Что такое лидерство? 16 определений, в том числе не самых приятных
Лучший лидер – этот тот, о существовании которого люди едва знают; при этом вся работа сделана, цели достигнуты, а люди говорят: мы сделали это сами. Лао-Цзы.
Лидер определяет, как должно выглядеть будущее, доносит это видение до людей и вдохновляет их на работу, несмотря на препятствия. Джон Коттер.
Лидерство – это раскрытие потенциала людей, чтобы стать лучше. Билл Брэдли.
Лидерство – это умение мотивировать людей делать то, что хотят лидеры. Хорошее руководство, формальное или неформальное, помогает людям во время работы раскрывать их потенциал. Боб Мейсон.
Лидерство – это искусство добиться того, чтобы другие делали то, что вы хотите, но так, чтобы человек сам захотел это сделать. Генерал Дуайт Эйзенхауэр.
Лидерство – это искусство мотивировать других людей бороться за общие цели. Кузес и Познер.
Лидерство – это умение «поднять» человека к высоким стремлениям, повысить его производительность, помочь выйти за обычные ограничения. Питер Друкер.
Мое собственное определение лидерства заключается в следующем: это потенциал и воля сплачивать мужчин и женщин для общей цели, а также характер, который внушает уверенность. Монтгомери.
Лидер – это тот, кто знает дорогу, идет своим путем и указывает путь другим. Джон Максвелл.
Мое определение лидера… Это человек, который может убедить людей делать то, что они не хотят делать, или делать то, что им не нравится или лень делать. Гарри Трумэн.
Лидерство – это способность переводить видение в реальность. Уоррен Беннис.
Лидерство – это способность сделать так, чтобы обычные люди и организации достигали выдающихся результатов. Дэн Маккарти.
Лидерство – это способность устанавливать стандарты и управлять творческим климатом, в котором люди устремлены на достижение долгосрочных и конструктивных целей; это атмосфера взаимного уважения, совместимая с личными ценностями. Майк Вэнс.
Лидерство – это способность заставить людей работать на вас, когда они не обязаны это делать. Фред Смит.
Лидерство является нематериальным качеством без четкого определения. Это, наверное, хорошо, потому что, если бы люди, которыми руководят, знали определение, они бы выследили своих лидеров и убили их. Скотт Адамс.
Есть почти столько же определений лидерства, сколько людей, которые пытались определить это понятие. Стогдилл.
Итак, единственно верное определение лидерству дать сложно. Подумайте, отражают ли эти шестнадцать определений ваше видение лидерства, а также выберите то, которое наилучшим образом соответствует вам в данный момент. Вероятно, что-то нужно подкорректировать, чтобы сделать организацию рабочих процессов и обратную связь с сотрудниками более эффективной. Сегодня многим руководителям в этом помогают не только специальные тренинги и семинары, но и сервисы для управления персоналом , например, облачный сервис «Простой бизнес».
Анатолий — 21.10.2014Лидерство это способность создать целостный механизм из разных характеров, типов, способностей и мнений. Ну вести его к целям, меняя мнение и взгляды на них на основе личного авторитета Ответить
www.prostoy.ru
Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?
Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.
Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.
Кто такой лидер
Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.
Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.
Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.
Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:
Категория качеств | Характеристика |
Физиологическая группа | Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность. |
Психологическая группа | По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. |
Интеллектуальная группа | Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением. |
Деловая и личностная группа | Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность. |
Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.
Разновидности лидерства
Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.
Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.
Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:
- Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
- Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
- Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.
Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:
- бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
- социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
- политический: государственные и общественные деятели.
Классификация в зависимости от главной функции лидера
- Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
- Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
- Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
- Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
- Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.
В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.
Как помочь ребенку стать лидером
Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.
Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.
Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:
- Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
- Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.
Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.
Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:
- Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
- Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
- Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
- Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
- Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.
Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.
Как воспитать в себе лидера
Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.
Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.
Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:
- Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
- Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
- Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.
Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.
Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:
- Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
- Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
- Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
- Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
- Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.
Лидер и руководитель
Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.
Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.
Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:
Признаки лидера в коллективе | Признаки руководителя |
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. | Регулирует официальные связи группы. |
Лидерство — это субъект микросреды. | Руководство — это субъект макросреды. |
Лидерское поведение возникает само собой. | Назначение руководства происходит целенаправленно. |
Лидерство нестабильно. | Существует некая стабильность. |
Нет системы санкций. | Есть система санкций. |
Лидер решает более насущные задачи. | Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия. |
Сфера влияния — малая группа. | Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе. |
Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.
Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:
- Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
- Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
- Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
- Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
- Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
- Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.
Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.
mypsihologiya.ru
1. Характеристики лидера.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Характеристики лидера……………………………………………3
Определение лидерства……………………………………………4
Теории лидерства………………………………………………….4
3.1.Теория врожденного величия…………………………………4
3.2.Бихевиоризм и лидерство………………………………………5
3.3.Теория «икс» и Теория «игрек»……………………………….5
3.4.Теория случайностей и ситуационное лидерство……………6
3.5. Теория «зет»……………………………………………………7
4. Типология лидерства………………………………………………7
4.1.Авторитаризм, демократизм и попустительство…………….7
4.2.Лидер – организатор……………………………………………8
4.3.Лидер – реформатор…………………………………………….8
5. Выдающиеся лидеры индустрии гостеприимства……………….10
6.В чем разница между лидером и менеджментом…………………12
7. Менеджмент…………………………………………………………14
7.1. Умения и навыки руководителя………………………………14
8. Этика…………………………………………………………………15
8.1. Этические проблемы индустрии гостеприимства……………17
8.2. Социальная ответственность и бизнес…………………………17
Выводы………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………18
Лидеры превращают потенциальное в реальное.
Кейт Дэйвис
Введение.
На лидеров был всегда спрос. Однако в последнее время они нужны, может быть, больше, чем когда-либо, потому что во всех отраслях экономики, в том числе и в индустрии туризма и гостеприимства, развернулась борьба, за качество в условиях жесткой конкуренции. Лидеры много могут сделать в такой ситуации, и зачастую делают это.
Один человек, работая в одиночку, может достичь очень немногого. Именно поэтому для достижения крупных целей создаются различные группы и общества. Но группа без личности, способной вести ее к достижению цели, так же беспомощна, как и один человек. Вождь, или лидер, может оказывать, и часто оказывает, огромное влияние на группу людей и на их совместную деятельность по достижению общих целей.
Влияние вождей на судьбы людей может быть и положительным, и отрицательным. Например, Гитлер. Из простого капрала он стал диктатором, который, пусть и недолго, но управлял народами почти всей Европы, заставив их, вступить друг с другом в кровавую бойню. Понимая, какой большой вклад в развитие общества могут сделать талантливые лидеры, очень важно понять, откуда они берутся, и что делает их столь могущественными.
Лидера можно узнать по некоторым чертам характера:
уверенность в себе
мужество
решительность
выносливость
инициативность
цельность характера
здравый смысл
чувство справедливости
тактичность
Вдобавок к ярко выраженным лидерским чертам в самом поведении лидера можно уловить определенные закономерности:
Бросает вызов любым трудностям; склонен к эксперименту и риску; во всем занимает активную, а не пассивную позицию.
Вдохновляет на подвиг: изобретает цель, ставит ее перед людьми, объединяет их для ее реализации.
Ничего не делает один; создает мотивацию к действию у других; делает других сильными; организует взаимодействие.
Моделирует путь; составляет план, подает пример; расставляет вехи.
Поощряет храбрых; признает вклад каждого; празднует общую победу.
2. Определение лидерства.
В связи со сложностью самого понятия «лидер», существованием разных типов лидерства и разным отношением к тем, кто воплощает в себе это понятие, есть несколько определений, что такое лидерство. В чем – то они похожи, а чем-то различаются. Для индустрии гостеприимства наиболее актуально звучит следующее:
Лидерство – это процесс, посредством которого люди с идеями способны давать желаемое направление деятельности других людей.
Лидеры знают. Что они хотят и почему они хотят этого, и они способны передать это другим и добиться их сотрудничества и поддержки.
Если смотреть на историю ХХ в. как на историю замены одних лидеров другими, в ней можно увидеть четыре периода:
1900 – 1945: влияние теории, согласно которой историей управляют великие личности;
1930 – 1970: влияние теории бихевиоризма: лидер как образец и организатор определенного поведения.
1970 – 1980: влияние теории случайностей – ситуационное лидерство;
1990-е: лидер – менеджер.
3. Теории лидерства.
3.1. Теория врожденного величия.
