теория и практика» онлайн полностью📖 — Анна Шилакина — MyBook.
Сведения об авторах
Мазур Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии НАНО ВО «ИМЦ»;
Шилакина Анна Васильевна – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии НАНО ВО «ИМЦ»;
Шилакина Наталья Александровна – практический психолог ресурсного психологического центра ЧУ ВО ИГА;
Шульгина Екатерина Сергеевна – аспирант кафедры психологии НАНО ВО «ИМЦ».
Введение
Лидерство – это создание мира, к которому хотят принадлежать люди.
Жиль Пажу
Лидерство – это важнейший компонент эффективного руководства. Лидерство встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке при наличии общности позиций различных психологов, понятия «лидерство» и «лидер» характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.
Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают различные теории. Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека – ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства, последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать.
Значимость лидерства для руководства организацией будирует вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства связана со способностью лидеров управлять организационной и межличностной коммуникацией людей.
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.
Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальными конфликтами складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи.
Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.
Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.
Исследований, посвященных лидерству и лидерам, в психологии недостаточно, что, находит отражение в практике оказания психологической помощи лидерам, развитию лидерских способностей посредством тренингов, где лидерство остается популярной темой.
Лидерские способности признаются всеми без исключения решающим фактором, который обуславливает успешность любой социальной деятельности. Люди, которые считались безусловными национальными лидерами, воспринимались и как модели руководителей организаций XXI века. Одна из связанных с этим сложностей и опасностей, заключается в том, что великие лидеры могут стать источником величайшего зла. Если руководство означает, в первую очередь, оказание влияния на других людей для достижения коллективных целей, то не только У. Черчилль и Ф. Рузвельт будут великими лидерами, но также И.
Нет ничего удивительного в том, что, когда психологи приступили к исследованию феномена лидерства, они также основывались на не вызывающих сомнений предположениях, лежащих в основе теории о «великом человеке». Они начали с того, что стали выявлять те характеристики, черты личности, которые отличают выдающихся лидеров от других людей. Это послужит отправной точкой и для нас не только в теоретическом аспекте, но и психологической практике помощи лидерам, а также повышению их психологической культуры и профессиональной компетентности.
Социальная психология — Лидерство (3.6)
Лидерство — процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
Лидерство одновременно является продуктом индивида и общества: индивиды, обладающие уникальным набором свойств, конструируют лидерские роли и функции и воспроизводят лидерство как процесс социального управления, структуры которого существуют в обществе и присваиваются через его институты.
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования – подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
Лидерство(лидера) всегда одобряют участники группы, когда с руководителем отношения чаще негативные, подчиненные.
В зарубежной психологии существует множество различных теорий лидерства, наиболее популярными среди которых являются теории черт и ситуационная теория лидерства, теория обстоятельств. Согласно теории черт, лидером может быть не любой человек, но лишь обладающий определенным набором личностных качеств, набором или совокупностью психологических черт. Ситуационная теория предполагает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.
Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с избирательностью, которой ее наделяют члены группы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащим психологическому изучению. Что же составляет основу этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданной деятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходят как реализация именно этих отношений. По существу лидер – это наиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на эффективность ее деятельности.
Если иметь в иду психологическую характеристику личности в коллективе, то ценностные ориентации лидера, к которым обращается группа, характеризуется прогрессивностью в широком смысле этого слова, проникнуты демократизмом и гуманностью. .
Функции лидерства:
планирование, контроль и оценка действий, структурирование, координация последователей как социальной общности;
использование всех видов ресурсов для достижения запланированного результата, вовлечения последователей в конкретную реализацию действий;
выявление необходимости изменений, определение общего направления действий как внутри, так и во вне группы, организации;
ускорение процесса перемен, активизация последователей, инициирование, побуждение к изменениям, развитию и самореализации личностей последователей;
предоставление оптимальных возможностей для самореализации;
создание оптимальных условий для социальных взаимодействий между людьми, формирует благоприятную систему отношений в группе.
Стиль лидерской деятельности:
Иерархический стиль лидерства — Рациональный подход, иерархия.
Трансформационное (преобразующее) лидерство – направленно на формирование философии и культуры организации, в том числе традиций, ценностно-нормативных образований. Фасилитативный стиль лидерства – предполагает «поведение лидера, которое усиливает командную деятельность организации на пути адаптации к окружающей среде, успешного решения проблем и достижения результата». Роль лидера сводится не к решению проблем, а к созданию ситуации успеха и эффекта социальной фасилитации среди последователей, в результате чего повышается их индивидуальная активность и работоспособность.
