюс этого континуума соответствует случаю, когда источники мотивации сводятся целиком к потребностям при полном отсутствии ценностей. На нем находятся, в частности, животные. Выразительной иллюстрацией характера чисто потребностной регуляции в человеческом контексте является образ кадавра – модели № 2 идеального человека работы профессора Выбегалло из бессмертной повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Позволим себе привести характеристику этого персонажа устами его создателя: «– Вот наш идеал! – провозгласил он. – Или, выражаясь точнее, вот модель нашего с вами идеала. Мы имеем здесь модель универсального потребителя, который всего хочет и все, соответственно, может. Все потребности в нем заложены, какие только бывают на свете. И все эти потребности он может удовлетворить… Модель универсального потребителя… хочет неограниченно… она хочет таких вещей, о которых мы и понятия не имеем. И она не будет ждать милости от природы. Она возьмет от природы все, что ей нужно для полного счастья, то есть для удовлетворенности… Счастье данной модели будет неописуемым. Она не будет знать ни голода, ни жажды, ни зубной боли, ни личных неприятностей. Все ее потребности будут мгновенно удовлетворяться по мере их возникновения» ( Стругацкий, Стругацкий, 1992, с. 137).
Правый полюс – только ценности при полном отсутствии потребностей – дает нам образ ангела. В реальности этот полюс, разумеется, недостижим, и на практике мы имеем просто людей с разным удельным весом потребностного и ценностного компонента в структуре мотивации. Тем не менее, определенные клинические синдромы, такие как нервная или психическая анорексия (см. Зейгарник, Братусь, 1980), дают нам картину, иллюстрирующую в некоторой степени приближение к этому полюсу.
Приведенный выше рисунок отражает, однако, не только дифференциально-психологическую, но и генетическую картину. Левому полюсу соответствует новорожденный младенец; по мере онтогенетического развития происходит постепенное усвоение ценностей, которые начинают теснить потребности как источники мотивации. Поскольку новые ценности усваиваются существенно более быстрыми темпами, чем новые потребности, удельный вес потребностей в структуре мотивации снижается и между ними происходит перераспределение функций в пользу ценностей. Это движение обозначено на рисунке 5 прерывистой стрелкой.
Механизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей ( Донцов, 1975). Ряд авторов (Додонов, 1978; Кюрегян, 1979) отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность – регулятор индивидуального поведения. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» ( Додонов, 1978, с. 12). Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян (1979) отмечает, что промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп. На начальных стадиях индивидуального развития единственной референтной малой группой, опосредующей усвоение социальных ценностей, долгое время остается семья. В подростковом возрасте, когда оформляются более или менее устойчивые компании сверстников, они становятся вторым, альтернативным каналом усвоения ценностей. Этим, в частности, объясняется возможность воспроизводства в обществе антигуманных и антиобщественных ценностей. Если девиантная группа становится для индивида референтной, ценности более широких социумов, в том числе общечеловеческие ценности, воспринимаются через призму ценностей референтной малой группы, а не наоборот.
Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности.
На рисунке поэтому необходимо обозначить и социальную среду, выступающую источником ценностей.