Научное изучение лидерства начинается трактатом «Государь», написанным в 1517г. Н. Макиавелли. В 1869г. Френсис Гэлтон предложил свою теорию, согласно которой черты величия являются врожденными. Всю первую половину ХХ в. историки акцентировали «черты величия», анализируя поступки известных политических лидеров. Считалось само собой разумеющимся, что для достижения успеха необходимо иметь черты характера, общие для всех великих людей. В дополнение к умственным и физическим способностям, подчеркивались личностные характеристики, такие, как самоуверенность, жажда власти, потребность в успехе, в самореализации, потребность доминировать. Приводились примеры великих людей прошлого, обладающих этими характеристиками:
Королева Елизавета 1
Махатма Ганди
Наполеон Бонапарт
Франклин Д. Рузвельт
Джордж Вашингтон
Мао Дзедун
Абрахам Линкольн
Голда Меир
Уинстон Черчилль
Мартин Лютер Кинг
Адольф Гитлер и т.д.
3.2. Бихевиоризм и лидерство.
Теория врожденного величия доминировала в исследованиях по психологии лидерства до тех пор, пока работы Стогдилла не доказали, что никаких четких закономерностей проявления «черт величия» в личности всех известных науке людей нет. Другие исследователи пришли к заключению, что все характеристики, ассоциирующиеся с «величием», являются приобретенными, а не врожденными. Поэтому изучение психологии лидерства сместилось на изучение поведения лидеров.
С 1945 по 1960-е годы бихевиористский подход к лидерству подчеркивал межличностные отношения. Абрахам Маслоу, известный своими работами по психологии потребностей, объяснял поведение людей стремлением удовлетворять пять фундаментальных потребностей: от более насущных к менее насущным. Наиболее насущными Маслоу считает психологические потребности, за ними следуют в порядке убывания их значимости для человека потребность самосохранения, потребность в обществе, потребность в признании и потребность в самовыражении.
Приоритетное удовлетворение этих потребностей обычно совпадают с жизненными циклами человека: в первые годы жизни самыми главными являются психологические потребности, годы юности и молодости посвящается в основном потребности в обществе других людей и любви, зрелость и старость – удовлетворению потребности в самовыражении и призвании.
studfiles.net
Лидерство Определение (что хорошего лидера) 2019
Определение лидерства
Что такое лидерство? Простое определение заключается в том, что руководство — это искусство мотивации группы людей к достижению общей цели.
Это определение лидерства отражает основные возможности быть способными вдохновлять других и быть готовыми сделать это. Эффективное руководство основано на идеях (оригинальных или заимствованных), но этого не произойдет, если эти идеи не могут быть переданы другим таким образом, чтобы привлечь их достаточно, чтобы действовать, как лидер хочет, чтобы они действовали.
Положим еще проще, лидер — это вдохновение и директор акции. Он или она является человеком в группе, который обладает сочетанием навыков личности и лидерства, что заставляет других хотеть следовать его или ее направлению.
Лидерство бизнеса исключительно об улучшении нижней границы?
В бизнесе лидерство сводится к производительности, и любое определение руководства должно учитывать это. Хотя речь идет не только о прибыли, те, кто считается эффективными лидерами, — это те, кто увеличивает лидирующие позиции своей компании — до такой степени, что люди с титулами и обязанностями руководителей часто торгуются, если их усилия не встречаются ожидания прибыли, установленные их советами, высшим руководством или акционерами.
Чтобы еще больше смутить определение лидерства, мы склонны использовать термины «лидерство» и «управление» взаимозаменяемо, ссылаясь на структуру управлен
ru.routestofinance.com
ЛИДЕРСТВО — это… Что такое ЛИДЕРСТВО?
(от англ. leader — ведущий, руководитель), один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. характеризует вместе с тем и специфич. форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан с природой обществ. строя, специфич. характером и структурой группы и конкретно-историч. ситуацией. Проблема Л. привлекала к себе внимание на протяжении веков. Геродот, Плутарх и др. антич. историки ставили в центр историч. повествований действия выдающихся лидеров — монархов, полководцев. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, который любыми средствами достигает политич. целей. Волюнтаристское понимание Л. в бурж. обществоведении развивали Карлейль и Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творч. инстинкта» человека; лидер вправе игнорировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру — основной закон социальной жизни. По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к Л. Массы нуждаются в авторитете, аналогичном авторитету отца семейства. Мн. исследования Л. опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером. В совр. бурж. социологии проблема Л. переводится в план эм-пирич. исследований в малых группах, выявляющих психологич. и социально-психологич. аспекты Л. При этом из социологич. анализа исключаются классовые отношения. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы пси-хометрич. и социометрич. тесты и методики (К.Левин, Дж. Морено, X. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.), применение которых в малых группах приносит известные результаты. Методологич. основа науч. изучения Л.— диалек-тич. и историч. материализм. Л. выступает как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих обществ. отношений. В ан-тагонистич. обществе за отношениями Л. стоят отношения эксплуатации и угнетения; помимо функции согласования и координации усилий членов группы оно выполняет задачи навязывания воли господств. класса. Для социализма характерен демократич., коллективистский тип Л. Оно призвано способствовать проявлению инициативы масс, созданию необходимых условий для оптим. развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности, специфич. признаки ситуации, психологич. особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. возникает как объективная потребность определ. группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к лидеру.По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократич. Л., позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении её деятельностью.