Лидерство — IResearchNet
Люди одержимы лидерами. Люди сплетничают о боссе; книжные магазины аэропортов переполнены книгами о лидерстве; текущие дела анализирует действия лидеров; и большая часть организационной науки посвящена лидерству. Это неудивительно. Лидеры имеют огромное влияние на своих последователей — лидеры принимают решения за своих последователей и определяют ход их жизни и даже то, кем они являются, и поэтому последователи сосредоточены на том, насколько эффективны их лидеры; как они избираются, назначаются и смещаются; и ведут ли они к добру или ко злу.
Лидерство Определение
Лидерство – это процесс, посредством которого отдельный человек или группа может влиять на других, чтобы усвоить коллективное видение и мобилизовать их для достижения этого видения. Эффективное лидерство трансформирует цели и амбиции людей, даже их идентичность, и заменяет ориентированное на себя поведение поведением, ориентированным на группу. Осуществление власти над людьми с целью заставить их через поощрения и наказания подчиняться приказам и подчиняться чьей-то воле — это не лидерство.
Индивидуальные качества великих лидеров
Хотя лидерство — это групповой процесс (лидерам нужны последователи), исследования лидерства имеют долгую историю сосредоточения внимания только на качествах лидеров, которые делают их эффективными — великих лидерах. Убеждение 19-го века, что лидерами рождаются, а не становятся, больше не в моде — исследования не смогли найти гены «великого лидера». Однако идея о том, что у одних людей есть личности, какими бы приобретенными они ни были, которые предрасполагают их к эффективному лидерству в любых ситуациях, в то время как у других нет, привлекла огромное внимание исследователей. В окончательном обзоре, опубликованном в 2002 году, сделан вывод о том, что три из «большой пятерки» характеристик личности связаны с эффективным лидерством: экстраверсия, открытость опыту и добросовестность. В целом, однако, личность не позволяет людям очень надежно различать эффективных и неэффективных лидеров.
Что делают эффективные лидеры?
Возможно, некоторые модели поведения лидеров более эффективны. Появилось одно надежное различие между стилем лидерства, который уделяет больше внимания групповой задаче и выполнению задач (лидерство, ориентированное на задачу), и стилем, который уделяет внимание отношениям между членами группы (социально-эмоциональное лидерство). Большинству групп требуются оба типа лидерства, и люди, которые способны одновременно сфокусироваться на задаче и социально-эмоционально, как правило, наиболее эффективны.
Интеракционистские взгляды на лидерство
Однако разные ситуации и разные групповые действия требуют разных акцентов на задаче или на отношениях — и в этом случае относительная эффективность ориентированных на задачу и ориентированных на отношения лидеров может зависеть от свойств лидера. ситуация лидерства. Эта идея отражена в теории непредвиденных обстоятельств лидерства Фреда Фидлера, очень популярной в 1970-х годах; Одна из сильных сторон этой теории заключалась в том, что у Филдера был новый способ измерения обоих стилей лидерства (наименее предпочтительная шкала коллег) и классификации того, насколько хорошо структурированы ситуации. Как правило, лидерство, ориентированное на отношения, было наиболее эффективным, если групповое задание не было очень плохо или очень хорошо структурировано.
Другая интеракционистская точка зрения — нормативная теория принятия решений. Лидеры могут принимать решения автократически (вклад подчиненных не запрашивается), консультативно (вклад подчиненных запрашивается, но лидер сохраняет за собой право принимать окончательное решение) или как подлинное групповое решение (лидер и подчиненные являются равными партнерами в совместном принятии решения). изготовление). Относительная эффективность этих стратегий зависит от качества отношений между руководителем и подчиненным, а также от ясности и структуры задачи. Автократическое лидерство быстрое и эффективное, если отношения между руководителем и подчиненными хорошие, а задача хорошо структурирована. Когда задача менее ясна, лучше всего использовать совещательное руководство, а когда отношения между руководителем и подчиненными плохие, лучше всего принимать групповые решения.
Третья интеракционистская теория — это теория пути-цели, которая предполагает, что основная функция лидера — мотивировать последователей, проясняя пути, которые помогут им достичь своих целей. Лидеры делают это, направляя деятельность, связанную с задачей (структурирование), или обращаясь к личным и эмоциональным потребностям последователей (рассмотрение). Структурирование наиболее эффективно, когда последователям неясны их цели и способы их достижения, а рассмотрение наиболее эффективно, когда задача скучна или неудобна.
Транзакционное лидерство
Лидерство можно рассматривать как взаимодействие между лидерами и последователями: лидер делает что-то, принося пользу последователям, а последователи, в свою очередь, позволяют лидеру вести за собой. Эрик Холландер ввел термин идиосинкразический кредит для описания сделки, в которой лидеры, изначально соответствующие групповым нормам и, следовательно, хорошо служащие группе, впоследствии вознаграждаются группой, позволяя им быть своеобразными и инновационными — ключевые черты эффективного лидерства.