Рис. 6. Изменение соотношения потребностей и личностных ценностей в ходе социогенеза
Как видно из рисунка 6, границы между социальным и биологическим и между внешним и внутренним совпадают только в начальной точке развития, у новорожденного ребенка. В этой и только в этой точке оказывается верна «асоциальная» парадигма, рассматривавшаяся выше. Однако в реальном развитии мы имеем движение, завершающееся усвоением ценностей социальных общностей и их трансформацией в личностные ценности. Это движение можно рассматривать по меньшей мере в двух аспектах. Во-первых, как движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее). Это движение традиционно обозначается понятием интериоризации. Во-вторых, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое) к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (внутреннее, социальное). Это движение известно под не менее традиционным названием социализации. Интериоризация и социализация применительно к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса, рассматриваемого, соответственно, в аспекте судьбы (трансформации) самих ценностей и судьбы (трансформации) структуры индивидуальной мотивации. Это движение через разные границы: через границу внешнего/внутреннего в первом случае и через границу биологического/социального во втором. Этот процесс не всегда протекает гладко. Если ребенок в процессе развития испытывает сильное давление на свои потребности и граница между внешним и внутренним оказывается слишком слабой, она падает под напором социальных ценностей, которые вторгаются в структуру мотивации, не встречая сопротивления и становятся личностными ценностями, не претерпевая заметных трансформаций. Индивид тем самым сливается с группой, однако утрачивает свою личностную идентичность (аутентичность), конформно растворяясь в социальном целом. Такой случай можно назвать гиперсоциализацией. Противоположный случай – гипосоциализация – может иметь место, когда эта граница, напротив, чересчур прочна и давление вызывает ответное сопротивление со стороны индивида. В этом случае индивид не пропускает в свою личность внешние регуляторы; в результате ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования
3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования В предыдущих разделах мы описали два класса смыслообразующих структур, выступающих источниками производных смыслов, которыми наделяются объекты и явления действительности, попадающие в сферу их
4.2. Филогенез смысловой регуляции
4.2. Филогенез смысловой регуляции В данном разделе мы затронем проблемы «большой динамики» развития смысловых образований. Авторы, которые ввели это понятие, определяли «большую динамику» как «процессы рождения и изменения смысловых образований личности в ходе жизни
4.4. Индивидуальные особенности смысловой регуляции и смысловой сферы личности
4. 4. Индивидуальные особенности смысловой регуляции и смысловой сферы личности Вопрос об индивидуальных особенностях смысловой регуляции связан, с одной стороны, с рассматривавшейся в предыдущем разделе проблематикой развития смысловой сферы и с вопросами ее
4.6. Патология смысловой регуляции
4.6. Патология смысловой регуляции В данном разделе мы намерены обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе данные о различных видах нарушений в смысловой регуляции и строении смысловой сферы личности при психических и психосоматических
4.7. Нарушения смысловой регуляции при девиантном развитии личности
4.7. Нарушения смысловой регуляции при девиантном развитии личности Нарушения смысловой сферы, о которых пойдет речь в этом разделе – это нарушения, не связанные с какой-либо патологией психического функционирования, но порождающие социально неприемлемые формы
С чего начинается смысл: потребности и ценности
С чего начинается смысл: потребности и ценности Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
РЕЗЮМЕ.
ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИРЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются
Ценности и потребности
Ценности и потребности У каждого человека имеется структура ценностей, причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения.Будучи частью содержания сознания, структура ценностей
Избегайте слов, не несущих смысловой нагрузки
Избегайте слов, не несущих смысловой нагрузки Не следует употреблять слова, не несущие смысловой нагрузки, такие как «вещь», «и тому подобное» или «итак». Эти слова ничего не привносят в ваше выступление и делают его менее лаконичным. Вместо того чтобы сказать «Сегодня в
Как личностные преимущества отражают ваши ценности
Как личностные преимущества отражают ваши ценности Преимущества – это психологические характеристики, через которые мы выражаем свои жизненные ценности. Зачастую для нас важен контекст, который позволяет увлечься каким-либо делом и применить свои сильные стороны,
Найти свои ценности и потребности – это только первый шаг!
Найти свои ценности и потребности – это только первый шаг! Когда вы обретете свою истинную личность – свободную от всех этих культурных и социальных личин, – вы найдете свою уникальную жизненную цель. Некоторые говорят, что это очень тихий голос; ваша жизненная цель
Потребности и ценности
Потребности и ценности Ваши страхи и провоцируемый ими саботаж могут быть связаны не только с убеждениями, но и с потребностями и ценностями. Как уже упоминалось, все эти аспекты взаимосвязаны, и четко разграничивать их нет необходимости. Ваша задача в другом – понять,
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Сила личных ценностей — вы что-то упускаете?
