Логоневроз по мкб 10 – лечение и причины недуга. Код по мкб-10

Содержание

лечение и причины недуга. Код по мкб-10

фото 1Логоневроз – это судорога-образные движения, которые распространяются по гортанной и артикуляционной мускулатуре, появляются они в начале речи или в ее середине. Больной на определенном звуке запинается, делает паузу или тянет звук.

Клиническая картина патологии напоминает тонические или клонические судороги. При тоническом логоневрозе пациент делает звуковую остановку, а при клоническом повторяет слова или звуки. Заболевание имеет 4 фазы развития, это достаточно серьезная личностная проблема, которая вносит ограничения в способность человека полноценно общаться.

Логоневроз нарушает ритмичность и плавность речи человека. Речь начинает формироваться у детей до года, а заканчивается к 7 годам. Начальные стадии логоневроза проявляются в повторении букв и протягивании слогов.

Причины заболевания у детей

Логоневроз не связан с нарушениями или патологиями речевого аппарата – это невротическая форма заболевания.

Справка! Логоневроз часто сопровождается дрожанием челюсти, мышечным напряжением лица, частым морганием.

фото_2Логоневроз становится более выраженным когда ребенок волнуется и не может выразить свои мысли. На какое-то время признаки речевого невроза могут отступать, и тогда речь ребенка становится плавной, однако, в сложной психологической ситуации проблема обостряется, и интенсивность клинической картины усиливается.

Закономерность – чем сильнее нервничает ребенок, тем ярче признаки логоневроза, в результате формируется стойкая цепочка.

Факторы, которые провоцируют логоневроз в детском возрасте:

  1. Лабильная нервная система. Ребенок тревожный, плаксивый, раздражительный.
  2. Недостаточность центральной нервной системы, возникавшая в результате нарушений при внутриутробном развитии, травм при родах, а также недугов, перенесенных в раннем возрасте.
  3. Особенности развития речи индивидуального характера. Слишком интенсивное развитие фазовой речи, слишком резкое введение второго языка в момент, когда малыш еще не полностью освоил свой родной язык.
  4. Наследственная слабость центральных речевых механизмов.
  5. Патогенное внешнее влияние, которое подкрепляет предрасполагающие факторы для развития речевого невроза.
  6. фото 3

  7. Расторможенность нервной системы ребенка, что приводит к скомканности и размытости речи, позднее становление речи.
  8. Некоторые физические недостатки, формирующие комплексы и чувство неполноценности.

В группе риска дети:

  • к которым взрослые предъявляют слишком завышенные требования;
  • родители которых излишне строги, постоянно их контролируют, выставляют противоречивые требования и не имеют единой стратегии воспитания;
  • которые не имеют должного эмоционального контакта, поддержки и заботы;
  • перенесшие острые стрессы или психологические травмы.

Симптомы у детей

Речевой невроз характеризуется паузами во время разговора, кроме того, признаки патологии могут быть следующими:

  • ребенок несколько раз повторяет определенные звуки, слоги или слова;
  • имеются проблемы с произношением определенных слогов или слов;
  • наблюдаются спазмы гортани;
  • нехватка воздуха.

фото 4

Вместе с перечисленным признаками у ребенка отмечается наличие дыхательных и артикуляционных судорог, а также наблюдается:

  • чувство страха;
  • повышенная тревожность;
  • низкая самооценка;
  • усиленное потоотделение;
  • беспокойный сон.

В некоторых случаях при произношении слогов или слов у ребенка меняется выражение лица, возможно появление гримас, тиков.

Лечение у детей

Диагностикой и лечением логоневроза занимается логопед, кроме того необходима консультация с психологом, психиатром и терапевтом. Очень важно изучить наследственность малыша и обстоятельства, которые спровоцировали развитие патологии. После того, как форма речевого отклонения и его первопричина определена, врач исследует фонематический слух, лексико-грамматическую речь и звукопроизношение.

фото 5Лечение направлено на купирование слишком сильного возбуждения нервной системы ребенка. Для этого используются разные подходы – фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия.

Если после курса лечения в психологическом состоянии ребенка наблюдаются улучшения, восстановление нормальной работы речевого аппарата становится возможным.

Медикаментозное лечение ребенка подбирается с учетом степени неврологического заболевания. Возможно врач назначит препараты, которые влияют на активность мозговых процессов, транквилизаторы, успокоительные средства, витамины.

Важно! Выписывать препараты может только врач, самостоятельное медикаментозное лечение категорически противопоказано.

Слишком уповать на медикаменты не стоит, часто наблюдается возвращение патологии, как только терапевтический курс закончится. Поэтому во время лечения недуга крайне важно найти и устранить первопричины патологии.

Массаж при логоневрозе могут проводить только логопеды, поскольку очень важно знать механизм работы аппарата речи. Неплохие результаты показывает точечный массаж, если после массажа заикание усиливается, это свидетельствует о тяжелой патологии.

Дыхательная гимнастика позволяет нормализовать дыхательный ритм, а также укрепить мускулатуру ребенка. Физические нагрузки показаны в утреннее время суток.

Важно! Не стоит думать, что логоневроз вылечится самостоятельно когда ребенок подрастет. К большому сожалению, такое явление достаточно редко, чаще всего без лечения речевой невроз остается у ребенка на всю жизнь, и существенно снижает его самооценку.

Чтобы предупредить патологию необходимо создавать в семье умиротворенную обстановку, желательно не повышать голос на ребенка, и на ошибки указывать дружеским тоном. Родителям рекомендуется говорить спокойно и плавно. Важно соблюдать режим дня, вечером не стоит включать ребенку мультики, играть в шумные игры. Нужно исключить прочтение страшных сказок, которые могут напугать ребенка.

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

фото 6
Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.

Клиническая картина у взрослых

Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:
фото 7

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с голосовым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие. С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии. Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.

Лечение у взрослых

фото 8Лечение направлено на восстановление правильной работы нервной системы, поэтому врачи применяют фитотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, медикаментозные средства (Глицин, Ново-пассит).

Каким будет лечение определяет невролог после тщательного осмотра пациента. Часто используется комплексное лечение – прием седативных препаратов, народная медицина, мануальная терапия, массаж, иглорефлексотерапия.

Перечисленные методы существенно улучшают эмоциональный фон пациента, способствуют нормализации нервных импульсов, снижают возбуждение вегетативной нервной системы, улучшают настроение и сон.

Логопедическое лечение тоже назначается в обязательном порядке. С помощью логопеда пациент учится правильному дыханию, что значительно купирует симптомы заболевания.

