Лидер это в психологии определение: Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя

Что такое лидерство, кто такой лидер и как им стать? — Psychology. Психология на vc.ru

Под лидерством понимается искусство оказывать влияние на людей для достижения групповых целей. Делается акцент на том, что лидеры должны обладать следующими основными качествами: уметь устанавливать контакт со своими подчиненными, направлять их, выступать посредником в конфликтах, решать проблемы путем сравнения различных альтернатив, правильно распределять ограниченные ресурсы, идти на риск и проявлять инициативу.

105 просмотров

В психологии выделяют четыре основных теоретических подхода к изучению лидерства: поведенческий подход, ситуационный подход, личностный подход (теория черт) и интегративный подход (синтетическая теория лидерства). Первой признанной теорией в психологии была «теория черт» (иногда ее называют «теорией харизмы» от слова «харизма»), которая представляла подход к чертам личности и сосредотачивалась на врожденных и уникальных качествах лидеров. В этой теории лидерство как социально-психологический феномен рассматривается как совокупность выдающихся черт личности, наличие которых позволяет лидерам продвигаться по службе, занимать руководящие должности и удерживать власть.

Недостатком теории лидерских черт является то, что она предполагает, что лидерские черты являются врожденными. Согласно этому убеждению, лидеры по своей природе наделены определенными чертами, которые передаются генетически. Поэтому к лидерству способно лишь ограниченное количество людей. Лидер — это человек, который рождается с определенными способностями, присущими только ему, независимо от ситуации или особенностей группы.

В ответ на эту теорию был применен подход, который поставил вопрос о том, откуда берутся лидеры и откуда берет начало сам феномен лидерства. Согласно этой теории, под лидером понимается человек, который наиболее соответствует социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживается ее норм и ценностей. Теория лидерства как функции группы предполагает, что члены группы выбирают лидеров, которые способны агрегировать ключевые ценности группы, что лидеры должны знать и удовлетворять интересы и потребности своих последователей, что лидеры являются инструментами для достижения целей группы.

Недостатком этой теории является то, что она рассматривала только личность вождя и не рассматривала взаимоотношения между вождем и подчиненными.

Одним из самых больших парадоксов развития современного человеческого общества является то, что лучшими лидерами сегодня является новый тип человека — нарциссический лидер, который способен настойчиво преследовать свои цели, эмоционально отстраненный и изолированный от общества. Феномен «нарциссического лидера» в психологии в широком понимании обычно связывают с ростом нарциссических тенденций в современном человеческом обществе. В более узком смысле людей часто называют нарциссическими лидерами, когда они демонстрируют несколько специфических поведенческих характеристик, таких как самодостаточность, уверенность в себе и независимость от мнения других.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал про психологию(много чего нового узнаете, если захотите конечно😉)

📖 48. Понятие «лидер» и «лидерство». Шпаргалка по социальной психологии.

Челдышова Н. Б. Страница 48. Читать онлайн

Лидерство — доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель — это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство — основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство — основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер — организатор — воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер — творец — обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер — борец — обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер — дипломат — опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер — утешитель — всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Психология bookap

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Лидерство – определение и значение

Лидерство – это процесс, в котором человек вдохновляет людей на достижение поставленных целей.

   Определения

Понятие «лидерство» определяется различными учеными следующим образом:

«Лидерство — это процесс, в котором один член влияет на поведение других членов группы для достижения общих целей» . Hollander

«Лидерство – это процесс, посредством которого лидер направляет действия своих последователей для достижения определенных целей» . — Hemphill

«Лидерство — это способность человека влиять на поведение других в большей степени, чем другие влияют на его поведение» Lapiere

«Лидерство — это искусство мобилизации других на борьбу для достижения общих целей». Коэн

«Лидерство – это способность начальника влиять на поведение подчиненных и убеждать их двигаться по определенному пути». Барнард

   Значение

Лидерство – это способность влиять на поведение других для достижения целей. Лидерство также можно рассматривать как процесс, в котором лидер помогает последователям достичь общих целей с точки зрения следующего:

  1. Лидер планирует стратегии для последователей для достижения общих целей.
  2. Лидер помогает последователям выполнять запланированные стратегии.
  3. Лидер дает видение и направление последователям.
  4. Лидер контролирует действия последователей, чтобы удерживать их на правильном пути.
  5. Лидер организует деятельность последователей.
  6. Лидер помогает последователям создать необходимую мощность.
  7. Лидер предлагает лучшую идеологию своим последователям.
  8. Лидер служит посредником для последователей.
  9. Лидер служит представителем последователей.

