Методика «Личностный дифференциал». Самооценка различных качеств
Пройти методику онлайн: личностный дифференциал.
Методика позволяет выявить отношение к самому себе, самооценку различных качеств.
Самооценка определяется по трём факторам:
Фактор оценки (О) — это уровень самоуважения, т.е. общей самооценки.
При слабом уровне испытуемые склоны к зависимости от внешних обстоятельств, потери самоконтроля. Испытуемые могут бояться ответственности, испытывать неуверенность в собственных сил, отказывают от борьбы за правду, свои интересы, если что-то не получается или кто-то противостоит.
Высокий уровень самооценки говорит о том, что испытуемый принимает себя как личность и в основном удовлетворён собой. В случае высокого уровня самооценки, всегда есть риск, что испытуемый может впасть в самовлюблённое состояние, перестать критично относиться к себе и развиваться.
Фактор силы (С) — это самооценка волевых сторон сторон личности, как они осознаются самим испытуемым.
Низкие показатели оценки волевых сторон личности могут быть вызваны неврозом или в следствии пережитых бед и неудач, как результат депрессии, нервно-психического истощения и т.д. В некоторых случаях это может быть связано с синдромом жертвы, когда испытуемый хочет, чтобы его жалели, так как таким поведением испытуемый снимает с себя ответственность за собственные неудачи.
Подписывайтесь на социальные сети проекта «Не молчи»::
Фактор активности (А) — это самооценка коммуникативной стороны личности.
При слабом уровне испытуемые склоны к зависимости от внешних обстоятельств, потери самоконтроля. Испытуемые могут бояться ответственности, испытывать неуверенность в собственных сил, отказывают от борьбы за правду, свои интересы, если что-то не получается или кто-то противостоит.
Низкие показатели самооценки свидетельствуют о том, что испытуемые замкнуты в себе и стремятся к уединению (черты интроверсии). Испытуемые предпочитают спокойную деятельность, без коммуникативной нагрузки. В благоприятных условиях могут оживлённо вести общение, контактировать с другими людьми, а в случае негативных ситуаций или неврозов, уходят в себя от проблем
Процедура исследования:
1. Испытуемому предлагается оценить себя по предложенным качествам в соответствии с дифференцированной шкалой.
2. Зачитывается инструкция: «Выберите знак того или иного качества, и определите степень его проявления у себя:
· 3 – проявляется очень сильно и очень часто;
· 2 – выражено достаточно заметно и часто встречается;
· 1 – проявляется иногда и слабо;
· 0 – трудно сказать, есть и то, и другое.
3. Подсчитываются баллы по каждому фактору: Оценки, Силы, Активности.
4. Полученные результаты интерпретируются согласно следующей шкале:
· 17 — 21 – высокий уровень;
· 8 — 16 – средний уровень;
· 7 и менее – низкий уровень.
Стимульный материал:
Результаты заносят в таблицу:
Фактор |
Пара характеристик |
Оценка испытуемого |
|||
К примеру: +3, -1, 0. |
|||||
О |
Обаятельный |
+ |
— |
Непривлекательный |
|
С |
Слабый |
— |
+ |
Сильный |
|
А |
Разговорчивый |
+ |
— |
Молчаливый |
|
О |
Безответственный |
— |
|
Добросовестный |
|
С |
Упрямый |
+ |
— |
Уступчивый |
|
А |
Замкнутый |
— |
+ |
Открытый |
|
О |
Добрый |
+ |
— |
Эгоистичный |
|
С |
Зависимый |
— |
+ |
Независимый |
|
А |
Деятельный |
+ |
— |
Пассивный |
|
О |
Черствый |
— |
+ |
Отзывчивый | |
С |
Решительный |
+ |
— |
Нерешительный |
|
А |
Вялый |
— |
+ |
Энергичный |
|
О |
Справедливый |
+ |
— |
Несправедливый |
|
С |
Расслабленный |
— |
+ |
Напряженный |
|
А |
Суетливый |
+ |
— |
Спокойный |
|
О |
Враждебный |
— |
+ |
Дружелюбный |
|
С |
Уверенный |
+ |
— |
Неуверенный |
|
А |
Нелюдимый |
— |
+ |
Общительный |
|
О |
Честный |
+ |
— |
Неискренний |
|
С |
Несамостоятельный |
— |
+ |
Самостоятельный |
|
А |
Раздражительный |
+ |
— |
Невозмутимый |
Согласно поставленным оценкам производится подсчёт результатов и проводится интерпретация.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
По сути методика определяет не просто самооценку человека, а самооценку самооценки.
