Что такое лидерство, кто такой лидер и как им стать? — Psychology. Психология на vc.ru
Под лидерством понимается искусство оказывать влияние на людей для достижения групповых целей. Делается акцент на том, что лидеры должны обладать следующими основными качествами: уметь устанавливать контакт со своими подчиненными, направлять их, выступать посредником в конфликтах, решать проблемы путем сравнения различных альтернатив, правильно распределять ограниченные ресурсы, идти на риск и проявлять инициативу.
105 просмотров
В психологии выделяют четыре основных теоретических подхода к изучению лидерства: поведенческий подход, ситуационный подход, личностный подход (теория черт) и интегративный подход (синтетическая теория лидерства). Первой признанной теорией в психологии была «теория черт» (иногда ее называют «теорией харизмы» от слова «харизма»), которая представляла подход к чертам личности и сосредотачивалась на врожденных и уникальных качествах лидеров. В этой теории лидерство как социально-психологический феномен рассматривается как совокупность выдающихся черт личности, наличие которых позволяет лидерам продвигаться по службе, занимать руководящие должности и удерживать власть.
В ответ на эту теорию был применен подход, который поставил вопрос о том, откуда берутся лидеры и откуда берет начало сам феномен лидерства. Согласно этой теории, под лидером понимается человек, который наиболее соответствует социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживается ее норм и ценностей. Теория лидерства как функции группы предполагает, что члены группы выбирают лидеров, которые способны агрегировать ключевые ценности группы, что лидеры должны знать и удовлетворять интересы и потребности своих последователей, что лидеры являются инструментами для достижения целей группы.
Одним из самых больших парадоксов развития современного человеческого общества является то, что лучшими лидерами сегодня является новый тип человека — нарциссический лидер, который способен настойчиво преследовать свои цели, эмоционально отстраненный и изолированный от общества. Феномен «нарциссического лидера» в психологии в широком понимании обычно связывают с ростом нарциссических тенденций в современном человеческом обществе. В более узком смысле людей часто называют нарциссическими лидерами, когда они демонстрируют несколько специфических поведенческих характеристик, таких как самодостаточность, уверенность в себе и независимость от мнения других.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал про психологию(много чего нового узнаете, если захотите конечно😉)
📖 48. Понятие «лидер» и «лидерство». Шпаргалка по социальной психологии.
Челдышова Н. Б. Страница 48. Читать онлайнЛидерство доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу:
1) традиционное лидерство основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;
3) харизматическое лидерство основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер организатор воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;
2) лидер творец обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;
3) лидер борец обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;
4) лидер дипломат опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер утешитель всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Психология bookap
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.
Лидерство – определение и значение
Лидерство – это процесс, в котором человек вдохновляет людей на достижение поставленных целей.
Определения
Понятие «лидерство» определяется различными учеными следующим образом:
«Лидерство — это процесс, в котором один член влияет на поведение других членов группы для достижения общих целей» . – Hollander
«Лидерство – это процесс, посредством которого лидер направляет действия своих последователей для достижения определенных целей» . — Hemphill
«Лидерство — это способность человека влиять на поведение других в большей степени, чем другие влияют на его поведение» – Lapiere
«Лидерство — это искусство мобилизации других на борьбу для достижения общих целей». – Коэн
«Лидерство – это способность начальника влиять на поведение подчиненных и убеждать их двигаться по определенному пути». – Барнард
Значение
Лидерство – это способность влиять на поведение других для достижения целей. Лидерство также можно рассматривать как процесс, в котором лидер помогает последователям достичь общих целей с точки зрения следующего:
- Лидер планирует стратегии для последователей для достижения общих целей.
- Лидер помогает последователям выполнять запланированные стратегии.
- Лидер дает видение и направление последователям.
- Лидер контролирует действия последователей, чтобы удерживать их на правильном пути.
- Лидер организует деятельность последователей.
- Лидер помогает последователям создать необходимую мощность.
- Лидер предлагает лучшую идеологию своим последователям.
- Лидер служит посредником для последователей.
- Лидер служит представителем последователей.
Примеры:
Ниже приведены примеры лидеров, участвующих в руководстве своими последователями:
- Политический лидер, избранный общественностью.
- Капитан команды в игре.
- Руководитель организации или учреждения.