Примеры:

Ниже приведены примеры лидеров, участвующих в руководстве своими последователями:

  1. Политический лидер, избранный общественностью.
  2. Капитан команды в игре.
  3. Руководитель организации или учреждения.
  4. Ученик, назначенный одноклассниками своим представителем класса
  5. Идеологический лидер, за которым следуют люди, твердо верящие в его идеологию.
  6. Религиозный лидер, за которым следуют последователи той же религии, напр. религиозный проповедник
  7. Известные общественные деятели, известные своим общественным вкладом, которые влияли на других и, таким образом, считаются идеалом для многих людей, e.g. Нельсон Мандела, Авраам Линкольн, Мао Цзэдун, Махатма Ганди, Мать Тереза ​​и так далее.

Все вышеперечисленные лидеры по-разному влияют на поведение своих последователей. Большинство лидеров могут напрямую участвовать в формировании действий своих последователей. Например, группа людей во главе с лидером, которая целенаправленно работает для достижения каких-то общих целей. Примером может быть образовательное учреждение, где руководитель учреждения действует, чтобы направлять других сотрудников учреждения и направлять их на правильный путь для достижения целей этого учебного заведения. Другим примером может быть команда игроков, в которой капитан выступает в качестве лидера, который направляет игроков к победе в игре (что является общей целью команды).

Однако, как видно из приведенных выше примеров, не все лидеры напрямую связаны со своими последователями, чтобы направлять их поведение. Это означает, что какой-то лидер может выступать в качестве идеала или источника вдохновения для своих последователей. Например, если кто-то каким-то образом внес вклад в общество или внес какие-то положительные изменения в какой-то сектор общества. Такого человека многие считают лидером. Такой лидер, как источник вдохновения, определенным образом влияет и на поведение своих последователей.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Функции лидерства

Качества хорошего лидера

Типы стилей лидерства

Модель непредвиденных обстоятельств Филдера

901 02 Теория лидерства «путь-цель»

Что такое социальная психология?

Значение социальной психологии

Человеческое поведение — значение

Динамика человеческого поведения

Социальная группа и ее типы

Отношение — значение и компоненты

Формирование отношения

Изменение отношения и его типы

Изменение отношения и убеждение

Мотивация – значение и типы

Теории мотивации

Стили и рамки лидерства, которые вы должны знать 900 01

Ключевые выводы

  • Стили лидерства относятся к лидерам характерное поведение при руководстве или управлении группами людей.
  • Знание и преднамеренная корректировка своего стиля руководства может помочь менеджерам лучше общаться и укреплять позитивные отношения в своих командах.
  • Левин и его коллеги провели первое заметное исследование стилей лидерства на маленьких детях, выполняющих проекты декоративно-прикладного искусства. Они выделили три стиля руководства: автократический, демократический и либеральный.
  • Существует множество стилей лидерства помимо тех, которые определил Левин. Среди них стратегическое, тренерское, бюрократическое, трансформационное и транзакционное лидерство.
  • Каждый стиль руководства имеет свои преимущества и недостатки. В результате лучший стиль руководства для менеджера зависит от его целей и организационных обстоятельств, с которыми ему приходится справляться.

Содержание

Что такое стили руководства?

Стиль лидерства — это характерное поведение лидера при руководстве или управлении группами людей. Стандартный стиль лидерства человека — это способ, которым он чувствует себя наиболее комфортно, ведя других к достижению своего видения.

Barchiesi et al. (2007) измерили влияние эффективности лидерства на производительность и отношение команд.

Исследователи обнаружили, что, хотя высокие индексы лидерства не связаны с прошлой работой команды, они связаны как с более высокой вероятностью того, что производительность команды повысится в будущем, так и с более высокой репутацией организаций, которые эти команды принадлежать.

Информация о стиле лидерства может иметь большое значение для менеджеров, поскольку дает им представление о том, как их воспринимают другие.

Эта осведомленность может помочь лидерам лучше общаться, оценивать потребности других и налаживать позитивные отношения.

Левин (1939) и его коллеги решили определить различные стили лидерства. В то время как другие исследователи выявили больше, оригинальная работа Левина послужила основой для более определенных теорий лидерства.

Левин и др. начал экспериментальные исследования лидерства и групповых процессов к 1939 году, изучая эффективную рабочую этику при различных стилях руководства.