Не молчи | Псхологическая помощь 89037113822
Рейтинг: 5 / 5 Методика «Личностный дифференциал». Самооценка различных качествДиагностика профессиональных и личностных проблем взрослых участников образовательного процесса \ КонсультантПлюс
Диагностика профессиональных и личностных проблем взрослых участников образовательного процесса | ||||||||
1 | Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК)» Авторы: А. Б. Холмогорова, С.В. Воликова | Опросник выявляет дисфункции в родительских семьях взрослых пациентов и позволяет определить мишени как семейной, так и индивидуальной терапии, которая, как правило, связана с проработкой семейного контекста пациента | От 18 лет до 55 лет | Эксплораторный факторный анализ выделил в опроснике семь шкал. Для определения надежности опросника проведены конфирматорный анализ, проверка тест-ретестовой надежности, подсчитан коэффициент альфа Кронбаха, проверка внутренней согласованности и конструктной валидности опросника. Опросник СЭК не зависит от пола, возраста и уровня образования испытуемых. Подтверждена дискриминантная валидность. | Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации»//Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. N 4. С. 97 — 125. doi:10.17759/cpp.2016240405 | 2016 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся |
2 | Опросник перфекционизма. Авторы: Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. | Диагностика перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству) как дисфункциональной личностной черты | От 18 до 55 лет | Представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника перфекционизма. Установлена трехфакторная структура новой версии методики. Установлены статистически значимые положительные связи 1-го и 3-го факторов опросника с показателями симптомов психических расстройств. Для 2-го фактора такие связи не зафиксированы. Доказана дифференциальная валидность для 1-го и 3-го факторов; для 2-го фактора такие различия не установлены. | Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 8 — 32. doi:10.17759/cpp.2018260302 | 2018 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
3 | Опросник проблемного использования социальных сетей (русскоязычная версия) | Методика позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей, к которым относят предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям. | 20 — 35 лет | Установлена хорошая внутренняя согласованность. Установлена пятифакторная структура опросника, его удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики. | Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 33 — 55. doi:10.17759/cpp.2018260303 | 2018 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
4 | Русскоязычная версия опросника «Шкала взаимной адаптации в паре» — DAS (Dyadic Adjustment Scale) Г. Спаниера. | Оценка качества отношений в браке | Взрослые | Валидизация опросника проводилась на двух выборках, включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы и инструмент в целом обладают высокими показателями надежности: внутренней согласованностью и расщепленной надежностью. Установлена приемлемая конструктная и внешняя валидность методики. | Полякова Ю.М., Сорокова М.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 105 — 126. doi:10.17759/cpp.2018260306 | 2018 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
5 | Методика «Семантический дифференциал жизненной ситуации» (СДЖС) | Методика ориентирована на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия человеком своей жизненной ситуации. | Взрослые (18 — 56 лет) | Методика разработана в русле психосемантического подхода. В качестве основных смысловых осей восприятия были выделены факторы: владение ситуацией, эмоциональное переживание ситуации, позитивные ожидания, обыденность и повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в условно нормальной (N = 105) и трудной жизненной ситуации (N = 35). Установлены значимые различия в их перцептивно-когнитивной картине жизненной ситуации, подтверждена критериальная валидность методики, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик. | Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 127 — 145. doi:10.17759/cpp.2018260307 | 2018 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
6 | Русскоязычная версия опросника «Здоровый образ жизни» (Health Promoting Lifestyle Profile, HPLPII, авторы оригинального опросника Walker, et al. , 1987, 1996) | Исследуется 3 конструкта наблюдаемого поведения (ответственность за здоровье, физическая активность и питание) и 3 конструкта (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом), относящиеся к когнитивным и эмоциональным компонентам благополучия (психосоциального благополучия) | 17 — 65 лет | Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника, так и в половозрастных группах. Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник «Большая пятерка» (Big5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II. | Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 164 — 190. doi:10.7759/cpp.2018260309 | 2018 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