В некоторых случаях проблема устраняется частично, либо заикание возвращается после курса терапии. Тогда необходимо более серьезное лечение. Нужна помощь психотерапевта, который покажет пациенту приемы релаксации и аутотренинга, поможет победить страхи и минимизировать последствия психологической травмы. Используются:

  • групповая терапия;
  • аутогенные тренировки;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гештальт-терапия.

Могут быть назначены медикаментозные средства:

  • Пантогам;
  • Пирацетам;
  • Фенибут;
  • Фенотропил;
  • Ноофен;
  • Анвифен;
  • Гопантам и прочие ноотропные препараты.

Чем логоневроз отличается от заикания?

Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:

  • невротическое – логоневроз;
  • неврозоподобное или органическое.

фото 9При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.

Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.

В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.

Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.

Можно ли получать права при логоневрозе?
Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.

Код по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней логоневрозу присвоен код F-98.5.

фото 10Коррекция невротического заикания – сложный и достаточно длительный процесс, лечение должно проводится не только логопедом, но и психотерапевтом, неврологом и психологом.

Так как в основе развития патологии лечит психотравма, отдельная работа логопеда будет неэффективной до тех пор, пока психотравмирующая ситуация продолжает воздействовать на пациента.

Если в семье ребенка с логоневрозом имеются проблемы, очень кстати будет помощь психотерапевта, который поможет наладить микроклимат в семье, что даст ребенку возможность расслабиться и чувствовать себя более спокойно и уверенно. Психолог объяснит как избавиться от провоцирующих психологических факторов, а невролог назначит лечение, которое купирует судорожную готовность.

Видео

Про логоневроз, его причины, методы лечения.

При своевременном обращении за помощью и при комплексном подходе к лечению, прогноз заболевания благоприятный, но многое зависит не только от грамотности и квалификации врача, но и от желания самого пациента избавиться от проблемы.

psihiatr.me

симптомы и лечение заикания, код по МКБ-10

 

Логоневроз – это невроз с самым ярким внешним проявлением, которое невозможно не заметить. Человеку, страдающему заиканием, он причиняет столько неудобств, что общение становится пыткой, а вопрос «Как избавиться от этого?!» мучает все время.

Что такое логоневроз у взрослых

Нервное расстройство речи подразумевает невозможность говорить плавно, с расслабленным речевым аппаратом, при этом органических причин такого состояния у пациента нет. Человек может много раз повторять слоги, слова, испытывать судороги горла, нервные подергивания мышц лица, резкое перехватывание дыхания. В связи с этими симптомами возникает логофобия – страх говорить. В МКБ-10 (международной классификации болезней 10 пересмотра) логоневроз имеет код F98.5.

логоневроз у взрослых

Заикание у взрослых можно объяснить, как сложность самовыражения, неуверенность в себе, страх унижения, публичного «позора», избыточные мысли о том, как человек выглядит со стороны, и как его воспринимают люди. Часто человек не считает себя достойным общаться на равных, выражать себя свободно и смело, видит себя неинтересным и «хуже других». Как и все существующие неврозы, логоневроз почти всегда возникает у чувствительных людей с высокой требовательностью к себе, комплексами.

Если заикание преследует взрослого человека всю его жизнь, к предпосылкам можно добавить требовательных и авторитарных родителей, часто невротичных, обрывающих попытки ребенка выразить свою индивидуальность.

Причины заикания

Можно выделить несколько причин речевых нарушений:

  1. Органические поражения головного мозга вследствие инсультов, травм, контузий, а также в связи с развитием опухолей, инфекционных заболеваний центральной нервной системы. В данном случае это не логоневроз, заикание лечится вместе с основным заболеванием.
  2. Шейный остеохондроз и защемление шейного нерва, подвывихи позвонков шейного отдела позвоночника.
  3. Развитие невроза после сильного психологического потрясения, эмоционального шока. Например, заикание может появиться после внезапного травматического события – нападения, захвата в заложники, и т.п. Или развиться в связи с потерей близкого человека. Заикание при этом не связано с физиологическими причинами, и возникает периодически, например, при необходимости выступать перед аудиторией, или в присутствии определенного типа людей – например, женщин.
  4. Испуг или гнев. Временное заикание, вызванное гневом или испугом, проходит со временем и не требует лечения. Невроз с такими причинами называют реактивным, или стрессовым. Несмотря на невыраженную форму, требует своевременной диагностики и лечения, так как есть риск закрепления нарушений. Стрессовое заикание обычно сопровождается подергиванием или судорогами мышц лица. Именно неприятные переживания своей речевой «неполноценности» могут привести к переходу стрессового заикания в привычное.
  5. Генетические причины. Иногда заикание формируется у людей, чьи родители тоже страдали речевыми неврозами. В этом случае человек не может вспомнить, когда разговаривал без заикания – нарушения проявились в детстве, вместе с первыми попытками разговаривать.

Второй и третий комплекс причин относятся к логоневрозу. Лечение проводится в соответствии с выявленной причиной, и принципиально различается в каждом перечисленном выше случае. Коррекция невротических нарушений речи взрослых людей невозможна без психотерапии.

логоневроз и психотерапия

Чем отличается взрослое заикание от детского

Если заикание началось после перенесенного потрясения, быстрая помощь в виде успокоительных средств может препятствовать закреплению дефекта речи. Например, человеку можно предложить горячий чай, легкое седативное лекарственное средство, усадить его в спокойном месте, укрыть пледом. Однако, если дефект однажды проявился, нужно внимательно следить за своим состоянием – заикание может проявиться в следующей стрессовой ситуации, и тогда нужно будет лечить логоневроз у невропатолога и психолога.

Рассказывает Ирина, учащаяся медицинского университета:

Я начала заикаться, когда получила первую тройку в жизни на экзамене. Это привело меня в ужасный стресс, я плакала весь день, не могла ни есть, ни спать, а во время следующего устного экзамена заметила, что заикаюсь. К счастью, скоро я избавилась от этой проблемы, ничего особенного не предпринимая. Просто стресс прошел. Это был предпоследний экзамен зимней сессии, и у меня была возможность прийти в себя.

Психологи отмечают: логоневроз у взрослых отличается от детского заикания тем, что человек способен говорить нормально в спокойном состоянии, но в ситуации стресса начинает заикаться. Кроме того, у детей часто даже в мыслях присутствует повторение слогов, у взрослых же внутренняя речь остается свободной. Начало заикания во взрослом возрасте отмечается значительно реже, чем в детском. Считается, что «взрослое» заикание лучше поддается лечению. Но самолечение – самостоятельное назначение таких препаратов, как пантогам или другие, — редко способствует окончательному излечению.