В организациях различают «формальное» и «неформальное» Л.: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» Л. возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Проблемы Л. изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает Л. с т. зр. социальной системы. Социальная психология изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологич. факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы и организации. Особое значение имеет проблема политич. Л. В бурж. социологии получило распространение эмпирич. исследование отд. случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует его науч. теория. Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию отношений нар. масс — классов — партий — политич. руководителей (см. ПСС, т. 41, с. 24). Политич. Л. возникает в процессе классовой борьбы. Каждому этапу обществ. развития и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л. Коммунистич. движение в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма, служащие основой воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистич. обществе возрастает роль науч. управления и организованности во всех сферах общества и соответственно значение изучения социологич. и социально-психологич. проблем Л.Гвишиани Д.М., Организация и управление, М., 19722; Селюков Ф. Т., Руководитель и подчиненный в системе управления, М., 1971; Щ е п е л ь В. М., Руководитель и подчиненный, М., 1972;Руководство и Л., Л., 1973; А ш и н Г.К., Критика совр. бурж. концепций Л., М., 1978; Bass B.M., Leadership, psychology and organizational behavior, N. Y., 1960; Jen n ings E.E,, An anatomy of leadership, N. ?., 1960; Leadership and interpersonal behavior, ed. L. Pctrullo and B. M. Bass, ?. ?., 19?1; Leadership, ed. C. A. Gibb, Middlesex, 1970; Stogdill R. M., Handbook of leadership, N. Y.— L., 1974; Political leadership in industrialized societies; studies in comparative analysis, ed. by L. J. Edinger, N. Y., 1976.
?. H. Aшuн, В. В. Ольшанский.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
dic.academic.ru
Определение понятия «лидерство»
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14Следующая ⇒
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от других, менее успешных организаций тем, что имеют эффективное руководство. Синонимом слова «руководство» является слово «лидерство». Важнейшим вопросом современного менеджмента, который не разрешен до сих пор, является вопрос взаимоотношений понятий «лидерство» и «управление». Руководить и быть лидером; управлять и быть менеджером – это одно и тоже или это разные понятия? Современный менеджмент различает эти понятия.
Управление – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи.
Лидерство – процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на другое лицо или членов группы или даже на всю организацию в целом.
Управляет менеджер. Он воздействует на подчиненных с помощью власти, которой он обладает по своей должности (власть должности). Она делегируется менеджеру сверху, со стороны руководителя более высокого ранга.
Понятие «лидер» существенно более сложное.
Лидер – это человек, обладающий способностью влиять на людей с целью достижения определенных целей. Эти цели могут совпадать, а могут и не совпадать с целями организации. Власть лидера основывается на личной власти, основой которой является уважение и преданность со стороны подчиненных.
Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
Для управления характерно отношение:
начальник (менеджер) –подчиненный;
для лидерства характерны отношения – лидер – последователи.
Властью обладают и менеджеры, и лидеры. Но природа власти у них разная – у менеджеров власть сверху, это власть должности; у лидеров власть снизу, от последователей.
Наиболее общее определение понятия «власть»:
Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия.
Принято выделять пять основных типов и соответственно источниковвласти:
1. Личная власть. Синонимы – референтная или харизматическая власть, основой которой являются индивидуальные свойства руководителя.
Харизма – греческое слово, божественный дар, исключительная одаренность.
Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей исключительным авторитетом, основанном на его личных качествах.
2. Власть должности или законная власть, полученная «из рук» высшего руководства организации. Законная, легитивная власть позволяет руководителям управлять ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных. Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им.