7 | Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Сокращенная версия методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга | Измерение социальных аксиом как «…генерализованных верований о себе, социальной и физической среде, духовном мире, высказанных в форме утверждений об отношениях между реально существующими фактами или идеями» [М. Бонд и К. Леунг, 22]. | Взрослые | При обработке данных использовались конфирматорный факторный анализ и корреляционный анализ; надежность-согласованность оценивалась при помощи коэффициента . Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой надежностью-согласованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Опросник можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора | 1. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга//Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. N 1. С. 96 — 110. doi:10.17759/chp.2020160110 2. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014. | 2014, 2020 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
8 | Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптированная и модифицированная методика аккультурационных ожиданий Джона Берри. | Измерение аккультурационных ожиданий. Д. Берри выделяет 4 аккультурационных ожидания: «интеграция» (ранее — «мультикультурализм»), «ассимиляция» (ранее — «плавильный котел»), «сегрегация», «исключение». | Взрослые | Авторы внесли модификации в методику, увеличив в два раза количество вопросов по дополнительным сферам повседневной жизни, измеряющих каждое из четырех аккультурационных ожиданий, что позволило значительно увеличить ее надежность-согласованность. С опорой на данные социально-психологического опроса, проведенного на выборке коренного русского населения Москвы (общий объем выборки 198 респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность. | Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри//Социальная психология и общество. 2017. Том 8. N 3. С. 125 — 146. doi:10.17759/sps.2017080310 Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014. | 2014, 2020 | Основная | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
9 | Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) | Изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании | Взрослые | Сведения о валидности и надежности методики уточняются | Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996. С. 6 — 19. | 1996 | Условно рекомендуемая | Родители (законные представители) обучающихся |
10 | Тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллер | Выявление положения субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций в семье | Взрослые | Сведения о валидности и надежности методики уточняются | Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. 672 с. | 2008 | Условно рекомендуемая | Родители (законные представители) обучающихся |
11 | Личностный дифференциал | Изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений | Взрослые | Сведения о валидности и надежности методики уточняются | Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. С. 20 — 21. | 2002 | Условно рекомендуемая | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
12 | Определение индекса групповой сплоченности (Сишора) | Определение групповой сплоченности | Взрослые | Сведения о валидности и надежности методики уточняются | Определение индекса групповой сплоченности Сишора/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. С. 179 — 180. | 2002 | Условно рекомендуемая | Родители (законные представители) обучающихся, педагоги |
13 | Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) | Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними | Взрослые | Сведения о валидности и надежности методики уточняются | Варга А. Я. Тест-опросник родительского отношения/Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы//под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988. 128 с. | 1988 | Условно рекомендуемая | Родители (законные представители) обучающихся |
Дифференциальная психология и психология личности – Психология, психотерапия и психиатрия – Книги – Hogrefe
Тип продукта
По возрастанию
Достижения в исследованиях личности HEXACO
Реноут Э. де Врис, Майкл С. Эштон, Кибеом ЛиШестифакторная модель структуры личности HEXACO (Честное смирение, эмоциональность, экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, открытость) используется уже более двадцати лет и предлагает убедительную альтернативу пятифакторной модели. со всего мира…
Доступно как:
ДеталиОценка психологии здоровья
Яэль Беньямини, Мари Джонстон, Эвангелос К. КарадемасТщательный и авторитетный список лучших методов оценки в психологии здоровья. Оценка в психологии здоровья представляет и обсуждает лучшие и наиболее подходящие методы и инструменты оценки для всех конкретных областей, которые являются центральными для психологов здоровья. Также описывается концепция…
Доступно как:
ДеталиСостояния аутистического спектра
Ответы международных экспертов на часто задаваемые вопросы об аутизме, синдроме Аспергера и атипичном аутизме Свен Бельте, Йоахим ХалльмайерДля всех, кто работает с клиентами из спектра аутизма – 78 часто задаваемых вопросов об аутизме, синдроме Аспергера и атипичном аутизме, на которые ответили 66 ведущих мировых экспертов! , спорный и вызов – и под…
Доступно как:
ДеталиПоведенческая оценка в психологии
Выходя за рамки самоотчета в личностной, эмоциональной, мотивационной и социальной областях Туулия Ортнер, Фонс Дж. Р. ван де ВийверАвторитетный том, в котором обсуждаются наиболее влиятельные современные основанные на поведении альтернативы традиционным самоотчетам в психологической оценке. Традиционные самоотчеты могут быть недостаточным источником информации о личности, отношении, аффекте и мотивации. Какие альтернативы…
Доступно как:
ДеталиОценка Большой пятерки
Авторы: Боэль Де Раад, Марко ПеруджиниВсесторонний обзор инструментов оценки личности, основанных на модели личности «большой пятерки» и связанных с ней конструкциях. Полезный ресурс для тех, кто занимается оценкой личности и исследованиями.