Автор: Дэвид Геринг
Андреа М. Дарси
Личные ценности — это то, что вы считаете важным в жизни, других людях и себе. Они могут включать в себя важные моральные принципы, такие как честность, порядочность и лояльность, а также повседневный образ жизни, например эффективность или своевременность.
Почему ценности так важны?
Понимание ваших ценностей и согласование с ними вашего выбора может означать разницу между чувством удовлетворения и жизни или чувством истощения и бесцельности.
Например, , представьте, что в глубине души ваши ценности — благотворительность и приключения, а ваша работа — хирург. Если вы решите начать практику в качестве топового пластического хирурга, у которого никогда не будет времени на поездки, независимо от того, насколько успешным и известным вы станете, вы можете почувствовать грызущее чувство, что вы живете не той жизнью, которой должны были бы быть. С другой стороны, если вы устроитесь на работу в организацию «Врачи без границ», вы будете просыпаться каждый день в хорошем настроении.
Конечно, если бы вы были хирургом, чьими ценностями были стабильность и известность, все было бы наоборот. Важно определить ценности, которые находят отклик у вас лично, а не то, что, по вашему мнению, вы «должны» иметь в качестве ценностей.
Почему ценности не так просты, как кажутся
Хотя может показаться, что знать свои ценности несложно, для многих из нас это не так.
Чтобы по-настоящему узнать свои ценности, нам нужно потратить время на то, чтобы по-настоящему познать самих себя. Если вы этого не сделаете, есть большая вероятность, что вы делаете выбор, основываясь на ценностях окружающих вас людей, таких как ваши сверстники и семья .
Если вы думаете, что знаете свои ценности, но часто чувствуете себя утомленным решениями, которые вы принимаете, или, несмотря на то, что у вас, казалось бы, «хорошая» жизнь, часто чувствуете внутреннюю пустоту, вероятно, вы живете своей жизнью, руководствуясь ценностями других и не свой.
Хорошая новость заключается в том, что если вы потратите время на то, чтобы узнать себя и свои собственные ценности, а затем начнете делать выбор, отражающий их, вы можете начать видеть реальные изменения, такие как:
Почему мы используем неправильные ценности
Почему мы проводим свою жизнь, не зная о нашей собственной системе ценностей? И что делает одного человека более склонным принимать ценности окружающих, не осознавая этого?
Часто это уходит корнями в детство, когда нас не поощряли полностью быть собой во всей нашей многогранной славе. Возможно, в вашем детстве был один из следующих паттернов:
- вам давали любовь и привязанность только в том случае, если вы были «хорошим» и «приятным»
- вам не разрешили развить здоровую привязанность к вашей матери или основному опекуну
- вас несправедливо наказали за нормальное детское поведение, поэтому вы научились быть невидимым
- у вас был очень успешный и доминирующий родитель, вы были воспитаны так, чтобы хотеть быть таким же, как
- вы выросли в большой семье, где приспособление облегчало жизнь
- вас отправили в школу-интернат, где вы должны были приспособить себя к приемлемым нормам
- вы подверглись эмоциональному, физическому или сексуальному насилию и вас научили ничего не говорить
Все вышеперечисленное является своего рода опытом, который приводит к тому, что взрослый становится созависимым, лишенным границ или полагающимся на мнения и внимание других в ущерб своим собственным. Другими словами, человек, который стремится соответствовать ценностям других, даже не осознавая этого.
Как узнать, используете ли вы неправильные значения для себя
Если вы не уверены, что ваши значения являются вашими собственными, задайте себе следующие вопросы:
- Глядя на три последних важных решения, которые я принял, придали ли они мне энергии или заставили меня чувствовать себя усталым или подавленным?