Одной из ключевых теорий транзакционного лидерства является теория обмена лидер-участник (LMX). Поскольку руководителям приходится общаться со многими подчиненными, они различают их и развивают разные LMX-отношения с разными подчиненными — качество этих отношений варьируется от основанных на взаимном доверии, уважении и обязательствах (высококачественные LMX-отношения) до механических отношений. на основе официального трудового договора между руководителем и подчиненным (некачественные отношения). Эффективное лидерство основывается на развитии качественных LMX-отношений с максимально возможным количеством подчиненных — эти отношения мотивируют последователей и связывают их с группой.
Трансформационное лидерство и харизма
Лидеры, как правило, изобретательны и способны мобилизовать последователей на покупку и реализацию своего нового видения группы — они трансформируют. Трансформационное лидерство характеризуется (а) пристальным вниманием к потребностям, способностям и стремлениям последователей, (б) вызовом базовому мышлению, предположениям и практикам последователей и (в) проявлением харизмы и вдохновения. Харизма занимает центральное место в трансформационном лидерстве (много говорится о харизматических или дальновидных лидерах и лидерстве), что вызвало споры среди ученых (а) о том, является ли это возвращением к старым личностным взглядам на лидерство, и (б) о том, как может различать харизму на службе зла (Слободан Милошевич) и харизму на службе добра (Нельсон Мандела).
Стереотипы лидерства
Согласно теории категоризации лидеров, люди имеют стереотипные ожидания (схемы) в отношении качеств, которыми должен обладать эффективный лидер в целом или в конкретных ситуациях лидерства. Как только человек классифицирует кого-то как лидера, этот человек автоматически включает соответствующую схему лидерства — чем лучше соответствие между фактическими характеристиками лидера и схемой лидерства, тем более благоприятны оценки человека лидера и его или ее лидерства.
Стереотипные ожидания могут повлиять на лидерство двумя другими способами. Согласно теории статусных характеристик, в ориентированной на задачу группе оценка человеком эффективного лидерства основывается на том, считает ли он, что лидер обладает качествами для выполнения групповой задачи, называемыми специфическими статусными характеристиками, и является ли лидер членом группы. группа с высоким статусом в обществе и, следовательно, обладает качествами, которые ценятся в обществе, называемыми характеристиками диффузного статуса.
Теория соответствия ролей фокусируется на гендере и лидерстве. Аргумент состоит в том, что стереотипы о женщинах обычно плохо согласуются со схемами эффективного лидерства, и, таким образом, во многих ситуациях лидерства женщинам трудно зарекомендовать себя как эффективных лидеров. Существует несоответствие между атрибутами руководящей роли и стереотипными атрибутами женщин.
Социальная идентичность и лидерство
Согласно теории социальной идентичности лидерства, ключевая функция лидерства заключается в формировании, преобразовании и консолидации своей идентичности как члена группы — своей социальной идентичности. Следствием этого является то, что если членство в группе важно для человека, особенно для его или ее самоощущения, на человека с большей вероятностью будет влиять лидер, который соответствует его или ее пониманию того, что представляет собой группа. лидером, являющимся прототипом группы), чем тем, кто таковым не является. Эффективное лидерство в таких группах в значительной степени зависит от восприятия последователями прототипа, даже в той мере, в какой общие атрибуты хорошего лидерства теряют свое значение. Одна из причин, по которой лидеры, являющиеся прототипами членов субъективно важных групп, могут быть эффективными, заключается в том, что последователи верят, что, поскольку их идентичность и идентичность группы близко совпадают, лидеры относятся к членам справедливо и должны действовать в интересах группы, поэтому поэтому им доверяют и им позволяют быть инновационными.
Ссылки:
- Геталс, Г. Р., Соренсон, Г. Дж., и Бернс, Дж. М. (ред.). (2004). Энциклопедия лидерства. Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
- Хогг, Массачусетс (2007). Социальная психология лидерства. В А. В. Круглански и Э. Т. Хиггинсе (ред.), Социальная психология: Справочник по основным принципам (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Юкл, Г. (2002). Лидерство в организациях (5-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Лидерство | Психология сегодня
Менеджмент
Отзыв от Psychology Today Staff
Успешным лидерам часто приписывают высокий социальный интеллект, способность принимать изменения, внутренние ресурсы, такие как самосознание и самообладание, и, прежде всего, способность сосредоточиться на вещах, которые действительно заслуживают их внимания. Это желательные навыки и для всех остальных.