Доступно как:
ДеталиСовременные исследования мотивации
От глобальных к местным перспективам Марольд Восница, Стюарт А. Карабеник, Анастасия Эфклидес, Питер НеннигерКак и во всех научных исследованиях, изучение мотивации — понимание направления и интенсивности поведения, а также постоянства поведения и сопутствующих ему когнитивных и аффективных — сталкивается с проблемой теоретической и эмпирической обобщаемости: знание того, «что работает» и при каких условиях. диапазон…
Доступно как:
ДеталиТемная личность на рабочем месте
Авторы: Биргит Шинс, Сюзанна Браун, Педро НевесВ этом сборнике материалов международных экспертов в этой области исследуется роль темной личности на рабочем месте, включая нарциссизм, мотивы власти и лидерские результаты темной личности.
Доступно как:
ДеталиЭмоциональный интеллект
Международный справочник Ральф Шульце, Ричард Д. РобертсТеория, измерение и применение эмоционального интеллекта, представленные и критически рассмотренные ведущими мировыми экспертами.
Доступно как:
ДеталиСправочник по дизайну жизни
От практики к теории и от теории к практике Лаура Нота, Жером РоссьеНаша жизнь и карьера становятся все более непредсказуемыми. «Парадигма жизненного проектирования», подробно описанная в этом новаторском руководстве, помогает консультантам и другим людям удовлетворять растущую потребность людей в развитии и управлении собственной жизнью и карьерой. Вмешательства в жизненный дизайн, подходящие для широкого круга…
Доступно как:
ДеталиСправочник по положительному надзору
для супервайзеров, фасилитаторов и групп равных Фредрика БэннинкаВ этом ясно написанном практическом руководстве описывается инновационный и успешный подход к индивидуальной, групповой и коллегиальной супервизии, который подходит для использования в любой среде (клинической, корпоративной, образовательной, медицинской, правительственной, общественной): позитивная супервизия. на ч…
Доступно как:
ДеталиВнимательность и сильные стороны характера
Практическое руководство к процветанию Райан М. НимиекНовое издание находится в стадии подготовки Узнайте, как сочетать внимательность и сильные стороны характера, чтобы помочь клиентам добиться успеха:Подробный учебник по сочетанию внимательности с сильными сторонами характераПошаговое руководство по программе из 8 занятий30 раздаточных материаловАудиоупражненияПолно вдохновляющих цитат и историй…
Доступно как:
ДеталиПереговоры и убеждение
Наука и искусство завоевывать партнеров по сотрудничеству Марко БерманнКак быть убедительнее и успешнее в переговорах: наука располагать к себе людей честным отношением к сотрудничествуНаучные исследования показывают, что наиболее успешные переговорщики тщательно анализируют ситуацию, мудро следят за собой, остро осознают межличностные процессы во время переговоров.
Доступно как:
ДеталиНовые направления в исследованиях метапамяти
Моника Ундорф, Веред ХаламишУзнайте о новых методах исследования метапамяти и прочтите о последних разработках в этой области Метапамять вездесуща в повседневной жизни: мы сталкиваемся с тем, что мы знаем о наших собственных процессах обучения и памяти, а также о том, как мы оцениваем и регулируем эти процессы ежедневно. . Рез…
Доступно как:
ДеталиАдаптивное Я
Личная преемственность и намеренное саморазвитие Вернер Греве, Клаус Ротермунд, Дирк ВентураМеждисциплинарное обсуждение уникального подхода к себе и идентичности.