Внешне же логоневроз у детей и взрослых выглядит совершенно одинаково. Присутствовать могут спазмы неба, губ, языка, гортани, а также дыхательные судороги с ощущением нехватки воздуха. Но на уровне психики у взрослых нарушения речи часто соседствует с другими невротическими симптомами – тревожность, беспричинный страх, ощущение тоски, чувство своей неполноценности, плохой сон, потливость, нарушения аппетита.

логоневроз у детей

Лечение логоневроза у взрослых

Поговорим о том, как лечить заикание. В первую очередь заболевание лечится через восстановление гармонии нервной системы посредством воздействия на тело. Эта цель может быть достигнута самыми разными методами – рефлексотерапией, физиотерапией, фитотерапией и назначением такого лекарства, как глицин или новопассит. Направление лечения выбирает невролог после осмотра пациента. Нередко назначаются несколько способов лечения – например, прием седативных лекарственных трав и иглорефлексотерапия, или остеопатия и точечный массаж, или физиотерапия и мануальная терапия.

лечение логоневроза

С помощью перечисленных методов выравнивается эмоциональный фон, улучшается передача нервных импульсов, повышается устойчивость организма, уменьшается возбуждение вегетативной нервной системы, и, как следствие, происходит облегчение симптомов. Кроме того, возвращаются качественный сон, настроение становится хорошим, повышается общий тонус организма, проходят депрессивные состояния.

Обычно методы интегральной терапии назначают в сочетании с логопедическим лечением. Логопед помогает человеку избавиться от страха и скованности, многократно проговаривая проблемные звуки. Также логопед может научить пациента дыхательной гимнастике и правильному дыханию. При легких формах логоневроза пациенты полностью избавляются от неприятных симптомов, и возвращают себе радость общения.

Если проблема ушла лишь на время или не полностью, нужно более серьезное лечение логоневроза. Это значит, что причины более глубокие, чем простое «расстройство нервов» от усталости и перенапряжения. Психотерапевт учит человека приемам аутотренинга и релаксации, разбирает причины возникновения заикания, помогает устранить страх говорения и повысить уверенность в себе. Также идет работа с психологической травмой. Психологи применяют следующие методики:

  • гештальт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • аутогенная тренировка;
  • групповая терапия.

В отдельных случаях психотерапевт назначает ноотропные средства – например, пирацетам, фенотропил, гопантам, анвифен, ноофен, фенибут или пантогам. Самыми популярными ноотропами являются два последних, их назначают чаще всего. Пантогам обладает противосудорожным эффектом. И фенибут, и пантогам содержат гопантеновую кислоту, которая стимулирует работу мозга, снижает его восприимчивость к стрессовым факторам и оказывает легкое седативное действие. Что из препаратов лучше? На этот вопрос может ответить только ваш врач.

Видео

В видео взрослый мужчина рассказывает свою историю – как тяжело ему было учиться в школе, какой мукой для него стали уроки литературы, и как часто заикание мешало жить. Проблема сопровождала его и после школы. Избавиться же от своего недуга герою видео помогла необходимость пересилить страх и волнение при общении с незнакомым человеком.

Жить с заиканием сложно, ведь от умения общаться зависят успех в обществе, самоуважение, личная жизнь, продвижение по службе. Если симптомы логоневроза сочетаются с другими невротическими проявлениями, выяснить причины и вылечить его необходимо.

 

psihodoc.ru

Логоневроз. Причины и лечение логоневроза в Петербурге (СПб)

Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью.
Логоневроз по МКБ-10 имеет код F98.5 – это заикание/запинание. Логоневроз и заикание являются синонимичными понятиями, но чтобы понять разницу между ними, стоит обратить внимание на причины заикания. Если заикание носит невротический характер, то это логоневроз. Помимо этого бывает еще неврозоподобное или органическое заикание, связанное с физиологическими причинами. Ниже пойдет речь именно о невротическом заикании.
Логоневроз мешает человеку полноценно жить, поэтому с ним нужно начинать бороться в детском возрасте и как можно раньше. Чем раньше выявлено нарушение, тем проще его исправить и тем меньше имеется сопутствующих проблем (неуверенность в себе, низкая самооценка, тревога, боязнь говорить — логофобия). Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза.
По статистике логоневроз появляется в дошкольном возрасте. Мальчики в три раза чаще заикаются, чем девочки. Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.

Причины логоневроза

В настоящее время точные причины возникновения логоневроза неизвестны. Среди возможных причин называют:

  1. Недоразвитие или дефекты артикуляционного аппарата;
  2. При обучении разговорной речи мозг ребенка подвергался большой нагрузке, поэтому произошел сбой, ведущий к появлению дефекта речи.
  3. Подражание. Если ребенок общается с заикающимся родственником, он копирует такую манеру общения.
  4. Раннее развитие речи ребенка. Голосовые мышцы не успевают справляться с большим словарным запасом, если их формирование не завершилось.
  5. Нездоровая атмосфера в кругу семьи, недостаток внимания. Дети заикаются, желая подсознательно привлечь внимание родных людей.
  6. Строгость в воспитании и порицание (наказание) за шалости.
  7. Раннее обучение ребенка языкам. Из-за перенасыщения детский мозг не успевает овладевать информацией.
  8. Заучивание наизусть огромных и сложных стихов. Речевой аппарат не выносит тяжелой нагрузки. Если этот факт не учесть, может развиться  логоневроз.
  9. Переучивание левши на правшу, при котором ребенок получает большой стресс.
  10. Полученный сильный стресс или испуг.

Коррекция и лечение логоневроза

Диагноз «Логоневроз» обычно ставят в детском или подростковом возрасте. Если у вашего ребенка возник логоневроз, лечение необходимо начинать незамедлительно.
Обнаружив у ребенка речевые дефекты, родители должны показать его грамотным специалистам. При заикании врачи в основном назначают применение медицинских препаратов. Употребление одних лекарственных средств без психотерапии не приводит к ожидаемому результату, потому что полноценная коррекция речи возможна только при занятиях с логопедом и психологом. Также не стоит заниматься самолечением, а лучше обратиться к специалистам, так как проблему можно усугубить.

Специалисты центра Ember корректируют логоневроз у детей без назначения медицинских препаратов. Применяются специально разработанные методики, помогающие детям и взрослым навсегда избавиться от заикания.
Мероприятия, проводимые специалистами перед началом занятий:

  1. Обследование клиента и выяснение причины речевого дефекта.
  2. Определение необходимой программы коррекции.
  3. Назначение регулярных занятий с постепенным усложнением.