- Когда я слышу, как я говорю о том, что думаю, чувствую ли я возбуждение или будто я каким-то образом слушаю кого-то еще на расстоянии?
- Если я запишу на листке бумаги свои 5 главных ценностей и прочитаю их вслух, будет ли это приятно или я почувствую себя немного некомфортно?
- Если бы мне сказали, что мне осталось жить неделя, и я написал полное расписание на последнюю неделю, соответствовало бы оно 5 значениям, которые я только что написал?
- Могу ли я посмотреть на эти 5 значений и быстро понять, от кого я их узнал? И действительно ли я восхищаюсь теми людьми, чьими ценностями я живу?
Как найти свои настоящие личные ценности
Автор: Кеони Кабрал
Итак, вы поняли, что ваши ценности непонятны вам или что это просто ценности вашей семьи, которые в глубине души не для вас . Так вы потом находите те, которые есть?
1. Вспомните период своей жизни, когда вы были наиболее счастливы. Что в тот период вашей жизни сделало вас таким довольным? Можете ли вы определить значение в нем?
2 . Напишите, что вы сделали в жизни, чем больше всего гордитесь , независимо от того, что думают другие. Какие ценности демонстрируют эти точки гордости?
3. Если бы ты вдруг выиграл в лотерею, что бы ты делал дальше в своей жизни? Напишите в мельчайших подробностях, как будет выглядеть ваш идеальный день в качестве человека, который бы не беспокоился о деньгах. Какие ценности отражает этот план?
4. Напишите о трех персонажах, мертвых, живых или воображаемых, которыми вы тайно восхищаетесь . Что в них вас больше всего восхищает? Какие ценности это показывает, что у вас есть?
Какие поступки других людей сводят вас с ума? Какие противоположности их поступкам – например, если опоздание сводит с ума, расторопность, если от хвастовства хочется кричать, скромность. Эти противоположности, вероятно, и есть ваши настоящие ценности .
Я до сих пор смущен своими личными ценностями. Что может помочь?
Если ответы на приведенные выше вопросы все еще вызывают у вас сомнения, может быть полезно поговорить с профессиональным тренером или консультантом, который обучен помогать вам оттачивать то, что действительно важно для вас. Иногда сам факт разговора с кем-то беспристрастным, непредвзятым и не относящимся к нашей сфере деятельности может сам по себе заставить вас признать то, чего вы раньше не замечали.
Профессиональный терапевт также сможет помочь вам справиться с любыми внутренними страхами или сопротивлением видеть собственные ценности. Они также могут помочь вам справиться с трудными детскими воспоминаниями или сильными эмоциями, которые возникают при взгляде на ваши настоящие ценности.
И как только вы найдете ценности, которые действительно важны для вас, ваш коуч или терапевт могут помочь вам использовать их, чтобы сделать лучший выбор для вашего будущего.
Андреа М. Дарси узнала о силе личных ценностей много лет назад, когда проходила тренинг по коучингу, и это изменило всю ее жизнь. Писатель и преподаватель личностного развития, если вам нравится узнавать о себе, найдите ее в Instagram @am_darcy
10 примеров личных ценностей для руководителей на работе
Быть менеджером — это большая ответственность. Вы несете ответственность не только за свою работу, но и за успех и рост своей команды. Чтобы быть эффективным лидером, важно иметь личные ценности, которые определяют ваши решения и действия. Личные ценности — это то, во что вы верите, качества, которыми вы восхищаетесь, и принципы, которых вы придерживаетесь. В этом сообщении блога мы рассмотрим личные ценности и почему они важны для менеджеров, а также приведем десять примеров личных ценностей, которые могут помочь менеджерам в их повседневной работе. Мы охватим все основные личные ценности, которые должен иметь каждый менеджер, от честности до командной работы. Мы также дадим советы по включению этих ценностей в вашу профессиональную жизнь, чтобы вы могли стать лучшим лидером и добиться успеха в профессиональном и личном плане.- 10 примеров личных ценностей для руководителей на работе
- Что такое личные ценности и как они влияют на руководителей на работе
- Почему менеджерам важно иметь личные ценности?