Доступно как:
ДеталиДиагноз избегающей личности: DSM-5, Сопутствующие заболевания и др.
(Изображение: iStock)
У каждого есть черты характера — застенчивый или общительный, скромный или склонный к хвастовству, лидер или ведомый, — которые могут сослужить им хорошую службу, но также могут вызвать проблемы в своих отношениях с собой и другими.
Многие люди имеют некоторые черты расстройства личности, но они не считаются расстройством, поскольку не мешают повседневной деятельности человека и не вызывают у него значительных страданий.
Люди с клинически выраженным расстройством личности имеют гораздо более серьезные проблемы с нормальным функционированием, которые значительно снижают их способность формировать отношения во всех сферах жизни. Люди с избегающим расстройством личности (AVPD) и другими расстройствами личности живут с инвалидностью. AVPD считается одним из самых серьезных расстройств личности из-за крайней социальной дисфункции пострадавших.
Диагностируемое расстройство личности
Что такое диагностируемое расстройство личности?
Тот факт, что кто-то «отличается» и выглядит или ведет себя не так, как большинство других в сообществе, не означает, что у него расстройство личности. В целом, расстройство личности определяется как постоянная модель как внутренних переживаний (т. е. настроений и чувств), так и неловкого поведения, которое заметно и значительно отличается от культурных норм и ожиданий человека. Расстройство личности является всеобъемлющим, негибким и приводит к сильному личному дистрессу или нарушению функций и способностей.
Для человека с расстройством личности любой тип конфликта, большого или малого, чрезвычайно сложен, что чрезвычайно затрудняет межличностные отношения. Люди с расстройствами личности часто оказываются в изоляции и подвергаются более высокому, чем обычно, риску участия во вредных, саморазрушительных или незаконных действиях.
В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации, пятое издание, распознаются и объясняются десять расстройств личности (DSM-5).² Эти расстройства сгруппированы в три «группы», известные как A, B и C.
Расстройства группы A являются более социально отстраненными, а стили личности считаются странными или эксцентричными. К ним относятся шизоидные, шизотипические и параноидальные расстройства личности. Расстройства кластера В являются наиболее эмоционально нестабильными и включают пограничные расстройства личности, антисоциальные, истерические и нарциссические расстройства личности. Расстройства группы C, которые включают обсессивно-компульсивное, зависимое и избегающее расстройства личности, проявляют наибольшую тревогу из всех.³
Никто не должен пытаться диагностировать у себя расстройство личности, потому что слишком много сложных симптомов.
Считается, что AVPD распространен примерно у 1,5–2,5% населения. Хотя также считается, что оно в равной степени влияет на мужчин и женщин, некоторые исследования выявили более высокий риск для женщин. Постановка точного диагноза иногда может быть затруднена из-за того факта, что симптомы расстройств личности из одной группы могут накладываться на симптомы из другой группы. как и симптомы различных расстройств в пределах одного кластера.
Отмечаемый сильным чувством социальной неадекватности и страхом быть отвергнутым, что приводит к крайней тревоге, AVPD последовательно влияет на все аспекты жизни человека, включая школьную, социальную и трудовую деятельность, с самых ранних этапов детства до взрослой жизни. Состояние также влияет на членов семьи, которые могут захотеть оказать поддержку, но не понимают состояния и могут осознавать или не осознавать необходимость профессиональной помощи.
Основные симптомы AVPD, которые включают тревожность, уход в себя и отчужденность, могут пересекаться с симптомами аутизма, социальной тревожности, шизоидного расстройства личности и многих других психических расстройств, особенно других расстройств личности. Для человека с AVPD, чтобы вести продуктивную, приносящую удовлетворение жизнь, важно получить точный диагноз от психиатра, психолога или другого обученного и квалифицированного специалиста в области психического здоровья.
