Личностные установки: Психологические установки

Содержание

Личностные установки и ориентиры как фактор долголетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

УДК 008

ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ОРИЕНТИРЫ КАК ФАКТОР ДОЛГОЛЕТИЯ

© Кира Сергеевна ШААБ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры философии, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается широкий комплекс взаимоотношений человека с окружающей средой, который во многом определяет характер его жизни в целом. Правильно выстроенные личностные установки, такие как оптимистичный настрой, проявление жизнелюбия и жизнерадостности, нравственные ценности человека и многие другие позиции ориентируют человека на долголетие. Для того чтобы жить долго и продуктивно, необходимо проанализировать собственные привычки, принципы, суждения и выявить как благоприятные, так и угрожающие долголетию и благополучию факторы — это поможет увидеть положение вещей на сегодняшний день, а также спланировать дальнейшие действия для продления своей жизни и улучшения ее качества.

Ключевые слова: долголетие; нравственность; фактор; ориентир; личностная установка; мысль; жизнелюбие.

В значительной степени продолжительность жизни зависит от индивидуальных особенностей поведения человека — его пристрастий и привычек, темперамента, работоспособности, волевых качеств, интеллектуального, духовного и культурного развития, а также определяется состоянием духа человека, его самооценкой, представлением о собственной значимости для других, от того, насколько он сам считает необходимым и оправданным собственное существование. Большое влияние оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни и нравственно-этические оценки ее многосложных событий, а также многие другие, но изначальный ориентир на долголетие — понимание и ощущение счастья. Моменты счастья общественной и личной жизни человека всегда были прекрасны, нравственно благородны и эстетически запечатлевались в памяти. Человечество с самых далеких времен истории стремилось благоустроить мир таким образом, чтобы жить в гармонии с ним, поэтому ощущение счастья внутри себя и пребывание в гармонии с собой и миром -первое условие долгой и качественной жизни, которую может прожить мудрый, справедливый, великодушный, спокойный и, главное, оптимистичный человек. Развивая в себе эти вполне доступные «земные» качества, человек как раз и постигает гармонию духа. Основой же душевной гармонии считается спокойствие, которое заключается, прежде всего, в философском, мудром, альтруистичном отношении к себе и к жизни. Если

человек умеет сохранять спокойствие в любой ситуации, в любом событии может находить положительные стороны, умеет контролировать мысли и чувства, с благодарностью принимает все, что дает ему жизнь, ему становятся неведомы болезни и страдания. Оптимистичный настрой чрезвычайно важен, т. к. наши мысли в большинстве своем определяют и всю нашу жизнь, поэтому умение правильно мыслить является важным фактором долголетия. Мысль того или иного субъекта является не чем иным, как ниспосланной свыше душой ограниченного пространства в виде сгустка энергии. Мысли — это энергия, а если они возвышенные, утонченные и почти соизмеримые с божественной энергией, то можно говорить о присутствии величайшей силы мысли. Все в повседневной жизни появляется под воздействием определенных мыслей и идей. Для любого человека в принципе невозможно осуществлять собственные цели или обходить мешающие препятствия без того, чтобы думать, т. е. производить соответствующие мысли. Таким образом, единственная благоразумная возможность изменить нашу жизнь в действительности состоит в том, чтобы изменять соответствующим образом свои мысли. Чтобы распутывать проблемы, нужно прежде научиться их обдумывать, т. е. подходить к решению творчески, а когда проблема будет решена или сложный этап жизни пройден, об этом следует забыть и не возвращаться к этому. Подобное удается только в том случае, если человек проявляет гибкость мыш-

ления, устраняя, таким образом, устоявшиеся «закостеневшие» умственные механизмы.