- Идеологический лидер, за которым следуют люди, твердо верящие в его идеологию.
- Религиозный лидер, за которым следуют последователи той же религии, напр. религиозный проповедник
- Известные общественные деятели, известные своим общественным вкладом, которые влияли на других и, таким образом, считаются идеалом для многих людей, e.g. Нельсон Мандела, Авраам Линкольн, Мао Цзэдун, Махатма Ганди, Мать Тереза и так далее.
Все вышеперечисленные лидеры по-разному влияют на поведение своих последователей. Большинство лидеров могут напрямую участвовать в формировании действий своих последователей. Например, группа людей во главе с лидером, которая целенаправленно работает для достижения каких-то общих целей. Примером может быть образовательное учреждение, где руководитель учреждения действует, чтобы направлять других сотрудников учреждения и направлять их на правильный путь для достижения целей этого учебного заведения. Другим примером может быть команда игроков, в которой капитан выступает в качестве лидера, который направляет игроков к победе в игре (что является общей целью команды).
Однако, как видно из приведенных выше примеров, не все лидеры напрямую связаны со своими последователями, чтобы направлять их поведение. Это означает, что какой-то лидер может выступать в качестве идеала или источника вдохновения для своих последователей. Например, если кто-то каким-то образом внес вклад в общество или внес какие-то положительные изменения в какой-то сектор общества. Такого человека многие считают лидером. Такой лидер, как источник вдохновения, определенным образом влияет и на поведение своих последователей.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Функции лидерстваСтили и рамки лидерства, которые вы должны знать 900 01
Ключевые выводы
- Стили лидерства относятся к лидерам характерное поведение при руководстве или управлении группами людей.
- Знание и преднамеренная корректировка своего стиля руководства может помочь менеджерам лучше общаться и укреплять позитивные отношения в своих командах.
- Левин и его коллеги провели первое заметное исследование стилей лидерства на маленьких детях, выполняющих проекты декоративно-прикладного искусства. Они выделили три стиля руководства: автократический, демократический и либеральный.
- Существует множество стилей лидерства помимо тех, которые определил Левин. Среди них стратегическое, тренерское, бюрократическое, трансформационное и транзакционное лидерство.
- Каждый стиль руководства имеет свои преимущества и недостатки. В результате лучший стиль руководства для менеджера зависит от его целей и организационных обстоятельств, с которыми ему приходится справляться.
Содержание
Что такое стили руководства?Стиль лидерства — это характерное поведение лидера при руководстве или управлении группами людей. Стандартный стиль лидерства человека — это способ, которым он чувствует себя наиболее комфортно, ведя других к достижению своего видения.
Barchiesi et al. (2007) измерили влияние эффективности лидерства на производительность и отношение команд.
Исследователи обнаружили, что, хотя высокие индексы лидерства не связаны с прошлой работой команды, они связаны как с более высокой вероятностью того, что производительность команды повысится в будущем, так и с более высокой репутацией организаций, которые эти команды принадлежать.
Информация о стиле лидерства может иметь большое значение для менеджеров, поскольку дает им представление о том, как их воспринимают другие.
Эта осведомленность может помочь лидерам лучше общаться, оценивать потребности других и налаживать позитивные отношения.
Левин (1939) и его коллеги решили определить различные стили лидерства. В то время как другие исследователи выявили больше, оригинальная работа Левина послужила основой для более определенных теорий лидерства.
Левин и др. начал экспериментальные исследования лидерства и групповых процессов к 1939 году, изучая эффективную рабочую этику при различных стилях руководства.
Левин распределил школьников в одну из трех групп с авторитарным, демократическим или либеральным лидером, а затем руководил проектом декоративно-прикладного искусства.
Автократическое лидерство
Автократическое лидерство, также известное как автократическое лидерство, ориентировано на лидера. Авторитарные лидеры дают четкие представления о том, что нужно сделать, когда это следует сделать и когда это следует сделать.
В результате между лидером и участниками возникает разделение, поскольку лидер принимает решения независимо от группы.
Поскольку в этом стиле решения принимает только один человек, принятие решений может происходить намного быстрее, чем в других стилях руководства. Это может повысить производительность и снизить стресс определенных групп, таких как небольшие команды или страны, находящиеся в конфликте не на жизнь, а на смерть.