«AVPD и шизоидное расстройство личности (SZPD) являются расстройствами интроверсии, например, поэтому симптомы могут перекрываться», — объясняет Дэниел Винарик, доктор философии, доцент клинической психиатрии в Медицинской школе Икана в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке. . «Разница в том, что мотивацией людей с AVPD является страх негативной оценки, унижения или отторжения, а мотивацией людей с SZPD является отсутствие стремления к социальным отношениям».
Точный диагноз обеспечивает наилучший и наиболее подходящий план лечения AVPD. Четкий диагноз может помочь не только в управлении симптомами, но и в предотвращении распространенных сопутствующих заболеваний избегающей личности, таких как депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, расстройство пищевого поведения и даже попытки самоубийства.
Отличие AVPD
Отличие AVPD от других расстройств личности
Как и другие расстройства личности, AVPD отличается от обычной застенчивости или социальной неловкости тем, что это хроническое состояние. Застенчивость сама по себе не обязательно ведет к социальной изоляции, профессиональным проблемам, проблемам со здоровьем или, что еще важнее, к негативному поведению и членовредительству, как это часто бывает с AVPD.
Застенчивость и многие связанные с ней черты личности, такие как чувствительность, могут улучшаться и даже исчезать с возрастом и жизненным опытом, в то время как AVPD сохраняется во взрослом возрасте и без соответствующего лечения будет только ухудшаться.
В то же время люди с одним расстройством личности часто страдают симптомами другого, сосуществующего расстройства. Это может быть другое расстройство личности или множество других расстройств психического здоровья.
Что отличает один кластер расстройств личности от другого, так это стиль личности, отмеченный при всех расстройствах в каждой группе. Что отличает AVPD от двух других расстройств кластера C, так это основное чувство неадекватности и непривлекательности, которое вызывает тревожное, избегающее поведение. В отличие, например, от основной потребности в заботе и страха перед необходимостью заботиться о себе, которые управляют тревожным поведением человека с зависимым расстройством личности. Или крайний перфекционизм, жесткость и потребность в контроле, которые вызывают тревогу у человека с обсессивно-компульсивным расстройством личности.
Чувство неполноценности, которое приводит к определенным чертам личности и поведению, неизбежно мешает избегающему личному и профессиональному успеху.
Диагностика избегающей личности, проводимая специалистом в области психического здоровья, включает дифференциальный диагноз, который означает сравнение и противопоставление сходных состояний, которые могут вызывать симптомы AVPD, чтобы четко отличить одно от другого. Рассмотрев все возможные расстройства, которые могут вызывать определенные симптомы, задав соответствующие вопросы о чувствах и настроении и внимательно выслушав ответы, квалифицированный медицинский работник может исключить другие состояния и сузить диагноз до AVPD.
Например, симптомы AVPD могут частично совпадать с симптомами шизоидного расстройства личности, поскольку они имеют схожие модели мышления и поведенческие симптомы, такие как ожидание отказа, постоянное беспокойство и практика защитной отстраненности — избегание людей и близких отношений. Защитная отстраненность — это форма самозащиты для тех, кто приравнивает привязанность к другим к чувствам отторжения, остракизма, отсутствия симпатии или любви.
Одно ключевое различие между AVPD и шизоидным расстройством заключается в том, что, несмотря на то, что они отстранены, человек с AVPD хочет, чтобы его принимали, и хочет иметь близкие отношения; причина, по которой они этого не делают, в том, что они не считают себя достойными. Аспекты их состояния, препятствующие формированию привязанностей, причиняют им сильную эмоциональную боль. С другой стороны, человек с шизоидным расстройством, как правило, не так заинтересован в социальных отношениях, как в своих собственных интересах. И именно поэтому они не прилагают усилий и часто кажутся безразличными.
Для специалиста в области психического здоровья важно различать AVPD и такие состояния, как шизоидное расстройство, потому что планы и цели лечения в конечном итоге будут разными для каждого расстройства.
Диагностика AVPD
Диагностика AVPD
Большинство диагнозов AVPD ставится людям в возрасте не менее 18 лет, чтобы убедиться, что личность человека полностью развита. Согласно DSM-5, чтобы диагностировать AVPD у кого-то моложе 18 лет, симптомы, соответствующие критериям, должны присутствовать в течение как минимум одного года. Расстройство личности обычно начинается не позднее раннего взросления, даже если диагноз ставится гораздо позже.