Продолжительность жизни человека ставится в зависимость, прежде всего, от нравственных способностей человека, а не от особенностей питания, физкультурных комплексов, закаливания и прочих фиксированных биофизиологических факторов. Нравственность долгожители воспринимают не как правила приличия, принятые обществом, а как законы мироздания. На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам, сопоставляя степень нравственности и качество жизни человека. Нравственное чувство во многом определяет человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. В середине первого тысячелетия до новой эры родилось т. н. золотое правило нравственности — поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы и они поступали с тобой. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человечества. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек не совершал по отношению к другим таких действий, которые нежелательны по отношению к нему самому. Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило лишь в XVIII в.) родилось одновременно и независимо друг от друга в различных культурах — древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь, в культуру, но позже и в философию, в общественное сознание в целом. Уже в древности было осознано, что нравственность не может существовать без признания вечных идеалов. Если нет истины, добра и красоты как общепризнанных ценностей, то нет и нравственности. В центре внимания нравственности находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося философа И. Канта, который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением… — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1]. Долгожитель живет в соответствии с нравственными законами, и показатель его нравственного здоро-

вья — «состояние» системы ценностей: что он любит, во что верит, что ценит в людях, к чему стремится сам, составляет ли система ценностей действительно стройную систему или они противоречат друг другу и общечеловеческим ценностям, тем, которые признаны всеми людьми независимо от их вероисповедания, возраста, национальности. Нравственные ценности оказывают огромное воздействие на объективную реальность и, главным образом, на социальный мир, они детерминируют поведение людей, во многом определяют их взаимоотношения — межличностные, групповые и социальные, через них осуществляется опосредование их производственной, социально-политической, культурно-эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности. Именно нравственность охватывает область тонких, гибких, пластичных взаимоотношений людей, осуществляет духовную связь, единение людей. Без нравственности невозможны такие формы взаимоотношения людей, как любовь, дружба, товарищество, сотрудничество, кооперация, соревнование, спорт и т. п. Иными словами, нравственность — часть человека как общественного существа. И в качестве таковой она играет существенную роль в жизни человека, служит средством ее внутренней и внешней гармонизации. В той мере, в какой человек лишен нравственности, нравственных принципов, он лишен внутренней гармонии, гармонии души и находится в конфликтных отношениях с собой и с людьми, обществом, со всем миром. Человек, осознавший значение нравственности для своей жизни, будет неустанно работать над собой, чтобы быть добрее и лучше. Просто нравственный человек делает добро по мере своих сил и избегает делать зло, а долгожитель, являясь нравственно развитой личностью, идет дальше: он не ограничивается выбором в пользу добра, а стремится принести людям как можно больше пользы. В ценностной системе понятие «здоровье» имеет большое значение, т. к. общественная жизнь, профессиональная деятельность, культурное развитие влияют на образ жизни, а значит, и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, выходит, что здоровье — мера жизнепро-явлений человека, гармоническое единство

физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности. Здоровье для долгожителя является нормой, базовой чертой, когда оно несет с собой помимо радости прекрасного самочувствия еще и свободу действий и выбора, помогает развивать способности, не сдерживать творческие искания и служит фундаментом культурного развития. Здоровье -естественное состояние, когда жизнь и деятельность выливаются в гармоничную реализацию всех возможностей и качеств человека и как личности, и как живого существа. Положительное отношение к себе, окружающим, проявление жизнелюбия и жизнерадостности — это постоянные ориентации на полноценную и продуктивную жизнь. Одной из составляющих жизнерадостности является то, что Шопенгауэр называл веселым настроением: «Ближайший путь к счастью, -писал он, — веселое настроение: ибо это прекрасное свойство немедленно вознаграждает само себя. Кто весел, тот постоянно имеет причину быть таким, — именно в том, что он весел» [2, с. 113]. Поддерживать жизнелюбие помогает любознательность. Когда человек постоянно стремится пополнять свои научные знания и другие полезные сведения, он придает жизни смысл, делает ее по-настоящему интересной и содержательной. Долгожитель с помощью любознательности преобразовывает культуру чувств, эстетическое воспитание и развитие, с одной стороны, совершенствует положительные чувства: любви, удовольствия, наслаждения, радости, прекрасного, с другой — учится сдерживать и ограничивать негативные эмоции. Благодаря любознательности человек узнает новое о музыке, живописи, литературе, которые культивируют только хорошее, а также поддерживают и развивают душевную гармонию, настраивают и мобилизуют на хорошие дела. Любознательность имеет одну из ключевых установок долголетия, потому что, располагая большим объемом знаний, можно чувствовать уверенность, силу и свободу в себе. Согласно Э. Теллеру: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» [3, с. 19]. Свобода представляется очень важной ценностью. Человек рожден свободным и всегда стремится к ней. Большинство людей являются зависимыми ровно настоль-