С другой стороны, самодержавное лидерство может вызвать страх и разочарование у тех, кто следует за лидером, поскольку они чувствуют, что их не слышат.
На верхнем уровне автократический стиль руководства может привести к упущению новых возможностей от тех, кто находится ниже лидера, и, в конечном счете, к нарушению связи.
В результате процесс принятия решений становится менее творческим. Левин также пришел к выводу, что переход от авторитарного к демократическому стилю или наоборот сложнее, чем переход между другими стилями руководства.
По этим причинам авторитарные стили руководства лучше всего использовать, когда необходимы быстрые решения, когда необходим строгий контроль и требуется быстрая оптимизация рабочих процессов.
Самые известные самодержавные лидеры — диктаторы, такие как Адольф Гитлер и Наполеон Бонапарт; однако бывают ситуации, когда этот стиль может обеспечить хорошие результаты.
Рассмотрите распределение припасов и планы эвакуации во время и после стихийного бедствия. Если это стихийное бедствие было особенно неожиданным, у тех, кто обычно принимает решения, скажем, о спасении других и раздаче еды, может быть очень мало времени для принятия решения.
Стили лидерства, которые замедляют темп принятия решений, такие как демократический или невмешательство, имеют значительные недостатки по сравнению с авторитарным стилем, который позволяет лидеру быстро принимать решения.
Автократический стиль руководства также полезен в ситуациях, когда подчиненные мало знают о проблеме и не имеют времени учиться. Например, рассмотрим самолет, который приземляется на воду.
Стюардессы в самолете имеют ограниченное количество времени для эвакуации пассажиров на специализированных спасательных плотах.
В этой ситуации стюардессы могут самовольно руководить пассажирами, давая пассажирам четкие инструкции, которым они должны следовать при выполнении поставленной задачи.
Демократическое лидерство
Первоначальное исследование Левина (1939 г. ) о школьниках показало, что, как правило, партиципативное или демократическое лидерство чаще всего было наиболее эффективным в создании декоративно-прикладного искусства.
Демократические лидеры дают советы членам группы, а также позволяют участвовать и вносить свой вклад от других членов группы. Хотя дети в этой группе были менее продуктивны, чем дети из авторитарной группы, их вклад был более качественным.
В отличие от авторитарного лидерства, те, кто использует демократическое лидерство, сосредотачиваются на команде, а это означает, что члены команды принимают решения совместно.
Совместное принятие решений в демократических командах может снизить риск полного провала, поскольку члены привносят в свои решения собственные точки зрения, а также ведет к более высокому командному духу и более совместной рабочей среде.
С другой стороны, демократическое руководство может привести к медленному принятию решений, а также к чрезмерной зависимости отдельных лиц от команды. Эти два фактора могут сочетаться, создавая совместное бремя.
По словам Левина, демократическое лидерство лучше всего использовать, когда члены команды являются экспертами и необходимо создать чувство собственности.
Демократические лидеры стремятся расширить возможности подчиненных, позволяя им участвовать в принятии решений; однако, в конечном счете, окончательное решение остается за лидером.
Два исторических примера успешного демократического лидерства — генерал Дуайт Эйзенхауэр и Нельсон Мандела.
В деловом мире демократичный генеральный директор может участвовать во встречах со своими подчиненными, где участники могут высказать свое мнение, а у молчаливых членов команды специально спрашивают их мнение, чтобы убедиться, что все точки зрения услышаны.
Например, при принятии решения о том, насколько высоко установить цену на продукт, демократический лидер может учесть отзывы и мнения большой группы, прежде чем принять окончательное решение.
Лидерство по принципу невмешательства
При лидерстве по принципу невмешательства лидер позволяет команде управлять собой, не вмешиваясь напрямую в процесс принятия решений. В этом стиле все полномочия по постановке целей, решению проблем и принятию решений передаются подчиненным.
С точки зрения лидера, цель управления по принципу невмешательства — создать сильную команду, а затем избежать вмешательства.
Лидеры Laissez-faire, как правило, озабочены созданием и формулировкой своего видения, а также тем, какие шаги необходимо предпринять для его реализации.
Однако, как только видение лидера сформулировано, задача команды состоит в том, чтобы понять, как его реализовать.