Врач первичного звена или специалист по психическому здоровью может быть первым медицинским работником, который распознает расстройство личности. Лабораторных тестов на расстройства личности не существует, но врач может провести медицинский осмотр и использовать диагностические тесты, чтобы исключить соматическое заболевание, которое может вызывать симптомы, подобные тем, которые наблюдаются у людей с AVPD.
Хотя специалисты в области психического здоровья не используют формальный психиатрический «тест» для скрининга AVPD, диагноз в конечном итоге должен включать подтверждение по крайней мере четырех критериев, перечисленных в DSM-5, а также анализ долгосрочного состояния пациента. История симптомов и моделей поведения.
Контрольный список DSM-5
Избегающее расстройство личности Критерии DSM 5
Диагностические критерии избегающей личности можно найти в следующем контрольном списке чувств и поведения, описанных в DSM-5. Когда во время профессионального собеседования отмечаются по крайней мере четыре из этих критериев, можно диагностировать AVPD:
Избегание любой работы, требующей социальных контактов, особенно из-за страха, что другие будут критиковать или отвергать их.
Избегание любых отношений с другими людьми, если они не будут нравиться.
Сдержанное поведение в близких отношениях, потому что они боятся быть пристыженными или осмеянными.
Глубокое беспокойство по поводу критики, неодобрения или отторжения в социальных сетях.
Застенчивость и замкнутое поведение в новых ситуациях из-за страха не оправдать ожиданий других или быть недостаточно хорошим.
Чувство неполноценности или неполноценности по отношению к другим, основанное на низкой самооценке.
Избегание необходимого риска, обычно связанного с новыми социальными контактами или другими личными или профессиональными занятиями, из-за боязни стыда.
Диагностические осложнения
Диагностические осложнения избегающего расстройства личности
Иногда личность человека соответствует критериям более чем одного расстройства личности, но не одного конкретного расстройства. Кроме того, специалисты в области психического здоровья должны исключить расстройства личности и изменения, вызванные другим заболеванием, таким как повреждение головного мозга или невыявленное расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами.
Проблемы с диагностикой также могут быть связаны с культурой или полом. Некоторые расстройства личности чаще встречаются у мужчин, а некоторые чаще диагностируются у женщин. DSM-5 предостерегает специалистов в области психического здоровья, у которых диагностировано расстройство личности, не принимать решения, основанные на типичном гендерном поведении и социальных стереотипах о гендерных ролях. Точно так же этническая принадлежность, культурные или религиозные различия и индивидуальный социальный опыт могут создавать проблемы для иммигрантов и других лиц, происхождение которых отличается от большинства, что может быть ошибочно расценено как личностные проблемы.
«Самое трудное для человека с расстройством личности — это его неудовлетворенное стремление к отношениям», — говорит Кэндис Оркатт, доктор философии, автор книги «Я без ответа: подход Мастерсона к лечению расстройств личности ». «Любой терапевт, работающий с такими пациентами, должен избегать показаться навязчивым, но в то же время должен быть очень внимательным слушателем, а также очень восприимчивым и признающим человека».
Сопутствующие заболевания
Избегающая личность Сопутствующие заболевания
Согласно DSM-5, состояния, которые чаще всего диагностируются вместе с AVPD, включают депрессию, биполярное расстройство и тревожные расстройства, особенно социальное тревожное расстройство.
Исследования показывают, что «как AVPD, так и социальное тревожное расстройство связаны с темпераментным фактором« поведенческая заторможенность », который характеризуется избеганием незнакомцев и новизны, застенчивостью, повышенной чувствительностью и тревожной реактивностью». В то время как оба расстройства характеризуются боязнью пристального внимания или насмешек в социальных ситуациях, взрослые с социальным тревожным расстройством могут по-прежнему участвовать в социальных ситуациях, хотя и с сильной тревогой, в то время как люди с AVPD категорически избегают социальной деятельности или отношений или ситуаций, в которых они могут рискнуть опозориться.