ко, насколько они сами являются жертвами собственных зависимостей, цепи которых могут пасть от одного желания. Ощущение свободы позволяет долгожителю чувствовать себя комфортно как в физическом, психическом, так и духовном плане, а гнетущие чувства, которые могут присутствовать в широком диапазоне, отсутствуют. Ощущать себя свободным — значит не принимать зависимость, которая приводит к различным фобиям. Жан-Жак Руссо пишет: «Не силой рук своих, а, прежде всего, смягчением сердца достигает человек независимости и свободы» [4, с. 150]. Подобная формулировка для достижения свободы приводит к выработке внутренней мощи, которая позволяет долгожителю творить, любить, жить, не боясь. Дерзание, смелость — необходимое условие свободы. Смелость позволяет делать открытия в области неизведанного, заниматься любимым делом и познавать, помимо всего нового, себя. Любимая работа, творческий труд придает жизни смысл, делает ее по-настоящему интересной и содержательной, развивает творческие силы человека, отвлекает от всего негативного. Неслучайно типичными образцами долголетия являются люди, до глубокой старости занимающиеся любимой работой, жизнь которых наполнена радостным творчеством. «Многие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности у ученых, легко приводят к различным расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким, без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это — поразительное свойство организма», — говорит лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов [5, с. 77]. Любимый интересный труд создает моральные предпосылки для долголетия. Еще отец медицины Гиппократ 2300 лет назад указал, что устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направляемую к укреплению жизни. Для того чтобы прожить долгую жизнь, необходимо трудиться, т. к. ориентир на труд — источник творческих и физических сил человека — является одним из факторов долголетия. Дело в том, что любая осмысленная деятельность, не говоря о трудовой и творческой, требует мобилизации всех физических и духовных

сил человека, обостряет и тренирует его способности, поддерживает его социальный статус. Неслучайно академик Павлов говорил, что человек без цели — убийца. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл дожил до 90 лет. Гениальное произведение «Царь Эдип» он создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне» — несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, в 94 года он писал: «Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: «Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось» [3, с. 171]. Постоянный, пусть даже очень напряженный, труд — одно из обязательных условий долголетия, но важно чтобы он был любимым. Любовь — эпицентр жизни, ее мощный двигатель, фактор. Для долгожителей любовь обретает особый смысл и значение. В состоянии любви человек предрасположен к добру, гармонии с другими людьми, и сама жизнь становится постоянным источником радости и наслаждения. Любящий человек стремится быть лучше, самосовершенствоваться, творить, созидать. Любовь имеет величайшую ценность благодаря тому, что она является одним из самых сильных источников положительных эмоций, наслаждения и радости. А значение положительных эмоций трудно переоценить. Они ободряют, мобилизуют и, с другой стороны, смягчают действие разных стрессоров.