Немаловажную роль в коррекции логоневроза у детей играют родители. Их задача:

  • Организовать режим дня ребенка с дневным и полноценным ночным сном.
  • Ограничить просмотр мультфильмов и доступ к компьютеру. Ограничение снижает перенапряжение мозговой деятельности.
  • Организовать правильное, медленное и спокойное общение, четко проговаривать слова при беседе с ребенком. Тяжелые слова проговаривать неоднократно вместе с ним.
  • Охранять речь ребенка. Читать знакомые книжки, не заучивать наизусть стихи, не просить пересказывать сказки, пока заикание полностью не пройдет.
  • Выбирать спокойные игры: лепка, конструктор, рисование. В процессе игры ребенку нужно проговаривать выполняемые действия.

Взрослого человека лечить сложнее, чем ребенка, так как психика и речь ребенка более пластичны, дети имеют более высокий потенциал к компенсации дефектов. Со взрослыми коррекция логоневроза происходит тяжелей и дольше по времени. Но при желании клиента и регулярности занятий логоневроз у взрослых также устраняется.
Для коррекции логоневроза клиенту нужно строго соблюдать рекомендации, назначенные специалистом. В некоторых случаях нужно будет молчать на протяжении нескольких дней и выполнять специальные упражнения.

Куда обратиться для лечения логоневроза?

На протяжении всего времени существования центра Ember наши специалисты успешно избавляют от логоневроза своих клиентов (взрослых и детей). Заниматься коррекцией логоневроза должны грамотные специалисты.
Обращайтесь в наш центр и наши специалисты навсегда избавят вас или ваших близких от логоневроза. При необходимости занятия могут проходить на дому, в комфортной и знакомой клиенту обстановке.

Запишитесь на первичный приём по коррекции логоневроза по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

emberint.ru

Логоневроз мкб — медицинский справочник

Термин «невроз» ввел в 1776 г. шотландский врач У. Куллен для обозначения «расстройства ощущений и движений, которые не сопровождаются лихорадкой и не зависят от местного поражения какого-либо органа». При таком подходе к неврозам нередко относили не только чисто «функциональные», но и дегенеративные заболевания, болезни обмена и др. Позже понятие «неврозы» ограничилось расстройствами, вызванными или спровотированными психотравмирующей ситуацией. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) термин «невроз» заменен термином «невротические расстройства». Однако понятие «невроз» не потеряло своего значения и широко используется как в научной литературе, так и в практической деятельности. В настоящее время невротические расстройства повсеместно признаются одними из самых распространенных, поэтому их изучение актуально не только в медицинском, но и в социальном отношении. Проблемы неврозов и невротических расстройств отражены в трудах многих отечественных и зарубежных психиатров и неврологов (Ю.А. Александровский, Л.В. Блюменау, А.М. Вейн, В.А. Гиляровский, С.Н. Давиденков, Г.М. Дюкова, Б.Д. Карвасарский, В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.Н. Мясищев, А.М. Свядощ, В.Н.Ушаков, С. Ганзер, П. Жане, Э. Крепелин, Э. Кречмер, З. Фрейд, Ж.М. Шарко, К. Ясперс и др). Неврозы рассматриваются как следствие острого или хронического стресса, приводящего к нарушениям функций структур, обеспечивающих интеграцию между эмоциональной, вегетативной, висцеральной и эндокринной сферами (лимбикоретикулярный комплекс, гипоталамус, верхний отдел ствола мозга), что определяет клинический полиморфизм заболеваний. Психогения является пусковым фактором в развитии невротических расстройств. Особое внимание следует уделять детским психогениям, приводящим к детским формам невротического реагирования (логоневроз, энурез, гиперкинезы) и подготавливающим почву для развития невротических расстройств у взрослых при повторных психотравмах. Психотравмирующий фактор должен обладать особой индивидуальной значимостью. Существует понятие актуальные психогении (интимно-личностные, служебные, творческие, потеря близких людей, угроза здоровью и жизни, природные катаклизмы). Большая роль в формировании и проявлениях невротических расстройств отводится особенностям личности. Наиболее уязвимы личности с тревожной мнительностью, эмоциональной лабильностью, демонстративностью, субдепрессивностью, ригидностью. Имеют значение и особенности физического и психического состояния. Невротические расстройства чаще наблюдаются в периоды эндокринной перестройки (пубертат, климактерий), при переутомлении. Основное патогенетическое звено неврозов — психологический конфликт, вызывающий трудности формирования правильного поведения вследствие недостаточности психологических защитных механизмов. Такие формы защиты, как подавление, вытеснение, регрессия, рационализация, сублимация, сон, препятствуют проникновению нежелательной информации в сознание и смягчают психологическое напряжение. Биологические аспекты патогенеза невротических расстройств. Грубых органических изменений при неврозах нет. В основе заболевания лежит нарушение интегративной деятельности мозга с распадом внутренней связи различных систем с нарастанием дезадаптации, ограничительного поведения. Невротические расстройства сопровождаются нейротрансмиттерной дисфункцией. Так, показано нарушение норадренергических систем мозга в механизмах тревоги. Предполагается, что аномалия в едином ГАМКергическом и бензодиазепиновом рецепторном комплексе или недостаточность их эндогенных лигандов обусловливает патологическую тревожность личности и легкость ее… [стр. 513 ⇒]