AVPD может осложняться наличием других состояний, таких как депрессия и зависимость от психоактивных веществ или злоупотребление ими. Эти сопутствующие заболевания могут развиться после многих лет борьбы с первоначальным расстройством.
Аналогичным образом, AVPD часто рассматривают как сопутствующее заболевание у людей с другими расстройствами личности, особенно с зависимым расстройством личности, пограничным расстройством личности, параноидальным расстройством личности, шизоидным расстройством личности и шизотипическим расстройством личности. Исследования также связывают коморбидность AVPD с такими состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или дистимическое расстройство, характеризующееся стойкой депрессией низкого уровня.
Ряд исследований связывают избегающее расстройство личности с суицидальными мыслями, попытками самоубийства и смертью в результате самоубийства . ⁴˒⁵ Пожилые мужчины и женщины с дистимическим расстройством и сопутствующими симптомами AVPD часто сообщают о суицидальных мыслях. Однако само наличие AVPD считается независимым фактором риска самоубийства даже в более раннем возрасте.
Часто задаваемые вопросы о AVPD
Врач первичной медико-санитарной помощи может первым заподозрить расстройство личности и поэтому может провести медицинский осмотр и назначить лабораторные анализы, чтобы исключить физическую причину симптомов. Как только врач исключает другое заболевание, он может направить человека на диагностику психического здоровья. Профессиональные психиатры используют так называемые методы дифференциальной диагностики, чтобы определить, есть ли у человека избегающее расстройство личности. Этот процесс включает в себя исключение других психических заболеваний с похожими или частично совпадающими симптомами. Диагностика AVPD может занять некоторое время, потому что первичные симптомы, такие как тревога, страх, низкая самооценка и неуклюжая социальная динамика, также являются обычными симптомами других состояний.
Общими чертами человека с избегающим расстройством личности являются крайняя застенчивость, нервозность и социальная неуклюжесть, сопровождаемые изнурительной самосознанием, страхом унижения или отвержения и низкой самооценкой. Избегающий с тревогой осознает свои реальные и воображаемые недостатки и часто считает себя нежелательным в социальных и профессиональных ситуациях. Люди с AVPD считают, что они хуже других, когда дело доходит до большей части социальной и профессиональной деятельности, и винят себя в своей неспособности общаться с другими. Вместо того, чтобы рисковать успехом, избегающие с большей вероятностью будут держаться подальше от любых социальных и профессиональных взаимодействий и действий, где они могут быть осмеяны, унижены или отвергнуты.
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (5-е издание), также известному как DSM-5, избегающее расстройство личности является одним из 10 различных расстройств личности. Согласно DSM-5, избегающее расстройство личности характеризуется выраженной застенчивостью, тревогой и уходом в себя, проистекающими из глубокого страха быть подвергнутым критике или неприязни. Хотя мужчины и женщины с AVPD хотят, чтобы их любили и принимали другие, и они хотели бы участвовать в общественной деятельности, их крайний страх осуждения или отказа мешает им протянуть руку помощи, пойти на риск или вообще принять участие.
Поведенческие симптомы AVPD, такие как общая застенчивость, изоляция и избегание новых людей и мест, часто можно наблюдать в раннем детстве или даже в младенчестве и, безусловно, в подростковом и подростковом возрасте. Однако диагностика часто откладывается до более позднего возраста, когда эти симптомы сохраняются, ухудшаются и начинают серьезно мешать общему функционированию и способности формировать социальные и/или профессиональные отношения. Между тем, поскольку симптомы AVPD сохраняются и ухудшаются с годами, могут развиваться сопутствующие состояния, такие как депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, членовредительство и суицидальные мысли, которые еще больше осложняют жизнь больных.
Примечания. Эта статья была первоначально опубликована 10 февраля 2022 г. и последний раз обновлялась 13 сентября 2022 г.
Лампе Л, Мали ГС. Избегающее расстройство личности: текущие идеи. Психологические исследования и управление поведением. 2018; 11: 55-66. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5848673/
Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое изд. (DSM-5) American Psychiatric Publishing 2013. https://cdn.website-editor.net/30f11123991548a0af708722d458e476/files/uploaded/DSM%2520V.pdf; https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK559325/
Фариба К., Гупта В.