Левин распределил школьников в одну из трех групп с авторитарным, демократическим или либеральным лидером, а затем руководил проектом декоративно-прикладного искусства.

Автократическое лидерство

Автократическое лидерство, также известное как автократическое лидерство, ориентировано на лидера. Авторитарные лидеры дают четкие представления о том, что нужно сделать, когда это следует сделать и когда это следует сделать.

В результате между лидером и участниками возникает разделение, поскольку лидер принимает решения независимо от группы.

Поскольку в этом стиле решения принимает только один человек, принятие решений может происходить намного быстрее, чем в других стилях руководства. Это может повысить производительность и снизить стресс определенных групп, таких как небольшие команды или страны, находящиеся в конфликте не на жизнь, а на смерть.

С другой стороны, самодержавное лидерство может вызвать страх и разочарование у тех, кто следует за лидером, поскольку они чувствуют, что их не слышат.

На верхнем уровне автократический стиль руководства может привести к упущению новых возможностей от тех, кто находится ниже лидера, и, в конечном счете, к нарушению связи.

В результате процесс принятия решений становится менее творческим. Левин также пришел к выводу, что переход от авторитарного к демократическому стилю или наоборот сложнее, чем переход между другими стилями руководства.

По этим причинам авторитарные стили руководства лучше всего использовать, когда необходимы быстрые решения, когда необходим строгий контроль и требуется быстрая оптимизация рабочих процессов.

Самые известные самодержавные лидеры — диктаторы, такие как Адольф Гитлер и Наполеон Бонапарт; однако бывают ситуации, когда этот стиль может обеспечить хорошие результаты.

Рассмотрите распределение припасов и планы эвакуации во время и после стихийного бедствия. Если это стихийное бедствие было особенно неожиданным, у тех, кто обычно принимает решения, скажем, о спасении других и раздаче еды, может быть очень мало времени для принятия решения.

Стили лидерства, которые замедляют темп принятия решений, такие как демократический или невмешательство, имеют значительные недостатки по сравнению с авторитарным стилем, который позволяет лидеру быстро принимать решения.

Автократический стиль руководства также полезен в ситуациях, когда подчиненные мало знают о проблеме и не имеют времени учиться. Например, рассмотрим самолет, который приземляется на воду.

Стюардессы в самолете имеют ограниченное количество времени для эвакуации пассажиров на специализированных спасательных плотах.

В этой ситуации стюардессы могут самовольно руководить пассажирами, давая пассажирам четкие инструкции, которым они должны следовать при выполнении поставленной задачи.

Демократическое лидерство

Первоначальное исследование Левина (1939 г. ) о школьниках показало, что, как правило, партиципативное или демократическое лидерство чаще всего было наиболее эффективным в создании декоративно-прикладного искусства.

Демократические лидеры дают советы членам группы, а также позволяют участвовать и вносить свой вклад от других членов группы. Хотя дети в этой группе были менее продуктивны, чем дети из авторитарной группы, их вклад был более качественным.

В отличие от авторитарного лидерства, те, кто использует демократическое лидерство, сосредотачиваются на команде, а это означает, что члены команды принимают решения совместно.

Совместное принятие решений в демократических командах может снизить риск полного провала, поскольку члены привносят в свои решения собственные точки зрения, а также ведет к более высокому командному духу и более совместной рабочей среде.

С другой стороны, демократическое руководство может привести к медленному принятию решений, а также к чрезмерной зависимости отдельных лиц от команды. Эти два фактора могут сочетаться, создавая совместное бремя.

По словам Левина, демократическое лидерство лучше всего использовать, когда члены команды являются экспертами и необходимо создать чувство собственности.

Демократические лидеры стремятся расширить возможности подчиненных, позволяя им участвовать в принятии решений; однако, в конечном счете, окончательное решение остается за лидером.

Два исторических примера успешного демократического лидерства — генерал Дуайт Эйзенхауэр и Нельсон Мандела.

В деловом мире демократичный генеральный директор может участвовать во встречах со своими подчиненными, где участники могут высказать свое мнение, а у молчаливых членов команды специально спрашивают их мнение, чтобы убедиться, что все точки зрения услышаны.

Например, при принятии решения о том, насколько высоко установить цену на продукт, демократический лидер может учесть отзывы и мнения большой группы, прежде чем принять окончательное решение.

Лидерство по принципу невмешательства

При лидерстве по принципу невмешательства лидер позволяет команде управлять собой, не вмешиваясь напрямую в процесс принятия решений. В этом стиле все полномочия по постановке целей, решению проблем и принятию решений передаются подчиненным.