Любовь тесно связана с мудростью, которая является высшей ценностью жизни, доминантой общечеловеческой культуры, основой существующей реальности. Разумность — знание истины, чувство красоты и желание блага. И в самом деле, в мудрости любовь, добро, красота и истина соединяются как в фокусе. От такого соединения их сила многократно увеличивается. Мудрость синергична, она не является в отдельности ни истиной, ни добром, ни красотой, но приводит к истине, добру и красоте, что является предпосылкой или их условием. Аксиологи-

ческий приоритет мудрости объясняется тем, что по своей сути она есть духовный код, основание человеческой культуры. Именно отсюда проистекает ориентация на позитивные общечеловеческие ценности, на стремление осмыслить, осознать и укоренить их в повседневной жизни, преобразовать в со-фийное сознание и софийное бытие, что преобразуется в процесс духовного совершенствования; организацию функционирования социально-личностного сознания, приводящего к развитию общественной жизни и прогресса. Мудрость является благородным «сплавом» развитого конструктивного ума, интеллекта, здравого смысла и разума, мысли и действий, слова и дела, достигаемых путем оптимального разрешения жизненных противоречий. Как следствие этого, в результате мудрость неизменно выступает как высшая форма постижения человека и мира, которая естественным образом включает в себя знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку, как мы знаем, мудрость познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендентирующих и других методов. Долгожитель мудро способствует обретению душевного равновесия, занимается взращиванием и накапливанием в себе «мудрости души», он любознателен и пытлив, извлекает пользу из всего. Индийская мудрость гласит: «Мудр человек, умеющий всюду найти достойные изучения и из каждой незначительной вещи извлечь полезный для себя урок» [3, с. 273]. Многочисленные уроки, которые преподносит долгожителю жизнь, переходят в бесценный опыт, который он с радостью передает, т. к. он не только владеет истиной, но и умеет ее находить. Как замечает американский писатель и философ Уильам Олджер: «Ученый человек — сосуд, мудрец — источник» [3, с. 275]. Долгожитель в семейно-родственных отношениях проявляет большую активность, он включен в социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами. Долгожитель выступает хранителем своего рода и воспринимает всех его членов как единое целое. Состояние доброты и любви не только к своему роду, но и к миру в целом пребывает с ним постоянно. Ощущая свою востребованность, авторитетность и ответственность за всех домочадцев, он постоянно делится своей жизненной муд-

ростью, налаживает, поддерживает, развивает, совершенствует семейную жизнь, культуру быта, занимается животворчеством. Именно этой востребованностью, ответственностью и стремлением помочь живет глава рода. Лихачев по этому поводу отмечал, что причину долголетия можно искать в образе жизни, генетике, месте жительства, но на самом деле люди живут дольше там, где они себя чувствуют лучше, где, как им кажется, больше приносят пользу. Гармоничные, живущие с собой в ладу и уравновешенные люди редко проявляют склонность к осуждению поступков других, чаще проявляя по отношению к ним терпимость. Платон по этому поводу пишет: «Как же мало человек заботится о собственной душе, когда он вину за ошибки, начиная от самого малого зла до самого большого, ищет не в себе самом, а в других, и, обеляя всегда самого себя, думает, что посредством этого вылечивает свою душу, в чем он, безусловно, ошибается, поскольку только вредит ей» [3, с. 53].

Как уже отмечалось выше, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, чтобы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой — к неофициальным межличностным отношениям, третий — к профессионально-служебным. Долгожитель применяет данный закон во всех сферах жизнедеятельности, поэтому, являясь нравственно развитой личностью, он не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и живет в соответствии с ними. Духовнонравственные ценности сближают его с другими людьми через сопереживание прекрасного и нравственного, напоминают о существовании общечеловеческих ценностей, которые выступают как своеобразная форма коммуникации, диалога. Основными критериями благополучия в духовной сфере являются душевное равновесие, позитивный взгляд на жизнь и пониженная восприимчивость к стрессовым факторам. Долгожитель убежден, что его действия и поступки, жизнь и деятельность несут высший духовнонравственный смысл, а следовательно, и его ближайшее окружение будет поступать и