- Примеры 10 главных личных ценностей для менеджеров и лидеров на работе
- Целостность
- Эмпатия
- Подотчетность
- Смелость
- Адаптивность
- Креативность
- Сила
- Смирение
- Стойкость
- Работа в команде
- Заключение
Что такое личные ценности и как они влияют на менеджеров на работе
Ценности менеджеров играют важную роль в управлении их поведением и принятии решений на рабочем месте. Личные ценности — это убеждения и принципы, которые формируют то, как менеджеры общаются, делегируют задачи, разрешают конфликты и руководят командой. Руководители с твердыми личными ценностями могут построить доверительные отношения со своими подчиненными, вдохновить их на успех и принять этические решения, которые принесут пользу всем.Почему менеджерам важно иметь личные ценности?
Лидеры, демонстрирующие честность, эмпатию и скромность, создают позитивную рабочую культуру, в которой сотрудники чувствуют себя ценными и заинтересованными. Личные ценности определяют процесс принятия решений и помогают менеджерам ориентироваться в сложных ситуациях, соблюдая при этом этические стандарты. Когда менеджеры приводят свои ценности в соответствие с ценностями команды, они создают основу для доверия и уважения между собой и своими сотрудниками. Помимо улучшения отношений с членами команды, наличие личных ценностей может помочь менеджерам эффективно расставить приоритеты задач, что приведет к повышению производительности и успеху в достижении целей.10 основных примеров личных ценностей для менеджеров и лидеров на работе
Целостность
Поддержание целостности может быть сложной задачей для менеджеров и лидеров в современном быстро меняющемся мире. Тем не менее, это одна из самых важных личных ценностей на рабочем месте. Честность — это не только честность и прозрачность; это также предполагает последовательное соблюдение этических стандартов, даже когда мы сталкиваемся с трудными решениями или ситуациями. Менеджеры, отдающие приоритет честности, с большей вероятностью завоюют доверие членов своей команды, клиентов и заинтересованных сторон. Они подают пример, признавая ошибки, беря на себя ответственность за них и воспитывая культуру честности и этичного поведения в команде.Эмпатия
Эффективное лидерство требует эмпатии и понимания, а также отношения к эмоциям других. Эмпатия — это мощный инструмент для менеджеров, позволяющий создать позитивную рабочую культуру, в которой сотрудники чувствуют, что их понимают и поддерживают. Когда лидеры демонстрируют эмпатию, они могут построить доверительные отношения с членами своей команды, способствовать лучшему общению и вдохновлять на сотрудничество. Признавая чувства, опасения и точки зрения сотрудников, чуткие менеджеры могут помочь мотивировать членов своей команды и повысить производительность. Кроме того, сострадательные лидеры лучше подготовлены к разрешению конфликтов и проблем на рабочем месте, потому что они могут видеть вещи с разных точек зрения. В целом эмпатия является важной личной ценностью для менеджеров, которая помогает строить более прочные отношения с сотрудниками и способствовать успеху в бизнесе. Ознакомьтесь с руководством по эмпатическому слушанию, чтобы воплотить эту ценность в жизнь: Почему эмпатическое слушание является ключом к успешному лидерству?Подотчетность
Как менеджер, подотчетность является важнейшей личной ценностью, которой необходимо обладать. Это включает в себя принятие ответственности за свои действия и решения и привлечение членов команды к ответственности за свои обязанности. Признавая ошибки и предпринимая шаги по их исправлению, менеджеры укрепляют доверие членов своей команды и заинтересованных сторон. Подотчетность также способствует формированию культуры ответственности и сопричастности в команде, что ведет к повышению производительности и лучшим результатам. Короче говоря, ответственность в качестве менеджера приносит пользу как человеку, так и команде.Мужество