Лидерство, основанное на принципах невмешательства, имеет тенденцию работать на высоких уровнях организации, где старшие руководители назначают других старших руководителей и позволяют им решать определенные проблемы (Lewin, 1939).
Одно из преимуществ лидерства, основанного на невмешательстве, заключается в том, что оно создает личную ответственность. Во-вторых, он поддерживает быструю коррекцию курса, поскольку мотивированные люди, работающие автономно, преодолевают проблемы и корректируют свое направление гораздо быстрее, чем если бы им нужно было получить одобрение.
Наконец, лидерство по принципу невмешательства способствует более высокому удержанию сотрудников в организациях (Chaudhry & Javed, 2012).
Лидерство, основанное на принципах невмешательства, как правило, работает лучше всего в ситуациях, когда члены команды организации обладают высокой квалификацией и, таким образом, способны преодолевать барьеры быстрее, чем если бы они ждали, пока лидер создаст ответ на проблему.
Возможно, наиболее ярким примером лидерства в сфере невмешательства в деловом мире является буфет Уоррена.
Например, рассмотрим исследовательскую лабораторию, в которой много высококвалифицированных ученых работают над своими собственными проектами.
Во время группового собрания руководитель лаборатории может сидеть в кресле и высказывать свое мнение только тогда, когда его специально интересует член команды.
Отдельные члены команды могут поднимать свои проблемы и решать их усилиями группы, но не лидера.
В результате каждый ученый может проявлять автономию и нести личную ответственность за свои исследования.
Дополнительные стили и модели лидерства
Трансформационное лидерство
Трансформационные лидеры моделируют поведение, ставят четкие цели, возлагают большие надежды и предлагают поддержку. В основе стиля лежит представление убедительного видения и набора ценностей для работы.
Трансформационные лидеры создают культуру, которая склонна избегать обвинений, а не сосредотачиваться на проблемах, с которыми команда сталкивается коллективно, и на том, как их можно решить.
Трансформационных лидеров часто называют «тихими лидерами», которые предпочитают моделировать поведение, а не объяснять его.
Они также известны тем, что не строят подробных планов, вместо этого содействуя разговорам между людьми внутри и за пределами организации для достижения своей цели.
С другой стороны, трансформационное лидерство может сбалансировать потребность как в краткосрочных, так и в долгосрочных целях. Подчиненные часто доверяют трансформационным лидерам, потому что они ведут себя честно и образуют коалиции.
в-третьих, трансформационные лидеры имеют общение, ориентированное на видение. Объективно и страстно рассказывая о долгосрочной цели, трансформационные лидеры могут поддерживать мотивацию всех сотрудников организации и вовлекать их в достижение этой цели.
Однако у трансформационного лидерства есть и недостатки. Во-первых, это может быть неэффективно в начале. Это происходит потому, что трансформационное лидерство основано на доверии.
В начале своего пребывания в должности, до того, как они установили доверие и сотрудничество в своей организации, другим может быть трудно объединиться с лидером для достижения общей цели.
Еще одним недостатком трансформационного лидерства является отсутствие акцента на деталях.
Поскольку трансформационные лидеры заинтересованы в том, чтобы вдохновлять других, они могут столкнуться с трудностями при выполнении повседневных задач.
Трансформационное лидерство наиболее эффективно, когда команде нужно долгосрочное вдохновляющее видение, когда право на лидерство заслужено и когда нет необходимости в срочном, краткосрочном фокусе.
Трансформационное лидерство часто неуместно, когда кто-то новичок в организации и ему еще предстоит завоевать доверие своей команды.
Транзакционное лидерство
Транзакционный стиль лидерства рассматривает отношения между лидерами и последователями как транзакцию. С этой точки зрения последователь присоединяется к лидеру и соглашается на вознаграждение за достижение определенных целей или критериев эффективности.
Затем транзакционный лидер проверяет взаимосвязь между производительностью и вознаграждением таким образом, чтобы стимулировать подчиненного к повышению производительности.
Согласно Kahai et al. (2004), групповая эффективность была выше в условиях транзакционного лидерства, чем в других.
Транзакционные лидеры, как правило, сосредотачиваются на выполнении задач и подчинении сотрудников и в значительной степени полагаются на организационные вознаграждения и наказания (Burns, 2003).