С точки зрения лидера, цель управления по принципу невмешательства — создать сильную команду, а затем избежать вмешательства.

Лидеры Laissez-faire, как правило, озабочены созданием и формулировкой своего видения, а также тем, какие шаги необходимо предпринять для его реализации.

Однако, как только видение лидера сформулировано, задача команды состоит в том, чтобы понять, как его реализовать.

Лидерство, основанное на принципах невмешательства, имеет тенденцию работать на высоких уровнях организации, где старшие руководители назначают других старших руководителей и позволяют им решать определенные проблемы (Lewin, 1939).

Одно из преимуществ лидерства, основанного на невмешательстве, заключается в том, что оно создает личную ответственность. Во-вторых, он поддерживает быструю коррекцию курса, поскольку мотивированные люди, работающие автономно, преодолевают проблемы и корректируют свое направление гораздо быстрее, чем если бы им нужно было получить одобрение.

Наконец, лидерство по принципу невмешательства способствует более высокому удержанию сотрудников в организациях (Chaudhry & Javed, 2012).

Лидерство, основанное на принципах невмешательства, как правило, работает лучше всего в ситуациях, когда члены команды организации обладают высокой квалификацией и, таким образом, способны преодолевать барьеры быстрее, чем если бы они ждали, пока лидер создаст ответ на проблему.

Возможно, наиболее ярким примером лидерства в сфере невмешательства в деловом мире является буфет Уоррена.

Например, рассмотрим исследовательскую лабораторию, в которой много высококвалифицированных ученых работают над своими собственными проектами.

Во время группового собрания руководитель лаборатории может сидеть в кресле и высказывать свое мнение только тогда, когда его специально интересует член команды.

Отдельные члены команды могут поднимать свои проблемы и решать их усилиями группы, но не лидера.

В результате каждый ученый может проявлять автономию и нести личную ответственность за свои исследования.

Дополнительные стили и модели лидерства

Трансформационное лидерство

Трансформационные лидеры моделируют поведение, ставят четкие цели, возлагают большие надежды и предлагают поддержку. В основе стиля лежит представление убедительного видения и набора ценностей для работы.

Трансформационные лидеры создают культуру, которая склонна избегать обвинений, а не сосредотачиваться на проблемах, с которыми команда сталкивается коллективно, и на том, как их можно решить.

Трансформационных лидеров часто называют «тихими лидерами», которые предпочитают моделировать поведение, а не объяснять его.

Они также известны тем, что не строят подробных планов, вместо этого содействуя разговорам между людьми внутри и за пределами организации для достижения своей цели.

С другой стороны, трансформационное лидерство может сбалансировать потребность как в краткосрочных, так и в долгосрочных целях. Подчиненные часто доверяют трансформационным лидерам, потому что они ведут себя честно и образуют коалиции.

в-третьих, трансформационные лидеры имеют общение, ориентированное на видение. Объективно и страстно рассказывая о долгосрочной цели, трансформационные лидеры могут поддерживать мотивацию всех сотрудников организации и вовлекать их в достижение этой цели.

Однако у трансформационного лидерства есть и недостатки. Во-первых, это может быть неэффективно в начале. Это происходит потому, что трансформационное лидерство основано на доверии.

В начале своего пребывания в должности, до того, как они установили доверие и сотрудничество в своей организации, другим может быть трудно объединиться с лидером для достижения общей цели.

Еще одним недостатком трансформационного лидерства является отсутствие акцента на деталях.

Поскольку трансформационные лидеры заинтересованы в том, чтобы вдохновлять других, они могут столкнуться с трудностями при выполнении повседневных задач.

Трансформационное лидерство наиболее эффективно, когда команде нужно долгосрочное вдохновляющее видение, когда право на лидерство заслужено и когда нет необходимости в срочном, краткосрочном фокусе.

Трансформационное лидерство часто неуместно, когда кто-то новичок в организации и ему еще предстоит завоевать доверие своей команды.

Транзакционное лидерство

Транзакционный стиль лидерства рассматривает отношения между лидерами и последователями как транзакцию. С этой точки зрения последователь присоединяется к лидеру и соглашается на вознаграждение за достижение определенных целей или критериев эффективности.

Затем транзакционный лидер проверяет взаимосвязь между производительностью и вознаграждением таким образом, чтобы стимулировать подчиненного к повышению производительности.

Согласно Kahai et al. (2004), групповая эффективность была выше в условиях транзакционного лидерства, чем в других.