Глава 25 Невротические растройства (неврозы) Невротические расстройства относятся к категории психических и поведенческих нарушений, но пациенты обращаются в первую очередь к неврологам и врачам общей практики, поскольку в жалобах и клинических симптомах преобладают неврологические и соматические проявления. Термин «невроз» ввел в 1776 г. шотландский врач У. Куплен для обозначения «расстройства ощущений и движений, которые не сопровождаются лихорадкой и не зависят от местного поражения какого-либо органа». При таком подходе к неврозам нередко относили не только чисто «функциональные», но и дегенеративные заболевания, болезни обмена и др. Позже понятие «неврозы» ограничилось расстройствами, вызванными или спровоцированными психотравмирующей ситуацией. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра {МКБ-10) термин «невроз» замене] термином «невротические расстройства». Однако понятие «невроз» не потеряло своего значения и широко используется как в научной литературе, так и в практической деятельности. В настоящее время невротические расстройства повсеместно признаются одними из самых распространенных, поэтому их изучение актуально не только в медицинском, но и в социальном отношении. Проблемы неврозов и невротических расстройств отражены в трудах многих отечественных и зарубежных психиатров и неврологов (ЮЛ. Александровский, Л.В. Блюменау, А.М. Вейн, В.А. Гиляровский, С.Н. Давиденков, Г.М. Дюкова, Б.Д. Карвасарский, В.В. Ковалев, Н.Д.Лакосина, В.Н. Мясищев, A.M. Свядощ, В.Н.Ушаков, С. Ганзер, П. Жане, Э. Крепелин, Э. Кречмер, 3. Фрейд, Ж.М. Шарко, К. Ясперс и др). Неврозы рассматриваются как следствие острого или хронического стресса, приводящего к нарушениям функций структур, обеспечивающих интеграцию между эмоциональной, вегетативной, висцеральной и эндокринной сферами (л и мби ко -ретикулярный комплекс, гипоталамус, верхний отдел ствола мозга), что определяет клинический полиморфизм заболеваний. Психогения является пусковым фактором в развитии невротических расстройств. Особое внимание следует уделять детским психогениям, приводящим к детским формам невротического реагирования (логоневроз, энурез, гиперкинезьт) и подготавливающим почву для развития невротических расстройств у взрослых при повторных психотравмах. Психотравмирующий фактор должен обладать особой индивидуальной значимостью. [стр. 589 ⇒]

НАД – генетически детерминированное состояние, которое относится к энзимодефицитному синдрому, в результате которого нарушается обмен пуринов, ведущих к избыточной продукции мочевой кислоты и ее солей. Клиника: • Неврастения • Подагра • ГБ • Ожирение артритум • БА • СД • Ранний АС НАД клинически проявляется: • Своеобразным состояние НС, нарушением ОВ и извращением функции некоторых органов и систем, что в дальнейшем предрасполагает к развитию: обменных артритов и подагры, ЖКБ и МКБ, мигрени, невралгий. Раннего АС и ГБ. Причины чрезмерного образования в организме МК: 1. Первичные – синдром Леша-Кихена 2. Вторичные – при распаде большого количества ядерных клеток с образованием пуринов и пиримидинов, при гемолитической анемии, онкозаболеваниях. Патогенез: 1. Высокий уровень возбудимости на любом уровне рецепции. 2. Нарушение обмена пуринов с увеличением их содержания в крови и моче. 3. Низкая ацетилирующая способность печени вследствие снижения содержания КоА. Обменный фонд МК составляет 1000-1200 мг. Частота – 2-3-5% детского населения. Синдромы НАД: 1. Неврастенический синдром – как результат постоянного раздражения ЦНС продуктами пуринового обмена. Происходит более раннее психо—эмоциональное развитие, дети быстро взрослеют, о них говорят как о вундеркиндах, из можно отнести к сильному неуравновешенному типу личности НС. Дети хорошо учатся, но это сопровождается эмоциональной лабильностью, страхами, они трудно адаптируются в коллективе, предрасположены к вегетодистонии, анорексии, логоневрозу, энурезу. 2. Синдром обменных нарушений: избыток МК может проявляться преходящим суставным синдромом, периодической кристаллурией в мочек, предрасполагает к развитию обменных артритов и подагры, дисметаболической нефропатии и интерстициальному нефриту, МКБ. Страдает жировой (гиперлипидемия) и углеводный обмен. 3. Аллергический синдром – тяжелые дерматозы в результате эндогенной сенсибилизации к пуриновым метаболитам. 4. Спастический синдром – спазмы гладкой мускулатуры ЖКТ, бронхов, мигренеподобные головные боли, запоры. 5. Синдром ацетонемической рвоты – проявляется как результат энергетического кризиса. Пусковыми факторами кетогенеза могут быть диетарные нарушения, заболевания, стресс, тяжелая физическая нагрузка. Рвота проявляет себя внезапными или после короткого недомогания, проявлениями головной боли, анорексии, тошноты, рвоты, резким запахом ацетона изо рта и рвотных масс, схваткообразными болями в животе, признаками дегидратации, кома. Грудной возраст: • повышенная нервная возбудимость • быстрота образования условных рефлексов • опережение психического развития • повышен интерес к окружающему • наличие резко повышенных рефлексов со стороны слизистых • неустойчивый стул • кардио-пилороспазм • анорексия Младший возраст:… [стр. 40 ⇒]

Продолжение прил. 1 Классы, группы Шифр Группа болезней, отдельные Примечание по нозологические здоровья МКБ-10 формы Психические расстройства и расстройства поведения Соматоформная дисF45.3 II функция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная дистония: НЦА по гипертензивному, гипотензивному или смешанному типу Фобические тревожF40 II, III Слабовыраженные – ные расстройства II, выраженные – III Неврастения F48.0 II Невратические и / или II астенические реакции Невротические реакF43.2 II, III Слабовыраженные – ции, связанные со II, выраженные – III стрессом Расстройства сна F51 II неорганической этиологии Органическое эмоF06.6 III ционально-лабильное (астен.) расстройство Расстройство личноF07 II, III Слабовыраженные – сти и поведения, обуII, выраженные – III словленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга Эмоциональные расF90-F98 II, III Слабовыраженные – стройства, начинаюII, выраженные – III щиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз, др.) 181… [стр. 181 ⇒]

Рассмотри в качестве примеров заикание и алалию. Пример 1. Заикание Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественно логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalone Представляется, однако, что такое определение не исчерпывает природу 9… [стр. 1 ⇒]

medlib.xyz

Заикание (запинание) > Архив — Клинические протоколы МЗ РК

 

Тактика лечения 
Заикание — симптом различных заболеваний, поэтому лечение проводится всех заболеваний, проявлением которой оно является. Необходима правильная диагностика формы заикания и сопутствующих расстройств, анализ факторов провоцирующих и поддерживающих заикание. В лечении заикания важную роль играет психотерапия, включающая, прежде всего, режимные моменты, восстановление коммуникативной функции речи, исключение невротизирующей ситуации, реконструкция социальной значимости личности, улучшение адаптационных механизмов, обучение детей способам самоконтроля, аутогенная тренировка, ликвидация признаков девиации личности.

Необходимо создание лечебно-охранительного режима, проведение общеоздоровительного лечения, санация хронических очагов инфекции, назначение седативной терапии — сбор седативных трав, настойка пустырника, валериана, персен, ново-пассит, сонапакс и др. Эффективна седативная иглорефлексотерапия; ЛФК; лечение проявлений церебральной недостаточности — патогенетическая, дегидратационная, противосудорожная, стимулирующая терапия, применяются препараты улучшающие метаболические и биоэнергетические процессы в нервных клетках, влияющие на нейромедиаторные системы мозга — ноотропы: пирацетам, пиридитол, гопантеновая кислота и др. Физиолечение — электрофорез по Щербаку или Вермелю, электросон, электростимуляция правого диафрагмального нерва при дыхательных судорогах, кислородные коктейли.