действовать в соответствии с подобными убеждениями. В этом смысле нельзя не согласиться с видным российским ученым И.А. Ильиным, считавшим, что «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления — до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в принуждении, а в одиноком или совместном самоуправлении. И пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного самосостояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном согласии усилиям самовоспитания» [6, с. 31]. Человечество обязано позаботиться о «подпитке» идеалов духовно-нравственных ценностей. Такой «подпиткой» духовных сил человека могут и должны быть добро, гуманизм, нравственность в самом широком смысле слова. Человек, нацеленный на долголетие, для продления собственной жизни определяет какие действия, позиции, ценности больше всего соответствуют целям, потребностям и ситуации, в которой он находится, и устанавливает разумные пределы необходимых перемен. Половина, а возможно, и три четверти всех факторов, положительно и отрицательно влияющих на продолжительность жизни, не связаны с индивидуальными особенностями и наследственностью. Они сопутствуют тому выбору, который человек постоянно делает в жизни. И если то, что он выбирает для себя, приносит вред, то он может подкорректировать такой выбор или отказаться от него, а в случае, когда выбор благотворно сказывается на его жизни, сделать на нем больший акцент.

1. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2.

2. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Мюнхен, 1991.

3. Борохов Э. В мире мудрых мыслей. М., 2000.

4. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. Дюссельдорф, 1997.

5. Климова В.И. Человек и его здоровье. М., 1987.

6. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Поступила в редакцию 8.07.2011 г.

UDC 008

PERSONAL SETTINGS AND ORIENTING POINTS AS LONGEVITY FACTOR

Kira Sergeyevna SHAAB, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student of Philosophy Department, e-mail: [email protected]

The article considers the wide complex of relations between human and environment which determines the character of life. The correct stated personal settings such as optimistic attitude, love of life and joy of life, moral values of person and

many others positions orient the person on longevity. In order to live long and efficient it is needed to analyze the habits,

principles, and find both favorable and threaten to longevity and prosperity. This will help to see the position of things on today and plan the next actions for longevity and improvement life’s quality.

Key words: longevity; moral; factor; orienting points; personal settings; thought; love of life.

Изменение личностных установок

Эмоциональная тональность высказывания и перспектива, с которыми люди интерпретируют каждое событие в их жизни, потенциально перенастраивают их мозг. Чем чаще человек в определенной манере рассказывает о событиях своей жизни, тем прочнее становятся нейронные связи, представляющие эти мысли. Высказывания бывают позитивными или негативными. Например, если вы постоянно утверждаете: «Это трудно», «Не знаю, удастся ли мне это пережить» или «Это добром не кончится», – самое время изменить то, как вы думаете.

Эмоциональное восприятие ситуации и перспектива формируются на основе трех основных уровней мышления: автоматических мыслей, убеждений и личностных установок. На поверхности – автоматические мысли. Это спонтанно возникающие мысли или идеи. Они могут принимать форму внутренних высказываний, как сознательных, так и неосознанных. Например, при входе в комнату, где много незнакомых людей, вы думаете: «Мне все это не нравится» или «О нет! Придется заводить новые знакомства». Обе эти автоматические мысли способны повысить ваш уровень тревожности. В то же время вы, напротив, могли бы сказать: «О, здорово! Новые знакомства. Это должно быть интересно». Ваши автоматические мысли можно перенастроить, чтобы внутренние высказывания стали более адаптивными.

Убеждения, которые располагаются между автоматическими мыслями и личностными установками, выполняют роль своеобразного связующего звена между ними. Они не настолько фундаментальны, как личностные установки, но и не такие поверхностные, как автоматические мысли. Подобно автоматическим мыслям, убеждения можно перенастроить так, чтобы они отражали реальность, а не переживания человека. Например, в комнате, где много незнакомых людей, вы говорите себе: «Общение с незнакомыми людьми – не мой конек» или: «Возможно, я немного застенчив, но мне интересно общаться с новыми людьми».