Стратегическое лидерство
Стратегическое лидерство уравновешивает способность влиять на команды для принятия решений, ведущих к долгосрочному успеху, с пониманием текущего культурного и финансового контекста организации. Делая это, стратегические лидеры могут связать долгосрочные видения и концепции с повседневной работой.
Согласно Davies and Davies (2004), стратегические лидеры обладают организационными способностями:
- быть стратегически ориентированными;
- воплотить стратегию в жизнь;
- объединяют людей и организации;
- определить эффективные точки стратегического вмешательства;
- развивать стратегические компетенции.
Стратегические лидеры обладают этими организаторскими способностями, потому что они проявляют:
- неудовлетворенность или беспокойство по поводу настоящего;
- поглощающая способность;
- адаптивных возможностей;
- мудрость
Как и трансформационное лидерство, стратегическое лидерство носит дальновидный характер, фокусируясь на понимании текущих существующих реалий, а также развивая четкое чувство направления для организации (Korac-Kakabadse & Kakabadse, 1998).
С другой стороны, такое «видение» может стимулировать дебаты и вести стратегические переговоры на основе будущих сценариев (Davies & Davies, 2007).
Однако могущественные видения могут на самом деле нанести ущерб организации.
Создавая и сообщая четкое видение, а также создавая условия, которые требуют от последователей лидера приверженности этому видению, утверждает Швенк (1997), лидер рискует навязать единообразие мышления и задушить здоровые дебаты, уничтожая инакомыслие. и обсуждение, которые необходимы для творческого принятия решений.
Бюрократическое лидерство
Бюрократическое лидерство опирается на четкую иерархию, строгие правила и подчинение своих последователей.
Стиль направлен на приобретение рациональности, а также на избежание двусмысленности (Айдын, 2010). Стиль характеризуется:
- Хорошо структурированное управление, часто с письменными правилами и положениями. По ее мнению, руководители должны обращать внимание на детали и формальные правила, определяющие права и обязанности подчиненных;
- Формальная, четко определенная иерархическая структура, в которой подчиненные отбираются и продвигаются по службе на основе квалификации и специализации;
— Сильные менеджеры, которые работают над поддержанием хорошо структурированной структуры для того, что часто является большой рабочей силой; и, - Руководители, ориентированные на задачу, четко ставящие перед подчиненными задачи и дающие указания.
Преимущество бюрократического лидерства в том, что оно масштабируемо, предсказуемо, направлено на создание лучших практик, ведет к высокому уровню гарантий занятости, централизует обязанности и роли в командах и поощряет знакомство (Kaleem, Asad, & Khan, 2013).
Однако этот стиль также имеет тенденцию ограничивать движение вперед внутри организации, может привести к подавлению производительности, часто основан на системе квот, часто основывает решения на структуре затрат, оставляет меньше места для командного вклада и творчества, чем некоторые другие стили, не обязательно эффективна и может быть затруднена перед лицом изменений.
Лидерство в стиле тренера
Лидерство в стиле тренера характеризуется сотрудничеством и руководством. Лидеры сосредотачиваются на признании сильных и слабых сторон каждого члена команды и мотивации, чтобы помочь им стать лучше.
В отличие от авторитарного стиля руководства Левина, лидеры в стиле тренера сосредотачиваются на выявлении лучших качеств отдельных членов команды, а не на принятии решений сверху вниз.
Со временем это приводит к тому, что краткосрочное решение проблем заменяется долгосрочным стратегическим мышлением (Berg & Karlsen, 2016).
Лидерство в стиле тренера имеет много характеристик. Ли и др. (2020) уточните на них как:
- Обратная связь предоставляется как руководством, так и командой. Всем, независимо от их статуса в организации, рекомендуется принимать конструктивные отзывы и действовать в соответствии с ними.
- Лидеры становятся эффективными коммуникаторами, которые делятся, вовлекают и слушают команду.
- Делегирование является эффективным и преднамеренным. Это позволяет сотрудникам работать в полную силу и развивать свои навыки. Участникам команды приписывают их успехи.
- Задача лидера — помочь своим командам визуализировать цели, стоящие за тем, что они делают. Сообщив об этом видении, лидеры могут предоставить своим подчиненным автономию для выполнения своей работы.
- Микроуправление не приветствуется. Наоборот, лидер в стиле тренера мотивирован на то, чтобы помочь другим добиться успеха и достичь личных и групповых целей.