Мужество — фундаментальная личная ценность, которой должны обладать все менеджеры и лидеры. Это мужество принимать трудные решения, идти на просчитанный риск и отстаивать то, что правильно. Эта ценность вдохновляет команды быть смелыми и инновационными, уверенно преодолевая трудности. Мужественные лидеры подают пример членам своей команды, побуждая их стремиться к величию и успеху. Однако, несмотря на то, что важно быть смелым, лидерам также важно уравновешивать свои действия здравым смыслом и мудростью, чтобы они не шли на ненужный риск и не принимали необдуманных решений. Смелое лидерство создает культуру устойчивости на рабочем месте и вдохновляет других следовать этому примеру.Адаптивность
В сегодняшней быстро меняющейся среде менеджеры должны ценить адаптивность на рабочем месте. Как говорится, «единственная постоянная перемена», и адаптация к новым обстоятельствам имеет решающее значение для успеха. Менеджеры, отдающие предпочтение адаптивности, лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с непредвиденными проблемами и справляться с неопределенностью. Они также с большей вероятностью будут непредубежденными и готовы попробовать новые подходы, которые могут привести к инновациям и росту. Кроме того, принимая во внимание адаптивность, менеджеры могут создать более гибкую рабочую среду, которая способствует постоянному обучению и совершенствованию.Другое интересное Чтение
Творчество
Поощрение творчества на рабочем месте может привести к повышению производительности и удовлетворенности работой среди сотрудников. Это личная ценность, которая может помочь менеджерам и лидерам найти инновационные решения проблем. Менеджеры могут способствовать творчеству, предоставляя возможности для мозгового штурма, экспериментов и принятия рисков. Показывая пример и демонстрируя творческое мышление, менеджеры могут вдохновить сотрудников на нестандартное мышление. Признание и поощрение творческих идей может способствовать дальнейшему развитию культуры творчества на рабочем месте. Использование творчества среди членов команды позволяет им сотрудничать, делиться идеями и вносить уникальные точки зрения в проекты. В конечном итоге это приводит к более динамичной и успешной рабочей среде.Расширение возможностей
В сегодняшней быстро меняющейся рабочей среде предоставление сотрудникам свободы взять на себя ответственность за свою работу может изменить правила игры. Расширение прав и возможностей — это личная ценность, которая может помочь менеджерам создать заинтересованную и продуктивную рабочую силу. Менеджеры могут продвигать культуру расширения прав и возможностей, устанавливая четкие ожидания и цели, предоставляя возможности для роста и развития и делегируя обязанности. Кроме того, эффективная коммуникация создает среду, в которой сотрудники чувствуют, что их слышат, ценят и им доверяют в принятии решений. Когда сотрудники чувствуют себя уполномоченными, они с большей вероятностью проявляют инициативу, проявляют творческий подход и вносят значимый вклад в успех организации.Смирение
Смирение — важная личная ценность менеджеров и руководителей на рабочем месте. Это включает в себя признание своих ограничений, признание ошибок и открытость для обратной связи от членов команды. Лидеры могут создать среду, которая поощряет сотрудничество и командную работу, культивируя смирение. Они также могут учиться на различных точках зрения членов своей команды, что приводит к улучшению процессов принятия решений. Более того, скромные лидеры могут внушать доверие и уважение членам своей команды, которые с большей вероятностью последуют за кем-то, кого они считают искренним и доступным. Это также помогает создать позитивную рабочую культуру, которая способствует росту, обучению и инновациям. Поэтому менеджеры и лидеры должны отдавать приоритет скромности как личной ценности в своей профессиональной жизни.Устойчивость
Устойчивость является важным личным качеством, которым менеджеры должны обладать на рабочем месте. Это качество, которое позволяет людям оправляться от неудач и встречать вызовы лицом к лицу. Развивая устойчивость, менеджеры могут подать пример своей команде и вдохновить их на стойкость в трудные времена. Кроме того, устойчивые менеджеры лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со стрессом, улаживать конфликты и объективно принимать трудные решения. Они также поощряют культуру роста и обучения, где ошибки рассматриваются как возможности для развития. Поэтому менеджеры должны развивать устойчивость, практикуя самопомощь, создавая системы поддержки и принимая установку на рост.Командная работа