Цели лечения: устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Своевременное лечение заикания у детей поможет предупредить негативное воздействие этой патологии на формирование личности, на психическое состояние ребенка и его адаптацию в обществе.


Немедикаментозное лечение

Режим (спокойная обстановка, без перегрузок), создание лечебно-охранительного режима, дневной сон, закаливающие процедуры, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения.


Психотерапия заключается в оздоровлении психики заикающегося ребенка, которое осуществляется через воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, воспитание полноценной личности, воздействие на микросоциальную среду. Проводится прямая и косвенная психотерапия.

Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение близких людей. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, внушения убеждения и обучения.

Различают два вида воздействия словом:
— рациональная или разъяснительная психотерапия;
— суггестивная терапия, в которой выделяются — внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).


Самоконтроль речи у детей старшего возраста, контроль речи со стороны взрослых у детей младшего возраста.

Фитотерапия — экстракт валерианы, пустырника, пассифлоры, хмеля, мелиссы, мяты; сана-сон.

Занятия с психологом направлены на ликвидацию патологического формирования личности, прививание детям навыков общения со сверстниками.

Рефлексотерапия основана на использовании приемов древней восточной медицины.

Физиотерапевтические процедуры, электрофорез по Щербаку или Вермелю, электросон, расслабляющий массаж воротниковой зоны, кислородный коктейль.


ЛФК и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу легочной и сердечнососудистой системы, повышают обмен веществ, что способствует укреплению уверенности, улучшают координацию, помогают избавиться от комплексов, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.


Логопедическая коррекция — включает систему логопедических занятий, направленных на развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря.


Медикаментозное лечение:

— седативные: тофизопам (грандаксин), клоразепат (транксен), мебикар, ноофен, персен, ново-пассит, сонапакс, хлорпротексин.

— ноотропы: пирацетам, пиридитол, гопантеновая кислота;

— с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин, гинкго-билоба;

— витаминотерапия — витамины группы В, фолиевая кислота, аевит;

— общеукрепляющие средства — глицин, магне В6.


Дальнейшее ведение: работа с родителями заикающихся детей. Родители должны получить квалифицированную консультацию, как от врача, так и от логопеда о причинах заикания, простейших способах его коррекции, знать, как оказывать помощь в закреплении полученного навыка плавной речи. Необходимо устранение психической травмы, правильный режим дня. Дальнейшее наблюдение и занятия с логопедом по месту жительства, строгое выполнение рекомендаций логопеда. С 3-х летнего возраста оформление в специализированный детский сад. В школьном возрасте при тяжелом заикании определение в школу с нарушением речи.

 

Основные медикаменты:

1. Адаптол, таблетки 0,3

2. Актовегин, ампулы 2 мл по 80 мг

3. Глицин, таблетки 0,1

4. Магния лактат+пиридоксина гидрохлорид — магне В6

5. Ново-пассит, таблетки покрытые оболочкой, раствор для внутреннего применения

6. Ноофен, таблетки 0,25

7. Пиридоксин гидрохлорид — ампулы 1 мл 5%, витамин В6

8. Тиамин бромид, ампулы 1 мл 5%

9. Тиамин бромид, ампулы 1 мл 5%

10. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 и 25 мг

11. Фолиевая кислота, таблетки 0,001

12. Цианкобаламин, ампулы 1 мл 200 и 500 мкг


Дополнительные медикаменты:

1. Аевит в капсулах

2. Винкамин (оксибрал), капсулы 30 мг

3. Гопантеновая кислота, таблетки 0,25

4. Грандаксин, таблетки 50 мг

5. Персен, таблетки

6. Пирацетам, таблетки 0,2, 0,4

7. Пиридитол, суспензия, таблетки 0,1

8. Танакан, таблетки 40 мг

9. Хлорпротиксен 15, таблетки

10. Эктракт валерианы, таблетки 20 мг


Индикаторы эффективности лечения:

1. Устранение заикания, приобретение навыков правильной речи и поведения в разнообразных ситуациях.

2. Улучшение коммуникативной функции речи.

3. Уменьшение судорог в артикуляционном аппарате, дыхательной мускулатуре.

4. Самоконтроль речи.

5. Повышение эмоционального и психического тонуса.

diseases.medelement.com

МКБ-10 онлайн, коды заболеваний, расшифровка диагнозов

Электронный справочник МКБ-10. 1990-2019. Коды диагнозов, поиск по коду и названию болезни.

Справочник МКБ-10:

МКБ-10 — Международная классификация болезней Десятого пересмотра.
Полное название: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Коды болезней по МКБ-10

МКБ-10 содержит 21 класс болезней. Коды U00-U49 и U50-U99 составляют 22-й класс и используются для временного обозначения и в исследовательских целях (не представлены на нашем сайте).