Транзакционные лидеры, как правило, сосредотачиваются на выполнении задач и подчинении сотрудников и в значительной степени полагаются на организационные вознаграждения и наказания (Burns, 2003).

Стратегическое лидерство

Стратегическое лидерство уравновешивает способность влиять на команды для принятия решений, ведущих к долгосрочному успеху, с пониманием текущего культурного и финансового контекста организации. Делая это, стратегические лидеры могут связать долгосрочные видения и концепции с повседневной работой.

Согласно Davies and Davies (2004), стратегические лидеры обладают организационными способностями:

  1. быть стратегически ориентированными;
  2. воплотить стратегию в жизнь;
  3. объединяют людей и организации;
  4. определить эффективные точки стратегического вмешательства;
  5. развивать стратегические компетенции.

Стратегические лидеры обладают этими организаторскими способностями, потому что они проявляют:

  1. неудовлетворенность или беспокойство по поводу настоящего;
  2. поглощающая способность;
  3. адаптивных возможностей;
  4. мудрость

Как и трансформационное лидерство, стратегическое лидерство носит дальновидный характер, фокусируясь на понимании текущих существующих реалий, а также развивая четкое чувство направления для организации (Korac-Kakabadse & Kakabadse, 1998).

С другой стороны, такое «видение» может стимулировать дебаты и вести стратегические переговоры на основе будущих сценариев (Davies & Davies, 2007).

Однако могущественные видения могут на самом деле нанести ущерб организации.

Создавая и сообщая четкое видение, а также создавая условия, которые требуют от последователей лидера приверженности этому видению, утверждает Швенк (1997), лидер рискует навязать единообразие мышления и задушить здоровые дебаты, уничтожая инакомыслие. и обсуждение, которые необходимы для творческого принятия решений.

Бюрократическое лидерство

Бюрократическое лидерство опирается на четкую иерархию, строгие правила и подчинение своих последователей.

Стиль направлен на приобретение рациональности, а также на избежание двусмысленности (Айдын, 2010). Стиль характеризуется:

  • Хорошо структурированное управление, часто с письменными правилами и положениями. По ее мнению, руководители должны обращать внимание на детали и формальные правила, определяющие права и обязанности подчиненных;
  • Формальная, четко определенная иерархическая структура, в которой подчиненные отбираются и продвигаются по службе на основе квалификации и специализации;
    — Сильные менеджеры, которые работают над поддержанием хорошо структурированной структуры для того, что часто является большой рабочей силой; и,
  • Руководители, ориентированные на задачу, четко ставящие перед подчиненными задачи и дающие указания.

Преимущество бюрократического лидерства в том, что оно масштабируемо, предсказуемо, направлено на создание лучших практик, ведет к высокому уровню гарантий занятости, централизует обязанности и роли в командах и поощряет знакомство (Kaleem, Asad, & Khan, 2013).

Однако этот стиль также имеет тенденцию ограничивать движение вперед внутри организации, может привести к подавлению производительности, часто основан на системе квот, часто основывает решения на структуре затрат, оставляет меньше места для командного вклада и творчества, чем некоторые другие стили, не обязательно эффективна и может быть затруднена перед лицом изменений.

Лидерство в стиле тренера

Лидерство в стиле тренера характеризуется сотрудничеством и руководством. Лидеры сосредотачиваются на признании сильных и слабых сторон каждого члена команды и мотивации, чтобы помочь им стать лучше.

В отличие от авторитарного стиля руководства Левина, лидеры в стиле тренера сосредотачиваются на выявлении лучших качеств отдельных членов команды, а не на принятии решений сверху вниз.

Со временем это приводит к тому, что краткосрочное решение проблем заменяется долгосрочным стратегическим мышлением (Berg & Karlsen, 2016).

Лидерство в стиле тренера имеет много характеристик. Ли и др. (2020) уточните на них как:

  • Обратная связь предоставляется как руководством, так и командой. Всем, независимо от их статуса в организации, рекомендуется принимать конструктивные отзывы и действовать в соответствии с ними.
  • Лидеры становятся эффективными коммуникаторами, которые делятся, вовлекают и слушают команду.
  • Делегирование является эффективным и преднамеренным. Это позволяет сотрудникам работать в полную силу и развивать свои навыки. Участникам команды приписывают их успехи.
  • Задача лидера — помочь своим командам визуализировать цели, стоящие за тем, что они делают. Сообщив об этом видении, лидеры могут предоставить своим подчиненным автономию для выполнения своей работы.
  • Микроуправление не приветствуется. Наоборот, лидер в стиле тренера мотивирован на то, чтобы помочь другим добиться успеха и достичь личных и групповых целей.
  • Четкая эмпатия и осознанность в действиях и общении лидера.
  • Поощрение личного и профессионального развития сотрудников.
  • Возможности для индивидуального роста и творческого мышления.