Эффективная командная работа имеет решающее значение на любом рабочем месте, и руководители должны поддерживать эту ценность. Когда члены команды хорошо работают вместе, они могут добиться большего, чем по отдельности. Хорошая командная работа предполагает общение, взаимное уважение и общую ответственность. Менеджеры могут поощрять сотрудничество, поощряя инклюзивность и признавая сильные стороны каждого члена команды. Эффективное делегирование задач и обязанностей также может стимулировать командную работу и предотвратить выгорание среди членов команды. Способствуя хорошему сотрудничеству, менеджеры могут создать благоприятную рабочую среду, которая повысит производительность, удовлетворенность работой и общий успех организации.Заключение
Личные ценности важны для работы менеджера, поскольку они определяют его поведение и принятие решений. Наличие четкого набора личных ценностей может помочь менеджерам создать позитивную рабочую культуру, укрепить доверие в своей команде и повысить общую удовлетворенность работой. Мы перечислили 10 лучших примеров личных ценностей, которые менеджеры должны рассмотреть для включения в свою профессиональную жизнь: честность, эмпатия, подотчетность, мужество, адаптивность, креативность, расширение прав и возможностей, скромность, стойкость и командная работа. Чтобы по-настоящему интегрировать эти ценности в свою трудовую жизнь, очень важно подавать пример и постоянно демонстрировать эти ценности в своих действиях и решениях. Поступая так, вы улучшите свой рабочий опыт и вдохновите окружающих делать то же самое.Совершенствуйте свои навыки общения, чтобы распространять свои ценности среди команд.
Пройдите бесплатную оценку навыков общения, чтобы понять, что вас сдерживает.
Часто задаваемые вопросы о личных ценностях для менеджеров
Что такое личные ценности и их важность?
Личные ценности — это убеждения и принципы, которые определяют поведение человека и принятие решений. Эти ценности формируются воспитанием, культурой, опытом и образованием человека. Личные ценности важны, поскольку они помогают людям принимать этические решения и вести полноценную жизнь, соответствующую их убеждениям и принципам.
Каковы наилучшие личные ценности для менеджеров?
Определенного списка «наилучших» личных ценностей не существует, поскольку ценности субъективны и зависят от индивидуальных убеждений и приоритетов. Тем не менее, некоторые общие личные ценности, которые широко уважаются и считаются важными, включают честность, порядочность, сочувствие, уважение, ответственность и справедливость.
Сколько существует основных личных ценностей?
Существует 10 основных личных ценностей, лежащих в основе мотивации и поведения человека. Этими ценностями являются: самоуправление, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность, соответствие, традиции, доброжелательность и универсализм.
Другие блоги по теме
Что такое браконьерство сотрудников (последствия для законности)? 5 советов по предотвращению этого
Что такое браконьерство сотрудников (последствия для законности)? 5 советов, как это предотвратить Ваш звездный сотрудник, который предлагает новаторские идеи, преуспевает в своей роли и стал…
Подробнее
От ограничений к возможностям: 18 Утверждения о мышлении роста
От ограничений к возможностям: 18 Заявления об установке на рост В стремлении к личному и профессиональному успеху важную роль играет то, как мы воспринимаем трудности, неудачи и способности. Введите концепцию…
Подробнее
Понимание роли самоуправления на работе с помощью 7 эффективных стратегий
Понимание роли самоуправления на работе с помощью 7 эффективных стратегий Оставаться на вершине своей игры может быть сложной задачей в современном быстро меняющемся деловом мире.