- Четкая эмпатия и осознанность в действиях и общении лидера.
- Поощрение личного и профессионального развития сотрудников.
- Возможности для индивидуального роста и творческого мышления.
Лидерство в стиле тренера может быть эффективным в условиях, когда людям не хватает навыков или знаний для достижения общего видения или они устали по другим причинам, обеспечивая направление и мотивацию и поощряя развитие навыков. В результате получается более крепкая и эффективная команда.
Дополнительные положительные стороны лидерства в стиле тренера включают (Lee et al., 2020):
- Сотрудники, которые тратят больше времени на обмен знаниями и участие в росте и развитии;
- Снижение текучести кадров;
- Более глубокое понимание проблем, с которыми сталкивается организация, и более творческий подход к их решению;
- Долгосрочные, устойчивые улучшения производительности;
- Ощущение, что сотрудники выигрывают от того, что их ценят и все больше связывают с окружающей средой;
- Повышенное чувство компетентности среди сотрудников и своевременная конструктивная обратная связь, которая помогает им продолжать свое развитие;
- Конструктивное двустороннее общение и сотрудничество;
- Благоприятная среда, способствующая творчеству;
– Повышение доверия и сочувствия к лидерам; и, - Больше автономии, поскольку сотрудники сами находят решения своих проблем.
Тем не менее, лидерство в стиле тренера имеет и недостатки (Lee, 2020):
- Увеличивает сроки выполнения задач и достижения целей. Это затрудняет внедрение лидерства в стиле коучинга в быстро меняющихся условиях с высоким давлением или в компаниях, которым нужны своевременные и предсказуемые результаты;
- Трудно внедрить, если сотрудники не желают получать или боятся негативных отзывов;
- Требует, чтобы менеджеры проводили больше времени со своим персоналом.
Одним из примечательных примеров лидерства в стиле тренера является компания Microsoft. Когда Сатья Наделла стал генеральным директором Microsoft в 2014 году, культура была застойной и фиксированной.
Наделла призвал своих сотрудников учиться на ошибках, а не избегать их или прятаться от них, превратив компанию из компании, которая ценит «знание», в компанию, которая ценит обучение.
Совместное лидерство
Совместное лидерство — это один из четырех стилей совместного принятия решений. Это стиль лидерства, при котором, как следует из названия, всем членам команды предлагается вносить свой вклад и высказывать мысли о целях и решениях группы.
Среди хорошо известных примеров лидера, предполагающего активное участие, можно назвать Билла Гейтса и Джима Ленца.
Дополнительная литература
Hersey, P., & Blanchard, K. H. (1969). Теория жизненного цикла лидерства. Журнал обучения и развития.
Ван, Х., и Гуань, Б. (2018). Положительное влияние авторитарного руководства на производительность сотрудников: сдерживающая роль дистанции власти. Frontiers in Psychology, 9, 357.
Гастил, Дж. (1994). Метааналитический обзор продуктивности и удовлетворенности демократическим и авторитарным руководством. Исследование малых групп, 25(3), 384-410.
Баркьези, Массачусетс, Ла Белла, А. (2007). Стили лидерства самых уважаемых компаний мира: целостный подход к измерению эффективности лидерства. Международная конференция по управленческой науке и технике.
Берг, М.Е., и Карлсен, Дж.Т. (2016). Изучение практики коучингового стиля руководства в проектах. Обзор управленческих исследований .
Бернс, Дж. М. (2003). Трансформация лидерства: новая погоня за счастьем . Гроув Пресс.
Чаудри, А. К., и Джавед, Х. (2012). Влияние транзакционного и либерального стиля руководства на мотивацию. Международный журнал бизнеса и социальных наук , 3 (7).
Дэвис, Б.Дж., и Дэвис, Б. (2004). Стратегическое лидерство. Лидерство и управление школой , 24 (1), 29-38.
Кахай, С.С., Сосик, Дж.Дж., и Аволио, Б.Дж. (2004). Эффекты участия и директивного лидерства в электронных группах. Управление группой и организацией , 29 (1), 67-105.
Калим, Ю., Асад, С., и Хан, Х. (2013). Стили лидерства и использование соответствующих стилей в различных обстоятельствах.
Корак-Какабадзе, А., Корак-Какабадзе, Н., и Майерс, А. (1998).