«Лидерство — это способность претворять видение в жизнь», — сказал Уоррен Беннис, пионер исследований в области лидерства, и, как правило, ответственностью лидера является разработка видения для людей и организаций, которыми они руководят. Им также необходимо эффективно сообщать о своих приоритетах другим и вдохновлять их на достижение этих целей. Лидерство не зависит от звания. Лидеры могут появиться на любом уровне, если они смогут мотивировать тех, с кем они сотрудничают, на стремление к общей цели.
Содержимое
- Качества великих лидеров
- Стать лучшим лидером
Качества великих лидеров
Эффективные лидеры, вероятно, обладают некоторыми общими чертами личности, включая общительность, амбиции и любопытство, и эти черты могут иметь большее значение для роли, чем интеллект. Генетика, по-видимому, влияет на способность к лидерству из-за унаследованных личностных черт, но факторы окружающей среды, такие как образование и возможности, также играют значительную роль.
Хорошими лидерами рождаются или становятся?
Исследователи подсчитали, что лидерство рождается примерно на треть, а становится на две трети. Некоторые врожденные черты, такие как экстраверсия, настойчивость, эмпатия и социальный интеллект, являются важными элементами лидерства, но обучение, образование, саморазвитие и опыт не менее важны.
Как хорошие лидеры вдохновляют других?
Лидеры не могут сосредоточиться только на задачах и стратегиях; они также должны обращать внимание на отношения и моральный дух. Один из лучших способов сделать это — развивать культуру благодарности, похвалы и благодарности коллег за работу, которую они делают, и идеи, которые они привносят. Исследования показывают, что сотрудники в таких условиях работают более продуктивно и более вежливо относятся к клиентам.
Важна ли харизма для лидера?
Харизму трудно определить, но обычно она включает в себя способность сигнализировать о своей уверенности и компетентности другим, а также выражать понимание посредством языка тела, риторических навыков и убеждения. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, является ли это необходимой чертой для эффективного лидерства, но большинство, по крайней мере, видят в этом сигнал о чьем-то лидерском потенциале.
Являются ли мужчины лучшими лидерами, чем женщины?
Анализ качеств, обычно считающихся необходимыми для эффективного лидерства, не выявил какого-либо врожденного превосходства среди мужчин, однако гораздо больше мужчин, чем женщин, занимают высшие руководящие должности. Одна из теорий состоит в том, что качества, которые помогают быть выбранными на такие должности, такие как уверенность, агрессия и харизма, могут быть более распространены у мужчин, но черты эффективных лидеров, такие как эмоциональный интеллект, смирение, честность и способность к обучению, не так важны. .
Преуспевают ли нарциссы в качестве лидеров?
Высокопоставленный статус лидера привлекает многих людей с высокими показателями нарциссизма. На руководящих должностях нарциссы могут проявлять харизму и даже сплачивать коллег, чтобы действовать в кризисной ситуации, но их чувство собственного достоинства, сопротивление критике, стремление к славе и отсутствие сочувствия часто приводят к неудаче в создании успешных организаций.
Стать лучшим лидером
Неэффективные или безответственные лидеры могут потопить организацию, и тем не менее люди, занимающие руководящие должности, часто становятся жертвами тех же ошибок и ловушек. Почти 40 процентов отставок генеральных директоров вызваны нарушениями честности, такими как мошенничество и коррупция. Когда лидеры ставят свое личное видение выше этики или практических реалий, они ставят под угрозу свое положение и свою организацию. По мнению экспертов, лекарство — это создание культуры открытости.
Какие ошибки чаще всего совершают руководители?
Достижение власти может сделать людей слишком самоуверенными в своих способностях и суждениях, заставляя их идти на безответственный риск. Проблема усугубляется еще и тем, что во многих организациях мало кто осмеливается оспаривать решения лидеров. Эта комбинация часто упоминается при анализе неудавшихся организаций. Эксперты по менеджменту предполагают, что лидеры активно ищут критические комментарии либо внутри своей организации, либо от третьих лиц и рассматривают эти отзывы непредвзято.
Как руководители могут создать здоровую рабочую среду?
Опросы показывают, что всего лишь 1% сотрудников чувствуют себя уверенно, высказывая свои опасения. Организации, которые приветствуют «голос сотрудников» — конструктивное, но сложное общение сверху, — совершают меньше ошибок и лучше удерживают сотрудников. Лидеры могут развивать такую культуру, оставаясь открытыми для точек зрения других и применяя такую практику, как выступать на собраниях последними, а не первыми.
Как кто-то может стать лучшим руководителем команды после повышения?
Стать менеджером тех, кто когда-то был коллегой, — одна из основных задач, стоящих перед новыми лидерами.