  1. A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
    Содержит 21 блок
    Включены: болезни, обычно рассматриваемые как передающиеся, или трансмиссивные
    Исключены: носительство или подозреваемое носительство возбудителя инфекционной болезни (Z22.-) некоторые локализованные инфекции — см. классы, относящиеся к системам органов инфекционные и паразитарные болезни, осложняющие беременность, роды и послеродовой период (за исключением акушерского столбняка и болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (O98.-) инфекционные и паразитарные болезни, характерные для перинатального периода (за исключением перинатального столбняка, врожденного сифилиса, перинатальной гонококковой инфекции и перинатального заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (P35-P39) грипп и другие острые респираторные инфекции (J00- J22)
  2. C00-D48 — Новообразования
    Содержит 4 блока
  3. D50-D89 — Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
    Содержит 6 блоков
    Исключены: аутоиммунная болезнь (системная) БДУ (M35.9) отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) эндокринные болезни, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (B20-B24) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  4. E00-E90 — Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
    Содержит 8 блоков
    Исключены: осложнения беременности, родов и послеродового периода (О00-О99) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99) преходящие эндокринные нарушения и нарушения обмена веществ, специфичные для плода и новорожденного (Р70-Р74)
  5. F00-F99 — Психические расстройства и расстройства поведения
    Содержит 11 блоков
    Включены: нарушения психологического развития
    Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  6. G00-G99 — Болезни нервной системы
    Содержит 11 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-099) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  7. H00-H59 — Болезни глаза и его придаточного аппарата
    Содержит 11 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  8. H60-H95 — Болезни уха и сосцевидного отростка
    Содержит 4 блока
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  9. I00-I99 — Болезни системы кровообращения
    Содержит 10 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99) системные нарушения соединительной ткани (M30-M36) транзиторные церебральные ишемические приступы и родственные синдромы (G45.-)
  10. J00-J99 — Болезни органов дыхания
    Содержит 10 блоков
  11. K00-K93 — Болезни органов пищеварения
    Содержит 10 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  12. L00-L99 — Болезни кожи и подкожной клетчатки
    Содержит 8 блоков
    Исключено: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) липомеланотический ретикулез (I89.8) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99) системные нарушения соединительной ткани (M30-M36)
  13. M00-M99 — Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
    Содержит 6 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) синдром сдавления (T79.6) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  14. N00-N99 — Болезни мочеполовой системы
    Содержит 11 блоков
    Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности, родов и послеродового периода (O00-O99) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99) болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00-E90) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) новообразования (C00-D48) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)
  15. O00-O99 — Беременность, роды и послеродовой период
    Содержит 8 блоков
    Исключены: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека [ВИЧ] (B20-B24) травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом (F53.-) акушерский столбняк (A34) послеродовой некроз гипофиза (E23.0) послеродовая остеомаляция (M83.0) наблюдение за течением: . беременности у женщины, подвергающейся высокому риску (Z35.-) . нормальной беременности (Z34.-)
  16. P00-P96 — Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
    Содержит 10 блоков
    Включены: нарушения, возникающие в перинатальном периоде, даже если смерть или болезнь наступают позднее
  17. Q00-Q99 — Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения
    Содержит 11 блоков
    Исключены: врожденные нарушения обмена веществ (E70-E90)
  18. R00-R99 — Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
    Содержит 13 блоков
  19. S00-T98 — Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
    Содержит 21 блок
    Исключены: родовая травма (P10-P15) акушерская травма (O70-O71)
  20. V01-Y98 — Внешние причины заболеваемости и смертности
    Содержит 9 блоков
  21. Z00-Z99 — Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
    Содержит 7 блоков

Диагноз в классификации представлен кодом и названием. Коды построены с использованием алфавитно-цифрового кодирования. Первым символом в коде диагноза является буква (A – Y), которая соответствует определенному классу. Буквы D и H используются в нескольких классах. Буква U не используется (оставлена в резерве). Классы делятся на блоки рубрик, описывающие «однородные» заболевания и нозологии. Далее блоки делятся на трехзначные рубрики и четырехзначные подрубрики. Таким образом, конечные коды диагнозов позволяют максимально точно охарактеризовать то или иное заболевание.

Коды из МКБ-10 активно используются в российской медицине. В больничных листах указывается код диагноза, расшифровку которого можно найти в электронной версии классификации на нашем сайте или на подобных сторонних ресурсах. Наш сайт содержит удобную навигацию и комментарии к классам и рубрикам МКБ-10. Для быстрого перехода к описанию интересующего кода диагноза воспользуйтесь формой поиска.

На сайте представлены актуальные на 2019 год сведения классификации с учетом исключённых и добавленных кодов согласно Письму Минздрава России Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и списком замеченных опечаток и конъюнктурной правкой, предложенной Всемирной организацией здравоохранения.


Что такое МКБ-10?

МКБ-10 — международная классификация болезней Десятого пересмотра. Представляет собой нормативный документ с общепринятой статистической классификацией медицинских диагнозов, которая используется в здравоохранении для унификации методических подходов и международной сопоставимости материалов. Разработана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Под словами «Десятого пересмотра» понимается 10-я версия (10-я редакция) документа с момента его создания (1893 г.). В настоящий момент МКБ 10-ого пересмотра является действующей, она принята в 1990 году в Женеве Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, переведена на 43 языка и используется в 117 странах.


EN

Short title:
International Classification of Diseases; Tenth Revision
Title:
International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems; Tenth Revision
Abbreviation:
IDC-10
Author (copyright):
World Health Organization

В России аббревиатура и название классификации используются на русском языке:

RU

Краткое название:
Международная классификация болезней 10-го пересмотра
Полное название:
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Десятого пересмотра
Аббревиатура:
МКБ-10
Авторство (авторское право):
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Цели и задачи МКБ

Целью Международной классификации болезней является предоставление возможностей для систематизации знаний и данных о смертности и заболеваемости в разных странах в разное время. МКБ позволяет сводить словесные формулировки диагнозов болезней и проблем, связанных со здоровьем, к кодам, что унифицирует процесс накопления, хранения, анализа, интерпретации и сравнения данных.

Международная классификация болезней решает задачу обобщения и классификации болезней на международном уровне. МКБ является международной стандартной диагностической классификацией, которая используется в составлении статистики смертности и заболеваемости населения в тех странах, которые приняли МКБ. МКБ используется для медицинских и эпидемиологических целей, для обеспечения качества медицинских услуг.

Современные медицинские информационные системы, системы сбора и передачи медицинских данных используют коды МКБ для повышения надежности, обеспечения удобства и управления здравоохранением.

МКБ-10 применяется в работе медицинских учреждений России. При подготовке МКБ 10-го пересмотра принимали участие и российские медики.


История создания и пересмотров МКБ

Попытки собрать воедино названия всех болезней, упорядочить их, обобщить в группы были еще в XVIII веке. Особый вклад внес Франсуа Босье де Лакруа (Франция). Вопросу обобщения болезней уделил большое внимание Уильям Фарр (Англия, XIX век), который описывал принципы построения единой классификации. Вопрос обсуждался активнее, понимание в необходимости классификации росло.

Первая классификация причин смерти, применимая на международном уровне, была принята в Париже в 1855 году Международным статистическим конгрессом. Она была построена на основе двух списков болезней, составленных по разным принципам, от доктора Уильяма Фарра и доктора Марка д’Эспина. В последующие годы (1864, 1874, 1880, 1886) классификация пересматривалась — вносились дополнения и изменения.

В 1893 году в Чикаго была принята Классификация Бертильона по имени Жака Бертильона (Франция), который вел подготовку классификации. Также ее называли Международным перечнем причин смерти. Она и положила начало классификации, которая известна сейчас как Международная классификация болезней (МКБ). Начиная с 1893 года классификация пересматривалась примерно раз в 10 лет. На настоящее время действующей является классификация 10-го пересмотра. Она одобрена Международной конференцией по Десятому пересмотру МКБ в 1989 году и принята в мае 1990 года Сорок третьей сессией Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Она вошла в употребление в государствах-членах ВОЗ с 1994 года, с 1999 года в России. Выход МКБ-11 откладывается, но работа по ее подготовке идет. Ожидается принятие МКБ 11-го пересмотра в 2016-2017 годах.