Убеждения могут служить теориями, помогающими человеку справляться с личностными установками. Личностные установки представляют собой широкие обобщения человека относительно самого себя и основных принципов жизни. Когда эти установки связаны с тревожностью, они психологически загоняют человека в угол, так что любая задача кажется ему непреодолимым препятствием, с которым ему никогда не справиться.

Негативные личностные установки способствуют повышению тревожности. Например, ваша личностная установка гласит, что вы – неполноценный человек или что вы никогда не сумеете правильно воспользоваться чьей-то помощью. Негативная личностная установка лишает вас любой надежды или ожидания, что вы в силах справиться с неприятной ситуацией. Она заранее настраивает вас на провал, потому что не оставляет надежды. Если вы убеждены, что не способны завести новые отношения, переформулируйте такую личностную установку следующим образом: «Я хороший человек, и когда люди узнают меня поближе, они это понимают».

Изменение личностных установок – более серьезная задача, чем перенастройка автоматических мыслей и убеждений. Но при одновременной работе, направленной на переформатирование личностных убеждений, два более мелких уровня можно гармонизировать для эффективной работы.

Источник: Джон Арден «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга»

4.4.2. Личностные установки и формулирование цели . Психология спортсмена: слагаемые успеха [litres]

Рассматривая тактическую подготовку, мы говорим о двигательной (психомоторной) установке на выполнение спортивного упражнения. В психологии ещё выделяют мотивационные установки. Всех людей можно разделить на две категории: одни – рисковые, другие – осторожные. Особенно четко это проявляется у спортсменов в настрое на достижение результата: у одних установка на «достижения успеха», у других – на «избегание неудачи». В первом случае срабатывает стремление к высокому результату, завоеванию высокого места, несмотря на опасность сорваться, проиграть. И подчас такое стремление не оправдано уровнем подготовленности. Во втором спортсмен стремится так вести соревновательную борьбу, чтобы не сорваться, подстраховаться, не оказаться хуже непосредственных соперников. Надо сказать, что в зависимости от оценки своих возможностей в конкретных ситуациях у спортсмена может быть как та, так и другая установка. Но так называемая личностная предрасположенность у конкретного спортсмена также конкретна – преобладает либо склонность на достижение успеха, либо на избегание неудачи. Хорошо бы знать свою предрасположенность. Законный, но не корректный вопрос: «А какая установка лучше?» А и та, и другая – в зависимости от индивидуальных особенностей. Единственно, что нужно иметь в виду: спортсмены с установкой на избегание неудачи более надежны (стабильны) в соревновательных условиях, у них лучше обстоят дела с контролем своего поведения. Спортсмены с преобладанием склонности к установке на достижение успеха чаще срываются на соревнованиях, они более эмоциональны, но в проигрышных ситуациях могут на «характере» вырвать победу. Применительно к спорту нужно говорить ещё об одной мотивационной установке – «страх победы, успеха». В каждом виде спорта, у каждого спортсмена серия успехов порождает опасение, ожидание неуспеха. Это копится. И наступает такой момент, когда случившийся неуспех воспринимается как: «Ну, я же знал!!!» Другая ситуация, когда для спортсмена-лидера на соревнованиях «существует» только одно место – первое, и это порождает страх проигрыша.

Материнские установки и эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Автор анализирует, как те или иные материнские установки влияют на самооценку, уровень притязаний, эмоциональную экспрессию 3-4-летних детей. Показано, что запрет на проявление эмоций, отсутствие внимания к детским переживаниям, взаимоуважения между взрослым и ребенком, диалога, нежелание объяснять происходящие события негативно сказываются на эмоционально-личностном состоянии дошкольника.

Ключевые слова

эмоции, материнские установки, младший дошкольный возраст, когнитивный эмоциональный компонент, идентификация эмоций, экспрессия, самооценка, уровень притязаний

Ссылка для цитирования

Феоктистова Н.В. Материнские установки и эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 1 (29). С. 44–48.