3. Экспертная власть, основанная на знаниях, которых нет у других.
4. Власть, основанная на вознаграждении, проистекающая из возможностей индивида контролировать и управлять некоторыми благами.
5. Власть, основанная на принуждении, проистекающая из возможности наказывать других людей.
Процесс влияния на людей с позиций занимаемой в организации должности называется формальным лидерством.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Существуют многочисленные определения термина «лидерство».
Простейшее определение – лидерство это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.
Более сложное определение. Лидерство – это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфических целей. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением.
13.2 Лидер и менеджер
В предыдущем параграфе отмечено, что природа власти у лидера и менеджера разная – у лидера власть «снизу», у менеджера власть должности. Различия между лидером и менеджером проводится по многим позициям.
Таблица 4
Отличия менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Уважаем | Обожаем |
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Он вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогает им адаптироваться к новому. Менеджеры ориентируются на кем-то установленные цели. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры разрабатываю свои действия в деталях и во времени, планируют привлечение и использование необходимых ресурсов для достижения поставленных целей. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в детали. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и вызывают у своих последователей сильные чувства.
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они используют доверие для организации совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
На практике не наблюдается идеального совпадения этих двух типов отношений управления, но значительная группа успешных менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.
Стили руководства
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель (управленец) делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя.
Современный менеджмент выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику не выносит и не признает своих ошибок, но сам критиковать любит. Работает много и заставляет много работать и других, в том числе и во внеурочное время. В целом для автократа характерен недостаток уважения к своим подчиненным.
Предпосылки автократичного руководителя Дуглас Мак Грегор назвал теорией «Х».
Согласно этой теории:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, привлечения их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, поощрение инициативы и творческой активности, умение считаться с мнениями и советами подчиненных.
Руководитель демократического стиля в своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он старается чаще советоваться с подчиненными и прислушивается к мнению коллег. Не подчеркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля считает своим долгом постоянно и с полной откровенностью информировать подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Руководитель – демократ ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала.
Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки демократического стиля теорией «У»:
1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не боятся ответственности и даже стремятся к ней.
2. Люди используют самоуправление и самоконтроль.
3. Способности к творческому решению проблем встречаются часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Организация, где доминирует демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются широкой свободой при выполнении заданий. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые для работы ресурсы.
Либеральный стиль называют невмешивающимся стилем руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения, осторожностью в делах, неуверенностью в своей компетенции и непоследовательностью в действиях и др. Либеральный руководитель легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам, во взаимоотношениях с подчиненными вежлив и доброжелателен. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет особой активности. Как правило, он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Готов выслушать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые правильные решения. Подчиненные располагают большой свободой действий. Пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решения.
Теория лидерских качеств
Современный менеджмент признает, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Однако лидерами становятся не сразу, этому предшествует либо обучение по специальным программам развития лидерских качеств, либо реализация определенного типа деловой карьеры в организации. Сегодня исследования лидерства представлены большим числом различных теорий. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Наиболее ранним подходом в изучении лидерства является теория лидерских качеств. По мнению первых исследователей у лидеров есть некоторые особые качества, которые отличают «великих людей» от простых. Считалось, что лидеры имеют какой-то уникальный набор устойчивых качеств, отличающих их от не лидеров. Поэтому ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на утверждении, что лидерами рождаются, а не становятся.
В результате выявлены более ста лидерских качеств, из которых выбраны пять самых важных:
· ум или интеллектуальные способности;
· господство или преобладание над другими;
· уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела.
Однако многие люди с этими качествами так и не стали лидерами. Практика не подтвердила теорию.
Американские ученые определили четыре группы лидерских качеств:
1. управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения, чтобы это было привлекательным для последователей;
2. управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были понятны и приняты последователями;
3. управление доверием, или способность построить свою деятельности с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
4. управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Главный недостаток – перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине невозможно создать единственно верный образ лидера. Кроме того, во многих случаях измерение многих лидерских качеств оказалось невозможным.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Конспект занятия.
Методический материал: схемы на доске. Организация занятия: Лекция проводится в форме монологического высказывания в соответствии с заранее подготовленным материалом и согласованным с психологом.
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). Типа лидерства Бытовой Социальный Политический Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Литература
Психолог школы № 20 (Хохрякова П.М.)
|
www.vashpsixolog.ru