МКБ 10-го пересмотра

Издатель:
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
Дата принятия:
Май 1990
Год начала использования:
С 1994 года в государствах-членах ВОЗ, с 1999 года в РФ
Статус:
Действующая
Официальные языки:
6 официальных: арабский, китайский, английский, французский, русский, испанский. Есть версии на 36 других языках.

Подготовка русской версии МКБ-10 заключалась в составлении классификации, базирующейся на клинико-диагностических терминах ВОЗ, но адаптированной к практике работы медицинских учреждений России. В адаптации международного документа принимал участие Московский центр по Международной классификации болезней, сотрудничающий с ВОЗ. При подготовке учитывался опыт работы специалистов крупных клинических институтов страны, предложения высказывали специалисты Минздрава. Русская бумажная версия МКБ-10 — это результат кропотливой работы академиков, докторов и кандидатов медицинских наук.

В подготовке принимали участие
• Академики РАМН: И.И. Дедов, В.А. Насонова, Д.С. Саркисов, Ю.К. Скрипкин, Е.И. Чазов, В.И. Чиссов;
• Член-корреспонденты РАМН: Г.И. Воробьев, Е.А. Лужников, В.Н. Серов, В.К. Овчаров;
• Доктора медицинских наук: В.Г. Горюнов, Б.А. Казаковцев, Н.В. Корнилов, В.С. Мелентьев, А.А. Приймак, Д.И. Тарасов, М.С. Турьянов, А.М. Южаков, Н.Н. Яхно, О.Н. Балева, П.В. Новиков;
• Кандидаты медициниских наук: О.Н. Белова, М.Д. Сперанский, М.В. Максимова.


Содержание МКБ-10

Классификация представляет собой нормативный документ, который состоит из трех томов. В русском издании МКБ-10 том 1 состоит из двух частей.

Том 1. Специальные перечни для статистической разработки

  • Часть 1.
    • Предисловие к русскому изданию
    • Введение
    • Благодарность
    • Сотрудничающие центры ВОЗ по классификации болезней
    • Отчет Международной конференции по Десятому пересмотру
    • Перечень трехзначных рубрик
    • Полный перечень трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик и их содержание. Классы с I по XIII.
  • Часть 2.
    • Полный перечень трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик и их содержание. Классы с XIV по XXI.
    • Морфология новообразований
    • Специальные перечни для статистической разработки данных смертности и заболеваемости
    • Определения
    • Номенклатурные положения

Том 2. Сборник инструкций по применению для пользователей МКБ

  1. Введение
  2. Описание международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем
  3. Как пользоваться МКБ
  4. Правила и инструкции по кодированию смертности и заболеваемости
  5. Представление статистических данных
  6. История развития МКБ

Список литературы

Том 3. Алфавитный указатель к классификации

  • Предисловие к русскому изданию
  • Введение
  • Общее построение указателя
  • Условные обозначения, используемые в указателе
  • Раздел I. Алфавитный указатель болезней и травм по их характеру
  • Раздел II. Внешние причины травм
  • Раздел III. Таблица лекарственных средств и химических веществ

Наш сайт содержит онлайн-версию фрагмента русского издания МКБ-10, включающую перечень классов, блоков, трехзначных рубрик, четырехзначных подрубрик и их содержание. Также с нашего сайта можно скачать электронную версию русского издания МКБ-10 в разных форматах.


Структура классификации

Полный документ МКБ-10 включает введение, классификацию, указания по заполнению свидетельства о перинатальной смертности, нормативные определения, номенклатурные положения и другие разделы. Опишем структуру и принципы построения классификации.

В классификации МКБ-10 статистические данные объединены в следующие группы:

  • эпидемические болезни;
  • конституциональные или общие болезни;
  • местные болезни, сгруппированные по анатомической локализации;
  • болезни, связанные с развитием;
  • травмы.

Классификация имеет четырехуровневую иерархическую структуру. Записи классификации имеют коды и словесную расшифровку. Классификация использует алфавитно-цифровую систему кодирования. Структура и коды классификации следующие:

Классы

Всего 21 класс.
Код каждого класса представляет собой пару кодов, определяющих диапазон входящих в класс кодов.
Код класса представлен в виде: буква + две цифры – буква + две цифры. Например: A00-B99, C00-D48, K00-K93.

Блоки рубрик

Классы МКБ-10 подразделяются на однородные блоки. Код блока в виде буква + две цифры или через указание диапазона. Например: B99, C00-C97, K00-K14.

Трехзначные рубрики

Код вида: буква + две цифры. Например: C02, K00.

Четырехзначные подрубрики

Код подрубрики в виде: буква + две цифры . цифра. В коде используется точка, после которой идет цифра, уточняющая заболевание для трехзначной рубрики. Например: C02.1, K00.3.

Общий пример. Рассмотрим детально цепочку H60-H95 H80-H83 H80 H80.2

Уровень Код Расшифровка
МКБ-10
  Класс H60-H95 Болезни уха и сосцевидного отростка
   Блок H80-H83 Болезни внутреннего уха
    3-значная рубрика H80 Отосклероз
     4-значная подрубрика H80.2 Кохлеарный отосклероз

mkb10.su

Неврозы у детей > Архив — Клинические протоколы МЗ РК

 

Цели лечения:

1. Снижение клинических симптомов заболевания.

2. Длительная ремиссия.


Немедикаментозное лечение:
1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
3. Индивидуальная или групповая психотерапия.

4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.


Медикаментозное лечение:

1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид — начальная доза детям — 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам — 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.

2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.

3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.

4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.

5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.

6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.

 

Профилактические мероприятия

Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы — при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.

 

Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.


Перечень основных медикаментов:

1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.

2. Адаптол 300 мг табл.

3. Пимозид 0,5-1 мг табл.

4. Энцефабол 0,25 мг табл.

5. Ноофен 250 мг табл.
 

Перечень дополнительных медикаментов:

1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.

2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе

3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе


Индикаторы эффективности лечения:

— снижение симптомов невроза;

— длительная ремиссия;

— психологическая реабилитация;

— социальная реабилитация в семье и обществе.
 

* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств


diseases.medelement.com

Добавить комментарий