Лидерство в стиле тренера может быть эффективным в условиях, когда людям не хватает навыков или знаний для достижения общего видения или они устали по другим причинам, обеспечивая направление и мотивацию и поощряя развитие навыков. В результате получается более крепкая и эффективная команда.

Дополнительные положительные стороны лидерства в стиле тренера включают (Lee et al., 2020):

  • Сотрудники, которые тратят больше времени на обмен знаниями и участие в росте и развитии;
  • Снижение текучести кадров;
  • Более глубокое понимание проблем, с которыми сталкивается организация, и более творческий подход к их решению;
  • Долгосрочные, устойчивые улучшения производительности;
  • Ощущение, что сотрудники выигрывают от того, что их ценят и все больше связывают с окружающей средой;
  • Повышенное чувство компетентности среди сотрудников и своевременная конструктивная обратная связь, которая помогает им продолжать свое развитие;
  • Конструктивное двустороннее общение и сотрудничество;
  • Благоприятная среда, способствующая творчеству;
    – Повышение доверия и сочувствия к лидерам; и,
  • Больше автономии, поскольку сотрудники сами находят решения своих проблем.

Тем не менее, лидерство в стиле тренера имеет и недостатки (Lee, 2020):

  • Увеличивает сроки выполнения задач и достижения целей. Это затрудняет внедрение лидерства в стиле коучинга в быстро меняющихся условиях с высоким давлением или в компаниях, которым нужны своевременные и предсказуемые результаты;
  • Трудно внедрить, если сотрудники не желают получать или боятся негативных отзывов;
  • Требует, чтобы менеджеры проводили больше времени со своим персоналом.

Одним из примечательных примеров лидерства в стиле тренера является компания Microsoft. Когда Сатья Наделла стал генеральным директором Microsoft в 2014 году, культура была застойной и фиксированной.

Наделла призвал своих сотрудников учиться на ошибках, а не избегать их или прятаться от них, превратив компанию из компании, которая ценит «знание», в компанию, которая ценит обучение.

Совместное лидерство

Совместное лидерство — это один из четырех стилей совместного принятия решений. Это стиль лидерства, при котором, как следует из названия, всем членам команды предлагается вносить свой вклад и высказывать мысли о целях и решениях группы.

Среди хорошо известных примеров лидера, предполагающего активное участие, можно назвать Билла Гейтса и Джима Ленца.

 

Дополнительная литература

Hersey, P., & Blanchard, K. H. (1969). Теория жизненного цикла лидерства. Журнал обучения и развития.

Ван, Х., и Гуань, Б. (2018). Положительное влияние авторитарного руководства на производительность сотрудников: сдерживающая роль дистанции власти. Frontiers in Psychology, 9, 357.

Гастил, Дж. (1994). Метааналитический обзор продуктивности и удовлетворенности демократическим и авторитарным руководством. Исследование малых групп, 25(3), 384-410.

Баркьези, Массачусетс, Ла Белла, А. (2007). Стили лидерства самых уважаемых компаний мира: целостный подход к измерению эффективности лидерства. Международная конференция по управленческой науке и технике.

Берг, М.Е., и Карлсен, Дж.Т. (2016). Изучение практики коучингового стиля руководства в проектах. Обзор управленческих исследований .

Бернс, Дж. М. (2003). Трансформация лидерства: новая погоня за счастьем . Гроув Пресс.

Чаудри, А. К., и Джавед, Х. (2012). Влияние транзакционного и либерального стиля руководства на мотивацию. Международный журнал бизнеса и социальных наук , 3 (7).

Дэвис, Б.Дж., и Дэвис, Б. (2004). Стратегическое лидерство. Лидерство и управление школой , 24 (1), 29-38.

Кахай, С.С., Сосик, Дж.Дж., и Аволио, Б.Дж. (2004). Эффекты участия и директивного лидерства в электронных группах. Управление группой и организацией , 29 (1), 67-105.

Калим, Ю., Асад, С., и Хан, Х. (2013). Стили лидерства и использование соответствующих стилей в различных обстоятельствах.

Корак-Какабадзе, А., Корак-Какабадзе, Н., и Майерс, А. (1998).

Добавить комментарий